Рефлексивные подходы к управлению конфликтами

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Конфликтология
  • 1717 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 27.01.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие конфликта и его причины 5
2. Управление конфликтами и методы их разрешения 7
3. Рефлексивное управление в ситуации конфликта 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

В то же время следует помнить, что отсутствие целенаправленного поведения конфликтующих сторон не означает, что у них нет целей. Кроме того, испытуемому может быть трудно, сформулировать, чего он хочет добиться от оппонента в данной ситуации и чего он боится.
И здесь рефлексивная стратегия третьей стороны основывается на естественной потребности каждого субъекта в безопасности путем предотвращения определенных опасностей, порождаемых конфликтной ситуацией. Дальнейшее рефлексивное управление процессом целеполагания конфликтующих сторон предполагает их ответы, прежде всего, самим себе, на следующий вопрос: Что нужно сделать?
Другой метод рефлексивного контроля – формирование доктрины противника [11]. Представим себе учение как все, что субъект должен принять для принятия решения - как совокупность личностных и ситуационных факторов. В личностном плане это психологические особенности, направленность личности, ее познавательная направленность, воспитание, личностные ценности, принадлежность к определенному социальному, культурному, профессиональному слою, владение специальными психотехническими приемами.
К ситуативным факторам относятся характер отношений сторон (кооперативных или конкурентных), общий эмоциональный фон этих отношений, наличие заинтересованных сторон, поведение другой стороны. Очевидно, что доктрины конфликтующих сторон также поддаются коррекции, и в связи с этим в последнее время все большую популярность приобретают методы индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения: социально-психологический тренинг, конфликтное консультирование, аутогенный тренинг.
Очевидные трудности использования данной методики заключаются в том, что, с одной стороны, учение может быть сформировано длительным обучением субъекта, а с другой – «затягивание» конфликта оставляет все меньше и меньше шансов на его конструктивное завершение. Кроме того, темпы обучения субъектов индивидуальны, в то время как в рамках единой системы рефлексивного взаимодействия в конфликте они образуют целостный, единый организм. И еще один момент: каждая конфликтная ситуация содержит в себе существенный элемент непредсказуемости, иррациональности, и все усилия, направленные на формирование доктрины, могут оказаться напрасными [9].
Наиболее неконструктивным (и по большому счету нежелательным) методом рефлексивного управления является передача конфликтующим сторонам готового решения конфликта. Ведь предлагаемое или навязываемое решение становится абстрактным решением, а не решением конкретного конфликта для конкретных субъектов с их индивидуальными проекциями смыслов на возникшие обстоятельства, с реальными для них последствиями.
Итак, рефлексивное управление конфликтом – это специфическое информационно-психологическое управление трансформацией целей, ценностей, решений, моделей мышления и психологических состояний конфликтующих субъектов, которое можно рассматривать как управление трансформациями всей базовой рефлексивно-психологической системы целостного организма, представляющего собой конфликт.


Заключение

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с негативными эмоциональными переживаниями.
Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, индивидуально-групповой конфликт и межгрупповой конфликт.
Конфликты могут возникать из-за недостаточного общения и понимания, неверных предположений о чьих-то действиях, различий в планах, интересах и оценках.
Управление конфликтом – это целенаправленное действие, направленное на устранение (минимизацию) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Разрешение конфликта - это многоступенчатый процесс, включающий в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию и оценку эффективности своих действий.
Существует довольно много методов управления конфликтами. Их можно сгруппировать в несколько групп, каждая из которых имеет свою сферу применения: внутриличностные, то есть способы воздействия на личность; структурные, то есть методы устранения организационных конфликтов; межличностные методы или стили поведения в конфликте; переговоры; ответные агрессивные действия. Эта группа методов применяется в крайних случаях, когда возможности всех предыдущих групп исчерпаны.
В межличностном методе существует пять способов разрешения конфликта: уклонения; сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое продиктовано убеждением, что не стоит злиться, потому что «мы все одна счастливая команда, и не стоит раскачивать лодку». Стиль сглаживания может в конечном итоге привести к серьезному конфликту, так как основная проблема не решена; принуждение. В рамках этого стиля преобладают попытки любой ценой заставить людей принять их точку зрения. Этот стиль может быть эффективен в ситуациях, когда начальник имеет значительную власть над подчиненными; компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но только до некоторой степени; решение проблем.
Рефлексивное управление конфликтом – это специфическое информационно-психологическое управление трансформацией целей, ценностей, решений, моделей мышления и психологических состояний конфликтующих субъектов, которое можно рассматривать как управление трансформациями всей базовой рефлексивно-психологической системы целостного организма, представляющего собой конфликт.
Рефлексивные процессы могут быть организующим началом конфликта, если они основаны на провокациях и интригах, и способствуют его прогнозированию, предотвращению и разрешению. В последнем случае можно говорить о рефлексивном управлении конфликтом.
Рефлексивное управление конфликтом может быть как внутренним, когда оно осуществляется самими конфликтующими субъектами (или одним из них), так и внешним, при котором рефлексивным анализом занимается третья (нейтральная) сторона, а его результаты служат основой для выбора способа разрешения конфликта.



Список использованной литературы

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история библиография. - М., 2018. – с. 416.
Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии, СПб: «Речь», 2016. – с. 506.
Гришина Н.В. Психология конфликта. М: Питер, 2017. – с. 298.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М: Питер, 2016. – с. 380.
Кох Н.А. Конфликтология. Екатеринбург, 2017. – 256.
Психология конфликтного поведения. URL https://bookap.info. (дата обращения 25.12.2020).
Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 1992.
Поляков, В.Г., «Человек в мире управления» – Новосибирск: Наука, 1992.
Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» – Киев: Выща шк., 1988.
Овчинникова Т.М. Рефлексивное управление в ситуации межличностного конфликта. URL https://otherreferats.allbest.ru/management/01036130_0.html#text. (дата обращения 25.12.2020).
Управление конфликтами и методы их разрешения. URL https://www.bestreferat.ru/referat-236165.html. (дата обращения 26.12.2020).











3

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история библиография. - М., 2018. – с. 416.
2. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии, СПб: «Речь», 2016. – с. 506.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. М: Питер, 2017. – с. 298.
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. М: Питер, 2016. – с. 380.
5. Кох Н.А. Конфликтология. Екатеринбург, 2017. – 256.
6. Психология конфликтного поведения. URL https://bookap.info. (дата обращения 25.12.2020).
7. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» – М.: изд-во МГУ, 1992.
8. Поляков, В.Г., «Человек в мире управления» – Новосибирск: Наука, 1992.
9. Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» – Киев: Выща шк., 1988.
10. Овчинникова Т.М. Рефлексивное управление в ситуации межличностного конфликта. URL https://otherreferats.allbest.ru/management/01036130_0.html#text. (дата обращения 25.12.2020).
11. Управление конфликтами и методы их разрешения. URL https://www.bestreferat.ru/referat-236165.html. (дата обращения 26.12.2020).

Вопрос-ответ:

Что такое конфликт и какие могут быть его причины?

Конфликт - это взаимодействие между двумя или более сторонами, которое характеризуется противоречивыми интересами, ценностями или потребностями. Причины конфликтов могут быть различными: разногласия по поводу ресурсов, различия во взглядах, недопонимание, неправильное взаимодействие и другие.

Какими методами можно управлять и разрешать конфликты?

Существует несколько методов управления и разрешения конфликтов, включая активное слушание, поиск компромисса, поиск совместных решений, применение силы или авторитета, медиация и другие.

Каким образом можно применять рефлексивный подход в ситуации конфликта?

Рефлексивное управление конфликтом подразумевает осознание и осмысление своих эмоций, мыслей и поведения во время конфликта. Это позволяет лучше понять себя, свои потребности и мотивы, а также более эффективно взаимодействовать с другими сторонами конфликта.

Может ли отсутствие целенаправленного поведения у конфликтующих сторон означать отсутствие у них целей?

Нет, отсутствие целенаправленного поведения не означает, что у конфликтующих сторон нет целей. Иногда стороны могут не быть осознанными своих целей или не уметь ясно их выразить. Рефлексивный подход третьей стороны может помочь сформулировать и понять цели каждой из сторон конфликта.

Какие трудности может испытывать человек при формулировке своих желаний и опасений в ситуации конфликта?

В ситуации конфликта человек может испытывать трудности с формулировкой своих желаний и опасений из-за эмоционального напряжения, страха перед отвержением или агрессией со стороны оппонента. Рефлексивная стратегия третьей стороны может помочь человеку выразить свои потребности и опасения без страха и конфликта.

Что такое рефлексивные подходы к управлению конфликтами?

Рефлексивные подходы к управлению конфликтами - это методы и стратегии, основанные на представлении о конфликте как сложной системе, которую можно анализировать и взаимодействовать с ней с целью разрешения конфликта.

Какие причины могут вызвать конфликт?

Причины конфликта могут быть разнообразными: различия во взглядах и ценностях, конкуренция за ресурсы, непонимание и неправильное взаимодействие между людьми, неудовлетворенность и негативные эмоции.

Какими методами можно разрешить конфликт?

Существует несколько методов разрешения конфликта, таких как сотрудничество, компромисс, согласие, конфронтация и избегание. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, и выбор метода зависит от конкретной ситуации и целей сторон.

Что такое рефлексивное управление в ситуации конфликта?

Рефлексивное управление в ситуации конфликта - это осознанное и гибкое управление конфликтом, основанное на анализе своих действий и мыслей, а также взаимодействии с другими сторонами конфликта с целью достижения взаимопонимания и разрешения конфликта.

Что делать, если трудно сформулировать свои цели и боязнь в ситуации конфликта?

Если трудно сформулировать свои цели и боязнь в ситуации конфликта, полезно применить рефлексивную стратегию третьей стороны. Третья сторона может помочь исследовать и прояснить свои цели и боязни, а также помочь в разрешении конфликта.