Проблемы готовности детей к школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2424 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 23.02.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы готовности ребенка к обучению к школе 5
1.1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной педагогике и психологии 5
1.2. Преемственность школьного и дошкольного обучения 9
1.3. Готовность ребенка к обучению в школе как компонентная система 12
Глава 2. Практические рекомендации по формированию готовности детей к школьному обучению 20
2.1. Социально-психологическая адаптация ребенка к школе 20
2.2. Рекомендации по повышению уровня готовности к школе 21
Заключение 24
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Прилежание. Внимательность. Выполнение поручений учителя1. Посещение школы не вызывает негативныхассоуиаций. Выполнение поручений при контроле учителя1. Негативное отношение к обучению в школе. Часые нарушения дисциплины, жалобы на здоровье2. Учебный материал усваивается без затруднений2. Учебный материал усваивается при хорошем изложении учителя2. Учебный материал усваивается фрагментарно. необходима помощь учителя3. Занимает благоприятное положение в классе3. Дружит с большинствои одноклассников3. Нет друзей. Общается с малым числом одноклассниковЭффективность работы учителя в период адаптации первоклассников к школе будет зависеть от его знаний, умения относиться к детям.В то же время родители могут помочь своему ребенку сократить период адаптации к школе. Для этого родители должны:1) помочь переориентировать ребенка с позиции дошкольника на позицию школьника: укрепляют личностное чувство обучения в школе и ставят перед ребенком познавательные задачи;2) стимулировать обмен информацией с одноклассниками, общение для создания коллектива детей: взаимное раскрытие повышает уровень доверия между учениками;3) способствовать формированию у ребенка интереса к своей личности: он должен видеть возможность самореализации;Возраст 3-7 лет - период кризиса, ребенок страдает невозможностью сделать свой внутренний мир доступным и понятным для окружающих. Взрослый должен помочь ребенку преодолеть несоответствие внешнего и внутреннего мира, несоответствие его желаний существующей реальности.2.2. Рекомендации по повышению уровня готовности к школеГотовность к школе – это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно приводит к задержке или искажению развития других компонентов. Сложное отклонение наблюдается и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школе может быть достаточно высокой, но дети испытывают значительные трудности в обучении из-за некоторых личностных особенностей.Иногда дети не хотят учиться. Одна из возможных причин этого – влияние взрослых, их негативные высказывания о школе. Для дошкольника очень привлекательны внешние свойства школьной жизни: письменный стол, колокольчики, мелочь, школьная форма, пенал, портфель и т. Д. Они имеют положительное значение, вызывающее у ребенка желание научиться занимать свое место среди других людей.Чтобы определить уровень психологической готовности вашего ребенка к школе, нужно объективно оценить его способности, часто консультироваться с воспитателем детского сада.Попадая в школу, дети оказываются в более сложной ситуации, которые в какой-то момент изо всех сил пытались привыкнуть к детскому саду, были неактивны в общении со своими сверстниками и взрослыми. Таким детям будет непросто, поведение которых отличается отсутствием усидчивости, неустойчивым вниманием, неспособностью правильно оценить свои способности.При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать внимание к тому, что видит ребенок на прогулках и экскурсиях. Мы должны научить его рассказывать о своих впечатлениях; эти рассказы нужно слушать с интересом, даже если они односложны и бессвязны. Это помогает задать дополнительные вопросы, пытаясь получить более подробную и подробную историю. Родители должны почаще читать ребенку детские книги, водить их в кино, обсуждать с ними прочитанное и увиденное.Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, если он не позитивно относится к школе. Общение с ним следует налаживать не в школе, а в дошкольных учреждениях. Он должен быть прямым, эмоционально насыщенным.Для повышения уровня развития мысли и речи очень важно участие ребенка в групповых играх вне школьных часов. Ему нужно чаще поручать исполнение ролей, требующих принятия решений, активного вербального общения с другими детьми (например, игровая роль врача, капитана корабля, продавца в магазине).При низком уровне развития мысли и речи требуются дополнительные индивидуальные занятия с самого начала обучения, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем восполнить образовавшиеся пробелы будет сложнее.Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в обучении не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (до старших классов). При этом период их наиболее интенсивного обучения приходится на детский сад и начало младшего школьного возраста.Для развития образных представлений чрезвычайно важны зрительные и конструктивные действия. Необходимо стимулировать рисование, лепку, аппликацию, строительство из стройматериалов и с помощью различных строителей вне школьных занятий. Полезно назначить подобное домашнее задание.Очень важно привить ребенку уверенность в себе, не допустить возникновения заниженной самооценки.Таким образом, чтобы адаптация ребенка была максимально комфортной в новой для него среде, педагог должен действовать в комплексе «семья-школа» и, по крайней мере, на начальном этапе обучения ребенка, координировать учебный процесс в школе и дома. Тогда для ребенка кризис перехода к новым социальным условиям пройдет без боли.ЗаключениеТрудно сказать, какие из перечисленных факторов готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу неготового к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.Причиной негативного отношения ребенка к обучению может быть не только специфика развития его организма, но и условия, в которых он растет. Когда ребенок растет в среде постоянного конфликта, страха и пренебрежения, это неизбежно приводит к нарушениям в нервно-психической сфере. В таких случаях нужно говорить о торможении (задержке) развития.Устойчивое положительное отношение к школьному обучению в основном создается через общение ребенка с близкими. Очень важно, какую позицию вы займете в этом процессе, как вы относитесь к школе. Даже в дошкольном возрасте ребенок прочно воспринимает содержание разговоров взрослых, иногда бессознательно, небрежно, на первый взгляд бессмысленных замечаний о школе, учителях, о системе образования в целом, об отношении родителей к обучению в далеком детстве.Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, всей школе и особенно своим детям, когда они будут пытаться развить только положительное отношение к учебе и школе у ​​начинающего ученика.Список литературыАббасова, А.А. Особенности взаимодействия учителя и ученикав начальной школе / А.А. Аббасова, Е.Ф. Акулова //Соц.-гуманитар. вестн. Юга России. – 2016. – № 10. – С. 9-11.Бабаева, Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СанктПетербург; ООО «Детство-Пресс», 2014. – 98 с. Безрукова,В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. –Рн/Д: Феникс, 2017. – 381 c.Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт /В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2016. – 288 c.Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – Москва: Издательство МГУ, 2008. – 515 с.Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – Санкт Петербург: Питер, 2006. – 208 с.Дяговец, И. Преемственность в работе детского сада и начальной школы/ И. Дяговец // Современное образование. – 2017. – №15. – С 6 – 8. Журова, Л.Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова // Справочник руководителей и учителей начальной школы. Родничок. – 2018. – №15. – С. 81 – 104. Иршина, Л.И. Преемственность между детским садом и школой / Л.И. Иршина //Справочник старшего воспитателя. – 2016. – №10. – С. 24 – 31. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие/ О.Б. Конева. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2012. – 132 с.Кудрявцева, Е. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур / Е. Кудрявцева // Начальная школа. – 2013. – №4. – С. 14 – 32. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб. 2016. – 480 с.Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие / М.Н. Недвецкая. – Москва: АПК и ППРО, 2016. – 148 с. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. – Москва: Педагогика, 2012. – 160 с. Пахоменкова, Е.А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ / Е.А. Пахоменкова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – С. 201 – 205. Скоролупова, О. А. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования /О.А. Скорлупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7. – С. 5 – 8. Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе / Н.Г. Стародубова. – Бийск: ОУИ, 2011. – 220 с.Федина, Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования/ Н.В. Федина. – Елецк: ГОУ СПО, 2015. – 276 с. Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе/ Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенок. – Москва: Ореон, 2018. – 246 с. Чуракова, Р.Г. Как разработать обсновную общеобразовательную программу дошкольного образования / Р.Г. Чуракова. – Москва: Академкнига. 2016. – 125 с.

Список литературы
1. Аббасова, А.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в начальной школе / А.А. Аббасова, Е.Ф. Акулова // Соц.-гуманитар. вестн. Юга России. – 2016. – № 10. – С. 9-11.
2. Бабаева, Т.И. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СанктПетербург; ООО «Детство-Пресс», 2014. – 98 с.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 381 c.
4. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт /В.В. Воронов. – М.: ПО России, 2016. – 288 c.
5. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. – Москва: Издательство МГУ, 2008. – 515 с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – Санкт Петербург: Питер, 2006. – 208 с.
7. Дяговец, И. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / И. Дяговец // Современное образование. – 2017. – №15. – С 6 – 8.
8. Журова, Л.Е. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова // Справочник руководителей и учителей начальной школы. Родничок. – 2018. – №15. – С. 81 – 104.
9. Иршина, Л.И. Преемственность между детским садом и школой / Л.И. Иршина //Справочник старшего воспитателя. – 2016. – №10. – С. 24 – 31.
10. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие / О.Б. Конева. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2012. – 132 с.
11. Кудрявцева, Е. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур / Е. Кудрявцева // Начальная школа. – 2013. – №4. – С. 14 – 32.
12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу – СПб. 2016. – 480 с.
13. Недвецкая, М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие / М.Н. Недвецкая. – Москва: АПК и ППРО, 2016. – 148 с.
14. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н.И. Непомнящая. – Москва: Педагогика, 2012. – 160 с.
15. Пахоменкова, Е.А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ / Е.А. Пахоменкова // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №10. – С. 201 – 205.
16. Скоролупова, О. А. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования /О.А. Скорлупова, Н.В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7. – С. 5 – 8.
17. Стародубова, Н.Г. Критерии готовности ребенка к обучению в школе / Н.Г. Стародубова. – Бийск: ОУИ, 2011. – 220 с.
18. Федина, Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н.В. Федина. – Елецк: ГОУ СПО, 2015. – 276 с.
19. Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенок. – Москва: Ореон, 2018. – 246 с.
20. Чуракова, Р.Г. Как разработать обсновную общеобразовательную программу дошкольного образования / Р.Г. Чуракова. – Москва: Академкнига. 2016. – 125 с.


Вопрос-ответ:

Как исследовалась проблема готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной педагогике и психологии?

Проблема готовности к школьному обучению исследовалась в отечественной и зарубежной педагогике и психологии различными методами, включая наблюдения, эксперименты и анкетирование. В результате проведенных исследований было установлено, что готовность ребенка к школе зависит от множества факторов, таких как интеллектуальные способности, эмоциональная сфера, социализация и другие. Эти исследования позволили выявить основные проблемы, с которыми дети сталкиваются при подготовке к школе.

В чем заключается преемственность школьного и дошкольного обучения?

Преемственность школьного и дошкольного обучения заключается в постепенном переходе от дошкольной педагогики к школьной. Она предполагает согласование программ, методов и подходов к обучению в дошкольном и школьном возрасте, что способствует более гладкому процессу адаптации ребенка к школе. Важно, чтобы воспитатели и учителя работали в тесном сотрудничестве, обменивались информацией о развитии каждого ребенка и учитывали его индивидуальные особенности.

Что представляет собой готовность ребенка к обучению в школе как компонентная система?

Готовность ребенка к обучению в школе представляет собой комплексную систему различных компонентов. Среди них интеллектуальная, эмоциональная и психологическая готовность, а также социальная адаптация. Интеллектуальная готовность связана с развитием познавательных способностей ребенка, эмоциональная готовность отражает его эмоциональное состояние и способность контролировать свои эмоции. Психологическая готовность связана с развитием личности ребенка и его возможностью самостоятельно решать различные задачи. Социальная адаптация включает в себя умение общаться с другими людьми, соблюдать правила поведения и вести себя в соответствии с социальными нормами.

Какие проблемы связаны с готовностью детей к школе?

Проблемы готовности детей к школе могут быть различными. Некоторыми из них являются недостаточная развитость речи, низкая мотивация к обучению, неумение работать с письменным материалом и слабая социально-психологическая адаптация.

Какие теоретические основы изучают вопрос готовности ребенка к обучению в школе?

Изучение проблемы готовности к школьному обучению включает в себя исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Это позволяет получить комплексное представление о факторах, влияющих на готовность ребенка к обучению в школе.

Чему способствует преемственность между школьным и дошкольным обучением?

Преемственность между школьным и дошкольным обучением способствует более эффективному переходу ребенка из дошкольного учреждения в школу. Она позволяет сохранить и развить уже приобретенные навыки и знания, а также создает оптимальные условия для дальнейшего развития ребенка.

Что входит в компонентную систему готовности ребенка к обучению в школе?

Готовность ребенка к обучению в школе включает в себя несколько компонентов. Это физическая и психическая готовность ребенка, его знания и навыки, а также социально-психологическая адаптация к школьной среде.

Какие практические рекомендации можно дать по формированию готовности детей к школьному обучению?

Для формирования готовности детей к школьному обучению рекомендуется проводить различные упражнения и игры, которые развивают речь, внимание, память и другие навыки. Также важно обеспечить социально-психологическую адаптацию ребенка, помочь ему привыкнуть к новой среде и установить контакты с другими детьми.

Какие проблемы готовности детей к школе могут возникать?

Проблемы готовности детей к школе могут быть различными. Некоторые дети могут испытывать трудности с социально-психологической адаптацией к новой среде, другие могут быть не готовы к учебной нагрузке, а также могут возникать проблемы с развитием речи, мелкой моторики и других навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Как преемственность между дошкольным и школьным обучением влияет на готовность ребенка к школе?

Преемственность между дошкольным и школьным обучением играет важную роль в формировании готовности ребенка к школе. Если дошкольное образование учитывает основные требования школьной программы и развивает необходимые навыки и способности у детей, то готовность к школе будет выше. Недостаток преемственности может привести к трудностям в адаптации ребенка к школьному обучению.