Феномен эмоционального выгорания социальных работников (на примере СОГБУ Центр «Вишенки» г.Смоленска.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 6464 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 01.04.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты изучения феномена эмоционального выгорания социальных работников 7
1.1 Морфология синдрома эмоционального выгорания 7
1.2 Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание 13
1.3 Особенности эмоционального выгорания социальных работников 29
2. Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания социальных работников (на примере СОГБУ Центр «Вишенки» г. Смоленска) 35
2.1 Исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у социальных работников 35
2.2 Система работы по предупреждению эмоционального выгорания у социальных работников 47
Заключение 56
Библиографический список 59

Фрагмент для ознакомления

Об этом говорят следующие факты: недовольство уровнем вознаграждения за свой труд;высокий процент считающих, что у них обязанностей больше чем у других;практически все, так или иначе, испытывают стресс на работе;есть такие, кто чрезмерно относится к своим обязанностям, что в последствие может привести к развитию сверх качеств (например, фанатизм работы).Таким образом, большинство респондентов имеют высокую степень ответственности за свои результаты: работают до высокого уровня усталости, выполняют широкий круг обязанностей. Множество респондентов испытывают перегрузки на работе и, что очень важно - половина респондентов испытывают стресс. Очевидным становится и такой фактор влияния на процесс деформации, как повышенное желание работать (аддикция). Как правило такие люди не могут расслабиться, отдохнуть от работы, берут дополнительную нагрузку на дом. Влиятельным так же является показатель респондентов, которые считают, что вознаграждение за их труд является недостаточным. В целом, перечисленные факторы приводят к появлению такого синдрома, как – эмоциональное выгорание, и напрямую, а затем и к профессиональной деформации.Таким образом, эмпирические данные подтверждают актуальность исследуемой нами темы, подчеркивают необходимость в разработке рекомендаций по профилактике наступления профессиональных деформаций социальных работников.2.2 Система работы по предупреждению эмоционального выгорания у социальных работниковПрограмма профилактики эмоционального выгоранияТип Программы: профилактическаяКатегория клиентов: социальные работники СОГБУ Центр «Вишенки» г.СмоленскаСпецифика условий: Программа реализуется на базе СОГБУ Центр «Вишенки» г.СмоленскаТаблица 14. Программа предупреждения эмоционального выгорания у социальных работниковДанные о ПрограммеНазвание ПрограммыПрограмма профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников психоневрологического интерната Разработчик ПрограммыЦель ПрограммыРеализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ у социальных работниковЗадачи Программы1.Провести исследование для определения уровня эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения;2. Провести профессиональную реабилитацию работников, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;3.Ознакомить со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);4.Повысить уровень психологических знаний, сформировать мотивации у социальных работников к сохранению психологического здоровья;Целевая группаСотрудники СОГБУ Центр «Вишенки» г.СмоленскаФормы работымини-лекции, групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинги, работа с кейсами.Методы работыПрограмма предусматривает проведение цикла занятий продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар. Численность группы – не более 12–15 человекПрограмма предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.Сроки реализации ПрограммыОжидаемый результатУлучшение эмоциональной устойчивости работников и их подготовки к психологическому стрессу в профессиональной деятельности;Развитие навыков предотвращения синдрома хронической усталости и выгорания работников,Формирование уверенности в себе, повышение качества обслуживания клиентов;Уменьшение уровня тревоги работников и количества людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения своего физического и психического здоровья; Стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;Критерии эффективности ПрограммыЧисло реализованных достижений в сопоставлении с общим числом запланированногоЧисло мероприятий, реализованных в установленные сроки (как планировалось), в сопоставлении с общим числом Процент сотрудников, принявших участие в деятельности по программе, в процентах от общего числа сотрудников учреждения.Количество выполненных задач как часть общего числа среди поставленных задач.Источники финансированияЦелевая группа: сотрудники Сотрудники СОГБУ Центр «Вишенки» г.СмоленскаЦель Программы: Реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ у социальных работниковЗадачи Программы:1.Провести исследование для определения уровня эмоционального выгорания среди сотрудников учреждения;2. Провести профессиональную реабилитацию работников данного интерната, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;3. Ознакомить со стратегиями личностного роста (тайм-менеджмент, планирование карьеры);4.Повысить уровень психологических знаний, сформировать мотивации у сотрудников психоневрологического интерната к сохранению психологического здоровья;Формы работы- мини-лекции, -групповые и индивидуальные консультации, -тестирование, -тренинги, -работа с кейсами.Методы работы:Психологическая диагностика сотрудников. Дискуссии - обсуждение спорного вопроса, проблемы.Психологическое просвещение – расширение знаний о закономерностях и условий благоприятного психического развития человека.Программа предусматривает проведение цикла занятий продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар. Численность группы – не более 12–16 человекЗанятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.Приведем пример занятия из программы.Занятие 1. Цель: развитие навыков самоанализа поступков и действий, преодоление неуверенности перед другими людьми, освоение психотехник осознания причин собственных стрессов. Задачи: ознакомить с правилами тренинга; развить навыки самоанализа; овладеть навыками осознания и вербализации представлений о стрессе; сформировать навыки осознания возможностей нахождения ресурсов личности в период стресса. 1. Правила группы (10 мин) Группой вырабатываются правила, в соответствии с которыми будет проходить работа семинара-тренинга. 2. Упражнение «Человек на стуле» (15 мин). Цель: знакомство участников, введение в формат психологического тренинга. Каждый из участников готовит короткую, на 1-2 минуты самопрезентацию. Рассказывать о себе нужно в третьем лице, встав за спинку своего стула и представить всей группе человека, который как бы сидит на этом стуле. Необходимо выбрать ту информацию, которая привлечет внимание слушателей и заинтересует их. 2. Упражнение «Матрешка» (20-25 мин) Цель: развитие навыков самоанализа, преодоление внутренних барьеров, неуверенности перед другими людьми. Необходимые материалы: большая матрешка с шестью вкладышами. Процедура. Добровольцу дается в руки матрешка. Ему предлагается открывать ее, добираясь постепенно от внешней оболочки к сердцевине – самой маленькой куколке. Каждый слой обозначает сущность человека. Под внешней оболочкой (то, каким видят человека окружающие) скрываются более глубокие и тайные уровни. Упражнение начинается словами: – Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие… Продолжение может быть таким: – Это я – такой, каким меня знают коллеги (друзья, семья, близкие), каким я являюсь на самом деле… Обсуждение: какие выводы Вы сделали для себя во время упражнения? Что было сложного (легкого)? 3. Упражнение «Я и стресс» (25-30 минут) Цель: осознание и вербализация участниками своих представлений о стрессе, определение отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям. Необходимые материалы: бумага формата А4, цветные фломастеры. Участникам предлагается нарисовать рисунок «Я и стресс» в течение 4-5 минут. После ведущим тренинга задаются вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. Интервал между вопросами от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок. Примерные вопросы ведущего. Посмотрите внимательно на свой рисунок. 1. Какие цвета (или какой цвет) преобладают в вашем рисунке. Что для означает для Вас данный цвет? 2. Где вы на рисунке изобразили себя? Отметьте себя буквой «Я» на рисунке. 3. Каким образом вами изображен стресс? Это живое существо, абстрактная фигура, конкретный человек? 4. Как соотносится размер Вашего изображения и размер изображения стресса. Почему? 5. Использовали ли вы, изображая себя и стресс, похожие цвета? Какие? 6. Если мысленно разделить лист пополам горизонтальной и вертикальной линией, то где находится ваше изображение? 7. Нарисовали ли вы на рисунке какое-либо препятствие между вами и стрессом? Может быть, у вас в руках сабля, зонт или что-либо еще? Если у вас возникла необходимость, нарисуйте еще что-то для защиты от стресса 8. Вы на что-то опираетесь на рисунке или повисли в воздухе? Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? А на кого вы можете опираться в жизни? Если такие люди у вас есть, а на рисунке они отсутствуют, то дорисуйте их. 9. Какие свои сильные стороны, помогающие справиться со стрессом, вы могли бы назвать. Постарайтесь вспомнить не менее трех10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его? 11. Какие еще ваши ресурсы показаны на рисунке или какие еще вам хочется в него добавить? Пожалуйста, нарисуйте их. Обсуждение: участникам предлагается разделиться на 3-4 подгруппы и в группах высказаться по поводу своих ощущений, чувств, мыслей, которые возникли в процессе рисования. Каждой подгруппой формулируется несколько основных позиций, по которым они хотят что-то изменить в своих реакциях на стрессоры. Дальнейшее обсуждение продолжается в группе. Предлагается желающим высказать свое мнение по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представителями от подгрупп зачитываются составленные списки. 4. Мини-лекция «Стресс» (20-25 минут) Группа методом «мозгового штурма» приходит к определению стресса. Участников знакомят с существующими взглядами в современной психологии на стресс. Особое внимание уделено последствиям стресса. Рассматриваются причины стресса. Тренер подводит слушателей к осознанию, что причины стресса – только потенциальные источники негативного воздействия на человека. Именно каждый человек по-разному воспринимает эти причины, и считает или не считает их стрессорами. 5. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса» (25-30 минут) Цель: осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей нахождения ресурсов личности в период стресса. Группа делится на две подгруппы. Первой подгруппе нужно в ходе группового обсуждения обнаружить и записать негативные последствия стресса, а другой - положительные стороны. Для обсуждения отводится 5 минут. Далее организуется дискуссия, во время которой чередуются ответы-аргументы групп. Победителем считается команда, нашедшая больше аргументов в пользу защищаемой точки зрении. Обсуждение. Обычно, больше аргументов находится в пользу негативных последствий стресса. В этом случае тренер говорит о том, что, несмотря на названное большое количество негативных последствий такие последствия вызываются сильными, травматическими или хроническими стрессами, которые в нашей жизни, к счастью происходят не так часто. Остальными же видами стрессов могут поддерживаться тонус организма, активизироваться внутренние ресурсы, тем самым повышая эффективность нашей адаптации к жизни. Обсуждение результатов занятия (5-10 минут).Программа призвана помочь его участникам проанализировать проявления признаков выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью, а также сделать анализ собственных источников негативных переживаний на работе, увидеть ресурсы профессиональной деятельности, направлений личностного и профессионального роста, снять напряжение, за счет высказывания накопившихся негативных эмоций и получения психологической поддержки.ЗаключениеНа основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.В ходе анализа научной литературы был сделан вывод о том, что синдром эмоционального выгорания – это состояние физического и эмоционального истощения, которое является результатом чрезмерной работы, высоких требований к самому себе и постоянного стресса. Проявляется как в форме физической усталости, так и в чувстве психологической и эмоциональной истощенности. СЭВ возникает у тех работников, которые вынужденны в силу характера своей работы широко и интенсивно общаться с разными людьми. К этим профессиям относятся руководители, бизнес-менеджеры, медицинские и социальные работники, консультанты, учителя, полицейские и т.д.Факторов эмоционального выгорания много и, в основном, они связаны с выполнением профессиональных обязанностей: слишком много работы без отдыха и общения с окружающими, проблемы во взаимоотношениях с близкими людьми, большое количество обязанностей, отсутствие необходимого количества сна. Кроме того, способствовать развитию эмоционального выгорания могут определенные черты характера. Например, перфекционизм, пессимизм, стремление контролировать каждый аспект работы и своей жизни, нежелание делегировать обязанности.Симптомы эмоционального выгорания:- Отсутствие мотивации: когда вы не чувствуете энтузиазм, у вас больше нет внутренней мотивации для своей работы.- Усталость: очень яркий признак. Если вы чувствуете постоянную усталость, физическую, умственную или эмоциональную, это красноречивый сигнальный маячок того, что ваш организм находится под воздействием эмоционального выгорания.- Фрустрация, цинизм и другие негативные эмоции: то, чем вы занимаетесь, не имеет особого значения, разочарование во всем. Появляется неодолимый пессимизм.- Когнитивные проблемы: выгорание и хронический стресс могут помешать вашей способности концентрироваться и запоминать информацию.- Отсутствие удовлетворенности работой и жизнью: это тенденция чувствовать себя менее счастливым и довольным.- Ухудшение качества работы: вы вроде бы делаете все, как и раньше, однако качество падает.Этапы эмоционального выгорания:- Физическое, психическое и эмоциональное истощение. Здесь все более или менее ясно: подобную усталость легко заметить.- Стыд и сомнения. Они возникают вследствие потери энергичности и уверенности в своих силах. Вы начинаете сомневаться в себе и чувствовать стыд за то, что не можете делать то, что раньше делали хорошо.- Цинизм и грубость. Теперь, когда стыд прошел, возникает уязвимость, которую человек хочет скрыть с помощью тяжелой брони.- Ощущение беспомощности. Даже если вы цинично настроены, все равно возникают моменты, когда вы четко понимаете - это полная беспомощность. Справиться с плохим настроением ни желания, ни возможности нет, все валится из рук, ничего не получается. Это наиболее критическая фаза эмоционального выгорания.Эмпирическое исследование проводилось на базе СОГБУ Центр «Вишенки» г.Смоленска. В качестве испытуемых в исследовании принимали участие социальные работники в количестве 30 человек со стажем работы от 1 до 20 лет. Возрастной диапазон испытуемых составил от 26 до 47 лет. Для оценки уровня эмоциональной деформации социальных работников нами применялся метод анкетирования. Анкета содержала 19 вопросов открытого и закрытого характераАнкетирование показало, что большинство респондентов имеют высокую степень ответственности за свои результаты: работают до высокого уровня усталости, выполняют широкий круг обязанностей. Множество респондентов испытывают перегрузки на работе и, что очень важно - половина респондентов испытывают стресс. Очевидным становится и такой фактор влияния на процесс деформации, как повышенное желание работать (аддикция). Как правило такие люди не могут расслабиться, отдохнуть от работы, берут дополнительную нагрузку на дом. Влиятельным так же является показатель респондентов, которые считают, что вознаграждение за их труд является недостаточным. В целом, перечисленные факторы приводят к появлению такого синдрома, как – эмоциональное выгорание, и напрямую, а затем и к профессиональной деформации.Таким образом, эмпирические данные подтверждают актуальность исследуемой нами темы, подчеркивают необходимость в разработке рекомендаций по профилактике наступления профессиональных деформаций социальных работников.Нами была приведена примерная программа по профилактике эмоционального выгорания социальных работников. Считаем, что данная программа будет способствовать по минимизации профессиональной деформации и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе.Библиографический списокАбрамов В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В. А. Абрамов, И. С. Алексейчук, А. И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. – 2008. – № 1 (18). – С. 117-123Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. №11. С. 43 – 45.Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2012. – 272 с.Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 2012. – 122 сБойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 2012. – 122 сБорисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 96–103.Вид В.Д., Лозинская Е.И. Механизмы формирования и способы профилактики синдрома перегорания у врачей-психиатров. Пособие для врачей и клинических психологов. СПб., 2002. 19 с.Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. –2-е изд. –М. [и др.]: Питер, 2015. – 189 с.Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: признаки и фазы / Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. –СПб.: Питер, 2014. – 342 с.Евдокимов В. И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания и его профилактика / В. И. Евдокимов, А. И. Губин // Вестник психотерапии. –2017. –№ 30. –С. 106-119Емельяненкова А. В. Проблемы эмоционального выгорания и профессиональной деформации в сфере «манипулятивных» профессий / А. В. Емельяненкова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2012. – С. 340–34Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 сКартузова А. А. Профессиональная деформация личности: определение понятия / А. А. Картузова // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 3. – С. 48–51.Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г. С. Корытова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 29-32.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2010. 240Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96–100Ненарт Е. О. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности / Е. О. Ненарт // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. сер. 12. – 2008. – № 3. – С. 402-406.Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний[Текст] / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 68-80 Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 85-95.Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 85-95.Туманова, О.В. Рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД / О.В. Туманова. – М.: Академия, 2014. – 440 с.Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии, №6, 2011. – С.28-46.Хохряков, Г.Ф. Парадоксы профессиональной деформации / Г.Ф. Хохряков. – М.: София, 2014. –295 сШишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1 (21). С. 117.Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности [Текст] : монография / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удович. - Москва : Левъ, 2018. - 250 сBurich M. Barnout-Sindrom Theorie der innera Erschopfung. – Berlin, 1989.ПриложениеАнкета – опрос социальных работниковЗдравствуйте. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться только в обобщенной формеУкажите ваш пол.Укажите ваш возраст.Укажите стаж вашей работы в должности социального работника.а. 1-5 летб. 6-10 летв. 10-15 летг. более 15 летИнтересно ли Вам заниматься своей профессиональной деятельностью?а. даб. не совсемв. нетСоответствует ли должность, которую Вы занимаете, Вашим способностям?а. даб. отчастив. нетПосещали ли Вас когда-нибудь мысли о смене работы?а. частоб. редков. никогдаСложились ли у Вас дружеские отношения с коллегами?а. дав. нетСчитаете ли Вы, что Ваши профессиональные обязанности значительно шире, чем у коллег?а. даб. нетУстраивают ли Вас отношения с вышестоящим руководством?а. даб. не совсемв. нетУдовлетворены ли Вы уровнем оплаты труда?а. даб. не совсемв. нетСчитаете ли Вы престижной свою профессию?а. Не задумывался(ась)б. Нет, никогдав. Пусть выбирают сами?Насколько сильно Вы устаете на работе?а. немного устаю, б. устаю ощутимо, в. значительно, г. устаю сильно, д. устаю так, что не хватает сил на другую деятельностьКак часто Вы испытываете стресс на работе?а. частоб. иногдав. никогдаНасколько сильно Вы ждете отпуск?а. не жду отпускб. жду с нетерпениемв. сложно уйти в отпуск из-за слишком большой загруженностиСчитаете ли Вы, что совместные корпоративы являются эффективным средством для повышения работоспособности коллектива?а. даб. нетБлагодарим Вас за участие!

Библиографический список

1. Абрамов В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В. А. Абрамов, И. С. Алексейчук, А. И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. – 2008. – № 1 (18). – С. 117-123
2. Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. №11. С. 43 – 45.
3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб.: Речь, 2012. – 272 с.
4. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 2012. – 122 с
5. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Сударыня, 2012. – 122 с
6. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 96–103.
7. Вид В.Д., Лозинская Е.И. Механизмы формирования и способы профилактики синдрома перегорания у врачей-психиатров. Пособие для врачей и клинических психологов. СПб., 2002. 19 с.
8. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. –2-е изд. –М. [и др.]: Питер, 2015. – 189 с.
9. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: признаки и фазы / Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. –СПб.: Питер, 2014. – 342 с.
10. Евдокимов В. И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания и его профилактика / В. И. Евдокимов, А. И. Губин // Вестник психотерапии. –2017. –№ 30. –С. 106-119
11. Емельяненкова А. В. Проблемы эмоционального выгорания и профессиональной деформации в сфере «манипулятивных» профессий / А. В. Емельяненкова // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2012. – С. 340–34
12. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240 с
13. Картузова А. А. Профессиональная деформация личности: определение понятия / А. А. Картузова // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2014. – № 3. – С. 48–51.
14. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности / Г. С. Корытова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 29-32.
15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2010. 240
16. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96–100
17. Ненарт Е. О. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с элементами профессиональной деформации личности / Е. О. Ненарт // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. сер. 12. – 2008. – № 3. – С. 402-406.
18. Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний[Текст] / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2015. – № 2. – С. 68-80
19. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 85-95.
20. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2017. – № 3. – С. 85-95.
21. Туманова, О.В. Рекомендации по профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД / О.В. Туманова. – М.: Академия, 2014. – 440 с.
22. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии, №6, 2011. – С.28-46.
23. Хохряков, Г.Ф. Парадоксы профессиональной деформации / Г.Ф. Хохряков. – М.: София, 2014. –295 с
24. Шишкова Г. В. Социологические аспекты детерминант профессиональных деформаций // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1 (21). С. 117.
25. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности [Текст] : монография / А. В. Молокоедов, И. М. Слободчиков, С. В. Удович. - Москва : Левъ, 2018. - 250 с
26. Burich M. Barnout-Sindrom Theorie der innera Erschopfung. – Berlin, 1989.

Вопрос-ответ:

Что такое эмоциональное выгорание социальных работников?

Эмоциональное выгорание социальных работников - это состояние, при котором они сталкиваются с негативными эмоциями, усталостью и выгоранием, вызванными постоянным контактом с трудными клиентами и сложными ситуациями.

Какие факторы влияют на эмоциональное выгорание социальных работников?

На эмоциональное выгорание социальных работников влияют такие факторы, как перегрузка работой, недостаточная поддержка со стороны руководства, низкая оплата труда, бюрократические препятствия, сложные условия работы и тревожные клиенты.

Какие особенности эмоционального выгорания социальных работников?

Особенности эмоционального выгорания социальных работников включают нарастание физической и эмоциональной усталости, потерю интереса к работе, снижение мотивации, разочарование, раздражительность, повышенную чувствительность и снижение эмоциональной отзывчивости.

Что показало эмпирическое исследование на примере СОГБУ Центр Вишенки г. Смоленска?

Эмпирическое исследование на примере СОГБУ Центр Вишенки г. Смоленска показало, что социальные работники сталкиваются с высоким уровнем эмоционального выгорания и усталости, что отрицательно сказывается на их работе и благополучии.

Как можно бороться с эмоциональным выгоранием социальных работников?

Для борьбы с эмоциональным выгоранием социальных работников важно обеспечить им поддержку и признание со стороны руководства, проводить тренинги по управлению стрессом и повышению личностной резилиентности, предлагать возможность отдыха и саморазвития, а также создавать условия для баланса работы и личной жизни.

Что такое эмоциональное выгорание?

Эмоциональное выгорание - это состояние, когда социальные работники испытывают эмоциональное и физическое истощение вследствие длительного и интенсивного взаимодействия с людьми, часто находящимися в трудной жизненной ситуации.

Какие факторы влияют на эмоциональное выгорание социальных работников?

На эмоциональное выгорание социальных работников влияют различные факторы, такие как высокая нагрузка, большое количество клиентов, ограниченные ресурсы, отсутствие поддержки руководства и коллег, сложные и травматические ситуации, с которыми они сталкиваются ежедневно.

Какие особенности эмоционального выгорания может иметь социальный работник?

Особенности эмоционального выгорания социальных работников включают чувство беспомощности, отчуждения и цинизма, ухудшение физического и психического состояния, снижение мотивации и пониженное качество работы, снижение внимания к собственным потребностям и нарастание стрессовых симптомов.

Какие результаты были получены в исследовании эмоционального выгорания социальных работников в СОГБУ Центр Вишенки г Смоленска?

Исследование в СОГБУ Центр Вишенки г Смоленска показало, что социальные работники испытывают высокий уровень эмоционального выгорания, связанного с высоким уровнем стресса, перегрузкой работой и недостатком поддержки со стороны руководства. Также было выявлено, что эмоциональное выгорание влияет на качество и эффективность работы социальных работников.