Особенности ценностных ориентаций подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 1717 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 18.05.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Критико-аналитический обзор литературы по проблеме ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности подростков 6
1.1. Характеристика ценностных ориентаций. Особенности ценностных ориентаций подростков 6
1.2. Понятие мотивации учебной деятельности 10
Выводы 14
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1) широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения); 2) узколичные мотивы: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); 3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) [9]. Современные исследования показывают, что в целом подростки проявляют интерес к учебной деятельности. Однако, девочки внутренне мотивированы больше мальчиков. Также выявлено, что основная часть испытуемых – это учащиеся с высоким уровнем мотивации учения и различными мотивами учения (учебный мотив, оценочный мотив, игровой мотив). Знания доставляют подросткам радость и развивают их интеллектуальные способности, важную роль играет мотив самосовершенствования. Для подростков большое значение имеет умение увлекательно и доходчиво объяснять его учителем, что в свою очередь активизирует еще больший интерес у учащихся, усиливает познавательную мотивацию. Важной составляющей для подростков является наличие интереса, что говорит о формировании социального мотива учения, понимание его смысла, осознании важности изучаемых предметов. Для подростков характерно сочетание и взаимопроникновение социальных мотивов и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. Многие учащиеся понимают, где могут пригодиться полученные в школе знания [12]. Важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения [6].Значимое влияние на формирование учебной мотивации подростка оказывают: учебная среда, эмоциональная окраска учебного материала, поощрения, социальное принятие, позитивные отношения со сверстниками и учителями, здоровый морально-психологический климат в классе, интерес и стремление к знаниям, создание перспектив дальнейшего образования,соотнесение учения с будущей профессиональной деятельностью.Выводы1. Ценностные ориентации являются социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности, являющимся составной частью системы отношений личности, который определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Ценностные ориентации тесно связаны с формированием системы значений, в основе которых лежат обобщенные ценностные представления, основанные на социальном и индивидуальном опыте человека.2. В подростковом возрасте наиболее значимым является личное участие в социальной жизни. Для подростка особое значение приобретают не столько сами социальные идеи, сколько эмоционально окрашенное отношение взрослых к этим идеям и их поведение, построенное на этом отношении. Развитые ценностные ориентации являются показателем меры социализацииличности. Устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентаций отражает цельность личности, ее надежность, приверженность определенным идеалам и принципам, активность жизненной позиции. Неразвитость ценностных ориентаций – это признак инфантилизма, который часто отмечается у подрастающего поколения.3. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Значимое влияние на формирование учебной мотивации подростка оказывают: учебная среда, эмоциональная окраска учебного материала, поощрения, социальное принятие, позитивные отношения со сверстниками и учителями, интерес и стремление к знаниям, создание перспектив дальнейшего образования,соотнесение учения с будущей профессиональной деятельностью.Список литературыБожович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. С. 299–309.Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – №8(185). – С. 100 – 108.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 283с.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1989. – 183с. – С. 102-109.Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – 399 – 402.Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета. – 2017. – №1 (44). – С 116 – 118.Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). С. 198-204.Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.208- 118.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. - 144 с.Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. –СПб.: Питер, 2016. - 286 с.Рокич М. Природа человеческих ценностей. – N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.Сарсенова, Э.А. Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков / Э.А. Сарсенова // Молодой ученый. – 2017. – № 17. – С. 283–286.

1. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И.Моросановой. М.: Изд-во ПИ РАО, 2007. С. 299–309.
2. Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н., Терре А.И. Мотивация учебной деятельности учащихся основной школы средствами учебных текстов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2017. – №8(185). – С. 100 – 108.
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 283с.
4. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности / К.А. Абульханова. – М.: Наука, 1989. – 183с. – С. 102-109.
5. Дровняшина О.С. Ценностные ориентации студентов // Аллея Науки. – 2017. – №12. – 399 – 402.
6. Емелева О.С. Развитие школьной мотивации у подростков // Вестник Курганского государственного университета. – 2017. – №1 (44). – С 116 – 118.
7. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2011. №2 (121). С. 198-204.
8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.208- 118.
9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
10. Реан А.А. Психология личности / А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. - 286 с.
11. Рокич М. Природа человеческих ценностей. – N.Y., Свободная пресса, 1973 – 153 с.
12. Сарсенова, Э.А. Средства формирования и совершенствования учебной деятельности подростков / Э.А. Сарсенова // Молодой ученый. – 2017. – № 17. – С. 283–286.

Вопрос-ответ:

Какие особенности ценностных ориентаций подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?

У подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности можно выделить такие особенности ценностных ориентаций, как непривлекательность учебы, отсутствие интереса к получению новых знаний, преобладание внешних мотивов, оплотность настоящего в ущерб будущему.

Какая характеристика может быть дана ценностным ориентациям подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?

Ценностные ориентации подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности характеризуются отсутствием предпочтения ценностей, связанных с образованием, и наличием предпочтений в других сферах жизни.

Что подразумевается под понятием мотивации учебной деятельности?

Под мотивацией учебной деятельности понимается совокупность внутренних и внешних факторов, которые влияют на выбор, направленность и удержание деятельности, связанной с учебой. Такие мотивы могут быть связаны как с самой учебной деятельностью, так и с внешними факторами, влияющими на нее.

Какие мотивы связаны с тем, что лежит вне самой учебной деятельности у подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?

У подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности можно выделить широкие социальные мотивы, такие как стремление к социальной престижности, самоутверждение, социальное признание и др.

Какие основные выводы можно сделать по данной статье?

Основными выводами по данной статье являются: подростки со сниженной мотивацией к учебной деятельности имеют особенности ценностных ориентаций, такие как непривлекательность учебы и отсутствие интереса к новым знаниям, мотивация учебной деятельности может быть связана как с самой учебой, так и с внешними факторами, и широкие социальные мотивы могут быть важными для подростков, у которых снижена мотивация к учебной деятельности.

Какие особенности ценностных ориентаций у подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности?

У подростков со сниженной мотивацией к учебной деятельности могут наблюдаться особенности в их ценностных ориентациях. Они могут быть менее заинтересованы в получении знаний и развитии интеллектуальных навыков, и более склонны к ценностям связанным с немедленным удовлетворением потребностей или социальным признанием. Такие подростки могут отдавать предпочтение развлечениям, социальным связям или экстравертному поведению, вместо активной учебной деятельности.

Что влияет на ценностные ориентации подростков?

Ценностные ориентации подростков могут быть формированы под влиянием различных факторов. Например, влияние семьи, где ценности, которые утверждаются родителями, могут быть переданы их детям. Также влияние могут оказывать друзья, школьные учителя, особенности социокультурной среды, в которой подросток вырос. Важную роль играют также личностные особенности подростка, его интересы и жизненные цели.

Что такое мотивация учебной деятельности подростков?

Мотивация учебной деятельности подростков это психологическая основа, которая побуждает подростков к учебной деятельности. Она может включать в себя интерес к учебным предметам, стремление к достижению успеха, ценность знаний, а также индивидуальные побуждения и желания, связанные с процессом обучения.

Какие мотивы связаны с тем, что лежит вне самой учебной деятельности у подростков?

У подростков могут быть мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Например, широкие социальные мотивы, которые связаны с удовлетворением потребностей в общении, принадлежности к определенной группе или получении социального признания. Также у некоторых подростков мотивы могут быть связаны с личным развитием, самоутверждением или поиском смысла в жизни.

Какие особенности ценностных ориентаций подростков снижают их мотивацию к учебной деятельности?

Особенности ценностных ориентаций подростков, которые могут снижать их мотивацию к учебной деятельности, могут быть разные. Например, некоторые подростки могут придавать большее значение другим сферам жизни, таким как социальные отношения или хобби, вместо учебы. Также, недостаточное осознание значимости образования и перспектив, связанных с учебой, может снижать мотивацию подростков к учебной деятельности.

Что такое мотивация учебной деятельности?

Мотивация учебной деятельности - это психологическое состояние, которое побуждает подростков заниматься учебой и достигать успешных результатов в образовательном процессе. Она включает в себя набор внутренних и внешних факторов, которые влияют на желание подростков учиться, стараться и достигать успехов в учебе.

Какие широкие социальные мотивы могут быть связаны с уменьшенной мотивацией к учебной деятельности?

Широкие социальные мотивы, связанные с уменьшенной мотивацией к учебной деятельности, могут быть разные. Например, подростки могут испытывать большую мотивацию к участию в социальной жизни, строить отношения с друзьями, заниматься хобби или участвовать в различных внеклассных мероприятиях, вместо учебы. Эти мотивы могут стать приоритетными для подростков и привести к снижению их мотивации к учебной деятельности.