На усмотрение автора (из предоставленного списка)

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 5 5 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 10.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Откуда к беременной женщине, «рассуждал» архаический человек, приходит новая душа? От предка-родоначальника племени. Каким образом он посылает ее? «Выстреливает» через отца ребенка; в этом смысле брачные отношения — не что иное, как охота: отец — охотник, мать — дичь; именно в результате брачных отношений (охоты) новая душа из дома предка переходит в тело матери. Аналогичное убеждение: после смерти животного или человека душа возвращается к роду, предку племени. Кто ее туда перегоняет? Охотник. Где она появится снова? В теле младенца, детеныша животного. На барельефе саркофага, найденного в Югославии, изображены: древо жизни, на ветвях которого изображены кружочками, очевидно, души, рядом стрелок, прицеливающийся из лука в женщину с ребенком на руках (судя по нашей интерпретации, это — отец ребенка), слева от этой сцены нарисован охотник на лошади, поражающий копьем оленя.
Для архаического человека вся природа (планеты, Солнце, Луна, звезды, вода, земля, огонь и воздух, леса и озера) была живая. Но раз так, ее природные стихии наделялись душой. Эти души назывались не собственно душами, или «духами» и «демонами». Самые сильные и мощные, от которых существенно зависела жизнь первобытного человека, постепенно стали выделяться и называться богами. В старые годы, пишет Тейлор, «финны обращались к богу неба Укко со следующей молитвой:
Укко, ты, о бог над нами,
Ты отец в небесах,
Ты, правящий облачной страной
И пасущий маленьких облачных ягнят,
Ниспошли нам дождь с неба,
Заставь капать мед с облаков,
Дай подняться хлебным колосьям
И тихо шуметь в своем изобилии».
Индейцы-гуроны, бросая в виде жертвы табак в огонь, говорят: «Аронгиатэ (небо), взгляни на мою жертву, сжалься надо мной, помоги мне». Они верят, что в небе находится «оки», т.е. демон, или сила, которая управляет временами года и повелевает ветрами и волнами». Но, пожалуй, только сила и мощь отличают богов архаической культуры от простых духов (реки, озера, леса).
Как видно, идея души неотделима от практики заклинания (молитвы) и дарения (жертвоприношения); можно сказать, что идея души породила эти две практики как свое необходимое условие.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Там же.













4

Вопрос-ответ:

Как древний человек объяснял появление новой души у беременной женщины?

Древний человек верил, что новая душа приходит к беременной женщине от предка родоначальника племени.

Каким образом древний человек посылал новую душу к беременной женщине?

Древний человек считал, что он посылает новую душу через отца ребенка.

Почему древний человек сравнивал брачные отношения с охотой?

Древний человек видел аналогию между брачными отношениями и охотой и считал, что отец является "охотником", а мать - "дичью".

Как древний человек объяснял переход новой души из дома предка в тело матери?

Древний человек верил, что новая душа переходит в тело матери именно в результате брачных отношений.

Что древний человек считал происходящим с душой после смерти животного или человека?

Древний человек верил, что душа после смерти животного или человека возвращается к своему роду.

Каким образом архаический человек посылает душу в тело беременной женщины?

Архаический человек считал, что новую душу можно посылать через отца ребенка во время брачных отношений.

Почему охотничьи отношения рассматривались архаическим человеком как аналог брачных отношений?

Архаический человек видел аналогию между охотой и брачными отношениями, считая, что отец является охотником, а мать - дичью.

Почему новая душа переходит в тело матери именно через брачные отношения?

Архаический человек верил, что только в результате брачных отношений охоты новая душа из дома предка переходит в тело матери, чтобы зародиться новая жизнь.

Верит ли архаический человек в возможность возвращения души после смерти животного или человека?

Да, архаический человек полагал, что после смерти животного или человека душа возвращается к своему роду.