Особенности социализации детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольный организации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 7070 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 18.03.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ 7
1.1 Понятие и сущность социализации 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего дошкольного возраста 15
1.3 Средства социального развития в условиях ДОУ 23
2.ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 31
2.1 Начальный уровень социализации детей раннего дошкольного возраста 31
2.2 Психолого-педагогическая работа по социализации детей раннего дошкольного возраста 45
2.3 Эффективность предложенной психолого-педагогической работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Приложения 70

Фрагмент для ознакомления

В разработанную нами программу были включены игры и игровые упражнение, помогающие научить детей общаться, привить им основные социально-бытовые навыки, развивать в них самостоятельность.Например, применялась игра «Мы встречаем гостей». Данная игра проходила следующим образом. Детям сообщалось о том, что в гости к ним пришла уже знакомая им кукла Даша. Дальше проходило обсуждение встречи куклы Даши: то есть обсуждалось (безусловно, с помощью взрослого) что и как следует сделать, с чего необходимо начать, какие именно слова приветствия следует произносить при встрече. Совместно с детьми накрывался стол для пришедшей в гости куклы Даша. При этом назывались и затем расставлялись предметы посуды, подчеркивалось ее назначение (детей побуждали к проговариванию слов). В программе был еще учтен и тот момент, что на положительные результаты работы по социализации детей раннего возраста влияние оказывают и знания, и методы их донесения до детей. То есть важна их совокупность. В этом случае широко использовались потешки. Именно применение потешек помогало создать соответствующее эмоциональное отношение детей к процедуре умывания. Также малый фольклорный материал достаточно широко применялся в процессе раздевания, одевания, умывания, а такжеподготовки детей ко сну, на прогулке, в период приема пищи и т.д. Игра «Уложим куклу Даша спать» была направленана основе имитацииотдельных элементов и процедур бытовой процесс, закрепить у детей знания и названия постельных принадлежностей, воспитание добрых взаимоотношений. Звучал рассказ еще о том, что Даша после прогулки очень захотела спать. Дети решали, как они ей могут помочь. Осуществлялось рассматривание постельных принадлежностей, выбор и называние всех необходимых вещей (с побуждением дошкольников к проговариванию слов). Велась обязательно следующая совместная деятельность с детьми раннего возраста: подготовка постели для куклы, укладывание куклы спать, пение ей колыбельной песни (взрослый поет, а дети подпевают). В свою очередь в процессе игр, так и режимные моменты применялись такие методы, как метод показа и объяснения: то есть, как следует держать столовые инструменты, как вести себя за столом, как следует мыть руки и умываться. При этом показ обязательно сопровождаем объяснением, что создавало у ребенка раннего возраста установку практически на все режимные моменты. Укажем, что общение с детьми раннего возраста в различные режимных моментах велось с учетом того, что значимую роль при привитии навыков самообслуживания отводитсяметодичностиречевое освещения своих действий. Первоначально дошкольников, вошедших в выборку, упражняли в названии уже достаточно знакомых им действий, применяя при этом поручения типа «скажи-повтори». Далее дошкольников призывали назвать выполненное ими либо только предстоящее действие: «Скажи, что сейчас ты будешь делать?» И последним этапом стализадания рассказать о совершаемых в данный момент действиях. Тем самым у них происходит формирование умения свои действия неизменно сопровождать речью (речевым высказываниям). В рамках реализации разработанной программы в качестве ведущих методов применялись следующие:1) метод показа предмета, действия и т.д.;2) метод практического действия;3) метод общего напоминания;4) наконец,игровой метод.В свою очередь работа с родителями велась в следующих двух направлениях, а именно: 1) просвещение; 2) консультирование. Повторная диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы показала заметную положительную динамику в группе диагностируемых детей. До минимума сократилось число детей, которые показывали низкий уровень сформированности у них социальных навыков и умений. У детей сформировались основные социально-бытовые навыки и умения, они стали интересоваться сверстниками, более активно проявлять себя в игровой и совместной деятельности. Наличие положительных изменений было подтверждено математической статистикой.Все это свидетельствует об эффективности разработанной нами психолого-педагогической работы, а также предложенных психолого-педагогических условий для социализации детей раннего возраста. Кроме этого, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.На этом разрешите закончить.Спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации [Текст] / под ред. Н.В. Соколовской. – Волгоград: Учитель, 2018. – 188 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 6. – С.46 -51.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для высш. учеб. заведений Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 498 с.
4. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2017. – 236 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Воронеж, 2017. – 296 с.
6. Волкова, И.В. Программа формирования социальной уверенности как качества становящейся личности [Текст]: учеб-метод. пособие / И.В. Волкова, Л.В. Филиппова. М.: МПСИ; Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 106 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский.– М.: Мысль, 1991.–357 с.
8. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании [Текст] / О.С. Газман. – М.: Педагогика, 2016. – 456 с.
9. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 192 с.
10. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст] / И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. М.: Исследэ центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. – 254 с.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. – М.: «Логос», 2017. – 244 с.
12. Зубова, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / О.Л. Зубова, Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7. – С. 66 - 77.
13. Иванова, Н.В. Особенности социального развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] / Н.В. Иванова, М.А. Виноградова // Вестн. Череповец. гоч. ун-та. 2013. – Т.2. – № 3. – С. 41-46.
14. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад [Текст] / Р. Калинина, Л. Семёнова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С.14-16.
15. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
16. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой и др. – М.: Просвещение, 2014. – 253 с.
17. Кудаева, И.А. Освоение социального опыта в образовательном процессе [Текст] / И.А. Кудаева. – Саранск, 2017. – 218 с.
18. Кузьмина Н.И. Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования [Текст] / Н.И. Кузьмина. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. – 198 с.
19. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2015. – 459 с.
20. Куницина, В.И. Социально-эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / В.И Куницина. – М.: Вече, 2017. – 216 с.
21. Марач, И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду [Текст] / И Марач // Феномен детства: социально-педагогические и медико-психологические проблемы. – Брест, 2014. – С. 284 – 286.
22. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2016. – 178 с.
23. Молостова, Н.Ю. Общие подходы к изучению социальной уверенности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Н.Ю. Молостова // Инициативы XXI века. – 2015. – № 1. – С. 68-71.
24. Монина, Г.Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. – СПб. – М.: Речь, 2013. – 238 с.
25. Мудрик, А.В. Развитие эмоций дошкольников [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: АТС, 2016. – 276 с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2015. – 206 с.
27. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие [Текст] / Р.С. Немов. – М., 2016. – 442 с.
28. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2015. – 264 с.
29. Павлова, Л. О современной проблеме раннего возраста [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №8. – С. 9-12
30. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Е.Г. Пилюгина. – М.: Мозаика Синтез, 2014. – 415 с.
31. Педагогика раннего возраста [Текст] / под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. – М.: Сфера, 2016. – 342 с.
32. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2014. – 214 с.
33. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А.С. Роньжина. – М.: Книголюб, 2015. – 350 с.
34. Симонович, Н.Е. Социальное самочувствие и технологии его исследования в современной России [Текст] / Н.Е. Симонович. – М., 2016. – 284 с.
35. Синяпкина, Е.И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО [Текст] / Е.И. Синяпкина, О.Н. Звягина // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 63-65.
36. Сорокоумова, Е.А. Психолого-педагогические обоснования регулятивной функции социальной уверенности младшего школьника [Текст] / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостовая // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 131-135.
37. Социализация детей в дошкольном возрасте: учеб. пособие [Текст] / под науч. ред. С.А. Козловой. – М.: Юрайт, 2019. – 195 с.
38. Социальная адаптация детей в дошкольном учреждении [Текст] / Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. – М.: Наука, 2016. – 241 с.
39. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 488 с.
40. Теоретико-методологические аспекты социализации дошкольников: коллективная монография [Текст] / под ред. Н.И. Левшиной, Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск, 2016. – 256 с.
41. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. – М.: Просвещение, 2016. – 432 с.
42. Шкарупа, В. Социализация детей раннего возраста [Электронный ресурс] / В. Шкарупа. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/. – (дата обращения: 24.01.2021)

Вопрос-ответ:

Какие меры можно применять для социализации детей раннего дошкольного возраста в детской дошкольной организации?

В детской дошкольной организации можно использовать различные методы и средства для социализации детей. Например, проведение коллективных игр и занятий, организация общих праздников и мероприятий, создание условий для сотрудничества и взаимодействия между детьми и взрослыми.

Какие особенности социализации детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации?

Социализация детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации имеет свои особенности. Например, дети в этом возрасте активно участвуют в играх и занятиях, формируют навыки социального взаимодействия, учатся сотрудничать, развивают эмоциональную и коммуникативную сферу.

Какие педагогические методы помогают социализации детей раннего дошкольного возраста?

Для социализации детей раннего дошкольного возраста можно применять различные педагогические методы. Например, игровой метод, коллективные занятия, использование развивающих игрушек и материалов, организация совместной деятельности детей и взрослых.

Какие особенности имеет социализация детей раннего дошкольного возраста в детской дошкольной организации по сравнению с домашней средой?

Социализация детей раннего дошкольного возраста в детской дошкольной организации имеет свои особенности по сравнению с домашней средой. Например, в детской организации дети взаимодействуют с другими детьми и взрослыми, учатся решать конфликты и сотрудничать, развивают социальные навыки и навыки общения.

Какие психологические особенности имеют дети раннего дошкольного возраста, которые влияют на их социализацию в детской дошкольной организации?

Дети раннего дошкольного возраста имеют определенные психологические особенности, которые влияют на их социализацию в детской дошкольной организации. Например, дети в этом возрасте активно учатся, развивают свою память и внимание, формируют первые представления о мире, проявляют эмоции и интересы.

Какие методы используются для социализации детей раннего дошкольного возраста в детской дошкольной организации?

В условиях детской дошкольной организации для социализации детей раннего дошкольного возраста применяются различные методы, такие как игры, коллективные занятия, развивающие и образовательные игры, ролевые игры, музыкальные занятия, спортивные и физические занятия. Такие методы позволяют детям учиться сотрудничеству, развивать коммуникативные навыки, адаптироваться к коллективу и правилам, развивать моторику и координацию движений.

Какие особенности социализации детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации?

Социализация детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации имеет свои особенности. В этом возрасте дети находятся в стадии активного формирования социального опыта и усвоения социальных норм и ценностей. Основными особенностями социализации являются формирование коммуникативных навыков, развитие самостоятельности и умения сотрудничать, а также адаптация к правилам коллектива и развитие моторики и координации движений.

Что такое социализация и как она происходит у детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации?

Социализация - это процесс формирования у человека социальных навыков, норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. У детей раннего дошкольного возраста в условиях детской дошкольной организации социализация происходит через разнообразные активности и игры, которые позволяют им развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничать, адаптироваться к коллективу и правилам, развивать моторику и координацию движений.

Какая роль социализации в развитии раннего дошкольного ребенка?

Социализация играет важную роль в развитии раннего дошкольного ребенка. Она помогает ему освоить нормы и ценности общества, научиться взаимодействовать с другими людьми, развить социальные навыки и умения.

Какие средства социального развития используются в детской дошкольной организации?

В детской дошкольной организации используются различные средства социального развития, такие как игры, ролевые игры, коллективные занятия, общение с взрослыми и сверстниками, творческие задания и проекты, а также различные формы поведения и общения, моделируемые взрослыми педагогами.