метод дополнительного построения в геометрии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Геометрия
  • 2525 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 15.03.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………. 3
ЧАСТЬ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕШЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ МЕТОДОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ…………………………………………………………………………...

5
1.1. Виды дополнительных построений…………………………………………… 5
1.2. Основные направления метода дополнительного построения……………… 12
ЧАСТЬ 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ………………………………………...
14
2.1. Метод дополнительного построения при решении треугольников………… 14
2.2. Метод дополнительного построения при решении трапеции………………. 17
2.3. Построение дополнительной окружности……………………………………. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….. 25



Фрагмент для ознакомления

Дополнительное построение: через вершину меньшего основания трапеции провести отрезок, параллельно второй диагонали. Это позволяет получить параллелограмм и треугольник. При этом площадь трапеции будет равно площади треугольника.Задача 1:Найдите площадь трапеции с основаниями 6 и 7 и диагоналями 5 и 12.Решение: Через вершину C меньшего основания трапеции ABCD проведём прямую, параллельную диагонали BD (рис. 24). Пусть K — точка пересечения этой прямой с прямой AD . Тогда данная трапеция равновелика треугольнику ACK . ВС=DK=6.Рассмотрим треугольник АВК, АС=5, СК=12, АК= 13. Получаем, треугольник АВК – прямоугольный. Площадь трапеции АВСD равна площади треугольника АСК..Рис. 24Ответ: площадь трапеции равно 30.Дополнительное построение: проведение через середину меньшего основания прямых, параллельных боковым сторонам.Задача 2: Отрезок, соединяющий середины оснований трапеции, равен 3. Углы при большем основании равны 300 и 600. Найдите высоту.Решение. Через середину M меньшего основания BC трапеции ABCD проведём прямую, параллельную боковой стороне AB, до пересечения с основанием AD в точке P и прямую, параллельную боковой стороне CD, до пересечения с прямой AD в точке Q (рис. 25). Если K —середина AD, то PK = AK − AP = AK − BM = DK − MC = DK − QD = KQ. Поэтому MK — медиана треугольника PMQ, а так как ∠PMQ = 1800 − 600 − 300 = 900, то PK = KQ = MK = 3 Если ∠A = 600, то ∠MPK = 600. Поэтому треугольник PMK — равносторонний, его высота равна .Следовательно, высота трапеции равна .Рис. 25Ответ: высота трапеции равна .Задача 3:Диагонали АС и BD трапеции АВСD взаимно перпендикулярны, длина средней линии трапеции равна n. На большем основании АD взята точка К так, что АК = n. Найти длину отрезка КС.Решение:Пусть ВС = 2а, АD = 2в. Тогда n = а + в. Тогда КD = АD – АК = 2в – а – в = в – а.Соединим середины оснований и получим отрезок МР (рис. 26). По свойству трапеции этот отрезок проходит через точку пересечения диагоналей. Тогда РК = АК – АР = а + в – в = а. Следовательно, РМСК параллелограмм (две стороны РК и МС равны а и параллельны). Таким образом, МР = СК. Значит, найдем МР.ОМ и ОР – медианы в прямоугольном треугольнике ВОС и АОDсоответственно, проведенные к гипотенузе. Следовательно, каждая из них равна половине гипотенузы, то есть ОМ = а, ОР = в. Тогда МР = а + в = n. Значит СК = n. Рис. 26Ответ: СК = n.Дополнительное построение: Продление боковых сторон трапеции до пересечения. Прямая, проходящая через точку пересечения диагоналей трапеции и точку пересечения продолжений её боковых сторон, проходит через середины оснований трапеции.Задача 4:В трапеции длина средней линии равна 4, а углы при одном из оснований имеют величины 400 и 500. Найти длины оснований трапеции, если длина отрезка, соединяющего середины этих оснований, равна 1.Решение: Пусть ВС = х, AD = у, то , . Продолжим прямые АВ и DC до пересечения в точке F (рис. 27). И заметим, что угол AFD=1800-500-400=900. Следовательно, (по свойству медиан из прямого угла), . Получаем два уравнения: и (по теореме о средней линии трапеции). Получаем х = 3, у = 5.Рис. 27Ответ: основания трапеции равны 3 и 5. 2.3. Построение дополнительной окружностиРассмотрим задачи, в которых в качестве дополнительного построения будет использоваться вспомогательная окружность.Задача 1:В треугольнике АВС проведена высота ВК. Найти длину отрезка, соединяющего точку К с серединой АВ, если АВ = 10 см. Решение:Проведем высоту АМ, тогда углы АКВ и АМВ равны по 900, значит точки А, К, М, В лежат на одной окружности и АВ – диаметр (рис. 28). Точка О – середина АВ по условию. Следовательно, АО = ОВ = КО = r = 5 см.Рис. 28Ответ: 5см. Задача 2:В выпуклом четырехугольнике АВСD диагонали АС и ВD пересекаются в точке О. АВС = 1110 , ОВС = 490 , АСD = 620. Найти углы САD и АDС Решение: АВО = 1110 – 490 = 620. Таким образом В и С лежат по одну сторону от АD и углы АВО и АСD равны значит точки А, В, С, D лежат на одной окружности (рис. 29). АDС и АВС вписанные, значит их сумма равна 1800, отсюда АDС = 1800 – 1110 = 690. Дуга АDС равна 2220. Значит дуга DС равна 2220 – 1240 = 980. Угол САD вписанный и равен 490.Рис. 29Ответ: САD = 490, АDС = 690.Задача 3:В трапеции АВСD с основаниями АD и ВС угол АВD равен углу АСD. Доказать, что АВСD – равнобедренная трапеция. Решение: Точки В и С лежат по одну сторону от АD и углы АВD = АСD, то точки А, В, С,D лежат на окружности (рис. 30). Так как хорды ВС ║ AD, то дуга АВ равна дуге СD. Поскольку равные дуги стягивают равны хорды, то АВ = СD.Рис.30Задача 4: Точка H является основанием высоты, проведенной из вершины прямого угла B треугольника ABC к гипотенузе AC. Найдите AB, если AH=6, AC=24. Решение:Строим окружность вокруг треугольника ВНС (рис. 31). Центр этой окружности является серединой ВС. ВС — диаметр. АС по отношению к данной окружности — секущая. АВ — отрезок касательной. АН — внешняя часть секущей. Все это подводит к теореме о квадрате касательной. АВ2 — произведение секущей на ее внешнюю часть. Следовательно, нужно умножить AH на AC. 6∙24 = 144 (это АВ в квадрате). Тогда, АВ=12.Рис. 31Ответ: АВ=12.ЗаключениеВ процессе проделанной работы мы изучили метод дополнительных построений при решении геометрических задач, провели группировку различных видов дополнительных построений и определили основные направления данного метода. В практической части работы рассмотрели различные случаи использования дополнительного построения при решении задач по темам «Треугольник», «Трапеция» и случаи когда в качестве дополнительного построения использовалась вспомогательная окружность. Задачи, решаемые с помощью дополнительных построений, традиционно считаются задачами повышенного уровня сложности. Для их решения требуются изобретательность и геометрическая интуиция. Стандартные приемы таких построений рассматриваются чаще всего на конкретных примерах и запоминаются, а нестандартные – приобретаются с опытом.Список использованных источниковАтанасян, Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. , с.124, c. 128, с. 176Бежану, Т. В. К вопросу о геометрических решениях геометрических задач. Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. № 6 (25). C. 26-29. ISSN 1993- 5552.Воистинова Г. Х. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач // Современные проблемы математического и физического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. научно-практ. конф., посв. 450-летию присоединения Башкортостана к России / Отв. ред. С. С. Салаватова. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2006. — С. 126–136.Воистинова Г. Х. Основные приемы использования дополнительных построений при решении задач на построение // Этнокультурный компонент в образовательном процессе: теория и технология, передовой опыт»: Сборник трудов участников второго научно-мето-дического Всероссийского семинара 1–3 ноября 2013 г., г. Стерлитамак / Отв. ред. С. С. Салаватова. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — С. 233–239.Генкин Г. З. Три подхода к решению некоторых задач // Математика в школе. 2002. № 3 с. 25-25.Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: Вербум, 2003. — 429 с.Данилова Е. Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. — М.: Учпедгиз, 1961. — 143 с.Дурова, Е.М. Метод дополнительных построений при решении планиметрических задач / Е.М. Дурова, Э.Ф. Капленко; Воронеж. ун-т.– Воронеж, 1995.– 16 с.– Деп. в ВИНИТИ 18.09.95, № 2580–В95.Иванова Т. А. Варьирование математических задач как средство развития интеллектуальных способностей учащихся // Развитие учащихся в процессе обучения математике: Межвуз. сборник науч. трудов. — Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992–139 с.Мельников Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей: Монография. — Екатеринбург: Уральское изд-во, 2004. — 384 с.Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Учебное пособие.—5-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО: ОАО Московские учебники, 2006.Раджабов М. Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии. — Душанбе, 1987. — 157 с.Силаев Е. В. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач. — М.: Прометей, 1994. — 116 с.,Скарбич С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: [электронный ресурс] учеб. пособие / С. Н. Скарбич ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. В. А. Далингер. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 194 с., с. 81Шарыгин И. Ф. Стандарт по математике: 500 геометрических задач: кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. / И. Ф. Шарыгин. - Москва: Просвещение, 1989. - 252 с.

Список использованных источников

1. Атанасян, Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев – 6-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. , с.124, c. 128, с. 176
2. Бежану, Т. В. К вопросу о геометрических решениях геометрических задач. Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2009. № 6 (25). C. 26-29. ISSN 1993- 5552.
3. Воистинова Г. Х. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач // Современные проблемы математического и физического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. научно-практ. конф., посв. 450-летию присоединения Башкортостана к России / Отв. ред. С. С. Салаватова. — Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2006. — С. 126–136.
4. Воистинова Г. Х. Основные приемы использования дополнительных построений при решении задач на построение // Этнокультурный компонент в образовательном процессе: теория и технология, передовой опыт»: Сборник трудов участников второго научно-мето-дического Всероссийского семинара 1–3 ноября 2013 г., г. Стерлитамак / Отв. ред. С. С. Салаватова. — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — С. 233–239.
5. Генкин Г. З. Три подхода к решению некоторых задач // Математика в школе. 2002. № 3 с. 25-25.
6. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. — М.: Вербум, 2003. — 429 с.
7. Данилова Е. Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач. — М.: Учпедгиз, 1961. — 143 с.
8. Дурова, Е.М. Метод дополнительных построений при решении планиметрических задач / Е.М. Дурова, Э.Ф. Капленко; Воронеж. ун-т.– Воронеж, 1995.– 16 с.– Деп. в ВИНИТИ 18.09.95, № 2580–В95.
9. Иванова Т. А. Варьирование математических задач как средство развития интеллектуальных способностей учащихся // Развитие учащихся в процессе обучения математике: Межвуз. сборник науч. трудов. — Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992–139 с.
10. Мельников Ю. Б. Математическое моделирование: структура, алгебра моделей, обучение построению математических моделей: Монография. — Екатеринбург: Уральское изд-во, 2004. — 384 с.
11. Прасолов В. В. Задачи по планиметрии: Учебное пособие.—5-е изд., испр. и доп. – М.: МЦНМО: ОАО Московские учебники, 2006.
12. Раджабов М. Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии. — Душанбе, 1987. — 157 с.
13. Силаев Е. В. Использование дополнительных построений при решении геометрических задач. — М.: Прометей, 1994. — 116 с.,
14. Скарбич С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач: [электронный ресурс] учеб. пособие / С. Н. Скарбич ; науч. ред. д-р пед. наук, проф. В. А. Далингер. – 2-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. – 194 с., с. 81
15. Шарыгин И. Ф. Стандарт по математике: 500 геометрических задач: кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
16. Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. / И. Ф. Шарыгин. - Москва: Просвещение, 1989. - 252 с.