Равитие эмоциональной сферы младших школьников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6363 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 03.04.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие эмоциональной сферы 6
1.2. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 11
1.3. Способы развития эмоциональной сферы младших школьников 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Организация и методический аппарат исследования 25
2.2. Результаты исследования эмоциональной сферы младших
школьников 28
2.3. Программа развития эмоциональной сферы младших школьников 43
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

Фрагмент для ознакомления

Ход: психолог предлагает ребенку дотронуться до игрушки: ласково, с недовольством, с просьбой и т.д. После чего анализируются чувства ребенка от каждого прикосновения.
4. Игра «Комплимент».
5. Рисование «Мой класс».
6. Создание коллажа «Моя школа». Рисование карандашами.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: выработка ритуала прощания.

Занятие 3. Волшебные средства понимания (4 часа)
Цель. Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей.
Методическое обеспечение, оборудование. Карточки с изображением эмоций. Бумага, краски, карандаши, мелки, шнурочки.
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Я чувствую…» Ход: ребенку раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.
2. Интонационные этюды: ребенку предлагается произнести фразу «пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно.
3. Беседа о волшебных средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.
4. Изготовление масок.
5. Игра «Маски» Ход: ребенок, надев маску, передает настроение этой маски.
6. Игра «Руки» Ход: задание познакомиться руками, поссориться руками, помириться руками.
7. Игра «Ниточка с иголочкой». Цели и задачи: укрепление мышц ног, рук, спины; развитие координации движений и внимательности. Ход: психолог становится «иголочкой», а ребенок «ниточкой». «Иголочка» начинает бегать в разные стороны, огибая различные преграды, «ниточка» должна точно повторить ее путь, не размыкая рук. Если ребенок расцепит руки, он выполняет штрафное задание, например, сделать 5 необычных приседаний: на счет «раз» необходимо полностью сесть на корточки; на «два»  выпрямиться; на «три»  сделать полуприсед; на «четыре»  выпрямиться.
Прощание: по выработанному ритуалу.

Занятие 4 . Настроение (4 часа)
Цель. Описание своего настроения, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей.
Методическое обеспечение, оборудование. Краски, бумага, карточки-лото, карточки с изображением эмоций. Заготовки марионеток из картона
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Лото настроение».
2. Рисование «Мое настроение».
3. Беседа по изображениям эмоций.
4. Упражнение «Возьми себя в руки!» Цель: обучение способам успокоения, управление своими эмоциями и желаниями, настрой ребенка на дальнейшее взаимодействие. Можно использовать песочные часы. Ход: ребенок обхватывает одну руку другой (отсюда и название «возьми себя в руки», и пока сыпется песок (1-2 минуты) или идёт счёт до 10, пытается оставаться в выбранном положении, не разговаривать.
5. Игра «Создай марионетку». Задание: нарисуй кукле то выражение лица, которое как ты думаешь, чаще бывает у тебя. Что ты чувствуешь? А теперь переверни и нарисуй противоположную эмоцию. Ответь: как изменилось твое настроение?
Прощание: по выработанному ритуалу.
Занятие 5 . Волшебная линия (4 часа)
Цель. Обогащение опыта отреагирования эмоций. Упражнение в регулировании эмоций.
Методическое обеспечение, оборудование. Бумага, краски.
Приветствие: по схеме.
Основная часть:
1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.
2. Создание картины с помощью линий.
3. Беседа по рисункам.
4. Просмотр мультфильма «Нехочуха». Обсуждение.
Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: по выработанному ритуалу.

Занятия 6. Я – хороший, я – плохой (4 часа)
Цель. Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера.
Методическое обеспечение, оборудование: мяч, восковой пластилин, бумага, краски.
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Наоборот». Ход: Ребенок ловит мяч и называет противоположное качество: добрый – злой. Затем бросая мяч психологу, называет новое качество.
2. Сказка «Чертенок и работник» (ирландская народная сказка)
«Был у Сэмунда Мудрого один работник, который очень любил сквернословить. Сэмунд часто выговаривал ему за это. Он объяснил работнику, что богохульство и сквернословие – пища для черта и его чертенят.
 Да разве я бы богохульствовал, если б знал об этом,  сказал работник.
 А вот я проверю, правду ли ты говоришь,  сказал Сэмунд.
И пустил он к работнику в хлев чертенка. Работнику такой гость пришелся не по душе, а чертенок как нарочно, пакостил и дразнил его так, что трудно было удержаться от брани. Долго крепился работник и вдруг видит, что чертенок день от дня тощает. Обрадовался работник и вовсе браниться перестал. Но вот однажды утром приходит он в хлев, а там все разбито, переломано и все коровы связаны хвостами. Обернулся работник к захиревшему чертенку, который лежал в пустом стойле и жалобно стонал, и обрушился на него с отборной бранью. И вдруг он с ужасом заметил, что чертенок на глазах стал оживать и жиреть. Тогда он сдержал себя и перестал браниться. Убедился он, что Сэмунд Мудрый был прав, и с тех пор никогда больше не сквернословил. На этом конец сказке о чертенке, для которого пищей служила брань Сэмудова работника. А примеру этого работника не мешает последовать и нам с тобой». Обсуждение сказки.
3. Игра «Собаки бывают». Ход: ребенок изображает собаку. Психолог спрашивает о том, какая это собака.
4. Игра «Я умею». Ход: ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее и плохое).
5. Релаксация: «Цветочная поляна». Ребенку предлагается представить себе цветочную поляну, найти цветок и хорошо его рассмотреть.
6. Рисование цветка.
Прощание: по выработанному ритуалу.

Занятия 7. Любимые сказки (4 часа)
Цель. Развитие понимания себя и других. Преодоление барьеров в общении. Отреагирование собственных чувств.
Методическое обеспечение, оборудование: мяч, восковой пластилин, бумага, краски, сказка « Волк и ягненок».
Приветствие: по схеме
Основная часть
1. Игра «Назови героя». Ход: ведущий называет черту характера, ребенок подбирает к ней героя сказки.
2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.
3. Рисование «Письмо любимому герою». Обсуждение рисунка.
4. Чтение правил вежливости. Работа с карточками. «Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит. Не спорь с товарищами по пустякам. Не придумывай прозвищ. Не отвечай на грубость грубостью. Давай дополним эти правила. Что бы ты ещё мог добавить к этим правилам?»
5. Игра «Вежливые слова». Ход: Ребенку предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.
Прощание: по выработанному ритуалу.

Занятия 8. Вместе веселее (4 часа)
Цель. Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.
Методическое обеспечение, оборудование: старые газеты, бумага.
Приветствие: по схеме
Основная часть:
1. Игра «Бумажные развалы». Ход: сразу оговорить, что ребенок после занятия убирает. Затем предлагается начать. Ребенок и психолог вместе рвут старые газеты (можно в таз). Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, ребенку предлагается подбрасывать бумагу вверх.
2. Игра «Клубок». Цель: игра для развития коммуникативных умений. Ход: ребенок и психолог садятся друг против друга. Психолог, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему ребенку (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос психологу, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему. Рефлексия упражнения.
2. Игра «Найди пару» (работа с карточками). Ход: ребенку предлагается найти пару желаниям, написанным на карточке: Долго играть в компьютерные игры. Не делать уроки. Долго лежать в постели. Не слушаться взрослых. Помогать по хозяйству дома. Разбрасывать, не ухаживать за своими вещами. Иметь много игрушек. Иметь домашнего питомца (собака, кошка, птичка и т.д.). Стать сильным и смелым и т.д.
3. Игра «Зеркало». Цель: обучение навыкам распознавания и отреагирования чужих эмоций и действий. Ход: психолог делает движение или изображает эмоцию. Задача ребенка скопировать мимику, позу или жест, т.е. подражать образцу. Затем психолог меняется местами с ребенком. Обсуждение игры.
Прощание: по выработанному ритуалу.

Занятия 9 . Хорошо и плохо (4 часа)
Цель. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.
Методическое обеспечение, оборудование: не требуется.
Приветствие: по схеме.
Основная часть
3. Сказка «Вместе и порознь». «Лисенок и Медвежонок дружили давно, любили играть вместе. Однажды Лисенок очень сильно захотел поиграть с машинкой Медвежонка, но и Медвежонок хотел поиграть с машинкой. В конце концов, они поссорились. Им стало очень плохо, скучно. А потом они поговорили и помирились».
4. Обсуждение сценки.
5. Игра «Похвали друга». Цель: развитие навыков позитивного общения. Ход. Психолог: «А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушай, как это сделаю я». Ребенку предлагается похвалить себя, выделив основные свои положительные качества и своего друга.
6. Игра «Гусеничка». Цель: закрепление навыков позитивного общения. Ход: маленькая гусеница мечтает стать красивой бабочкой, но для этого ей нужно много и правильно питаться. Ее нужно покормить листиками, на которых написаны добрые поступки и хорошие привычки. Тебе даны листочки, напиши на них то, что ты считаешь добрым и хорошим. Если ты справишься с этим заданием, произойдет маленькое чудо – гусеница превратится в бабочку.
5. Сочинение сказки (тему ребенок предлагает сам).
6. Релаксация: «Волшебный сон».
Прощание: по выработанному ритуалу.

Выводы по второй главе

1. С целью выявления и анализа особенностей эмоциональной сферы младших школьников мы провели кластерный анализ. Первый кластер включает в себя 8 младших школьников (16% испытуемых). Проведённое исследование показало, что они характеризуются повышенной возбудимостью и склонностью к риску, стремятся доминировать среди одноклассников. У них несколько занижен самоконтроль, может проявляться агрессивность, конфликтность. Семейные отношения данных детей также отличаются конфликтностью, определённой степенью враждебности. Чувствуя негативную семейную обстановку, представители первого кластера пытаются самореализоваться в группе сверстников, однако не всегда могут выбрать наиболее подходящие для этого формы поведения.
2. Второй кластер охватывает 8 учащихся (16% детей). В целом, данные испытуемые характеризуются устойчивой нервной системой, средней выраженностью общительности, уверенности в собственных силах, любознательности. Им не свойственно стремление к активному самоутверждению и доминированию, их уровень чувствительности, нервного напряжения и конфликтности средний. Эти учащиеся не склонны к риску, достаточно интеллектуальны и ответственны. Семейная обстановка представителей второго кластера достаточно благоприятная, возникающие проблемы и недоразумения носят эпизодический характер.
3. Третий кластер объединяет 8 детей (16% испытуемых). Они общительны, уверены в собственных силах, обладают высоким уровнем любознательности. Данные школьники стремятся быть в центре внимания, периодически демонстрируют лидерские задатки, причём стремления эти реализуются в положительном ключе – в виде желания быть лучшими в учёбе, спорте или иных социально одобряемых вещах. Они любознательны, активны, настроены на бесконфликтное взаимодействие с окружающими. В их семьях наблюдается благоприятная и доброжелательная обстановка, члены семьи заботятся друг о друге, а все возникающие вопросы решают мирно и конструктивно.
4. Четвёртый кластер включает 12 человек (24% учащихся). Данные школьники обладают развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, выраженной активностью в учебной и внеучебной сфере, социальной смелостью, явным стремлением к лидерству. У них высокий уровень возбудимости и эмоциональности, заметная склонность к самоутверждению. Вместе с тем, при всей своей экстраверсии, выраженном холерическом темпераменте, эти школьники не агрессивны и не конфликтны, хотя и не всегда могут держать себя в руках. Согласно проведённому исследованию, обстановка в их семьях достаточно благополучная, с нормальным эмоциональным фоном.
5. Пятый кластер охватывает 14 испытуемых (28% младших школьников). Согласно проведённому исследованию, они отличаются низким уровнем общительности и любознательности, не склонны доминировать и самоутверждаться. Напротив, они достаточно закрыты, лишены уверенности в своих силах, часто предпочитают одиночество. Значимой характеристикой их эмоциональной сферы является повышенный уровень нервного напряжения, реакции на фрустрацию, тревожности. В их семьях достаточно сложная психоэмоциональная обстановка, часто возникают конфликты, демонстрируется враждебное поведение, что негативно влияет на данных школьников.
6. Выявленные проблемы эмоциональной сферы предопределили необходимость разработки программы развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Предложенная программа включает в себя: 1) осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям; 2) развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу; 3) развитие чувства принадлежности к группе; 4) получение опыта позитивного взаимодействия; 5) осознание своего и чужого настроения; 6) развитие адекватной самооценки; 7) преодоление отрицательных черт характера и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование было посвящено выявлению и анализу особенностей эмоциональной сферы младших школьников. Ниже представлены основные выводы.
1. Эмоции представляют собой особые психические процессы и состояния, которые связаны с потребностями, мотивами и инстинктами, и отражают непосредственное переживание, будь то радость, горе или страх, а также значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности. Эмоции как особые субъективные переживания в большинстве случаев довольно ярко окрашивают ощущения, воображения и мысли индивида. Можно сказать, что благодаря жизненному опыту данные явления не только легко обнаруживаются, но и достаточно чётко интерпретируются. Исходя из вышесказанного, роль эмоциональных побуждений сложно переоценить.
2. Ребенок младшего школьного возраста достаточно уязвим. В этот период учащийся как губка впитывает в себя все то, что его окружает, какие эмоции выражаются при определенных жизненных обстоятельствах – как в школе, так и вне её, а затем воплощает все увиденное в жизнь. В силу своего возраста, он еще не умеет контролировать свое поведение, он копирует взрослых либо сверстников, которые не всегда правильно поступают, и здесь очень важна роль педагога в оказании помощи, корректировке эмоциональной сферы, формировании опыта распознавания и проявления эмоций, чтобы в дальнейшей жизни ребенка формировать осознанную, способную к сопереживанию чуткость и эмоциональную культуру.
3. Проведённое нами эмпирическое исследование показало, что младшие школьники характеризуются значительной дифференциацией эмоциональной сферы. Кластерный анализ выявил, что из всей совокупности детей наиболее благополучными в эмоциональном плане являются представители второго (16%) и третьего (16%) кластеров, тогда как дети, объединяемые первым (16%), четвёртым (24%) и пятым (28%) кластерами, нуждаются в программе развития и коррекции эмоциональной сферы. Так, психологам, работающим с младшими школьниками из первого кластера, целесообразно сконцентрироваться на понижении их уровня агрессивности и конфликтности; дети, объединяемые четвёртым кластером, нуждаются в уменьшении возбудимости, овладении навыками самоконтроля; учащимся, входящим в пятый кластер, необходимо понизить уровень тревожности, развить коммуникативные навыки.
4. Выявленные проблемы эмоциональной сферы предопределили необходимость разработки программы развития и коррекции эмоциональной сферы младших школьников. Предложенная программа включает в себя: 1) осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям; 2) развитие репертуара телесных ощущений, обучение использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу; 3) развитие чувства принадлежности к группе; 4) получение опыта позитивного взаимодействия; 5) осознание своего и чужого настроения; 6) развитие адекватной самооценки; 7) преодоление отрицательных черт характера и др.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что формирование положительной эмоциональной сферы младшего школьника обусловливается гармоничным индивидуально-личностным развитием и благоприятными взаимоотношениями с семьёй и ровесниками. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла эмпирическое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алёшина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А.В. Алёшина, С.Т. Шабанов. – СПб: Речь, 2012. – 336 с.
Анисимова Е.А. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Е.А. Анисимова. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/09/13/rol-igry-v-formirovanii
Астахова С.П. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника [Текст] / С.П. Астахова, И.В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019.  №15. – С. 12 – 19.
Ахмедпашаева К.А. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / К.А. Ахмедпашаева, Д. Адбуллаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 183 – 190.
Белкин А.С. Основы возрастной психологии [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
Бендер Е.С. Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.С. Бендер.  URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/01/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-i-polozhitelnogo
Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
Вилюнас В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Втлюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Владос, 2003. – 278 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
Гришина Р.М. Формирование сплочённого коллектива младших школьников [Электронный ресурс] / Р.М. Гришина.  URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih
Додонов Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 79 с.
Донскова Е.С. Исследования эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.С. Донскова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2019.  №9. – С. 95 – 98.
Дубравин Д. Психология эмоций: чувств под контролем [Текст] / Д. Дубравин – К.: Айпио, 2015. – 43 с.
Дусавицкий А.К. Психология личности и развивающего обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2016. – 100 с.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / А.В. Запорожец. – Т. 1. Психическое развитие ребёнка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
Изард К.Э Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска [Электронный ресурс] / С.И. Кириченко.  URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/12/31/osobennosti-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo
Коротова В.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Коротова.  URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2013/03/21/tema-raboty-razvitiekommunikativnoy
Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 191 с.
Кузнецова А.Г. Возможности искусства в развитии эмоционально-волевой сферы младшего школьника / А.Г. Кузнецова, Л.П. Илларионова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: Сборник научных трудов. – М., 2020. – С. 347 – 354.
Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта [Текст]: дис. … канд. пед. наук / К.С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 194 с.
Лобкарёва С.Ф. Развитие эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / С.Ф. Лобкарёва // NovaInfo.Ru. – 2019.  №106. – С. 99 – 100.
Лямкина Т.М. Развитие эмоциональной сферы у младших школьников [Текст] / Т.М. Лямкина // Сборник научных статей международной молодёжной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». – 2013. – С. 172 – 174.
Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2016. – 23 с.
Мамонова Е.Б. Особенности нарушений развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / Е.Б. Мамонова, И.А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1.  №1. – С. 115 – 123.
Метелева Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия: Сборник статей международной научно-практической конференции.  URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf
Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Г. Мюнстерберг. – М.: Совершенство, 1997. – 320 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 368 с.
Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Л. Никитина.  URL: https://clck.ru/JrgXg
Петрова Д.А. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / Д.А. Петрова, К.В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019.  №15. – С. 309 – 311.
Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы [Текст] / З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019.  №64-3. – С. 341 – 344.
Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / С.И. Попова. – М., 2015. – 484 с.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
Рева Г.В. Развитие эмоциональной сферы младших школьников посредством музыкально-театральной деятельности [Текст] / Г.В. Рева, В.Г. Распенская // Музыкальная летопись: Сборник статей. – 2020. – С. 214 – 224.
Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросскультурный аспект [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.С. Синельникова. – СПб, 2015. – 195 с.
Улюмжеева Е.В. Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.В. Улюмжеева // Студенческий вестник. – 2020.  №18-1. – С. 81 – 83.
Фомина Ж.В. психолого-педагогическая диагн6остика и развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника [Текст] / Ж.В. Фомина // Энигма. – 2019.  №15-1. – С. 135 – 140.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.
Черная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоциональной сферы младших школьников средствами музыки [Текст] / А.В. Черная, А.А. Хевелев, Е.В. Хевелева // Мир университетской науки: культура, образование. – 2019.  №8. – С. 83 – 88.
Чеснокова О.Б. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте [Текст] / О.Б. Чеснокова, М.В. Яремчук // Вопросы психологии. – 2002.  №2. – С. 14 – 28.
Шиманская В.А. География эмоций с Монсиками: Курс развития эмоционального интеллекта детей 710 лет [Текст] / В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, В.В. Лясников. – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова. – СП: СПб АППО, 2020. – 96 с.
Якушенко Е.Н. Театр как средство развития эмоционально-волевой сферы младших школьников в условиях временного детского коллектива [Текст] / Е.Н. Якушенко // Теория и практика организации летнего отдыха и оздоровления детей: Материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 314 – 318.
Aronson E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine [Текст] / E. Aronson.  New York: A. Worth Publishers, 2000. – 194 p.
Goleman D. Emotional intelligence [Текст] / D. Goleman.  New York: Bantam Books, Inc., 1995. – 478 p.











2

1. Алёшина А.В. Эмоциональный интеллект для достижения успеха [Текст] / А.В. Алёшина, С.Т. Шабанов. – СПб: Речь, 2012. – 336 с.
2. Анисимова Е.А. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Е.А. Анисимова. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/09/13/rol-igry-v-formirovanii
3. Астахова С.П. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника [Текст] / С.П. Астахова, И.В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. №15. – С. 12 – 19.
4. Ахмедпашаева К.А. Особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / К.А. Ахмедпашаева, Д. Адбуллаева // Развитие правового сознания в образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 183 – 190.
5. Белкин А.С. Основы возрастной психологии [Текст] / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
6. Бендер Е.С. Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.С. Бендер. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/01/formirovanie-uchebnoy-motivatsii-i-polozhitelnogo
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 352 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Втлюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Владос, 2003. – 278 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
10. Гришина Р.М. Формирование сплочённого коллектива младших школьников [Электронный ресурс] / Р.М. Гришина. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 79 с.
12. Донскова Е.С. Исследования эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.С. Донскова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2019. №9. – С. 95 – 98.
13. Дубравин Д. Психология эмоций: чувств под контролем [Текст] / Д. Дубравин – К.: Айпио, 2015. – 43 с.
14. Дусавицкий А.К. Психология личности и развивающего обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2016. – 100 с.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. / А.В. Запорожец. – Т. 1. Психическое развитие ребёнка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
16. Изард К.Э Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
17. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
18. Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска [Электронный ресурс] / С.И. Кириченко. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/12/31/osobennosti-razvitiya-detey-mladshego-shkolnogo
19. Коротова В.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников [Электронный ресурс] / В.И. Коротова. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2013/03/21/tema-raboty-razvitiekommunikativnoy
20. Крылов А.А. Психология [Текст] / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005. – 191 с.
21. Кузнецова А.Г. Возможности искусства в развитии эмоционально-волевой сферы младшего школьника / А.Г. Кузнецова, Л.П. Илларионова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: Сборник научных трудов. – М., 2020. – С. 347 – 354.
22. Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта [Текст]: дис. … канд. пед. наук / К.С. Кузнецова. – Саратов, 2012. – 194 с.
23. Лобкарёва С.Ф. Развитие эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / С.Ф. Лобкарёва // NovaInfo.Ru. – 2019. №106. – С. 99 – 100.
24. Лямкина Т.М. Развитие эмоциональной сферы у младших школьников [Текст] / Т.М. Лямкина // Сборник научных статей международной молодёжной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае». – 2013. – С. 172 – 174.
25. Малахова О.А. Вокально-хоровая деятельность как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2016. – 23 с.
26. Мамонова Е.Б. Особенности нарушений развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / Е.Б. Мамонова, И.А. Никитина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. №1. – С. 115 – 123.
27. Метелева Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Г. Метелева // Научное сообщество студентов XXI столетия: Сборник статей международной научно-практической конференции. URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf
28. Мюнстерберг Г. Психология и учитель [Текст] / Г. Мюнстерберг. – М.: Совершенство, 1997. – 320 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656 с.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1998. – 368 с.
31. Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Л. Никитина. URL: https://clck.ru/JrgXg
32. Петрова Д.А. Особенности эмоциональной сферы младшего школьника [Текст] / Д.А. Петрова, К.В. Соколова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. №15. – С. 309 – 311.
33. Платонова З.Н. Особенности эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы [Текст] / З.Н. Платонова, Ю.П. Прокопьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. №64-3. – С. 341 – 344.
34. Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / С.И. Попова. – М., 2015. – 484 с.
35. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
36. Рева Г.В. Развитие эмоциональной сферы младших школьников посредством музыкально-театральной деятельности [Текст] / Г.В. Рева, В.Г. Распенская // Музыкальная летопись: Сборник статей. – 2020. – С. 214 – 224.
37. Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2002. – 720 с.
39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1995. – 144 с.
40. Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросскультурный аспект [Текст]: дис. … канд. психол. наук / Е.С. Синельникова. – СПб, 2015. – 195 с.
41. Улюмжеева Е.В. Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоциональной сферы младших школьников [Текст] / Е.В. Улюмжеева // Студенческий вестник. – 2020. №18-1. – С. 81 – 83.
42. Фомина Ж.В. психолого-педагогическая диагн6остика и развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника [Текст] / Ж.В. Фомина // Энигма. – 2019. №15-1. – С. 135 – 140.
43. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2001. – 280 с.
44. Черная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение эмоциональной сферы младших школьников средствами музыки [Текст] / А.В. Черная, А.А. Хевелев, Е.В. Хевелева // Мир университетской науки: культура, образование. – 2019. №8. – С. 83 – 88.
45. Чеснокова О.Б. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте [Текст] / О.Б. Чеснокова, М.В. Яремчук // Вопросы психологии. – 2002. №2. – С. 14 – 28.
46. Шиманская В.А. География эмоций с Монсиками: Курс развития эмоционального интеллекта детей 7 10 лет [Текст] / В.А. Шиманская, О.Я. Огородник, В.В. Лясников. – М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
47. Шингаев С.М. Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста [Текст] / С.М. Шингаев, Е.В. Юркова. – СП: СПб АППО, 2020. – 96 с.
48. Якушенко Е.Н. Театр как средство развития эмоционально-волевой сферы младших школьников в условиях временного детского коллектива [Текст] / Е.Н. Якушенко // Теория и практика организации летнего отдыха и оздоровления детей: Материалы научно-практической конференции. – 2020. – С. 314 – 318.
49. Aronson E. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine [Текст] / E. Aronson. New York: A. Worth Publishers, 2000. – 194 p.
50. Goleman D. Emotional intelligence [Текст] / D. Goleman. New York: Bantam Books, Inc., 1995. – 478 p.

Вопрос-ответ:

Какая цель статьи "Развитие эмоциональной сферы младших школьников"?

Цель статьи - исследовать и разработать способы развития эмоциональной сферы младших школьников.

Что такое эмоциональная сфера?

Эмоциональная сфера - это совокупность эмоций, чувств и переживаний человека, включая его эмоциональные реакции на окружающий мир.

Какие особенности эмоциональной сферы младших школьников?

Особенности эмоциональной сферы младших школьников включают развитие эмоциональной саморегуляции, формирование эмоциональной компетентности, увеличение способности к самопроявлению и понимание эмоций других людей.

Какие способы развития эмоциональной сферы младших школьников предлагаются в статье?

Статья предлагает использование игровых и творческих методов развития эмоциональной сферы, работу с эмоциональной сферой через музыку и искусство, а также тренинги по эмоциональной саморегуляции.

Каковы результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников?

Результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников показывают, что использование специальных методик и тренингов способствует развитию эмоциональной саморегуляции, повышению эмоциональной компетентности и улучшению понимания эмоций других людей.

Каковы основные понятия и теоретические основы, связанные с развитием эмоциональной сферы младших школьников?

В теоретической части статьи рассматриваются основные понятия, связанные с эмоциональной сферой младших школьников. Один из ключевых терминов - эмоциональная сфера, которая описывает состояние эмоционального развития ребенка. Также рассматриваются особенности эмоциональной сферы младших школьников и способы ее развития.

Какова цель проведения эмпирического исследования эмоциональной сферы младших школьников?

Целью проведения эмпирического исследования эмоциональной сферы младших школьников является изучение и анализ состояния эмоционального развития детей данной возрастной группы. Исследование направлено на выявление особенностей эмоциональной сферы детей, а также на поиск эффективных способов ее развития.

Какими методами и инструментами осуществлялось исследование эмоциональной сферы младших школьников?

Исследование эмоциональной сферы младших школьников проводилось с использованием различных методов и инструментов. Организация и методический аппарат включали проведение наблюдений, анкетирование и психологические тесты. Полученные результаты анализировались с целью выявления особенностей эмоциональной сферы детей данной возрастной группы.