Политико-правовые взгляды Нила Сорского

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: История политических и правовых учений
  • 1010 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 24.03.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Доклад 3
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Именно эта позиция отличает Нила Сорского. Концепция Нила Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей «от века» страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие, которое по своей природе несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды («отвне естества»); задача православного христианина состоит в его преодолении. В качестве идеала для Нила Сорского выступает общинное устройство. Что же касается наемного труда, то он является допустимым, чтобы помогать немощным, больным, старым. Базовый жизненный принциппустынножительствующих монахов заключается в том, чтобы использовать только лишь плоды собственного труда, а не довольствоваться тем, что было получено чудим трудом. Позиция Нила Сорского здесь является совершенно бескомпромиссной. Согласно его позиции, богатство вызывает различные страсти, накапливать богатство нельзя, даже во благо. Причем, даже если человек частично тратит богатства на подаяния, это не может служить оправданием. Нестяжательный человек должен заниматься сотворением душевной милостыни, а не телесной, поскольку душа относительно тела пребывает выше. Уклад жизни современных монастырей Нил Сорский осуждал, поскольку в них не соблюдается идеал служения, соответственно, такие монастыри не могут существовать. Нил Сорский полагает, что нужно нести иноческий подвиг, в частности, уходить в скиты («житие безмолвно, беспечально, от всех умерщвлено»).Как мы видим, рассуждения Нила Сорского совершенно не предполагают того факта, чтобы как отдельные монахи, так и монастыри имели частную собственность. По данной причине Иваном III была предпринята попытка обоснования с помощью идеала Нила секуляризации церковных и монастырских земель в пользу государства. Тем не менее, государю было суждено потерпеть поражение от духовенства, которое подчинялось иерархической организации. Иван III принял решение оказаться от открытого конфликта с церковью, что привело к нерешенности на протяжении длительного периода времени экономического положения церкви. При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия.Такая позиция определяла отношение мыслителя и к проблеме еретичества. Нил Сорский полагал, что нельзя ограничивать свободу воли человека, так как каждый человек сам ищет пути спасения, ориентируясь на собственные внутренние убеждения. В конце концов, прения двух духовных течений, выражавшиеся в многочисленных письмах и посланиях оппонентов, нашли свой выход на церковном соборе 1503 года.Решения собора подвели, своего рода, первый итог спора двух внутрицерковных течений. Сторонники Нила Сорского и Иосифа Волоцкого (сами они также присутствовали на соборе) взаимно осудили ересь жидовствующих и прочее отступничество от православной веры. «Иосифляне» одержали победу в борьбе за неотчуждаемую церковную собственность, а великокняжеской власти пришлось искать новые пути сосуществования с Церковью в следующем двадцатилетии. Тем не менее, именно идеи Нила Сорского стали основой организации монашеской жизни. Список литературыАрхангельская А.В. Иосифляне и нестяжатели. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37346.php История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48022 Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/stupeni_dukhovnogo_rosta/o8s/35-1-0-1374Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ, 2006. – 269 с.

1. Архангельская А.В. Иосифляне и нестяжатели. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37346.php
2. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48022
3. Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/stupeni_dukhovnogo_rosta/o8s/35-1-0-1374
4. Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ, 2006. – 269 с.

Вопрос-ответ:

В чем заключаются политико-правовые взгляды Нила Сорского?

Основным положением взглядов Нила Сорского является рассмотрение человека как неизменной величины с присущими ей от века страстями, самой пагубной из которых является сребролюбие. Он также считает, что этот порок возник под воздействием внешней среды и задача православного христианина состоит в его преодолении. Концепция Сорского во многом совпадает с положениями школы естественного права.

Чем отличаются политико-правовые взгляды Нила Сорского?

Политико-правовые взгляды Нила Сорского отличаются тем, что он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей от века страстями, при этом выделяя сребролюбие как самую пагубную из них. В отличие от других теоретиков, Сорский считает, что сребролюбие возникло под воздействием внешней среды, а не является врожденным пороком.

Какие политико-правовые взгляды принадлежат Нилу Сорскому?

Нил Сорский разделяет концепцию естественного права и рассматривает человека как постоянную сущность с присущими ей страстями, главной из которых является сребролюбие. Сорский полагает, что это порок возник под воздействием внешней среды и задача православного христианина состоит в преодолении сребролюбия.

Какой подход к рассмотрению человека принадлежит Нилу Сорскому?

Нил Сорский рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей от века страстями. Он считает, что самая пагубная из этих страстей - сребролюбие. По мнению Сорского, сребролюбие возникло под воздействием внешней среды, и задача православного христианина состоит в преодолении этого порока.

Какие политико-правовые взгляды имел Нил Сорский?

Нил Сорский имел концепцию, которая во многом совпадала с положениями школы естественного права. Он рассматривал человека как неизменную величину, с присущими ей от века страстями, самая пагубная из которых - сребролюбие. Он считал, что сребролюбие несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды. Задача православного христианина состоит в преодолении этой страсти.

Какие политико-правовые взгляды разделял Нил Сорский?

Нил Сорский разделял политико-правовые взгляды школы естественного права. Он считал, что человек неизменен и обладает от века присущими страстями. Одной из самых вредных страстей он считал сребролюбие, которое возникло под влиянием внешней среды. Православный христианин должен преодолевать это сребролюбие.

Какую задачу ставил перед собой Нил Сорский?

Нил Сорский ставил перед собой задачу преодолеть страсть к сребролюбию. Он считал, что сребролюбие несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды. Православный христианин должен преодолеть это сребролюбие и стремиться к другим ценностям.

Что отличает политико-правовые взгляды Нила Сорского от других?

Отличием политико-правовых взглядов Нила Сорского от других является его концепция, которая во многом совпадает с положениями школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину со своими от века присущими страстями, среди которых особое внимание он уделяет сребролюбию.

Какую пагубную страсть считал Нил Сорский самой опасной для человека?

Нил Сорский считал, что самой опасной для человека является страсть к сребролюбию. Он полагал, что эта страсть несвойственна человеку и возникла под влиянием внешней среды. Задача православного христианина, по его мнению, состояла в преодолении этой страсти.

Какие политико-правовые взгляды имеет Нил Сорский?

Политико-правовые взгляды Нила Сорского основаны на положениях школы естественного права. Он рассматривает человека как неизменную величину с присущими ей от века страстями. Самой пагубной из этих страстей Нил Сорский считает сребролюбие. Он считает, что сребролюбие несвойственно человеку и возникло под воздействием внешней среды, отвне его естества. Поэтому задача православного христианина состоит в преодолении сребролюбия.