аппликация как средство творческого развития дошкольника

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 2424 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.03.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ 5
1.1 Аппликация как вид изобразительной деятельности 5
1.2 Аппликация как средство развития детей с нарушением речи 9
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ 13
2.1 Изучение уровня творческого развития дошкольников 13
2.2 Содержание работы по творческому развитию в аппликации детей с нарушением речи 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Фрагмент для ознакомления

В начале обучения задания были простыми, включали несколько действий. Отрабатывались умения вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях (мячи, воздушные шары, дома). По мере овладения этими умениями проводились занятия по изготовлению несложных работ. Закрепление приемов вырезания геометрических фигур осуществлялось в процессе выполнения заданий декоративно-орнаментального характера. На заключительном этапе работы занятия включали выполнение наиболее сложных работ: вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
4) Общедидактические принципы: принцип наглядности, принцип последовательности в обучении. Помимо образца воспитателя демонстрировались удачные работы детей, что повышало стремление остальных усовершенствовать свои действия. В начале освоения техники выполнения аппликации применялся поэтапный показ действий, позволивший детям усвоить последовательность работы, закреплять освоенные приемы и осваивать новые приемы выполнения аппликации.
5) Принцип учет дефекта. У детей с ОНР слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. В связи с этим с детьми проводилась работа по развитию мелкой моторики, формирования усидчивости, заинтересованности, положительного отношения к аппликации. Для предупреждения утомляемости, профилактики нарушения осанки и коррекции речи в структуру занятий включались физкультминутки и логоритмические упражнения.
Для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня мы использовали следующие виды работ:
– дидактические игры;
– пальчиковые игры;
– пальчиковый театр;
– собирание мозаики;
– работа в тетради (штриховка, выполнение графических упражнений.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук проводилась регулярно и в разнообразных формах:
– в совместной деятельности воспитателя с детьми;
– в свободной самостоятельной деятельности самих детей;
– дома с родителями по заданию логопеда (воспитателя).
Определив основное направление в работе, необходимо правильно организовать пространственно-предметную среду, которая стимулировала бы разнообразную творческую деятельность детей:
– в игровой зоне дети действуют с игрушками, предметами, мозаикой, пирамидками;
– в зоне изобразительной деятельности: пластилин, раскраски, карандаши, краски, трафареты, фигурные линейки, бумага;
– в учебной зоне: пеналы с ручками, карандашами, тетради, счетные палочки, цветные спички, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам;
– в театральной зоне: разные виды театра, в том числе пальчиковый, рисунки фигурок из пальцев.
Работа с родителями проводилась с целью педагогического просвещения в форме родительских собраний, консультаций, наглядной агитации. Было разработано и проведено родительское собрание на тему «Аппликация как способ развития технических навыков и творческих способностей ребенка».
Таким образом, работа была направлена на творческое развитие детей с учетом уровня сформированности технических умений и навыков, особенностей развития детей с нарушением речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научной литературы показал, что аппликация – это один из видов изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. В дошкольной образовательной организации дети знакомятся с тремя видами аппликации: предметная, сюжетная и декоративная. Аппликация имеет большое значение для умственного, физического, эстетического воспитания детей.
При общем недоразвитии речи отмечается нарушение всех компонентов речевой деятельности, как произносительной, так и лексико-грамматической. Нарушения речи негативно отражаются на формировании других познавательных процессов, в том числе мышления, внимания, памяти, воображения. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеют особенности в формировании не только речевой деятельности, но и в развитии познавательной и личностной сферы.
Экспериментальная работа проводилась с целью творческого развития детей с нарушением речи на занятиях по аппликации. По результатам проведенной диагностики выявлено, что большинство детей с ОНР имеют низкий уровень сформированности умений и навыков в аппликации.
Работа по творческому развитию в аппликации детей с нарушением речи проводилась один раз в две недели в соответствии с перспективным планом в первую половину дня. При работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня соблюдались следующие педагогические условия: создание предметно-развивающей среды по интеграции художественно-творческой и речевой деятельности; включение в непосредственно образовательную деятельность упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук; организация взаимодействия с родителями.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
Аппликация: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачева, Л.П. Руденко, В.П. Ежелева, И.В. Барановская. – Минск: Новое знание, 2010. – 64 с.
Бабина, Г.В. Логопедия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А Богатеева. – М.: Просвещение, 2006. – 115 с.
Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 287 с.
Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2010. – 95 с.
Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Детство- Пресс, 2011. – 344 с.
Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987. – 289 с.
Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
Казакова, Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / Р.Г. Казакова. – М.: Владос, 2011. – 324 с.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 120 с.
Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2012. – 208 с.
Малышева, А.Н. Аппликация / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 144 с.
Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2012. – 400 с.
Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2006. – 91 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перспективный план занятий по аппликации старших дошкольников с ОНР
Тема недели Тема занятия по аппликации Образовательные задачи Коррекционные задачи Ягоды и грибы Грибы Учить передавать в аппликации композицию из трех грибов на траве. Познакомить детей со способом парного вырезания одинаковых частей предметов из листа бумаги, сложенного вдвое; закреплять приемы плавного закругленного разреза при вырезывании шляпок и ножек Закрепить представление о разновидностях грибов, уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
Словарная работа:
подосиновик, шляпка, ножка Фрукты Натюрморт Формировать умения складывать и вырезать детали симметричной формы для аппликации, закреплять на другом материале.
Развивать творческие способности.
Воспитывать интерес к ручному труду Уточнить знания детей о фруктах.
Словарная работа:
натюрморт, симметричное вырезание, жанр живописи. Деревья осенью Ветка рябины Учить детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки; закреплять навыки работы с ножницами.
Побуждать к аккуратности при работе с ножницами Уточнить знания детей о деревьях. Словарная работа: ветка рябины, ромб, гроздь Детский сад Украсим полотенце Совершенствовать умения создавать из квадратов разного размера и цвета узорный элемент на прямоугольной заготовке.
Закрепить умение вырезать квадраты, соразмеряя их размеры.
Развивать ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение Уточнить знания детей, что такое узор.
Словарная работа: полотенце, узор, орнамент Овощи Овощи на блюде Закрепить умение самостоятельно определять по цвету и форме заготовок (исходные формы), какие овощи можно из них вырезать. Закреплять умение вырезать круглые и овальные формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе бумаги.
Развивать композиционные умения детей (расположение вырезанных овощей на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету) Уточнить знания детей об овощах.
Словарная работа: овощи, огурец, помидор, морковь Моя семья Веселые портреты Учить составлять портрет из отдельных деталей (овал-лицо, полоски, кусочки или комочки мятой бумаги - прическа);
Закреплять умение рисовать цветными карандашами, фломастерами, работать ножницами, приклеивать аккуратно заготовленные детали Закреплять знания о портрете как жанре живописи. Словарная работа:
форма, овал, прямоугольник, лицо, прическа Птицы зимой Снегири на ветке Учить вырезать части птицы и объединять их, соотнося по величине и окраске для создания яркого образа. Учить красиво располагать изображения на листе. Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их Уточнить знания детей о птицах. Словарная работа: снегирь, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, красный, овальный, закруглять, аккуратно Зима Снеговик Закреплять навыки работы с шаблонами (обводить трафарет).
Продолжить знакомство детей с техникой обрывной мозаики Закрепить знания детей о времени года.
Словарная работа: трафарет, разрывание, обрывание, снеговик День защитника Отечества Варежки для папы Закреплять приемы вырезания геометрических фигур по линии сгиба. Развивать творчество. Развивать ориентировку в пространстве (рядом, сбоку, справа, слева) Закрепить представление детей об орнаментах.
Словарная работа: узор, варежки, орнамент Дикие животные Рыбки в аквариуме Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать у детей чувство композиции. Развивать цветовое восприятие Уточнить знания детей о рыбах.
Словарная работа: рыба, аквариум, плавники, чешуя Домашние животные Кошки на окошке Учить детей создавать сюжетную композицию, самостоятельно применяя освоенные приёмы вырезания ножницами. Формировать композиционные умения. Развивать координацию движения, целенаправленное движения обеих рук Закрепить знания детей о животных.
Словарная работа: полукруг, полуовал, занавески








2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 4-18.
2. Аппликация: перспективно-тематическое планирование специально организованной деятельности детей дошкольного возраста / С.Г. Толкачева, Л.П. Руденко, В.П. Ежелева, И.В. Барановская. – Минск: Новое знание, 2010. – 64 с.
3. Бабина, Г.В. Логопедия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
4. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях / З.А Богатеева. – М.: Просвещение, 2006. – 115 с.
5. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 287 с.
7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2010. – 95 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Детство- Пресс, 2011. – 344 с.
9. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. – М.: Просвещение, 1987. – 289 с.
10. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
11. Казакова, Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие / Р.Г. Казакова. – М.: Владос, 2011. – 324 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 120 с.
13. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
15. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2012. – 208 с.
16. Малышева, А.Н. Аппликация / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 144 с.
17. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
18. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2012. – 400 с.
19. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
20. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2006. – 91 с.