«Связь уверенности личности в себе и мотивации учебной деятельности студентов (на примере подготовки психологов)»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 9191 страница
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 11.09.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ 7
1.1 Понятие уверенности в себе в психологической литературе 7
1.2 Анализ подходов к пониманию мотивации личности в зарубежной и отечественной психологии 11
1.3 Мотив как структурный компонент учебной деятельности 17
1.4 Особенности мотивации учебной деятельности студентов 20
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ УВЕРЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ В СЕБЕ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ СТУДЕНТОВ. 29
2.1. Планирование и организация экспериментального исследования влияния уверенности в себе на мотивацию личности студентов 29
2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования 32
Вывод по главе 2 66
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 68
3.1. Методологическое обоснование и принципы разработки программы психологической помощи по повышению учебной мотивации студентов средствами развития уверенности в себе 68
3.2. Программа психологической помощи по повышению учебной мотивации студентов средствами развития уверенности в себе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 1

Фрагмент для ознакомления

Выявлена взаимосвязь у студентов четвертого курса между мотивацией «Стать высококвалифицированным специалистом» (методика «Ранжирование мотивов») и интегральным показателем самоотношения (методика самоотношения В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): rs=0,36 (rкр =0,31 при p≤0,05). Т.е. чем выше для студентов четвертого курса выраженность положительного отношения к себе, тем более студенты ориентированы на хорошие профессиональные знания, умения и навыки, стремятся стать профессионалами в психологической профессии.Определение различий в выраженности показателей уверенности в себе и мотивации личности студентов первого и четвертого курсов (U - критерий Манна-Уитни)U-критерий Манна-Уитни применяется для оценки различий по показателям какого-либо признака между двумя независимыми выборками.Данный метод определяет, насколько мала зона перекрещивающихся значений между двумя показателями. Первым рядом (выборкой, группой) принято называть тот ряд, в котором значения выше, а вторым рядом - тот, где они ниже.Согласно задачам исследования, необходимо установить различия в показателях уверенности в себе и мотивацииличности студентов первого четвертого курсов. В ходе использования для математической обработки эмпирических данных были получены следующие результаты.Таблица 7Результаты сравнительного анализа данных исследования уверенности в себе и мотивации личности студентов первого четвертого курсовПоказатели методикПоказатели различийСтуденты первого курса, n=30Студенты четвертого курса, n=30Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина← студенты четвертого курсапревышают→ студенты первого курса превышаютСтать высококвалифицированным специалистом -Получить диплом-Успешно продолжить обучение-Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»-Приобрести глубокие и прочные знания-Быть постоянно готовым к очередным занятиям-Не пропускать учебные занятия-Не отставать от одногруппников-Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью216 ←Выполнять педагогические требования-Достичь уважения преподавателя-Быть примером для одногруппников-Добиться уважения для родителей и окружающих-Избежать осуждения и наказания за плохую учебу311 →Получить интеллектуальное удовлетворение-Тест «Шкала уверенности в себе» С. РейзасаУровни уверенности в себе297 ←Продолжение таблицы 7Результаты сравнительного анализа данных исследования уверенности в себе и мотивации личности студентов первого четвертого курсовПоказатели методикПоказатели различийСтуденты первого курса, n=30Студенты четвертого курса, n=30Тест-опросник самоотношения В.В. Cтолина, С.Р. ПантелееваS интегральная-Самоуважения-Аутосимпатии-Ожидания положительного отношения к себе-Самоинтереса-Самоуверенности286 ←Ожидания отношения к себе других-Самопринятия-Самопоследовательности-Самообвинения-Самоинтереса-Самопонимания-Установлены различия в выраженности показателей учебной мотивации у студентов первого четвертого курсов (Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Студенты четвертого курса превосходят студентов первого курса по уровню выраженности учебного мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью»:Uэмп=216 (Uкр =292 при p≤0,01).Выявлены различия в выраженности показателей учебной мотивации у студентов первого четвертого курсов (Методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина). Студенты первого курса превосходят студентов четвертого курса по уровню выраженности учебного мотива «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу»:Uэмп=311 (Uкр=338 при p≤0,05).Определены различия в выраженности показателей уровня уверенности в себе у студентов 1 и четвертого курса. Студенты четвертого курса превосходят студентов первого курса по уровню развития уверенности в себе:Uэмп=297 (Uкр=338 при p≤0,05).Выявлены отличия в выраженности показателей самоотношения у студентов первого четвертого курсов (Тест-опросник самоотношения В.В. Cтолина, С.Р. Пантелеева). Студенты четвертого курса превосходят студентов первого курса по уровню выраженности показателя самоотношения «Самоуверенность»:Uэмп=286 (Uкр =292 при p≤0,01).ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2В нашем исследовании изучался вопрос об особенностях развития мотивации обучения в вузе и ее связи с уверенностью в себе у студентов первого четвертого курсов. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных позволил заключить следующее.1. У большинства студентов сформирована внутренняя мотивация учения. У студентов 1 и четвертого курса на данном этапе происходит профессиональное самоопределение. Они удовлетворены своей учебной деятельностью, положительно относятся к вузу, осознают свои потребности, ценности, значимость процесса учения, способны ставить перед собой цели, и желают успешно учиться. 2. У студентов-психологов первого курса профессиональные представления еще не сформированы. В большей степени в них отражена тенденция к постижению лишь практической стороны профессиональной деятельности психолога. Мотивация обращения к психологии у студентов четвертого курса отличается более высокой устойчивостью. 3. Для студентов первого курса характерна в основном недостаточная уверенность в себе. Это связано с процессами психологической и социально-психологической адаптации, с которыми сталкиваются студенты на начальных этапах обучения. К 4 курсу студенты начинают проявлять большую уверенность в себе, обусловленную учебными успехами и достижениями.4. Студенты-психологи первого четвертого курсов достаточно положительно относятся к своей личности и к самим себе как будущим психологам, принимают себя такими, какие они есть. Существуют различия в выраженности некоторых показателей самоотношения студентов первого четвертого курсов. Так, например, у студентов четвертого курса более выраженными являются показатели аутосимпатии, ожидания положительного отношения к себе, самоуверенности, ожидания отношения к себе других, самопринятия, самопонимания и интегральному показателя самоотношения. У студентов первого курса более выраженными являются такие показатели самоотношения, как самоинтерес, самопоследовательность и самообвинени. 5. Существует взаимосвязь между мотивацией обучения и уверенностью студентов в себе. Отношение обучающихся к себе существенно влияет на профессиональную мотивацию. Такое отношение к себе начинает регулировать процесс и результаты профессионального обучения и непосредственно производственную деятельность.6. Определены различия в выраженности показателей уверенности в себе и мотивацииличности студентов первого четвертого курсов. Так, студенты четвертого курса превосходят студентов первого курса по уровню выраженности учебного мотива «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью», уверенности в себе, а также показателя самоотношения «Самоуверенность». Студенты первого курса превосходят студентов четвертого курса по уровню выраженности учебного мотива «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу».ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ3.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕВ основе программ развивающих занятий, по В.А. Петровскому, лежит личностно-ориентированная дидактика. Ее цель - способствовать развитию каждого человека с учетом его склонностей и возможностей. Чтобы достичь таких показателей, нужно соблюдать два условия: во-первых, формировать у детей потребность приобщаться к человеческой культуре –расширять и укреплять его «хочу». Во-вторых, обеспечить их средствами и способами, необходимыми для усиления его «хочу». Это обеспечивается двумя способами организации образовательного процесса:формирование предметных условий, способствующих развитию самоценных форм активности студентов, и предполагающих организацию таких развивающихся занятий, которые ведут к способности студентов самостоятельного открытия новых знаний;формирование коммуникативных условий для создания эффективных способ общения, таких, как сотрудничество [27].Л.А. Петровская указывает на то, что в контексте программы развивающих занятий речь идет об особом виде диагностике. Смысл заключается в том, чтобы каждый студент обеспечил условия для возможности осуществлять самостоятельное решение этой задачи посредством других. Иначе говоря, каждый студент смог сам осуществить диагностику своих трудностей и возможностей в каждой коммуникативной ситуации. Такая активная позиция самодиагностики является необходимым условием любой деятельности, которая направлена на коррекцию, изменение в сфере общения [33].Важным условием, согласно Л.А. Петровской, необходимым для перехода к более объективному познанию окружающих является понимание самого себя. Еще одной важной стороной в сфере знания студента о себе, по мнению автора, является знание о том, как он с помощью своего поведения может оказывать влияние на других. В качестве результата может быть или подтверждение данного суждения, или открытие для себя новой психологической реальности, которая становиться предметом активного исследования в группе. «Через других мы становимся самими собой», - отмечал Л.С. Выготский, - и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции. В этом и состоит сущность процесса культурного развития, выраженная в чисто логической форме. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности [33].Открыть свои личностные проявления индивид, согласно Л.А. Петровской, может не заглядывая в свое «Я», а заглядывая в других, видя влияние, которое он на них оказывает.Немаловажную роль в ходе занятий играет также обратная связь. Обратная связь в социально-психологическом смысле является процессом получения информации о том, как окружающие воспринимают действия конкретного человека. С помощью данной информации субъект открывает то, что он часто не в состоянии самостоятельно воспринять. Однако это является очевидным для окружающих. Обратная связь дает возможность участникам группы осуществлять коррекцию неадекватного образа действий и выработать более оптимальную стратегию поведения [33].Эти вышеизложенные принципиальные положения и выступают в качестве методологических и методических основ нашей программы.3.2. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕЦель: создание условий для формирования мотивационной сферы студентов, максимальной реализации своего потенциала к жизни и учебно-профессиональной деятельности; развитие у учащихся уверенного отношения к себе.Психолого-педагогическая программа способствует решению следующих задач:Сформировать у студентов адекватное понимание себя и скорректировать самооценку.Развить профессиональные умения и качества психолога (коммуникативность, рефлексию, ответственность, эмпатические способности и др.).Способствовать формированию у студентов потребности и способности в познании людей, развить гуманистическое отношения к ним.Расширить самосознание студентов и их Я-концепцию.Оказать помощь студентам в определении своих жизненных планов.Помочь студентам в раскрытии своих сильных сторон.Программа состоит из шести этапов и проводится в течение шести дней по 2-3 часа. В группу формирующего эксперимента включаются студенты на основе следующих критериев: низкие показатели по результатам исследования мотивации обучения; низкие показатели по результатам исследования уверенности в себе. низкие показатели по результатам исследования самоотношения.В общую структуру этапов обучения входят такие элементы как: приветствие, разминка, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего дня. I Этап. «Психодиагностика уровня развития личности»Цель: ознакомление студентов с принципами и правилами групповой работы; овладение приемами самораскрытия; формирование атмосферы психологического комфорта; создание единого психологического пространства участников; формирование готовности студентов к саморазвитию и актуализации внутреннего ресурса участников.Время проведения: 2,5-3 часа.ПланВступление – знакомство студентов с целями и задачами предстоящего занятия; знакомство с учебным планом.Самопрезентация – каждый студент выбирает себе игровое имя, оформляет визитку; игроки рассказывают о себе (биография, слабые и сильные стороны).Обсуждение правил работы в группе – студентов знакомят с основными правилами групповой работы (правила конфиденциальности, правило «здесь и сейчас», правило «обратной связи» и др.). Контрасты – разминочное упражнение. Студенты сидят в кругу, а затем сильно расслабляют и сжимают кулаки. Это дает возможность ощущать тяжесть и тепло в руках. Таким же образом осуществляется упражнение с мышцами лица, ног, плеч и т.д.Свет мой, зеркальце, скажи… - цель упражнения: сформировать установку личности на глубокий внутренний анализ. Для этого студентов ответить письменно на вопрос: «Кто я?».Щит – упражнение направлено на оценку студентами своей Я-концепции. Это упражнение дается в качестве домашнего задания.Откровенно говоря… Проводится в виде мини-анкетирования. Студентам раздается специальная анкета, которая называется «Откровенно говоря…». Это заключительный этап любого игрового дня. Анкетирование дает возможность дать оценку проведенному занятию и особенностям своего самочувствия.Я тебя помню. Студенты заполняют таблицу, вспоминая рассказ участников о своих качествах и отмечают свое понимание их особенностей, сформировавшееся во время занятия. Затем студенты зачитывают вслух по очереди полученные заметки. Это задание позволяет участникам реально услышать мнения, которые сформировались в начальном процессе занятий в группе, дает им лучше узнать друг друга.Лестница личностного развития. Студентам нужно субъективно определить свое место на лестнице личностного роста на данном этапе работы.Заключительное обсуждение. Занятие направлено на подведение итогов прошедшего дня работы, определяются успехи и ошибки группы. II этап. «Развитие способности анализа слабых сторон своей личности»Цель: закрепление умений осуществлять самоанализ и самопознание; всестороннее изучение студентами своих слабых сторон; формирование готовности у участников к доброжелательному и уважительному отношению к себе. Время проведения: 2 – 3 часа.1. Здравствуй! Участникам нужно перебрасывать мяч, при этом приветствовать друг друга. Задание позволяет включать участников в атмосферу работы в группе, настраивает на взаимное доброжелательное отношение.2. Самопрезентация. Студенты должны выбрать себе пару, а потом разойтись в разные стороны. После этого они начинают брать друг у друга интервью. После этого каждый может представить своего напарника.3. Рефлексия предыдущего занятия. Студенты имеют возможность поделиться своими мыслями и чувствами по итогам прошедшего занятия. 4. Щит – обсуждается домашнее задание.5. Моя любимая игрушка. Студенты вспоминают и рассказывают о своих любимых игрушках из детства. Данное занятие способствует формированию положительного эмоционального состояния участников, формирует доброжелательное отношение друг к другу.6. Привет всем, у кого… При выполнении этого разминочного упражнения ведущий говорит: «Привет всем, у кого…» («…карие глаза», «…кто в брюках» и т.п.). Игрокам нужно суметь найти у себя похожие признаки. Затем игроки меняются.7. Без маски – это задание позволяет усилить участниками свое доверие к группе, снять внутреннее напряжение, более откровенно высказывать свое мнение.8. Мои слабые стороны. Цель задания состоит в поиске участниками своих слабых сторон, формирование навыков анализа своих недостатков.9. Знаешь ли ты себя? Данный тест-опросник позволяет участникам группы по-новому изучить самих себя, закрепить умения анализа своей личности, более глубоко раскрыть свой потенциал.10. Свет мой, зеркальце, скажи. 11. Ласковое имя. Является домашним заданием. Студенты вспоминают, как ласково их называли в детстве или называют сейчас близкие люди. Делают ли они это? Что они при этом чувствуют?12. Лестница личностного развития.13. Заключительное обсуждение.14. Откровенно говоря…III этап. «Развитие уверенности в себе»Цель: закрепление навыков групповой работы; осознание своих сильных сторон; развитие уверенности в своих силах; формирование установки на значимость своей личности.Время проведения: 2,5-3 часа.Комплементы – упражнение проводится аналогично упражнению-приветствию предыдущего дня, но к основному занятию участникам предлагается сказать друг другу приятный комплимент.Рефлексия предыдущего занятия. Ласковое имя – проверка домашнего задания.Список претензий– участникам группы на листках бумаги предлагается записать свои претензии к остальным членам группы, к руководителю, к группе в целом. Затем ведущий зачитывает этот список вслух. Упражнение стимулирует развитие группового процесса, создает условия для внесения корректив в работу группы.Крокодил – это разминочное упражнение, при выполнении которого участники одной из команд должны угадать фразу, предложенную им в невербальной форме другой командой.Преодоление сомнений в своей силе– упражнение направлено на развитие уверенности в себе, осознание игроками внутреннего потенциала своей личности.Сильные стороны – членам группы предлагается рассказать о своих сильных сторонах, о том, что они любят, ценят и принимают в себе, о том, что дает им чувство внутренней уверенности в различных ситуациях. Выполнение домашнего упражнения развивает умение участников мыслить о себе в положительном ключе.Свободный микрофон. Целью упражнения является способствование наибольшему самораскрытию участников. Игра проводится аналогично способу выполнения упражнения «Горячий стул». Свет мой, зеркальце, скажи…Брачные объявления – домашнее задание. Игрокам предлагается составить брачное объявление, акцент в которых необходимо делать на собственных положительных качествах, что способствует фокусированию внимания членов группы на сильных сторонах своей личности. Лестница личностного развития. Заключительное обсуждение.Откровенно говоря…IV этап. «Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов»Цель: определение участниками занятий своих жизненных планов; построение ими картины жизненного пути; формирование готовности последовательно достигать намеченной цели. Время проведения: 2,5-3 часа.Комплементы.Рефлексия предыдущего занятия.Брачные объявления – проверка домашнего задания.Прокуроры и адвокаты– упражнение направлено на подведение итогов результатов предшествующих занятий путем обобщения сильных и слабых сторон личности каждого участника.Психогимнастика – игроки пытаются невербальным способом изобразить свое внутреннее «Я», свою особенность и индивидуальность.Определение последовательности достижения Вашей цели. Упражнение проводится с целью осознания членами группы возможности достижения целей, определение оптимального количества действий и необходимых средств.Три года– участникам предлагается представить, что они узнали о своей внезапной приближающейся смерти и в соответствии с этим построить образ предстоящей жизни. Упражнение направлено на формирование способов построения своей жизнедеятельности; определение значимости человеческой жизни.Успех – игрокам предлагается представить, что они добились определенного успеха, что, в свою очередь может помочь им почувствовать в себе больше силы, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства, что вносит вклад в чувство большей уверенности в себе.Свет мой, зеркальце, скажи…Я глазами группы. В качестве домашнего задания членам группы предлагается письменно ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа в целом и отдельные её участники?»Лестница личностного развития.Заключительное обсуждение.Откровенно говоря.V этап. «Прояснение ценностно-мотивационной сферы и её развитие»Цель: разработка групповых жизненных ценностей; формирование готовности к целенаправленной и устойчивой активности относительно иерархически выстроенной системы ценностей жизнедеятельности; подведение итогов работы группы.Время проведения: 2,5-3 часа.Приветствие – для проведения взаимного приветствия участники хаотично передвигаются по комнате и приветствуют друг друга, прикасаясь различными частями тела (например, рукой, ногой, носом и т.д.).Рефлексия предыдущего занятия.Я глазами группы – проверка домашнего задания.Субличности – упражнение позволяет развивать у членов группы способность анализировать свои внутренние побуждения и понимать себя, свой центр, свое «Я».Узелки – разминочное упражнение.А что дальше? – игрокам предлагается обсудить свои перспективные цели и те конкретные шаги, которые они намерены предпринять для их осуществления. Упражнение направлено на принятие каждым участником ответственности за свое ближайшее будущее.Последняя встреча– участникам предлагается представить, что они больше никогда не увидятся друг с другом и сказать все, что осталось невысказанным. Общий рисунок. Цель упражнения – сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности (общего рисунка), диагностика социальных установок членов группы.Письмо группе. Игрокам предлагается написать письмо, адресованное всей группе и выражающее их отношение к проведенным занятиям. Лестница личностного развития.Заключительное обсуждение.Откровенно говоря.Выводы по главе 3Групповая форма проведения предложенной нами психолого-педагогической программы развивающих занятий обеспечивает оптимизацию ее развивающего психологического эффекта, позволяет участникам видеть себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других, дает возможность участникам почувствовать как свою значимость, так и значимость других людей.Программа развития мотивации обучения и уверенности студентов в себе включает в себя множество игр и упражнений, что позволяет участникам переживать условность и реальность создавшейся ситуации и как следствие способствовать не только задачам коррекции, но и обучения. Используемые в ходе занятий методы основаны на воспитательном эффекте сотрудничества, который обусловлен формированием в ситуации работы со сверстниками "условно-динамической позиции". Она выявляется в умении участника оценивать себя не просто с точки зрения другого, а в зависимости от места и функции в совместной деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕМотивация — это один из фундаментальных вопросов в зарубежной и отечественной психологии. Многоаспектность и сложность проблемы мотивации определяет многочисленность подходов к интерпретации ее природы, сущности, структуры, к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, В.Г.Асеев, М.Аргайл, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, К.Левин, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд и др.).Проблему учебной мотивации активно разрабатывали такие исследователи как: Л.И. Божович, С.М. Бондаренко, Б.И. Додонов, А.К. Маркова, А.Т. Матис, М.В. Матюшкина, Е.И. Савонько, Н.М. Симонов, Ю.Б. Орловым и др. Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов выступает изучение вопросов, которые связаны с мотивацией обучения. Учебная мотивация понимается как частная разновидность мотивации, включенная в какую-либо деятельность, в частности деятельность обучения, учебную деятельность.Разные исследователи описывают разные мотивы поступления и обучения студентов в вузе, что во многом определяется ракурсом изучения данного вопроса. Наше исследованиебыло посвящено изучению психологических особенностей мотивации обучения и ее взаимосвязи с уверенностью студентов в себе. В процессе достижения цели и решения исследовательских задач были получены следующие результаты.1. Мотивация учебной деятельности – это частный вид мотивации, который включен в учебную деятельность. Мотивация учебной деятельности обусловлена множеством факторов. К таким факторам относят: образовательное учреждение; организация образовательного процесса; субъектные особенности учащихся; субъектные особенности педагога и система его отношений к учащемуся; специфика учебного предмета. Мотивация учебной деятельности характеризуется сложной структурой, формой которой выступает структура внешней (награда, избегание) и внутренней (ориентация на результат и процесс) мотивации.2. У современных студентов отмечаются недостаточно полные представления о будущей профессии. В связи с этим большинство из них имеют низкую мотивацию обучения. Зачастую студенты обладают не учебными мотивами, а мотивами самореализации, творчества и др. Отмечаются также несовпадения ожиданий студентов с объективным содержанием учебно-профессиональной деятельности. Эффективность обучения в вузе связана с тем, насколько высока мотивация учения у студентов. На формирование мотивации обучения оказывают влияние особенности, обусловленные личностными психологическими характеристиками студентов первого и второго курсов.3. Наше эмпирическое исследование психологических особенностей мотивации обучения студентов проводилось в течение 2020 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ТГУ» в г. Тамбове. Всего в исследовании приняли участие 60 студентов-бакалавров первого четвертого курсов дневного отделения. Для решения эмпирических задач использовались следующие методические средства: а) методика «Ранжирование мотивов» А.А. Реана, В.А. Якунина; б) анкетирование студентов; в) тест «Шкала уверенности в себе» С. Рейзаса; г) тест-опросник самоотношения В.В. Cтолина, С.Р. Пантелеева.В результате проведенного исследования удалось установить следующее.У большинства студентов сформирована внутренняя мотивация учения. На начальном этапе учебной деятельности профессиональные представления учащихся еще не сформированы. В большей степени в них отражена тенденция к постижению лишь практической стороны профессиональной деятельности психолога. При этом мотивация обращения студентов к психологии отличается высокой устойчивостью. Кроме этого, содержанием личностной установки современных студентов выступает ориентация на свободу, власть и деньги, что говорит об определенной корыстности интересов студентов. Все же студенты-психологи первого четвертого курсов достаточно положительно относятся к своей личности и к самим себе как будущим психологам, принимают себя такими, какие они есть. 4. Посредством использования коэффициента ранговой корреляции Р.С. Спирмена нам удалось установить взаимосвязь между мотивацией обучения и показателями уверенности в себе студентов, которая имеет свою специфику у студентов первого четвертого курсов. Так, например, у студентов первого курса выявлены взаимосвязи между мотивацией «Получить диплом» и аутосимпатией; между мотивацией «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» и самопринятием; между мотивацией «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью» и самопониманием; между мотивацией «Быть примером для одногруппников» и самоуверенностью; между мотивацией «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу»и самопоследовательностью.У студентов четвертого курса выявлены взаимосвязи между мотивацией «Стать высококвалифицированным специалистом» и аутосимпатией; между мотивацией «Приобрести глубокие и прочные знания» и самоуважением; между мотивацией «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельностью» и самопониманием.5. На основании результатов проведенного эмпирического исследования, нами была разработана программа развития мотивации обучения студентов средствами формирования уверенности в себе. Авторская программа предполагала создание условий для развития мотивационной сферы личности студентов, формирования у учащихся внутренней мотивации обучения, уверенности в себе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Андрияненко О.Н. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в вузе [Текст]: Учебное пособие. / О.Н. Адрияненко, О.В. Струговщикова. – 2007. – 152 с.2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 2008. – 341 с.3. Бережковская, Е.Л. Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов [Текст] / Е.Л. Бережковская - М: Проспект, 2014. – 254 с.4. Бережковская, Е.Л. Психология раннего студенческого возраста [Текст] / Е.Л. Бережковская - М: Проспект, 2014. - 193 с.5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М: Питер, 2008. - 398 с.6. Бююль Ахим, Цефель Петер. SPSS:искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Перевод с немецкого языка [Текст] / Ахим Бююль, Петер Цефель – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2009 – 608 с.7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бякова. - Шадринск, 2010. - 203 с.8. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст] / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 2000. - № 4. – с. 33-41.9. Вилюнас, В. Психология развития мотивации : современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры [Текст] / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 457 с.10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.11. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности [Текст]: монография / Л.В. Андреева и др.; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М: «Педагогика», 2008. – 493 с.13. Гнездилова, Л.Б. Мотивация обучения студентов как основа эффективной учебной деятельности в вузе [Текст]: монография / Л.Б. Гнездилова. - М: Спутник+, 2017. - 76 с.14. Гордеева, Т.О.Психология мотивации достижения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - М: Смысл : Academia, 2006. - 332 с. 15. Донцов, А.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов // Вопросы психологии. – 1999. - №2. 16. Еремеев, Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза : психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты [Текст]: монография / Б.А. Еремеев. - Москва : DirectMedia, 2014. - 201 с.17. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу [Текст] / И. В. Запесоцкая. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.19. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 700 с.20. Инкина, Ю.М. Формирование мотивации учения младших школьников : методические рекомендации [Текст] / Ю. М. Инкина. - Астрахань : Сорокин Р.В., 2012. - 32 с.21. Ключко, О.И. Педагогическая психология [Текст] / О.И. Ключко. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.22. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии [Текст] / Г.И. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.23. Леонтьев, А.А.Лекции по общей психологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. – 486 с.24. Лях, М.В. Мотивы учебно-профессиональной деятельности в вузе [Текст]: монография / М. В. Лях. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - 91 с.25. Мажар, Н.Е. Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления [Текст]: монография / Н.Е. Мажар; Смоленский гуманитарный ун-т. - Смоленск : Смоленский гуманитарный ун-т, 2013. - 141 с.26. Мандель, Б.Р. Практическая психология воспитательной деятельности в высшем учебном заведении: учебное пособие для магистрантов [Текст] / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. - 231 с.27. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе [Текст] / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. – 286 с.28. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3. изд. – М.: Питер, 2011. - 351 с.29. Милютина, Я.С. Мотивы чтения и книжные предпочтения студентов технических специальностей [Текст] / Я. С. Милютина // Издательское дело в России и за рубежом: история, современное состояние, проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых (студентов, аспирантов, магистрантов) 10 февраля 2016 г.. - Киров : Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2016. - С. 36-48.30. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 [Текст]: Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.31. Ожгибесова, Н.Ю. Формирование интеллектуальных мотивов учения у студентов вуза (на примере изучения иностранного языка) [Текст]: монография / Ожгибесова Нина Юрьевна. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2014. - 80 с.32. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура [Текст]: монография / В. П. Озеров. - Ставрополь : Сервисшкола, 2016. - 122 с.33. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг [Текст] : избранные труды / Л.А. Петровская; ред.-сост. О. В. Соловьева. – М.: Смысл, 2007. - 686 с.34. Психология развития и возрастная психология [Текст]: методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.35. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения [Текст]: сборник статей. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с. 36. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: - 2014. – 350 с.38. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов[Текст]: учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.39. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен. - М.: Питер : Смысл, 2007. - 859 с.40. Челышева, И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева. - М: Директ-Медиа, 2013. - 543 с.41. Чиликин, А.Н. Практикум по психологии мотивации : учебное пособие [Текст] / А. Н. Чиликин. - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 105 с.42. Чурекова, Т.М. Возрастная психология[Текст]: учебное пособие по курсу "Возрастная психология" / Т. М. Чурекова. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.43. Шакуров, Р.Х. Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в ССУЗ / Р. Х. Шакуров. - Казань : ИССО, 1996. - 201 с.44. Шапиро, С.А. Мотивация : эффективные методы мотивации / С. А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа : Российский Бухгалтер, 2008. - 223 с. 45. Шаруда, Н.А. Развитие творческой мотивации студентов средствами музейной педагогики / Н. А. Шаруда, Г. В. Вишина // Библиотека ВУЗа как информационное поле культурной коммуникации. - Воронеж: Воронежский гос. технический ун-т, 2007. - С. 186-192. 46. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р Эммонс. - М.: Смысл, 2004.47. Юлин, В.Н. Психология военного обучения студентов / В. Н. Юлин. - М. : Валанг, 1997. - 196 с.48. Юров, А.К. Возрастная психология[Текст]: курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед., 2013. – 257 с.49. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М., Просвещение, 2009. - 317 с.50. Якунин, В.А. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов / В.А. Якунин // Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право. - Выпуск 2. - 2008. - № 11.- С. 55-59.ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ 1Анкета А.И. Донцова и С.М. Белокрыловой1. Почему Вы поступили на факультет психологии?2. Если бы Вы вновь оказались в ситуации выбора, выбрали бы Вы психологию как сферу своей профессионально деятельности?3. Каким Вы представляете себе свое будущее, связанное с профессиональной деятельностью, через 5 лет, через 10 лет?4. Кто такой психолог и чем он занимается?5. Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо, чтобы стать психологом-профессионалом в избранной Вами области знаний?6. Что такое психология?7. Какая проблематика, на Ваш взгляд, наиболее актуальна в современной психологии?8. Какая проблематика будет ведущей через 10 лет?9. Назовите некоторые психологические теории.10. Назовите некоторых представителей психологических теорий.11. Как Вы считаете, должна ли психология изучать парапсихические явления (экстрасенсорику, телекинез, полтергейст и др.)?12. Чего больше в работе психолога: профессиональных знаний и навыков или призвания и дара?13. Считаете ли Вы, что для хороших знаний практической психологии необходимо глубоко изучать теорию?ПРИЛОЖЕНИЕ 2Результаты анкетирования студентов (ответы на вопросы первого блока анкеты)Вопросы анкетыОтветы студентовКоличество студентов1 курс4 курс1. Почему Вы поступили на факультет психологии?интерес к профессии психолога и сфере его деятельности.стремление помочь людям в решении их психологических проблем.желание решить собственные некоторые личностные проблемы.престижность профессии психолога.совет родителей15 (50%)8 (27%)2 (7%)3 (10%)2 (6%)17 (57%)6 (20%)4 (13%)1 (4%)2 (6%)2. Если бы Вы вновь оказались в ситуации выбора, выбрали бы Вы психологию как сферу своей профессионально деятельности?Повторили бы и сегодня свой выбор.Не выбрал бы данную профессию вновь39 (96%)1 (4%)30 (100%)–3. Каким Вы представляете себе свое будущее, связанное с профессиональной деятельностью, через 5 лет, через 10 лет?«Буду работать психологом» сфера профессиональной деятельности не указывается).Психолог в системе образовательных учреждений (школа, ДОУ).психолог в юридической сфере.психолог в «частной психологической конторе».психолог в профессиональной научной сфере (ученый-исследователь)другие ответы.затрудняюсь ответить14 (46%)3 (10%)2 (7%)––2 (7%)9 (30%)11 (36%)5 (17%)4 (13%)3 (10%)2 (7%)–5 (17%)4. Кто такой психолог и чем он занимается?психолог – это практик, специалист, помогающий людям в решении их психологических проблем.психолог – это ученый-исследователь.30 (100%)–39 (96%)1 (4%)5. Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо, чтобы стать психологом-профессионалом в избранной Вами области знаний?вся моя жизнь.Много лет (точное количество времени не указывается).10 лет.15 лет.5 лет.это зависит от способностей человека.5 лет теории и несколько лет практики.затруднились ответить.13 (41%)4 (13%)6 (20%)1 (4%)2 (7%)2 (7%)1 (4%)1 (4%)17 (55%)4 (13%)2 (7%)3 (10%)1 (4%)–1 (4%)2 (7%)ПРИЛОЖЕНИЕ 3Результаты анкетирования студентов (ответы на вопросы второго блока анкеты)Вопросы анкетыОтветы студентовКоличество студентовI курсII курс6. Что такое психология?Психология – это наука («о душе», «о психике и психических процессах», «о самом сложном, что известно человеку», «о внутреннем мире человека», «о человеческих отношениях» и т.д.)«Психология – это самое сложное в человеке».Затруднились ответить.27 (89%)1 (4%)2 (7%)30 (100%)––7. Какая проблематика, на Ваш взгляд, наиболее актуальна в современной психологии?проблема развития личности.проблема межличностных взаимоотношений.проблема наркозависимости.проблема внутрисемейных взаимоотношений.другие различные ответы.затруднились ответить.3 (10%)4 (13%)3 (10%)2 (7%)5 (17%)13 (43%)7 (23%)1 (4%)2 (7%)3 (10%)4 (13%)13 (43%)8. Какая проблематика будет ведущей через 10 лет?данные проблемы останутся актуальными и в будущем.проблема «нехватки психологов»проблема «адаптации человека в условиях нового научно-технического прогресса»затруднились ответить.11 (36%)1 (4%)–18 (57%)5 (17%)–1 (4%)24 (76%)9. Назовите некоторые психологические теории.теория положительной дезинтеграции.теория относительности.теория «гениальности и помешательства».теория «парадокса».теория лингвистики.«уметь слушать людей и давать советы».теория личности.теория бессознательного (или психоанализ)теория социального научения.когнитивная психология.теория познания.культурно-историческая теория.теория деятельности.бихевиоризм.затруднились ответить.5 (17%)2 (7%)2 (7%)1 (4%)1 (4%)1 (4%)––––––––18 (57%)––––––16 (53%)15 (50%)9 (30%)6 (20%)3 (10%)2 (7%)2 (7%)2 (7%)1 (4%)10. Назовите некоторых представителей психологических теорий.Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, А.Р. Лурия, З. Фрейд, А. Бандура, К.Г. Юнг и др.11. Как Вы считаете, должна ли психология изучать парапсихические явления (экстрасенсорику, телекинез, полтергейст и др.)?да, психологии необходимо изучение парапсихологических явлений. психология не должна изучать парапсихологические явления.затруднились ответить.26 (86%)3 (10%)1 (4%)22 (73%)6 (20%)2 (7%)12. Чего больше в работе психолога: профессиональных знаний и навыков или призвания и дара?профессиональных знаний и навыков.призвания и дара.и те и другие должны присутствовать.13 (43%)7 (23%)10 (74%)13 (43%)3 (10%)14 (47%)13. Считаете ли Вы, что для хороших знаний практической психологии необходимо глубоко изучать теорию?да.нет.27 (90%)3 (10%)28 (93%)2 (7%)

1. Андрияненко О.Н. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в вузе [Текст]: Учебное пособие. / О.Н. Адрияненко, О.В. Струговщикова. – 2007. – 152 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М., 2008. – 341 с.
3. Бережковская, Е.Л. Проблема психологической неготовности к получению высшего образования у студентов младших курсов [Текст] / Е.Л. Бережковская - М: Проспект, 2014. – 254 с.
4. Бережковская, Е.Л. Психология раннего студенческого возраста [Текст] / Е.Л. Бережковская - М: Проспект, 2014. - 193 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М: Питер, 2008. - 398 с.
6. Бююль Ахим, Цефель Петер. SPSS:искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Перевод с немецкого языка [Текст] / Ахим Бююль, Петер Цефель – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2009 – 608 с.
7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Н.В. Бякова. - Шадринск, 2010. - 203 с.
8. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности [Текст] / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 2000. - № 4. – с. 33-41.
9. Вилюнас, В. Психология развития мотивации : современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры [Текст] / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 457 с.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности [Текст]: монография / Л.В. Андреева и др.; Центр развития науч. сотрудничества. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М: «Педагогика», 2008. – 493 с.
13. Гнездилова, Л.Б. Мотивация обучения студентов как основа эффективной учебной деятельности в вузе [Текст]: монография / Л.Б. Гнездилова. - М: Спутник+, 2017. - 76 с.
14. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева. - М: Смысл : Academia, 2006. - 332 с.
15. Донцов, А.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / А.И. Донцов // Вопросы психологии. – 1999. - №2.
16. Еремеев, Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза : психологические основания, технология и процедуры измерения, некоторые результаты [Текст]: монография / Б.А. Еремеев. - Москва : DirectMedia, 2014. - 201 с.
17. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу [Текст] / И. В. Запесоцкая. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
18. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.
19. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 700 с.
20. Инкина, Ю.М. Формирование мотивации учения младших школьников : методические рекомендации [Текст] / Ю. М. Инкина. - Астрахань : Сорокин Р.В., 2012. - 32 с.
21. Ключко, О.И. Педагогическая психология [Текст] / О.И. Ключко. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
22. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии [Текст] / Г.И. Кузнецов. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
23. Леонтьев, А.А. Лекции по общей психологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2007. – 486 с.
24. Лях, М.В. Мотивы учебно-профессиональной деятельности в вузе [Текст]: монография / М. В. Лях. - Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2012. - 91 с.
25. Мажар, Н.Е. Гражданская компетентность студенческой молодежи: проблемы становления [Текст]: монография / Н.Е. Мажар; Смоленский гуманитарный ун-т. - Смоленск : Смоленский гуманитарный ун-т, 2013. - 141 с.
26. Мандель, Б.Р. Практическая психология воспитательной деятельности в высшем учебном заведении: учебное пособие для магистрантов [Текст] / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. - 231 с.
27. Мандель, Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в современном вузе [Текст] / Б.Р. Мандель. - М : Директ-Медиа, 2016. – 286 с.
28. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / Абрахам Маслоу; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3. изд. – М.: Питер, 2011. - 351 с.
29. Милютина, Я.С. Мотивы чтения и книжные предпочтения студентов технических специальностей [Текст] / Я. С. Милютина // Издательское дело в России и за рубежом: история, современное состояние, проблемы и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых (студентов, аспирантов, магистрантов) 10 февраля 2016 г.. - Киров : Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2016. - С. 36-48.
30. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 [Текст]: Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.
31. Ожгибесова, Н.Ю. Формирование интеллектуальных мотивов учения у студентов вуза (на примере изучения иностранного языка) [Текст]: монография / Ожгибесова Нина Юрьевна. - Шадринск: Шадринский дом печати, 2014. - 80 с.
32. Озеров, В.П. Академические способности студентов: определение, диагностика, структура [Текст]: монография / В. П. Озеров. - Ставрополь : Сервисшкола, 2016. - 122 с.
33. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг [Текст] : избранные труды / Л.А. Петровская; ред.-сост. О. В. Соловьева. – М.: Смысл, 2007. - 686 с.
34. Психология развития и возрастная психология [Текст]: методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
35. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения [Текст]: сборник статей. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с.
36. Семеновских, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: - 2014. – 350 с.
38. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов [Текст]: учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
39. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен. - М.: Питер : Смысл, 2007. - 859 с.
40. Челышева, И.В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе [Текст] / И. В. Челышева. - М: Директ-Медиа, 2013. - 543 с.
41. Чиликин, А.Н. Практикум по психологии мотивации : учебное пособие [Текст] / А. Н. Чиликин. - Липецк : ЛГТУ, 2007. - 105 с.
42. Чурекова, Т.М. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие по курсу "Возрастная психология" / Т. М. Чурекова. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
43. Юров, А.К. Возрастная психология [Текст]: курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров. - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед., 2013. – 257 с.

Вопрос-ответ:

Что такое уверенность в себе?

Уверенность в себе - это психологическое состояние, при котором человек полагает в своих способностях, уверен в своих действиях и верит в свои возможности. Она может проявляться в различных ситуациях, включая учебную деятельность студентов.

Какие подходы существуют к пониманию мотивации личности?

В зарубежной и отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию мотивации личности. Один из них - это биологический подход, который считает, что мотивация определяется врожденными потребностями и биологическими факторами. Другой подход - социально-психологический, основанный на предположении о влиянии общественной среды на мотивацию. Существуют также когнитивный подход, который уделяет внимание роли мышления и психических процессов, и гуманистический подход, который акцентирует внутренние ценности и стремление к саморазвитию.

Что такое мотив в контексте учебной деятельности?

Мотив в контексте учебной деятельности - это внутренняя сила или стремление, которое побуждает студента к изучению определенных предметов, достижению поставленных учебных целей или участию в академической деятельности. Мотивация учебной деятельности может быть различной, включая стремление к знаниям, желание получить высокие оценки, развитие личных навыков и прочее.

Какие особенности мотивации учебной деятельности студентов?

Особенности мотивации учебной деятельности студентов могут быть разнообразными. Одной из них является различие в мотивации между разными студентами - у некоторых может быть сильная мотивация к учебе, а у других - слабая. Также важным аспектом является самоопределение студентов: некоторые студенты могут иметь четкие учебные цели и планы, в то время как другие могут быть менее ориентированы на учебу. Кроме того, влияние внешних факторов, таких как социальная поддержка или степень интереса к предмету, также может оказывать влияние на мотивацию учебной деятельности студентов.

Какое значение имеет уверенность в себе в психологии?

Уверенность в себе в психологии является важным понятием, которое описывает человеческую способность верить в свои собственные возможности, принимать решения и действовать без колебаний. Уверенность в себе играет важную роль в мотивации и достижении успеха в различных сферах жизни, включая учебную деятельность.

Каковы особенности мотивации учебной деятельности студентов?

Мотивация учебной деятельности студентов имеет свои особенности, связанные с их личностными и ситуационными характеристиками. Одна из особенностей - это индивидуальность мотивов каждого студента. Каждый студент может быть мотивирован разными целями и иметь разные предпочтения в учебной деятельности. Еще одна особенность связана с внешними факторами, такими как окружение, поддержка и ожидания со стороны преподавателей и родителей, которые также могут влиять на мотивацию студентов.

Что представляет собой мотив в контексте учебной деятельности?

Мотив в контексте учебной деятельности представляет собой структурный компонент психологической системы студента, который стимулирует деятельность и направляет его поведение в учебном процессе. Мотив может быть связан с достижением конкретных целей, интересом к предмету, желанием получить знания и навыки для будущей профессиональной деятельности и другими факторами.

Как связана уверенность в себе с мотивацией учебной деятельности студентов?

Уверенность в себе и мотивация учебной деятельности студентов взаимосвязаны. Наличие уверенности в себе может способствовать усилению мотивации студента, так как человек, который верит в свои собственные возможности и комфортен с собой, склонен к большему усилию и стремится к достижению поставленных целей. С другой стороны, высокая мотивация может усилить уверенность в себе студента, так как она создает условия для успешных достижений и самооценки.