Роль Китая в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 6262 страницы
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 07.07.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. КИТАЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Китая как ведущая мировая держава 7
1.2. Политический, экономический и военный статус Китая в АТР 16
ГЛАВА 2. СЕВЕРОКОРЕЙСКИЙ ВОПРОС КАК УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 25
2.1. Мир и воссоединение Корейского полуострова 25
2.2. Происхождение, развитие и современное состояние ядерного потенциала КНДР 33
2.3. Перспективы развития северокорейской ядерной угрозы 42
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В ПОИСКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ЯДЕРНОЙ ПРОБЛЕМЫ КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА 47
3.1. Участие КНР в разработке ядерной программы КНДР 47
3.2. Китай как ключевой фактор урегулирования ядерного кризиса 50
3.3. Перспективы изменения северокорейского курса китайской внешней политики 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62

Фрагмент для ознакомления

3.2. Китай как ключевой фактор урегулирования ядерного кризисаВ 2017 г. китайское правительство опубликовало «Политику сотрудничества в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе», где была закреплена позиция страны по вопросам северокорейской ракетно-ядерной программы. Согласно этому документу КНР выступает в поддержку денуклеаризации Корейского полуострова путем мирных переговоров. В основе китайской позиции по корейскому вопросу лежат три принципа, которые были закреплены в нескольких официальных документах. Первый принцип звучит как «сохранение мира и стабильности на Корейском полуострове», что, безусловно, отвечает стратегическим национальным интересам КНР, направленным на поддержание стабильности в Северо-Восточной Азии. Вооруженное столкновение, которое может быть спровоцировано ракетно-ядерной программой Пхеньяна, повлечет за собой ядерное загрязнение и наплыв беженцев, что негативно скажется на политической стабильности и темпах экономического роста северо-восточных провинций КНР. Кроме того, ядерная программа Северной Кореи обладает достаточным потенциалом для воздействия на геополитические позиции Поднебесной. Для Вашингтона северокорейская ядерная программа остается предлогом для усиления собственного военного присутствия в РК. Кроме того, ввиду сохранения ядерной угрозы со стороны КНДР Япония может вести деятельность в сторону обеспечения дополнительных мощностей своего военного потенциала, что неизбежно приведет к гонке вооружений в регионе и негативно скажется на национальной безопасности КНР и его претензиях на региональное лидерство в АТР. В случае неспособности Пекина найти выход из ядерного кризиса на Корейском полуострове, в его дела будут активно вмешиваться США и Япония, что позволит этим странами распространить свое влияние на Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море и острова Дяоюйдао, что будет препятствовать воссоединению КНР и решению территориальных споров в ее пользу. Сохранение стабильности в Северо-Восточной Азии выступает основной предпосылкой для согласия Пхеньяна отказаться от ракетно-ядерной программы. При каждом обострении кризиса на Корейском полуострове Китай призывает к сдержанности заинтересованных сторон. Такое поведение Пекина подвергается критики со стороны КНДР, несмотря на то, что призывая к сдержанности Китай в первую очередь стремится сохранить стабильность и суверенность Северной Кореи. Второй принцип подразумевает денуклеаризацию Корейского полуострова, впервые этот принцип был выдвинут северокорейским главой Ким Ир Сеном и пользуется всесторонней поддержкой правящих кругов Поднебесной. Как один основных акторов на мировой арене Китай придерживается мнения о центральной роли Организации Объединенных Наций в решении международных вопросов, это государство проводит активную работу по реализации положений Договора о нераспространении ядерного оружия. При этом Пекин резко критикует введение односторонних санкций вне рамок СБ ООН против любого государства планеты, в том числе и против КНДР. Продиктовано это отнюдь не гуманистическими принципами, подобные санкции в долгосрочной перспективе негативно сказываются на китайской экономике, юрисдикции его физических и юридических лиц.Санкции ООН предполагают эмбарго на поставку в Северную Корею широкого списка товаров, что закономерно наносит урон внешней торговли этой страны. Основным торговым партнером КНДР выступает КНР, соответсвенно санкции косвенно оказывают влияние и на внешнюю торговлю Поднебесной. Кроме того, экономические санкции против КНДР могут привести к экономическому кризису, который повлечет за собой серьезную политическую нестабильность вплоть до падения правящего режима, в чем Пекин не заинтересован. Третий принцип китайской позиции по корейскому вопросу заключается в строгом соблюдении норм мирного урегулирования возникающих противоречий без перехода к силовым методом решения ядерной проблемы. Председатель КНР Си Цзиньпин и его глава китайского МИД неоднократно подчеркивал, что Китай настаивает на организации переговоров между Севером и Югом, подчеркивая, что отказ от мирного обсуждения проблем и выработки их решений приводит к интенсификации конфронтации на полуострове. Пекин видит мирный диалог единственным методом урегулирования ядерного кризиса. Принимая во внимание значительный объем обычных и стратегических вооружений, расположенных в пределах полуострова, стоит понимать, что любые военные действия повлекут за собой колоссальные жертва среди мирного населения, а их результаты будут неподконтрольными, что приведёт к хаосу. Китай прилагает значительные усилия по организации прямого диалога между Пхеньяном и Вашингтонам, а также Пхеньяном и другими международными акторами, заинтересованными в мирном урегулировании конфликта. Таким образом, китайский внешнеполитический курс в отношении северокорейского вопроса состоит из нескольких стратегических направлений. Во-первых, Пекин стремиться к поддержанию партнерских отношений с КНДР, традиционно поддержка со стороны КНР традиционно выступает фактором в пользу денуклеаризации Корейского полуострова и поддержания стабильности в АТР. С 2018 г. по 2020 г. северокорейский лидер Ким Чен Ын четыре раза прибывал в Китай с официальным визитом. Последней визит председателя КНР Си Цзиньпина в КНДР состоялся в 2019 г., это событие стало поворотной точкой в отношении двух стран, поскольку КНР перешел от курса «параллельного развития денуклеаризации и китайско-северокорейских отношений» к политике «укрепления и улучшения отношений между Китаем и КНДР и содействия фундаментальному решению проблемы полуострова». Стабильность отношений с Северной Кореей является одним из условий реализации китайских национальных интересов в регионе. При этом стоит понимать, что при альтернативном выборе между сохранением стабильности КНДР или уничтожением ядерной программы Пхеньяна, Пекин будет выступать за первый вариант.Во-вторых, КНР прилагает значительные усилия по организации шестисторонних переговоров, инициатором которых она и выступала. Первый раунд переговоров прошел в феврале 2003 г. при участии США, КНР и КНДР, по его итогам не были достигнуты значительные результаты, однако было оформлена площадка для международного диалога по ядерному кризису на полуострове. В июле 2003 г. Китай провел подготовительную работу по привлечению России, Южной Кореи и Японии к переговорам. В 2003-2009 гг. прошло шесть раундов переговоров в Пекине, Китая каждый раз выступал принимающей стороной, и успешно выполнял такие задачи, как объединение мнений и предложений всех сторон, организация обмена точками зрения по разногласиям. Усилия Китая привели к выработке возможного пути выхода из ядерного кризиса на бумаге. Тем не менее, стоит понимать, что Пекин не обладает достаточным потенциалом, чтобы вынудить Вашингтон и Пхеньян выполнять достигнутые договоренности. Как отмечалось раннее очередной ядерное испытание в КНДР нанесло значительный урон переговорному процессу, Пхеньян вышел из него и с 2009 г. он не возобновлялся. Однако, необходимо подчеркнуть, что КНР не оставлял попытки возобновить диалог в шестистороннем формате. Безусловно, переговоры при участии шести государств не смогут привести к удовлетворению всех требования сторон, но они позволят найти компромисс между противоположными позициями их участников. Этот инструмент сохраняет за собой статус эффективного способа решения ядерной проблемы. В-третьих, КНР сформулировала конкретный план урегулирования ядерного вопроса. Первая дорожная карта по денуклеаризации полуострова предполагает двойной подход, под которым понимается одновременную выработку механизмов обеспечения стабильность на Корейском полуострове. Эти два параллельных процесса призваны дополнять и укреплять друг друга. Вторая дорожная карта представляет собой поэтапный план «двойного замораживания». Первым шагом должно стать возобновление диалога, вторым – провидение диалога по плану «параллельного продвижения». Этот план был предложен главой китайского МИДа Ван И на пресс-конференции 2017 г., посвященной внешнеполитическому курсу КНР. Этот государственный деятель подчеркнул, что стороны должны идти на взаимные уступки в рамках урегулирования ядерного кризиса. Так, КНДР должна приостановить деятельность в рамках ракетно-ядерной программы, а РК и США должны отказаться от совместных широкомасштабных военных учений. Это и есть путь двойного замораживаний, который является адекватным ответом на сложившуюся дилемму в сфере безопасности, он позволит сторонам вновь обратиться к переговорам. Первая встреча американского и северокорейского лидеров в Сингапуре в 2018 г. продемонстрировала состоятельность китайской инициативы «двойного замораживания». Эту встречу можно принимать за удачную реализацию плана КНР, по итогам переговором лидеров двух стран в Сингапуре Пхеньян выполнил обязательства по приостановке ядерных испытаний, освободил несколько американских граждан. Вашингтон в свою очередь призвал остановить совместные военные учения РК и США. Третий вариант дорожной карты также был предложен главой МИД Ван И в 2017 г. в ходе открытого заседания Совета министров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Эта редакция представляет собой план «двойного усиления», которые предполагает симметричный ответ международного сообщества по нераспространению ядерного оружия на развитие ракетно-ядерной программы КНДР. Эскалация конфликтных проявлений на полуострове должна сопровождаться международными усилиями по организации переговорного процесса. 3.3. Перспективы изменения северокорейского курса китайской внешней политикиВ настоящее время характер двухсторонних китайско-северокорейских отношения носит двойственный характер. КНР – крупнейший торговый КНДР, основной и практически единственный поставщик гуманитарной и продовольственной помощи, крупнейший экспортер товаров северокорейского производства. Очевидно, что сотрудничество между странами неравнозначно, КНДР не играет значительную роль в китайской внешней торговле, занимая только 82-е место по объемам экспорта из Китая. Кроме того, Пекин критически оценивает некоторые аспекты политического курса своего партнёра. Раздражение вызывают и ядерные амбиции Пхеньяна, и северокорейская модель государственного устройства, которая расценивается как архаичная и иррациональная. Недовольство китайской стороны также вызывает культ личности и национализм, направленный в том числе и против КНР. Северокорейская модернизация по китайскому образцу представляется практические нереализуемой, поскольку правящая элита КНДР мало прислушивается к китайскому мнения. При этом Северная Корея находится в значительной экономической зависимости от своего партнера, что не позволит ей продолжать в дальнейшем игнорировать предупреждения Пекина. Правомерно было бы предположить, что китайское давление может значительно снизить градус ядерных амбиций КНДР. При этом стоит понимать, что Пекин не стремится загонять Пхеньян в угол, кризис в этой стране был бы крайне невыгоден китайской стороне. Вероятно, что Северная Корея сохранит за собой статус 1300-километрового стратегического буфера для Китая. Территория этой страны служит прикрытием для китайских границ на северо-востоке и расположенных в этом регионе индустриальных, политических и военных объектов от военной структуры РК со значительным вмешательством со стороны США. Военный кризис в КНДР представляет собой определенную угрозу, поскольку в таком случае Китаю придется иметь дело с беженцами и проблемами, вызванными утерей контроля над северокорейской ракетно-ядерной программой. Такое положение вполне устраивает КНДР: потребность Китая в буфере обеспечивает Пхеньяну поддержку и защиту со стороны КНР в случае нападения извне. Разумно предполагать, что достаточно развитые двусторонние связи между двумя государствами будут сохраняться и в будущем. КНР и КНДР обладает несколькими общими чертами, к числу которых относится идеология, пограничная территория и развитые экономические отношения. Китай исходя их собственных геополитических и геостратегических интересов опасается агрессии против КНДР и не заинтересован в объединении Кореи под началом США. С другой стороны, Китай стремится к воссоединению с Тайванем, почему не сможет открыто выступать против объединения государства Корейского полуострова. При этом единственным приемлемым вариантом объединения КНДР и РК для Китая станет корейский нейтралитет с негласной прокитайской позицией. Поглощение Северной Кореи Южной может иметь негативные последствия для международного авторитета Китая, что повлияет и на реализацию внешнеполитических интересов государства. Фактически это будет означать поражение Пекина, который не смог отстоять коренные интересы в отношении своего партнера и подчинилась решениям Вашингтона. Кризис в китайско-американских отношениях позволяет предположить отказ КНР от своего стратегического буфера в лице КНДР. Пекин продемонстрировал свою готовность ввести свои войска на территорию Северной Кореи в случае начала военных действий против нее и сохранить собственный контроль над северной частью Корейского полуострова. Неизменна китайская позиция в отношении политического кризиса в КНДР: Пекин в нем не заинтересован и не допустит его. Китай критикует расширительный подход к реализации санкций против КНДР, введенных резолюциями Совета Безопасности ООН, призывая ограничиться блокированием ракетно-ядерной программы, не затрагивая при этом гражданский сектор экономики. Таким образом, Пекин критикует ядерные испытания, проводимые Северной Корей, демонстрируя полную солидарность с международной позицией СБ ООН, но практически не придерживается санкционных ограничений в отношение своего соседа и партнера. Необходимо подчеркнуть, что Китай сохраняет тесные экономические связи и с Южной Кореи, что вынуждает его искать баланс в отношениях с двумя государствами Корейского полуострова. Наиболее вероятным представляется сохранение приверженности Китая мирному диалогу как единственно возможному способу урегулирования корейского вопроса. Стоит отметить, что подобную позицию КНР поддерживает РФ, призывая международное сообщество обратиться к предложенному Китаем подходу. Тем не менее, перспектива международных переговоров по проблем Корейского полуострова остается неоднозначной. Этот процесс осложняется тем фактом, что Вашингтон ждет первый шаг от Пхеньяна, без чего не готов идти ни на какие уступки. На Корейском полуострове сохраняется военно-политическое превосходство американо-южнокорейского альянса, но от силовой акции в отношении КНДР их останавливает северокорейская ядерная программа. Пекин видит решение северокорейской ядерной проблемы в политическом консенсусе всех участников шестистороннего переговорного процесса, который возможно достичь только в условиях возобновления переговоров. Так или иначе, Пекин сохранит свое ключевое значение при решении ядерного кризиса на Корейском полуострове, путем сохранения статуса-кво и усилий по нераспространению ядерного оружия. Сохраняется возможность, что Пекину удастся убедить Пхеньян приостановить деятельность по развитию ракетно-ядерной программы при условия частичного сокращения военной мощи США и РК на полуострове. В будущем КНР сохранит свою заинтересованность в поддержании мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, что отводит ему роль посредника в организации переговоров между Вашингтоном и Пхеньяном, предметом обсуждения которых должны стать возможные способы мирного урегулирования ядерного кризиса. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе были рассмотрены основные направления внешней политики КНР, военный и политический потенциал КНР в АТР, проблемы Корейского полуострова, эволюцию северокорейской ракетно-ядерной программы и роль Китая в урегулировании ядерного кризиса. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, Китай выступает ведущей мировой державой, которая ведет активную внешнюю политику. КНР является главным идеологом многополярный системы международных отношений и активно продвигает эту стратегию на мировой арене. В настоящее время наблюдается несколько тенденций в отношении положения Поднебесной в системе международных отношений. Так, постоянный рост демонстрирует совокупная мощь КНР, что позволяет Пекину заявлять о себе как о полноформатной сверхдержаве. Сегодня Китай трансформируется из стратегического партнера США в соперники, все больше растет конкуренция двух стран в геополитике, экономике, военной и культурных областях. Очевидной является тенденция роста глобальных интересов Китая, которые направлены на достижения основной цели – переустройства системы международных отношений.Во-вторых, ядерный кризис на Корейском полуострове представляет собой значительную угрозу как региональной, так и мировой безопасности. С 1993 г. КНДР систематически нарушала положения Договора о нераспространении ядерного оружия, неоднократно заявляла о своем выходе из него, с 2003 г. не считает себя связанной договором (хотя есть вопросы относительно процедуры выхода, так как указанные причины не были признаны достаточными), а де-факто Пхеньян прекратил свое участие в нем с проведением первого ядерного испытания. При этом санкции, вводимые международным сообществом против северокорейской ядерной программы, не имеют желаемого эффекта. В КНДР не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций, который ухудшают положение простых граждан, но ни влияют на положение властных кругов. В связи с этим никакие санкции не способны вынудить Пхеньян отказаться от ракетно-ядерной программы, которая в этом государстве понимается как обязательное условие сохранения национальной безопасности. В-третьих, Китай придерживается мнения о необходимой денуклеаризации Корейского полуострова, выступая против мер, способных привести к коллапсу в КНДР. Последствия применения военной силы на полуострове негативно скажется на политике и экономике Поднебесной, которая рассматривает Северную Корею в качестве стратегического буфера. Пекину важно поддержать баланс между своими задачами по сохранению союзника в регионе (в случае поглощения КНДР Южной Кореей на полуострове установится доминирование Вашингтона) и денуклеаризации. Так или иначе, КНР будет принадлежать значительная роль в урегулировании этой проблемы. В целом, китайская позиция по корейскому вопросу носит вполне сбалансированный и конструктивный характер. В ее основе лежит комплексный подход решения всего спектра проблем Корейского полуострова.Сегодня Пекину принадлежит роль посредника между задействованными в конфликте сторонами, именно его усилиями были организованы первые переговоры. Представляется очевидным, что подобная роль сохранится за КНР и в будущем. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫМеждународно-правовые документыОбщий военный и военно-морской приказ №1 //Сборник документов (Каирская декларация, Крымское соглашение, Потсдамская декларация, решение Московского совещания и другие документы, связанные с капитуляцией Японии). 1943-1946 гг. М.: Министерство иностранных дел, 1947. С. 30-39.Резолюция 825 (1993) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://undocs.org/ru/S/RES/825(1993) (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 1718 (2006) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://undocs.org/ru/S/RES/1718(2006)(дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 1874 (2009) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://undocs.org/ru/S/RES/1874(2009)(дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2270 (2016) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2270%282016%29 (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2321 (2016) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2321%282016%29 (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2345 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2345%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2371 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2371%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2375 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2375%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).Резолюция 2397 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2397(2017) (дата обращения: 12.02.2021).Соглашение о научном сотрудничестве между Академией Наук СССР и Академией Наук КНДР // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 139-143.Agreed Framework between the United States of America and the DemocraticPeople’s Republic of Korea // InternarionalAtomic Energy Agency [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://web.archive.org/web/20031217175315/http://www.iaea.org/Publications/Documents/Infcircs/Others/infcirc457.pdf (дата обращения: 12.02.2021).Agreement on Reconciliation, Non-Aggression, and Exchanges and Cooperationbetween South and North Korea // United NationsPeacemaker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/korea-reconciliation-nonaggression91 (дата обращения: 12.02.2021).JointDeclaration of the Denuclearization of the Korean Peninsula // United NationsPeacemaker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021).Mutual DefenseTreatyBetween the United States and the Republic of Korea; October 1, 1953 // Yale Law School [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения: 12.02.2021).Panmunjom Declaration for Peace, Prosperity and Reunification of the Korean Peninsula 1951 // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5478/view.do?seq=319130&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd=&company_nm=&page=1&titleNm= (дата обращения: 12.02.2021).SecurityTreatyBetween the United States and Japan; September 8, 1951 // Yale Law School [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/japan001.asp (дата обращения: 12.02.2021).Sino-North Korean Mutual Aid and CooperationFriendshipTreaty // Baidu Baike [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/中华人民共和国和朝鲜民主主义人民共和国友好合作互助条约/1282702 (дата обращения: 12.02.2021).Нормативно-правовые документыAnnual Report to Congress: Military and SecurityDevelopmentsInvolving the People's Republic of China // Office of the Secretary of Defense [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015_China_Military_Power_Report.pdf (дата обращения: 27.01.2021).China’s Defensive National DefensePolicy // Ministry of Foreign Affairs the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1429771.shtml (дата обращения: 12.02.2021).China's Policies on Asia-Pacific SecurityCooperation // Ministry of National Defense the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng.mod.gov.cn/defense-policy/index.htm (дата обращения: 12.02.2021).Constitution of the Republic of Korea // Korea Legislation Research Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=1&lang=ENG (дата обращения: 12.02.2021).Korea (DemocraticPeople's Republic of)'s Constitution of 1972 with Amendmentsthrough 1998 // Constitute Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=1&lang=ENG (дата обращения: 12.02.2021).Дипломатические документыСовместное информационное коммюнике о трехсторонних консультациях заместителей министров иностранных дел Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021). U.S. Relations with North Korea. Biliteralrelationsfact // U.S.Department of State [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021).Публицистические документы В Китае заявили, что всегда будут поддерживать ядерное разоружение Корейского полуострова // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6219587 (дата обращения: 12.02.2021).Встреча Дональда Трампа и Кем Чен Ына в Сингапуре // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/12/06/2018/5b1f9e129a79472ec3f5b806 (дата обращения: 12.02.2021). Китай призвал КНДР прекратить ракетные и ядерные тесты // BBC News [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-39202464 (дата обращения: 12.02.2021).Лидер Китая приехал в КНДР впервые за 14 лет: почему именно сейчас? // BBC News [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-48702363 (дата обращения: 12.02.2021).На парламентских выборах в Южной Корее уверенно победила правящая партия // Российская Газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/16/na-parlamentskih-vyborah-v-iuzhnoj-koree-uverenno-pobedila-praviashchaia-partiia.html (дата обращения: 12.02.2021).Официальный сайт Института Конфуция (Ханьбань) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hanban.edu.cn/ (дата обращения: 21.02.2021).Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Справка // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20110824/422914168.html (дата обращения: 12.02.2021). The China North Korea Relationship // Council on ForeignRelations (CFR) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/china-north-korea-relationship (дата обращения: 12.02.2021).Научная литератураАратюнян А.А. Стратегия «жемчужной нити» как мера для реализации инициативы китайского морского шелкового пути // Современные востоковедческие исследования. 2020. №2(2). C.100-120.Асмолов К.В. Начало нового этапа китайско-северокорейских отношений (2018—2020 гг.) // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. №25. С.243-261.Борисов М. Г. Энергетическая составляющая инициативы «Один пояс – один путь» // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-2. С.435-439.Борох О.В., Ломанов А.Н. Новая эпоха Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3. С. 59-70.Васильев Л.Е. Некоторые аспекты политики Китая в Южной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2019. №24. С.225-242.Верисова А.Д., Кузьмин В.А. Северокорейская проблема в американо-китайских отношениях (2013-2016 гг. ) // История и современное мировоззрение. 2020. №1. C.106-110. Вознесенский В.Е., Котляр Н.В., Федорин В.Н. Диалог на равных с КНДР как решение проблемы Корейского полуострова. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 1 (40). С. 68-83.Волощак В. И. Стратегические предпосылки для реализации КНДР ядерной программы // Известия Восточного института. 2019. № 4. С. 80-90.Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С.112-115.Глазунов О.Н., Савченко А.Л. Особенности и приоритеты внешней политики Китая в странах Ближнего Востока // Общество: политика, экономика, право. 2018. №3. С.22-26.Давыдов О.В. Проблемы Корейского полуострова и возможные пути их решения // Россия и АТР. 2018. №3 (101). С.68-83.Денисов В.И., Пятачкова А.С. Будущее Корейского полуострова: актуальные проблемы и возможные решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №1. С.86-101. Дьячков И. В. «Немирный атом» Северо-Восточной Азии: корейский узел. М.: МГИМО-Университет, 2016. 239 с. Дьячков И. В. Ракетно-ядерные возможности КНДР сегодня // Восточная Азия в меняющемся мире: Доклады, представленные на VI международной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 29-30 ноября 2018 года). М.: ИДВ РАН, 2019. С. 91-100.Жебин А.З. Корея: денуклеаризация в обмен на нормализацию? // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. №1. С.7-14.Жебин А.З. Северная Корея: бомбы, ракеты, санкции // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 2-9.Жебин А.З. Ядерная проблема и пути ее решения на Корейском полуострове. М.: ФОРУМ, 2016. С.264-284.Жочэнь У, Виноградова А.А. Дипломатия РФ и КНР в деле обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке в начале XXI века // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №1. С.42-53.Забровская Л.В. Роль делового сотрудничества Китая в решении ядерной проблемы КНДР // Проблемы национальной стратегии. 2011. №4 (49). С.104-115.Качан Г.Г. К вопросу о мотивах принятия руководством КНР решения о создании собственного ядерного оружия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. №3. С.115-120.Кирьянов О.В. Северная Корея. М.: Рипол-классик, 2017. 432 с.Кризис и новая повестка дня для корейского полуострова и региональных держав. Отв. ред.: В.В. Михеев, А.Н. Федоровский. М: ИМЭМО РАН, 2018. 69 с.Коврижных О.А., Петров А.С., Некрасенко А.А. Турбулентность как современная черта международных отношений (угроза ядерного кризиса КНДР и проблема объединения Корейского полуострова) // Общество: политика, экономика, право. 2020. №5 (82). С.26-33.Котляров Н.Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «Новой нормальности» китайской экономики // Мир новой экономики. 2017. №2. С. 27-37.Лагутина М.Л. Россия и Китаи в БРИКС: общее видение будущего мирового порядка // Россия и Китаи: на пути укрепления двустороннего сотрудничества Материалы II международноинаучно-практическои конференции. Под ред. В.А. Гаврило-вои, И.Г. Хрипунова. 2017. С.91-96.Ланьков А.Н. Ядерная программа КНДР: стратегический тупик? // Индекс безопасности. 2015. Т.10. № 3. С. 113-120.Ланцова И.С. Теория структурного реализма и проблема распространения ядерного оружия в регионе Северо-Восточной Азии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2017. №1. C.64-74.Леженина Т.В. К возобновлению отношений Республики Корея с корейской Народно-Демократической Республикой в свете опыта Политики "солнечного тепла" // РППЭ. 2018. №2 (88). С.87-92.Ли Цзинчэн. Роль БРИКС в китайской внешней политике и экономике // Вестник ЗабГУ. 2020. №1. C-101-107. Лукин А.Л. Россия и северокорейский ядерный кризис // Известия Восточного института. 2017. №2 (34). С.59-67.Михеев В., Федоровский А. Объединение Кореи: возможные вызовы и «ловушки» М.: ИМЭМО РАН. 2016. 33 с.Морозов Ю.В. Северокорейская ядерная проблема и возможные пути ее решения совместными усилиями России и Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №7 (364). C. 1360-1368.Оганесян А.Л. Роль КНР в урегулировании северокорейского ядерного кризиса // В сборнике: Американская стратегия сдерживания КНР и конфликтный потенциал в Азии и Африке Сборник научных статей. Под редакцией Д.А. Дегтерева, А.А. Забеллы. Москва, 2018. С. 27-38.Пивоварова Э.П. Что нового внёс XIX съезд КПК в стратегию социально-экономического развития КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 3. С. 86-95.Покровская П.Д. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР - выход из тупика // Обозреватель: научно-аналитический журнал. 2015. № 3 (302). С. 78-88.Толорая Г. Д. Северокорейская ракетно-ядерная проблема: история, современность, опции // У восточного порога России. Эскизы корейской политики начала XXI века. М.: Дашков и Ко, 2019. С. 119-155.Труш С.М. Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты // Сравнительная политика. 2017. С.52-71. У Байи. Вэньхуавайцзяо: лиши, сяньшидэсыкао // Культурная дипломатия: анализ истории и современного состояния [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aisixiang.com/data/102951.html (дата обращения: 20.02.2021).Феденева М.С. Идея создания Корейской конфедерации как фактор напряженности в советско-северокорейских отношениях в 1958-1960 гг // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. №1 (31). С.15-20.Хекер З., Браун Х., Карлин Р. Ядерные реакторы КНДР: прошлое, настоящее и будущее // Ядерный клуб. 2010. № 5-6. С. 25-33.Хлопов О.А. Влияние и политика сша по ядерной проблеме Корейского полуострова // Colloquium-journal. 2019. №8 (32). С.58-61. Чань Ян. Роль Китая в урегулировании северокорейской ядерной проблемы //  Институт социально-экономических и политических исследований. 2008. №2. С.157-161.Цай Мэй-хуа, Лэй Тин. Трудности в китайско-северокорейских отношениях и их перспективы // Восточная Азия и изучение международной политики. 2015. № 9. С. 5–8.Kovsh A. Initialstage of North Korea’s nuclear program development // Петербургский исторический журнал. 2014. №3. С.134-145.Sagan S. D. and Waltz K. N. The Spread of NuclearWeapons: DebateRenewed. New York: W. W. Norton & Company, 2002. 288 p.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Международно-правовые документы
1. Общий военный и военно-морской приказ №1 // Сборник документов (Каирская декларация, Крымское соглашение, Потсдамская декларация, решение Московского совещания и другие документы, связанные с капитуляцией Японии). 1943-1946 гг. М.: Министерство иностранных дел, 1947. С. 30-39.
2. Резолюция 825 (1993) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/825(1993) (дата обращения: 12.02.2021).
3. Резолюция 1718 (2006) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1718(2006) (дата обращения: 12.02.2021).
4. Резолюция 1874 (2009) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1874(2009) (дата обращения: 12.02.2021).
5. Резолюция 2270 (2016) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2270%282016%29 (дата обращения: 12.02.2021).
6. Резолюция 2321 (2016) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2321%282016%29 (дата обращения: 12.02.2021).
7. Резолюция 2345 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2345%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).
8. Резолюция 2371 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2371%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).
9. Резолюция 2375 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2375%282017%29 (дата обращения: 12.02.2021).
10. Резолюция 2397 (2017) // Совет Безопасности ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2397(2017) (дата обращения: 12.02.2021).
11. Соглашение о научном сотрудничестве между Академией Наук СССР и Академией Наук КНДР // Отношения Советского Союза с народной Кореей. 1945-1980. Документы и материалы. М.: Наука, 1981. С. 139-143.
12. Agreed Framework between the United States of America and the Democratic People’s Republic of Korea // Internarional Atomic Energy Agency [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20031217175315/http://www.iaea.org/Publications/Documents/Infcircs/Others/infcirc457.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
13. Agreement on Reconciliation, Non-Aggression, and Exchanges and Cooperation between South and North Korea // United Nations Peacemaker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/korea-reconciliation-nonaggression91 (дата обращения: 12.02.2021).
14. Joint Declaration of the Denuclearization of the Korean Peninsula // United Nations Peacemaker [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
15. Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea; October 1, 1953 // Yale Law School [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения: 12.02.2021).
16. Panmunjom Declaration for Peace, Prosperity and Reunification of the Korean Peninsula 1951 // Ministry of Foreign Affairs Republic of Korea [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mofa.go.kr/eng/brd/m_5478/view.do?seq=319130&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd=&company_nm=&page=1&titleNm= (дата обращения: 12.02.2021).
17. Security Treaty Between the United States and Japan; September 8, 1951 // Yale Law School [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/japan001.asp (дата обращения: 12.02.2021).
18. Sino-North Korean Mutual Aid and Cooperation Friendship Treaty // Baidu Baike [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/中华人民共和国和朝鲜民主主义人民共和国友好合作互助条约/1282702 (дата обращения: 12.02.2021).
Нормативно-правовые документы
19. Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China // Office of the Secretary of Defense [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015_China_Military_Power_Report.pdf (дата обращения: 27.01.2021).
20. China’s Defensive National Defense Policy // Ministry of Foreign Affairs the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/zxxx_662805/t1429771.shtml (дата обращения: 12.02.2021).
21. China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation // Ministry of National Defense the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eng.mod.gov.cn/defense-policy/index.htm (дата обращения: 12.02.2021).
22. Constitution of the Republic of Korea // Korea Legislation Research Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=1&lang=ENG (дата обращения: 12.02.2021).
23. Korea (Democratic People's Republic of)'s Constitution of 1972 with Amendments through 1998 // Constitute Project [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawView.do?hseq=1&lang=ENG (дата обращения: 12.02.2021).
Дипломатические документы
24. Совместное информационное коммюнике о трехсторонних консультациях заместителей министров иностранных дел Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Корейской Народно-Демократической Республики // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
25. U.S. Relations with North Korea. Biliteral relations fact // U.S.Department of State [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/KR%20KP_920120_JointDeclarationDenuclearizationKoreanPeninsula.pdf (дата обращения: 12.02.2021).
Публицистические документы
26. В Китае заявили, что всегда будут поддерживать ядерное разоружение Корейского полуострова // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6219587 (дата обращения: 12.02.2021).
27. Встреча Дональда Трампа и Кем Чен Ына в Сингапуре // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/12/06/2018/5b1f9e129a79472ec3f5b806 (дата обращения: 12.02.2021).
28. Китай призвал КНДР прекратить ракетные и ядерные тесты // BBC News [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-39202464 (дата обращения: 12.02.2021).
29. Лидер Китая приехал в КНДР впервые за 14 лет: почему именно сейчас? // BBC News [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-48702363 (дата обращения: 12.02.2021).
30. На парламентских выборах в Южной Корее уверенно победила правящая партия // Российская Газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/16/na-parlamentskih-vyborah-v-iuzhnoj-koree-uverenno-pobedila-praviashchaia-partiia.html (дата обращения: 12.02.2021).
31. Официальный сайт Института Конфуция (Ханьбань) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hanban.edu.cn/ (дата обращения: 21.02.2021).
32. Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Справка // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20110824/422914168.html (дата обращения: 12.02.2021).
33. The China North Korea Relationship // Council on Foreign Relations (CFR) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/china-north-korea-relationship (дата обращения: 12.02.2021).
Научная литература
34. Аратюнян А.А. Стратегия «жемчужной нити» как мера для реализации инициативы китайского морского шелкового пути // Современные востоковедческие исследования. 2020. №2(2). C.100-120.
35. Асмолов К.В. Начало нового этапа китайско-северокорейских отношений (2018—2020 гг.) // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. №25. С.243-261.
36. Борисов М. Г. Энергетическая составляющая инициативы «Один пояс – один путь» // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. №2-2. С.435-439.
37. Борох О.В., Ломанов А.Н. Новая эпоха Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3. С. 59-70.
38. Васильев Л.Е. Некоторые аспекты политики Китая в Южной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2019. №24. С.225-242.
39. Верисова А.Д., Кузьмин В.А. Северокорейская проблема в американо-китайских отношениях (2013-2016 гг. ) // История и современное мировоззрение. 2020. №1. C.106-110.
40. Вознесенский В.Е., Котляр Н.В., Федорин В.Н. Диалог на равных с КНДР как решение проблемы Корейского полуострова. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 1 (40). С. 68-83.
41. Волощак В. И. Стратегические предпосылки для реализации КНДР ядерной программы // Известия Восточного института. 2019. № 4. С. 80-90.
42. Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С.112-115.
43. Глазунов О.Н., Савченко А.Л. Особенности и приоритеты внешней политики Китая в странах Ближнего Востока // Общество: политика, экономика, право. 2018. №3. С.22-26.
44. Давыдов О.В. Проблемы Корейского полуострова и возможные пути их решения // Россия и АТР. 2018. №3 (101). С.68-83.
45. Денисов В.И., Пятачкова А.С. Будущее Корейского полуострова: актуальные проблемы и возможные решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №1. С.86-101.
46. Дьячков И. В. «Немирный атом» Северо-Восточной Азии: корейский узел. М.: МГИМО-Университет, 2016. 239 с.
47. Дьячков И. В. Ракетно-ядерные возможности КНДР сегодня // Восточная Азия в меняющемся мире: Доклады, представленные на VI международной конференции молодых востоковедов в Институте Дальнего Востока РАН (Москва, 29-30 ноября 2018 года). М.: ИДВ РАН, 2019. С. 91-100.
48. Жебин А.З. Корея: денуклеаризация в обмен на нормализацию? // Восточная Азия: факты и аналитика. 2019. №1. С.7-14.
49. Жебин А.З. Северная Корея: бомбы, ракеты, санкции // Азия и Африка сегодня. 2017. № 1. С. 2-9.
50. Жебин А.З. Ядерная проблема и пути ее решения на Корейском полуострове. М.: ФОРУМ, 2016. С.264-284.
51. Жочэнь У, Виноградова А.А. Дипломатия РФ и КНР в деле обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке в начале XXI века // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №1. С.42-53.
52. Забровская Л.В. Роль делового сотрудничества Китая в решении ядерной проблемы КНДР // Проблемы национальной стратегии. 2011. №4 (49). С.104-115.
53. Качан Г.Г. К вопросу о мотивах принятия руководством КНР решения о создании собственного ядерного оружия // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2011. №3. С.115-120.
54. Кирьянов О.В. Северная Корея. М.: Рипол-классик, 2017. 432 с.
55. Кризис и новая повестка дня для корейского полуострова и региональных держав. Отв. ред.: В.В. Михеев, А.Н. Федоровский. М: ИМЭМО РАН, 2018. 69 с.
56. Коврижных О.А., Петров А.С., Некрасенко А.А. Турбулентность как современная черта международных отношений (угроза ядерного кризиса КНДР и проблема объединения Корейского полуострова) // Общество: политика, экономика, право. 2020. №5 (82). С.26-33.
57. Котляров Н.Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «Новой нормальности» китайской экономики // Мир новой экономики. 2017. №2. С. 27-37.
58. Лагутина М.Л. Россия и Китаи в БРИКС: общее видение будущего мирового порядка // Россия и Китаи: на пути укрепления двустороннего сотрудничества Материалы II международнои научно-практическои конференции. Под ред. В.А. Гаврило-вои, И.Г. Хрипунова. 2017. С.91-96.
59. Ланьков А.Н. Ядерная программа КНДР: стратегический тупик? // Индекс безопасности. 2015. Т.10. № 3. С. 113-120.
60. Ланцова И.С. Теория структурного реализма и проблема распространения ядерного оружия в регионе Северо-Восточной Азии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2017. №1. C.64-74.
61. Леженина Т.В. К возобновлению отношений Республики Корея с корейской Народно-Демократической Республикой в свете опыта Политики "солнечного тепла" // РППЭ. 2018. №2 (88). С.87-92.
62. Ли Цзинчэн. Роль БРИКС в китайской внешней политике и экономике // Вестник ЗабГУ. 2020. №1. C-101-107.
63. Лукин А.Л. Россия и северокорейский ядерный кризис // Известия Восточного института. 2017. №2 (34). С.59-67.
64. Михеев В., Федоровский А. Объединение Кореи: возможные вызовы и «ловушки» М.: ИМЭМО РАН. 2016. 33 с.
65. Морозов Ю.В. Северокорейская ядерная проблема и возможные пути ее решения совместными усилиями России и Китая // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №7 (364). C. 1360-1368.
66. Оганесян А.Л. Роль КНР в урегулировании северокорейского ядерного кризиса // В сборнике: Американская стратегия сдерживания КНР и конфликтный потенциал в Азии и Африке Сборник научных статей. Под редакцией Д.А. Дегтерева, А.А. Забеллы. Москва, 2018. С. 27-38.
67. Пивоварова Э.П. Что нового внёс XIX съезд КПК в стратегию социально-экономического развития КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. № 3. С. 86-95.
68. Покровская П.Д. Шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР - выход из тупика // Обозреватель: научно-аналитический журнал. 2015. № 3 (302). С. 78-88.
69. Толорая Г. Д. Северокорейская ракетно-ядерная проблема: история, современность, опции // У восточного порога России. Эскизы корейской политики начала XXI века. М.: Дашков и Ко, 2019. С. 119-155.
70. Труш С.М. Отношения КНР и США в экономической сфере: двусторонние связи и многосторонние экономические проекты // Сравнительная политика. 2017. С.52-71.
71. У Байи. Вэньхуа вайцзяо: лиши, сяньши дэ сыкао // Культурная дипломатия: анализ истории и современного состояния [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aisixiang.com/data/102951.html (дата обращения: 20.02.2021).
72. Феденева М.С. Идея создания Корейской конфедерации как фактор напряженности в советско-северокорейских отношениях в 1958-1960 гг // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. №1 (31). С.15-20.
73. Хекер З., Браун Х., Карлин Р. Ядерные реакторы КНДР: прошлое, настоящее и будущее // Ядерный клуб. 2010. № 5-6. С. 25-33.
74. Хлопов О.А. Влияние и политика сша по ядерной проблеме Корейского полуострова // Colloquium-journal. 2019. №8 (32). С.58-61.
75. Чань Ян. Роль Китая в урегулировании северокорейской ядерной проблемы // Институт социально-экономических и политических исследований. 2008. №2. С.157-161.
76. Цай Мэй-хуа, Лэй Тин. Трудности в китайско-северокорейских отношениях и их перспективы // Восточная Азия и изучение международной политики. 2015. № 9. С. 5–8.
77. Kovsh A. Initial stage of North Korea’s nuclear program development // Петербургский исторический журнал. 2014. №3. С.134-145.
78. Sagan S. D. and Waltz K. N. The Spread of Nuclear Weapons: Debate Renewed. New York: W. W. Norton & Company, 2002. 288 p.

Вопрос-ответ:

Какова роль Китая в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы?

Китай играет важную роль в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы. Он является главным союзником и торговым партнером Северной Кореи, и его политика в отношении КНДР имеет решающее значение для снижения напряженности на Корейском полуострове. Китай может использовать свое влияние на Северную Корею, чтобы выступить посредником в переговорах по ядерной разоружению и обеспечить мирное решение конфликта.

Каков статус Китая в международных отношениях?

Китай является одной из ведущих мировых держав. Он имеет крупнейшую экономику в мире, является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает значительным военным потенциалом. Китай также является важным участником международных организаций, таких как Всемирная торговая организация и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Все эти факторы делают Китай ключевым игроком в глобальных международных отношениях.

Какое политическое, экономическое и военное влияние имеет Китай в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

Китай имеет огромное политическое, экономическое и военное влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Политически, Китай является одной из ведущих сил в этом регионе и активно участвует в международных организациях и форумах. Экономически, Китай является крупнейшей экономикой в регионе и лидером в области внешней торговли. Военно, Китай обладает мощной армией и вооруженными силами, и является одной из ключевых сил в региональной безопасности.

Какую роль играет Китай в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы?

Китай играет важную роль в решении северокорейской проблемы. Он является главным торговым партнером и политическим союзником Северной Кореи, что дает ему значительное влияние на режим КНДР. Китай активно поддерживает санкции против Северной Кореи, но в то же время стремится предотвратить политический и экономический коллапс КНДР. Кроме того, Китай является посредником в диалоге между Северной Кореей и другими странами, пытаясь помочь достичь дипломатического решения конфликта.

Какой статус Китая в мировых отношениях?

Китай является одной из ведущих мировых держав. Страна обладает второй по величине экономикой в мире и является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Китай активно участвует в международных организациях, таких как Всемирная торговая организация, и является инициатором и участником множества международных инициатив, включая "Пояс и путь". Китай также является важным игроком в региональных конфликтах, таких как северокорейский вопрос.

Каким образом Китай может влиять на северокорейскую ядерную проблему?

Китай имеет значительное экономическое и политическое влияние на Северную Корею и может использовать это влияние для урегулирования ядерного вопроса. Он может применять экономические санкции и ограничения на торговлю с КНДР, что может оказать давление на режим Ким Чен Ына. Кроме того, Китай может использовать свою прямую связь с Северной Кореей для осуществления дипломатических переговоров и посредничества между Северной Кореей и другими странами, такими как США и Южная Корея.

Какую роль играет Китай в решении северокорейской ядерной проблемы?

Китай играет важную роль в решении северокорейской ядерной проблемы. В качестве ближайшего союзника и экономического партнера Северной Кореи, Китай обладает значительным влиянием на него. Китай также является постоянным членом Совета Безопасности ООН и имеет возможность использовать свое вето для блокировки или поддержки резолюций, направленных на решение ядерной проблемы. Однако, Китай старается уравновесить свои интересы, не желая слишком давить на Северную Корею, чтобы не вызвать ее коллапса и переполнения беженцами.

Какой статус Китая в международных отношениях?

Китай считается одной из ведущих мировых держав. Он является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает ветоправом. Китай также является важным участником мировой экономики и является крупнейшим экспортером товаров. Он имеет влияние на многие глобальные проблемы и активно участвует в многосторонних диалогах и переговорах.

Каким образом Китай влияет на политическую, экономическую и военную ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

Китай играет активную роль в политической, экономической и военной сферах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Политически, Китай участвует во многих региональных и международных форумах, включая Шанхайскую организацию сотрудничества и Форум по сотрудничеству в Азии и Тихоокеанском бассейне. Экономически, Китай является главным торговым партнером многих стран в этом регионе и активно инвестирует в инфраструктуру и проекты развития. Военно, Китай совершает регулярные военные учения и обладает значительными военными ресурсами, что позволяет ему установить свое присутствие в регионе.

Какую роль играет Китай в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы?

Китай играет важную роль в решении северокорейской ракетно-ядерной проблемы. Благодаря своим экономическим и политическим связям с КНДР, Китай имеет значительное влияние на режим Ким Чен Ына и может оказывать давление на него для прекращения ядерных испытаний и ракетных запусков. Кроме того, Китай является одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН и имеет право на вето, что позволяет ему влиять на принятие решений о санкциях и других мерах в отношении КНДР.

Почему Китай считается ведущей мировой державой?

Китай считается ведущей мировой державой из-за своего геополитического положения, экономической мощи и культурного влияния. Китай является самой населенной страной в мире и второй по величине экономикой после США. Он играет важную роль в мировой торговле, инвестициях и производстве. Кроме того, Китай имеет постоянное место в Совете Безопасности ООН и является одной из ядерных держав мира, обладающей значительными военными ресурсами. Все это делает Китай ключевым игроком в мировых делах и дает ему влияние на различные глобальные проблемы, включая северокорейскую ракетно-ядерную проблему.