Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 3838 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 29.05.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник рисования 6
1.1. Формирование творческого воображения старших дошкольников 6
1.2. Сущность и виды нетрадиционных техник рисования 13
1.3. Организация занятий с использованием нетрадиционных техник рисования 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения дошкольников в инновационном изобразительном творчестве 23
2.1. Организация и методика экспериментальной работы 23
2.2. Разработка творческого проекта «Нетрадиционные техники рисования» 29
2.3. Анализ эффективности и результативности разработанного проекта 31
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение 42

Фрагмент для ознакомления

Организация и проведение формирующего этапа с помощью использования в работе с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности.Констатирующий этап эксперимента, заключающийся в повторном проведении диагностики, с целью определения итогового уровня развития творческого воображения испытуемых.Заключительный этап состоял в сравнении результатов, полученных в процессе проведения экспериментальной работы, на основе которых впоследствии были сформулированы выводы.Для проведения первичной диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики:Методика «Дорисовывание фигур» О.М. ДьяченкоСубтест 6. Эскизы ТуникаМетодика «Закончи рисунок», которая представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления II. Торренса.На констатирующем этапе исследования уровень творческого воображения старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп был примерно одинаковым. В целом дети не проявляли серьёзного познавательного интереса к творческой деятельности и преимущественно не стремились к развитию своих креативных способностей.С целью развития творческого воображения дошкольников нами была разработана методика «Нетрадиционные техники рисования». В ней были подобраны изобразительные методики творческого развития старших дошкольников.Методика рассчитана на детей 5-6 лет. Количество детей в группе - 9 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю из расчета 28 часов. После реализации методики дети осваивают следующие нетрадиционные техники рисования:«Отпечатки» «Свеча + акварель»;«Точечный рисунок»;«Рисование пластилином»«Рисование на мокрой бумаге» «Рисование солью».После реализации методики нами были вновь проведены экспериментальные методики по выявлению уровня творческого воображения в экспериментальной и контрольной группах. При этом было установлено, что у детей экспериментальной группы уровень развития творческого воображения заметно повысился, при этом в контрольной группе он оставался на прежнем уровне. Таким образом, разработанная нами методика является эффективной. Благодарю за внимание и готова ответить на Ваши вопросы.

Список использованных источников



1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов детей // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
11. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
12. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
14. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
16. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://paidagogos.com/ (Дата обращения: 08.03.2021)
17. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
18. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
20. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
21. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
22. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
23. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413.
24. Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 08.03.2021)
25. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
26. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
27. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
28. Сидорова, И.В. Развитие мотивация детей к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
29. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
30. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение, так как оно способствует развитию креативности, интеллектуальных способностей, абстрактного мышления и проблемного мышления.

Какие техники рисования применяются в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста?

В развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста используются различные нетрадиционные техники рисования, такие как коллаж, аппликация, текстильная живопись, фреска и другие.

Какие предпосылки существуют для формирования творческого воображения старших дошкольников?

Для формирования творческого воображения старших дошкольников необходимо создать благоприятную эмоциональную и психологическую атмосферу, обеспечить художественно-эстетическую деятельность, развивать воображение и фантазию, стимулировать творческое мышление и самовыражение.

Какие виды нетрадиционных техник рисования существуют?

Существует множество видов нетрадиционных техник рисования, таких как рисование песком, рисование пальцами, рисование водой, рисование красками на разных поверхностях и другие.

Как организовать занятия с использованием нетрадиционных техник рисования?

Для организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования необходимо подобрать соответствующие материалы и инструменты, провести демонстрацию и объяснение техники, позволить детям свободно экспериментировать и самостоятельно творить, а также провести обсуждение и анализ полученных результатов.

Какие техники рисования помогают развивать творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста?

Существует множество нетрадиционных техник рисования, которые способствуют развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают рисование с песком, рисование водяными красками, рисование в технике "коллаж" и другие. Все эти техники предлагают новый подход к рисованию и позволяют детям экспериментировать, выражать свои мысли и фантазии через изобразительное искусство.

Какова сущность нетрадиционных техник рисования?

Сущность нетрадиционных техник рисования заключается в использовании необычных материалов и инструментов для создания произведений искусства. Например, рисование с песком позволяет детям создавать уникальные песочные рисунки, а рисование водяными красками дает возможность играть с цветом и текстурой на размокшей бумаге. Эти техники отличаются от традиционного рисования и позволяют детям расширить свои представления о том, как можно выразить себя через искусство.

Как организовать занятия с использованием нетрадиционных техник рисования?

Организация занятий с использованием нетрадиционных техник рисования требует некоторой подготовки и планирования. Важно выбрать подходящие и безопасные материалы для рисования, разработать интересные и стимулирующие задания и создать подходящую обстановку. Например, можно провести занятие на свежем воздухе, использовать необычные поверхности для рисования или пригласить гостей, которые дадут детям новые идеи. Организация занятий с использованием нетрадиционных техник рисования должна быть интересной и веселой для детей, чтобы они могли свободно выражать свои творческие идеи и фантазии.