Толкование книги Исайи в христианской теологии ХХ века в контексте иудео-христианской полемики о ее интерпретации

  • 33 страницы
  • 29 источников
  • Добавлена 06.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1 Толкование книги пророка Исаии в теологии ХХ века 5
1.1 Основное содеожания книги пророка Исаии 5
1.2. Современное толкование книги пророка Исаии 10
2. Интерпретация книги Исаии в контексте иудо-христианского конфликта 17
2.1 Современное понимание иудо-христианского конфликта 17
2.2 Книга пророка Исаии в контексте иудо-христианского конфликта 23
Заключение 28
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Эта картина отчасти подобна церковной истории триумфального шествия христианства по Европе. Параллельно с триумфом шел процесс краха: обмирщение, расколы, секуляризация, уход в пустыню, богоборчество, и, как закономерный финал – массовый атеизм. Уже в первые века христианства от церкви отпадают ариане и монофизиты. Затем возникает раскол на Западное и Восточное христианство. Далее на Западе от католической церкви отделяется протестантизм. А на Востоке после реформ патриарха Никона возник старообрядческий раскол. К началу ХХ века христианство охватил такой кризис, что официальным мировоззрением одной шестой части уши стал атеизм, и христиане стали подвергаться гонениям со стороны властей. Глядя на эту картин, очень трудно сказать, что новый народ Божий является Единым Телом Христовым. Скорее можно утверждать обратное: распад, деструкция, отсутствие общение и робкие попытки возобновить диалог…
Раздробленность и непримиримость церквей очень напоминает ситуацию в иудаизме.
Еврейство пережило Шоа, но и на территории СССР случилась своя катастрофа – тирания сталинизма и создание ГУЛАГА.
Христианство, подобно еврейству, пытается восстановить целостность религиозной традиции. Так, философ Федотов считает, что России необходимо новое крещение, которое совершить святой остаток. Другой современный философ С. Эпштейн утверждает, что после семидесяти лет атеизма возврат к дохристианским формам религиозной жизни невозможен. Люди, слышащие призыв свыше, начинают жить по вере и жаждут конкретного воплощения своей веры. Поэтому очень часто они не удовлетворяются формами религиозной жизни, которые предлагают традиционные конфессии. Люди ищут новую форму религиозной жизни и полноту.
Для иудейства характерен акцент на посюстороннем. Действительно, Израиль – народ-община, центральная миссия которой – всех примирить и никого не потерять, сохранив уникальность каждого. Вопроса диалога внутри общины становится важнее миссии. Лишних людей не бывает, а значит социальное бытие заслуживает особое внимание и ответственность. Настоящий реальный мир важнее будущего, потому что он является воплощение диалога с Богом. Жизнь проходит здесь и сейчас.
В христианстве наблюдалось обратное. Социальное бытие в принципе неисправимо, вплоть до Второго пришествия. Только внутри христианской общины можно преодолеть несовершенство социального. И это даже не преодоление, но скорее укрытие от бури на спасательном корабле.
Символом социума является образ евангельского кесаря. Но разве нельзя построить общество без власти кесаря? Пока в христианстве нет однозначного ответа на этот вопрос. В концепции же сионистского государства содержится возможность преодоления разделения на секулярное и церковное, профанное и святое, материальное и духовное. индивидуальное и коллективное.
В этой свящи после окончания Второй Мировой войны приобретают слова книги Исаии: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
Говорит ли это пророчество о конце разделения иудеев и христиан? Если речь идет о христианских странах, то необходимо отметить, что за последние семьдесят лет не было по-настоящему крупных военных конфликтов. Евросоюз и близкие к нему страны пытаются выработать мирные способы сосуществования разных государств и народов на основе универсальных этических ценностей. Интернет мобильная связь, открытые границы способствуют все большему единству мира. В связи с этим влияние сил, могущих привести к массовому разрушению. существенно уменьшается. Крупный капитал становится все менее связан с национальными интересами. И все более экономическое значение приобретают транснациональные корпорации, ориентированные на глобальную экономику. Подобная ориентации Яне создает экономических предпосылок для военных конфликтов. Ядерное оружие в этом случае играет роль дополнительного сдерживающего фактора. При возникновении ядерного конфликта не будет выигравших, будут только проигравшие. Разумеется, подобное состояние равновесия является неустойчивым и хрупким. И, более того, оно локальное, так как охватывает в основном иудо-христиансткие страны. Но, подобно государству Израиль, оно естественное и обладает признаками устойчивости.
В настоящее время в иудо-христиансокм ареале и мире в целом еще очень много не решенных проблем, но, тем не менее, о них можно рассуждать в категориях надежды. Поскольку этот ареал может расшириться. Конечно, человечество может отвергнуть путь мира и избрать другой путь, путь самоуничтожения и масштабного конфликта. Но оно также может избрать путь мирного решения всех конфликтов.
Итак, в этой главе мы рассмотрели основные аспекты иудо-христианского диалога. Именно в прошлом веке появились предпосылки для существенного преодоления вражды христианства и иудаизма. НО воспользуются христиане и иудеи открывшимися перед ними возможностями, покажет время.
Также мы проанализировали интерпретации книги Исаии с точки зрения иудо-христианского конфликта, на примере которого показано вероятное будущее всего человечества.
















Заключение
В ХХ веке гуманитарное знание претерпело существенное изменение. Особенно это касается такой его области, как герменевтика и теория языка.
Все это не могло не затронуть библеистику, которая тесно связана с толкованием священных текстов.
В ХХ веке ушло в прошлое буквальное понимание священных текстов. Но при этом любой библейский текст не перестал быть свидетелем-истиной встречи человека и Бога.
Осознание неоднозначности любого языкового выражения, его изменчивости и неопределенности дало новый импульс в интерпретации библейских текстов.
В свете катастрофических событий прошлого века понимание и интерпретация книга пророка Исаии приобретает особую актуальность. Это особенно важно для верного преодоления иудо-христианского конфликта, возникшего еще на заре христианства.
Именно эсхатологические речи книги Исаии рисуют картину будущего мира, где народы мирно сосуществуют друг с другом и все конфликты преодолены.
Именно в книге Исаии иудаизм впервые обретает явно мессианские черты. Призвание народа Божьего состоит в том, чтобы возвещать другим народам истинного Бога.
Бог познается человеком через категорию заботы. Именно Бог является предельной заботой человека.
Эсхатологические речи Исаии имеют и важный социальный аспект: построения справедливого общества, основанного не на тирании языческого кесаря, а на власти божественного закона.
Это позволит преодолеет раскол мира на две взаимоисключающие сферы: священное и секулярное. В пророчествах Исаии секулярное становится священным, а священное проявляется через сякулярное. Единство мира восстанавливается и Бог вновь «вся во всем».
Список литературы
1. Волчков А.С Теологические аспекты критической герменевтики Жака Дерриды и ее роль в библийский исследованиях: диссерт. на соиск. канд. теологии: 26.00.01 / Волчков Алексей Сергеевич. – Москва, 2019. – 242 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 681- 729.
3. Тиллих П. Систематическая теология / П. Тиллих. – Т.1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.odinblago.ru/zapadnoe_bogoslovie/sis_teologiya_1/17/
(дата обращения 12.03.2021).
4. Барт К. Церковная догматика / К. Барт. – Т. 1. – М.: ББИ. – 2007. – 542 с.
5. Бультман Р. Вера и понимание / Р. Бультман. – Т.1. – М.: РОССПЭН. – 2004. – 752 с.
6. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Бытие и время. – М.: Академический проект. – 2015. – 460 с.
7. Библия онлайн. Исаия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bible.by/mcdonald/23/1/ (дата обращения 12.03.2021).
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 681.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Захарии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 895.
10. Там же. – С. 895.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Иеремии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 751.
12. Там же. – С. 763.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 689.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Вторазаконие/ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 153.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 685.
16. Эсхатология в книге пророка Исаии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/57444.html (дата обращения 12.03.2021).
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 6:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 685.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1331.
19. Там же.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 697.
21. Прп. Сирин Ефрем. Товрения / прп. Ефрем Сирин. – М.: Отдел Московского Патриархата. – 1993. – С. 317.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1329.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 25:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 697.
24. Там же. Гл. 66: 25. – С. 728
25. Там же. Гл. 65:17-25. – С. 727.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1346.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея/ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1041.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Деяния апостолов / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1159.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 25:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 690.







































































6

Список литературы
1. Волчков А.С Теологические аспекты критической герменевтики Жака Дерриды и ее роль в библийский исследованиях: диссерт. на соиск. канд. теологии: 26.00.01 / Волчков Алексей Сергеевич. – Москва, 2019. – 242 с.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 681- 729.
3. Тиллих П. Систематическая теология / П. Тиллих. – Т.1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.odinblago.ru/zapadnoe_bogoslovie/sis_teologiya_1/17/
(дата обращения 12.03.2021).
4. Барт К. Церковная догматика / К. Барт. – Т. 1. – М.: ББИ. – 2007. – 542 с.
5. Бультман Р. Вера и понимание / Р. Бультман. – Т.1. – М.: РОССПЭН. – 2004. – 752 с.
6. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Бытие и время. – М.: Академический проект. – 2015. – 460 с.
7. Библия онлайн. Исаия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bible.by/mcdonald/23/1/ (дата обращения 12.03.2021).
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 681.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Захарии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 895.
10. Там же. – С. 895.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Иеремии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 751.
12. Там же. – С. 763.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 689.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Вторазаконие/ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 153.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 685.
16. Эсхатология в книге пророка Исаии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/57444.html (дата обращения 12.03.2021).
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 6:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 685.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1331.
19. Там же.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 697.
21. Прп. Сирин Ефрем. Товрения / прп. Ефрем Сирин. – М.: Отдел Московского Патриархата. – 1993. – С. 317.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1329.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 25:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 697.
24. Там же. Гл. 66: 25. – С. 728
25. Там же. Гл. 65:17-25. – С. 727.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1346.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея/ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1041.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Деяния апостолов / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1159.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга пророка Исаии. Гл. 25:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 690.

Узнать стоимость работы