Экономический пояс Шелкового пути и его значение в осуществлении целей национальной экономической политики Китая.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 8080 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 22.06.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и роль глобального мегапроекта Китая – создание нового Шёлкового пути 8
1.1Теоретические обоснования возрождения древнего Шёлкового пути 8
1.2 Сущность и значение Экономического пояса Шелкового пути 15
1.3Сущность и значение «Морского Шёлкового пути XXI века» 22
Глава 2. Цели национальной экономической политики Китая на современном этапе и роль концепции «Один пояс – один путь» 29
2.1 Национальная политика Китая по созданию новой среды для торговли и инвестиционной деятельности на Евроазиатском пространстве 29
2.2 Внешняя торговля Китая со странами, включёнными в концепцию «Один пояс – один путь» 29
2.3 Инвестиционная политика Китая со странами Шёлкового пути 39
Глава 3. Перспективы развития китайской модели глобализации на Евразийском пространстве 50
3.1 Перспективы развития торгово-экономических связей Китая и России 50
3.2 Укрепление внешнеэкономических связей Китая со странами Центральной Азии 56
3.3 Перспективные направления торгово-экономического сотрудничества Китая с европейскими странами 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 76
Фрагмент для ознакомления

Это позволило бы правительствам Таджикистана и Кыргызстана получать значительные доходы от транзита энергоресурсов.Поскольку энергетическая безопасность в первую очередь определяет стратегию «марша на запад», Китай рассматривает государства Центральной Азии как надежных партнеров и поставщиков природных ресурсов, особенно с учетом рисков, связанных с импортом энергии из стран Ближнего Востока и Африки через Ормузский пролив и Малаккский пролив (оба являются узкими морскими путями, которые ВМС США могут контролировать в кратчайшие сроки). Кроме того, учитывая возможности транзита в регионе в качестве альтернативного маршрута для китайского экспорта на рынки Европы, эти обстоятельства создают беспроигрышную ситуацию для обеих сторон. Быстрый рост влияния Китая в Центральной Азии выражается в его попытках привязать регион к собственному развитию Китая, прежде всего через финансирование строительства региональной инфраструктуры, расширение участия Китая в разработке природных ресурсов, использование потенциала ШОС и, наконец, ЭПШП. Эти усилия экономической дипломатии становятся отличительной чертой внешней политики Китая в Центральной Азии и, следовательно, одним из ключевых аспектов поворота Китая на Евразию.Внешнеторговое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии имеет положительную динамику развития. По итогам 2019 г. объем внешнеторгового оборота Китая с государствами региона составил 46,3 млрд дол. (1,01 % от общего объема внешнеторгового оборота Китая). Из них объем внешнеторгового оборота Китая с Казахстаном — 22,0 млрд дол. (0,48 %), Туркменистаном — 9,1 млрд дол. (0,20 %), Узбекистаном — 7,2 млрд дол. (0,16 %), Киргизией — 6,3 млрд дол. (0,14 %), Таджикистаном — 1,7 млрд дол. (0,04 %) (табл. 2). Основная доля экспорта Китая в страны Центральной Азии приходится на Казахстан — 48,8 % (12,7 млрд дол.). На долю Киргизии приходится 24,1 % (6,3 млрд дол.), Узбекистана — 19,3 % (5,0 млрд дол.), Таджикистана — 6,1 % (1,6 млрд дол.), Туркменистана — 1,7 % (0,4 млрд дол.) (табл. 1).Таблица 1-Динамика внешней торговли Китая со странами Центральной Азии в 2014-2019г., млн.долл.Рисунок 14-Динамика внешней торговли Китая со странами Центральной АзииТоварная структура внешней торговли между Китаем и странами Центральной Азии представлена в основном готовой промышленной продукцией в экспорте, а также сырьевыми группами товаров (минеральные продукты и руды различных металлов) в импорте.3.3 Перспективные направления торгово-экономического сотрудничества Китая с европейскими странамиС момента прихода к власти президента Си Цзиньпина Китай активно начал осваивать обширные просторы Евразии, что особенно отражается в усилении взаимодействия Пекина со своими соседями на его западной границе. Одним из наиболее важных компонентов поворота Китая к Евразии является попытка построить Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), которым Пекин намерен связать более 40 стран Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы средствами междугородных транспортных коридоров.В 2012 году Ван Цзи сформулировал идею «Марша на запад» (西进), как акт восстановления баланса геостратегии Китая. Поскольку Соединенные Штаты повернули в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, Ван призвал китайских политиков не ограничивать свои интересы Азиатско-Тихоокеанским регионом, а, скорее, разработать план по развитию отношений с западными соседями Китая, включая Центральную Азию, Южную Азию, и Ближний Восток, и, кроме того, для формирования рамок евразийского сотрудничества от Лондона до Шанхая. Это не только облегчило бы экономические и культурные отношения со странами к западу от Китая, но и внутри страны, ускорило бы«Великое Западное развитие», национальную стратегию, начатую в 2000 году для содействия росту западных провинций Китая.Идея возрождения Шелкового пути была впервые озвучена Си 7 сентября 2013 года во время его «Гранд-тура по Центральной Азии». 2 Он предложил странам Евразии применить новую модель сотрудничества и вместе сформировать ЭПШП, отметив, что «территория нового Шелкового пути, местного регионального рынка, населена 3 миллиардами человек и беспрецедентна по своим масштабам и потенциалу». 3 ЭПШП является ключевым компонентом евроазиатского поворота Китая, и Центральная Азия приобретает новое стратегическое значение на шахматной доске всей внешней политики Китая. В отличие от Западной Европы или Восточной Азии, регион Центральной Азии «свободен от регионального порядка, в котором доминируют США, или от ранее существовавшего механизма экономической интеграции». 4 По мнению Вана, до сих пор нет рабочего механизма, координирующего усилия крупных держав, нет общепринятых правил конкуренции и сотрудничества в регионе, а сферы влияния крупных держав в традиционном понимании постоянно пересекаются друг с другом и имеют тенденцию изменения.Акцент Китая на транспортных и коммуникационных возможностях Центральной Азии не случаен. Это отправная точка евразийского поворота, который в последнее время активно продвигается путем строительства железнодорожных, автомобильных, авиационных, телекоммуникационных и электрических сетей, пересекающих Евразию. В частности, уже действует железная дорога из Китая в Европу, Сухопутный мост через Новую Евразию или то, что китайские политики называют Северным евразийским коридором. Он начинается в китайском порту Ляньюньган, затем проходит через Сиань, Ланьчжоу, Урумчи, несколько городов в Казахстане и России, Беларуси, Польше и Германии и заканчивается в голландском порту Роттердам. Линия протяженностью 10 900 км была открыта в 1990 году и обеспечивает железнодорожные перевозки с 1992 года. 6Вдохновленные этим транспортным коридором, руководители правительства Чунцина в 2008 году решили присоединиться к существующей железнодорожной сети и создать торговый канал для города, воплощенный в проекте «Чунцин-Синьцзян-Европа», запущенном в марте 2011 года. 7 Обновленный маршрут берет свое начало в Чунцина и заканчивается в немецком городе Дуйсбург. Позже в мае 2011 года железная дорога была продлена до бельгийского порта Антверпен. 8Что касается будущих транспортных коридоров в рамках ЭПШП, информационное агентство Синьхуаопубликовало в мае 2014 года статью под названием «Новый Шелковый путь, новые мечты» .9. На карте показано, что внутренний Шелковый путь начинается в Сиане. Затем он бежит на запад через Ланьчжоу, Урумчи и Хоргас, затем повернет на юго-запад и продолжится через все пять стран Центральной Азии, Ближнего Востока и Турции. « Рисунок 16: Экономический пояс Шелкового пути и морской шелковый путьИсточник: Информационное агентство Синьхуа. Согласно планам политиков, наряду с Центральной Азией, столица Синьцзян Урумчи является центральным элементом «Марша на запад», а также транспортным узлом, соединяющим Китай, Центральную Азию, Западную Азию и Европу. Правительство надеется предотвратить дестабилизацию и обеспечить безопасные условия на всей границе СУАР. Синьцзян является основным районом Китая на ЭПШП, поскольку нынешние и будущие транспортные коридоры проходят через Урумчи.Рисунок 17 Евразийские коридоры Китая, проходящие через Синьцзян.Источник: Информационное агентство Синьхуа. Рассмотрим перспективы поворота Китая к ЕвразииЗа последние несколько десятилетий великие державы пытались построить свои собственные плацдармы, чтобы сформировать новую геополитическую архитектуру на евразийском континенте. Соединенные Штаты, Китай, ЕС и Россия - все стремились установить свое господство на этом важнейшем «Мировом острове». Однако похоже, что Китай постепенно вышел в лидеры евразийской гонки. Пекин постоянно укрепляет свои позиции в основных геополитических узлах Евразии в результате стремительно расширяющегося экономического присутствия. Напротив, правительства ЕС и США ограничены имеющимися в их распоряжении экономическими ресурсами, в то время как Россия страдает от экономических санкций, принятых Западом, и ее экономическая мощь значительно ослабла.Поворот Пекина на Евразию будет по-прежнему определяться как внутренними, так и внешними факторами, включая удовлетворение растущих потребностей в энергии на фоне нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке (основные поставщики энергии в Китае), а также поиск дополнительных экспортных рынков для китайской продукции. . Не менее важным для Китая является обеспечение «сбалансированного» развития его западных провинций и противодействие сепаратистским и экстремистским группировкам в Синьцзяне, особенно с учетом возможного возникновения очагов «нестабильности» в сочетании с неопределенностью ситуации в Афганистане после 2014 года.В связи с недавним созданием АБИИ и Фонда Шелкового пути масштаб китайских проектов «Шелкового пути» предполагает, что Китай, как и прежде, сосредоточит внимание на экономическом сотрудничестве со странами Центральной Азии, Россией, Ираном, республиками Закавказья, Турцией, Пакистаном, то есть с государствами, занимающими важное геостратегическое положение в Евразии. В то же время Центральная Азия останется главным регионом региональных усилий Китая по реализации своей стратегии «Марш на запад». Этот регион - богатый кладезь природных ресурсов и важный транспортный путь для китайского экспорта на запад.. С другой стороны, существует множество других областей для укрепления совместных усилий этих двух стран, таких как транснациональные угрозы (сепаратизм, экстремизм, терроризм и незаконный оборот наркотиков), которые особенно актуальны для Центральной Азии и Ближнего Востока. Сам Китай не собирается вмешиваться напрямую и приветствует других игроков (Россию, США) для поддержания безопасности в регионе. Китай будет формировать свою региональную политику в отношении китайско-российских отношений стратегического сотрудничества и интересов, а также в соответствии с текущей динамикой в Центральной Азии.Геополитическое влияние Китая и его глобальные устремления, подкрепленные растущими возможностями в Евразии, естественным образом возрастут. При этом Пекин отдаст предпочтение долгосрочным процессам. Он может использовать ШОС как инструмент для продвижения своих экономических интересов в регионе, но воздержится от лоббирования проектов «свободной торговли» внутри ШОС. В конечном итоге, Пекин не захочет рассматривать себя в качестве двигателя интеграции на постсоветском пространстве или превращать ШОС в новый интеграционный проект. Главный инструмент Пекина EurasiaPivot- это множество транспортных и логистических коридоров, связывающих Центральную, Западную, Южную и Юго-Восточную Азию в единую транспортную сеть. Руководство считает, что его управление обширными трансконтинентальными коридорами сыграет решающую роль в перегруппировке сил в Евразии.АБИИ совместно с Фондом Шелкового пути могут стать первыми шагами масштабного инфраструктурного строительства в Евразии. Эта перспектива была тепло принята членами-учредителями, многие из которых испытывают нехватку капитала для инфраструктурных проектов. Например, Казахстан и Туркменистан имеют относительно стабильный экономический рост из-за экспорта сырья, но не имеют современной инфраструктуры. Поэтому есть предположение, что страны Центральной Азии станут одними из первых бенефициаров. В частности, АБИИ может профинансировать строительство железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан» с потенциальным выходом в Туркменистан и на Ближний Восток.Существует широкий спектр вызовов, которые могут помешать евразийскому наступлению Китая. В некотором смысле экономические связи Китая с Центральной Азией напоминают общую схему, которую Пекин применяет в Африке и Латинской Америке, уделяя особое внимание добыче природных ресурсов и экспорту товаров. Он склонен рассматривать Среднюю Азию как сырьевой придаток своей экономики. Усиление его присутствия во многом будет определяться его растущей инвестиционной активностью в сырьевом секторе, развитием трубопроводов и различными инфраструктурными проектами.Как упоминалось ранее, Пекин намерен открыть новые пути в Центральную Азию и связать Кыргызстан, богатый углеводородами Узбекистан, Туркменистан, Иран, Ирак и Сирию с Европой через единую железнодорожную сеть. ТТем не менее политическая власть в некоторых странах Центральной Азии и Ближнего Востока недостаточно стабильна. Кроме того, эти регионы борются с бедностью и широким спектром этнических и религиозных конфликтов. В настоящее время правительства Сирии и Ирака ведут ожесточенные бои с многочисленными вооруженными формированиями. Учитывая чрезвычайно сложную политическую и военную ситуацию, перспективы строительства железной дороги через эти государства в настоящее время кажутся отдаленными.Если бы Пекин решил стать частью этой сложной картины, было бы очень трудно уйти из этих областей. Если он решит пойти на «конструктивное вмешательство», должен быть заранее подготовлен план решения возможных проблем и учета сложных отношений между государствами. Ближний Восток характеризуется конкуренцией между региональными лидерами, такими как Иран, Саудовская Аравия, Турция, Египет и Израиль. В Южной Азии по-прежнему сохраняется напряженность между Индией и Пакистаном. Независимо от того, какую позицию занимает Пекин по тому или иному вопросу, всегда будет недовольная сторона, в результате чего она будет балансировать между интересами разных государств. Однако сегодняшняя ситуация в Центральной Азии дает ей хорошую возможность укрепить свое присутствие в регионе и, следовательно, свою стратегию «марша на запад» в других ключевых узлах Евразии. Центральноазиатский вектор поворота Китая на Евразию - главная цель его усилий по региональной интеграции. В настоящее время Китай имеет огромное влияние на геополитический баланс сил там, где он не использует традиционную проекцию «силы», свойственную великим державам. Экономическая мощь Китая в сочетании с «безусловными» инвестиционными пакетами даст Пекину статус ключевого игрока в регионе. В то же время китайские официальные лица неоднократно настаивали на том, что его евразийская стратегия допускает сосуществование Российского Евразийского экономического союза и американской инициативы «Новый Шелковый путь». Пока что Китай продолжает способствовать всестороннему экономическому сотрудничеству с упором на транспортные связи. Как уже отмечалось, поворот Китая на Евразию на данный момент не будет включать создание ЗСТ или каких-либо других интеграционных структур. В этом отношении Китай все больше обращает внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион с инициативой ЗСТ Азиатско-Тихоокеанского региона (FTAAP), выдвинутой Си Цзиньпином на недавнем саммите АТЭС. Некоторые эксперты прогнозируют, что в долгосрочной перспективе Китай включит ЭПШП и Морской шелковый путь в FTAAP. В связи с появлением новых внутренних и внешних угроз в Евразии некоторые наблюдатели в Китае склонны полагать, что присутствие Пекина на континенте не будет исключительно в экономических целях. Учитывая сосуществование нескольких великих держав в Евразии, роль Китая неизбежно будет иметь геополитические последствия для других игроков в этом регионе. Поскольку ставки Пекина в Евразии растут, вероятно, будет проще и настойчивее обеспечить свои экономические интересы. С 2000 по 2019 год объем торговли между ЕС и Китаем вырос почти в восемь раз, достигнув €560 млрд. Однако на Китай в прошлом году приходилось в среднем лишь 2,4% экспорта стран, входящих в Евросоюз. Для сравнения, на экспорт между европейскими странами приходится 67%, на экспорт из США — 5,7%. Даже у стран со сравнительно высокой долей экспорта из Китая она не превышает 10%. Выше всего эта доля у Германии (7,2%), также довольно высокая доля у Великобритании (ее авторы доклада учитывают вместе со странами ЕС), Ирландии, Финляндии, Дании и Швеции (от 5% до 7%).Доля китайских товаров в экспорте стран ЕС показана в табл.2Таблица 2-Доля китайских товаров в экспорте стран ЕСВЫВОДУчитывая потребность России в потребительских товарах и энергетические потребности Китая роль России как поставщика природного газа и нефти будут ключевыми характеристиками будущих торговых отношений с Китая с Россией. Рассмотрим перспективы поворота Китая к ЕвразииСоединенные Штаты, Китай, ЕС и Россия - все стремились установить свое господство на этом важнейшем евразийском континенте. Однако похоже, что Китай постепенно вышел в лидеры евразийской гонки. Пекин постоянно укрепляет свои позиции в основных геополитических узлах Евразии в результате стремительно расширяющегося экономического присутствия. Напротив, правительства ЕС и США ограничены имеющимися в их распоряжении экономическими ресурсами, в то время как Россия страдает от экономических санкций, принятых Западом, и ее экономическая мощь значительно ослабла.Поворот Пекина на Евразию будет по-прежнему определяться как внутренними, так и внешними факторами, включая удовлетворение растущих потребностей в энергии на фоне нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке (основные поставщики энергии в Китае), а также поиск дополнительных экспортных рынков для китайской продукции. .В связи с недавним созданием АБИИ и Фонда Шелкового пути масштаб китайских проектов «Шелкового пути» предполагает, что Китай, как и прежде, сосредоточит внимание на экономическом сотрудничестве со странами Центральной Азии, Россией, Ираном, республиками Закавказья, Турцией, Пакистаном, то есть с государствами, занимающими важное геостратегическое положение в Евразии. В то же время Центральная Азия останется главным регионом региональных усилий Китая по реализации своей стратегии «Марш на запад», так как  этот регион - богатый кладезь природных ресурсов и важный транспортный путь для китайского экспорта на запад.ЗАКЛЮЧЕНИЕКитайской народной республике (КНР) за последние тридцать лет удалось добиться огромных успехов в развитии экономики, однако отмечается не сбалансированность развития страны .Особенно яркой является диспропорция между развитием восточных и западных регионов Китая. В результате правительство КНР выработало соответствующую политику, чтобы содействовать развитию западного и северного регионов.Правительством Китая было принято решение расширить практику открытости внутренних районов, с созданием внешнеэкономических коридоров, объединяющих Восток, Центр и Запад. Председателем КНР Си Цзиньпином осенью 2013 года была выдвинута концепция «Экономический пояс Шелкового пути», которая охватывает Западный и Северный Китай.Экономический пояс Шелкового пути или «Один пояс» обозначает сухопутную сеть шелковых дорог, связывающих Китай с Европой. Возрождение древнего Шелкового пути - очень амбициозная цель, которая может быть достигнута только за счет расширения сотрудничества между Китаем и Европой.Экономический коридор «Новый Евразийский сухопутный мост» - один из самых амбициозных проектов ОПОП; он заключается в развитии железнодорожных перевозок между Китаем и Европой через Казахстан, Россию и Беларусь.Это одна из главных осей нового Шелкового пути; он соединяет китайскую провинцию Синьцзян со Средиземным морем через Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турцию. Он проходит по древнему Шелковому пути. Эта инициатива дополняется двусторонними соглашениями о сотрудничестве между Китаем и государствами Центральной Азии. Этот коридор направлен на то, чтобы лучше связать все экономики региона с Китаем, но также и с Европой, и, таким образом, предлагает новую межконтинентальную коммуникационную сеть, которая откроет страны Центральной АзииЦель этого коридора - улучшить соединение Китая с различными экономическими центрами Бенгальского залива и увеличить межрегиональную торговлю за счет снижения нетарифных барьеров. Он также направлен на укрепление транспортной инфраструктуры и сокращение бедности в этом регионе.Торговля между Востоком и Западом включала в себя общие товары. Особенно ценными были такие шелк и меха. В то время также Китаем экспортировался фарфор, шелк и другие текстильные изделия. В Индию экспортировались специи, такие как черный перец, а также хлопчатобумажные ткани. Европейский импорт в основном оплачивался серебром и медью, а также льном,Экономическим поясом Шелковый путь или «Один пояс» обозначалась сухопутная сеть шелковых дорог, которая связывала Китай с Европой. Возрождение древнего Шелкового пути - очень амбициозная цель, которая может быть достигнута только за счет расширения сотрудничества между Китаем и Европой.Экономический пояс Шелкового пути является частью Инициативы«Один пояс один путь»В наше время здесь рассматривается китайская инициатива "Морской Шелковый путь" (MSR)“Морской шелковый путь” основан на политике открытия прибрежных районов юго-восточного Китая для Азиатско-Тихоокеанского региона через переговоры о ЗСТ с Японией и Южной Кореей; –укреплении инвестиционного, торгового и финансового сотрудничества с китайским Тайванем; –создание Зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН; –ускорение взаимодействия инфраструктуры; дальнейшее расширение каналов финансирования проектов сотрудничества. “Морской шелковый путь” может еще больше расшириться на север и соединиться с Российским “Северным морским путем” (Арктическим маршрутом), укрепляя портовое и другое инфраструктурное строительство сотрудничества с Россией В настоящее время очень большая доля торговли между ЕС и Китаем осуществляется морским транспортом. Доля морской торговли в общем объеме торговли составляет 87 процентов, доля автомобильных перевозок-5 процентов, доля железнодорожных перевозок-0,5 процента и доля воздушных перевозок-1,8 процента. Геополитика экономических коридоров “Один пояс и один путь”-это комплексная трехмерная транспортная сеть взаимосвязей по всему евразийскому континенту. Он представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским транспортом, нефте - и газопроводами, линиями электропередач и сетей связи. Инициативу «Один пояс, один путь» можно в полной мере рассматривать как комплексную внутреннюю и внешнюю политику. Концепция OBOR призван укрепить Китай как привлекательногоигроканамировомрынке.В условиях XXI века стратегическое партнерство России и Китая характеризуется беспрецедентным подъемом, происходящем на всех уровнях двустороннего взаимодействия.Учитывая пространственные отношения, прогноз торговли между Китаем и Россией в значительной степени зависит от экономических условий на Дальнем Востоке России. Эта региональная экономика во многом основана на добыче природных ресурсов.Учитывая потребность России в потребительских товарах и энергетические потребности Китая роль России как поставщика природного газа и нефти будут ключевыми характеристиками будущих торговых отношений с Китая с Россией. За последнее десятилетие Россия ослабила свои экономические позиции в Центральной Азии. Это связано с сокращением торговых связей со странами региона, ухудшением качества экспорта и ресурсов. Тем не менее Москва сохранила серьезные экономические рычаги влияния, которые могут заключаться в следующем: а) крупнейшие региональные миграционные потоки по-прежнему текут на ее территорию и значительные денежные переводы трудовых мигрантов в национальные бюджеты; б) льготные поставки энергоресурсов и военной техники; в) обеспечение стран региона конечной продукцией; г) создание единого экономического пространства с Казахстаном и Кыргызстаном. Таким образом, Китай на данном направлении можно рассматривать как экономического конкурента Российской Федерации в регионе.С другой стороны, Китай признает особую роль России как ключевого торгового партнера, инвестора и места назначения таджикских мигрантов, и вряд ли произойдет прямая конфронтация с Москвой. Учитывая пространственные отношения, прогноз торговли между Китаем и Россией в значительной степени зависит от экономических условийна Дальнем Востоке России. Эта региональная экономика во многом основана на добыче природных ресурсов и производства военной продукции. Кроме того, благодаря единой таможенной территории ЕАЭС рынки Китая и Европейского союза теперь разделяют только одна таможенная граница, что является еще одним неоспоримым преимуществом транс-ЕАЭС коридоров. Таким образом, Китай неизбежно приближается к Центральной Азии экономически, и ЕАЭС можно рассматривать как эффективный инструмент защиты национальных центральноазиатских рынков при сохранении их инвестиционной привлекательности.Учитывая потребность России в потребительских товарах и энергетические потребности Китая роль России как поставщика природного газа и нефти будут ключевыми характеристиками будущих торговых отношений с Китая с Россией. Рассмотрим перспективы поворота Китая к ЕвразииСоединенные Штаты, Китай, ЕС и Россия - все стремились установить свое господство на этом важнейшем евразийском континенте. Однако похоже, что Китай постепенно вышел в лидеры евразийской гонки. Пекин постоянно укрепляет свои позиции в основных геополитических узлах Евразии в результате стремительно расширяющегося экономического присутствия. Напротив, правительства ЕС и США ограничены имеющимися в их распоряжении экономическими ресурсами, в то время как Россия страдает от экономических санкций, принятых Западом, и ее экономическая мощь значительно ослабла.Поворот Пекина на Евразию будет по-прежнему определяться как внутренними, так и внешними факторами, включая удовлетворение растущих потребностей в энергии на фоне нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке (основные поставщики энергии в Китае), а также поиск дополнительных экспортных рынков для китайской продукции. .В связи с недавним созданием АБИИ и Фонда Шелкового пути масштаб китайских проектов «Шелкового пути» предполагает, что Китай, как и прежде, сосредоточит внимание на экономическом сотрудничестве со странами Центральной Азии, Россией, Ираном, республиками Закавказья, Турцией, Пакистаном, то есть с государствами, занимающими важное геостратегическое положение в Евразии. В то же время Центральная Азия останется главным регионом региональных усилий Китая по реализации своей стратегии «Марш на запад», так как  этот регион - богатый кладезь природных ресурсов и важный транспортный путь для китайского экспорта на запад.В прошлом году товарооборот между Россией и Китаем превысил 100 миллиардов долларов, но это еще не предел, следующая цель-довести эту цифру до 200 миллиардов к 2024 году.Российский Дальний Восток является важной площадкой для расширения сотрудничества на региональном уровне, он должен играть свою исключительную роль в дальнейшем развитии сотрудничества Китая и России в торгово-экономической сфере.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВОбщетеоретическая литератураАлиев Т. М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путяхреализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза иЭкономического пояса «Шелкового пути»// под ред. Кадочникова П. А., Саламатова В. Ю.– М.: ITI, 2016. –200 с.Ларин А. Г. “Экономический пояс Шелкового пути”: экономическое содержание,структура, идеология. // Новый шелковый путь и его значение для России. / под ред.Петровского В. Е., Ларина А. Г., Сафроновой Е. И. – М.: Дели плюс, 2016 г. – С. 38-57.Ларин А. Г. К анализу сущности проекта ЭПШП и его сопряжения с ЕАЭС. // Китай вмировой и региональной политике: история и современность./сост., отв. ред. Сафронова Е.И. – М.: ИДВ РАН, 2016. – С.138-149.. Ларин А. Г. Сопряжение ЕАЭС и нового шелкового пути: шансы и вызовы для России.// Новый шелковый путь и его значение для России. / под ред. Петровского В. Е., Ларина А. Г., Сафроновой Е. И. – М.: Дели плюс, 2016 г. – С. 109-130.. Лузянин С. Г. ШОС, китайский проект «Шелкового пути» и Евразийскийэкономический союз: варианты взаимодействия/сопряжения в Евразии. // Китай в мировойи региональной политике: история и современность. /сост., отв. ред. Сафронова Е. И.– М.:ИДВ РАН, 2016. – С.78-97.Лукин А. В., Лузянин С. Г. и др. Китайский глобальный проект для Евразии:постановка задачи. – М.: Научный эксперт. 2016. – 130 с.Макаров И. А., Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономическогопояса Шелкового пути: возможности для России.// Вестник международных организаций:образование, наука, новая экономика. 2016. -№ 2. – С. 40–57.Ремыга В. Н. Экономический пояс Шелкового пути. // Мировая экономика. –С.121-130Сафранчук И.А. Концепция «Новый шелковый путь» и политика США в «БольшойЦентральной Азии» // Международная жизнь. 2013. -№7. – С. 5-19.Ситникова Я.В., Карицкая И.М. Росийско-китайское-сотрудничество: пять факторов сдерживания // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-1 (52). С. 38-40.Уянаев С. В. Китайский проект “Один пояс – один путь”: концепция, план,сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2015. -№4. – С.8-21.Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс – один путь» и Евразийскогоэкономического союза.// Управленческое консультирование. – 2015. №11. – C. 66-70.Интернет источникиИстория Великого шелкового пути в Китае URL: https://www.chinahighlights.com/silkroad/history Шелковый путь Определение URL:https://www.ancient.eu/Silk_Road/ У ЯньБиньДисс. Геополитические аспекты экономического пояса шелкового пути URL: https://www.docsity.com/ru/geopoliticheskie-aspekty-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti/4958396/Шелковый путь: прошлое и настоящее «Проблемы востоковедения». 2015/3 (69) Что такое Paxmongolica? URL:http://asiarussia.ru/blogs/4737/Экономический пояс Шелкового пути URL:https://www.oboreurope.com/en/beltandroad/one-belt/Морской шелковый путь URL: https://www.chinahighlights.com/travelguide/maritime-silk-road.htm Экономический пояс Шелкового пути URL:https://www.oboreurope.com/en/beltandroad/one-belt/Ченг ГО Последствия стратегии «Один пояс, один путь» для Китая и Евразии URL:https://cyberleninka.ru/article/n/implications-of-one-belt-one-road-strategy-for-china-and-eurasiaВестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ http://journals.rudn.ru/international-relationsИнициатива «Один пояс, Один путь» URL: https://www.beltroad-initiative.com/belt-and-road/Новый евразийский сухопутный мост URL:https://en.wikipedia.org/wiki/New_Eurasian_Land_BridgeШелковый путь: прошлое и настоящее «Проблемы востоковедения». 2015/3 (69) Журнал «Один пояс-один путь» URL: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/22-25_rachkovskayatzao1.pdfТорговля Китая со странами «Нового шелкового пути» выросла почти на 10% URL: https://regnum.ru/news/economy/2749210.htmlМорской шелковый путь URL: https://www.chinahighlights.com/travelguide/maritime-silk-road.htm .Г. Лузянин, А.В. Афонасьева Один пояс, один путь – политические и экономические измерения URL:http://journals.tsu.ru/uploads/import/1643/files/40_005.pdfЭкономический пояс Шелкового пути Китая и ответные меры Центральной Азии URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/china-s-silk-road-economic-belt-and-the-central-asian-response/ Новый Шелковый путь Китая стоимостью 900 миллиардов долларов URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/06/china-new-silk-road-explainer/Азиатский банк инфраструктурных инвестиций URL:https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/vzaimodeystvie_s_mezhdunarodnymi_bankami_razvitiya/aziatskiy_bank_infrastrukturnyh_investiciy_abii/Инициатива «Один пояс, один путь» - BeltandRoadInitiativeВикипедияsite:wikichi.ru URL: https://wikichi.ru/wiki/Belt_and_Road_InitiativeЕвразийский экономический союз и экономика Шелкового пути URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/kasachstan/13620.pdfStrategic partnership of Russia and China: prospects of development URL:http://csef.ru/en/politica-i-geopolitica/416/strategicheskoe-partnerstvo-rossii-i-kitaya-perspektivy-razvitiya-5817Научно-техническое сотрудничества России и КНР // Русский мир. 24.12.2019. URL: https://russkiymir.ru/news/266957/Российско-китайская торговля // Торговое представительство РФ в КНР. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade_ru_cn www.russiancouncil.ruЦентральная Азия URL: http://www.theasanforum.org/chinas-eurasian-pivot/

Общетеоретическая литература

1. Алиев Т. М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути»// под ред. Кадочникова П. А., Саламатова В. Ю.– М.: ITI, 2016. –200 с.
2. Ларин А. Г. “Экономический пояс Шелкового пути”: экономическое содержание, структура, идеология. // Новый шелковый путь и его значение для России. / под ред.Петровского В. Е., Ларина А. Г., Сафроновой Е. И. – М.: Дели плюс, 2016 г. – С. 38-57.
3. Ларин А. Г. К анализу сущности проекта ЭПШП и его сопряжения с ЕАЭС. // Китай в мировой и региональной политике: история и современность./сост., отв. ред. Сафронова Е.И. – М.: ИДВ РАН, 2016. – С.138-149.
4. . Ларин А. Г. Сопряжение ЕАЭС и нового шелкового пути: шансы и вызовы для России.// Новый шелковый путь и его значение для России. / под ред. Петровского В. Е., Ларина А. Г., Сафроновой Е. И. – М.: Дели плюс, 2016 г. – С. 109-130.
5. . Лузянин С. Г. ШОС, китайский проект «Шелкового пути» и Евразийский экономический союз: варианты взаимодействия/сопряжения в Евразии. // Китай в мировой и региональной политике: история и современность. /сост., отв. ред. Сафронова Е. И.– М.: ИДВ РАН, 2016. – С.78-97.
6. Лукин А. В., Лузянин С. Г. и др. Китайский глобальный проект для Евразии:постановка задачи. – М.: Научный эксперт. 2016. – 130 с.
7. Макаров И. А., Соколова А. К. Сопряжение евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России.// Вестник международных организаций:образование, наука, новая экономика. 2016. -№ 2. – С. 40–57.
8. Ремыга В. Н. Экономический пояс Шелкового пути. // Мировая экономика. –С.121-130
9. Сафранчук И.А. Концепция «Новый шелковый путь» и политика США в «Большой Центральной Азии» // Международная жизнь. 2013. -№7. – С. 5-19.
10. Ситникова Я.В., Карицкая И.М. Росийско-китайское-сотрудничество: пять факторов сдерживания // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-1 (52). С. 38-40.
11. Уянаев С. В. Китайский проект “Один пояс – один путь”: концепция, план,сотрудничество с Россией // Проблемы Дальнего Востока. 2015. -№4. – С.8-21.
12. Хань Лихуа. Перспектива стыковки стратегии «Один пояс – один путь» и Евразийского экономического союза.// Управленческое консультирование. – 2015. №11. – C. 66-70.

Интернет источники
13. История Великого шелкового пути в Китае URL: https://www.chinahighlights.com/silkroad/history
14. Шелковый путь Определение URL:https://www.ancient.eu/Silk_Road/
15. У ЯньБинь Дисс. Геополитические аспекты экономического пояса шелкового пути URL: https://www.docsity.com/ru/geopoliticheskie-aspekty-ekonomicheskogo-poyasa-shelkovogo-puti/4958396/
16. Шелковый путь: прошлое и настоящее «Проблемы востоковедения». 2015/3 (69)
17. Что такое Pax mongolica? URL:http://asiarussia.ru/blogs/4737/
18. Экономический пояс Шелкового пути URL:https://www.oboreurope.com/en/beltandroad/one-belt/
19. Морской шелковый путь URL: https://www.chinahighlights.com/travelguide/maritime-silk-road.htm
20. Экономический пояс Шелкового пути URL:https://www.oboreurope.com/en/beltandroad/one-belt/
21. Ченг ГО Последствия стратегии «Один пояс, один путь» для Китая и Евразии URL:https://cyberleninka.ru/article/n/implications-of-one-belt-one-road-strategy-for-china-and-eurasia
22. Вестник РУДН. Серия: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ http://journals.rudn.ru/international-relations
23. Инициатива «Один пояс, Один путь» URL: https://www.beltroad-initiative.com/belt-and-road/
24. Новый евразийский сухопутный мост URL:https://en.wikipedia.org/wiki/New_Eurasian_Land_Bridge
25. Шелковый путь: прошлое и настоящее «Проблемы востоковедения». 2015/3 (69)
26. Журнал «Один пояс-один путь» URL: http://www.logistika-prim.ru/sites/default/files/22-25_rachkovskayatzao1.pdf
27. Торговля Китая со странами «Нового шелкового пути» выросла почти на 10% URL: https://regnum.ru/news/economy/2749210.html
28. Морской шелковый путь URL: https://www.chinahighlights.com/travelguide/maritime-silk-road.htm
29. .Г. Лузянин, А.В. Афонасьева Один пояс, один путь – политические и экономические измерения URL:http://journals.tsu.ru/uploads/import/1643/files/40_005.pdf
30. Экономический пояс Шелкового пути Китая и ответные меры Центральной Азии URL: https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/china-s-silk-road-economic-belt-and-the-central-asian-response/
31. Новый Шелковый путь Китая стоимостью 900 миллиардов долларов URL: https://www.weforum.org/agenda/2017/06/china-new-silk-road-explainer/
32. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций URL:https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/vzaimodeystvie_s_mezhdunarodnymi_bankami_razvitiya/aziatskiy_bank_infrastrukturnyh_investiciy_abii/
33. Инициатива «Один пояс, один путь» - Belt and Road InitiativeВикипедия site:wikichi.ru URL: https://wikichi.ru/wiki/Belt_and_Road_Initiative
34. Евразийский экономический союз и экономика Шелкового пути URL: https://library.fes.de/pdf-files/bueros/kasachstan/13620.pdf
35. Strategic partnership of Russia and China: prospects of development URL:http://csef.ru/en/politica-i-geopolitica/416/strategicheskoe-partnerstvo-rossii-i-kitaya-perspektivy-razvitiya-5817
36. Научно-техническое сотрудничества России и КНР // Русский мир. 24.12.2019. URL: https://russkiymir.ru/news/266957/
37. Российско-китайская торговля // Торговое представительство РФ в КНР. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/trade_ru_cn www.russiancouncil.ru
38. Центральная Азия URL: http://www.theasanforum.org/chinas-eurasian-pivot/

Вопрос-ответ:

Какую роль играет экономический пояс Шелкового пути в национальной экономической политике Китая?

Экономический пояс Шелкового пути играет ключевую роль в национальной экономической политике Китая. Он является стратегическим мегапроектом, направленным на укрепление экономических связей Китая с другими странами и регионами через развитие транспортной, торговой и экономической инфраструктуры. Это позволяет Китаю расширить свои торговые потоки, диверсифицировать экономику и привлекать иностранные инвестиции.

Каковы теоретические обоснования возрождения древнего Шелкового пути?

Возрождение древнего Шелкового пути имеет несколько теоретических обоснований. Во-первых, это стремление Китая к расширению своего влияния в мировой экономике и геополитической сфере. Во-вторых, концепция Шелкового пути соответствует интересам Китая в области расширения международной торговли и развития внешнеэкономических связей. В-третьих, данная концепция также предполагает укрепление позиций Китая в глобальной системе распределения производства.

Какое значение имеет Морской Шелковый путь XXI века?

Морской Шелковый путь XXI века имеет огромное значение для Китая. Он представляет собой сеть морских торговых маршрутов, которые связывают Китай с другими странами и регионами Азии, Европы и Африки. Этот путь обеспечивает более быструю и эффективную торговлю, сокращает время доставки товаров и позволяет снизить затраты на транспортировку грузов. Кроме того, Морской Шелковый путь способствует развитию морских портов, созданию новых рабочих мест и привлечению иностранных инвестиций.

В чем состоит главная идея экономического пояса Шелкового пути и какая роль ему отводится в целях национальной экономической политики Китая?

Главная идея экономического пояса Шелкового пути заключается в создании современной торгово-экономической инфраструктуры, которая объединит различные регионы мира с помощью транспортных и коммуникационных путей. Этот проект имеет стратегическое значение для Китая, так как позволяет укрепить его экономическую позицию, увеличить объемы внешней торговли и расширить рынки сбыта китайских товаров и услуг.

Какие теоретические основания лежат в основе возрождения древнего Шелкового пути и почему Китай пришел к решению восстановить его?

Одной из главных теоретических оснований для возрождения Шелкового пути является идея "новой долины", предложенная китайским экономистом Лиу Шушеном. Она предполагает создание нового экономического роста и развитие с помощью различных регионов по всему миру. Китай принял решение восстановить Шелковый путь, чтобы улучшить сотрудничество со странами Европы, Азии и Африки, развивая торгово-экономические связи и активизируя обмен товарами и услугами.

В чем заключается сущность и значение экономического пояса Шелкового пути?

Сущность экономического пояса Шелкового пути заключается в создании сети транспортных и коммуникационных маршрутов, связывающих Китай с разными регионами мира. Значение этого проекта состоит в создании благоприятных условий для увеличения внешней торговли, привлечения инвестиций, развития инфраструктуры и повышения уровня жизни местных населений. Экономический пояс Шелкового пути также способствует укреплению влияния Китая на международной арене и повышению его геополитического статуса.

Каково значение экономического пояса Шелкового пути для Китая?

Экономический пояс Шелкового пути имеет огромное значение для Китая. Он является основной стратегической инициативой китайского правительства, направленной на укрепление экономической интеграции Китая с другими азиатскими и европейскими странами. Создание этого глобального мегапроекта позволяет Китаю расширять свои экономические возможности, повышать конкурентоспособность своих товаров и услуг на мировом рынке, а также привлекать большие инвестиции и развивать новые рынки сбыта.

Какие цели национальной экономической политики Китая связаны с проектом Шелкового пути?

Цели национальной экономической политики Китая, связанные с проектом Шелкового пути, включают развитие экономического сотрудничества с другими государствами, увеличение объема внешней торговли, привлечение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест и устранение неравенства в регионах Китая, освоение новых рынков сбыта для китайских товаров и услуг, а также повышение статуса Китая на мировой арене.