Смысл жизни в категории этики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Этика
  • 25 25 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.05.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Проблема смысла жизни: история и современность.
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Концепции смысла жизни в западноевропейской философии 6
1.1.Осмысление проблемы смысла жизни в философии стоицизма 6
1.2.Проблема смысла жизни в философии М. Монтеня 13
1.3.И. Кант о смысле жизни 15
1.4.Современные представления о смысле жизни 17
Глава 2.Концепции смысла жизни в русской философии 19
2.1.Проблема смысла жизни в творчестве Л.Н. Толстого 19
2.2.Понимание смысла жизни В.С. Соловьевым 20
2.3.Н.А. Бердяев о смысле жизни 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Согласно позиции Толстого, человечеством были выработаны определенные духовные правила, которые для большинства стали авторитетными. Тот факт, эти начала совпадают в сознании людей с их поведением, убедил Толстого в реальности возможности существования единой «истинной» религии.Следует сказать о важном месте в системе религиозно-этических воззрений Толстого понятия Бога, значения Бога для человека. Определения Бога в онтологическом плане, т.е. как бесконечное бытие, а также в космологическом смысле, т.е. как творца мира, для Толстого носят малосущественный характер. Как любил повторять Толстой, «Бог есть любовь», «совершенное благо», составляющее ядро человеческого «Я». Толстой был склонен к отождествлению понятия Бога с понятием души. Душа, по его мнению, является «причиной человеческого сознания, которое, в свою очередь, выступает в качестве имманации «всеобщего разума». Естественные науки, успешно объясняя материальный состав тел, физиологические процессы, протекающие в живых организмах, и еще многое другое, что заставляет восхищаться силой человеческого ума, не способны дать ответ на вопрос о том, зачем человеку жить на земле. По мнению Толстого, смысл жизни не определим, если пойти от идеала, поскольку сам идеал появляется вследствие того, что осознается собственное жизненное призвание. Итак, Толстой доказывает, что всеми учеными и мыслителями, ставившими вопрос о жизни, или давался неопределенный ответ, или же они признавали бессмысленность конечного существования человека перед лицом бесконечного мира. Однако суть вопроса Толстой видит в том, «каков смысл именно конечного в бесконечном. Его занимает, какое вневременное и внепространственное значение имеет индивидуальная жизнь, взятая сама по себе. И эта новая постановка вопроса снова приводит Толстого к еще более категорическому заявлению, что только религиозная вера раскрывает перед человеком смысл его жизни, направляет его на путь самосовершенствования себя и общества». «Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос».Средство для осуществления указанной цели Толстой видит в принципе «непротивления злу насилием».2.2.Понимание смысла жизни В.С. СоловьевымВ нравственном совершенствовании и стремлении к единству видит смысл жизни человека философ В.С. Соловьев. В антропологии В.С. Соловьева учение о Богочеловечестве обладает наиболее важным характером. Согласно исходным принципам философии В.С. Соловьева, появление мира осуществляется в качестве результата того, что Бог идет на добровольное самоограничение, все это связано с процессом «сочувствования» Богом собственному творению. Также, как полагал Соловьев, Бог нуждается в человеке для реализации планов, так как вне человека и без человека, без его доброй воли и активной поддержки процесс творения мира не может завершиться. И все же, здесь осуществляется вступление в силу следующего принципа, как считает В. Соловьев: «Царство мира должно быть подчинено царству Божию, мирские силы общества и человека должны быть подчинены силе духовной, но какое здесь разумеется подчинение и как, какими средствами и способами оно должно быть осуществлено? Очевидно, что характер и способ этого подчинения должен соответствовать тому безусловному божественному началу, во имя которого требуется подчинение».Человек – это природное существо, его существование в мире ограничено такими рамками, как физическое рождение и физическая смерть. Согласно мнению Соловьева, человек может существовать и после физической смерти, но считает, что это можно признать в том случае, если человек есть вечная умопостигающая сущность. «Но в таком случае, - пишет Соловьев, - логически необходимо признать, что он существует не только после смерти, но и до рождения, потому что умопостигаемая сущность по понятию своему не подлежит форме нашего времени, которая есть только форма явлений». Согласно позиции В.С. Соловьева, осуществляется вступление природной и божественной сущности человека в борьбу друг с другом. Как считает В.С. Соловьев, человек может утверждаться отдельно от Бога. Однако в этом случае происходит бунт человека против Абсолюта, породившего грех, поскольку человек, если утверждается в своей самости, обнаруживает, что мир носит вредоносный и чуждый характер. Человеческое сознание, в котором до грехопадения происходило выражение всеобщей связи, переживает утрату своего содержания, осуществляет его поиск – так начинается теогонический процесс, искание Бога. Данное постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала способствует тому, что образуется собственно исторический процесс, внутри которого происходит Боговоплощение. Двойственная природа человека обусловливает, по мнению Соловьева, факт появления двух полюсов движения. Осуществляется стремление к человеку всей природы, а к Богочеловеку – направление всей истории человечества, мирового исторического процесса. Составным элементом высшего единства является Бог. Бог, по Соловьеву, есть безусловное первоначало, источник всякого бытия, абсолютная ценность всего сущего, абсолютно-сущее, свободно-сущее. Согласно философу, Бог является всем.Согласно философии В.С. Соловьева, Бог есть любовь в аспекте Святой Троицы, а также и в том, что касается мироотношения. Божественная любовь не может быть отделена от любых проявлений космического существования, обладающих положительным характером. Полнота бытия достигается через слияние в единое целое, в живой универсальный орган, как всеобъемлющая форма данного единства выступает София. Но Бог у Соловьева не только есть некая абстракция, не только абсолютно-сущее, но и личность. Именно поэтому Бог как сущее и личность выступает как настоящий предмет метафизики. Философия является ориентированной на него, но не бытие, которое относительно, принадлежит Богу. Человек в философии Соловьева является главным выразителем тенденции природы и его единение с Богом в процессе постоянного одухотворения приведет к созданию Богочеловечества. Посредством внутреннего усвоения и развития божественного начала происходит образование исторического процесса человечества. Эволюционный процесс Соловьевым рассматривается с последовательно идеалистической позиции. Также важно сказать о понимании вещественного мира Соловьевым в духе пантеизма. Происходит смена космоэволюционного процесса эволюцией истории. Пять царств - минеральное, растительное, животное, человеческое и царство Божье, сменяя друг друга, осуществляют завершение процесса собирания Вселенной. Истинный прогресс предполагает наличие активной деятельности личностей, имеющих волю. Как вершина эволюции, человек достигает состояния совершенного одухотворения, отсюда человечество способно преодолению сначала разорванности в своем собственном существовании, а затем достижения соединения с абсолютно-сущим, с Богом. Этот процесс, по Соловьеву, есть Богочеловечество. Возвышенный, одухотворенный человек – это партнер Бога в том, чтобы выполнять космические задачи-перевоплощения универсума, т.е. речь идет о таком состоянии мира, в котором осуществляется сохранение многообразия бытия, освобожденного от распада. В ключе Богочеловечества Вл. Соловьевым рассматривается и проблема личности. Им было разрушено учение о личности как замкнутом бытии. Человеческая личность Соловьевым характеризуется как «личность есть...и не личность человеческая вообще, не отвлеченное понятие, а действительное живое лицо, каждый отдельный человек имеет безусловное, божественное значение».Итак, личность, по Соловьеву, обладает безусловным характером, но эта безусловность двоякого рода – она может быть положительной и отрицательной. Положительная состоит в том, что человеческая воля, разум познание способны, в сущности, притушить любые границы. Русский мыслитель исходил из того, что соответствующая ступень телесной организации человека является окончательной и достаточной для того, чтобы она представляла собой основу для перехода в высшие сферы бытия. 2.3.Н.А. Бердяев о смысле жизниВ труде «О назначении человека» Н.А. Бердяевым осуществляется подробное рассмотрение проблем, связанных с процессом познания, с этикой, истоками зла и добра, назначения человека и его места в историческом процессе, в различных философских системах, мироощущения человека в целом. Важно заметить, что Бердяев обращается к наиболее значительным трудам знаменитых философов античности, эпохи Средневековья и последующих исторических эпох. Он последовательно осуществляет анализ философских систем и теорий Канта, Декарта, Аристотеля, Ницше, Аврелия, и многих других мыслителей.Смысл жизни заключен в творчестве, приближении к Богу, в познании истины. Что касается вопроса познания истины, Н.А. Бердяев отмечает, что человеком была утрачена сила, помогающая ему в процессе познания бытия, соответственно, ему не осталось ничего, кроме как переключиться на то, чтобы изучать сам процесс познания, поскольку доступом к подлинным истинам бытия человек не обладает. Согласно концепции Н.А. Бердяева, невозможно прийти к бытию, от бытия возможно изойти. Познание есть акт, посредством которого бытие просветляется, также философ говорит о таком аспекте, как самопознание бытия. Человек является сосудом, в котором сокрыта загадка не только бытия, но и познания. В философской концепции Бердяева человек предстает в качестве истинной загадки этого мира, причем, через эту загадку лежит путь в бытию, возможно прорваться к самому бытию. Философ говорит о том, что человек как феномен является двойственным и неоднозначным: он же есть носитель смысла бытия, и он же совершает грехопадение, а значит и обрекает смысл бытия на поругание. Творчество, по мнению Бердяева, также есть акт излечения: «Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев, честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в другое русло, то есть произойдет переход отрицательной энергии в положительную. Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека, она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность творчеству».Как полагает Бердяев, именно библейско-христианская антропология способствует наиболее точному раскрытию человека и его сущности, его предназначения, поскольку здесь человек предстает как образ и подобие Бога, как существо греховное, имеющее разум, раздираемое противоречиями, связанными с конфликтом сознания и бессознательного, но при этом, как существо творческое. ЗаключениеЧеловеческая природа отличается дуальностью, то есть, человек является одновременно и духовным, и биосоциальным существом. В философии сформировалось две позиции относительно природы человека: идеалистическая (преобладание духовного) и материалистическая (преобладание биологического и социального в природе человека). В своем бытии, в жизни в обществе человек ориентируется на ценности. Ценности помогают человеческой личности правильно выстраивать собственное поведение, в соответствии с морально-нравственными нормами. Также ценности задают ориентир в жизни личности, позволяющий человеку грамотно расставлять приоритеты, стремиться к самосовершенствованию.Смысл человеческого бытия отнюдь не состоит только в материальной реализации, плоскость смысла человеческой жизни лежит в сфере духовного наполнения. Именно эта идея проводится в большинстве философских учений и систем. Особое место проблема смысла жизни занимала в творчестве русских писателей и философов. В соответствии с учением Л.Н. Толстого жизнь человека есть постепенное преодоление ограниченности своего сознания «животной личности» и все большее сознание божественного, т.е. внепространственного и вневременного начала. Обретение смысла жизни писатель не мог себе представить без поиска Бога. То есть, концепция смысла жизни у Толстого тесно переплетена с этической и религиозной. По мысли Толстого, в учении Христа осуществилось осознание смысла жизни человека, оно стало вместо Бога, поскольку Бог раскрылся в своем замысле жизни. Потеря смысла жизни связывалась Л.Н. Толстым с уменьшением любви, отказом людей от постоянного самосовершенствования. Таким образом, для обретения смысла жизни человеку необходимо сделать себя лучше, добрее, именно в постоянном увеличении любви Толстой видел путь к спасению общества, путь к обретению подлинного смысла жизни.В творчестве и постижении истины, стремлении к Богу видел смысл человеческого бытия Н. Бердяев. В религиозном ключе проблема смысла жизни осмысливалась и В. Соловьевым. На современном этапе проблема смысла жизни все чаще связывается с необходимостью преодоления бездуховности, культа потребления, которые царят в современном обществе. Список использованной литературыАдо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdfАсмус В.Ф. Античная философия. Режим доступа: http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htmГусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.// https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnikГусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.phpЗеньковский В.В. История русской философии. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/zenkovskiy-vv-istoriya-russkoy-filosofii_da121b100bd.htmlЗорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.Кабаева Ж. А. Система принципов чистого разума И. Канта // Молодой ученый. — 2017. — №7.1. — С. 29-31.Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963-1994.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.phpМаслянка Ю.В. Проблема смысла жизни в современной философии: автореф. дисс. канд. фил.наук. – Пермь, 2008. Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoyРазин А.В. Этика. – М., 2006.// https://www.studmed.ru/razin-av-etika_35402d3bf73.htmlРеале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/Index.phpСенека Л.А. О блаженной жизни.// http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txtСоловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. [Электронный ресурс]. Электрон.книги. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txtСтоляров А.А. Стоя и стоицизм. - М., 1995. Толстой Л.Н. Религия и нравственность.// http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtmlФрагменты ранних стоиков.//Пер. и комм. А. А. Столярова. - М., 1998. Фромм Э. Бегство от свободы. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt

Список использованной литературы
1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия.// http://rebels-library.org/files/antic_philosophy.pdf
2. Асмус В.Ф. Античная философия. Режим доступа: http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htm
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.// https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnik
4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php
5. Зеньковский В.В. История русской философии. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/zenkovskiy-vv-istoriya-russkoy-filosofii_da121b100bd.html
6. Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.
7. Кабаева Ж. А. Система принципов чистого разума И. Канта // Молодой ученый. — 2017. — №7.1. — С. 29-31.
8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963-1994.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.php
9. Маслянка Ю.В. Проблема смысла жизни в современной философии: автореф. дисс. канд. фил. наук. – Пермь, 2008.
10. Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoy
11. Разин А.В. Этика. – М., 2006.// https://www.studmed.ru/razin-av-etika_35402d3bf73.html
12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Antica/Index.php
13. Сенека Л.А. О блаженной жизни.// http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txt
14. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. [Электронный ресурс]. Электрон. книги. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt
15. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. - М., 1995.
16. Толстой Л.Н. Религия и нравственность.// http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0470.shtml
17. Фрагменты ранних стоиков.//Пер. и комм. А. А. Столярова. - М., 1998.
18. Фромм Э. Бегство от свободы. http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt

Вопрос-ответ:

Какие концепции смысла жизни преобладают в западноевропейской философии?

В западноевропейской философии преобладают различные концепции смысла жизни, такие как стоицизм, предлагающий находить смысл в признании и принятии неизбежности, философия М Монтеня, которая утверждает, что каждый человек должен сам найти смысл в своей жизни, и философия И Канта, который считал, что смысл жизни заключается в выполнении своего предназначения и моральных обязанностей.

Какие представления о смысле жизни существуют в современности?

В современности существуют разнообразные представления о смысле жизни. Некоторые люди находят смысл в достижении материального успеха, другие в поиске личного счастья, третьи в работе и достижении карьеры, а некоторые люди считают, что смысл жизни заключается в служении другим людям и помощи им. Каждый человек может найти свой собственный смысл жизни в зависимости от своих ценностей и убеждений.

Какую концепцию смысла жизни предлагает Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой предлагает концепцию смысла жизни, основанную на принципах нравственности и бессмертия души. Он считает, что смысл жизни заключается в стремлении к духовному совершенству и служении другим людям. Толстой приходит к выводу, что истинный смысл жизни можно найти только через любовь и преданность другим.

Как понимал смысл жизни В.С. Соловьев?

Владимир Сергеевич Соловьев понимал смысл жизни как объединение человека с абсолютом, как достижение гармонии между духовным и материальным миром. Он считал, что смысл жизни заключается в стремлении к духовному развитию и познанию высших истин. Соловьев подчеркивал важность любви и единства в обществе как основных составляющих смысла жизни.

Какие концепции смысла жизни развиваются в западноевропейской философии?

В западноевропейской философии существует несколько концепций смысла жизни. В философии стоицизма осмысление проблемы смысла жизни заключается в достижении внутренней гармонии и мудрости. Михель де Монтень размышлял над смыслом жизни в своих "Очерках", признавая непостижимость и непредсказуемость судьбы человека. Иммануил Кант в своих работах рассматривал смысл жизни как устремление к моральным ценностям. В современности понимание смысла жизни может быть различным для каждого человека.

Какие концепции смысла жизни развиваются в русской философии?

В русской философии также существуют различные концепции смысла жизни. Лев Толстой в своих произведениях искал смысл жизни в нравственности, любви и служении ближним. Владимир Соловьев понимал смысл жизни как духовное единение с миром и стремление к идеалу. В русской философии уделяется большое внимание связи между смыслом жизни и моральными ценностями.

Каков смысл жизни в философии стоицизма?

Стойцизм предлагает с точки зрения своей концепции смысла жизни достигать внутренней гармонии и мудрости. Стоики учат, что счастье и смысл жизни можно обрести через преданность долгу, самообладание и преодоление внешних обстоятельств. Они призывают к принятию того, что не зависит от нас, и настрой на внутреннюю свободу и душевное равновесие.

Какие представления о смысле жизни существуют в современности?

В современности представления о смысле жизни могут быть разнообразными и зависят от индивидуальных убеждений и ценностей каждого человека. Некоторые люди видят смысл жизни в достижении материального благополучия и успеха, другие ищут его в духовном развитии и самоосознании. Современные концепции смысла жизни уделяют также внимание взаимодействию с окружающим миром, экологической ответственности и созданию справедливого общества.