«Специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6666 страниц
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 18.09.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ 6
1.1. Анализ детско-родительских отношений в науке 6
1.2. Характеристика стилей воспитания 20
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты исследования 36
2.3. Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66


Фрагмент для ознакомления

Принимайтеребенка,оноченьнуждаетсявтепломотношенииродителей, думайте о нем с точки зрения «мне нравится…». Интересуйтесьребенком: чем он занимается, что его волнует, в чем нуждается. Учите егозамечатьпозитивноевдругих,учитевыражатьпризнаниеиодобрение.Примите его ценности (признать сам факт их наличия, а не подстроиться подних).Продуктивноеиинтересноеобщениеивозникаетнаматериалеобсужденияценностей.Учитесь слушать ребенка, давать обратную связь, поддерживать иразвивать контакт. В случае ошибки, поддержите ребенка в выборе вариантаееисправления,ведьошибка- этопопытка,пустьинеудачная.По мере возможности, сведите к минимуму потенциально опасныестимулыипровоцирующиеусловия(сложноговоритьребенкуовредекурения или алкоголя, если в семье это норма; невозможно научить ребенкауважительномуотношениюкокружающим,ихмнению,еслипостоянноунижать и оскорблять его и других в его присутствии; трудно ожидать отребенка разумного отношения к играм, если окружающие демонстрируютобратное).Будьтедляребенкапримеромвразвитиииндивидуальности.Поддержите его в утверждении и развитии его индивидуальности, тогда онпочувствует себя более компетентным и обретет самоуважение, в которомоченьнуждается.Старайтесьприменятьследующиеправилавобщениисдетьми:Активноеслушание.Самыйважныйприемоптимизацииотношенийсдетьмисостоитвактивномслушании.Активнымобразомслушатьдетейподразумевает«возвращать»ихвбеседето,чтоониповедалиродителям,вместестемобозначаяих чувства. Слушая детей:а) надо повернуться к ним лицом; сделать таким образом, чтобы глазавзрослых и глаза детей находились на одинаковом уровне. Все это нужно дляобеспеченияощущениядоверия,созданияоптимальныхусловий,чтобыустановитьпсихологический контакт;б) не надо задавать вопросов (в особенности если дети расстроены,лучшепровестибеседувутвердительнойформе.Этоважно,т.к.фраза,котораяпостроенавкачествевопроса,неможет выражатьсочувствия;в) беседуя нужно «держать паузу». После любой реплики родителюнемногонеобходимопомолчать.Этовремяпринадлежитдетям.Паузапомогаетимразобратьсявсобственныхпереживанияхивместестемпредоставляет детямвполноймереощутить,что взрослый рядом;г)бываетполезноповторять,чтокакимобразомродительпонял,произошедшеесдетьми, азатем обозначатьего чувство.Беседа по принципу активного слушания является непривычной дляроссийскойкультуры,ноонадаетвозможностьдобитьсяследующего:а) исчезновение либо сильное ослабление отрицательного переживаниядетьми;б)убеждениедетей,чтовзрослыеготовыихвыслушать,иначатьрассказывать о себе еще больше; установить истинное доверие между детьмиивзрослыми;в)самостоятельногопродвиженияврешенииребенкомсобственнойпроблемы,азначит–становитсяболеесамостоятельным,зрелым,адаптированным;г) дети учатся самостоятельно активно слушать собственных близких;д)родителиначинаютлучшепонимать своихдетей.Конструктивноеразрешениеконфликтов.Наиболееоптимальныйрезультатрешенияконфликта–поискекомпромисса между желаниями и потребностями родителей и желаниями, ипотребностямидетей.Достичьтакогорезультатадостаточнолегко.Пошаговаямодельрешенияконфликтнойситуации:а)прояснениеконфликтнойситуации–первоначальнородителивыслушивают детей, уточняют, в чем заключается их проблема, а именно:чего он желает либо не желает, что им необходимо либо важно, что егоосложняет,ит.п.Родителиговорятособственномжеланиилибособственной проблеме, о том, каким образом они видят ситуацию, что ихустраиваетвней, ичто имне нравитсявситуации;б) способ предложений – этап начинается с вопроса: «Как нам быть?»,после этого необходимо обязательно подождать и позволить детям первымвысказатьсобственныепроблемы.Первоначальнопредложениядолжныпростонабираться,безкритикиианализа.Потомродителямнадопредложитьсобственныепозициинаданныйсчет;в)оценкапредложенийивыборнаиболееоптимального.Наэтойстадии обсуждаются предложения. Предыдущие шаги уже способствовалисозданиюатмосферудоверия,сотрудничества,готовностикобсуждению.Важнонеразрушитьданнуюатмосферуизлишнегрубойкритикойлибоавторитарностью;г)детализацияпринятогорешения–нужновыявить,какбудетвнедрятьсярешение вдействительнуюжизнь.д)выполнениерешения,проверка–решенияпринимаютсякаждымчленом семьи. Если дети как-то не выполнили собственные обязательства, неследует критиковать и осуждать их; лучше просто спросить, каким образом уних идут дела, получается ли; тогда о неудачах расскажет сами дети и самиобратятсязаихпомощью.Родительскийавторитетвместесэтимнепострадает, т.к. авторитет является не авторитарным давлением на детей инепоколебимымглавенствомродителявкаждомвопросе.Авторитет–эточеловек,влияющийнапоступкиокружающих,наосновепризнанияиуважениядругимиегомнения,еголичныхкачеств,компетентности,справедливости,гибкости.Дисциплинадетей.а) ограничения, запреты, требования, правила должны быть в жизнивсехдетей;б) правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть оченьмалоечисло,ионидолжны отличатьсягибкостью;в)родительскиетребованиянедолжнывступатьвявноепротиворечиеспотребностямидетей;г)правила(ограничения,требования,запреты)должныбытьсогласованывзрослымимеждусобой.Всемродителям,воспитывающимдетейнеобходимопридерживатьсяединыхтребованийвихвоспитании;д)тон,вкоторомсообщаетсятребование,долженбытьскореедружественно-разъяснительным,чемповелительным;е)наказыватьдетейзанесоблюдениеправиллучше,лишаяегохорошего,чемделаяему плохо.5.Пониманиепричиннарушенияповеденияребенка:а) борьба за внимание. Если дети не получают нужного внимания, тоонинаходятновыйспособ егополучить:непослушание;б) борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской властииопеки;в)желание«отомстить»:ребенокнередкообижаетсянавзрослыхидетей,страдаявдуше,внешнепроявляясобственнуюобидувкачественепослушанияинегативизма;г) потеря веры в свой успех. Дети переживают неблагополучие в некойсфережизни,ихзачастуюкритикуютлибонаказывают,падаетихсамооценка, они теряют уверенность в себе и решают, что пытаться нечего,посколькувсе равноничего достичьонинесмогут.Следует наметить психолого-педагогическую работу с родителями, укоторых имеются проблемы с воспитанием и отношениями с детьми. Целитакойработы:Выяснить интересы и потребности семей,индивидуальныеособенностиипривычкидетей.Формировать у родителей умение выстраиватьпозитивныевзаимоотношениясребенком.Формировать доверительные отношения между родителямиисотрудникамидетского сада.Формыработы:Организациямини-библиотекидляродителей,вкоторойестьнеобходимаялитературапоразличнойпроблематике,ауродителейестьвозможностьвзятьинтересующуюихкнигу домой.Анкетированиеродителейсцельюизученияинтересовипотребностейсемей;изученияиндивидуальныхособенностейдетей,ихпривычек;изучениеособенностейвзаимоотношенийродителейи детей.Организациядетско-родительскихпроектов.Данныепроектынеобходимыдляформированиядоверительныхотношениймеждупедагогами, детьми и родителями. Проекты оформляются как членами семьи,так и совместно с педагогами. Примерная тематика проектов: «Презентациясвоего ребенка», «Презентация семьи», «По дороге в школу», «Выходной вкругусемьи»,«Как ялюблю отдыхать» и т.д.Индивидуальные консультации проводятся с целью своевременногоанализаикорректировкиповедениядетей,развитияихпознавательной,коммуникативной,эмоционально-волевойсфер.Вопросыконсультацийвозникают в ходе индивидуального наблюдения за детьми, либо по запросамродителей.Подгрупповыеконсультации.Проводятсясприглашениемспециалистов.Наподобныеконсультацииприглашаетсягруппародителейспохожими проблемами у детей. В ходе таких консультаций используютсявидеозаписи,иллюстрирующиевыявленныепроблемы.Родительскиесобрания.Приподготовкексобраниюнеобходимообеспечитьмаксимальнуюегопосещаемость,дляэтогоиспользуютсяразличные формы информирования родителей о его проведении: письменныеобъявления,индивидуальныеустныеприглашения,индивидуальныеписьменные пригласительные билеты и т.д. Также целесообразно изготовитьпамятки по материалам собраний для тех родителей, кто не смог посетитьсобрание.«Деньсемьи».Цель–развитиеинтеллектуальнойитворческойинициативы детей и взрослых; рефлексии результатов взаимодействия детей,родителейивоспитателей.Предварительнопроводитсясовместноеизготовление(рисование,аппликация)детьмииродителямисемейныхгербов. Дети и родители рассказывают о своей семье. В рамках таких занятийрасширяются возможности понимания родителем своего ребенка, создаютсяусловия для выработки новых навыков взаимодействия. В свою очередь, этопозволитребенкуидентифицироватьсясопытомблизкоговзрослого.Копилка консультативных материалов для родителей. Это большаяподборка консультативныхматериаловдляродителей.Данныематериалыхранятся в кабинете психолога или библиотеке и могут быть использованыдляэкспонированиянаинформационныхстендах;длясамостоятельногоиндивидуальногопрочтения,какродителями,такипедагогами;приподготовкексовместныммедико-педагогическимсовещаниямиродительскимсобраниям.Вкопилкувходятпримерысовместныхигрродителейидетей.Беседы по теме взаимоотношений с детьми. Если между родителямицаритатмосферавзаимопонимания,уважения,доверия,тоидетиприобретают те же качества. Доверительные отношения между взрослыми идетьми позволяют при необходимости корректировать их поведение, уважаяприэтоммнение ребенка.Обсуждение различных точек зрения по воспитанию и обучениюдетей. Ролевое проигрывание различных ситуаций, например как вы будитеустанавливать контакт с ребенком, если он… (капризничает, не хочет идти вшколу,поссорился сдругоми т.д.).Обращениекопытуродителей.Психологпредлагает:назовитеметодвоздействия,которыйболеедругихпомогаетвамвналаживанииотношенийсребенком.Побуждениеродителейкобменуопытомактивизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты,соотноситьихсприемамииспособамивоспитания,применяемымиваналогичныхситуациях другимиродителями.Врамкахформированияадекватныхспособоввзаимодействияродителейсдетьмиосуществляется:коррекциянеконструктивныхформповедения, формирование продуктивных форм контакта в социуме, обучениеумению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение в ответ нанеумелостьилипсихофизическиеотклоненияуребенка,коррекцияпониманияпроблемребенка,постепенноеисключениегиперболизациипроблемребенка,бесперспективностиегоразвития,коррекциявзаимоотношенийсребенком,расширениесферытворческоговзаимодействиясребенком.Вгрупповойииндивидуальнойбеседесродителямиважнообъяснитьим,чтонаиболеезначимымифакторамиблагополучногоразвитияребёнкаявляютсяатмосферавсемье(какиебытрудности не переживала семья), поддержание эмоционального контакта сребёнком,демократическийстильвоспитания,значимоеположениеребенкавсемье,верав егосилы.Психологом в форме групповой работы с родителями и детьми дляразвития детско-родительских отношений могут использоваться тренинговыеупражнения.Например:Упражнение«Родительскиенастройки».Ведущийприглашаетродителейобъединитьсявпарыипреодолетьнебольшоерасстояниеналенте.Предлагаетимкарточкисвысказываниями,скоторымионибудутсопровождать движения своего партнера - «ребенка». Условия прохождения:один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель)сопровождает его движения словами:«Иди,яжетебеговорю,идипрямо,какятебеговорю».«Может быть, ты не пойдешь, вдруг ты упадешь, тысноваиспачкаешься».«Всехорошо,яидурядомстобой».Тымолодец,хорошоидешь,вперед».Вывод: Мы должны тщательно выбирать отношение, слова ободренияотносительно деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствияегодействий.Вэтомпримеревывиделинегативныеипозитивныеотношения в общении родителей с ребенком. Фактически, одним словом, мыможем«уничтожить»ребенкаи«раскрыть» крыльязаего спиной.Упражнение «Домик». Ведущий: это упражнение делается для того,чтобыобрестисилудухаисилуума,развиваяволю.Сядьтеудобно.Сплетите пальцы на запястьях в замок и поднимите их над головой - этокрышадома.Закройтеглаза,держитерукинадголовой.Вдохните-задержите дыхание, выдох - задержите дыхание. Выполняйте упражнение от1до 2 минут,несколько разв день.Упражнение «Волшебные шарики». Все участники сидят в кругу.Ведущий просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем онвкладываеткаждомувладошкистеклянныйшарик ипроситсогреть его,покатать, подышать на него, отдать ему часть своего тепла и ласки. Открытьглаза. Посмотреть на шарик и рассказать о чувствах, которые возникли вовремявыполнения упражнения.Упражнение «Разожми кулак с зернышком». Ребенок держит семя вкулаке, и родитель должен его забрать. Затем члены семьи меняются ролями.Послеупражненияобсуждаютсяметоды,используемыеучастниками(большуючастьвременионипытаютсяразжатькулаксилой),затемпредлагаются различные другие типы взаимодействия (убеждение, хитрость,просьбыи т.д.).Рисование семейного дерева. Предлагаются: лист ватмана, ножницы,гуашь,подставка,накоторойприкрепленодерево.Родительиребенокобсуждают, а затем рисуют семейное древо. После окончания работы каждаясемья рассказывает о своем дереве, его замечательных свойствах и о том, каконопоможетсемье.Упражнение «Тир». Семьям предоставляется возможность поразитьцель три раза резиновым мячом среднего размера, но родитель и ребенокдолжныброситьмячвместе. Припопаданиивцельсемьяполучает приз.Упражнение «Уборка мусора». Круглая корзинка до верха заполненакубикамиишариками.Веревкидлиной1-1,5метрапривязываютккраюкорзины по всему периметру. Сначала дети, потом родители, а затем вместеони должны одновременно поднять корзину на веревках (каждый держитверевкуитянетее),чтобы мусорневылилсяиз корзины.Упражнение «Слепой и ведущий». Сначала ребенок закрывает глаза,и ведущий родитель ведет его через комнату, чтобы они поменялись ролями.Вконцеупражнениякаждыйделитсясвоимичувствамивкаждойроли.Упражнение «стеклянная стена». Ребенок должен молча, с помощьювыражениялицаижестов,передаватьинформациюродителючерезстекляннуюстену.Примерысообщений:мыидемвкинонакомедию;бабушка звонит тебе по телефону; приготовь пасту, пожалуйста; поиграй вшашкисомной,пожалуйста;пойдемвгости.Такимжеобразом,детидолжнырасшифроватьсообщенияотродителей.Примерысообщений:приведи в порядок свою комнату; сделай свою домашнюю работу; садисьчитать;доешькашу;включи телевизор;нетрогаймоюкосметику.Упражнение«Ширмачувств».Ведущийдаеткаждойсемьекарточкусдвумяэмоциями,которыедолжныбытьпредставленыневербально.Например:«Радость-печаль»,«Любопытство-удивление»,«Обида-удовольствие»,«Страх-гнев».Эмоцияотображаетсяпередширмой, и после выхода с другой стороны демонстрируется выражение ужедругойэмоции.Упражнение«Ролеваяигра».Семьядолжнасыгратькороткуюсценусхорошимфиналом.Примерныетемы:«Япоссорилсясдругом»,«Учительницынаказала»,«Готовимдомашнеезадание»,«Недаютмнепосмотретьтелевизор».Приемыснятиянапряжения,страха,беспокойства,стресса,гнева.Дыхание животом. Попробуйте вдохнуть через живот, а не лёгкими,то округляя его, то «сдувая» и втягивая. Чтобы контролировать движение,положитерукинапупок.Продолжительностьпроцедуры5 минут.Замедленное дыхание. Сделайте глубокий вдох в течение 4 секунд,затемзадержитедыханиенатотжепериод.Повторитепоочередивтечение5минут.«Эскимо». Встаньте, расставив ноги на ширине плеч. Подтяните своетело,потянувшисьвверх.Вэтомположениизадержитесь,поканепривыкнетекнапряжениюинеустанете.Попробуйтечувствоватьсебязамороженным. А потом представьте, что солнце светит на вас и что вымедленно таете под его лучами. Расслабляются руки, плечи, шея, лицо. Ногибудутпоследними.Приэтом важноправильно дышать.«Берегморя».Сидяудобно,представьте,чтовысидитеуморя.Легкий ветерок дует на вас, солнце светит с неба, и вы греетесь в его лучах.Устранитевсепроблемы,недумайтениочем.Заканчивайте,когдавыпочувствуетесебярасслабленным.«Семьсвечей».Представьтесебе,чтопередвами7зажженныхсвечей,которыенужнозадутьпоочереди.Визуализировав,делайтеэтомедленноскаждойпоочереди,представляявсевмельчайшихдеталях.После«задувания»всехсемисвечпогрузитесьвтемнотуипустьвашимысли покоятся ввашей голове.«Все получится». Этот метод поможет сосредоточиться на проблеме ирешитьеё. Пошагово продумывайтедействия, концентрируясь наощущении,котороевозникаетпослекаждогопроделанного«шага».Запомнитесвойтеоретическийпланивоплощайтеего в жизнь.Рисунок. Попробуйте нарисовать на листе альбома ситуацию котораявас так сильно волнует. Рисуйте не только лица и предметы, но и эмоции:рисунок поможет снять напряжение. На обратной стороне рисунка напишитенесколькопредложений,описывающихобщуюситуациюиливашисобственные чувства по этому поводу. Разорвите или сожгите бумагу, чтобыустранитьпроблему.«Выжатый лимон». Примите позу лотоса или любую другую позу длясебя. Представьте, что вы держите в руках лимон. Сожмите и приложитеусилие,извлекаясок.Затем«переместите»фруктвдругуюруку,выжимаяегодо конца.«Масштаб». Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в доме,расположенномпосредидлиннойулицы.Улицапринадлежиткрайону,районкгороду,онкстране,странакконтиненту.Далееидетпланета,вселенная.Осознайтевеличинумираипоймите,наскольконезначителенмасштаб вашей проблемы.«Верблюжийкараван».Займитеудобнуюдлясебяпозициюизакройте глаза. Вы находитесь в пустыне, над вашей головой светит жаркоесолнце.Еголучиоказываютнавасуспокаивающеедействие.Караванверблюдовмедленнодвижетсяпопеску,животныеритмичнокачаютголовами. Вы взбираетесь на одного и совершаете путешествие с караваном.Вы ни о чем не думаете, все проблемы и заботы остались за пределами мирапеска.Проведитестольковременивпустыне,скольковамнужнодлярасслабления.Разговорсродителями.Предлагаетсяподелитьсясвоимивпечатлениями и ответить на вопросы: что нового вы заметили или узнали овашемребенкенасегодняшнемзанятии?Чтобылоновоговвашемвзаимодействии? Кто из вас думал или даже пытался изменить привычныеспособыобщениясосвоимребенком?Затемведущийрассказываетонеконструктивных(«выигрыш-проигрыш»и«проигрыш-выигрыш»)иконструктивных («выигрыш-выигрыш») методах разрешения конфликтов изнакомитродителейсшестьюэтапамиконструктивногоразрешенияконфликтов.Выводыпоглаве21. Большинство родителей (37,5%) придерживаются демократическогоили авторитетного стиля воспитания. У многих родителей (35%) выражен авторитарный тип воспитания. 27,5% родителей придерживаются либерального стиля воспитания.2. Дети проявляют к родителям в основном позитивные чувства, считая их хорошими, добрыми, помогающими, им приятно близко контактировать с родителями. В той же мере они оценивают позитивные чувства, исходящие от родителей. В среднем дети отмечают 5 – 6 негативных чувств по отношению к родителям. По отношению к себе они отмечают 6 – 7 негативных чувств, исходящих от родителей.3. Большинство младших школьников (32,5%) в рисунках отражают незначительную конфликтность в семье, 27,5% школьников отражают выраженную конфликтность в семье, что проявляется в деформированности фигур родителей, угрожающей позе, множеством барьеров, преобладание вещей, отсутствие фигур родителей. У 25% детей в рисунках отражается средняя конфликтность в семье, и только у 15% детей в рисунках полностью отсутствуют признаки конфликтности в семье, у них близкие позитивные отношения с родителями.4. Младшие школьники больше всего привязаны к матери. Реже дети выбирают отца или других членов семьи (братьев, сестер, бабушек, дедушек). Иногда дети в обход инструкции не могли выбрать никого из членов семьи, живущих с ними и называли других людей (тетя, дядя, друг, учитель), животных, кукол.5. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем демократичнее стиль родительского воспитания, тем больше положительных чувств и меньше отрицательных чувств дети проявляют к родителям.6. Результаты сравнительного анализа показали, что в группе семей с авторитарным воспитанием, дети значительно реже проявляют к родителям позитивные чувства и значительно больше отмечают негативные чувства по отношению к родителям. В группе семей с либеральным воспитаниемдети значительно чаще отмечают негативные чувства по отношению к родителям, чем дети с демократическим стилем. В группе семей с авторитарным воспитанием дети значительно реже отмечают позитивные чувства, исходящие от родителей и значительно больше отмечают негативные чувства. В группе семей с либеральным воспитаниемдети значительно чаще отмечают негативные чувства, исходящие от родителей по сравнению с семьями с демократическим стилем воспитания. В группе семей с авторитарным воспитанием значительно выше конфликтность детско-родительских отношений по сравнению с семьями с либеральным и демократическим стилем. В группе семей с либеральным воспитанием выше конфликтность детско-родительских отношений по сравнению с семьями с демократическим стилем воспитания. В группе семей с авторитарным воспитанием, дети меньше привязаны к матери по сравнению с семьями с либеральным и демократическим стилем.7. Выявлена специфика детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания:дети в семьях с демократическим стилем воспитания проявляют кродителям позитивные чувства, отмечают в позитивные чувства, исходящиеот родителей. У них низкая конфликтность детско-родительских отношений,высокаяпривязанность к матери;детивсемьяхсавторитарнымстилемвоспитанияпроявляютвосновномнегативныечувствапоотношениюкродителям,отмечаютнегативныечувства,исходящиеотродителей.Унихвысокаяконфликтностьдетско-родительскихотношений.Детипривязаныкматери,ночастовыбирают другие объекты привязанность, иногда животных и постороннихлюдей;детивсемьяхслиберальнымстилемвоспитанияотмечаюткакпозитивные, так и негативные чувства по отношению к родителям, а такжепозитивные и негативные чувства, исходящие от родителей. Конфликтностьдетско-родительскихотношенийсредняя.Детивосновномпривязаныкматериидругимчленам семьи,нонепривязаны котцу.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦельюданногоисследованияявлялосьизучениеспецификидетско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания. В ходедостиженияцелибылпоставлен и решенряд задач.Впроцессетеоретическогоанализанаучнойлитературыбылоподчеркнуто,чтовзаимодействиеребенкаиродителяпонимаетсякакпроцесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий врамкахсовместнойдеятельностииэмоциональногообщения.Детско-родительскиеотношениявключаютвсебяконкретныеоценкиилипредставленияродителейособственномребенке,и,исходяизэтихпредставлений, ониформируют и реализуют различные типы отношений,стратегиивоспитанияипр.Принятиеилюбовь,кооперациясребенком,поддержка его самостоятельности – важные условия гармоничного развитиямладшегошкольникаиегоуспешнойсоциализациивобществе.Недостаточноепринятиеребенка,чрезмернаяфиксациянауспехах,игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностномуисоциальному неблагополучиювбудущем.Стильсемейноговоспитания–этонаиболеехарактерныеспособыотношенияродителейкребенку,применяющихопределенныесредстваиметодыпедагогическогоипсихологическоговоздействия,которыевыражаютсявсвоеобразнойманереобщенияивзаимодействия.Тип семейноговоспитанияхарактеризуетсяпараметрамиэмоциональныхотношений,стилемобщенияивзаимодействия,степеньюудовлетворенияпотребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степеньюпоследовательности в его реализации.Вклад каждого из родительских стилейне может рассматриваться в изоляции и в семье могут быть представленыодновременнонесколькостилейотношениякребенку.Встилеродительскоговоспитаниянаходятсвоеотражениеособенностифункционированиясемьи.Ценностноеотношениекребенкунарядусвысокой рефлексией и ответственностью является наиболее продуктивнымстилемвоспитания.Втакойсемьеребенокобретаетсамостоятельность,научаетсястроитьотношениясосверстникамиивзрослыми,сохраняячувствособственного достоинства.Результатыэмпирическогоисследованияпоказали,чтобольшинствородителейпридерживаютсядемократическогоилиавторитетногостилявоспитания. Но у многих родителей выражен авторитарный тип воспитания.Дети проявляют к родителям в основном позитивные чувства, и оцениваютпозитивные чувства, исходящие от родителей. У детей отмечается некотораяконфликтность в семье, они больше всего привязаны к матери. Реже детивыбираютотцаилидругихчленовсемьи(братьев,сестер,бабушек,дедушек).Результатыстатистическогоанализапозволилиподтвердитьвыдвинутую гипотезу исследования подтвердилась: конструктивные детско-родительскиеотношенияформируютсяприавторитетномстилевоспитания.Была выявлена специфика детско-родительских отношений в семьях сразнымистилямивоспитания:дети в семьях с демократическим стилем воспитания проявляют кродителям позитивные чувства, отмечают в позитивные чувства, исходящиеот родителей. У них низкая конфликтность детско-родительских отношений,высокаяпривязанность к матери;детивсемьяхсавторитарнымстилемвоспитанияпроявляютвосновномнегативныечувствапоотношениюкродителям,отмечаютнегативные чувства, исходящие от родителей. У них высокая конфликтностьдетско-родительскихотношений.Детипривязаныкматери,ночастовыбирают другие объекты привязанность, иногда животных и постороннихлюдей;детивсемьяхслиберальнымстилемвоспитанияотмечаюткакпозитивные, так и негативные чувства по отношению к родителям, а такжепозитивные и негативные чувства, исходящие от родителей. Конфликтностьдетско-родительскихотношенийсредняя.Детивосновномпривязаныкматериидругимчленам семьи,нонепривязаны котцу.На основе результатов исследования были разработаны практическиерекомендациипонормализациидетско-родительскихотношений.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАвдееваН.Н.Страхисовременныхдошкольниковиихсвязьсособенностями детско-родительских отношений / Н. Н. Авдеева, Ю. А.Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2012. – №3. – С.77-87.АгеевВ.С.Межгрупповоевзаимодействие:социально-психологическиепроблемы/В.С.Агеев.‒М.:Изд-воМоск.ун-та,1990.‒ 240 с.АртамоноваЕ.И.,ЕкжановаЕ.В.,ЗыряноваЕ.В.Психологиясемейных отношений с основами семейного консультирования: учеб.пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В.Зырянова.- М.:ИЦ Академия,2012.– 192с.Беляева Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личностиребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «InSitu». –2016.- №4.– С. 95-98.БеркЛ.Е.Развитиеребенка.– 8-еизд.– СПб.:Питер,2016.–1052с.БоргД.Языктела.Какпонять,чтобылосказанонасамомделе/ДБорг.– М:ВоПурра,2012.– 304 с.БоулбиДж.Созданиеиразрушениеэмоциональныхсвязей.Руководствопрактическогопсихолога.–М.:Канон+,2014.–270С.ВаргаА.Я.Введениевсистемнуюсемейнуюпсихотерапию.–М.:Когито-центр,2015.– 182с.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:книгадляучителейиродителей.– М.: Просвещение,1987.–207с.Елисеева А.С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания надетско-родительские отношения: на примере подросткового возраста:дис.канд. психол.наук.–Тамбов,2009.–211 с.КалининаЕ.А.Феноменологияродительстваиособенностиродительскогоотношениякдетям.– М.:Академия,2009.–237с.КарабановаО.А.Психологиясемейныхотношенийиосновысемейногоконсультирования:учебноепособие.переизд./О.А.Карабанова.-М.:Гардарики,2013.– 320с.КолотилинаВ.В.Оролиродительскойлюбвивпроцессеразвитияличностиребенка//Сборник тезисов5-ойМеждународнойнаучнойконференции«Психологияижизнь:психологическиепроблемысовременнойсемьи».–Минск,2011.–С.119–122.КрайгГ.Психологияразвития.-СПб.:Питер,2017.-992с.Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А.Куликова.-М.:Педагогика,2009.– 326с.Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детскогосемейного опыта // Психолого-педагогические особенности семьи XXIвека/отв.ред.А.Ю. Нагорнова.-Ульяновск:Зебра,2016.МаковецкаяГ.А.Внутрисемейныеотношения/Г.А.Маковецкая.- Санкт-Петербург:ДарьяиКо–2014.–289с.МарковскаяИ.М.Психологиядетско-родительскихотношений:монография.– Челябинск:Изд-воЮУрГУ,2007.– 91с.Матвеев Р. Д. Стили родительского воспитания детей в семье / Р.Д.Матвеев[Электронныйресурс],2011.Режимдоступа:http://психоаналитик-матвеев.рф/semya-i-deti/13/Мещерякова С.Ю. Актуальные проблемы в сфере образования детейраннеговозраста//Психологическаянаукаиобразование.–2010.–Том15, №3.–С.89–96.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.:Московскийпсихолого-социальныйинститут,2015.-288 с.Робер А. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / А.Робер.- М.:Вече;АСТ,2012.– 287 с.СавинаЕ.,СмирноваЕ.Родителиидети.Психологиявзаимоотношений. – М.: Когито-Центр,2003.– 230с.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев:МГУим. А.А. Кулешова, 2015.- 101 с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко.– СПб.:Речь,2013.– 356с.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско – родительских отношений [Текст] / Н.Ю. Синягина. – М., 2014. – 118с.Слепакова В.И. Привязанность к матери как фактор поведения ребенкавситуацииугрозы //Диалог. - 2013.-№11.-С. 35 -40.СмирноваЕ.О.Детскаяпсихология:учебник.–М.:Кнорус,2016.–280с.Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительскогоотношениявонтогенезеребенка//Вопросыпсихологии2007.-№2.-С.4-8.СоловьеваЕ.А.Психологиясемьиисемейноевоспитание.–М.:Юрайт,2018.– 800с.СпиваковскаяА.С.Какбытьродителями.–М.:Педагогика,2006.–356с.Спирева Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенностиродителя/Е.Н.Спирева,А.Г.Лидерс//Семейнаяпсихологияисемейнаятерапия.–2011.-№4.– С.32– 34.Стилисемейноговоспитания:отечественнаяизарубежнаяклассификация / Т. Л. Кузьмишина [и др.] // Современная зарубежнаяпсихология.– 2014.– № 1.–С.16-25.СтолинВ.В.Самосознаниеличности.–М.:ИздательствоМГУ,2009.–284с.ТорохтийВ.С.,ПрохороваО.Г.Психологическоездоровьесемье.Уч.метод.Пособие.–СПб.:КАРО,2008.–124 с.ФилипповаГ.Г.Психологияматеринства:Учебноепособие.—М.:Изд-воИнститута Психотерапии,2002.—240с.Филиппова Г.Г.,АбдуллинаС.А.Формирование внутреннейпозицииродителявонтогенезе//Психологическаянаукаиобразование.–2016.–Том8.– №4. –С.142-152.Фридман И.К. О контакте родителей с детьми [Текст] / И.К. Фридман // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 2014 – 264с.ХарчевА.Г.,МацковскийМ.Г.Семьявконтекстесовременногообщества / А. Г. Харчев, М. Г. Мацковский. - М.: Психология и жизнь,2012.– 523 с.Хохлова Л.П. Межличностные отношения подростков / Л.П. Хохлова,Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. —2007.—№2. — С. 103—105.Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. – СПб., 2015. – 656с.BaumrindD.Currentpatternsofparentalauthority/D.Baumrind.DevelopmentPsychology,1971.–Vol.4, №1,pt.2.–Р.1–103.Hoeve,M.etal.Maternalandpaternalparentingstyles:Uniqueandcombinedlinkstoadolescentandearlyadultdelinquency.JournalofAdolescence,2011.– Vol.34, no.5.–pp.813-827.Relationships in Development: Infancy, Intersubjectivity, and Attachment /ed.S.Seligman.–Routledge,2018.—359 p.Shaffer D.R. Parental and Peer Influences on Moral Development / D. R.Shaffer,G.H.Brody//Parent-ChildInteraction:Theory,researchandProspects.– N.Y.,1981.– Р.83– 124.WallG.Mothers’ExperienceswithIntensiveParentingandBrainDevelopment Discourse // Womens Studies International Forum. – 2010. –Vol.33. №3.–P.253—263.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н. Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н. Н. Авдеева, Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 35-46.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы / В.С. Агеев. ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. ‒ 240 с.
3. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – 192 с.
4. Беляева Н. И. Влияние стилей воспитания на формирование личности ребенка / Н. И. Беляева // Научное периодическое издание «In Situ». – 2016. - №4. – С. 95-98.
5. Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 6-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 1056 с.
6. Борг Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле / Д Борг. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
7. Боулби Дж. Привязанность / Пер. с англ. - М.: Гардарики, 2003.
8. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2001.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1987. – 207 с.
10. Елисеева А.С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания на детско-родительские отношения: на примере подросткового возраста : дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2009. – 211 с.
11. Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.
12. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. / О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
13. Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
14. Крайг Г. Психология развития. - СПб. : Питер, 2017. - 992с.
15. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. - М.: Педагогика, 2009. – 326 с.
16. Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детского семейного опыта // Психолого-педагогические особенности семьи XXI века/ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016.
17. Маковецкая Г. А. Внутрисемейные отношения / Г. А. Маковецкая. - Санкт-Петербург: Дарья и Ко – 2014. – 289 с.
18. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
19. Матвеев Р. Д. Стили родительского воспитания детей в семье / Р.Д. Матвеев [Электронный ресурс], 2011. Режим доступа: http://психоаналитик-матвеев.рф/semya-i-deti/13/
20. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гоношенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. – М., 1996.
21. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015.- 288 с.
22. Робер А. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / А. Робер. - М.: Вече; АСТ, 2012. – 287 с.
23. Савина Е., Смирнова Е. Родители и дети. Психология взаимоотношений. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
24. Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. - 101 с.
25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2013. – 356с.
26. Слепакова В.И. Привязанность к матери как фактор поведения ребенка в ситуации угрозы // Диалог. - 2013. - №11. - С. 35 - 40.
27. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - № 3, - С. 139 - 150.
28. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии 2007. - № 2. - С. 4-8.
29. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
30. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 2006. – 356 с.
31. Спирева Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидерс // Семейная психология и семейная терапия. – 2011. - № 4. – С. 32 – 34.
32. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16-25.
33. Столин В.В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
34. Торохтий В.С., Прохорова О.Г. Психологическое здоровье семье. Уч. метод. Пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 124 с.
35. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
36. Филиппова Г.Г., Абдуллина С.А. Формирование внутренней позиции родителя в онтогенезе // Психологическая наука и образование. – 2016. – Том 8. – № 4. – С. 142-152.
37. Харчев А. Г., Мацковский М. Г. Семья в контексте современного общества / А. Г. Харчев, М. Г. Мацковский. - М.: Психология и жизнь, 2012. – 523 с.
38. Хохлова Л.П. Межличностные отношения подростков / Л.П. Хохлова, Т.Ш. Балавадзе // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 2. — С. 103—105.
39. Baumrind D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind.Development Psychology, 1971. – Vol. 4, № 1, pt. 2. – Р. 1–103.
40. Hoeve, M. et al. Maternal and paternal parenting styles: Unique and combined links to adolescent and early adult delinquency. Journal of Adolescence, 2011. – Vol. 34, no. 5. – pp. 813-827.
41. Relationships in Development: Infancy, Intersubjectivity, and Attachment / ed.S. Seligman. – Routledge, 2018. — 359 p.
42. Shaffer D.R. Parental and Peer Influences on Moral Development / D. R. Shaffer, G. H. Brody // Parent-Child Interaction: Theory, research and Prospects. – N.Y., 1981. – Р. 83– 124.
43. Wall G. Mothers’ Experiences with Intensive Parenting and Brain Development Discourse // Womens Studies International Forum. – 2010. – Vol. 33. № 3. – P. 253—263.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты детско-родительских отношений и стилей воспитания анализируются в данной статье?

В данной статье анализируются детско-родительские отношения и стили воспитания в семьях с разными подходами к воспитанию детей. Основное внимание уделяется эмпирическому исследованию и анализу результатов.

Какие стили воспитания рассматриваются в этой статье?

В статье рассматриваются разные стили воспитания, включая авторитарный, авторитетный, позволяющий и безразличный. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и влияет на отношения между детьми и родителями.

Каким образом организовано исследование специфики детско-родительских отношений в данной статье?

Исследование проводилось при помощи опросников, которые заполнили родители. Организована группа семей с разными стилями воспитания, и на основе полученных данных был проанализирован характер этих отношений в каждой группе.

Какие результаты были получены в исследовании специфики детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания?

Результаты исследования показали, что стиль воспитания родителей оказывает значительное влияние на формирование отношений с детьми. Было выявлено, что стиль воспитания авторитарных родителей сопровождается более высоким уровнем контроля и низким уровнем эмоциональной поддержки, в то время как стиль авторитетных родителей характеризуется высоким уровнем контроля и эмоциональной поддержки.

Какие выводы можно сделать по данной главе статьи?

Выводы по данной главе указывают на важность стиля воспитания родителей и его влияния на детско-родительские отношения. Было выявлено, что авторитарный стиль воспитания связан с более негативными отношениями, тогда как авторитетный стиль может способствовать более позитивным и эмоционально поддерживающим отношениям.

Какие аспекты детско-родительских отношений анализируются в науке?

В науке анализируются различные аспекты детско-родительских отношений, такие как коммуникация, эмоциональная связь, поддержка, контроль, стресс и конфликты.

Какие характеристики могут быть свойственны разным стилям воспитания?

Различные стили воспитания могут характеризоваться такими параметрами, как уровень контроля, поддержки, демократичности, авторитарности, пермиссивности и манипулятивности.

Как организовано исследование специфики детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания?

Исследование организовано путем проведения опроса родителей, где были заданы вопросы о характеристиках их отношений с детьми. Полученные данные были проанализированы и сгруппированы по различным стилям воспитания.

Какие результаты были получены в ходе исследования специфики детско-родительских отношений в семьях с разными стилями воспитания?

Исследование показало, что существуют различные типы детско-родительских отношений в зависимости от стиля воспитания. Например, в семьях с авторитарным стилем воспитания наблюдается высокий уровень контроля и низкий уровень поддержки, в то время как в семьях с демократическим стилем воспитания отношения характеризуются балансом между контролем и поддержкой.