Психология образования, её место в педагогической науке и практике

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 1515 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.04.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Основная часть
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Вытекающие из этих фундаментальных принципов, практические принципы психологии образования звучат следующим образом:
Обучение строится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на "завтрашний день" развития.
Обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности, новых уровней развития учащихся.
Обучение не может быть сведено только к передаче знаний, к отработке определенных действий и операций, а есть главным образом формирование личности учащегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели) и др.
Основные проблемы, которые решает психология образования:
проблема соотношения развития и обучения
проблема соотношения обучения и воспитания
проблема соотношения интеллектуального и личностного развития в процессе обучения
проблема сензитивных периодов в развитии
проблема критериев достижения определенного уровня в развитии в процессе обучения
проблема тенденций психического развития в учебном процессе.

Методы педагогической психологии:
организационные:
сравнительный метод - сопоставление различных групп по различным признакам
лонгитюдный - многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
комплексный - исследование одного объекта представителями разных наук
эмпирические:
обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение)
эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.)
психодиагностический метод
анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы)
моделирование
биографический метод
по способу обработки данных:
методы математико-статистического анализа данных
методы качественного описания
интерпретационные:
генетический (фило- и онтогенетический) метод
структурный метод (классификация, типологизация).
В психологии образования используются все те же самые методы, которые есть в общей, возрастной и других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др. Но она применяет их с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним.
Заключение
Психология образования представляет собой пограничную область знания, занявшую определенное место между психологией и педагогикой. С педагогикой психологию образования связывают общий предмет изучения, критерии «обученности» и методы исследования. Множество факторов определяет связь педагогической психологии также и с другими науками (философией, социологией, лингвистикой и др.). Главные проблемы, принципы, методы исследования психологии образования определяются, прежде всего, потребностями педагогической практики.


Литература

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979.
Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб: СПбГУ, 1992. – 205 с.
Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982. Вып. 3.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. - М.: Просвещение, 1969. – 240 с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.— 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
Предмет и задачи педагогической психологии / Педагогическая психология. – http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/1.html (20.04.2010).
Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. - М.: Просвещение, 1969. – 240 с. С. 155.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979. С. 5.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982. Вып. 3. С. 4.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с. С. 16
Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб: СПбГУ, 1992. – 205 с.
Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. С. 26.
Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с. С. 47.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.— 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с. С. 5.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. С. 4.
Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с. С. 4.
Предмет и задачи педагогической психологии / Педагогическая психология. – http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/1.html (20.04.2010).












2

Литература

1.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского, А. В. 2 – е изд., испр. и доп. М., 1979.
2.Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
3.Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики. – СПб: СПбГУ, 1992. – 205 с.
4.Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
5.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
6.Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гамезо, М. В. М., 1982. Вып. 3.
7.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
8.Пиаже, Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. - М.: Просвещение, 1969. – 240 с.
9.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология.— 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 544 с.
10.Предмет и задачи педагогической психологии / Педагогическая психология. – http://www.bsu.ru/content/hec/aismontas/1.html (20.04.2010).

Вопрос-ответ:

Какую роль играет психология образования в педагогической науке и практике?

Психология образования играет очень важную роль в педагогической науке и практике, так как она изучает психологические аспекты учебного процесса и помогает педагогам разработать эффективные методы обучения.

Какие основные принципы лежат в основе психологии образования?

Основные принципы психологии образования - это учет возрастных особенностей учащихся и проектирование новых видов деятельности в обучении.

В чем заключается роль возрастной психологии в обучении?

Возрастная психология помогает педагогам учесть индивидуальные особенности развития учащихся и ориентироваться на их потенциал.

Каким образом организуется обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся?

Обучение с учетом индивидуальных особенностей учащихся осуществляется не путем приспособления к ним, а путем разработки новых видов деятельности, которые максимально соответствуют потребностям каждого ученика.

Какие принципы психологии образования могут быть использованы в педагогической практике?

В педагогической практике могут быть использованы принципы психологии образования, такие как учет возрастных психологических особенностей учащихся и создание условий для развития новых видов деятельности.

Какое место занимает психология образования в педагогической науке и практике?

Психология образования занимает важное место в педагогической науке и практике, так как она изучает взаимосвязь между психическими процессами и образовательным процессом. Она помогает педагогам понять особенности развития учеников и эффективно организовать обучение.

Какие практические принципы психологии образования?

Практические принципы психологии образования включают в себя использование данных возрастной психологии для оптимальной организации обучения, учет индивидуальных особенностей учащихся при проектировании новых видов деятельности, не приспосабливаясь к ним, ориентация на развитие учеников и создание условий для использования их резервов.

Что означает организация обучения на основе данных возрастной психологии?

Организация обучения на основе данных возрастной психологии означает, что педагоги учитывают возрастные особенности учащихся при планировании и проведении занятий. Например, детям младшего возраста может потребоваться более игровая форма обучения, а подросткам – больше самостоятельности и возможностей для самовыражения.

Чем отличается приспособление к индивидуальным особенностям учащихся от проектирования новых видов деятельности?

Приспособление к индивидуальным особенностям учащихся означает, что обучение строится на основе уже имеющихся навыков и умений учеников. В то время как проектирование новых видов деятельности предполагает создание таких задач и упражнений, которые будут развивать новые навыки и способности учеников.

Какие принципы психологии образования считаются фундаментальными?

Фундаментальными принципами психологии образования являются использование данных возрастной психологии, учет индивидуальных особенностей учащихся, ориентация на развитие учеников и использование их резервов. Они являются основой для разработки практических принципов.

Какое место занимает психология образования в педагогической науке и практике?

Психология образования занимает центральное место как в педагогической науке, так и в педагогической практике. Она является ключевым направлением, изучающим психологические особенности учебной деятельности, процессы обучения и развития учащихся.