«Использование Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников».

  • 61 страница
  • 0 источников
  • Добавлена 06.12.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников 8
1.1 Сущность и особенности проявления социальных страхов у детей 8
1.2 Развивающие возможности арт-терапии 16
1.3 Особенности организации работе с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 23
Глава II. Практические аспекты использования Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Программа работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 42
2.3 Анализ эффективность разработанной программы работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 48
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение 61

Фрагмент для ознакомления

Дажееслиудвухдетейестьодинаковаялюбимаясказка,то чащевсего:акцентывданнойсказкерасставленыпо–разному;запоминаютсяразличныеэлементысюжета;разныеперсонажисчитаютсяглавными.Психологунужнопроявлятьнемалуюделикатность,примеряясказочныесобытияк жизниперсонажа.Следованиезаединственнымсмысломсказки.Многослойныйшифрсказок–этоважныйинструментработы,гдевсказкекаждыйрасставляет собственные акценты. Одни сказки нравятся и их перечитываютне один раз, иные - не нравятся. Психологу необходимо знать, какие сказки ипочемуребенокпредпочитает.Индивидуальныйстильипочерккаждоготренераформируют его предпочтения.Отсутствует «проверка реальности». Все используемые ведущимтексты,упражненияизаданиядолжныбыть«примерены»кучастникам.Конкретные произведения требуют предварительных разъяснений, доверия исплоченности детей. В сою очередь, подросткам не надо их очень подробноразъяснять.Всказкотерапииваженпроцессподборадлякаждогоребенкасобственной,особеннойсказки,котораяпоможетпроявитьсячему-тонереализованномуиобучитметодамсамопомощи,которыепозволяютсправитьсясконфликтами,проблемамиижизненнымисложностями.Врезультатеу неговозникнет ощущениезащищенности,раскроетсявнутреннийивнешний мир,он осмыслитпрожитоеисмоделируетбудущее.Глава II. Практические аспекты использования Арт-терапии в работе ссоциальнымистрахамидошкольниковОрганизацияиметодыисследованияВыборка испытуемых: исследование проводилось на базе ГБУЗ МОКраснознаменскаягородская детская поликлиника,средибольныхпоступившихналечениевданноеучреждение,вэкспериментепринялиучастиедетив возрасте5-6лет(27человек).Исходяизпоставленных передэмпирическимисследованиемзадач,намибылпроведенподборпсиходиагностическойбатареи,которыйбыпозволилдостичьпоставленной цели.Приотборепсиходиагностическихметодикмыисходилиизследующихтребований:методикидолжныбытьнаправленынарешениепоставленныхзадач исследования;методикидолжныпройтипсихометрическуюпроверку,бытьнадежными,валидными,стандартизированными;методикидолжныбытьдостоверными,свозможностьюполученияобъективныхчисловыхпоказателей.Дляпроверкивыдвинутойгипотезыирешенияпоставленныхзадачнамивработеиспользованследующийкомплекспсиходиагностическихметодиксбораиобработки данных:Анкетаповыявлениютревожногоребенка(дляродителей)[49]ТестМ.А. Панфиловой«Страхивдомиках»Методика«Лесенка»М.А.ПанфиловойТест«Несуществующее животное»М.3.ДрукаревичПомимоэтихметодикприменялисьметодынаблюденияибеседы.Достоверностьполученныхрезультатовобеспеченаадекватностьюприменяемых методов и методик, анализом и проверкой данных с помощьюразличныхстатистическихпроцедур.Рассмотримэтиметодикиболееподробно.Анкетаповыявлениютревожногоребенка(дляродителей)Анкетасостоитиз20вопросов,направленныхнаопределениетревожности,еепроявлений уребенка(приложение1).Напредложенныеутвержденияследовалоответитьлибо«да»,либо«нет».Наосновепоказателейанкеты,устанавливалисьуровнитревожностииспытуемыхвсоответствии со следующимикритериями:Высокаятревожность-15-20баллов.Средняя- 7-14 баллов.Низкая-1-6баллов.Всилуобстоятельствданнаяметодикапроводиласьнамиспедагогамидетей,которые присутствовалирядом с ними втечениивсегодня.МетодикаМ.А.Панфиловой«Страхи вдомиках»Методика М.А.Панфиловой«Страхив домиках» позволяет выявитьколичество страховудетей иопределитьиххарактер.Входеиндивидуальнойбеседывыясняется,боитсялиребёнокодиночества,нападения(бандитов),заболеть,умереть,смертипедагогов,некоторых людей,наказания,сказочных персонажей,темноты,животных,транспорта,стихии,высоты,глубины,воды,огня,врачей,крови.Послесоставляетсясписокстраховкаждогоребёнка(приложение2).Наследующемэтаперебенкудаетсястимульныйматериал:вырезанныедома из бумаги красного и черного цвета, в которым детям надо расселить 29страхов. Ребенка спрашивают: «В каком доме (красном или черном) будутжитьстрашныестрахи,авкаком –нестрашные?Ябудуперечислятьстрахи,аты записывайихномеравнутридома».Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, таккакмыслиотом,какизобразитьстрах,подразумеваютвстречусним,контакт,соприкосновение,чтосамопосебеуменьшаетостротуеговосприятия.Методика"Страхивдомиках" проводитсясоднимребенкомилисгруппойдетей.Послевыполнениязаданиядетямпредлагаетсязакрытьстрашный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ – выбросить илипотерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированныестрахи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастныминормами.Обработкаиинтерпретацияпроводитсяспомощьютаблицы1.Таблица 1Возрастныенормы(по А.И.Захарову)Среднеечислостраховудетей(пополуивозрасту)ВозрастЧислостраховВозрастЧислостраховмальчикидевочкимальчикидевочки397971047910710581111811691112787(дошк.)91213897(шк.)6914698691567Методика«Лесенка»Данная методика позволяет провести анализ самооценки дошкольниковследующимобразом:налистебумагирисуютлестницуиз10ступенек,показывают детям лесенку и говорят, что на самой нижней ступеньке стоятсамые плохие мальчики и девочки, на второй - чуть-чуть получше, а вот наверхнейступенькестоятсамыехорошие,добрыеиумныемальчикиидевочки.Дети отмечают своё положениена лестнице, и исследователь определяетихсамооценку.Методика«Несуществующееживотное»(авторМ.3.Друкаревич)Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующееживотное,атакжедатьемуранеенесуществовавшееимя.Рядучёных(К.Маковер,Дж.Бак,С.Рейнольдеидр.)считают,чторисунокживотного–этосвоеобразныйавтопортретрисующего,таккаквсвоёмрисункеребёнок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы длянего.Какимногиедругиерисуночныетесты,тестнаправленнадиагностикуличностныхособенностей,иногдаее творческихпотенциалов.Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широкоиспользуетсяотечественнымипсихологамиприобследованиидетейивзрослых,больныхиздоровыхчащевсеговкачествеориентирующейметодики,т.е.такой,данныекоторойпозволяютвыдвинутьнекоторыегипотезыобособенностяхличности.Программаработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииПроведеннаянамидиагностическаяработапоказаланеобходимостьпрофилактикивозрастныхстрахов удетейстаршегодошкольноговозраста.Наосновании этого нами было разработан ичастично апробированкомплекспрофилактическихзанятий.ВработемыиспользовалиопытТ.Шишовой.Нами была составлена программа коррекционной работы со старшимидошкольниками.Программавключаетвсебя6занятий,которыепроводятся2разав неделю по 20- 25 минут.В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т.Шишовой«Страхи- этосерьезно»,и книги«Азбукаобщения»подред.Л.М.Шипициной.Цельпрограммы-профилактикавозрастныхстраховудетейдошкольноговозраста.Входедостиженияцелирешалисьследующиезадачи:Совершенствоватьуменияудетейпередачисвоегоэмоционального состояния.Нейтрализоватьстрахииэмоционально-отрицательныепереживания.Формироватьнавыкиобщения,контролясвоегоповедения.созданиеусловийдляпреодолениястраховудетей;формированиенавыковвыраженияэмоциональногонастроения;содействиеразвитиюнавыковоценкисвоегоповеденияиповеденияокружающих;совершенствованиепутейпреодолениястрахов,выражениячувствастрахав рисунке.Намибыларазработанаследующаяструктуразанятия:Приветствие.Этюднавыражениестраха.Сказкаилиролевая игра.Игрынаразвитиеэмоциональнойсферы.Релаксация.Втаблице2представленопримерноетематическоепланирование.Таблица2.№п/пТемаЦелиизадачиНаименованиеформработа,упражнений1«Устрахаглазавелики».Создатьблагоприятныеусловиядляактивизациидетей,способствоватьснятиюстраха.Приветствие.Этюд«Устрахаглазавелики».Сказка«УПримерноетематическоепланированиепопрофилактикевозрастныхстраховудошкольниковстрахаглазавелики».Игра-инсценировка«Зайчикииволк».Релаксация«Разговорслесом».2«А вкуснаябылакапуста.Способствоватьразвитиюпоискапутей для преодоления чувствастраха.Приветствие.Этюд«Разноенастроение».Сказка «А вкуснаябыла капуста». Игра"Пятнашки". Игра-инсценировка«Зайчикииволк».Релаксация«Порханиебабочки».3«Почемугрустилтрусишка».Формироватьнавыкивыраженияэмоциональногонастроения.Приветствие.Этюд«Зайчики».Сказка«Почемугрустилтрусишка».Игра«Бобры».Релаксация«Плывемвоблаках».4«Смелыйтрусишка».Совершенствоватьпутипреодолениястраха.Приветствие.Этюд«Гроза».Сказка«Смелый трусишка».Игра«Смелыйзаяц».Релаксация«Необычнаябабочка».5«Какпоборотьстрах».Способствоватьразвитиюсмелости,преодолениюстрахов.Приветствие.Этюд«Зайчикиотдыхают».Сказка«Страх мой врагмой».Игра«Жмуркисголосом».Релаксация«Чторассказаломоре».6«Спатьпора».Формировать навыки поведения,сравниватьсповедениемдругих.Приветствие.Этюд«Настуле».Сказка«Спатьпора».Игра«Жмуркисголосом».Релаксация«Путешествиевволшебныйлес».Напримередвухзанятийпроанализируемихпроведение.В первом занятии мы ставили перед собой цель создать благоприятныеусловия дляактивизациидетей,способствоватьснятиюстрахов.В начале занятия нами использовался ритуал приветствия, для этогодетямбылопредложеновстатьвкруг,взятьсязарукиипоприветствоватьдругдруга,глядяв глазаисдобройулыбкой.Далеенамибылиспользованэтюд«Устрахаглазавелики».Мывместесдетьмивставаливкруг(Нарасстояниивытянутыхрукдруготдруга)ипредлагаливсемпредставить,чтоунихбольшой,огромныйстрах.(Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большиеглаза», - добавляли мы. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.)Дети повторялидвижениявследзанами«Но теперь страх уменьшается», - говорили мы и делали вновь рукамисоответствующие движения,предлагаядетямповторитьзанами.Выполняя с детьми упражнение, мы подводили их к тому, что страхпостепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и внедоумении разводят руками.) В конце упражнения мы предлагали детямпосмотретьдругнадругаиубедиться,чтониукогоизнихнетбольше«большихглаз»и,следовательно,ониничегонебоятся, таккакстрахисчез.Далее нами использовалась ролевая игра «У страха глаза велики». В ходепроведенияэтюдавосновномвседетибылинастороженны,проявлялиинтерес, прятались за ладони, в конце этюда дети были радостными, что всехорошо закончилосьи смеялисьнадзайчишкой-трусишкой.Послепроведенияэтюданамибылапроведенаигра-инсценировка«Зайчикииволк».Цельюигрыбылонаучитьдетейвыражатьсвоеэмоциональноесостояние,используямимикуивыразительныедвиженияпальцеврук.Длязавершениязанятиимыпроводилирелаксацию«Разговорслесом».Цель.Упражнениеразвиваеттворческуюфантазию,умениерасслабляться.Мы сообщали детям о том, что их ожидает необычное путешествие.Вначале им предлагалось мысленно перенестись в лес. Дети закрывали глаза,клали мягкие, расслабленные руки на колени. Далее мы называли то, чтонаходитсявокругнихвлесу:деревья,кустарники,травы,цветы,птицы,полянаидр.Перечисляли,всевозможныйживойинеживоймирлеса.Предлагалидетям«пообщаться»слесом:мысленнопотрогатьлисточки,траву,понюхатьцветы,воздух,подставитьлицоСвежемуветеркуипр.На этом занятие было окончено.Далеемыпровеливтороезанятие.Цельвторогозанятия-способствоватьразвитиюпоискапутейдляпреодолениячувствастраха.Вначалемыпровелиритуалприветствия.Дляэтогомыдетямнапомнили как мы приветствовали друг друга на прошлом занятии. Детисамостоятельно поприветствовали другдруга.Далеенамибылпроведенэтюд«Разноенастроение».Для этого мы детям читали текст стихотворения, а дети изображалимимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. В ходепроведенияэтюда детибыли эмоциональны,изображаливсеэмоции.После проведения этюда нами была прочитано детям сказка «А вкуснаябылакапуста».ВначалемыдетямпредложиливспомнитьктотакойЗайчишка-трусишкаипочемуеготакназвали.Входепрочтениясказкимыотметили,чтодетивначалесказкииспугались,вконцесказкидетибылиспокойныиуравновешенны,дляподдержанияинтересакпоследующимзанятиямнамибылообещаноинтересноепродолжениеигры.После прочтения сказки нами была проведена игра "Пятнашки", что быобеспечитьэмоциональнуюразрядку-снятьнакопившеесянервноенапряжениеизарядитьдетейочереднойпорциейжизнерадостностииоптимизма;улучшитьгибкостьвповедении,ситуативность;усилитьспособностьбыстроприниматьрешения;освоитьгрупповыеправилаповеденияисовместнойдеятельности;развитьловкость,координациюдвижений и большую побудительнуюактивность.Для этого мы заранее ограничили игровую площадку, на которой вбеспорядкебылирасставленыстульяистолик,так,чтобымеждунимиосталисьнебольшие проходы.Рассказали детямоправилахигры.Такая эмоциональная игра пятнашки вызывала много радости, веселья,служиласвоегородааккумуляторомположительнойпсихическойэнергиидлявсех участников.Далеемыпровелиигру-инсценировку«Зайчикииволк»,детиужезналиэтотэтюдисудовольствиемвнегоиграли,проявлялиприэтомтолькоположительныеэмоции.Послепроведенияэтюданазаключительномэтапемыпровелирелаксацию«Порханиебабочки».Для этого детям предлагалось лечь на коврики на спину, руки вытянутьвдольтуловища,ноги выпрямить,слегкараздвинуть.При этом мы говорили: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышителегко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасныйлетнийдень.Прямопередсобойвывидитевеликолепнуюбабочку,порхающуюсцветканацветок.Проследитезадвижениемеекрыльев.Движенияеекрыльевлегкииграциозны.Теперьпустькаждыйвообразит,чтоон - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как вашикрыльямедленноиплавнодвижутсявверхивниз.Наслаждайтесьощущениеммедленногоиплавногопаренияввоздухе.Атеперьвзглянитенапестрыйлуг,надкоторымвылетите.Посмотрите,скольконанемяркихцветов.Найдитеглазами самый красивыйцветок и постепенно начинайтеприближатьсякнему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесьнамягкуюпахучуюсерединкуцветка.Вдохнитеещеразегоаромат...иоткройтеглаза.Расскажитеосвоихощущениях».Послеэтогодетирассказывали о том, что им очень понравились игры и что с удовольствиембудутещеиграть.Полностьюконспектыданныхзанятийпредложенывприложении 1.Послереализациикоррекционнойработыбылпроведензаключительныйэтап-контрольныйэтаписследования,накотороммыповторно провели диагностику уровня и особенностей страха у детей старшегодошкольноговозраста.Анализ эффективность разработанной программы работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииАнкетаповыявлениютревожногоребенка(дляпедагогов)Оценкапроявленийтревожностипедагогамииспытуемыхпредставленавтаблице3.Таблица 3.Таблицапоказателейтревожностиребенкапоанкете№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень1.16высокий11средний2.13средний10средний3.17высокий8средний4.14средний9средний5.16высокий15высокий6.18высокий16высокий7.11средний13средний8.12средний14средний9.17высокий10средний10.13средний11средний11.9средний13средний12.14средний11средний13.9средний15высокий14.10средний11средний15.18высокий9средний16.15высокий13средний17.13средний7средний18.12средний11средний19.15высокий12средний20.14средний4низкий21.19высокий9средний22.10средний16высокий23.8средний6низкий24.11средний12средний25.16высокий12средний26.16высокий6низкий27.20высокий15высокийS13,9средний11,1среднийТаблица 4 и рисунок 1 показывают, что после проведённой работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииуиспытуемыхпонизилсяуровеньтревожности.Таблица 4.Тревожностьвгруппахдошкольников порезультатаманкетыуровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1245%622%Средний1555%1867%Низкий00311%Обратим внимание, что детей до проведения работы с социальнымистрахами дошкольников посредством арт-терапии 45% детей имели высокийуровеньтревожности,уостальных–средний.Послепроведеннойработутревожностьимеетсреднийуровень(67%),у11%выявленнизкийуровеньтревожностии только у22%детей–высокийуровень.Рисунок1.ТревожностьвгруппахиспытуемыхпорезультатаманкетыМетодикаМ.А.Панфиловой«Страхи вдомиках»Даннаяметодикапоказаласледующеераспределениекол-вастраховсреди испытуемыхдетей (таблица5).Таблица 5.Количествостраховиспытуемыхдоипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии№п./п.ДоПосле1.17(д)15(м)2.17(д)13(м)3.15(м)18(д)4.13(м)15(м)5.14(м)17(д)6.16(д)17(д)7.17(д)16(м)8.12(м)14(м)9.12(м)15(д)10.11(д)11(м)11.17(д)11(д)12.16(д)15(м)13.16(д)12(д)14.13(м)17(м)15.11(м)15(м)16.14(м)16(д)17.15(д)14(д)18.12(м)11(м)19.11(м)18(д)20.13(м)13(д)21.12(м)16(д)22.14(д)13(м)23.14(д)16(м)24.15(д)12(д)25.15(д)14(д)26.17(д)17(д)27.13(м)18(м)S14,1414,7Вседетипорезультатамэтойметодикиимеютстраховбольшеихвозрастнойнормы(6баллов-длямальчиков,9баллов -длядевочек).Прианализеданныхмыможемсделатьвыводопреобладаниивгруппахстраховтемнотыи наказания(73%).Дети боятся темноты и снов, т.к. часто им снятся кошмары. В этих снахза детьми гоняются бандиты, пытаются их убить, умирают люди, появляютсяразныечудовищаимонстры.Понашемумнению,однойизпричинданногострахаявляетсянеправильноевоспитание.Взрослыесамитогонепонимая,развиваютвдетяхданные страхи.Например: “Если сейчас же не заснешь, придет “Бабай” изаберет тебя”. Фраза, услышанная от взрослого у ребенка, ассоциируется стемнотой, т.к. уже ночь и в комнате не горит свет, соответственно “Бабай”придет откуда-тоизтемноты.Так же дети смотрят много ужасов, боевиков, современные мультики,многие из которых содержат насилие, а главными героями являются – разныечудовища. Насмотревшись таких мультфильмов или фильмов, и еще вечеромуслышавфразусугрозойотвзрослых,ребеноквидиткошмарные сны.Страх, который также особенно проявился при проведении методики(54%), связан с тем, что дети не уверены в своей работе и ее результате.Этосоздаетобщий негативныйэмоциональныйфонотношенийспедагогами,понижаетуспешностьобученияребенка.Причинами данного страха могут являться отрицательная оценка поповодуспособностейребенка;замедленноевосприятие поступающейинформации (познавательной); негативноеотношениепедагогак ребенку.Неуспеваемость ребенка ведет к понижению самооценки и уровня притязаний,чтоспособствуетусилениюстрахавданном направлении.Кроме того, среди испытуемых детей распространены страхи животных,страхи сказочныхперсонажей.Методика«Лесенка»Изучимрезультатыметодикидоипослепроведенияработыссоциальнымистрахами дошкольниковпосредствомарт-терапии.Таблица 6Результатыметодики«Лесенка»вгруппахдошкольников№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень16средний5средний210высокий8высокий38высокий9высокий46средний8высокий53низкий4средний69высокий5средний73низкий6средний87средний9высокий92низкий6средний106средний10высокий119высокий6средний129высокий7средний138высокий9высокий146средний5средний1510высокий9высокий166средний10высокий174средний7средний186средний9высокий193низкий8высокий206средний5средний214средний4средний228высокий8высокий239высокий9высокий245средний7средний253низкий5средний265средний9высокий276средний7среднийСреднийбалл6,2средний7,2среднийПорезультатамтаблицыможносделатьвывод,чтовсреднемдопроведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии испытуемым наиболее характерен средний уровень самооценки (7,2балла).Изучимособенностиуровнейсамооценкидошкольников.Таблица 7.Особенности уровней самооценки до и после проведения работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий933%1348%Средний1348%1452%Низкий519%00%Другимисловами,допроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольников посредством арт-терапии у 52% испытуемых был обнаруженсреднийуровеньсамооценки,у33%дошкольниковобнаруженвысокийуровень самооценки, низкий уровень не выявлен.у 19% испытуемых этойгруппы отмечен низкийуровеньсамооценкиУбольшинствадошкольниковпослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии(13человек–48%)обнаруженсреднийуровеньсамооценки48%дошкольниковобладаютвысокимуровнемсамооценки.Рис.2.ОсобенностиуровнейсамооценкидошкольниковБолее низкие показатели самооценки выявлены до проведения работы ссоциальнымистрахами дошкольниковпосредствомарт-терапииМетодика«Несуществующееживотное»Рисункииспытуемыхоценивалисьнамитолькодлявыявлениятревожности и страхов дошкольников,другие личностные особенности неучитывалисьприанализерисунков.Длятого,чтобыполучитьколичественныерезультатыподаннойметодике,намибылавведенапроцентнаяшкалауровнейтревожностиистрахов,построеннаянаоснованиибольшегоилименьшегоприсутствиялинийизнаковврисунке,указывающихнатревожностьличности.0-30%-низкийуровеньтревожности;31-60%-среднийуровеньтревожности;61-100%-высокийуровеньтревожности.Рассмотрим полученные результаты средидетейдопроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.Таблица8.Результатыметодики«Несуществующееживотное»№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень152средний52средний275высокий75высокий368высокий68высокий465высокий65высокий567высокий67высокий674высокий74высокий746средний46средний876высокий76высокий979высокий79высокий1069высокий69высокий1162высокий62высокий1235средний35средний1345средний45средний1467высокий67высокий1565высокий65высокий1668высокий68высокий1733средний33средний1837средний37средний1946средний46средний2062высокий62высокий2152средний52средний2233средний33средний2367высокий67высокий2437средний37средний2568высокий68высокий2667высокий67высокий2762высокий62высокийS59средний59среднийДанныетабл.8показывают,чтодопроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииудетейотмечалсявысокийуровеньтревожности.Изучимуровнитревожностисредииспытуемых.Таблица9.Уровнитревожностисредииспытуемыхдоипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1763%1763%Средний1037%1037%Низкий0000По даннымтабл.8 у большинства испытуемыхдо проведения работыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииотмечены у 17 детей 2 группы выявлен высокий уровень тревожности порезультатамданноготеста.Послепроведенияработыссоциальнымистрахами дошкольников посредствомарт-терапиитревожностьпонизиласьдо среднего (16 человек – 59% от группы) и низкого (7 человек – 26% отгруппы)уровнейтревожностиРис.3.УровнитревожностидошкольниковСравнениерезультатовметодиквгруппахспомощьюU-критерияМанна-Уитни представленовтаблице9.Таблица 9.Сравнениерезультатовметодиквэгруппах.ЭмпирическиезначенияU-критерияМанна-УитниПоказателитревожностипоанкете219Количествострахов199,5Самооценка261Тревожность223Полученные данные свидетельствуют о наличии значимых различий вуровнях тревожности и страхов испытуемых детей дошкольного возраста (доипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии)(U(кр)=229,дляa=0.05).ЗаключениеСтрах–этоэмоциональноесостояние,котороеотражаетзащитнуюбиологическуюреакциючеловекалибоживотногоприпереживанииимидействительной, либо мнимой опасности для их здоровья и благополучия;основные функции страха: предупреждать и сигнализировать о надвигающейопасности и, тем самым, мобилизовать человека на действия по избеганиюугрозы.Детские страхи — специфические (возрастные) страхи, возникающие удетей. Ребёнок нередко боится явлений, чаще всего, не вызывающих страха увзрослых (к примеру, темноты, сказочных персонажей).Появление детскихстрахов связано с различными причинами, в частности с внешней средой (кпримеру,сзапретамисосторонывзрослых,которыедетямнепонятны,внушениесостороныдругихдетей).Сказка является кратким либо длинным эпическим повествованием,одним из самых распространенных жанров устного народного творчества овымышленныхсобытиях,героях.Всеэтофольклор,видысказоквнемвстречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказкиотражаютпредставленияомире,добре,зле,жизни,смерти,природе,бытовавшиев народнойсреде.Сказки, в независимости от пола и возраста их персонажей, обладаютбольшим воспитательным значением для детей, потому что облегчают сменуидентификаций в зависимости от проблем, которые волнующих учащегося.Онслёгкостьювходитвнепривычнуюдлянегосказочнуюобстановку.Ребёнок интуитивным образом ощущает, что сказки являются нереальными,однаковместесэтимимдопускается,чтоэтомоглопроизойтиивреальности.Такпроявляетсядвойственностьлитературныхпереживанийребенка:ощущениесказочногов действительном,обыденномидействительноговсказочном, волшебном. Через сказки у ребенка вырабатывается способностьсопереживать, сострадать, безкоторойчеловекнеможетбытьчеловеком.Работа со сказкой является не новой и не новой формой терапии идиагностики ребенка, однако особым сочетанием приемов и наложений их насамыеразныесимптомы,даваяпоражающиесярезультаты.Процесссочинениясказкиявляетсяоднойизформдетскоготворчества,проявляющаяся в качестве результата индивидуального опыта, его ответнойреакции на изменения в окружающей реальности, системе потребностей иценностей.Сказкаактивизируетэмоциональнуюиумственнуюсферу.Благодаря сказке, в качестве плода фантазии учащегося, можно понять еговнутренней — идеальный — мир, осознать его чувства и эмоциональныесостояния.Такимобразом,сказочныефантазииучащегосяоказываютдейственнопомогаютпедагогическимусилиям;вместесэтимонидаютвозможность глубокого проникновения во внутреннюю жизнь ребенка, чтоспособствуетпреодолению детскихстрахов.СписокиспользованнойлитературыПриложение

-

Узнать стоимость работы