«Использование Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников».

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6161 страница
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 06.12.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников 8
1.1 Сущность и особенности проявления социальных страхов у детей 8
1.2 Развивающие возможности арт-терапии 16
1.3 Особенности организации работе с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 23
Глава II. Практические аспекты использования Арт-терапии в работе с социальными страхами дошкольников 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Программа работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 42
2.3 Анализ эффективность разработанной программы работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии 48
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Приложение 61

Фрагмент для ознакомления

Дажееслиудвухдетейестьодинаковаялюбимаясказка,то чащевсего:акцентывданнойсказкерасставленыпо–разному;запоминаютсяразличныеэлементысюжета;разныеперсонажисчитаютсяглавными.Психологунужнопроявлятьнемалуюделикатность,примеряясказочныесобытияк жизниперсонажа.Следованиезаединственнымсмысломсказки.Многослойныйшифрсказок–этоважныйинструментработы,гдевсказкекаждыйрасставляет собственные акценты. Одни сказки нравятся и их перечитываютне один раз, иные - не нравятся. Психологу необходимо знать, какие сказки ипочемуребенокпредпочитает.Индивидуальныйстильипочерккаждоготренераформируют его предпочтения.Отсутствует «проверка реальности». Все используемые ведущимтексты,упражненияизаданиядолжныбыть«примерены»кучастникам.Конкретные произведения требуют предварительных разъяснений, доверия исплоченности детей. В сою очередь, подросткам не надо их очень подробноразъяснять.Всказкотерапииваженпроцессподборадлякаждогоребенкасобственной,особеннойсказки,котораяпоможетпроявитьсячему-тонереализованномуиобучитметодамсамопомощи,которыепозволяютсправитьсясконфликтами,проблемамиижизненнымисложностями.Врезультатеу неговозникнет ощущениезащищенности,раскроетсявнутреннийивнешний мир,он осмыслитпрожитоеисмоделируетбудущее.Глава II. Практические аспекты использования Арт-терапии в работе ссоциальнымистрахамидошкольниковОрганизацияиметодыисследованияВыборка испытуемых: исследование проводилось на базе ГБУЗ МОКраснознаменскаягородская детская поликлиника,средибольныхпоступившихналечениевданноеучреждение,вэкспериментепринялиучастиедетив возрасте5-6лет(27человек).Исходяизпоставленных передэмпирическимисследованиемзадач,намибылпроведенподборпсиходиагностическойбатареи,которыйбыпозволилдостичьпоставленной цели.Приотборепсиходиагностическихметодикмыисходилиизследующихтребований:методикидолжныбытьнаправленынарешениепоставленныхзадач исследования;методикидолжныпройтипсихометрическуюпроверку,бытьнадежными,валидными,стандартизированными;методикидолжныбытьдостоверными,свозможностьюполученияобъективныхчисловыхпоказателей.Дляпроверкивыдвинутойгипотезыирешенияпоставленныхзадачнамивработеиспользованследующийкомплекспсиходиагностическихметодиксбораиобработки данных:Анкетаповыявлениютревожногоребенка(дляродителей)[49]ТестМ.А. Панфиловой«Страхивдомиках»Методика«Лесенка»М.А.ПанфиловойТест«Несуществующее животное»М.3.ДрукаревичПомимоэтихметодикприменялисьметодынаблюденияибеседы.Достоверностьполученныхрезультатовобеспеченаадекватностьюприменяемых методов и методик, анализом и проверкой данных с помощьюразличныхстатистическихпроцедур.Рассмотримэтиметодикиболееподробно.Анкетаповыявлениютревожногоребенка(дляродителей)Анкетасостоитиз20вопросов,направленныхнаопределениетревожности,еепроявлений уребенка(приложение1).Напредложенныеутвержденияследовалоответитьлибо«да»,либо«нет».Наосновепоказателейанкеты,устанавливалисьуровнитревожностииспытуемыхвсоответствии со следующимикритериями:Высокаятревожность-15-20баллов.Средняя- 7-14 баллов.Низкая-1-6баллов.Всилуобстоятельствданнаяметодикапроводиласьнамиспедагогамидетей,которые присутствовалирядом с ними втечениивсегодня.МетодикаМ.А.Панфиловой«Страхи вдомиках»Методика М.А.Панфиловой«Страхив домиках» позволяет выявитьколичество страховудетей иопределитьиххарактер.Входеиндивидуальнойбеседывыясняется,боитсялиребёнокодиночества,нападения(бандитов),заболеть,умереть,смертипедагогов,некоторых людей,наказания,сказочных персонажей,темноты,животных,транспорта,стихии,высоты,глубины,воды,огня,врачей,крови.Послесоставляетсясписокстраховкаждогоребёнка(приложение2).Наследующемэтаперебенкудаетсястимульныйматериал:вырезанныедома из бумаги красного и черного цвета, в которым детям надо расселить 29страхов. Ребенка спрашивают: «В каком доме (красном или черном) будутжитьстрашныестрахи,авкаком –нестрашные?Ябудуперечислятьстрахи,аты записывайихномеравнутридома».Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, таккакмыслиотом,какизобразитьстрах,подразумеваютвстречусним,контакт,соприкосновение,чтосамопосебеуменьшаетостротуеговосприятия.Методика"Страхивдомиках" проводитсясоднимребенкомилисгруппойдетей.Послевыполнениязаданиядетямпредлагаетсязакрытьстрашный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ – выбросить илипотерять. (Тем самым психолог несколько успокаивает актуализированныестрахи.) Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастныминормами.Обработкаиинтерпретацияпроводитсяспомощьютаблицы1.Таблица 1Возрастныенормы(по А.И.Захарову)Среднеечислостраховудетей(пополуивозрасту)ВозрастЧислостраховВозрастЧислостраховмальчикидевочкимальчикидевочки397971047910710581111811691112787(дошк.)91213897(шк.)6914698691567Методика«Лесенка»Данная методика позволяет провести анализ самооценки дошкольниковследующимобразом:налистебумагирисуютлестницуиз10ступенек,показывают детям лесенку и говорят, что на самой нижней ступеньке стоятсамые плохие мальчики и девочки, на второй - чуть-чуть получше, а вот наверхнейступенькестоятсамыехорошие,добрыеиумныемальчикиидевочки.Дети отмечают своё положениена лестнице, и исследователь определяетихсамооценку.Методика«Несуществующееживотное»(авторМ.3.Друкаревич)Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующееживотное,атакжедатьемуранеенесуществовавшееимя.Рядучёных(К.Маковер,Дж.Бак,С.Рейнольдеидр.)считают,чторисунокживотного–этосвоеобразныйавтопортретрисующего,таккаквсвоёмрисункеребёнок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы длянего.Какимногиедругиерисуночныетесты,тестнаправленнадиагностикуличностныхособенностей,иногдаее творческихпотенциалов.Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широкоиспользуетсяотечественнымипсихологамиприобследованиидетейивзрослых,больныхиздоровыхчащевсеговкачествеориентирующейметодики,т.е.такой,данныекоторойпозволяютвыдвинутьнекоторыегипотезыобособенностяхличности.Программаработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииПроведеннаянамидиагностическаяработапоказаланеобходимостьпрофилактикивозрастныхстрахов удетейстаршегодошкольноговозраста.Наосновании этого нами было разработан ичастично апробированкомплекспрофилактическихзанятий.ВработемыиспользовалиопытТ.Шишовой.Нами была составлена программа коррекционной работы со старшимидошкольниками.Программавключаетвсебя6занятий,которыепроводятся2разав неделю по 20- 25 минут.В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т.Шишовой«Страхи- этосерьезно»,и книги«Азбукаобщения»подред.Л.М.Шипициной.Цельпрограммы-профилактикавозрастныхстраховудетейдошкольноговозраста.Входедостиженияцелирешалисьследующиезадачи:Совершенствоватьуменияудетейпередачисвоегоэмоционального состояния.Нейтрализоватьстрахииэмоционально-отрицательныепереживания.Формироватьнавыкиобщения,контролясвоегоповедения.созданиеусловийдляпреодолениястраховудетей;формированиенавыковвыраженияэмоциональногонастроения;содействиеразвитиюнавыковоценкисвоегоповеденияиповеденияокружающих;совершенствованиепутейпреодолениястрахов,выражениячувствастрахав рисунке.Намибыларазработанаследующаяструктуразанятия:Приветствие.Этюднавыражениестраха.Сказкаилиролевая игра.Игрынаразвитиеэмоциональнойсферы.Релаксация.Втаблице2представленопримерноетематическоепланирование.Таблица2.№п/пТемаЦелиизадачиНаименованиеформработа,упражнений1«Устрахаглазавелики».Создатьблагоприятныеусловиядляактивизациидетей,способствоватьснятиюстраха.Приветствие.Этюд«Устрахаглазавелики».Сказка«УПримерноетематическоепланированиепопрофилактикевозрастныхстраховудошкольниковстрахаглазавелики».Игра-инсценировка«Зайчикииволк».Релаксация«Разговорслесом».2«А вкуснаябылакапуста.Способствоватьразвитиюпоискапутей для преодоления чувствастраха.Приветствие.Этюд«Разноенастроение».Сказка «А вкуснаябыла капуста». Игра"Пятнашки". Игра-инсценировка«Зайчикииволк».Релаксация«Порханиебабочки».3«Почемугрустилтрусишка».Формироватьнавыкивыраженияэмоциональногонастроения.Приветствие.Этюд«Зайчики».Сказка«Почемугрустилтрусишка».Игра«Бобры».Релаксация«Плывемвоблаках».4«Смелыйтрусишка».Совершенствоватьпутипреодолениястраха.Приветствие.Этюд«Гроза».Сказка«Смелый трусишка».Игра«Смелыйзаяц».Релаксация«Необычнаябабочка».5«Какпоборотьстрах».Способствоватьразвитиюсмелости,преодолениюстрахов.Приветствие.Этюд«Зайчикиотдыхают».Сказка«Страх мой врагмой».Игра«Жмуркисголосом».Релаксация«Чторассказаломоре».6«Спатьпора».Формировать навыки поведения,сравниватьсповедениемдругих.Приветствие.Этюд«Настуле».Сказка«Спатьпора».Игра«Жмуркисголосом».Релаксация«Путешествиевволшебныйлес».Напримередвухзанятийпроанализируемихпроведение.В первом занятии мы ставили перед собой цель создать благоприятныеусловия дляактивизациидетей,способствоватьснятиюстрахов.В начале занятия нами использовался ритуал приветствия, для этогодетямбылопредложеновстатьвкруг,взятьсязарукиипоприветствоватьдругдруга,глядяв глазаисдобройулыбкой.Далеенамибылиспользованэтюд«Устрахаглазавелики».Мывместесдетьмивставаливкруг(Нарасстояниивытянутыхрукдруготдруга)ипредлагаливсемпредставить,чтоунихбольшой,огромныйстрах.(Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большиеглаза», - добавляли мы. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.)Дети повторялидвижениявследзанами«Но теперь страх уменьшается», - говорили мы и делали вновь рукамисоответствующие движения,предлагаядетямповторитьзанами.Выполняя с детьми упражнение, мы подводили их к тому, что страхпостепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и внедоумении разводят руками.) В конце упражнения мы предлагали детямпосмотретьдругнадругаиубедиться,чтониукогоизнихнетбольше«большихглаз»и,следовательно,ониничегонебоятся, таккакстрахисчез.Далее нами использовалась ролевая игра «У страха глаза велики». В ходепроведенияэтюдавосновномвседетибылинастороженны,проявлялиинтерес, прятались за ладони, в конце этюда дети были радостными, что всехорошо закончилосьи смеялисьнадзайчишкой-трусишкой.Послепроведенияэтюданамибылапроведенаигра-инсценировка«Зайчикииволк».Цельюигрыбылонаучитьдетейвыражатьсвоеэмоциональноесостояние,используямимикуивыразительныедвиженияпальцеврук.Длязавершениязанятиимыпроводилирелаксацию«Разговорслесом».Цель.Упражнениеразвиваеттворческуюфантазию,умениерасслабляться.Мы сообщали детям о том, что их ожидает необычное путешествие.Вначале им предлагалось мысленно перенестись в лес. Дети закрывали глаза,клали мягкие, расслабленные руки на колени. Далее мы называли то, чтонаходитсявокругнихвлесу:деревья,кустарники,травы,цветы,птицы,полянаидр.Перечисляли,всевозможныйживойинеживоймирлеса.Предлагалидетям«пообщаться»слесом:мысленнопотрогатьлисточки,траву,понюхатьцветы,воздух,подставитьлицоСвежемуветеркуипр.На этом занятие было окончено.Далеемыпровеливтороезанятие.Цельвторогозанятия-способствоватьразвитиюпоискапутейдляпреодолениячувствастраха.Вначалемыпровелиритуалприветствия.Дляэтогомыдетямнапомнили как мы приветствовали друг друга на прошлом занятии. Детисамостоятельно поприветствовали другдруга.Далеенамибылпроведенэтюд«Разноенастроение».Для этого мы детям читали текст стихотворения, а дети изображалимимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. В ходепроведенияэтюда детибыли эмоциональны,изображаливсеэмоции.После проведения этюда нами была прочитано детям сказка «А вкуснаябылакапуста».ВначалемыдетямпредложиливспомнитьктотакойЗайчишка-трусишкаипочемуеготакназвали.Входепрочтениясказкимыотметили,чтодетивначалесказкииспугались,вконцесказкидетибылиспокойныиуравновешенны,дляподдержанияинтересакпоследующимзанятиямнамибылообещаноинтересноепродолжениеигры.После прочтения сказки нами была проведена игра "Пятнашки", что быобеспечитьэмоциональнуюразрядку-снятьнакопившеесянервноенапряжениеизарядитьдетейочереднойпорциейжизнерадостностииоптимизма;улучшитьгибкостьвповедении,ситуативность;усилитьспособностьбыстроприниматьрешения;освоитьгрупповыеправилаповеденияисовместнойдеятельности;развитьловкость,координациюдвижений и большую побудительнуюактивность.Для этого мы заранее ограничили игровую площадку, на которой вбеспорядкебылирасставленыстульяистолик,так,чтобымеждунимиосталисьнебольшие проходы.Рассказали детямоправилахигры.Такая эмоциональная игра пятнашки вызывала много радости, веселья,служиласвоегородааккумуляторомположительнойпсихическойэнергиидлявсех участников.Далеемыпровелиигру-инсценировку«Зайчикииволк»,детиужезналиэтотэтюдисудовольствиемвнегоиграли,проявлялиприэтомтолькоположительныеэмоции.Послепроведенияэтюданазаключительномэтапемыпровелирелаксацию«Порханиебабочки».Для этого детям предлагалось лечь на коврики на спину, руки вытянутьвдольтуловища,ноги выпрямить,слегкараздвинуть.При этом мы говорили: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышителегко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасныйлетнийдень.Прямопередсобойвывидитевеликолепнуюбабочку,порхающуюсцветканацветок.Проследитезадвижениемеекрыльев.Движенияеекрыльевлегкииграциозны.Теперьпустькаждыйвообразит,чтоон - бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как вашикрыльямедленноиплавнодвижутсявверхивниз.Наслаждайтесьощущениеммедленногоиплавногопаренияввоздухе.Атеперьвзглянитенапестрыйлуг,надкоторымвылетите.Посмотрите,скольконанемяркихцветов.Найдитеглазами самый красивыйцветок и постепенно начинайтеприближатьсякнему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесьнамягкуюпахучуюсерединкуцветка.Вдохнитеещеразегоаромат...иоткройтеглаза.Расскажитеосвоихощущениях».Послеэтогодетирассказывали о том, что им очень понравились игры и что с удовольствиембудутещеиграть.Полностьюконспектыданныхзанятийпредложенывприложении 1.Послереализациикоррекционнойработыбылпроведензаключительныйэтап-контрольныйэтаписследования,накотороммыповторно провели диагностику уровня и особенностей страха у детей старшегодошкольноговозраста.Анализ эффективность разработанной программы работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииАнкетаповыявлениютревожногоребенка(дляпедагогов)Оценкапроявленийтревожностипедагогамииспытуемыхпредставленавтаблице3.Таблица 3.Таблицапоказателейтревожностиребенкапоанкете№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень1.16высокий11средний2.13средний10средний3.17высокий8средний4.14средний9средний5.16высокий15высокий6.18высокий16высокий7.11средний13средний8.12средний14средний9.17высокий10средний10.13средний11средний11.9средний13средний12.14средний11средний13.9средний15высокий14.10средний11средний15.18высокий9средний16.15высокий13средний17.13средний7средний18.12средний11средний19.15высокий12средний20.14средний4низкий21.19высокий9средний22.10средний16высокий23.8средний6низкий24.11средний12средний25.16высокий12средний26.16высокий6низкий27.20высокий15высокийS13,9средний11,1среднийТаблица 4 и рисунок 1 показывают, что после проведённой работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииуиспытуемыхпонизилсяуровеньтревожности.Таблица 4.Тревожностьвгруппахдошкольников порезультатаманкетыуровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1245%622%Средний1555%1867%Низкий00311%Обратим внимание, что детей до проведения работы с социальнымистрахами дошкольников посредством арт-терапии 45% детей имели высокийуровеньтревожности,уостальных–средний.Послепроведеннойработутревожностьимеетсреднийуровень(67%),у11%выявленнизкийуровеньтревожностии только у22%детей–высокийуровень.Рисунок1.ТревожностьвгруппахиспытуемыхпорезультатаманкетыМетодикаМ.А.Панфиловой«Страхи вдомиках»Даннаяметодикапоказаласледующеераспределениекол-вастраховсреди испытуемыхдетей (таблица5).Таблица 5.Количествостраховиспытуемыхдоипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии№п./п.ДоПосле1.17(д)15(м)2.17(д)13(м)3.15(м)18(д)4.13(м)15(м)5.14(м)17(д)6.16(д)17(д)7.17(д)16(м)8.12(м)14(м)9.12(м)15(д)10.11(д)11(м)11.17(д)11(д)12.16(д)15(м)13.16(д)12(д)14.13(м)17(м)15.11(м)15(м)16.14(м)16(д)17.15(д)14(д)18.12(м)11(м)19.11(м)18(д)20.13(м)13(д)21.12(м)16(д)22.14(д)13(м)23.14(д)16(м)24.15(д)12(д)25.15(д)14(д)26.17(д)17(д)27.13(м)18(м)S14,1414,7Вседетипорезультатамэтойметодикиимеютстраховбольшеихвозрастнойнормы(6баллов-длямальчиков,9баллов -длядевочек).Прианализеданныхмыможемсделатьвыводопреобладаниивгруппахстраховтемнотыи наказания(73%).Дети боятся темноты и снов, т.к. часто им снятся кошмары. В этих снахза детьми гоняются бандиты, пытаются их убить, умирают люди, появляютсяразныечудовищаимонстры.Понашемумнению,однойизпричинданногострахаявляетсянеправильноевоспитание.Взрослыесамитогонепонимая,развиваютвдетяхданные страхи.Например: “Если сейчас же не заснешь, придет “Бабай” изаберет тебя”. Фраза, услышанная от взрослого у ребенка, ассоциируется стемнотой, т.к. уже ночь и в комнате не горит свет, соответственно “Бабай”придет откуда-тоизтемноты.Так же дети смотрят много ужасов, боевиков, современные мультики,многие из которых содержат насилие, а главными героями являются – разныечудовища. Насмотревшись таких мультфильмов или фильмов, и еще вечеромуслышавфразусугрозойотвзрослых,ребеноквидиткошмарные сны.Страх, который также особенно проявился при проведении методики(54%), связан с тем, что дети не уверены в своей работе и ее результате.Этосоздаетобщий негативныйэмоциональныйфонотношенийспедагогами,понижаетуспешностьобученияребенка.Причинами данного страха могут являться отрицательная оценка поповодуспособностейребенка;замедленноевосприятие поступающейинформации (познавательной); негативноеотношениепедагогак ребенку.Неуспеваемость ребенка ведет к понижению самооценки и уровня притязаний,чтоспособствуетусилениюстрахавданном направлении.Кроме того, среди испытуемых детей распространены страхи животных,страхи сказочныхперсонажей.Методика«Лесенка»Изучимрезультатыметодикидоипослепроведенияработыссоциальнымистрахами дошкольниковпосредствомарт-терапии.Таблица 6Результатыметодики«Лесенка»вгруппахдошкольников№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень16средний5средний210высокий8высокий38высокий9высокий46средний8высокий53низкий4средний69высокий5средний73низкий6средний87средний9высокий92низкий6средний106средний10высокий119высокий6средний129высокий7средний138высокий9высокий146средний5средний1510высокий9высокий166средний10высокий174средний7средний186средний9высокий193низкий8высокий206средний5средний214средний4средний228высокий8высокий239высокий9высокий245средний7средний253низкий5средний265средний9высокий276средний7среднийСреднийбалл6,2средний7,2среднийПорезультатамтаблицыможносделатьвывод,чтовсреднемдопроведения работы с социальными страхами дошкольников посредством арт-терапии испытуемым наиболее характерен средний уровень самооценки (7,2балла).Изучимособенностиуровнейсамооценкидошкольников.Таблица 7.Особенности уровней самооценки до и после проведения работы ссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий933%1348%Средний1348%1452%Низкий519%00%Другимисловами,допроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольников посредством арт-терапии у 52% испытуемых был обнаруженсреднийуровеньсамооценки,у33%дошкольниковобнаруженвысокийуровень самооценки, низкий уровень не выявлен.у 19% испытуемых этойгруппы отмечен низкийуровеньсамооценкиУбольшинствадошкольниковпослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии(13человек–48%)обнаруженсреднийуровеньсамооценки48%дошкольниковобладаютвысокимуровнемсамооценки.Рис.2.ОсобенностиуровнейсамооценкидошкольниковБолее низкие показатели самооценки выявлены до проведения работы ссоциальнымистрахами дошкольниковпосредствомарт-терапииМетодика«Несуществующееживотное»Рисункииспытуемыхоценивалисьнамитолькодлявыявлениятревожности и страхов дошкольников,другие личностные особенности неучитывалисьприанализерисунков.Длятого,чтобыполучитьколичественныерезультатыподаннойметодике,намибылавведенапроцентнаяшкалауровнейтревожностиистрахов,построеннаянаоснованиибольшегоилименьшегоприсутствиялинийизнаковврисунке,указывающихнатревожностьличности.0-30%-низкийуровеньтревожности;31-60%-среднийуровеньтревожности;61-100%-высокийуровеньтревожности.Рассмотрим полученные результаты средидетейдопроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.Таблица8.Результатыметодики«Несуществующееживотное»№ДоПослеп./п.баллуровеньбаллуровень152средний52средний275высокий75высокий368высокий68высокий465высокий65высокий567высокий67высокий674высокий74высокий746средний46средний876высокий76высокий979высокий79высокий1069высокий69высокий1162высокий62высокий1235средний35средний1345средний45средний1467высокий67высокий1565высокий65высокий1668высокий68высокий1733средний33средний1837средний37средний1946средний46средний2062высокий62высокий2152средний52средний2233средний33средний2367высокий67высокий2437средний37средний2568высокий68высокий2667высокий67высокий2762высокий62высокийS59средний59среднийДанныетабл.8показывают,чтодопроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииудетейотмечалсявысокийуровеньтревожности.Изучимуровнитревожностисредииспытуемых.Таблица9.Уровнитревожностисредииспытуемыхдоипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии.уровеньДоПослеКол-во%Кол-во%Высокий1763%1763%Средний1037%1037%Низкий0000По даннымтабл.8 у большинства испытуемыхдо проведения работыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапииотмечены у 17 детей 2 группы выявлен высокий уровень тревожности порезультатамданноготеста.Послепроведенияработыссоциальнымистрахами дошкольников посредствомарт-терапиитревожностьпонизиласьдо среднего (16 человек – 59% от группы) и низкого (7 человек – 26% отгруппы)уровнейтревожностиРис.3.УровнитревожностидошкольниковСравнениерезультатовметодиквгруппахспомощьюU-критерияМанна-Уитни представленовтаблице9.Таблица 9.Сравнениерезультатовметодиквэгруппах.ЭмпирическиезначенияU-критерияМанна-УитниПоказателитревожностипоанкете219Количествострахов199,5Самооценка261Тревожность223Полученные данные свидетельствуют о наличии значимых различий вуровнях тревожности и страхов испытуемых детей дошкольного возраста (доипослепроведенияработыссоциальнымистрахамидошкольниковпосредствомарт-терапии)(U(кр)=229,дляa=0.05).ЗаключениеСтрах–этоэмоциональноесостояние,котороеотражаетзащитнуюбиологическуюреакциючеловекалибоживотногоприпереживанииимидействительной, либо мнимой опасности для их здоровья и благополучия;основные функции страха: предупреждать и сигнализировать о надвигающейопасности и, тем самым, мобилизовать человека на действия по избеганиюугрозы.Детские страхи — специфические (возрастные) страхи, возникающие удетей. Ребёнок нередко боится явлений, чаще всего, не вызывающих страха увзрослых (к примеру, темноты, сказочных персонажей).Появление детскихстрахов связано с различными причинами, в частности с внешней средой (кпримеру,сзапретамисосторонывзрослых,которыедетямнепонятны,внушениесостороныдругихдетей).Сказка является кратким либо длинным эпическим повествованием,одним из самых распространенных жанров устного народного творчества овымышленныхсобытиях,героях.Всеэтофольклор,видысказоквнемвстречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказкиотражаютпредставленияомире,добре,зле,жизни,смерти,природе,бытовавшиев народнойсреде.Сказки, в независимости от пола и возраста их персонажей, обладаютбольшим воспитательным значением для детей, потому что облегчают сменуидентификаций в зависимости от проблем, которые волнующих учащегося.Онслёгкостьювходитвнепривычнуюдлянегосказочнуюобстановку.Ребёнок интуитивным образом ощущает, что сказки являются нереальными,однаковместесэтимимдопускается,чтоэтомоглопроизойтиивреальности.Такпроявляетсядвойственностьлитературныхпереживанийребенка:ощущениесказочногов действительном,обыденномидействительноговсказочном, волшебном. Через сказки у ребенка вырабатывается способностьсопереживать, сострадать, безкоторойчеловекнеможетбытьчеловеком.Работа со сказкой является не новой и не новой формой терапии идиагностики ребенка, однако особым сочетанием приемов и наложений их насамыеразныесимптомы,даваяпоражающиесярезультаты.Процесссочинениясказкиявляетсяоднойизформдетскоготворчества,проявляющаяся в качестве результата индивидуального опыта, его ответнойреакции на изменения в окружающей реальности, системе потребностей иценностей.Сказкаактивизируетэмоциональнуюиумственнуюсферу.Благодаря сказке, в качестве плода фантазии учащегося, можно понять еговнутренней — идеальный — мир, осознать его чувства и эмоциональныесостояния.Такимобразом,сказочныефантазииучащегосяоказываютдейственнопомогаютпедагогическимусилиям;вместесэтимонидаютвозможность глубокого проникновения во внутреннюю жизнь ребенка, чтоспособствуетпреодолению детскихстрахов.СписокиспользованнойлитературыПриложение

-

Вопрос-ответ:

Какие преимущества дает использование арт терапии в работе с социальными страхами дошкольников?

Использование арт терапии в работе с социальными страхами дошкольников позволяет развивать их творческие способности, самовыражение и самореализацию. Арт терапия также помогает создать безопасное пространство для выражения и преодоления социальных страхов, развивает социальные навыки, улучшает коммуникацию и самооценку.

Что такое социальные страхи у детей и как они проявляются?

Социальные страхи у детей - это негативные эмоции, которые возникают при контакте с другими людьми или при попытке выйти на публику. Они могут проявляться как страх перед незнакомыми людьми, страх быть осмеянным или отвергнутым, страх высказывать свои мнения или проявлять инициативу.

Какие возможности развития предоставляет арт терапия?

Арт терапия предоставляет возможности развития творческого мышления, воображения, внутреннего мира, самовыражения, самореализации и эмоциональной интеллектуальности. Она помогает развить речь, мелкую моторику, восприятие и внимание, а также способствует развитию эмоциональной сферы и психологического благополучия.

Как организуется работа с социальными страхами дошкольников через арт терапию?

Работа с социальными страхами дошкольников через арт терапию осуществляется при помощи различных художественных материалов и активностей. Детям предлагается рисование, лепка, создание коллажей, декорирование, игры с ролями и др. В процессе создания и обсуждения своих творений дети выражают свои эмоции, ищут решения проблемных ситуаций и осознают свои страхи.

Какие практические аспекты использования арт терапии в работе с социальными страхами дошкольников?

Арт терапия в работе с социальными страхами дошкольников включает организацию групповых и индивидуальных занятий, создание безопасной атмосферы и доверительных отношений, использование специальных техник и методик арт терапии, а также оценку и анализ результатов работы с детьми. Важным аспектом является также сотрудничество с родителями и педагогами.

Какие возможности предоставляет арт-терапия для работы с социальными страхами у дошкольников?

Арт-терапия предоставляет возможности для работы с социальными страхами у дошкольников, так как она использует искусство как инструмент для самовыражения и саморазвития. Дети могут через творческую деятельность выражать свои эмоции, арт-терапия также способствует улучшению коммуникации, развитию воображения и самооценки.

Какие особенности проявления социальных страхов у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста социальные страхи могут проявляться через неуверенность в себе, боязнь социального взаимодействия, стеснительность и трудности в общении с другими детьми. Они могут испытывать страх перед незнакомцами, групповыми занятиями или выступлениями перед публикой.

Как организовать работу с социальными страхами дошкольников через арт-терапию?

Организация работы с социальными страхами дошкольников через арт-терапию включает выбор творческих методов и материалов, которые будут способствовать самовыражению и развитию. Занятия могут проводиться индивидуально или в группе, с помощью рисования, лепки, коллажей или других видов творчества. Важно создать поддерживающую и безопасную атмосферу, где дети будут чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои эмоции и мысли.