Социальные установки молодежи и людей среднего возраста к приемным детям

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная психология
  • 8989 страниц
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 26.07.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Социальные установки молодежи и людей среднего возраста к приемным детям
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальных установок молодежи и людей среднего возраста к приемным детям 7
1.1 Проблема изучения социальной установки в психологии 7
1.2 Психологические особенности проблематики усыновления 15
1.3 Психологические особенности принятия детей в семью 34
Выводы по главе 1: 45
Глава 2. Эмпирическое исследование социальных установок молодежи и людей среднего возраста к приемным детям 47
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования 57
2.3 Практические рекомендации 71
Выводы по главе 2: 73
Заключение 75
Список литературы 81
Приложение 88

Фрагмент для ознакомления

Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов. Смелость, предприимчивость, активность; готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств. Осторожность, эгоцентричность, настороженность по отношению к людям. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.
Молодых людей и людей среднего возраста будущих приемных родителей отличает общительность, высокий уровень социальной смелости и низкая эмоциональная устойчивость. Для людей среднего возраста будущих приемных родителей данной выборки более характерно сильная воля, умение контролировать свои мысли и чувства, для молодых людей будущих приемных родителей более характерна осторожность, настороженность по отношению к людям.
Статистически достоверные отличия по показателям иерархии потребностей у молодых людей и людей среднего возраста будущих приемных родителей данной выборки получены по переменной потребность в уважении со стороны. Показатели людей среднего возраста выше показателей молодых людей. Можно предположить, что люди среднего возраста будущие приемные родители данной выборки полностью неудовлетворенны в своей потребности уважения со стороны окружающих.
Самые высокие оценки у молодых людей будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, материальной положение. Можно предположить, что молодые люди данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и частично удовлетворены своим материальным положением.
Самые высокие оценки у людей среднего возраста будущих приемных родителей данной выборки получены по переменным: потребность в самореализации, потребность в межличностных связях. Можно предположить, что люди среднего возраста данной выборки полностью не удовлетворены своей самореализацией и у них не реализована потребность в межличностных связях.
У молодых людей и людей среднего возраста будущих приемных родителей данной выборки на полную неудовлетворенность потребности в межличностных связях влияет желание выполнять в семье родительские обязанности, любовь к детям, стремление к свободомыслию, жизнерадостность, эмоциональная значимость социальных контактов. Невозможность иметь детей у будущих приемных родителей отрицательно влияет на уровень самооценки и потребность в уважении со стороны окружающих.
Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существуют особенности социальных установок молодежи и людей среднего возраста к приемным детям: у молодых людей более выражена социальная активность в семейных взаимоотношениях, люди среднего возраста желают доказать, что могут воспитать ребенка, им испытывают потребность в уважении со стороны окружающих, можно считать доказанной.













6

1. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018)
2. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. От 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
3. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об опеке и попечительстве"
Основная литература
4. Бурова Л. И., Капустина Е. Ю. Особенности социально-педагогической деятельности по формированию гендерных ролей у младших школьников// Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. № 1. С. 162–168.
5. Ахмедпашаева К. А., Багандова Г. Х. Гендерный подход в системе воспитания и обучения детей-сирот//Известия ДГПУ.2014. № 4. С. 66–69.
6. Волошина Н. К. Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельногообучения и воспитая//Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 72–78.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2017.
8. Дюльдина Ж.Н. Генезис противоречий гендерного подхода в воспитании и обучении детей // Образование и наука. 2016. № 8. С. 173–179.
9. Закирова А. Р. Гендерная подготовка современного учителя // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 С. 25–30.
10. Истратова О. Н. Полоролевая идентичность младших школьников, находящихся в ситуации социального сиротства //Таврический научный обозреватель. 2015. № 1. С. 96–101.
11. Капустина Е. Ю. Гендерный стереотип // Настольная книга специалиста по социальной работе. Вологда: ВГПУ, 2014. С. 43–45.
12. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология – Санкт-Петербург, Питер, 2014.
13. Курбатова Ю.В. Особенности формирования гендерных ориентаций младших школьников в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6. С. 279–282.
14. Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей. Тренинг подготовки замещающих семей. – М.: АНО Центр «Про – Мама», 2013. – 464с. – М.В Пичугина, Е.В Бухман, Т.В Губина.
15. Прудникова Е.С. Категория гендера как объект изучения лингвистики // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 59–61.
16. Сагайдакова Н. И., Ефименко В. Н. Опыт семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в разновозрастных группах, организованных по семейному типу // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 99–103.
17. Скоморохова А. Н. Гендерный подход в педагогической практике/ //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4. С. 94–97.
18. Федосеева И.А. Гендерный подход в психологии и педагогике : учебно-методическое пособие / И. А. Федосеева; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2016. 142 с.
19. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 132 с.
20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ЗАО Изд-во ПИТЕР, Серия "Мастера психологии", - спб., 2016, 656 с.
21. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М., 2015.
Дополнительная литература
22. Аладин А.А., Маглыш В.А. Подготовка специалистов органов охраны детства к работе с приемной семьей. / Актуальные проблемы социально-психологической помощи семье: теория и практика. Мн. 2000. С. 59-62.
23. Ассадулина О. А. Проблема гендерной социализации современных младших школьников// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 12. С. 101–109.
24. Белопольская. Н. Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. М.: Когнито-Центр, 2011. 241 с.
25. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87–95.
26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Изд-во Просвещение, -М., 1968, 464 с.
27. Бойко Е.Ю. Анализ эволюционно-психологической концепции порядка рождения: кросс-культурное исследование. Дипл... Работа -М., 2002
28. Бужигеева М. Ю. Гендерные особенности детей в процессе обучения в начальной школе // Педагогика. 2012. № 8. С. 64–69.
29. Буракова М. Н. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Минск, 2010. С.18–21.
30. Винникот Д.В. Разговор с родителями. -М., 2005, с.35-36.
31. Выготский Л.С. Психология. Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, -М., 2000, 1008 с.
32. Гаврилова Т.П. К проблеме распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. /Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2001. С.10-15.
33. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Межличностное восприятие в группе. - М.: МГУ, 2011. - 294 с.
34. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. 89 с.
35. Дресвянина А. В. Гендерный уклад начальной школы // Вестник северного (арктического) федерального университета: гуманитарные и социальные науки. 2009. № 2. С. 96–99.
36. Евтушенко И. Н. Гендерный подход в образовании // Начальная школа плюс до и после. 2009. № 11. С. 1–4.
37. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихология – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб.: Тускарора, 1998. 184 с.
38. Ермолаева М. В. Психология развития: метод. пособие для вузов. 2–изд., М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2003. 376 с.
39. Зиновьева Э. Х. Гендерный подход в психолого-педагогическом измерении // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. статей по итогам всерос. науч.-практ. конф. (Волгоград, 15–18 апр. 2009 г.) – Волгоград: ВГПУ «Перемена», 2009. 368 с.
40. Изард К. Психология эмоций, СПб, 2012
41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии» Спб Питер 2008г. 512с.,
42. Каменская Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дисс. … докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 410 с.
43. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек. // Вопросы философии, 2011. № 1. С. 37–48.
44. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 47–57.
45. Костюкова Т.А., Шпакова В.В. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без родителей. – Томск.: Вестник ТГПУ, 2009, С. 59-62.
46. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2012.
47. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / М.: Академия; 2010. 624с.
48. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб., 2012.
49. Ламзина Ю.М. Гендерный подход к обучению в зарубежной педагогике// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2013. № 5. С. 180–185.
50. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Салихова К. А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия ДГПУ. 2008. № 4. С. 33–48.
51. Милтон Д. Пол и гендер это не одно и то же=
Gender and gender are not the same / Milton/ пер. с англ. А. Кудрина // Развитие личности. 2013. № 1. С. 174–188.
52. Мищенко Л. В., Войтов А. С. Психологические особенности пологендерного становления интегральной индивидуальности младших школьников с низкой учебной мотивацией в условиях психологического сопровождения // Интеграция образования. 2013. № 3. С. 70–77.
53. Муратов В. В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. 2004. № 2. С. 36–38.
54. Немов Р. С Психология образования: учебник для вузов. М.: изд. Центр Владос, 1997. 840 с.
55. Осетрова Н. В. Основные права человека и гендерные аспекты школьного образования: учебник для вузов. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002. 128 с.
56. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
57. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 39–53.
58. Панфилова М. А. Гендерная психология: "Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и семье", учеб. Книга. СПб.: ПРОМИЗДАТ, 2007. 305 с.
59. Перлова Ю.В. Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПГПУ. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. С.72–75.
60. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. Общество и гендер: сб. науч. тр. / под ред. И. В. Костикова; Рязань: НИИ механики МГУ, 2003. 368 с.
61. Привязанность: Перевод с английского Боулби Дж., М., "Гардарики" - 2013, - 477 стр.
62. Психология половых различий. Психология индивидуальных различий: учеб. пособие /Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов; под общ. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. 2-е. изд., Москва, 2002. 24 с.
63. Райнпрехт Х. Что такое маленькие мальчики и девочки? // Школьный психолог. 2002. № 45. С. 2–3.
64. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. 2001. № 7. С. 17–22.
65. Салихова К. А. Особенности половой идентификации у детей – сирот // Вестник университета (Государственный университет Управления) Сер. «Социология и управления персоналом». 2007. № 8(34). С. 72–89; 190–193.
66. Семья и формирование личности. Сб. Научн. Ст. / Под. Ред. Бодалева А.А., -М., 2011.
67. Спиваковская А.С. Психологическая помощь родителям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений. – М.: Педагогика, 2011 – 39 с.
68. Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 24–25, 54.
69. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду; материалы первой межвузовской студенческой конференции (20-22 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург) /редкол.: Ю. Е. Гусева;СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141–146.
70. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 90–92.
71. Шустова Л. П. Гендерные исследования в образовании: учебно-методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. 156 с.
Интернет ресурсы
74. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591f06b6af03599d9aabef165d65ec6/ (дата обращения 29.03.19).

Вопрос-ответ:

Какие особенности изучения социальных установок молодежи к приемным детям выделены в первой главе?

В первой главе статьи описывается проблема изучения социальной установки в психологии, а также психологические особенности проблематики усыновления и принятия детей в семью.

Какие факторы влияют на социальные установки молодежи и людей среднего возраста к приемным детям?

Факторами, влияющими на социальные установки молодежи и людей среднего возраста к приемным детям, являются психологические особенности проблематики усыновления, а также личные предпочтения и опыт каждого индивидуума.

Какие выводы сделаны по главе 1 статьи?

Выводы по главе 1 заключаются в том, что проблема изучения социальной установки в психологии является актуальной, а также что психологические особенности усыновления и принятия детей в семью имеют свои особенности и требуют детального изучения для успешного решения данной проблемы.

Почему актуальна проблема изучения социальной установки в психологии?

Проблема изучения социальной установки в психологии является актуальной, так как эта установка может влиять на принятие решений и поведение человека в отношении приемных детей. Изучение данной проблемы помогает лучше понять, какие факторы влияют на мнение и отношение людей к приемным детям.

Какие психологические особенности принятия детей в семью описаны в статье?

В статье описываются психологические особенности принятия детей в семью, такие как страх перед отвержением, тревоги связанные с процессом приема, неуверенность в своих родительских способностях и прочие эмоционально-психологические аспекты данной проблемы.

Какие теоретические аспекты изучаются в главе 1?

В главе 1 исследуются теоретические аспекты социальных установок молодежи и людей среднего возраста к приемным детям. Автор рассматривает проблему изучения социальной установки в психологии, а также психологические особенности проблематики усыновления и принятия детей в семью.

Какие особенности проблематики усыновления рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются психологические особенности проблематики усыновления. Автор обращается внимание на психологические аспекты этого процесса, такие как выбор ребенка, его адаптация в новой семье, формирование эмоциональной связи между приемными родителями и ребенком.

Какие особенности принятия детей в семью рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются психологические особенности принятия детей в семью. Автор анализирует процесс принятия решения о приеме ребенка, эмоциональные и психологические аспекты формирования новой семейной системы, проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе принятия детей.

Какие выводы делаются по главе 1?

По главе 1 делаются следующие выводы: в психологии изучается проблема социальной установки молодежи и людей среднего возраста к приемным детям; процесс усыновления и принятия детей в семью имеет свои психологические особенности; важными аспектами являются выбор ребенка, его адаптация в новой семье и формирование эмоциональной связи.

Что рассматривается в главе 2?

В главе 2 исследуется эмпирическое исследование социальных установок молодежи и людей среднего возраста к приемным детям. Автор проводит исследование и анализирует социальные установки различных групп людей к этой проблеме, их мнения и отношение к приемным детям.

Какие социальные установки у молодежи и людей среднего возраста по отношению к приемным детям?

Молодежь и люди среднего возраста могут иметь различные социальные установки по отношению к приемным детям. Некоторые из них могут быть положительными, их отношение может базироваться на желании помочь и заботиться о детях, на стремлении создать семью и дать любовь и внимание. Однако есть и отрицательные установки, связанные с страхами или предубеждениями, которые могут мешать принятию приемных детей.