государственный внутренний долг

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоговое право
  • 3131 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 15.05.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Теоретическое исследование государственного внутреннего долга 5
1.1 Понятие, причины возникновения и классификация государственного долга 5
1.2 Роль государственного долга в рыночной экономике 9
1.3 Основные направления, стадии, модели и методы управления государственным долгом 12
2. Исследование состояния государственного внутреннего долга и его управление 16
2.1. Структура и динамика государственного внутреннего долга 16
2.2 Реализация функций государственного внутреннего долга в российской экономике 19
2.3 Пути оптимизации государственного внутреннего долга России 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31


Фрагмент для ознакомления

Подготовка нового бюджетного правила возможна к реализации с 2020 года. Центральным банком России на протяжении последних лет проводиться жесткая политика в денежно-кредитной сфере. Это привело к тому, что уровень инфляции снизился с 17% в начале 2015 г. до 5,4% к концу 2016 г. и до 2,3% к концу 2017 г. Реализация данной политики привела к достижению поставленных целей в области инфляции, а именно доведение ее к концу 2017 года к уровню 4%. В прогнозном периоде ожидается улучшение работы банковской системы, которое будет обусловлено переходом от структурного дефицита ликвидности к ее структурному профициту, который будет связан с отсутствием задолженности банков перед кредитором «последней инстанции», т.е. Центральным банком. Рост объема свободных денежных средств будет способствовать росту спроса на высококачественные финансовые активы, имеющих низкий уровень риска. Благодаря этому будет формироваться спрос на государственные ценные бумаги и как следствие позволит привлечь инвестиции в экономику страны. Государственная долговая политика в России будет направлена на увеличение заимствований внутри страны с целью решения поставленных социально-экономических задач. При этом не будет учитываться геополитическая и макроэкономическая ситуации, а также состояние рынков, как внешних, так и внутренних. Однако интересы России будут обеспечены в точки зрения установленной цены заимствований. Решение поставленной задачи приведет к тому, что будет отмечаться постоянное присутствие России на рынке капитала, как внутреннем, так и внешнем. Данное присутствие предполагает осуществление прозрачной аукционной политики, осуществление взаимодействия с участниками инвестиционного рынка, рост количества инвесторов, проведение мер, направленных на активацию инвестирования в государственные ценные бумаги. Таким образом, оптимизация долговой политики позволит улучшить показатели развития экономики, а также исключит вероятность кризисных явлений в данной области, поскольку объемы заимствований будут находиться в безопасных пределах и не повлияют на устойчивость рынкаВ настоящее время, государственный долг – это основной источник покрытия дефицита бюджета Российской Федерации. Актуальной задачей для Российской Федерации является эффективное управление долговым портфелем.Как мы уже писали выше, управление государственным долгом - комплекс мер, осуществляемых государством в лице его уполномоченных органов, по определению условий размещения и погашения государственных займов. Наиболее распространенный метод - рефинансирование государственного долга, то есть размещаются новые займы для того, чтобы погасить старые. Стоит отметить, что данный метод предпочтителен для стран с высокой финансовой репутацией. Однако, если условия кредитования не будут существенно смягчены, данный метод может затянуть страну в более глубокую задолженность.Во время финансового кризиса популярен метод реструктуризации, то есть изменение сроков выплаты долга, а также продление льготного периода, во время которого выплачиваются только проценты. Однако, долг увеличивается из-за процентов, которые наращиваются в новый период его погашения, но у государства есть возможность получить краткосрочное облегчение. Обратимся к другим методам управления государственным долга, например, списание и аннулирование долга. Обычно эти методы используются при нестабильной политической ситуации в мире, особенно в ситуациях финансовой несостоятельности государства. При этом методе разрушается доверие к государству, отказавшемуся от выплаты долга, а также уменьшается объем внешней торговли. Касательно экономических методов управления государственным долгом, наиболее распространенными являются конверсия и секьюритизация. Конверсия – изменения размера доходности займа, в то время как секьюритизация - выпуск облигаций, обмениваемых на старый долг либо подлежащих продаже. В условиях санкций и меняющейся экономической ситуацией во второй половине 2014 и 2015 годов Российская Федерация оказалась практически отрезанной от международных рынков капитала, что привело к повышению стоимости заимствований на международном рынке, и результатом этого явился резкий рост стоимости заимствований на внешних рынках, а также высокий риск резкого увеличения объема средств, направляемых на обслуживание таких внешних обязательств, что также связано с достаточно высокими валютными рисками и волатильностью национальной валюты. Все эти факторы привели к решению о невыходе на международные рынки со стороны Минфина России. Следствием явилось то, что в ближайшей перспективе (2-3 года) валовой объем заимствований на внутреннем рынке будет составлять 1,6 трлн. руб. в год. В России складывается ситуация, когда дефицит финансируется в основном за счет займов, а не накопленных резервов (к 2019 году – более 90%). При этом государственный долг Российской Федерации остается относительно мировых мерок низким, показатели долговой устойчивости находятся в пределах безопасных зон, а риски рефинансирования находятся «на приемлемом уровне». Однако, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, существует тенденция к накоплению существенных бюджетных рисков, что может привести к отсутствию возможности привлечения заемных ресурсов в достаточных объемах и на адекватных условиях. Объективной потребности выхода России на рынок еврооблигаций в ближайшие годы нет, при этом необходимо сохранять присутствие на международном рынке и поддерживать репрезентативную кривую доходности российского долга в иностранной валюте. Подводя итог, стоит отметить, что государственный долг является одним из ключевых критериев, которые косвенно или напрямую определяет макроэкономические показатели и уровень жизни в целом. Однако, несмотря на его важность, в настоящее время не установлены границы государственного долга. Чаще всего оптимальным считается размер совокупного государственного долга, который устанавливается в пределах до 60% от национального ВВП. При этом в мировой практике есть большое количество примеров, когда объем государственного долга, превышал допустимый предел, т.е. достаточно высок, а экономика страны функционировала стабильно.Таким образом, предлагаются следующие мероприятия по совершенствованию управления государственным долгом в России: -поддержание умеренного уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проведение постоянного мониторинга долговой ситуации; -внедрение более значительного набора инструментов (рыночных операций по выкупу и досрочному погашению долга, операций по конверсии долга на инвестиции и прочие); - проведение мероприятий по реализации долговой политики регионов России.ЗаключениеВнутренний долг государства определяется, как долговые обязательства, возникшие в валюте России, имеющее публично-правовое образование. Внутренний долг образуется по двум причинам. Во-первых, долг образуется, из-за дефицита денежных средств в федеральном бюджете. Во-вторых, он образуется из-за того, что у физических и юридических лиц имеются свободные денежные средства. Государственный долг имеет противоречивый характер воздействия на экономику: он может замедлять экономический рост при направлении его на поощрение потребления, либо ускорять рост экономики при условии его использования в инвестиционных проектах, обеспечивающих будущее развитие. Также механизм финансирования государственного долга через выпуск облигаций имеет противоречивый характер: государство может успешно привлечь средства для инвестирования в ускорение будущего роста экономики, но такой подход может дать замедление роста в текущем периоде из-за снижения спроса в других областях экономики. Определение безопасного уровня долга для установления фискального правила, позволяющего эффективно отслеживать изменение долга и сохранять пространство для действий правительства, требует не только всеобъемлющий анализ различных факторов, влияющих на устойчивость долга, но и рассмотрения различных сценариев возможной материализации обязательств государства.При использовании государственного долга необходимо продолжать анализ факторов устойчивости в контексте макроэкономической ситуации для того, чтобы предотвратить возможные кризисы и обеспечить устойчивое развитие.В каждой стране, даже в самой развитой, учёные экономисты занимаются изучением вопросов, связанных с управлением государственным долгом ввиду значительных объемов государственного долга и высокого уровня расходов на ее обслуживание.Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.В работе мы предложили следующие направления по совершенствованию управления государственным долгом в России: -поддержание умеренного уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию, а также проведение постоянного мониторинга долговой ситуации; -внедрение более значительного набора инструментов (рыночных операций по выкупу и досрочному погашению долга, операций по конверсии долга на инвестиции и прочие); - проведение мероприятий по реализации долговой политики регионов России.Список использованной литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_1000#ixzz4h8zigkSjАкиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. Межстрановой анализ структуры и эффективности бюджетных расходов // Вопросы экономики. - 2018. - № 12. - С. 5–27Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2018. С. 27-31БжихатловС.Х.,НагаевА.А.Особенностиуправлениягосударственнымдолгом//Актуальныевопросыэкономическихнаук.–2016.-№50-2.–с11-16Бобриев Р.В. Государственные заимствования в современных условиях // Государство и право. – 2020 - №2. – с. 97-106Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с 386-389Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 911-932.Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Аллея науки. – 2018. - № 5(21). – с 271-274Коваленко А.В. Противоречивый характер воздействия государственного долга на развитие экономики // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2019. - № 7-1. – с. 56-59Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.Меликсетян С.Н., Соитова М.Х. Проблемы управления государственным долгом в России // Современные научные исследовании и разработки. – 2018. - №4 (21). – с. 374-377Моисеев С.Р. Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории // Деньги и кредит. – 2017. – № 8. – c. 67-78. Огурцова Е.В., Комков И.В. Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. – 2019. – том 19. №3. – с. 246-256Родионова Е.С., Мадатова О.В. Анализ государственного внешнего и внутреннего долга // MODERNSCIENCE. – 2020. - № 4-3. – с. 129-133Сорокина М.М., Казеикина А.Ф. Современное состояние государственного внутреннего долго Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2020. - №17. – с. 385-391Тихонова К.С., Яруллин Р.Р. Современное состояние государственного долга Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6-2. – с. 220-222Щербакова В.С., Еременко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и Зарубежный опыт. – 2020. - № 2(27). – с. 61-65 Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ruРезультаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1080111/tsb_soobshchil_o_zamiedl ienii_ghodovoi_infliatsii_do_23.Chudik A., MohaddesК.,Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p. Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p

Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12112604/1/#block_1000#ixzz4h8zigkSj
2. Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. Межстрановой анализ структуры и эффективности бюджетных расходов // Вопросы экономики. - 2018. - № 12. - С. 5–27
3. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2 томах, 2018. С. 27-31
4. Бжихатлов С.Х., Нагаев А.А. Особенности управления государственным долгом // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №50-2. – с 11-16
5. Бобриев Р.В. Государственные заимствования в современных условиях // Государство и право. – 2020 - №2. – с. 97-106
6. Бондарук, Т. Г. Государственный кредит как источник финансирования государственного долга / Т. Г. Бондарук, М. А. Яковенко// Современные проблемы и перспективы развития банковского сектора. - 2016. с. 50-56
7. Гуляева О. С., Усманская В. Г. Государственный долг: сущность, последствия и возможность погашения/ Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. - № 29.1. - с 222
8. Дагаева М.А. О вопросах необходимости усовершенствования системы управления государственным долгом России // Форум молодых ученых. – 2018. - №4 (20). – с 386-389
9. Ильина Н. О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации за период 2012-2015 гг. // Политика, экономика и инновации. - 2016. - №1. – С. 10-12
10. Казакова М.В., Андронова О.А. Концепция мега-событий и их влияние на социально-экономическое положение в стране // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 911-932.
11. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им // Аллея науки. – 2018. - № 5(21). – с 271-274
12. Коваленко А.В. Противоречивый характер воздействия государственного долга на развитие экономики // Вестник Алтайской Академии экономики и права. – 2019. - № 7-1. – с. 56-59
13. Кузнецова В.В. Управление суверенной задолженностью. М.: ИНФРА-М, 2018. 254 с.
14. Меликсетян С.Н., Соитова М.Х. Проблемы управления государственным долгом в России // Современные научные исследовании и разработки. – 2018. - №4 (21). – с. 374-377
15. Моисеев С.Р. Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории // Деньги и кредит. – 2017. – № 8. – c. 67-78.
16. Огурцова Е.В., Комков И.В. Развитие внутреннего рынка государственного долга России: факторы формирования, перспективы изменения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: экономика. Управление. Право. – 2019. – том 19. №3. – с. 246-256
17. Родионова Е.С., Мадатова О.В. Анализ государственного внешнего и внутреннего долга // MODERN SCIENCE. – 2020. - № 4-3. – с. 129-133
18. Сорокина М.М., Казеикина А.Ф. Современное состояние государственного внутреннего долго Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2020. - №17. – с. 385-391
19. Тихонова К.С., Яруллин Р.Р. Современное состояние государственного долга Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6-2. – с. 220-222
20. Щербакова В.С., Еременко И.А., Сопельник Е.Ю. Государственный долг // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Российский и Зарубежный опыт. – 2020. - № 2(27). – с. 61-65
21. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru
22. Результаты заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам от 24 октября 2018 года // Президент России: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/ president/news/58894
23. https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1080111/tsb_soobshchil_o_zamiedl ienii_ghodovoi_infliatsii_do_23.
24. Chudik A., Mohaddes К., Pesaran M.H., Raissi M. Is There a Debt- threshold Effect on Output Growth? // IMF Working Paper, 2015, №197. 58 p.
25. Fall F., Bloch D., Fournier J.-M., Hoeller P. Prudent Debt Targets and Fiscal Frameworks // OECD economic Policy paper, 2015, July, №15, 57 p