Развитие самодеятельного танцевального искусства в Чувашии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 1717 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.05.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья 4
Глава 2. Чувашские народные танцы 9
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Музыкальное сопровождение этих танцев - множество местных мелодий, вариаций русской мелодии «Подгорная» с мелодией частушек на чувашском языке. В наши дни профессиональная хореография успешно развивается. Прекрасным мастером национальной хореографии является главный хореограф и танцевальный руководитель Чувашского государственного ансамбля песни и пляски, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Чувашской Республики Александр Ангаров. Он необычайно чувствует пластические мотивы национального танца и легко переносит их на профессиональную сцену. Созданные им танцы - образцы чувашской хореографии. Это «танцы от Тимерсяна», полные благородства, веселые «удальцы», дерзкие и ясные «батыревские фракции», оригинальные по своей простоте и изяществу «Кария». Одним из ведущих хореографов и педагогов Чувашии является Людмила Нянина, заслуженный деятель культуры Российской Федерации и Чувашской Республики. Она заведует хореографическим отделением Чувашской республиканской школы культуры. В Самарской области хорошо известен заслуженный деятель культуры России и Чувашии, хореограф Анатолий Музыкантов. Он внес достойный вклад в развитие чувашского танца. Верность народному танцу, чуткость к предмету, выразительность сцены - вот основа его выступлений. Хореограф-педагог, маститый деятель культуры Чувашии Владимир Милютин стал выдающимся энтузиастом и знатоком национального танца. После окончания балетмейстерского отделения Московского государственного института культуры В.А. Милютин работал в Удмуртии, затем вернулся в родную Чувашию и основал собственную школу чувашского танца. Сами его ученики стали известными хореографами. Владимир Милютин поставил более 50 народных танцев. Знаменитые танцы «Ахаяс», «Шапартак», «Саккарла», «Ухинккель» стали шедеврами национальной хореографии. «Настоящим танцором может стать каждый, кто хочет научиться танцевать и имеет достаточно выносливости в обучении», - сказал талантливый мастер и пригласил самарских детей изучать ухинкель[5, c.53].На ногах чуваши, как и по всей России, носили лапти, которые значительно отличались по форме: носок был маленьким и квадратным, бока были низкими. В сырую погоду к лаптям привязывали деревянную платформу. Обмотки лаптей у чувашей носили двух цветов: нижний чувашский был белым, а верхний - черным. Считается, что черные извилины были заимствованы из марийской культуры, поскольку черный цвет извилин не соответствовал священной концепции чистого цвета. Чуваши также носили кожаную обувь. Носок сапога был прямым и украшен символом завитков мирового дерева, спускавшихся с уровня ахиллова сухожилия. Вбирая в себя жесты общения, элементы рабочих навыков, танец служит особой возможностью передавать информацию от одного поколения к другому и приумножать образовательную ценность. В танце тренируется тело, смягчается ум, посредством танца люди передают свои чувства, ощущения, мысли, знакомятся с историей и культурными традициями своего народа. Чувашский государственный академический ансамбль песни и пляски - известный ансамбль в России и за рубежом, лауреат всесоюзных и всероссийских смотров, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванов.Этот одержимый творческий коллектив более 90 лет является достойным представителем трудолюбивых и скромных древних людей, активным пропагандистом высокого духовного мира своего народа, его многовековых традиций и новых ярких достижений.Ансамбль создан в 1924 году основоположниками чувашской профессиональной музыки, композиторами и хоровыми дирижёрами Ф.П. Павлов (1892-1931) и В.П. Воробей (1887-1954) - Чувашский национальный хор.В 60-е годы ХХ века творческая жизнь ансамбля была связана с яркой, интересной деятельностью талантливых режиссеров - художественного руководителя и дирижера Б.А. Резников (1922-1988) и хореограф Л.П. Мошевич (1933).Процесс дальнейшего роста творчества ансамбля, его современные успехи и достижения связаны с именами художественного руководителя Ю.В. Васильев, хореографы А.В. Ангарова (1946-2005), Л.Н. Няня, хормейстер Г.Д. Егоров (1946-1993), руководитель инструментальной группы В.П. Сизова (1946-2008).В настоящее время у ансамбля необычайно богатый и разнообразный репертуар: песни, игровые сцены, народные спектакли, вокально-хореографические сюиты.В последние десятилетия ансамбль много и успешно гастролирует за рубежом. Зрители из более чем 20 стран Европы, Азии, Африки и Америки смогли познакомиться с искусством как чувашского народа, так и самого ансамбля. Ансамбль принял участие более чем в 70 международных фольклорных фестивалях.ЗаключениеОсобенности чувашского народного творчества, его ярко выраженный синкретический характер складывались в ходе длительного и относительно интенсивного межэтнического, культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих веков.Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя все же имеет сходство с татарским и марийским танцами. Чувашский танец почти всегда сопровождается хлопками. Танцы имеют простую форму и развиваются по принципу вариации и многократного повторения основной короткой мелодии. Размер обычно составляет две-четыре четверти. Все это, как и вышивка, подчеркивает любовь чувашей к квадратной симметрии. Временные отклонения внутри мелодии и сопоставление контрастных темповых эпизодов в танце не характерны для чувашской народной хореографии. Для сольных танцев характерно исполнение по принципу «все в порядке», когда каждый участник хоровода или веселого танца танцует один за другим. По сравнению с танцами татарский, калмыцкий и башкирский, воспроизведение рабочих движений и образов повседневной жизни в чувашском танце менее выражено. Мужской танец отличается смелостью, задором, темпераментом и скоростью движений. Женский танец мягкий, плавный, пластичный. Во время танца женщина, скользя по полу и сводя носки и каблуки, воспроизводит небольшие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Парные танцы в основном исполняют женщины.Список использованной литературыБогаткова Л.Н. Танцы разных народов /Богаткова Л.Н. - М., 1998.-240 с.Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Учебно-методическое пособие для клубных работников /Боголюбская М.С. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2006. - 292 с.Бурнаев А.Г. Мордовский танец (история, методика, практика) /Бурнаев А.Г. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 232 с.Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья /Власенко Г.Я. - Самара: Изд-во Самар. ун-т, 1992. - 393 с.Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. - М., Школьная Пресса, 2000. - 96 с.Горина Л.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья// Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции /Горина Л.В. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. –668 с.Димитриева, Н. И. Чувашские народные танцы / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин, С. М. Кудрявцева. – Чебоксары, 2002. –458 с.Милютин В. А. Народная хореография /Милютин В. А. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 245 с.

1. Богаткова Л.Н. Танцы разных народов / Богаткова Л.Н. - М., 1998. -240 с.
2. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: Учебно-методическое пособие для клубных работников / Боголюбская М.С. - М.: ВНМЦНТИКПР, 2006. - 292 с.
3. Бурнаев А.Г. Мордовский танец (история, методика, практика) / Бурнаев А.Г. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 232 с.
4. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья / Власенко Г.Я. - Самара: Изд-во Самар. ун-т, 1992. - 393 с.
5. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преп. вузов, студентов и учителей. - М., Школьная Пресса, 2000. - 96 с.
6. Горина Л.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья// Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Горина Л.В. - Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 668 с.
7. Димитриева, Н. И. Чувашские народные танцы / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин, С. М. Кудрявцева. – Чебоксары, 2002. – 458 с.
8. Милютин В. А. Народная хореография / Милютин В. А. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 245 с

Вопрос-ответ:

Как развивается самодеятельное танцевальное искусство в Чувашии?

Самодеятельное танцевальное искусство в Чувашии развивается активно. Все больше людей увлекаются народными танцами и проявляют свои таланты и креативность в этой области. Многие коллективы и группы занимаются самостоятельной подготовкой и выступают на различных мероприятиях и праздниках. Таким образом, самодеятельное танцевальное искусство в Чувашии продолжает развиваться и пользуется все большей популярностью.

Чем характеризуются танцы народов Среднего Поволжья?

Танцы народов Среднего Поволжья характеризуются своей энергичностью, динамичностью и красотой. В них часто используются различные живые и яркие движения, которые передают настроение и эмоции танцоров. Танцы народов Среднего Поволжья отражают многовековую историю и культуру этих народов, и являются важной частью их национального наследия.

Какие народные танцы присутствуют в Чувашии?

В Чувашии присутствуют различные народные танцы, которые являются важной частью культуры и традиций этноса. Среди них можно выделить такие танцы, как "Чебелеке", "Аннапке", "Чуррене", "Чулпантапке", "Аллари", "Эрне". Каждый из этих танцев имеет свои особенности и характерные движения, которые передают традиции и историю чувашского народа.

Какая музыка сопровождает чувашские народные танцы?

Чувашские народные танцы сопровождаются множеством местных мелодий и вариаций русской мелодии. Одной из самых известных мелодий, используемых в чувашских танцах, является мелодия "Подгорная", которая часто сопровождается чувашскими частушками. Также в музыкальном сопровождении чувашских танцев используются традиционные музыкальные инструменты, такие как баян, гармонь, балалайка и другие.

Какие танцы традиционно исполняются в Чувашии?

В Чувашии традиционно исполняются чувашские народные танцы, такие как "Подгорная" с мелодией частушек на чувашском языке.

Какими мелодиями сопровождаются народные танцы в Чувашии?

Музыкальное сопровождение чувашских народных танцев представлено множеством местных мелодий и вариаций русской мелодии.

Как развивается профессиональная хореография в Чувашии?

В наши дни профессиональная хореография в Чувашии успешно развивается. Главным хореографом и танцевальным руководителем Чувашского государственного театра народной культуры является прекрасный мастер национальной хореографии.

Какие представители народов Среднего Поволжья танцуют народные танцы?

Народные танцы в Чувашии исполняют представители народов Среднего Поволжья.

Что включает в себя этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья?

Этнокультурная характеристика танцев народов Среднего Поволжья включает в себя музыкальное сопровождение, множество местных мелодий и вариаций русской мелодии, а также чувашские народные танцы, например, "Подгорная" с мелодией частушек на чувашском языке.

Какие танцы относятся к самодеятельному танцевальному искусству в Чувашии?

В Чувашии самодеятельное танцевальное искусство включает в себя различные народные танцы, такие как чувашские народные танцы, которые играют важную роль в культурной жизни региона.

Кто является главным хореографом и танцевальным руководителем Чувашского государственного театра народного танца?

Главным хореографом и танцевальным руководителем Чувашского государственного театра народного танца является прекрасный мастер национальной хореографии, чье имя упоминается в статье.