Администативная ответственность юридических лиц.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 3131 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.04.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и основные черты административной ответственности юридических лиц
1.2. Нормативная основа административной ответственности
1.3 Административная ответственность юридических лиц при их реорганизации
2. ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВИНА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Основания административной ответственности
2.2 Понятие и концепция вины юридических лиц при административной ответственности
2.3 Формы вины юридических лиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

.. не представлено доказательств, свидетельствующих об умышленных действиях общества, направленных на приобретение и реализацию заведомо нелегальной алкогольной продукции. Из материалов дела следует, что алкогольная продукция приобреталась обществом не у производителя, а реализовывалась по цепочке оптовыми поставщиками, товаросопроводительные документы оформлены в надлежащем порядке, у общества не было оснований проверять достоверность этих документов».
Но как бы в противоположность первому подходу существуют решения судов, в которых делается вывод о невозможности в принципе определить психическое отношение юридического лица в форме умысла или неосторожности.
Существует обширная практика судов, в которой вообще нет реверансов в сторону вины юридического лица и просто делается вывод, что нарушение правил является основанием ответственности.
Так, ФАС Волго-Вятского округа считает, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания и ремонта жилых домов является основанием для привлечения данных лиц к административной ответственности. Доводы учреждения: в действиях МУ «ДЕЗ» отсутствовала вина в совершенном административном правонарушении, поскольку капитальный ремонт жилого дома не был проведен ввиду отсутствия финансирования из городского бюджета; собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось решения о проведении ремонта общего имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали вопрос о наличии вины в действиях учреждения и установили, что оно не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда. Доказательств обратного учреждение не представило. И таких решений множество.
Мы также можем отмечать эволюцию взглядов КС РФ на проблему виновности организаций. «Первоначально придерживаясь субъективно-правового подхода, КС РФ указал, что вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени предприятия и допустивших правонарушение (Определение от 14.12.2000 № 244-О). Однако в дальнейшем КС РФ изменил свою позицию, посчитав, что организация является невиновной в совершении правонарушения, если правонарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения юридических обязанностей (Постановление КС РФ от 27.04.2001 № 7-П). Таким образом, здесь вина юридического лица определяется уже в объективно-правовом значении, то есть без использования конструкции вины представителей данной организации .
Вопрос был разрешен Высшим Арбитражным Судом путем принятия Постановления Пленума, в котором было разъяснено, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет, и сделан вывод, что обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под административной ответственностью юридических лиц следует понимать применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к юридическим лицам за совершенные административные правонарушения.
В развитии нормативной основы (института) административной ответственности в России законодательство прошло четыре этапа. Последний этап характеризуется принятием 30 декабря 2001 года Кодекса об административных правонарушениях. Данный Кодекс предусматривает ответственность за административные правонарушения в различных отраслях и сферах права, в результате чего мы не наблюдаем множество разрозненных принятых нормативных актов, регулирующих одни и те же вопросы.
Необходимо отметить, что административные нормы статьи 2.10 КоАП РФ корреспондируют с ГК РФ в отношении реорганизации юридических лиц в соответствии с действующим гражданским законодательством. При любой реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, выделение, разделение или преобразование) административную ответственность несут их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения и государственной регистрации соответствующей реорганизации.
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, – административное нарушение (административный деликт). Признаками административного правонарушения являются противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность.
Современные исследователи отмечают, что «в настоящее время единый подход (понимание) вины юридического лица в юридической науке, к сожалению, отсутствует», а специфической проблемой современного права является выработка единой концепции вины юридического лица (организации). Вопрос о виновности юридического лица решить однозначно весьма затруднительно, поскольку вина - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Впрочем, законодатель уже, по сути, признал «возможность привлечения лица к административной ответственности без вины (институт объективного вменения)», подвергнув корректировке статью 1.5 КоАП РФ и установив привлечение к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих многочисленных постановлениях и определениях никогда не ставил под сомнение саму возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности, признавая ее допустимым средством борьбы с административными правонарушениями, в то же время всегда отмечал, что положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и статьи 1.5 КоАП РФ направлены на обеспечение действия презумпции невиновности и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
По общему правилу формы вины неприменимы к юридическим лицам. Но длительное время существовала неоднозначная судебная практика по донному вопросу. Часть судов различала в своих актах предусматривала формы вины юридических лиц, часть отказалась от даннго подхода.
Принятие Высшим Арбитражным Судом текста Постановления Пленума, в котором было разъяснено, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет, и сделан вывод, что обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат, было покончено с предшествующей практикой определения вины юридического лица через субъектную сторону правонарушения, то есть через психическое отношение коллективного субъекта к содеянному.
Список использованных источников

1. Законодательство и официальные документы:
1.1. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2002 № 195-ФЗ//Российская газета", N 256, 31.12.2001.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
1.3. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 13.08.2001 - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
2. Специальная литература
2.1. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. – 453 с.
2.2. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь: 2008. — 468 с.
2.3. Иванов, И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. - М.: 2009. – 200 с.
2.3.Гражданское право. В 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.:2004. -765 с.
2.4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др.) (под ред. С.А. Степанова) –«Проспект», «Институт частного права». – 2009. – 628 с.
2.5. Молчанов, П.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.:2008. – 80 с.
2.6. Панова, И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. № 8. – с.45-48.
2.7. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Избранные труды. СПб., 2005. – 368 с.
2.8. Хаманева, Н.Ю. Вступительная статья к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// СПб.: 2002. – с.3.-16.
3. Судебная практика
3.1. Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 № 244-О// СПС «КосультантПлюс».2/732 // СПС»КонсультантПлюс».
3.2. Постановление КС РФ от 27.04.2001 № 7-П// СПС «КосультантПлюс».
3.3. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях»// «Вестник ВАС РФ», № 1. – январь. – 2009.
3.4. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. по делу № Ф04-7725/2004(5735-А03-29) // СПС»КонсультантПлюс».
3.5. Постановление ФАС Поволжского округа по делу от 18.01.2007 N А65-18925/06-СА3-38. ВАС РФ Определением от 13.06.2007 № 5385/07 не нашел оснований для пересмотра в порядке надзора судебных актов// СПС» КонсультантПлюс».
3.6. Постановления ФАС Волго-Вятского от 24 октября 2007 г. по делу № А82-1546/2007-39, от 25.09.2007 по делу N А82-402/2007-22// СПС «КонсультантПлюс».
3.7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. по делу № А66-2695/2008//СПС» КонсультантПлюс».
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 13.08.2001 - № 33 (часть I), ст. 3431.


Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2008. — С. 109.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая" (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др.) (под ред. С.А. Степанова) –«Проспект», «Институт частного права». – 2009. – С. 567.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. - 2001. № 33 (ч. I). - Ст. 3431.

Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.:2005.- С.231.
Иванов, И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. - М.: 2009. - С. 124.
Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Избранные труды. - СПб.:2005. - С. 1020.
Хаманева, Н.Ю. Вступительная статья к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// СПб.: - 2002.
Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 8.
Гражданское право. В 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: 2004. - С. 608.
Молчанов П.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.:2008. - С. 11.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. по делу N Ф04-7725/2004(5735-А03-29)// СПС»КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 апреля 2004 г. по делу N Ф03-А51/04-2/732 // СПС»КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Поволжского округа по делу от 18.01.2007 N А65-18925/06-СА3-38. ВАС РФ Определением от 13.06.2007 N 5385/07 не нашел оснований для пересмотра в порядке надзора судебных актов// СПС»КонсультантПлюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. по делу N А66-2695/2008//СПС «КонсультантПлюс».
Постановления ФАС Волго-Вятского от 24 октября 2007 г. по делу N А82-1546/2007-39, от 25.09.2007 по делу N А82-402/2007-22// СПС «КонсультантПлюс».
Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 № 244-О// СПС «КосультантПлюс».
Постановление КС РФ от 27.04.2001 № 7-П// СПС «КосультантПлюс».
Постановление Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях»// «Вестник ВАС РФ», № 1. – январь. – 2009.
Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8; КонсультантПлюс: КомментарииЗаконодательства
Молчанов П.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 11.
Постановление Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях»// «Вестник ВАС РФ», № 1. – январь. – 2009.












29

Список использованных источников

1. Законодательство и официальные документы:
1.1. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2002 № 195-ФЗ//Российская газета", N 256, 31.12.2001.
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
1.3. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индиви-дуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание за-конодательства РФ - 13.08.2001 - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
2. Специальная литература
2.1. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. – 453 с.
2.2. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь: 2008. — 468 с.
2.3. Иванов, И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. - М.: 2009. – 200 с.
2.3.Гражданское право. В 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.:2004. -765 с.
2.4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатей-ный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др.) (под ред. С.А. Степанова) –«Проспект», «Институт частного права». – 2009. – 628 с.
2.5. Молчанов, П.В. Возбуждение дела об административном правона-рушении в области дорожного движения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.:2008. – 80 с.
2.6. Панова, И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целост-ность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. № 8. – с.45-48.
2.7. Сорокин В.Д. Комментарий избранных мест Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Избранные труды. СПб., 2005. – 368 с.
2.8. Хаманева, Н.Ю. Вступительная статья к Кодексу Российской Фе-дерации об административных правонарушениях// СПб.: 2002. – с.3.-16.
3. Судебная практика
3.1. Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 № 244-О// СПС «КосультантПлюс».2/732 // СПС»КонсультантПлюс».
3.2. Постановление КС РФ от 27.04.2001 № 7-П// СПС «КосультантП-люс».
3.3. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными су-дами дел об административных правонарушениях»// «Вестник ВАС РФ», № 1. – январь. – 2009.
3.4. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 октября 2004 г. по делу № Ф04-7725/2004(5735-А03-29) // СПС»КонсультантПлюс».
3.5. Постановление ФАС Поволжского округа по делу от 18.01.2007 N А65-18925/06-СА3-38. ВАС РФ Определением от 13.06.2007 № 5385/07 не нашел оснований для пересмотра в порядке надзора судебных актов// СПС» КонсультантПлюс».
3.6. Постановления ФАС Волго-Вятского от 24 октября 2007 г. по делу № А82-1546/2007-39, от 25.09.2007 по делу N А82-402/2007-22// СПС «Кон-сультантПлюс».
3.7. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2008 г. по делу № А66-2695/2008//СПС» КонсультантПлюс».

Вопрос-ответ:

Что такое административная ответственность юридических лиц?

Административная ответственность юридических лиц - это система мер юридического характера, применяемых к юридическим лицам в случае нарушения административного законодательства.

Какие основные черты имеет административная ответственность юридических лиц?

Основные черты административной ответственности юридических лиц: юридическая ответственность, несамостоятельность, общественная связь, принудительность.

На какой нормативной основе базируется административная ответственность юридических лиц?

Административная ответственность юридических лиц базируется на нормах административного законодательства, которое регулирует ответственность за нарушение правил и норм в административной сфере.

Какая административная ответственность у юридических лиц при их реорганизации?

При реорганизации юридических лиц, они несут административную ответственность за нарушения, совершенные до начала реорганизации, а также за действия, связанные с этой реорганизацией.

Какие основания могут вызвать административную ответственность юридических лиц?

Основаниями для административной ответственности юридических лиц являются нарушение административного законодательства, причинение вреда обществу и государству, повторное совершение правонарушения.

Какие основные черты имеет административная ответственность юридических лиц?

Административная ответственность юридических лиц характеризуется следующими чертами: диспозитивностью, независимостью от уголовной ответственности, проявлением в виде административных наказаний и составляющей особый вид ответственности.

Каковы нормативные основы административной ответственности юридических лиц?

Нормативная основа административной ответственности юридических лиц включает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы, подзаконные нормативные акты и другие правовые акты, которые регулируют эту сферу.

Каким образом возникает административная ответственность юридических лиц при их реорганизации?

При реорганизации юридического лица возникает административная ответственность только в том случае, если правонарушение было совершено до вступления в силу решения о реорганизации. В этом случае, ответственность возникает перед органом, который открыл дело об административном правонарушении.

Что является основанием административной ответственности юридических лиц, а также что такое вина в контексте административной ответственности?

Основанием административной ответственности юридических лиц является совершение ими административных правонарушений. Вина юридического лица в данном случае - это знание или должное знание о несоответствии своих действий требованиям закона или об умышленном нарушении правил.