Органы исполнительной власти субъектов федераций.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 3232 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 26.04.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. Система органов исполнительной власти субъектов РФ и природа их нормативных актов
1.1. Система органов исполнительной власти
1.2. Юридическая природа нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ
Глава 2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ
2.1. Законодательное регулирование полномочия ОИВ субъектов РФ
2.2. Осуществление ОИВ субъектов РФ своих полномочий и взаимодействие с Высшим органом исполнительной власти РФ
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Под предметами ведения понимаются сферы общественной жизни, сферы и отрасли хозяйства страны, деятельности, а также виды имущества, определенные виды деятельности, правовое регулирование которых осуществляется органами федеральной государственной власти или совместно органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия же определяют установленные законом пределы воздействия органов государственной власти на предметы ведения.
Сосуществование и взаимодействие органов исполнительной власти как единой системы предполагает наличие определенных связей между ними и, в частности, вертикальных связей между центром системы - Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. К настоящему времени накоплен значительный опыт деятельности Правительства РФ и его взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Федерации в рамках федеративного государства. Этот опыт тем более ценен, что Правительству приходилось действовать в условиях, когда органы исполнительной власти субъектов Федерации постоянно стремились расширить пределы своей самостоятельности, переходящей порой в независимость от федерального центра по тем или иным вопросам.
Самостоятельность государственных органов рассматривается в юридической науке как известная автономность, т.е. независимость друг от друга в границах собственных полномочий, но не от соблюдения Конституции и законов, от контроля со стороны общества. Самостоятельность - прежде всего ответственность государственного органа за выполнение возложенных на него функций. Для теории и практики важно умение отграничивать автономность в реализации собственных полномочий от общих направлений деятельности того или иного государственного органа. Нередко такие направления деятельности отождествляют с полномочиями, вследствие чего принимаются решения, выходящие за пределы компетенции соответствующего органа. Преодолению подобных тенденций, обеспечению согласованности действий и взаимной ответственности Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Федерации и должны служить вертикальные управленческие связи между ними.
Вертикальные связи могут носить достаточно разносторонний характер, простираясь от прямого организационного подчинения федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), органов исполнительной власти субъектов Федерации Правительству Российской Федерации по отдельным вопросам до координации, взаимного согласования действий.
Поскольку федеративное устройство России основано на принципе ее территориальной целостности, единства системы государственной власти, характер взаимодействия органов исполнительной власти должен быть настолько оптимальным, чтобы обеспечить необходимый уровень управляемости во всех отраслях и сферах жизнедеятельности государства и общества. Наиболее тесное взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней необходимо при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот.
Статья 43 ФЗ «О правительстве РФ» рассматривает в качестве основной организационно - правовой формы управленческого воздействия на органы исполнительной власти субъектов Федерации координирование их деятельности Правительством Российской Федерации. Координация традиционно рассматривалась как управленческая деятельность, осуществляемая по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, не затрагивающая их оперативной самостоятельности.
Обеспечение единства системы государственной власти в Российской Федерации предполагает, что высшие должностные лица республик и главы администраций краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области, автономных округов входят в единую систему исполнительной власти РФ. Они подчиняются Президенту и Правительству по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации - по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Здесь, безусловно, имеют место элементы субординационных отношений, прямой организационной подчиненности федеральным органам.
Более того, в целях укрепления российской государственности и единой системы исполнительной власти Правительство РФ считает необходимым активизировать процесс передачи полномочий оперативно - исполнительного характера по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Правительство координирует деятельность правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Данная координационная деятельность охватывает сферу полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения в целях обеспечения проведения в РФ единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ.
В то же время главы исполнительной власти субъектов Федерации действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляемую в пределах их полномочий.
Часть вторая ст. 43 Закона закрепляет правомочия Правительства Российской Федерации по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения сочетания интересов этих субъектов и Российской Федерации.
Закон не содержит указаний на то, какие именно организационные действия Правительство Российской Федерации может предпринимать в целях реализации своих координационных правомочий, оставляя тем самым Правительству достаточную свободу действий в данном отношении, что следует считать оправданным. Этим действующий Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" существенно отличается от предшествовавшего ему Закона "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации".
Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ характеризуются возможностью внесения органами государственной власти субъектов Федерации в установленном порядке предложений в федеральное Правительство по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которым корреспондирует соответствующая обязанность, в срок не более одного месяца рассматривать и сообщать указанным органам о результатах рассмотрения внесенных предложений.
В соответствии с установившейся практикой федеральное Правительство тесно взаимодействует по предметам совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Федерации при разработке подготавливаемых Правительством законопроектов. Такое взаимодействие выражается в том, что Правительство информирует органы исполнительной власти субъектов Федерации о разработке соответствующих законопроектов, рассматривает их предложения по этим законопроектам, может привлекать для работы над законопроектами представителей этих органов. Конкретные формы взаимодействия могут быть достаточно разнообразными.

Заключение
Подводя итог изученному можно констатировать, что было бы целесообразным принятие субъектом РФ нормативно-правового акта, который установил бы все элементы системы органов власти, входящих в систему исполнительной власти субъекта РФ, и определил их административно-правовой статус. Это обеспечило бы надлежащее государственное управление в регионе.
Административными регламентами органов исполнительной власти субъектов РФ можно было бы урегулировать административные процедуры внутренней организации работы по обеспечению основной деятельности органов исполнительной власти субъектов. Именно такой нормативно-правовой акт способен урегулировать системные отношения согласно классической триаде "процедура - производство - процесс" по отраслевому признаку в определенной сфере деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.
Административным регламентом взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ можно было бы регулировать отношения между элементами региональной системы органов исполнительной власти в целом.
Отсутствие процессуальных норм, как показывает анализ регионального законодательства, негативно сказывается на взаимодействии органов исполнительной власти при выполнении конкретных управленческих задач. Если в положениях об органах исполнительной власти закреплено право, например, получать информацию, экспертизу, отчет и т.п., то в положении органа исполнительной власти субъекта РФ, как правило, отсутствует закрепленная обязанность предоставлять требуемую информацию.
Поэтому было бы целесообразным права и обязанности (материальные нормы) по взаимодействию элементов системы закреплять в положениях об органах исполнительной власти субъектов РФ, а процедуру их взаимодействия, как уже указывалось, - в административном регламенте взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ.
Необходимо признать, что отсутствие административных регламентов органов исполнительной власти субъектов РФ и административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти субъекта РФ объясняется, на наш взгляд, отсутствием аналогичных нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Тем не менее на региональном уровне существует острая необходимость в установлении процессуальных норм не только организации и обеспечения деятельности органов исполнительной власти, но и норм о видах и формах взаимодействия органов власти, входящих в систему исполнительной власти субъектов РФ.
Конституция Российской Федерации не перечисляет полномочия субъектов Федерации. Она лишь определяет предметы ведения Российской Федерации и дает Федерации право определять свои полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, оставляя за субъектами право реализовать свои полномочия в сфере совместного ведения. Это позволяет с необходимой для практической деятельности всех государственных органов - федеральных и субъектов Федерации - точностью определять пределы полномочий субъектов Российской Федерации, что, конечно, не исключает возможности возникновения споров по вопросам определения предметов ведения Федерации и ее субъектов. В принципе, эти споры должны разрешаться при помощи согласительных процедур, наличие которых предусмотрено в ст. 85 Конституции. В случае же недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Надо добавить, что в соответствии с п. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вправе решать и Конституционный Суд Российской Федерации.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001,
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2008. – 389 с.
Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2009. – 512 с.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Закон Республики Карелия от 27 июня 2002 г. N 594-ЗРК (ред. от 25 января 2005 г.) "О системе органов исполнительной власти Республики Карелия".
Постановление Правительства Свердловской области от 12 октября 1998 г. N 1046-П.
Постановление Правительства Еврейской автономной области от 28 ноября 2000 г. N 126.
Постановление Администрации Тульской области от 7 мая 2003 г. N 255.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 сентября 2003 г. N 430.
Постановление Администрации Калининградской области от 15 марта 2001 г. N 61
.: Закон Липецкой области от 16 июля 2002 г. N 9-ОЗ (ред. от 30 декабря 2004 г.) "О схеме управления Липецкой областью и структуре Администрации Липецкой области".
Постановление Губернатора Тюменской области от 4 июня 2003 г. N 192 "Об аппарате Губернатора области".
Указ Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 75 (в ред. от 9 февраля 2005 г.) "Об Аппарате Губернатора Омской области".
Указ Губернатора Новгородской области от 29 декабря 2004 г. N 177 "О правовом управлении аппарата администрации области".
См.: Постановление Губернатора Ярославской области от 29 марта 1996 г. N 135 "О государственном управлении при Губернаторе Ярославской области"
Постановление администрации Ярославской области от 3 июня 2002 г. N 86 (ред. от 18 октября 2004 г.) "О создании Департамента градостроительства и архитектуры Ярославской области".
См.: распоряжение Руководителя администрации Губернатора Калужской области от 17 ноября 2004 г. N 1039-ра "О пресс-службе Губернатора Калужской области".
См.: Постановление Губернатора Калужской области от 29 июля 2004 г. N 466 "О создании Совета молодых ученых при Губернаторе области".
Закон Ульяновской области от 29 января 2004 г. N 007-ЗО (ред. от 20 августа 2004 г.) "О структуре органов исполнительной государственной власти Ульяновской области".
Бахрах Д.Н., Хазанов С.Д. Формы и методы деятельности государственной администрации: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. С. 8 - 10.
Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы: Учеб. пособие для вузов. М., 2008. С. 164 - 165.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. С.112.
Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. С. 194.
СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1; 1995. N 8. Ст. 609.
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 2006. С. 17.
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.
Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. С. 289.
Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. М., 2005. С. 32.
См. там же.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2007. С. 137.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ. Российская газета, № 206, 19.10.1999.
Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. С.112.
Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. С. 98.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. С. 214.
ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «Российская газета», № 245, 23.12.1997.
Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. С. 221.
Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. С. 89.
Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах:уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2007. С. 324.
Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2005. С. 124.












24

Библиография
1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ. «Российская газета», № 256, 31.12.2001,
3.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Парламентская газета, № 186, 08.10.2003.
4.Агапов А.Б. Административное право. 5-е изд. М.: Эксмо, 2006. – 412 с.
5.Алехин А.П. Административное право России Учебник для ВУЗов. М: Зерцало, 2006. – 487 с.
6.Бахрах Д.Н. Административное право. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2008. – 389 с.
7.Габричидзе Б.М. Чириявский А.Г. Административное право. – М.2003. – 394 с.
8.Габричидзе Б.Н. Административное право России. Уч. 2- е изд. М.: Проспектъ, 2005. – 438 с.
9.Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007. – 346 с.
10.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-4.изд., перераб.и доп. М.: Проспект, 2008 – 417 с.
11.Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: уч.пос.-2. изд., перераб. и доп. М.: Проспектъ, 2009. – 512 с.
12.Попов Л.Л, Мигачев Ю.И. Административное право России. Учебник. М.: Проспектъ, 2006. – 428 с.
13.Россинский Б.В. Административное право России. Практикум: учебно- методическое пособие. М.: Эксмо, 2006. – 378 с.

Вопрос-ответ:

Какие органы исполнительной власти существуют на уровне субъектов РФ?

На уровне субъектов РФ существуют различные органы исполнительной власти, такие как губернатор, правительство субъекта, министерства и ведомства, исполняющие решения и указания губернатора или правительства.

Какие нормативные акты издает органы исполнительной власти субъектов РФ?

Органы исполнительной власти субъектов РФ издают нормативные акты разного уровня и значения, такие как законы, постановления, приказы и распоряжения, регламентирующие различные сферы государственной деятельности на территории субъекта.

Какие полномочия имеют органы исполнительной власти субъектов РФ?

Органы исполнительной власти субъектов РФ имеют широкий спектр полномочий. Это включает в себя осуществление внутренней политики, разработку и реализацию программ социально-экономического развития, обеспечение правопорядка и безопасности, управление местным бюджетом и многое другое.

Каким образом органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия?

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют свои полномочия путем выработки и принятия соответствующих нормативно-правовых актов, контроля над их исполнением, координации деятельности соответствующих подведомственных организаций и взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

Как органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с Высшим органом исполнительной власти?

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с Высшим органом исполнительной власти через систему передачи информации, координации деятельности и согласования решений. Они также могут обращаться за советом или поддержкой к высшим должностным лицам в случае необходимости.

Какова система органов исполнительной власти субъектов РФ?

Система органов исполнительной власти субъектов РФ состоит из главы исполнительного органа власти субъекта РФ и его аппарата. Глава исполнительного органа власти субъекта РФ назначается Президентом РФ субъекта РФ по согласованию с Собранием представителей субъекта РФ.

Какова юридическая природа нормативно-правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ?

Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ являются официальными документами, которые содержат правила и нормы, обязательные для исполнения и соблюдения на территории субъекта. Они регулируют различные сферы жизни и деятельности, в том числе законодательство, экономику, социальные отношения и т.д.

Как осуществляются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и каково их взаимодействие с Высшим органом исполнительной власти?

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными актами РФ и субъекта РФ. Они имеют право разрабатывать и принимать нормативные акты, управлять и контролировать исполнение законов, осуществлять функции, связанные с управлением и развитием территории, решать вопросы социальной политики, экономического развития и другие. Взаимодействие с Высшим органом исполнительной власти осуществляется на основе кооперации и согласования действий в рамках законодательства РФ и положений субъекта РФ.