Психологические особенности формирования устной речи у детей с нарушением слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 2626 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 02.06.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Характеристика детей, имеющих нарушения слуха 5
1.2. Факторы, влияющие на состояние речи ребенка с нарушением слуха 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 13
2.1. Механизмы формирования активной и пассивной устной речи при нарушениях слуха 13
2.2. Особенности устной речи слабослышащих детей 15
2.3 Основные направления работы по развитию речи 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ЛИТЕРАТУРА 24

Фрагмент для ознакомления
ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. -224 с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Педагогика, 1963. – 304 с.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. - М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
5. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях. / Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А. и др. – СПб.: КАРО, 2006. – 496 с.
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М.: Просвещение, 1975. – 339 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. - М.: Педагогика, 1983. – 383 с.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М.: Владос, 2010. – 319 с.
9. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. - М.: Академия, 2007. – 200 с.
10. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М., 1999. – 80 с.
11. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
12. Нудельман М.М. Практикум по сурдопсихологии. М.: Прометей, 1990. - 149 с.
13. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд. - М.: Академия, 2008. – 480 с.
14. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 1975.- 110 с.
15. Соколов А.Н., Тымкив А.С. Основы сурдопсихологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-72с.
16. Сурдопедагогика: Учеб. для вузов. / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
17. Сурдопедагогика: Учебное пособие./Л.В. Андреева, О.А. Красильникова, Е.Ю. Мамедова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 – 230 с.
18. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М.: Просвещение, 1991. – 61 с.
19. Тигранова Умственное развитие слабослышащих детей. – М.: Педагогика, 1978. – 112 с.
20. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 395 с.
21. Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. – М.: Учпедгиз, 1961. – 189 с.
22. Яшкова Н.Д. Наглядное мышление глухих детей. М.: Педагогика, 1988. – 142 с.
23. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Т.Г. Богданова. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2012. – 106 с.
24. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
25. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2013. – 654 с.
26. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 304 с. – URL: https://iknigi.net/avtor-lyudmila-golovchic/31861-doshkolnaya-surdopedagogika-lyudmila-golovchic/read/page-21.html (дата обращения 03.03.2019)
27. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [электронный ресурс] / Л.П. Нос¬кова, Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 344 с. – URL: http://samzan.ru/46422 (дата обращения 25.02.2019)
28. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова Л.И., Переслени Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 480 с.
29. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида / Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 295 с.
30. Терентьева В.И. Дефектология с основами специальной психологии: курс лекций / В. И. Терентьева. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т , 2014. – 123 с.
31. Яковлева, Е. А. Формирование словесной речи детей с нарушением слуха в процессе обучения / Е. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1417/ (дата обращения: 21.04.2021).
32. Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В. Развитие устной речи у глухих школьников. М.: Академия, 2001. 6.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. – М: Педагогика, 1971.
33. Демина А.В.Теоретическое осмысление проблемы развития диалогической речи детей с нарушенным слухом // Педагогический ИМИДЖ. 2019. №3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-problemy-razvitiya-dialogicheskoy-rechi-detey-s-narushennym-sluhom (дата обращения: 21.04.2021).

Вопрос-ответ:

Какие характеристики имеют дети с нарушениями слуха?

Дети с нарушениями слуха могут иметь различные характеристики, такие как: опоздание в развитии речи, трудности восприятия и понимания речи, ограниченный словарный запас, затруднения в произношении звуков, ограничение в коммуникативных навыках и т. д.

Какие факторы влияют на состояние речи у детей с нарушениями слуха?

Состояние речи у детей с нарушениями слуха может зависеть от таких факторов, как: степень потери слуха, возраст начала речи и реабилитации, качество аудиологической реабилитации, уровень интеллектуального развития, наличие сопутствующих нарушений, а также индивидуальные особенности ребенка.

Какие механизмы формирования активной и пассивной устной речи существуют у детей с нарушениями слуха?

У детей с нарушениями слуха существуют различные механизмы формирования устной речи. Активная устная речь формируется через индивидуальные занятия с речевым терапевтом, использование дополнительных образовательных программ, а также через поддержку семьи и окружающей среды. Пассивная устная речь формируется через слушание и понимание речи других людей, использование слуховых аппаратов или других устройств для усиления звука.

Какие особенности формирования устной речи имеют дети с потерей слуха?

Дети с потерей слуха могут иметь особенности формирования устной речи, такие как: затруднения в произношении звуков, ограниченный словарный запас, трудности в понимании и восприятии речи, ограничение в коммуникативных навыках. Однако при правильной реабилитации и поддержке они могут развивать свою речь и коммуникативные навыки.

Какие аспекты речевого развития необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями слуха?

При работе с детьми с нарушениями слуха необходимо учитывать такие аспекты речевого развития, как: развитие фонематического слуха, произношение звуков, словарный запас, грамматические навыки, понимание и использование речевых структур, коммуникативные навыки и т. д. Специалисты должны проводить подходящие занятия и использовать различные методики для развития этих аспектов у детей.

Какие особенности формирования устной речи есть у детей с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха имеют определенные особенности формирования устной речи. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, формированием связной речи, а также с пониманием и запоминанием слов и фраз. Кроме того, они могут испытывать проблемы с интонацией и выразительностью речи. Все эти особенности требуют особого подхода в обучении и развитии детей с нарушением слуха.

Какие факторы влияют на состояние речи у детей с нарушением слуха?

На состояние речи у детей с нарушением слуха могут влиять различные факторы. В первую очередь, это степень нарушения слуха, так как дети с глухотой и слабослышащие дети могут иметь разные проблемы с речью. Также важным фактором является возраст, в который было обнаружено нарушение слуха и было начато коррекционное воздействие. Большое значение имеет комплексный подход к обучению и поддержке ребенка со стороны родителей, педагогов и специалистов.

Какие механизмы формирования активной и пассивной устной речи работают у детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха механизмы формирования активной и пассивной устной речи могут работать с некоторыми особенностями. При формировании активной речи дети могут испытывать трудности в произношении звуков и формировании связной речи, но при поддержке специалистов и систематической работе над навыками речи они могут добиться значительного прогресса. Что касается пассивной речи - понимания и запоминания слов и фраз, у детей с нарушением слуха это также может быть затруднительно из-за ограниченной аудиосвязи. Однако, с помощью подходящих методик и обучения, они могут развить пассивный словарный запас и понимание речи.

Какие особенности формирования устной речи у детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха формирование устной речи происходит с определенными особенностями, так как они имеют проблемы с восприятием и пониманием звукового материала. Эти дети обычно начинают говорить позднее сверстников без нарушений слуха и часто имеют проблемы с артикуляцией и произношением звуков. Они также могут испытывать трудности в понимании и использовании сложных грамматических конструкций. Важно заметить, что каждый ребенок уникален, и уровень развития речи может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей и степени нарушения слуха.