герой нашего времени.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 3535 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 23.05.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ МИРОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 История создания романа 4
1.2 «Герой нашего времени» в оценке отечественных критиков 7
1.3 Жанровое своеобразие романа «Герой нашего времени» 11
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 15
2.1 «Герой нашего времени» в литературоведении 21 века 15
2.1.1Изучение мифологизма «Героя нашего времени» в литературоведении 21 века 15
2.1.2 Современные векторы интерпретации образа Печорина 16
2.2 Роман «Герой нашего времени» в беллетристике 21 века 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Фрагмент для ознакомления

Свои жизненные впечатления, события частной жизни выражаются при помощи лермонтовского языка. Себя и окружающую действительность повествователь видит лермонтовским зрением.Приведем пример первого типа повествования. В 2010 году Борис Акунин под псевдонимом Анатолия Брусникина выпускает роман «Герой иного времени». Название произведения, рисунки М. Ю. Лермонтова в оформлении, а также фрагменты из вымышленной книги Г.Ф. Мангарова «Записки старого кавказца» отсылают к произведению М.Ю. Лермонтова. Для Б. Акунина характерно взаимодействие с русской классикой. Однажды в интервью корреспонденту «Комсомольской правды» Б. Акунин сказал следующее: «Берешь своих любимых литературных героев – только те черты, которые тебе в них нравятся: вечное одиночество Печорина…» [6]. В итоге лермонтовский контекст становится внешним антуражем для произведения Б. Акунина. В «Герое иного времени» передан не «дух» лермонтовского романа, а его внешние приметы: хронотоп, «загадочный» герой, а также приемы построения композиции. Психологический план «Героя нашего времени» в романе отсутствует. Мысли и высказывания героев, а также их формы поведения являются современными, более того, исторический фон романа – это всего лишь декорация. Сочетание различных типов текста (записок, дневника) служит не для постепенного раскрытия характера главного героя, как это делается в «Герое нашего времени», а для выполнения утилитарной задачи – раскрыть истинную подоплеку событий.Необходимо отметить, что «Герой нашего времени» — это роман о самоанализе и рефлексии, что отсутствует в романе «Герой иного времени». В произведении существуют герои, склонные к рефлексии, однако они смотрят на себя со стороны, как будто речь идет о другом человеке. Внутренний мир главного героя Никитина закрыт, он действующий персонаж, однако никак не рефлексирующий: «тогда все любили порассуждать о революциях, юноши мечталигде – нибудь сражаться за чью – то свободу. Но они мечтали, а он сражался» [2].Одна из главных примет лермонтовского романа в «Герое иного времени» - фрагментарность композиции, которая обуславливает смену повествователей, точек зрения. В современном литературоведении существует термин «лермонтовский человек» - «нравственно небезупречная личность, но глубокая, содержательная, волнующая других людей, заставляющая их разгадывать ее феномен» [33]. Все аспекты понятия можно сопоставить с главным героем произведения Б. Акунина, однако необходимо внести одну оговорку. Главный герой М. Ю. Лермонтова – ускользающая натура. О нем ничего не известно достоверно, а судьба героя Никитина четко прописана. В самом начале романа читатель узнает о фактах его жизни. Кроме того, Никитин, в отличие от Печорина, вовлечен в историю (участие в событиях декабря 1825 года). Как и у Печорина, в жизни Никитина большую роль играет случай. Герой формулирует теорию «большого Зигзага», случай и нравственные убеждения определяют его изгнание, его гибель. Однако Никитин все же отличается от Печорина тем, что он осознает ценность жизни: «Я <…> очень цепко держусь за жизнь, не хуже репейника, и задешево ее никому не отдам [2, с.77]. Борис Акунин взял формулу романа М. Ю. Лермонтова, поместил ее в рамки детектива, что позволило создать автору произведение с отодвигающейся развязкой, а также с большим количеством анахронизмов о нашем (ином) времени. Отражение второго типа лермонтовского романа можно найти в произведении Джонатана Литтелла «Благоволительницы». Главный герой романа смотрит на события вокруг себя сквозь призму лермонтовского зрения: «Я снова подумал о Лермонтове, лежащем на траве в нескольких шагах отсюда, смертельно раненном в грудь…Он воображал себя поэтом, и он, конечно, прочел «Героя нашего времени» [26, с. 62]. Главный герой романа все время вспоминает М. Ю. Лермонтова. Автор произведения проделал огромную исследовательскую работу творчества писателя, чтобы написать свой роман.В романе В. Маканина, написанном и изданном на рубеже 20 и 21 веков также отражена тематика «Героя нашего времени». Это видно уже из названия произведения «Андеграунд, или Герой нашего времени». Его главный герой – человек – текст, который хочет освободиться от сюжета и обрести свой голос, свое слово. Поиск собственной личности начинается с протеста против разгадки человека литературой «золотого века». Герой – литератор недееспособен, он понимают свою ущербность и приветствует нового Героя Времени по фамилии Ловянников. Реалистическое подобие романа постоянно ломается, как и понятие «наше время». Герой, попавший в эпицентр меняющегося мира, существует на грани двух культур: классической, основанной на литературе, и постклассической, основанной на торговле и обмене. Петрович, так зовут главного персонажа, - герой уходящего 20 века, герой уходящей культуры с ее мучительным поиском человека, спором о человеке. Герой нового «перестроечного» времени отражен в произведении В. Пелевина «GenerationП». Интеллигент Татарский мутирует от человека к медиаклону. Герой «меняет вечность – нерушимое и никак не зависящее от скоротечных земных раскладов на баньку с пауками». В произведении В. Пелевина происходит историческая смена героя времени, что говорит о духовном измельчании человека.ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2Мы проанализировали взгляды современных литературоведов на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выяснили, что исследователей 21 века интересует мифологизм романа, фольклорное начало в романе, а также роль авторского присутствия. В роли предмета исследования также выступают мифологемы и архетипы, которые литературоведы пытаются расшифровать в смысловом поле романа. Кроме того, существует большое количество работ, в которых исследователи изучают главного героя романа. Ученые выдвигают различные теории о «вампиризме» Печорина, тайне его имени, взаимоотношениях главного героя и смерти, а также отношениях с другими персонажами романа.Мы проанализировали некоторые произведения, в которых предстает образ «Героя нашего времени». Ярким примером является произведение Б. Акунина «Герой иного времени». Данная тема звучит и в других произведениях современной беллетристики, однако выражена она не настолько ярко.ЗАКЛЮЧЕНИЕ1.Проанализировав историю создания романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, выяснили, что в данном произведении все необычно, начиная с ее композиции. Роман состоит из пяти самостоятельных и законченных повестей, объединенных одним героем. 2.Рассмотрели роман «Герой нашего времени» в оценки отечественных критиков. Выяснили, что большинство отзывов об этом произведении являлось отрицательными, однако некоторые из литературоведов предчувствовали, что роман станет великим, и оценивали его как невероятное произведение.3.Проанализировав жанровое своеобразие романа, мы выяснили, что в построении и стилистике романа отражено сочетание реализма социально – психологического романа и романтизма, что придает уникальность произведению. Кроме того, «Герой нашего времени» — это первый роман русской литературы, который объединил социально – психологическую и нравственно – философскую проблемы.4. Мы проанализировали взгляды современных литературоведов на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Выяснили, что исследователей 21 века интересует мифологизм романа, фольклорное начало в романе, а также роль авторского присутствия. В роли предмета исследования также выступают мифологемы и архетипы, которые литературоведы пытаются расшифровать в смысловом поле романа. Кроме того, существует большое количество работ, в которых исследователи изучают главного героя романа. Ученые выдвигают различные теории о «вампиризме» Печорина, тайне его имени, взаимоотношениях главного героя и смерти, а также отношениях с другими персонажами романа. Литературоведы также отмечают общую бесчеловечность главного героя, которая не зависит от социальных условий и связана с неправильным направлением душевных сил, ума и знаний.5. Мы проанализировали некоторые произведения, в которых предстает образ «Героя нашего времени». Ярким примером является произведение Б. Акунина «Герой иного времени». Данная тема звучит и в других произведениях современной беллетристики, однако выражена она не настолько ярко.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Белинский, В. Г. Герой нашего времени //Избранные статьи. - М.: Детская литература, 1978. - С.40-59.2. Брусникин, А. (Борис Акунин). Герой иного времени / Б. Акунин. Режим доступа: http://knizhnik.org/anatolij-brusnikin/geroj-inogo-vremeni (дата обращения 07.04.2021).3. Булгарин, Ф.В. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/bulgarin_f_w/text_0190.shtml (дата обращения 07.04.2021).4.Виноградов, И. Философский роман М. Ю. Лермонтова / И. Виноградов. - М.: Просвещение, 1969.5.Влащенко, В. Лермонтов в русской критике//Литература. - 2000. - №25.6. Войцеховский, Б. Интервью с Б. Акуниным // Комсомольская правда. 2004. № 1/1. 4 января. С.67. Вольперт, Л. И. Лермонтов и литература Франции / Л.И. Вольперт. СПб.: Алетейя, 2008. 300 с.8.Вырыпаев, П. А. Лермонтов. Новые материалы к биографии / П. А. Вырыпаев. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1976.9. Галиева, М. А. Фольклоризм прозы М. Ю. Лермонтова: постановка вопроса. Повесть «Бэла» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. №9 (42). С. 71–74.10. Геллер, Л. Печоринское либертинство // М. Ю. Лермонтов: proetcontra, ан тология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 558–571. (Русский путь)11.“Герой нашего времени”//Лермонтовская энциклопедия/Гл. ред. В. А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.108.12.Герцен, А.И. Полное собрание сочинений / А. И. Герцен. - М.: Гослитиздат, 1960.13.Герштейн, Э.Г. Судьба Лермонтова / Э. Г. Герштейн. - М.: Художественная литература, 1986.14. Граф, А. Печорин соблазнённый // М. Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 499–510. (Русский путь)15. Григорьев, А. А. Собрание сочинений Аполлона Григорьева / Под ред. [и с вступ. ст.] В.Ф. Саводника. Вып. 1-14. - Москва:Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1915-1916. - 14 т.; 23.16.Григорьян, К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени" / К.Н. Григорьян. - Л.: Наука, 1975.17. Дубин, Б. «Эпическое» литературоведение. Стерилизация субъективности и ее цена // НЛО. 2003. №5918. Киселева, И. А. М. Ю. Лермонтов: богословие природы // Простор, 2014, №4. – Режим доступа: http://дружбанародов.com/magazines/prostor/2014/4 (дата обращения 07.04.2021).19. Киселева, И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система / И. А. Киселева. М: МГОУ, 2011. 224 с.20. Кузнецова А. В. Лирический универсум М. Ю. Лермонтова: семантика и поэтика / А. В. Кузнецова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. 211 с.21. Лауэр, Р. Печорин как соблазнитель // М. Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 511–525. (Русский путь)22. Левин, В.И. Проблема героя и позиция автора в романе "Герой нашего времени"//Лермонтов и литература народов Советского Союза. - Ереван: Издательство Ереванского университета, 1974.23. Леонова, М. Фрактальная логика Григория Александровича Печорина // М. Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 630–645. (Русский путь)24. Лермонтов, М. Ю. Герой нашего времени//Сочинения в двух томах. Том второй. - М.: Правда, 1990. - С.455-590.25. Лермонтов, М.Ю. Сочинения Лермонтова, приведенные в порядок и дополненные С. С. Дудышкиным / С портр. поэта, грав. проф. Ф. Иорданом, и 2-мя снимками с почерка Лермонтова. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: А.И. Глазунов, 1860. - 2 т.26. Литтелл, Дж. Благоволительницы. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 800 с27. Лобок, А. М. Антропология мифа / А.М. Лобок. Екатеринбург: Банк культурной информации. 692 с.28. Маканин, В. Андеграунд, или герой нашего времени. – М., 199929. Макаров, В. Герой нашего Лермонтова//Литературная учеба. - 1995. - №2, 3. - C.202-208.30.Мануйлов, В.А. М. Ю. Лермонтов. Биография писателя / В.А. Манйлов. Пособие для учащихся. - Л.: Просвещение, 1976.31. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа // Фольклор и постфольклор. - Режим доступа: https://goo.gl/FG9NEc (дата образения 07.04.2021)32. Милевская, Н. И. Фольклоризм М. Ю. Лермонтова / Н.И. Милевская: автореф. дисс. … к. филол. н. М. МПГУ, 1990. 16 с.33. Милованова, Т.С. «Лермонтовский человек» как философский и социокультурный феномен в русской литературе первой половины 1830-х годов: автореф. Дис. … канд. филол. Наук. М., 201234. Михайловский, Н. К. Герой безвременья. – Режим доступа: 001_Title.p65(rhga.ru) (дата обращения 07.04.2021)35. Нейман Б. В. Михаил Юрьевич Лермонтов / Б. В. Нейман. - М.: Просвещение, 1973.36. Нетбай И. Кто такой Печорин? Что такое Печорин? //Вопросы литературы. - 1999. - №4. - C.320-329.37. Писарев Д. И. Собрание сочинений / Д. И. Писарев - М.: Художественная литература, 1974.38. Плеханов, Г. В. Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова [Текст]: В 3 томах. - Москва: Наука, 197339. Попов, А.В. "Герой нашего времени". Материалы к изучению романа М. Ю. Лермонтова / А. В. Попов. - Ставрополь: Издательство Ставропольского пед. института, 1963.40. Сартаков, Е.В. Бурачок, С.А. – критик романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/1186589741. Cавинков С.В., Фаустов А.А. Печорин как «странный» человек …: «вампирический» элемент в романе «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К. Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 572–583. (Русский путь)42. Седина Е. В. Мифопоэтическая картина мира в творчестве М. Ю. Лермонтова как феномен художественной культуры. автореферат дисс. канд. культурологии. Чита, 2012. 24 с.43. Серман И. З. Михаил Лермонтов: жизнь в литературе. 1836–1841 / И.З. Серман. М.: РГГУ, 2003. 278 с.44. Силади Ж. Тайны Печорина (семантическая структура образа героя в романе М. Ю. Лермонтова) // М. Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С. В. Савинкова, К. Г. Исупова; вступ. ст. С. В. Савинкова. Т. 2. СПб.: РХГА, 2014. С. 616–629. (Русский путь)45. Славникова, О. Спецэффекты в жизни и литературе // Новый мир. 2001. №146.Удодов Б. Т. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени": Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.47. Ханзен-Лёве Оге А. Печорин как женщина и лошадь в романе-эксперименте Лермонтова // М.Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С.В. Савин кова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т.2. СПб., 2014. С. 526−557. (Русский Путь)48. Ходанен, Л. А. Поэтика Лермонтова: аспекты мифопоэтики / Л.А. Ходанен. - Кемрово: КемГУ, 1995. - 94 с.49. Ходанен, Л. А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии М.Ю. Лермонтова / Л.А. Ходанен. Кемрово: КемГУ, 1993. - 116 с.50.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. Очерки гоголевского периода русской литературы. - М.: Гослитиздат, 1949–1953.51. Чупринин, С. Жизнь по понятиям // Знамя. 2004. №1252.Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов//М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1989.53. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.54. Шмид В. О новаторстве лермонтовского психологизма // М.Ю. Лермонтов: proetcontra, антология / Сост., комм. С.В. Савинкова, К.Г. Исупова; вступ. ст. С.В. Савинкова. Т. 2. СПб., 2014. С. 468–481. (Русский путь)55.Щеблыкин, И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество / И.П. Щеблыкин. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1990.56. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1961.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ МИРОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 4
1.1 История создания романа 4
1.2 «Герой нашего времени» в оценке отечественных критиков 7
1.3 Жанровое своеобразие романа «Герой нашего времени» 11
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛЛЕТРИСТИКЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 15
2.1 «Герой нашего времени» в литературоведении 21 века 15
2.1.1Изучение мифологизма «Героя нашего времени» в литературоведении 21 века 15
2.1.2 Современные векторы интерпретации образа Печорина 16
2.2 Роман «Герой нашего времени» в беллетристике 21 века 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30