Формирование универсальных учебных умений при изучении социальных дисциплин

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 1717 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 26.05.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Роль правового образования в формировании личностных УУД 7
2. Формирование УУД через организацию работы с документами при изучении раздела «Право» 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложение 17

Фрагмент для ознакомления

Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно передгражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.3. Работу над третьим вопросом можно проводить разными методами. В частности, в форме дискуссии, когда учащиеся под руководством учителя, опираясь на информации СМИ и собственный жизненный опыт, доказывают, что у нас в стране соблюдаются не все принципы правового государства, идет процесс становления правового государства.В сильном классе по этой теме можно провести дебаты или занятия с элементами дебатов. Команда утверждения отстаивает тезис «РФ – правовое государство», команда отрицания утверждает, что РФ не является правовым государством. Группа экспертов оценивает убедительность и аргументированность доказа­тельств той и другой стороны.Домашнее задание – выбрать одно из предложенных высказываний и изложить свою точку зрения по проблеме (в эссе):Никакая власть не может быть выше закона.Что пользы в законах там, где нет морали?Благо народа – высший закон.Приложение 2.Урок на тему: «Конвенция о правах ребенка»Цели урока:образовательная – дать учащимся представление о правах и обязанностях ребенка, познакомить их с одним из основных документов о правах ребенка – «Конвенцией о правах ребенка»;развивающая – продолжить формирование навыков самостоятельнойработы с правовыми документами, их анализа, сравнения;воспитательная – способствовать формированию способности учащихся строить собственное поведение в рамках имеющихся у них свобод, прав и обязанностей, воспитывать детей в духе признания прав других людей, способствовать формированию правовой культуры.Обеспечение урока: текст «Конвенция о правах ребенка», тестовые задания, фотомонтаж или видеоряд о нарушении прав ребенка в разные периоды истории, о жестоком обращении с детьми, видеомагнитофон.План урока: 1. Обобщение знаний о правах человека и знаний о правах ребенка (работа с определениями, тесты).Блиц-опрос.История создания «Конвенции о правах ребенка» (опережающее задание).Практическая работа (работа с документом).Разрешение проблемной ситуации.Объяснение домашнего задания.ХОД УРОКА1. Задание: соотнесите понятие с его определением.ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Документ однородного содержания; подписавшие его государства не обязаны исполнять его предписаний, документ носит рекомендательный характер.Документ однородного содержания; государства, его подписавшие, обязаныего исполнять.Документ неоднородного содержания; государства, подписавшие его,обязаны его исполнять.Соглашение, заключенное между двумя или более государствами и придающее полную силу и эффективность всем его составным частям.Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.ПОНЯТИЯ:а) конвенцияб) протоколв) пактг) декларацияд) договорОТВЕТЫ: 1 – г; 2 – а; З – в; 4 – д; 5 – 6.ТЕСТ1. Название документа, утвержденного и провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года:а) Декларация всеобщих прав и свобод человекаб) Всеобщая декларация прав человекав) Конвенция по правам человекаг) Декларация о правах2. Когда была создана Организация Объединенных Наций (ООН):а) после Первой мировой войныб) во время Второй мировой войныв) после Второй мировой войны3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Декларациюправ ребенка»?а) в 1948 г.б) в 1959 г.в) в 1966 г.4. Какая международная организация играет решающую роль в защите правчеловека на международном уровне?а) ПЕН-клубб) ООНв) ЮНЕСКО5. В каком году была создана Комиссия по правам человека ООН?а) в 1946 г.б) в 1952 г.в) в 1976 г.6. Как называется должностное лицо, избранное Государственной Думой длясбора информации о нарушении прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?а) магистрб) председатель Союза правозащитниковв) уполномоченный по правам человека7. Какое понятие соответствует понятию «права человека»?а) это законы, по которым живет человекб) это те нормы, которые человек придумал для себя самв) это охраняемая, обеспеченная госу­дарством естественная возможность что-то делать, осуществлять8. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека?а) право на свободу мысли, слова, совестиб) право собственностив) право на свободу убежденийг) право иметь друзей9. Какое из нижеприведенных действий свидетельствует о нарушении правчеловека?а) Александр не пригласил друзей на день рождения.б) Анна заказала в ателье на выпускной вечер слишком дорогое платье.в) Сергей купил продукты в магазине без очереди.г) Раиса обсуждала с соседями подслушанные ею телефонные разговоры.10. Какое положение не характеризуют права человека?а) право на свободу мысли, совести, религииб) право на трудв) право на жизньг) право действовать, не считаясь с другими людьмиБЛИЦ - ОПРОС1.Что такое право?2. Какие права у тебя есть?3. Достаточно ли прав у детей?4. Можешь ли ты добиться уважения к своим правам?5. Как защищаются права детей в нашей стране?6. Какие организации защищают права детей?7. Какие права ты считаешь для человека главными?8. Есть ли особые права у детей? Какие, по твоему мнению?9. Кто у нас больше всего нуждается в защите своих прав?10. Как ты думаешь, в каком возрасте можно говорить о правах ребенка?11. Какие нормативные документы закрепляют за ребенком целый перечень прав и свобод?12. Кто в Российской Федерации является гарантом прав детей?13. Имеются ли нарушения прав ребенка в нашей стране?3. Подведение итогов блиц-опроса. Переход к истории создания «Конвенции о правах ребенка» (опережающее задание).Год 1913. Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разрабатывают и предлагают к рассмотрению Ассамблеи Лиги Наций Декларацию прав ребен­ка, которая состоит из пяти пунктов. В 1924 году Декларация была принята и получила название Женевской.В Женевской декларации говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.Женевская декларация до сего времени имеет большое политическое значение. Особо надо выделить два момента этой декларации:именно в Женевской декларации была подчеркнута необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости».в связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Он действовал на протяжении нескольких лет до прихода к власти фашистов.Во время Второй мировой войны и после нее человечество было свидетелем жестокого обращения с детьми и нарушения их прав (обращение к фотомонтажу или к видеоряду). Поэтому с момента создания ООН (1945г.) дети и их благо­получие были в центре внимания мировой общественности. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование Детско­го фонда (ЮНИСЕФ), который в настоящее время обеспечивает механизмы международной помощи детям.1959 год. ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис этой Декла­рации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Декларация – это изложение 10 принципов, касающихся защиты, благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывает правительства признавать эти принципы и стремиться им следовать. Международные пакты 1966 года – «О гражданских и политических правах», «Об экономических, соци­альных и культурных правах» – признают необходимость особой защиты прав ребенка.Многим казалось, что на этом можно поставить точку и начать претворять принципы Декларации в жизнь. Наверное, поэтому инициатива польской делегации в 1978 году о создании Конвенции первоначально в ООН не была поддержана.Дискуссия длилась около года. Позиция поляков основывалась на идеях известного польского гуманиста, педагога и писателя Януша Корчака. Тогда же на заседаниях ООН были сделаны доклады о серьезном нарушении прав детей. В то же время было признано, что интересы родителей и детей не всегда совпадают. Стали известны факты жестокого обращения с детьми (обращение к фото­монтажу или видеоряду).Цифры. Около 100 миллионов детей в мире существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства и проституции. Более 50 миллионов ребят работают в опасных или вредных для здоровья условиях. 120 миллионов детей от 6 до 11 лет не могут учиться, а 3,5 миллиона умирают каждый год от тех болезней, которые поддаются профилактике и лечению. В развивающихся странах около 105 миллионов малышей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности, в то же время миллионы детей, включая ребят из внешне благополучного общества, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами употребления наркотиков.По результатам этих сообщений была создана комиссия по подготовке Конвенции о правах ребенка. Комиссия работала с 1979 года по 1989 год. 10 лет работу комиссии возглавлял выдающийся юрист, польский профессор Адам Лопатка.Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года.Конвенция о правах ребенка – это наиболее полное осознание прав ребенка, при­нимаемое международным сообществом. Права детей, согласно этой Конвенции, приобретают силу норм международного права.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТАУчащиеся получают тексты «Конвенции о правах ребенка».Задание: работая с Конвенцией, сгруппируйте права ребенка по схеме: ПРАВО НА ВЫЖИВАНИЕ ––– ПРАВО НА РАЗВИТИЕ ––– ПРАВО НА ЗАЩИТУ.В результате практической работы должна быть составлена таблица.Право на выживание: право на жизнь, право на восстановление здоровья, право на социальное обеспечение, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социальногоразвития, право на отдых, досуг и другие.Право на развитие: право свободно выражать свои взгляды и мнения, право искать, получать и передавать информацию, свобода мысли, совести и религии, свобода ассоциаций и мирных собраний, право на личную и семейную жизнь, право на образование, право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни.Право на защиту: право знать своих родителей не разлучаться с ними, право на заботу родителей, право на защиту от физического, психоло­гического, сексуального насилия, пыток, оскорблений, право на защиту от экономической эксплуатации, от наркомании и токсикомании, на защиту от похищений и торговли в любой форме.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИТУАЦИИИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВОЧКИКрики младенца привлекли дворника, убирающего улицу. Двухдневная девочка лежала в картонной коробке рядом с мусорным контейнером. В коробке была записка: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне». Дворник вызвал милицию. Милиция обошла жильцов дома, пытаясь получить ответ на вопросы, не знают ли те, кто может быть матерью девочки, не было ли в их доме в последнее время беременной женщи­ны? После этого работники милиции вызвали «скорую помощь».Вопросы:1. Какие права имеет новорожденная девочка, о которой шла речь?Правильны ли действия милиции?Что должны сделать взрослые, чтобы девочка не осталась сиротой?6. После обсуждения учащиеся получают домашнее задание с комментариями учителя: каждому члену общества необходимо твердо уяснить себе, что обладание определенными правами предполагают выполнение соответствующих обязанностей.Дома каждую группу прав учащиеся должны дополнить перечнемсоответствующих обязанностей, а также попы­таться составить кодекс прав и обязанностей класса и следовать ему в пов­седневной школьной жизниПриложение 3.Перечень документов, необходимых при изучении раздела «Право»1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).2. Декларация прав ребенка (1959 г.).3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитиядетей (1990 г.).5. Пекинские правила – международный правовой документ (минимальныестандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1984 г.).6. Международное гуманитарное право, его основные документы:а) Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных вдействующих армиях от 12 августа 1949 года.б) Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных илиц из состава вооруженных сил, потерпевших кораблекрушение (12 августа 1949 года).в) Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года.г) Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года.д) Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол от 8 июня 1977 года).е) Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 года.7. Конституция Российской Федерации (1993 г.)

1. Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry=./53497/127925/127927
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 159 с.
3. Каримулаева Э.М., Дагиров М.О. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015810 (дата обращения: 26.04.2021 ).


4. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. - 42 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет правовое образование?

Правовое образование играет важную роль в формировании личностных универсальных учебных умений (УУД). Оно помогает развивать навыки правового мышления, сознательного и ответственного отношения к правам и обязанностям, умение находить и оценивать информацию, анализировать законы и нормативные акты. Таким образом, правовое образование способствует формированию гражданской компетентности и усилению правовой культуры учащихся.

Как можно формировать универсальные учебные умения с помощью работы с документами в разделе "Право"?

Организация работы с документами в изучении раздела "Право" позволяет формировать универсальные учебные умения, такие как умение анализировать тексты документов, выделять основные положения, устанавливать взаимосвязи между ними, аргументированно выражать свою точку зрения, сравнивать различные источники информации и др. Такая работа развивает критическое мышление, способность самостоятельно осваивать новые знания и применять их на практике.

Какими характеристиками отличается государство от правового государства?

Государство, как таковое, характеризуется его всевластием, несвязанностью с правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него, правовое государство основывается на правовом господстве, что подразумевает принципиальное подчинение государства закону. В правовом государстве гарантируются права и свободы граждан, существует принцип верховенства права, которое действует независимо от политической воли правящей элиты.

Зачем нужно формирование универсальных учебных умений при изучении социальных дисциплин?

Формирование универсальных учебных умений при изучении социальных дисциплин необходимо для развития личности, приобретения навыков самообразования и самоорганизации, умения анализировать информацию, делать выводы, принимать решения и работать в коллективе. Это позволяет студентам успешно адаптироваться в обществе и достигать успеха в своей профессиональной деятельности.

Какая роль правового образования в формировании личностных унивесальных учебных умений?

Правовое образование играет важную роль в формировании личностных универсальных учебных умений. Оно помогает студентам понять принципы правового государства, права и обязанности граждан, а также развивает навыки анализа законов и правовых актов, умение правильно интерпретировать их. Благодаря этому студенты учатся соблюдать права и свободы других людей, а также защищать свои собственные права.

Каким образом можно формировать универсальные учебные умения через организацию работы с документами при изучении раздела "Право"?

Организация работы с документами при изучении раздела "Право" помогает студентам развивать универсальные учебные умения, такие как анализ информации, работа с текстами, умение находить нужную информацию в документах, формулировать вопросы и делать выводы. При этом студенты также учатся использовать различные правовые акты и нормативные документы, что развивает их юридическую грамотность и способности к самостоятельной работе над материалом.

Чем отличается государство от правового государства?

Государство, в отличие от правового государства, характеризуется всевластием и несвязанностью с правом. В государстве власть может быть установлена произволом или насилием со стороны государственных органов и должностных лиц, а граждане не защищены от произвола и насилия. Правовое государство, напротив, основывается на соблюдении законов и принципов права, гарантирует свободы и права граждан, а также ограничивает власть государственных органов и должностных лиц с помощью правовых норм и механизмов контроля.

Какое значение имеет правовое образование в формировании универсальных учебных умений?

Правовое образование играет важную роль в формировании универсальных учебных умений. Оно помогает развить у студентов навыки критического мышления, анализа и оценки информации, аргументации своих позиций, умение работать с правовыми документами, понимать законодательные нормы и правила общественной жизни.

Каким образом организация работы с документами способствует формированию универсальных учебных умений?

Организация работы с документами при изучении раздела Право помогает студентам развить умение анализировать информацию, искать нужную информацию в тексте, выделять ключевые моменты, сравнивать и систематизировать данные. Это также способствует развитию навыков критического мышления и аргументации своих позиций.

Какие особенности характеризуют государство, в отличие от правового государства?

Государство как таковое характеризуется всевластием, то есть отсутствием ограничений для власти, несвязанностью с правом, что означает, что оно не обязано следовать законам. В отличие от этого, правовое государство характеризуется свободой государства от общества и защитой граждан от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

Зачем нужно формирование универсальных учебных умений при изучении социальных дисциплин?

Формирование универсальных учебных умений при изучении социальных дисциплин позволяет развивать навыки анализа, самостоятельного мышления, критического осмысления информации, формулирования и обоснования своих взглядов. Такие умения помогают учащимся более глубоко понять социальные процессы и явления, а также учиться применять эти знания на практике.