Личность как объект исторической психологии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 1111 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.05.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Общие вопросы развития представлений о психологии личности
Глава 2. Основные этапы развития психологии личности
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Роджерс исходил из того, что каждый человек в той или иной степени стремится к самосовершенствованию. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», включающее в себя идеи, цели и ценности, в рамках которых человек намечает перспективы собственного развития. Образ «Я» складывается в результате определенного личного жизненного опыта [6].
Бихевиористические теории (Б. Скиннер, А. Бандура) рассматривают важным в развитии личности расширения репертуара поведения, которое достигается путем научения. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь [6].
В отечественной психологии наибольший вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Так, Л.И. Божович в своей теории личности смогла показать, как формируется у ребенка определенный взгляд на мир, который получил название «внутренняя позиция». Это понятие она включила в перечень главных характеристик личности. А. Н. Леонтьев структуру и развитие личности, в которой важное место занимает категория «деятельности» [1].
Таким образом, в рамках исторической психологии рассматриваются основные этапы развития взглядов на природу человека, его личности, характеристик, которые объясняют природу человека. На основе теорий личности, выделенных в рамках исторической психологии, строятся современные модели личности, что важно для объяснения поведения человека на современном этапе развития общества.
Заключение

Личность традиционно является предметом изучения общественных наук, которые раскрывают наиболее общие законы развития личности в процессе человеческой истории, изменение личности в процессе развития общества, в зависимости от условий общественной жизни человека. К исследованию проблемы личности обращаются биологические, когнитивные, социальные науки, а также философия.
В истории исследований личности можно выделить три основных периода: философско-литературный; клинический; собственно экспериментальный.
С позиций философско – клинического подхода представлены первые определения личности, которые включали в себя, то, что есть в человеке и что можно назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Для психологической науки подобное определение представляется слишком широким.
В рамках клинического периода проводились систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучалась история жизни больного с целью определения хода заболевания и особенностей его поведения в данных условиях, в результате представления о личности были достаточно узкими.
Экспериментальный подход опирался на экспериментальные методы исследования в психологии, что позволило сформировать первые научные представления о человеке, его личности, поведении.
В дальнейшем были сформированы различные направления психологии, которые рассматривали личность с позиций своих взглядов на ее природу: элементы психики (структурализм), функции психики (функционализм), глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
В современной психологии существуют различные подходы к пониманию личности (гуманистический, деятельностный, психоаналитический, бихевиоральный и т.д). Каждый из этих подходов и теорий, его поддерживающих, по своему рассматривает проблему развития личности. Каждый – со своей точки зрения. Однако эти подходы и теории нельзя рассматривать в отдельности. Во взаимосвязи они дополняют друг друга, и при взаимосвязанном рассмотрении личность – представляет собой наиболее полную картину.


Литература

Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 544 с.
Мельник С.Н. Психология личности. – Владивосток, 2004
Первушина О.Н. Общая психология. – М., 1994
Пономарева Л.Н. К вопросу о научных проблемах в исторической психологии. Сборник научных трудов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2003
Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. // Пер. С. Межневской, Д. Викторовой. – СПб.: Питер – пресс, 1997













2

1.Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2001. – 544 с.
2.Мельник С.Н. Психология личности. – Владивосток, 2004
3.Первушина О.Н. Общая психология. – М., 1994
4.Пономарева Л.Н. К вопросу о научных проблемах в исторической психологии. Сборник научных трудов. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2003
5.Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
6.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. // Пер. С. Межневской, Д. Викторовой. – СПб.: Питер – пресс, 1997

Вопрос-ответ:

Что такое историческая психология и как она относится к личности?

Историческая психология - это научная область, которая изучает развитие психологических процессов и личности в течение времени. Она исследует, как представления о психологии личности развивались на протяжении истории и как они влияли на понимание личности.

Какие основные этапы развития психологии личности можно выделить?

В психологии личности можно выделить несколько основных этапов развития, включая классическую психологию, психоанализ, поведенческую психологию, гуманистическую психологию и современные тенденции. Каждый из этих этапов имеет свои особенности и подходы к пониманию личности.

Какие идеи формировались в рамках теории Карла Роджерса?

Карл Роджерс разработал аппроксимационно-актуализационную теорию личности, основанную на предположении, что каждый человек стремится к самосовершенствованию. Центральным понятием его теории является понятие "Я", которое включает в себя цели и ценности, определяющие перспективы развития личности.

Как формируется образ "Я" у человека?

Образ "Я" формируется в результате определенного личного опыта, взаимодействия с окружающей средой и саморефлексии. Он может меняться и развиваться в течение жизни человека, отражая его представления о собственной личности и самооценку.

Какие основные идеи исследований Роджерса помогли развить понимание личности?

Роджерс считал, что важной составляющей понимания личности является концепция "полного функционирования", которая описывает состояние, когда человек в полной мере осознает и выполняет свои потребности. Он также придал большое значение эмпатии и пониманию взаимоотношений с другими людьми.

Какие основные вопросы рассматриваются в статье "Личность как объект исторической психологии"?

Статья рассматривает общие вопросы развития представлений о психологии личности и основные этапы развития психологии личности.

Какую концепцию предлагает Роджерс в своей теории психологии личности?

Роджерс исходит из того, что каждый человек стремится к самосовершенствованию, и центральным понятием его теории является понятие "Я", которое включает в себя идеи цели и ценности, определяющие перспективы собственного развития.

Что включает в себя понятие "Я" по теории Роджерса?

Понятие "Я" по теории Роджерса включает в себя идеи цели и ценности, определяющие перспективы собственного развития личности.

Как формируется образ "Я" в теории Роджерса?

Образ "Я" формируется в результате определенного личного опыта, взаимодействия с окружающей средой и осознания целостности своей личности.

Какие основные этапы развития психологии личности рассматривает статья?

Статья рассматривает общие вопросы развития представлений о психологии личности и основные этапы развития психологии личности.

Какие основные вопросы рассматриваются в статье?

Статья рассматривает основные вопросы развития представлений о психологии личности, а также основные этапы развития психологии личности.