Добродетели разума и добродетели веры в учении Св.Августина

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 2929 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 11.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Понимание добродетели в античной этике и христианстве 5
1.1 Добродетель в античной этике 5
1.2 Добродетель в христианстве 12
2 Понимание добродетели в богословии блаженного Августина 18
2.1 Добродетели в учении бл. Августина 18
2.2 Разум и вера в учении Августина 23
Заключение 28
Список литературы 29


Фрагмент для ознакомления

Душа человеческая разумна только благодаря причастности к этой истине. Эта объективная истина тождественна умопостигаемому миру, который, в свою очередь, тождественен разуму.
Таким образом, конспект разума у Августина является сложным, и неоднократно изменялся в процессе духовной эволюции автора, отражая различные ступени его восхождения. Он включает и способность к рациональному суждению, как основную способность души, и интеллектуальное созерцание Бога, Троицы, а также понимание важнейших христианских символов.
Неоднозначно и понимание веры, которое изменялось в процессе духовной эволюции Августина. Если в начале пути Августин рассуждает о вере-доверии, которая подвергается испытанию рациональной критикой, то в поздний период понятие религиозной веры усложняется, и речь уже идет о разумной вере, т.е. вере, в которую интегрируется разум. Именно эта вера проявляется в интеллектуальном созерцании Бытия и Истины.
В своем позднем произведении «Энхиридион» Августин рассматривает веру как мистическое чувство, неразрывно связанное с надеждой и любовью: «Вера верит, надежда и любовь молятся. А так как надежда и любовь не могут быть без веры, то тем самым и вера молится» [39]. Но только разум может привести к вере. Разум один из путей к истинной вере, и он не утрачивает своего значения даже после обретения веры. При этом Августин различает основные положения христианской веры (Символ веры), и вещи, вера или неверие в которые не имеет значение для спасения, и ошибочное суждения относительно их не является грехом.
Следовательно, вера для Августина – особое состояние сознания, являющегося основанием для познания, интеллектуального созерцания Истины и нравственного выбора. Вера также имеет и коммуникационный аспект, поскольку очень важно достичь согласия относительно вопросов веры.
Итак, объектами веры являются, прежде всего, вещи невидимые и недоказанные. Этот аспект веры содержит ссылки на чужие свидетельства и авторитеты. Разум же, с одной стороны, представляет рациональный аспект познания, а с другой стороны, он проявляется преимущественно в спорах и доказательствах, а с другой стороны он предпосылка для интеллектуального созерцания, основанного на вере.
Таким образом, связь веры и разума в учении Августина трансформировалась в процессе его духовного развития, приобретая все более интенсивный характер. Так зарождается философствование в вере, которое впоследствии выразилось в формулировках: «верю, чтобы понимать» и «понимать, чтобы верю».
Жильсон Э., отмечая синтетический характер философии Августина, указывает на парадоксальность синтеза христианской и античной философии, называя его «необъяснимым явлением». Ведь вместо окончательного отвержения античной философии, произошла ее интеграция в христианскую традицию. Полагая веру основной постижения Истины, Августин не отвергал разум, признавая его роль, особенно в сложных вопросах Откровения.
Парадоксальность подобной ситуации объясняется специфическими условиями, в которых происходила духовная эволюция Августина. Во-первых, в раннем Средневековье сферы веры и знания еще не были четко отделены друг от друга. В результате, возник уникальный тип знания, объединяющего запросы разума и экзистенциальную направленность религиозного сознания [40]. Для религиозного сознания первично «быть», а не «знать». Также для понимания духовной эволюции Августина важны некоторые биографические обстоятельства его творчества.
Так, из «Исповеди известно, что в юности Августин признавал первичность спасения и веры, но последнюю понимал искаженно, предаваясь суевериям. Его вера была наивной и нетвердой, и только в зрелом возрасте она обретает завершенность. Именно в этот период Августин подчеркивает роль разума в вопросах веры. При этом под разумом Августин понимает практический ум, здравый смысл, в которых проявилось рациональное мышление преподавателя риторики. Как философ, он подвергал сомнению неясные положения учения, ища точных доказательств, а то, что все-таки принимал на веру, старался обосновывать. Рациональность является основой философского познания, которую он впоследствии, обращаясь к античной философии, отождествил с разумом.
Таким образом, концепты веры и разума в учении базируются на некотором общем основании. Августин постепенно, в процессе своей духовной эволюции приходит к их концептуальному пониманию: «…Есть два пути, которыми мы можем следовать, когда нас мучит мрак окружающих явлений: это либо путь разума, либо авторитета. Разум дарует нам философия, но освобождает от мрака, увы, весьма немногих. Впрочем, она побуждает их не только не пренебрегать тайнами веры, а, напротив, понимать их так, как они должны быть понимаемы. Эта истинная и, так сказать, подлинная философия своей задачей имеет не что иное, как научить, что служит безначальным началом всех вещей, какой в нем пребывает разум и что от Него, помимо всякого повреждения, происходит для нашего спасения» [41].
Итак, философию раннего Августина модно рассматривать как диалог между разумом и верой. На примере духовной эволюции Августина можно проследить переход от античной к средневековой философии, происходящей в типично римской обстановке. Показательным является и то, что диалогическая форма произведений Августина сменяется монологической, характерной для Средних веков. Но сам синтез веры и разума происходит через их диалог, итогом которой и является христианская философия.
Таким образом, в процессе изучения творческого наследия Августина, можно сделать следующие выводы.
Учение Августина о добродетелях является синтезом античной этики и христианского учения нравственности.
При этом сами по себе добродетели не могут быть достаточны для спасения, так как и язычники могут обладать ими. Для совершения спасения необходима божественная благодать.
Согласно учению Августина, человек обладает свободой воли. Но, вследствие грехопадения, данная воля настолько извращена, что склонилась к нравственному злу. Свобода определяется как осуществление идеалов добра в соответствии с божественной волей. Совершение зла есть извращение свободы.
Учение Августина о вере и разума построено на диалоге между двумя концептами.
Показана роль веры как основы для понимания сложных вопросов христианского вероучения.












Заключение
Фигура Августина Аврелия является ключевой для понимания становления средневековой европейской философии. Она знаменует переход от античной к средневековой философии.
Творчество Августина приходится на сложный переходный период становления христианской философии. Важное место в истории христианской мысли занимает учение Августина о добродетелях веры и разума.
Источником учения о добродетелях для Августина является античная этика с четырьмя основными добродетелями и христианское учение о нравственности. В отличие от античной этики, где человек достигает нравственного совершенства собственными силами, Августин полагает, что одних добродетелей недостаточно в деле спасения. Ведь и язычник может быть человеком добродетельным. Но, поскольку воля человека поражена грехом, то для спасения необходима божественная благодать.
Размышляя о роли веры и разума в деле спасения человека, Августин приходит к первичности веры, которая предопределяет возможность созерцания божественного мира и является незаменимым инструментом в сложных вопросах христианского вероучения.
Разум при этом сохраняет относительную самостоятельность от веры в решении практических вопросов, и является важным средством на пути к истинной вере. Посредством разума происходит критика ложных учений и представлений.
Очень важно, что отношения между верой и разумом строятся посредством диалога.
Фундаментальной ошибкой Августина является недостаточное понимание роли свободы воли в жизни христианина. В учении Августина невозможна синергия божественной и человеческой воли, что фактически исключает встречу Бога и человека. В этом плане учение Августина чрезмерно фаталистично.
Список литературы
1. Платон. Протогор / Платон. - М.: Книга по Требованию. – 2011. – 44 с.
2. Сеземан В.Э. Этика Платона и проблема зла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-platona-i-problema-zla/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
3. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. – М.: Эксмо. – 2018. – 320 с.
4. Васильев В.А. Августин о добре, зле и добродетели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-o-dobre-zle-dobrodeteli/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
5. Слюсарь Т.В. Понятие добродетели и достоинства в христианском учении // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 186-189. 6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Петра. 1:3 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1215.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Петра. 1:3-5 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1215.
8. Словарь философских терминов / под редакцией профессора В.Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА. - 2004. – XVI, 731 с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Павла к коринфянам. 11:23-28 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1270-1271.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Тимофею. 4:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1302.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к римлянам. 12:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1239.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга исхода. 20:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 73.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Тимофею. 6:1 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1303.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Луки. 14:8-14 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1108.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга Иова. 21:11 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 529.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Ефесянам. 1:4 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1279.
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 7:26 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1316.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 9:14 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1318.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна. 7:26 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1138.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна. 18:20 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1155.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Деяния святых апостол. 4:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1165.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 10:35 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1320.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Ефесянам. 6:19 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1284.
24. Бердяев Н. О достоинстве Христианства и недостоинстве Христиан / Н. Бердяев. – М.: T8RUGRAM. – 2018. – 111 с.
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 4:7-9 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1221.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 4:20 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1221.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 3:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1220.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к коринфянам. 13:4-8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1256.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к коринфянам. 13:1-3 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1256.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 5:44 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1016.
31. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга Бытия. 6:9 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 9.
32. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 5:22 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1015.
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Петра. 2:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1211.
34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к римлянам. 12:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1239.
35. Кожемяченко Р.Н. Учение о благодати Божьей и свободе воли блаженного Августина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-blagodati-bozhiey-i-svobodnoy-voli-blazhennogo-avgustina/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
36. Комлева З.В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами: дисс. на соиск. степени канд. филос. наук: 09.00.03 / Комлева Зоя Владимировна. – Москва, 2000. – 144 с.
37. Джавиш О. — Учение о вере и разуме Августина Аврелия: содержание и становление // Философская мысль. – 2019. – № 4. – С. 44-49. 38. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г.Г. Майоров. - М.: Мысль. - 1979. – 431 с.
39. Августин Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви // Блаженный Августин Творения: В 4 т.Т.2.: Теологические трактаты / Сост. С.И. Еремеева. Изд.второе. Научно-популярное издание. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс. - 2000. - С. 3-73.
40. Гайденко, П.В. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении / П.В. Гайденко, Г.А. Смирнов. - Отв. ред. И.Д. Рожанский, А.В. Апухтин. – М.: Наука, 1989. – С. 113.
41. Августин. О порядке // Блаженный Августин Творения: В 4 т.Т.1.: Об истинной религии / Сост. С.И. Еремеева. Изд. второе. Научно-популярное издание. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ0-Пресс. - 2000. – С.114-182.













































































5

Список литературы
1. Платон. Протогор / Платон. - М.: Книга по Требованию. – 2011. – 44 с.
2. Сеземан В.Э. Этика Платона и проблема зла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-platona-i-problema-zla/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
3. Аристотель. Никомахова этика / Аристотель. – М.: Эксмо. – 2018. – 320 с.
4. Васильев В.А. Августин о добре, зле и добродетели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/avgustin-o-dobre-zle-dobrodeteli/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
5. Слюсарь Т.В. Понятие добродетели и достоинства в христианском учении // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 186-189.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Петра. 1:3 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1215.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Петра. 1:3-5 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1215.
8. Словарь философских терминов / под редакцией профессора В.Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА. - 2004. – XVI, 731 с.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Павла к коринфянам. 11:23-28 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1270-1271.
10. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Тимофею. 4:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1302.
11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к римлянам. 12:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1239.
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга исхода. 20:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 73.
13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Тимофею. 6:1 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1303.
14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Луки. 14:8-14 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1108.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга Иова. 21:11 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 529.
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Ефесянам. 1:4 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1279.
17. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 7:26 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1316.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 9:14 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1318.
19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна. 7:26 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1138.
20. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна. 18:20 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1155.
21. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Деяния святых апостол. 4:12 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1165.
22. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Евреям. 10:35 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1320.
23. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Ефесянам. 6:19 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1284.
24. Бердяев Н. О достоинстве Христианства и недостоинстве Христиан / Н. Бердяев. – М.: T8RUGRAM. – 2018. – 111 с.
25. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 4:7-9 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1221.
26. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 4:20 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1221.
27. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Иоанна. 3:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1220.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к коринфянам. 13:4-8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1256.
29. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к коринфянам. 13:1-3 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1256.
30. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 5:44 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1016.
31. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книга Бытия. 6:9 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 9.
32. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 5:22 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1015.
33. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Петра. 2:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1211.
34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к римлянам. 12:10 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1239.
35. Кожемяченко Р.Н. Учение о благодати Божьей и свободе воли блаженного Августина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchenie-o-blagodati-bozhiey-i-svobodnoy-voli-blazhennogo-avgustina/viewer (дата обращение 11.04. 2021).
36. Комлева З.В. Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами: дисс. на соиск. степени канд. филос. наук: 09.00.03 / Комлева Зоя Владимировна. – Москва, 2000. – 144 с.
37. Джавиш О. — Учение о вере и разуме Августина Аврелия: содержание и становление // Философская мысль. – 2019. – № 4. – С. 44-49.
38. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) / Г.Г. Майоров. - М.: Мысль. - 1979. – 431 с.
39. Августин Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви // Блаженный Августин Творения: В 4 т.Т.2.: Теологические трактаты / Сост. С.И. Еремеева. Изд.второе. Научно-популярное издание. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс. - 2000. - С. 3-73.
40. Гайденко, П.В. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении / П.В. Гайденко, Г.А. Смирнов. - Отв. ред. И.Д. Рожанский, А.В. Апухтин. – М.: Наука, 1989. – С. 113.
41. Августин. О порядке // Блаженный Августин Творения: В 4 т.Т.1.: Об истинной религии / Сост. С.И. Еремеева. Изд. второе. Научно-популярное издание. – СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ0-Пресс. - 2000. – С.114-182.



Вопрос-ответ:

Чем отличается понимание добродетелей в античной этике и христианстве?

В античной этике добродетель преимущественно связана с совершенством человека в этом мире, в то время как в христианстве добродетели рассматриваются как средства достижения спасения и обретения божественного блаженства.

Какие добродетели представляются в христианстве?

В христианстве выделяются такие добродетели, как кардинальные (праведность, справедливость, мудрость, умеренность) и богочеловеческие (вера, надежда, любовь).

Какие добродетели упоминаются в учении блаженного Августина?

Августин выделяет четыре добродетели: великодушие, благородство, милосердие и неотложность в исполнении долга.

Как разум и вера взаимодействуют в учении Августина?

Августин считает, что разум и вера сосуществуют и дополняют друг друга. Разум помогает понять истину, а вера открывает путь к спасению через Бога.

Какие источники литературы могут помочь в изучении этой темы?

Список литературы по данной теме включает работы античных философов, богословов и исследователей учения Св. Августина, так что можно обратиться к их трудам для более глубокого изучения вопроса.

Что такое добродетель?

Добродетель - это нравственное качество, которое помогает человеку жить в соответствии с моральными нормами и достигать счастья.

Какие есть различия в понимании добродетели в античной этике и христианстве?

В античной этике добродетель понималась как идеал совершенства, достижение которого являлось целью жизни. В христианстве добродетель связана с верой и исполнением воли Бога.

Какие добродетели особо выделяются в учении Св. Августина?

В учении Св. Августина особое значение придается таким добродетелям, как вера, надежда и любовь. Они являются основными качествами, которые помогают человеку достичь божественного совершенства.

Каким образом добродетели связаны с разумом и верой в учении Августина?

Для Августина разум и вера взаимосвязаны. Разум помогает человеку понять истину и добро, а вера дает ему силу исполнять волю Бога и достигать совершенства.

В чем заключается особое значение добродетели в учении Св. Августина?

Особое значение добродетели в учении Св. Августина заключается в том, что она помогает человеку обрести единение с Богом и достичь высшего счастья.

Какие добродетели были выделены в античной этике?

В античной этике выделялись такие добродетели, как мудрость, смелость, справедливость и умеренность. Они считались ключевыми для достижения благополучия человека.