Управление развитием потребительского рынка региона (территории, субъекта РФ, города, страны, федерального округа, макрорегиона, агломерации).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 5757 страниц
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 23.06.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты управления развитием потребительского рынка 5
1.1. Сущность потребительского рынка 5
1.2. Типы рынков по виду потребителей и их характеристика 7
1.3. Нормативно-правовое регулирование управления потребительского рынка в Российской Федерации 10
2. Развитие потребительского рынка 17
2.1 Характеристика потребительского рынка 17
2.2. Динамика и структура оборота розничной торговли, оборота общественного питания и платных услуг населению 20
2.3. Анализ основных показателей развития потребительского рынка 33
3. Направления развития потребительского рынка 39
3.1. Основные направления по решению проблем 39
3.2. Рекомендации по развитию потребительского рынка 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Фрагмент для ознакомления

Объем вкладов (депозитов) и других привлеченных средств физических лиц в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.01.2021 достиг 2 661 млрд руб., три четверти из которых привлечено в российских рублях.На фоне сокращения потребления товаров и услуг и снижения объемов выданных на эти цели кредитов наблюдалось увеличение темпа роста вкладов Ссудная задолженность физических лиц региона перед банками по состоянию на 01.01.2021 составила 1 099 млрд руб. При этом более половины (53%) объема задолженности сформировано за счет ИЖК, темпы прироста которой сохраняются высокими. Доля просроченной задолженности населения Санкт-Петербурга по кредитам перед банками несколько увеличилась и составила 3,3% (годом ранее - 3,0%).Таким образом, по результатам анализа сделаем следующие выводы:В 2020 году на состояние потребительского рынка ключевое влияние оказали ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и изменение потребительского поведения в условиях пандемии. Глубокий спад наблюдался во втором квартале, после ослабления ограничений в третьем квартале имели место процессы восстановления, четвертый квартал охарактеризовался возобновлением ограничений на работу организаций общественного питания на фоне резкого роста заболеваемости, итоги года в целом были отрицательными.Оборот розничной торговли составил 1515,3 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 2,0% меньше, чем в 2019 году. Спад произошел за счет непродовольственных товаров. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами увеличился по итогам года на 0,7%, что обусловлено прежде всего ажиотажным спросом, наблюдавшимся в марте. Структура оборота розничной торговли не претерпела существенных изменений и по-прежнему формировалась в большей степени за счет коммерческих предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (81%). Позитивным трендом стало быстрое развитие интернет- торговли.Оборот общественного питания составил 65,3 млрд руб., сократившись на 30,5% относительно 2019 года. Столь значительное снижение оборота наблюдалось впервые с 1992 года. Общественное питание - наиболее пострадавший от ограничений сегмент потребительского рынка.Объем платных услуг населению составил 467,8 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 18,4% меньше, чем в 2019 году. Спад наблюдался по всем услугам, кроме ветеринарных, почтовой связи и курьерских. Наиболее существенно сократился объем туристских услуг - в 4 раза.Объем бытовых услуг снизился на 18,5% по сравнению с предыдущим годом. В номинальном выражении увеличился только объем ритуальных услуг (в сопоставимых ценах сократился на 1,7% из-за роста их стоимости).Индекс потребительских цен в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года по отношению к декабрю 2019 года составил 104,7%, увеличившись на 1,7 п.п. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Рост индекса потребительских цен обусловлен прежде всего подорожанием продовольственных товаров.В Санкт-Петербурге по итогам опроса, проведенного Росстатом в декабре, индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле вновь снизился, при этом большинство опрошенных предпринимателей (70%) считают экономическую ситуацию удовлетворительной; 63% полагают, что в следующем квартале экономическая ситуация не изменится.В 2020 году снизился объем потребительского кредитования.Ограничения оказали критическое влияние на значения показателей государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга», индикаторы потребительского рынка не достигнуты.В условиях пандемии произошли структурные изменения потребительского рынка. Основными тенденциями являются ускоренное развитие интернет-торговли, рост доли безналичной оплаты, значительная ротация объектов потребительского рынка и увеличение доли пустующих площадей.3. Направления развития потребительского рынка3.1. Основные направления по решению проблемВ современной экономической литературе рассматриваются и применяются различные научные подходы к прогнозированию ёмкости потребительского рынка, каждый из которых предполагает применение разнотипных методик, способов и методов прогнозных исчислений. На основе проведённого анализа теоретических источников была сделана попытка систематизировать некоторые подходы к прогнозированию ёмкости потребительского рынка, которые, по нашему мнению, в условиях цифровой экономики подвергаются переосмыслению (табл. 3.1).Таблица 3.1.Трансформация информационных критериев ёмкости рынка в условиях цифровой экономикиПараметры трансформацииВлияние параметров трансформации на ёмкость потребительского рынка (Ёр)Трансформация информационных критериев ЁрТемпоральныекритерииПространственныекритерииСегментырынкацелеваяаудиторияПрочиеТрансформация содержательности основных категорий рынкаМеняется сущностное наполнение элементов рынка - спроса, предложения; формируется новый механизм взаимодействия субъектов рынка, что приводит к изменению «содержательности» Ёр-+-+Изменение структуры рынкаРазвивается рыночная инфраструктура, происходит транспозиция рынка производителя на рынок потребителя, что влияет на «сформированность» Ёр-+++Выстраивание отношений на рынке между производителем и потребителемВидоизменяется «инфомагистраль» взаимодействия субъектов (омниканальность), что приводит к количественному пересмотру Ёр++++Трансформация моделей поведения потребителейУсложнение механизма принятия потребительских решений, изменение «пространства потребления» варьирует механизм определения Ёр++++В зависимости от применяемых подходов к исследованию рынка выделяют содержательный и формальный подходы к прогнозированию потребительского рынка.Формальный подход предусматривает сохранение при прогнозировании прошлых и настоящих тенденций формирования ёмкости и позволяет прослеживать устойчивые связи между факторами, влияющими и самой ёмкостью. Он широко применяется в условиях традиционной экономики и опирается в основном на информационные данные статистических органов, СМИ, Internet. При формальном подходе применяют такие методы прогнозирования ёмкости рынка, как методы экстраполяции, экономико-математического моделирования [1].Содержательный подход предполагает использование в процессе определения ёмкости рынка на перспективу новой, информативной, специфической базы данных, позволяющей моделировать и сочетать ее со стандартной информацией.Он позволяет отбирать и измерять информацию, содержащую равновероятные составляющие. Применение данного подхода особенно становится актуальным в условиях развития цифровой экономики, где глобальные компьютерные сети, информационно-коммуникационные технологии, в частности информация от аудиторских, информационных, консалтинговых агентств в режиме online позволяют оперировать огромнейшим спектром сведений для построения расчётов ёмкости на перспективу. В зависимости от используемых методов выделяют эвристический (предполагающий использование различных методов экспертных оценок), нормативный (на основе применения норм и нормативов (метод нормативных бюджетов потребления, метод рационального бюджета)), и подход, базирующийся на использовании методов экономико-математического моделирования (построение одно-, многофакторных моделей). [2].С развитием электронного рынка возникает необходимость адаптации существующих и развитии новых методов и способов прогнозирования ёмкости. Например, если для рынка В2В ёмкость на будущий период можно определить стандартно как сумму всех возможных покупателей конкретного товара, то для сектора В2С целесообразен расчёт с помощью индекса покупательской способности, расчёт которого требует корректировки в условиях цифрой экономики (меняются приоритеты и значимость влияющих факторов, трансформируются модели покупательского поведения и др.).Информация в условиях цифровой экономики выступает диапазоном коли-чественных и качественных изменений ёмкости рынка. С развитием цифровых платформ и электронной торговли возможен новый способ определения ёмкости рынка на базе карт потребительского рынка (карты «товара», карты «цен», карты «сервисов», карты «торговой территории» и т.д.).Подход «по типу конструкции расчётов» в условиях развития цифровой экономики приобретает особую актуальность. Развитие экосистем, функционирующих на современных потребительских рынках, преобразование и появление новых типов рынков в условиях электронной торговли (B2B, B2C, D2C и др.) привело к сдвигу парадигмы потребительского рынка, что, в конечном счёте, отразилось на «наполняемости» параметров ёмкости рынка, модификации методов ее прогнозирования. В расчётах ёмкости участвуют такие параметры (показатели) как «качество и объем потребления реципиента», «приведённые затраты на единицу объёма потребления (товаров, работ, услуг)» «аградированные потребители (реципиенты)». [3]Подход, учитывающий классические (традиционные) параметры предполагает следующее: в основе расчёта прогнозной ёмкости рынка лежит формирование и удовлетворение потенциального спроса потребителей (домохозяйств). Объем спроса в классической литературе формируется под влиянием доходов покупателя, численности потребителей (домохозяйств) и цены на товар (услугу): при увеличении доходов, численности ёмкость рынка прогрессирует, с ростом цен - сокращается.CMf = Vc + AVc1 - AVcpгде CMf - ёмкость рынка (forecastcapacityofthemarket) товара на перспективу;Vc - объем потребления (consumptionvolume) товара в отчётном периоде, ед.;AVc1 - изменение объёмов потребления товара в будущем периоде вследствие изменения доходов (income) потребителя, ед;AVcp - изменение объёмов потребления товара в будущем периоде вследствие изменения цены (price) товара, ед; [4]При определении прогнозной величины ёмкости рынка изменение объёмов потребления за счёт изменения в будущем доходов и цены, как правило, определяют с помощью коэффициента эластичности, отражающего процентное изменение спроса при изменении его детерминанты на 1%.CMf = Vc ± (AVC1 х (GriхKi+100)-100) ± (AVcpх (Grpх Кр+100) -100)где Gri - прирост доходов в будущем периоде (growthrateofincome), %.К1 - коэффициент эластичности спроса на товар по доходу (income), ед;Grp - прирост цен в будущем периоде (growthrateofprices), %;Kp - коэффициент эластичности спроса на товар по цене (price), ед;AVC1 - изменение объёмов потре-т.гАбления товара в текущем периоде вследствие изменения доходов (income) по-требителя, ед;AVcp - изменение объёмов потребления товара в текущем периоде вследствие изменения цены (price) товара, ед;В условиях цифровой экономики, приводящей к трансформации процесса потребления, модификации потребительского поведения под влиянием информационного фактора, при определении прогнозной ёмкости рынка возникает необходимость преобразования (переосмысления) содержания детерминант спроса - цены и дохода. Приложимость оценок эластичности спроса по доходам или цене верно лишь по отношению к функции приобретения, а не потребления. Увеличение доходов потребителя в условиях рациональности потребления, или шеринга не обязательно приводит к росту потребления или приобретения товаров, услуг, а рост цены в первую очередь сказывается на количестве покупок, а не использовании или потреблении [4,5]V = (V- Vh - V ) х (GrхК +100)*100,где Vp - приобретение товара (purchaseofgood), ед;Vc - потреблениетовара (consumption of good), ед;Vsh - шеринг (sharing), совместное использование товара, ед;Vnc - не монетарное потребление товара (non-monetaryconsumptionofgood), ед.;Gr - темп прироста фактора, влияющего на объем приобретения, %;Кэл - коэффициент эластичности по фактору, влияющего на объем приобретения, ед.Следовательно, подход к прогнозированию ёмкости рынка, учитывающий специфику цифровой экономики («цифровые» параметры, атрибуты), меняет «конструкцию» расчётов и позволяет повысить их точность и конкретность. 3.2. Рекомендации по развитию потребительского рынкаС развитием цифровой экономики происходит и актуализация технологии прогнозирования ёмкости потребительского рынка (рис.3.1)Рис. 3.1 Технологический процесс прогнозирования ёмкости потребительского рынка Практически на всех этапах технологического процесса наблюдаются вариации процедуры прогнозирования. Объясняется это, прежде всего расширением спектра используемого информационного обеспечения процесса.Появляется понятие «информативная ёмкость» потребительского рынка - неограниченное количество потенциальных информативных источников, использование которых приводит к максимально возможному объёму продаж на потребительском рынке, и соответственно, что приводит к «трансформации» информационных критериев ёмкости рынка и ее росту.Информационными критериями, являющимися стартовыми для оценки или прогнозирования ёмкости рынка, выступают время (темпоральные критерии), география (пространственные критерии), аудитория (сегменты рынка, целевая аудитория), единицы измерения и др. В целом, можно сделать вывод о том, что трансформационные процессы, происходящие в условиях цифровой экономики, приводят к необходимости актуализации информационных критериев ёмкости, так как меняется «содержательность», «сформированность» категории и показателя «ёмкости» рынка, а также варьирования механизма и инструментария ее исчисления.На основе расширения спектра информационного обеспечения актуализируется и возможность приложения методов прогнозирования ёмкости потребительского рынка (табл. 3.2).Таблица 3.2.Возможность приложения методов прогнозирования ёмкости потребительского рынка в условиях традиционной и цифровой экономикиПризнакКритерии выбора методов прогнозированияВозможность приложения методов прогнозирования ёмкости рынкав условиях традиционной экономикив условиях цифровой экономики (e-commerce)Условия прогнозированияВ условиях определённости++в условиях стохастичности+, -+в условиях неопределённости+, -+СтруктурнаякомпонентаМетоды прогнозирования ёмкости рынка через предложение++методы прогнозирования ёмкости рынка через спрос (потребление)++методы прогнозирования на основе сравнения++Территориальная компонентаметоды прогнозирования, учитывающие территориальные границы ёмкости рынка для:- традиционной торговли (национального, региональных, локальных рынков) -электронной торговли (В2В, В2С, др.)+++методы прогнозирования ёмкости, не учитывающие территориальные границы рынка (ёмкость глобального рынка)-+Темпораль-наякомпонентаПрогнозирование ёмкости рынка в режиме реального времени-+прогнозирование ёмкости рынка на определённую дату, период++Информационная компонентаРасчёт ёмкости рынка на перспективу с учётом корректировки информационных критериев, а также в контексте омниканальности взаимодействия субъектов рынка-+Процесс прогнозирования выступает одним из основных звеньев процесса стратегического управления, так как без предвидения развития какой-либо ситуации, довольно сложно ставить реальные и достижимые цели, эффективно осуществлять деятельность, принимать управленческие решения, особенно это касается сферы развития потребительского рынка.С развитием цифровой экономики недостаточная изученность модификации основных категорий рыночных механизмов и их «поведения» в ходе прогнозирования вызывает значительные сложности в их применении, как в теории, так и на практике, что обуславливает объективную необходимость проведения данного исследования, основными результатами которого являются:1)вследствие развития цифровой экономики, возникшие трансформационные процессы рыночной парадигмы, прежде всего, отразились на содержательности основных категорий потребительского рынка, его параметрах, в том числе на ёмкости рынка;2)оптимизация сетей распределения в сфере потребления, способствующая сокращению числа дистрибьюторов, рост «прямых продаж», развитие электронной торговли, омниканальность коммуникации субъектов рынка приводят к трансформации внутри сегментов потребительского рынка, что отражается на подходах к процессу прогнозирования ёмкости потребительского рынка;3)технологический процесс прогнозирования ёмкости за счёт значительного расширения спектра информационного обеспечения процесса актуализируется;4)усложнение механизма принятия потребительских решений, изменение моделей потребительского поведения в условиях цифровой экономики (модель «совместного пользователя», модель «кастомизированного потребителя», модель потребления, ориентированная на результат и др.), а также изменение «пространства потребления» приводит к изменению механизма и инструментария прогнозирования ёмкости потребительского рынка [6];5)выстраивание новых взаимоотношений между производителем и по-требителем вследствие развивающейся омниканальности взаимодействия субъектов потребительского рынка приводит к тому, что при прогнозировании ёмкости рынка возникает потребность корректировки информационной базы расчётов и регулирования самих расчётов ёмкости рынка на перспективу.В целом, презентованные результаты исследования модификации ёмкости потребительского рынка свидетельствуют о необходимости переосмысления наполняемости «содержания» ёмкости, корректировке и «очерчивания» ее стартовых информационных критериев, уточнения подходов и актуализации технологии прогнозирования, что, в конечном счёте, потребует деконструкцию классических способов прогнозирования ёмкости рынка в условиях развития цифровой экономики. ЗаключениеВ 2020 году на состояние потребительского рынка ключевое влияние оказали ограничения в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и изменение потребительского поведения в условиях пандемии. Глубокий спад наблюдался во втором квартале, после ослабления ограничений в третьем квартале имели место процессы восстановления, четвертый квартал охарактеризовался возобновлением ограничений на работу организаций общественного питания на фоне резкого роста заболеваемости, итоги года в целом были отрицательными.Оборот розничной торговли составил 1515,3 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 2,0% меньше, чем в 2019 году. Спад произошел за счет непродовольственных товаров. Оборот розничной торговли пищевыми продуктами увеличился по итогам года на 0,7%, что обусловлено прежде всего ажиотажным спросом, наблюдавшимся в марте. Структура оборота розничной торговли не претерпела существенных изменений и по-прежнему формировалась в большей степени за счет коммерческих предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (81%). Позитивным трендом стало быстрое развитие интернет- торговли.Оборот общественного питания составил 65,3 млрд руб., сократившись на 30,5% относительно 2019 года. Столь значительное снижение оборота наблюдалось впервые с 1992 года. Общественное питание - наиболее пострадавший от ограничений сегмент потребительского рынка.Объем платных услуг населению составил 467,8 млрд руб., что в сопоставимых ценах на 18,4% меньше, чем в 2019 году. Спад наблюдался по всем услугам, кроме ветеринарных, почтовой связи и курьерских. Наиболее существенно сократился объем туристских услуг - в 4 раза.Объем бытовых услуг снизился на 18,5% по сравнению с предыдущим годом. В номинальном выражении увеличился только объем ритуальных услуг (в сопоставимых ценах сократился на 1,7% из-за роста их стоимости).Индекс потребительских цен в Санкт-Петербурге в декабре 2020 года по отношению к декабрю 2019 года составил 104,7%, увеличившись на 1,7 п.п. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Рост индекса потребительских цен обусловлен прежде всего подорожанием продовольственных товаров.В Санкт-Петербурге по итогам опроса, проведенного Росстатом в декабре, индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле вновь снизился, при этом большинство опрошенных предпринимателей (70%) считают экономическую ситуацию удовлетворительной; 63% полагают, что в следующем квартале экономическая ситуация не изменится.Ограничения оказали критическое влияние на значения показателей государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга», индикаторы потребительского рынка не достигнуты.В условиях пандемии произошли структурные изменения потребительского рынка. Основными тенденциями являются ускоренное развитие интернет-торговли, рост доли безналичной оплаты, значительная ротация объектов потребительского рынка и увеличение доли пустующих площадей.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. № 145 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3301.О защите прав потребителей: федеральный закон от 7.02.1992 № 2300 – 1 (с последующими изменениями) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 46.О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 2.01.2000 № 20 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 2000. – № 1. – Ст. 30.О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887 // Российская газета. – 2010. – № 187.О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2006 № 271 – ФЗ (с последующими изменениями) // Российская газета. – 2006. – № 4264 – Ст. 26.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.10.2003 № 131 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 № 381 – ФЗ (с последующими изменениями) // Российская газета. – 2009. – № 253 – Ст. 22.Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка: постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 148 // Российская газета. – 2007. – № 32.Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем требований: постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 227 // Российская газета. – 2007. – № 51.Алиназарова, М.А. Функции товарных рынков и принципы их классификации / М.А. Алиназарова // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2019. – № 4 (65). – С. 91-97.Апполонова, А.В. Модели убеждающей коммуникации / А.В. Апполонова // Научное сообщество студентов: VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. / А.В. Апполонова, А.В. Захарова. – Чебоксары, 2019. – С. 186–188.Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие / С.Н. Белоусова, А.Г.Белоусов. – Изд. 5-е.– Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 314 с.Богомолов Е.А., Воронин М.В. Анализ зарубежных методических подходов к оценке потребительского рынка региона в условиях цифровой экономики // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2019. – С. 84-91. Воробьев, Д.В. Административная ответственность юридических лиц в сфере потребительского рынка / Д.В. Воробьев // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2017. – № 3-3. – С. 21-27Вуд, М. Принципы анализа потребителей и рынков / М. Вуд //Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 6. – С. 124-133.Данилова, Е.Э. Моральный риск на рынках потребительских услуг в российской экономике / Е.Э. Данилова // Молодой ученый. – 2017. – № 38 (172). – С. 55-58Дудакова, И.А. Ориентация на потребителя – необходимое условие реализации менеджмента-маркетинга торгового обслуживания в малых и средних городах ЮФО / И.А. Дудакова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 87-90Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2014. – 860 с.Ивашкин, М.В. Перспективные форматы розничных торговых предприятий и их роль в развитии потребительского рынка / М.В. Ивашкин, В.А. Синюков // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 2 (45). – С. 153-160Исмаилов В.А. Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 4 (33). – С. 122-128. Камалова, Т.А. Современное состояние и формы розничной продажи товаров / Т.А. Камалова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 6 (83). – С. 1143-1146Каранина, Е.В. Стратегия обеспечения безопасности потребительского рынка региона / Е.В. Каранина, Е.Ю. Селезнева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. Т. 5. – № 8. – С. 89-94Колокольникова, Е.А. Рынок: возникновение, основные функции, классификация / Е.А. Колокольникова // Социально-экономические и правовые тенденции развития региона. Сборник. – 2017. – С. 107-110.Костенко, О.В. Организации потребительской кооперации системы Центросоюза России: состояние, проблемы и перспективы развития / О.В. Костенко, А.М.Васильева // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 10. – С. 316-333Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб., 2001. – С.172–173.Красюк, И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле / И.А. Красюк // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9 (ч. 2). – С. 879-883.Красюк, И.А. Организация принципов торгового обслуживания, торгового сервиса в торгово-технологической системе розничной торговли / И.А. Красюк, Е.Е. Оплеснина // Предпринимательство. – 2014. – № 1. – С. 113-123.Кутаева, Т.Н. Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе / Т.Н. Кутаева, Д.С. Горшкова, Е.А. Шамин // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 5 (72). – С. 113-120Кутолина, Д.В. Коммуникационная политика государства в сфере просвещения / Д.В. Кутолина, А.В. Захарова // Студенческая наука XXI века: V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 183–184.Лавров, С.Н. Основы маркетинга товарных объектов / С.Н. Лавров, С.Ю. Злобин. – М.: Внешторгиздат, 2018. – 316 с.Лизина, О.М. Состояние потребительского рынка в регионе с позиции обеспечения экономической безопасности / О.М. Лизина, Т.Г. Орькина // Контентус. – 2017. – № 6 (59). – С. 37-43Луховская О.К. Стратегическая диагностика структурных изменений в экономике региона и приоритеты развития потребительского рынка. Концепция развития экономики и потребительского рынка региона: науч. изд./ науч. ред. А.И. Гретченко, Н.Т. Арефьева, О.К. Луховская. – Кол. монография. – Иваново: АО “Информатика”, 2017. – 232 с. Луховская О.К., Малова И.В., Дегтярева И.Н. Методологические подходы к оценке потребительского рынка в современной науке // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2019. – С. 161-168. Малова И.В., Методика оценки регионального потребительского рынка и ее апробация на примере Ивановской области//М: Экономика и предпринимательство – 2017 – №11 (52) – С. 130-136Мезенцева, Е.В., Корпоративные финансы: учебно-методическое пособие / Е.В. Мезенцева, Е.В. Королюк– М.: 2019 – 350 с.Михалаки, Н. Особенности потребительского поведения: подходы и процесс принятия решения / Н. Михалаки // Энергия науки. Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической Интернет-конференции. – 2017. – С. 495-499.Официальный сайт кадрового агентства по подбору персонала Тайный покупатель. История MysteryShopping. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mystery-shopping.su/Полусмакова, Н.С. Анализ и совершенствование типологии программ потребительской лояльности / Н.С. Полусмакова, О.Ф. Серова, А.А. Чернова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. Т. 10. – № 4. – С. 146-154.Райлян, А.А. Вопросы защиты прав граждан-потребителей в разъяснениях антимонопольного органа Российской Федерации / А.А. Райлян // Право и экономика. – 2017. – № 5 (351). – С. 5-10Ральникова, Е.Л. Баланс интересов субъектов потребительского рынка как фактор его устойчивого развития / Е.Л. Ральникова, Ю.А. Копытина, Т.Л. Койкова // Дневник науки. – 2017. – № 10 (10). – С. 28.Ральникова, Е.Л. Особенности товародвижения и его функциональная роль в развитии сферы торговли потребительского рынка / Е.Л. Ральникова, Ю.А.Копытина // Дневник науки. – 2017. – № 10 (10). – С. 29.Ральникова, Е.Л. Современные механизмы продвижения и распределения товаров как ключевой фактор в системе формирования и развития потребительского рынка / Е.Л. Ральникова//Экономика и предпринимательство. – 2019. – №6 (ч.2). – С. 1001-1006. Ральникова, Е.Л. Современные тенденции развития малого предпринимательства в сфере розничной торговли/ Е.Л. Ральникова// Научный журнал «Advancedscience» [Электронный ресурс]. – 2017. – №3 – С. 44-49. Ральникова, Е.Л. Торговля как механизм потребительского рынка/Е.Л. Ральникова//Экономика и предпринимательство. – 2019. – №5 (ч.2). – С. 1086-1090. Результаты конъюнктурных обследований организаций розничной торговли [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# . Снигирёва, В.А. Несовершенство законодательства в области защиты прав потребителей / В.А. Снигирёва // Теория и практика мировой науки. – 2017. – № 6. – С. 68-69Солкина, А.А. Отраслевой рынок и классификация факторов, определяющих его функционирование и развитие / А.А. Солкина, М.Б. Щепакин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2018. – № 6. – С. 26-30.Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года – Новосибирск, 2007 – 237 с.Суворова, С.Д. Анализ и основные тенденции развития российского ритейла на современном потребительском рынке / С.Д. Суворова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7 (84). – С. 466-468.Тунгушбаева, А.В. Особенности ценовой стратегии для различных типов рынков / А.В. Тунгушбаева, М.Н. Кабаненко // Экономика и социум. – 2017. – № 3 (34). – С. 1358-1361Федоров, В.А. О национальной системе поддержки населения на потребительском рынке / В.А. Федоров, О.В. Бурик // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2017. – № 3. – С. 15-24Шукшина, Ю.А. Значение анализа финансового состояния в системе управления экономическим субъектом / Ю.А. Шукшина, К.А. Гришина // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. И. Лушенкова. – 2018. – С. 165-170.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с последующими изменениями) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998г. № 145 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3301.
3. О защите прав потребителей: федеральный закон от 7.02.1992 № 2300 – 1 (с последующими изменениями) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 46.
4. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 2.01.2000 № 20 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 2000. – № 1. – Ст. 30.
5. О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. № 887 // Российская газета. – 2010. – № 187.
6. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2006 № 271 – ФЗ (с последующими изменениями) // Российская газета. – 2006. – № 4264 – Ст. 26.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 16.10.2003 № 131 – ФЗ (с последующими изменениями) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
8. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2009 № 381 – ФЗ (с последующими изменениями) // Российская газета. – 2009. – № 253 – Ст. 22.
9. Об утверждении правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка: постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 148 // Российская газета. – 2007. – № 32.
10. Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем требований: постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 227 // Российская газета. – 2007. – № 51.
11. Алиназарова, М.А. Функции товарных рынков и принципы их классификации / М.А. Алиназарова // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2019. – № 4 (65). – С. 91-97.
12. Апполонова, А.В. Модели убеждающей коммуникации / А.В. Апполонова // Научное сообщество студентов: VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. / А.В. Апполонова, А.В. Захарова. – Чебоксары, 2019. – С. 186–188.
13. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие / С.Н. Белоусова, А.Г.Белоусов. – Изд. 5-е.– Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 314 с.
14. Богомолов Е.А., Воронин М.В. Анализ зарубежных методических подходов к оценке потребительского рынка региона в условиях цифровой экономики // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2019. – С. 84-91.
15. Воробьев, Д.В. Административная ответственность юридических лиц в сфере потребительского рынка / Д.В. Воробьев // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. – 2017. – № 3-3. – С. 21-27
16. Вуд, М. Принципы анализа потребителей и рынков / М. Вуд //Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 6. – С. 124-133.
17. Данилова, Е.Э. Моральный риск на рынках потребительских услуг в российской экономике / Е.Э. Данилова // Молодой ученый. – 2017. – № 38 (172). – С. 55-58
18. Дудакова, И.А. Ориентация на потребителя – необходимое условие реализации менеджмента-маркетинга торгового обслуживания в малых и средних городах ЮФО / И.А. Дудакова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 87-90
19. Дурович, А.П. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – М.: Новое знание, 2014. – 860 с.
20. Ивашкин, М.В. Перспективные форматы розничных торговых предприятий и их роль в развитии потребительского рынка / М.В. Ивашкин, В.А. Синюков // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 2 (45). – С. 153-160
21. Исмаилов В.А. Сущность потребительского рынка и его роль в социально-экономическом развитии // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 4 (33). – С. 122-128.
22. Камалова, Т.А. Современное состояние и формы розничной продажи товаров / Т.А. Камалова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 6 (83). – С. 1143-1146
23. Каранина, Е.В. Стратегия обеспечения безопасности потребительского рынка региона / Е.В. Каранина, Е.Ю. Селезнева // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. Т. 5. – № 8. – С. 89-94
24. Колокольникова, Е.А. Рынок: возникновение, основные функции, классификация / Е.А. Колокольникова // Социально-экономические и правовые тенденции развития региона. Сборник. – 2017. – С. 107-110.
25. Костенко, О.В. Организации потребительской кооперации системы Центросоюза России: состояние, проблемы и перспективы развития / О.В. Костенко, А.М.Васильева // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 10. – С. 316-333
26. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – СПб., 2001. – С.172–173.
27. Красюк, И.А. Конкурентные отношения в розничной торговле / И.А. Красюк // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 9 (ч. 2). – С. 879-883.
28. Красюк, И.А. Организация принципов торгового обслуживания, торгового сервиса в торгово-технологической системе розничной торговли / И.А. Красюк, Е.Е. Оплеснина // Предпринимательство. – 2014. – № 1. – С. 113-123.
29. Кутаева, Т.Н. Особенности развития потребительской кооперации на современном этапе / Т.Н. Кутаева, Д.С. Горшкова, Е.А. Шамин // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 5 (72). – С. 113-120
30. Кутолина, Д.В. Коммуникационная политика государства в сфере просвещения / Д.В. Кутолина, А.В. Захарова // Студенческая наука XXI века: V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 183–184.
31. Лавров, С.Н. Основы маркетинга товарных объектов / С.Н. Лавров, С.Ю. Злобин. – М.: Внешторгиздат, 2018. – 316 с.
32. Лизина, О.М. Состояние потребительского рынка в регионе с позиции обеспечения экономической безопасности / О.М. Лизина, Т.Г. Орькина // Контентус. – 2017. – № 6 (59). – С. 37-43
33. Луховская О.К. Стратегическая диагностика структурных изменений в экономике региона и приоритеты развития потребительского рынка. Концепция развития экономики и потребительского рынка региона: науч. изд./ науч. ред. А.И. Гретченко, Н.Т. Арефьева, О.К. Луховская. – Кол. монография. – Иваново: АО “Информатика”, 2017. – 232 с.
34. Луховская О.К., Малова И.В., Дегтярева И.Н. Методологические подходы к оценке потребительского рынка в современной науке // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2019. – С. 161-168.
35. Малова И.В., Методика оценки регионального потребительского рынка и ее апробация на примере Ивановской области//М: Экономика и предпринимательство – 2017 – №11 (52) – С. 130-136
36. Мезенцева, Е.В., Корпоративные финансы: учебно¬-методическое пособие / Е.В. Мезенцева, Е.В. Королюк– М.: 2019 – 350 с.
37. Михалаки, Н. Особенности потребительского поведения: подходы и процесс принятия решения / Н. Михалаки // Энергия науки. Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической Интернет-конференции. – 2017. – С. 495-499.
38. Официальный сайт кадрового агентства по подбору персонала Тайный покупатель. История Mystery Shopping. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mystery-shopping.su/
39. Полусмакова, Н.С. Анализ и совершенствование типологии программ потребительской лояльности / Н.С. Полусмакова, О.Ф. Серова, А.А. Чернова // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. Т. 10. – № 4. – С. 146-154.
40. Райлян, А.А. Вопросы защиты прав граждан-потребителей в разъяснениях антимонопольного органа Российской Федерации / А.А. Райлян // Право и экономика. – 2017. – № 5 (351). – С. 5-10
41. Ральникова, Е.Л. Баланс интересов субъектов потребительского рынка как фактор его устойчивого развития / Е.Л. Ральникова, Ю.А. Копытина, Т.Л. Койкова // Дневник науки. – 2017. – № 10 (10). – С. 28.
42. Ральникова, Е.Л. Особенности товародвижения и его функциональная роль в развитии сферы торговли потребительского рынка / Е.Л. Ральникова, Ю.А.Копытина // Дневник науки. – 2017. – № 10 (10). – С. 29.
43. Ральникова, Е.Л. Современные механизмы продвижения и распределения товаров как ключевой фактор в системе формирования и развития потребительского рынка / Е.Л. Ральникова//Экономика и предпринимательство. – 2019. – №6 (ч.2). – С. 1001-1006.
44. Ральникова, Е.Л. Современные тенденции развития малого предпринимательства в сфере розничной торговли/ Е.Л. Ральникова// Научный журнал «Advanced science» [Электронный ресурс]. – 2017. – №3 – С. 44-49.
45. Ральникова, Е.Л. Торговля как механизм потребительского рынка/Е.Л. Ральникова//Экономика и предпринимательство. – 2019. – №5 (ч.2). – С. 1086-1090.
46. Результаты конъюнктурных обследований организаций розничной торговли [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# .
47. Снигирёва, В.А. Несовершенство законодательства в области защиты прав потребителей / В.А. Снигирёва // Теория и практика мировой науки. – 2017. – № 6. – С. 68-69
48. Солкина, А.А. Отраслевой рынок и классификация факторов, определяющих его функционирование и развитие / А.А. Солкина, М.Б. Щепакин // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2018. – № 6. – С. 26-30.
49. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года – Новосибирск, 2007 – 237 с.
50. Суворова, С.Д. Анализ и основные тенденции развития российского ритейла на современном потребительском рынке / С.Д. Суворова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7 (84). – С. 466-468.
51. Тунгушбаева, А.В. Особенности ценовой стратегии для различных типов рынков / А.В. Тунгушбаева, М.Н. Кабаненко // Экономика и социум. – 2017. – № 3 (34). – С. 1358-1361
52. Федоров, В.А. О национальной системе поддержки населения на потребительском рынке / В.А. Федоров, О.В. Бурик // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. – 2017. – № 3. – С. 15-24
53. Шукшина, Ю.А. Значение анализа финансового состояния в системе управления экономическим субъектом / Ю.А. Шукшина, К.А. Гришина // Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Н. И. Лушенкова. – 2018. – С. 165-170.

Вопрос-ответ:

Что такое потребительский рынок?

Потребительский рынок - это сфера экономических отношений, где происходит обмен товарами и услугами между производителями и потребителями. Здесь формируются спрос и предложение, а цены определяются в результате конкуренции.

Что такое потребительский рынок?

Потребительский рынок - это совокупность отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, где спрос и предложение регулируют цены и объемы продаж.

Какие типы рынков существуют по виду потребителей?

Существуют четыре типа рынков: розничный, оптовый, внутренний и внешний рынок. Розничный рынок предназначен для продажи товаров конечным потребителям, оптовый - для продажи товарами другим предприятиям и организациям, внутренний рынок - для торговли внутри страны, а внешний рынок - для экспорта и импорта товаров.

Каким образом осуществляется нормативно-правовое регулирование управления потребительского рынка в России?

Нормативно-правовое регулирование управления потребительского рынка в России осуществляется через принятие и исполнение законов, указов и постановлений, которые установливают правила и требования к качеству товаров и услуг, права и обязанности продавцов и покупателей.

Какими факторами определяется развитие потребительского рынка?

Развитие потребительского рынка определяется такими факторами, как уровень доходов населения, экономическая стабильность, доступность кредитования, развитие торговой инфраструктуры, уровень конкуренции и др.

Какие особенности имеет развитие потребительского рынка в регионах России?

Развитие потребительского рынка в регионах России имеет свои особенности, связанные с различиями в экономическом развитии, уровне доходов населения, географическом положении и др. Некоторые регионы имеют более развитую торговую инфраструктуру и высокий уровень конкуренции, в то время как другие регионы нуждаются в дополнительных инвестициях и государственной поддержке для развития рынка.

Какова сущность потребительского рынка?

Потребительский рынок - это сфера экономических отношений, включающая в себя процессы обмена товаров и услуг между производителями и потребителями. Он представляет собой механизм, который регулирует спрос и предложение, формирует цены и удовлетворяет потребности потребителей. Сущность потребительского рынка заключается в обмене и взаимодействии между продавцами и покупателями, где каждая сторона стремится достичь своих интересов.

Какие типы рынков по виду потребителей выделяются?

Существуют различные типы рынков по виду потребителей. Например, розничные рынки предназначены для конечных потребителей, которые покупают товары и услуги непосредственно для своих личных нужд. Оптовые рынки предназначены для продажи товарам в больших объемах, обычно розничным компаниям или другим оптовым покупателям. Специализированные рынки ориентированы на определенную категорию потребителей или товары, например, рынки автомобилей или медицинского оборудования. Все эти рынки имеют свои особенности и требуют специфического подхода в управлении их развитием.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в Российской Федерации для управления потребительским рынком?

В Российской Федерации нормативно-правовое регулирование управления потребительским рынком осуществляется через ряд законов и иных правовых актов. Одним из основных законов в этой области является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определяет права и обязанности потребителей и продавцов. Также существует ряд законов, регулирующих отдельные аспекты управления потребительским рынком, например, Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции», Закон «О ценообразовании» и другие. Эти законы направлены на защиту прав и интересов потребителей, регулирование конкуренции и обеспечение честных условий торговли на потребительском рынке.