Методика скоростно-силовой подготовки биатлонистов высокой квалификации в подготовительном периоде

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 4848 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 08.08.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОВ 8
1.1 Биатлон: история, основные правила и виды современного биатлона 8
1.2 Общая характеристика выносливости 14
1.2.1 Силовой компонент выносливости 19
1.2.2 Скоростной компонент выносливости 21
1.2.3 Основы методики воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта 22
1.3 Анализ методик ведущих специалистов по развитию скоростной и силовой выносливости в циклических видах спорта 29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 34
2.3 Методика развития скоростно-силовой выносливости в подготовительный период биатлонистов высокой квалификации 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 36
3.1 Оценка эффективности развития скоростно-силовой выносливости в подготовительный период биатлонистов высокой квалификации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МЕТОДИКА ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БИАТЛОНИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИОСТИ БИАТЛОНИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 58
Фрагмент для ознакомления

Был сделан анализ нормативов скоростно-силовой подготовки у биатлонистов высокой квалификации подготовительного периода.2. Педагогическое наблюдениеОбъектомнаблюденияявлялисьвысококвалифицированныеспортсмены-биатлонистывпериодучебно-тренировочныхсборов.Конкретныефактыбылисобраныпосредствомметоданаблюдения:самочувствие,показателиССС,контрольныепоказателитренированностиспортсменов,которыеспособствовалирешениюзадачисследования.Всенаблюденияфиксировалисьипозднеебылпроведенанализ,сделанывыводы,отраженныевданномисследовании.Средства и методы развития скоростно-силовой выносливости, самочувствие, показатели сердечно сосудистой системы и контрольных показателей тренированности спортсмена и т.д. Непосредственные наблюдения имело открытый характер, результаты наблюдений фиксировались в дневнике автора дипломной работы, и служили вспомогательным материалом.Контрольные испытания;Дляоценкипоказателейиихдинамикивходеэксперимента,былпроведенрядмедико-биологическихисследований.1.Подтягивания2.Подниманиетуловищаизположениялежа3.Удержаниетуловища4.Десятыйпрыжоксместа5.ТестРуфье(исследованиеССС).Подробноеописаниеметодовпредставленовприложении1.Педагогическийэксперимент С целью проверки эффективности применения разработанной методики и организации учебно-тренировочного процесса с расширенным применением средств силовой подготовки биатлонистов был проведен педагогический эксперимент.Он состоялизтрехэтапов:1)теоретическоеобоснование,изучениеианализнаучно-методическойлитературы.Разработкагипотезы,определениецелиизадачисследования,2)организацияипроведениепрактическогоэксперимента,математика–статистическаяобработкаполученныхматериалов,3)выводыиобоснованиерекомендацийпопрактическомуприменениютренерамиспециалистамвобластиподготовкибиатлонистоввысокойквалификациинаучебно-тренировочныхсборахМетоды математической статистикиПолученныйэкспериментальныйматериалбылподвергнутматематическойистатистическойобработке.ОбработкаданныхвеласьнакомпьютересиспользованиемMicrosoftOfficeExcel2010.Длякаждогоизисследуемыхпоказателейрассчитывалисьсреднеезначение(М),стандартноеотклонение(S).Проверкастатистическойзначимости(достоверности)проводиласьпоt-критериюСтьюдента.5%уровеньзначимости2.2ОрганизацияисследованияИсследованиеподаннойтемепроводилосьвтриэтапа:смая2020годапомай2021года.Напервомэтапе(май2020г):-определенатеманаучно-исследовательскойработы;-осуществлялсяанализнаучно-методическойлитературы;-разработалипрограммуорганизацииисследования.Навторомэтапеисследования(июнь2020г.–октябрь2020г.)проводилсяпедагогическийэкспериментсцельюпроверкиэффективностиразработаннойметодикитренировки;формулировалисьобщиевыводыизаключения;внедрялисьразработанныевариантыпрактическихрекомендацийвтренировочныйпроцесс.Всеучастникиэкспериментабылипроинформированыозадачахииспользуемыхметодикахисследования,идалидобровольноесогласиенаучастиевэксперименте.Натретьемэтапеисследования(ноябрь2020–май2021г.)проводилосьобобщениерезультатовисследования,оформлялсятекствыпускнойквалификационнойработы.Всеучастникиэксперимента,мужчины,высококвалифицированныеспортсмены-биатлонисты,былиразделенынадверавноценныегруппы:экспериментальнаяиконтрольная,по6человеквкаждойгруппе.Контрольнаягруппазанималасьпообщепринятойметодике,котораяпредставленавприложении2.Участникиэкспериментальнойгруппызанималисьпоразработаннойнамиметодикеразвитияспециальнойскоростно-силовойвыносливости,котораяотличаласьотстандартнойметодикивключениемболееширокогокругасредствскоростно-силовойподготовки.2.3Методикаразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодбиатлонистоввысокойквалификацииАнализклассическойметодикипоказал,чтовнейхорошоподобранысредстваиметодыскоростно-силовойподготовкиспортсменов-биатлонистов.Нотакжеможноотметитьряднедостатков:1)чрезмернобольшоеколичествоимитационныхупражнений,чтоявляетсянецелесообразным,таккакнеобходимооптимальноподбиратьинтенсивностьнагрузкииееобъем.2)чрезмернобольшеколичествоупражненийнаразвитиесиловойвыносливости,нонеспециальнойисердечно-сосудистой,котораянаиболееактуальнавданномвидеспорта,аобщей,котораяхарактеризуетсявысокимиэнергозатратами.Сцельюповышенияэффективноститренировочногопроцессанаосновеклассическойметодикиразвитияобщейиспециальнойподготовкибиатлонистоквысокойквалификациибыларазработанаэкспериментальнаяметодикаразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериод.Вотличиеотклассическойметодикионаимеласледующиеособенности:1.Специальнаявыносливостьтренироваласьспомощьюметодакруговойтренировкисмаксимальновозможнойчастотой.2.Скоростно-силоваявыносливостьтренироваласьспомощьюиспользованиялыжероллеровMarwe,которыевотличиеотобычныхлыжероллеровимеютболееплавныйшаг,чтоприближаетихсвойстваклыжам.3.Использованиеусовершенствованноготренажера,накоторомможнорегулироватьнагрузкуикоторыйспособствуетболееэффективномурасслаблению,посравнениюсклассическимтренажером-«резинкой».Подробноеописаниеэкспериментальнойметодикиприведеновприложении3.ГЛАВАIII.РЕЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯИАНАЛИЗПОЛУЧЕННЫХДАННЫХ3.1Оценкаэффективностиразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодбиатлонистоввысокойквалификацииРезультатыисследованияспортсменовконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментапредставленывтаблице3.1Таблица3.1Динамикапоказателядесятернойпрыжоксместауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаПериодтестированияЗначениепоказателядесятернойпрыжоксместа,мПреимуществоэкспериментальнойгруппы,%КонтрольнаягруппаЭкспериментальнаягруппаДоэксперимента20,8±0,521,0±0,6-Всрединеэксперимента21,1±0,421,5±0,4-Послеэксперимента21,6±0,523,50±0,78,8Динамикавгруппе,±%+3,8*+11,2*-разницапоказателейнедостовернаРисунок3.1Динамикапоказателядесятернойпрыжоксместауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаАнализируяданныетаблицы3.1играфикарисунка3.1мыпришликвыводу,чтоврезультатереализацииусовершенствованнойнамиметодикиразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодспортсменов-биатлонистоввысокойквалификациинаблюдаетсяположительнаядинамикарезультатов,вчастностипоказательдесятернойпрыжоксместавэкспериментальнойгруппыдостоверноулучшаетсяна11,2%,втовремякаквконтрольнойгруппедостоверныхизмененийданногопоказателянет.Доначалаэкспериментамеждугруппамиэтотпоказательдостовернонеотличался.Аеслисравнитьрезультатыпослеэксперимента,тоэкспериментальнаягруппапревосходитконтрольнуюна8,8%,причемэтиразличиядостоверны.Таблица3.2Динамикапоказателяколичествоподтягиванийуспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаПериодтестированияКоличествоподтягиваний,разПреимуществоэкспериментальнойгруппы,%КонтрольнаягруппаЭкспериментальнаягруппаДоэксперимента16,3±1,517,3±1,3-Всрединеэксперимента17,3±1,118,3±1,2-Послеэксперимента18,0±1,621,3±1,418,3*Динамикавгруппе,±%+10,5*+23,5*-разницапоказателейнедостовернаРисунок3.2Динамикапоказателяколичествоподтягиванийуспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаОцениваяпоказательколичествоподтягиваний,мывидим,чтонаблюдаетсяположительнаядинамикарезультатоввобеихгруппах:вэкспериментальнойгруппедостоверноулучшаетсяна23,5%,вконтрольнойгруппе–на10,5%,ноэтиизменениянедостоверны.Междугруппамиэтотпоказательтакжедостовернонеотличалсянидоэксперимента,нипослеегоокончания.Таблица3.3Динамикапоказателяподниманиетуловищауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаПериодтестированияПодниманиетуловища,количествораззаминутуПреимуществоэкспериментальнойгруппы,%КонтрольнаягруппаЭкспериментальнаягруппаДоэксперимента48,6±3,149,5±2,7-Всрединеэксперимента49,2±3,053,5±2,4-Послеэксперимента51,5±2,457,9±2,112,4Динамикавгруппе,±%+6,0*+17,0*-разницапоказателейнедостовернаРисунок3.3Динамикапоказателяподниманиетуловищауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаДинамикапоказателяподниманиетуловищаположительнавэкспериментальнойгруппе,иулучшениеданногопоказателясоставляет17,0%.Присравнениирезультатовисследованияпослеокончанияэксперимента,преимуществоэкспериментальнойгруппысоставило12,4%.Динамикаизмененийколичестваподниманийтуловищазаоднуминутувконтрольнойгруппедостовернонеизменилась.Таблица3.4Динамикапоказателяудержаниетуловищауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаПериодтестированияУдержаниетуловища,секПреимуществоэкспериментальнойгруппы,%КонтрольнаягруппаЭкспериментальнаягруппаДоэксперимента59,5±8,359,0±8,1-Всрединеэксперимента63,5±7,172,0±8,4-Послеэксперимента69,0±7,888,0±9,927,5Динамикавгруппе,±%+16,0*+49,2*-разницапоказателейнедостовернаРисунок3.4Динамикапоказателяудержаниетуловищауспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаДинамикапоказателяудержаниетуловищаположительнавэкспериментальнойгруппе,иулучшениеданногопоказателясоставляет49,2%.Присравнениирезультатовисследованияпослеокончанияэксперимента,преимуществоэкспериментальнойгруппысоставило27,5%.Динамикаизмененийданногопоказателявконтрольнойгруппедостовернонеизменилась.Таблица3.5ДинамикапоказателяиндексРуфьеуспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаПериодтестированияИндексРуфьеПреимуществоэкспериментальнойгруппы,%КонтрольнаягруппаЭкспериментальнаягруппаДоэксперимента7,1±0,57,3±0,7-Всрединеэксперимента6,9±0,44,5±0,753,3Послеэксперимента6,1±0,63,7±1,164,9Динамикавгруппе,±%+16,3*+97,3*-разницапоказателейнедостовернаРисунок3.5ДинамикапоказателяиндексРуфьеуспортсменов-биатлонистоввысокойквалификацииконтрольнойиэкспериментальнойгруппдоипослеэкспериментаИндексРуфьеоцениваетсяпобальнойшкале(0-15),полученныеданныесвидетельствуютотом,чтодоначалаэкспериментазначениеэтогоиндексасоответствовалохорошейфизическойформеспортсменов(6-10–«хорошо»).Послеокончанияэкспериментавконтрольнойгруппедостоверныхизмененийненаблюдалось,авэкспериментальнойгруппе–индексРуфьезначительноулучшился(на97,3%).Такимобразом,усовершенствованнаянамиметодикаразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодспортсменов-биатлонистоввысокойквалификациидоказаласвоюэффективность.Всепоказателивэкспериментальнойгруппезначительноулучшились:десятернойпрыжоксместа-на11,2%,количествоподтягиваний–на23,5%,количестваподниманийтуловищазаоднуминуту–12,4%,удержаниетуловища–49,2%,индексРуфье–97,3%.Вконтрольнойгруппе,котораязанималасьпоклассическойметодикеобщейиспециальнойподготовкибиатлонистоввысокойквалификациивподготовительныйпериоддостоверныхулучшенийисследуемыхпоказателейненаблюдалось.Следовательно,усовершенствованнуюметодикуразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодможнорекомендоватькпрактическомуприменениюнаучебно-тренировочныхсборахспортсменов-биатлонистоввысокойквалификации.ЗАКЛЮЧЕНИЕЭффективноеразвитиескоростно-силовыхкачествтребуетзнанийвобластиобщейиспециальнойфизическойподготовки,ноисоотношенияэтиххарактеристиквразличныепериодыподготовкиспортсмена,выборасредствиметодовподготовки,наиболееэффективныхвконкретномэтапеподготовки.[,,,].Врамкахданнойработыбылирассмотреныособенностиподготовкибиатлонистов,инаоснованииизученногоматериалабылаэкспериментальнообоснованаэффективностипримененияразработаннойметодикиповышенияскоростно-силовойвыносливостисредивысококвалифицированныхбиатлонистоввподготовительныйпериод.Былирешенывсепоставленныезадачи.1.Изученосостояниевопросаипроведенанализметодикведущихспециалистоввобластиподготовкиспортсменовциклическихвидовспорта.чтоважнымправиломэффективнойподготовкиспортсменоввысокойквалификацииявляетсясоответствиесредствподготовкисоревновательнойдеятельностиспорcсмена.Вданномслучаерядисследователей[,,]предлагаетиспользоватьметодмоделированиясоревновательныхупражненийсцельюразвитияисовершенствованияскоростно-силовыххарактеристикспортсмена.Особенностьютренировочногопроцессавздесьявляетсяиспользованиепритренировкесиловыхкачествусложненныхусловий,например,применяетсяутяжеление,авслучаетренировкискоростныхкачеств–наоборот,облегченныхусловий.Следовательно,совершенствованиеспециальнойподготовкиспортсменов-биатлонистовсвязановпервуюочередьсразвитиемтакихкачеств,какскорость,силы,ивыносливость.Причемнаразличныхэтапахподготовкинеобходимодифференцированноподходитькподборусредств,методовиобъемовтренировочныхнагрузок.2.Былаусовершенствованаклассическаяметодикатренировкибиатлонистовпоспециальнойвыносливости.Специальнаявыносливостьтренироваласьспомощьюметодакруговойтренировкисмаксимальновозможнойчастотой.Скоростно-силоваявыносливостьтренироваласьспомощьюиспользованиялыжероллеровMarwe,которыевотличиеотобычныхлыжероллеровимеютболееплавныйшаг,чтоприближаетихсвойстваклыжам.Использованиеусовершенствованноготренажера,накоторомможнорегулироватьнагрузкуикоторыйспособствуетболееэффективномурасслаблению,посравнениюсклассическимтренажером-«резинкой».3.Проведенаоценкаэффективностивтренировочномпроцессеразработаннойметодики.Усовершенствованнаянамиметодикаразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодспортсменов-биатлонистоввысокойквалификациидоказаласвоюэффективность.Всепоказателивэкспериментальнойгруппезначительноулучшились:десятернойпрыжоксместа-на11,2%,количествоподтягиваний–на23,5%,количестваподниманийтуловищазаоднуминуту–12,4%,удержаниетуловища–49,2%,индексРуфье–97,3%.Вконтрольнойгруппе,котораязанималасьпоклассическойметодикеобщейиспециальнойподготовкибиатлонистоввысокойквалификациивподготовительныйпериоддостоверныхулучшенийисследуемыхпоказателейненаблюдалось.Следовательно,усовершенствованнуюметодикуразвитияскоростно-силовойвыносливостивподготовительныйпериодможнорекомендоватькпрактическомуприменениюнаучебно-тренировочныхсборахспортсменов-биатлонистоввысокойквалификации.Такимобразом,выдвигаемаянамигипотезаподтвердилась:использованиеспециальноподобранныхсоотношенийсредствиметодовразвитияспециальнойвыносливости,будеткачественновлиятьнаростспортивныхдостижений.ПРАКТИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИНаоснованиивсеговышеизложенногосчитаемвозможнымсделатьнекоторыерекомендации:Включатьвтренировочныйпроцессусовершенствованныйтренажер«Лидер»каксредстворазвитиясиловойиcкоростно-силовойвыносливости.Использоватьвбесснежныйпериодвтренировкахпоразвитиюcкоростно-силовойвыносливостилыжероллеры(marwe).Включатьвтренировочныйпроцесстренировкикруговымметодомвкоторойупражненияделаютсясмаксимальнойчастотой.

-

Вопрос-ответ:

Какие основные правила и виды современного биатлона?

В современном биатлоне применяется несколько видов соревнований: индивидуальная гонка, спринт, преследование, масс-старт, эстафета и смешанная эстафета. Основные правила биатлона заключаются в том, что спортсмены должны проехать на лыжах заданное количество кругов и выполнить стрельбу из пневматической винтовки по мишеням. Наказания в виде штрафных кругов назначаются за промахи при стрельбе.

Какие особенности скоростно-силовой подготовки биатлонистов в подготовительном периоде?

В подготовительном периоде скоростно-силовая подготовка биатлонистов включает в себя различные упражнения и тренировки, направленные на развитие физических качеств, таких как сила, скорость, гибкость и выносливость. Основные методики включают тренировки на силовых тренажерах, тренировки на беговой дорожке с использованием весовых гантелей, а также специальные упражнения для развития выносливости и скорости на лыжах.

Какие компоненты выносливости особенно важны для биатлонистов?

Для биатлонистов особенно важны два компонента выносливости - силовой и скоростной. Силовой компонент выносливости позволяет спортсмену поддерживать высокую интенсивность усилий на протяжении всей гонки или тренировки. Скоростной компонент выносливости позволяет спортсмену быстро и эффективно передвигаться по трассе и выполнять упражнения на стрельбище без потери скорости и точности.

Какие методики используются для воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта?

Для воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта, включая биатлон, используются различные методики. Одна из них - интервальная тренировка, которая предусматривает чередование интенсивных и отдыховых периодов. Еще одна методика - тренировка на растяжку, которая позволяет улучшить гибкость и устойчивость мышц к утомлению. Также используются методики тренировок на силовых тренажерах и тренировки на беговой дорожке с использованием весовых гантелей.

Какие особенности имеет методика скоростно-силовой подготовки биатлонистов в подготовительном периоде?

Методика скоростно-силовой подготовки биатлонистов в подготовительном периоде имеет несколько особенностей. Она направлена на развитие скоростных и силовых качеств спортсменов, а также на улучшение их выносливости. В этот период акцент делается на увеличении объема тренировок и постепенном увеличении нагрузок. Также методика включает в себя различные упражнения и тренировочные комплексы, которые способствуют развитию нужных спортсмену навыков и умений.

Какие основные правила и виды биатлона?

Основными правилами биатлона являются чередование периодов бега и стрельбы, попадание в мишени и штрафные круги при промахах. В биатлоне есть несколько видов соревнований: спринт, индивидуальная гонка, гонка преследования, масс-старт, эстафета и смешанная эстафета. В каждом из видов спортсмены должны показать свою физическую подготовку, точность и ловкость.

Что такое выносливость и какие компоненты она включает?

Выносливость - это способность организма длительное время работать с определенной интенсивностью. Она включает в себя силовой и скоростной компоненты. Силовой компонент выносливости характеризует способность мышц длительное время сопротивляться нагрузке. Скоростной компонент выносливости позволяет сохранять высокую скорость выполнения движений на длительные дистанции.

Как воспитывать и совершенствовать специальную выносливость в циклических видах спорта?

Воспитание и совершенствование специальной выносливости в циклических видах спорта, включая биатлон, основывается на особых методиках тренировки. Они включают в себя различные комбинации тренировок и упражнений, которые направлены на развитие нужных спортсмену физических качеств. Также важно постепенное увеличение объема нагрузок и соответствующая регенерация после тренировок.

Какие основные правила и виды современного биатлона?

Основные правила и виды современного биатлона включают в себя использование огнестрельного оружия и скандинавских лыж. В биатлоне проводятся несколько дисциплин, таких как спринт, гонка на разделенный старт, преследование и индивидуальная гонка.

Каковы особенности скоростно-силовой подготовки биатлонистов?

Особенности скоростно-силовой подготовки биатлонистов включают в себя использование различных упражнений для развития силы, скорости и выносливости. Тренировки включают в себя работу с отягощениями, упражнения на развитие быстроты и взрывной силы, а также специализированные упражнения на лыжах.

Как осуществляется методика воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта, в том числе в биатлоне?

Методика воспитания и совершенствования специальной выносливости в циклических видах спорта, включая биатлон, основана на поэтапном увеличении нагрузок, разнообразных тренировочных упражнениях, применении специальных методов тренировки, таких как интервальная тренировка и тренировка с перегрузками. Важным элементом является также сочетание тренировок на ледяной трассе и с использованием различных упражнений в тренажерных залах.