Любительский театр: роль и место в большом городе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 1717 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 11.06.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ:
-актуализация проблемы
-степень разработанности проблемы
-объект исследования (МДОТ)
-предмет исследования (социально-культурный потенциал театра)
-цель (определить роль любительского театра для социокультурного пространства мегаполиса)
-задачи:
• Рассмотреть историю развития российского любительского театра
• Выявить основные возможности реализации социокультурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения
• Рассмотреть, каким образом любительский театр может быть средством решения социально важных проблем
• Определить роль МДОТа в развитии направления театрального любительства в Москве
-теоретическая и методологическая основа исследования
• Системный, институциональный, социальный подходы
• Контекстный, структурно-функциональный, социологический методы
-использованные материалы
ГЛАВА 1: ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 История любительского театра дореволюционного периода
1.2 История любительского театра советского периода
1.3 История любительского театра современности
ГЛАВА 2: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Любительский театр в системе образования и просвещения
2.2 Потенциал любительского театра в решении социальных проблем общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

- Понемногу начинает преобладать любительский театр клубных учреждений, осуществляя роль втягивания в театральное искусство, и эстетическое созревание различных групп населения.- Любительский театр аргументировал свою жизнеспособность как творческий организм в системе досуга населения.ГЛАВА 2: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ2.1 Любительский театр в системе образования и просвещенияОбъясняясь о проблеме осуществления социально-культурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения нужно снова обратиться к систематизации видов самодеятельного творчества и сосредоточить внимание на «учебную» самодеятельность. Собственно она обнаруживается компонентом широких образовательных и обучающих программ и обладает собственной культуротворческой и художественной эстетической ценностью.В настоящее время любительское театральное искусство в образовательном и просветительском процессе показано следующими направлениями:1. Детский любительский театр, имеющийся внутри школы или вне ее, который обладает своеобразными этапами художественно-педагогического развития детей.Любительский школьный театр является одной из форм добавочного образования. Руководителями школьных театров организовываются авторские программы и устанавливаются задачи обслуживания юного зрителя. И первое, и второе представляет собой важнейшую научно-методическую проблему. В связи с этим появляется насущная надобностьпоставить накопленные теоретические и эмпирические знания по детской театральной педагогике в специальную дисциплину по предмету “детская театральная педагогика” и включить этот предмет в программы Вузов, плдготавливающих режиссеров любительских театров.2. Театр как учебный предмет, разрешающий реализовать идеи комплекса искусств и использовать актерский тренинг в целях созревания социальной компетентности участников.Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и эффектно раскрывает природу личности творца.Сегодня в Москве имеются специализированные театральные школы, в которых, наряду с обыкновенными учебными дисциплинами, исследуются театральные предметы, такие как актерское мастерство, история театра, сценическое движение, сценическую речь, режиссуру, журналистику, хореографию, вокал и т.п. В данных школах учат мыслить театрально, а многие из учащихся связывают всю свою дальнейшую жизнь с работой в театре.3. Театральная педагогика, целью которой является развитие навыков выразительного поведения, употребляется в профессиональной подготовке и переподготовке учителей. Таковая подготовка разрешаетзначительно изменить обыкновенный школьный урок, модифицировать его учебно-воспитательные цели, и снабдить активную познавательную позицию каждого ученика.Сообщая о системе дополнительного образования, нужно отметить, что кроме научности довольно таки значительным принципом педагогики проявляется художественность образовательного процесса. И в этом смысле школьный театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социо-культурного общения детей и взрослых по средством восприятия самобытного художественного явления.2.2 Потенциал любительского театра в решении социальных проблем обществаВ следствии сопереживания как сильного театрального средства театр способен сплотить, детей и взрослых на уровне общего общего проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно значительноевоздействие такой учебный театр-клуб выявляет на детей, подростков девиантного поведения, предлагая им неформальное, откровенное и серьёзное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, образовывая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду, содействуя их социализации, употребляяразнообразие функций любительского театра. В следствии созерцания продукта театрального творчества (спектакля) человек приобретаетнемного образцов социальных ролей, завоёвывает жизненные стереотипы и, тем самым, проходит ценностный смысл своих действий. Театр для нынешнего человека способ социальной устойчивости, который способствует зрителю в использованиизаработанной театральной информации в арсенале жизненного опыта. Перед зрителем возникает яркий пример того, как можно и как нельзя проявлять свои чувства, как нужно поступать в той или иной ситуации, обнаруживать решение той или иной проблемы.Посредством соотнесения себя с героем пьесы, зритель раскрывает систему социальных норм и правил, у него вырабатывается стремление подступиться к нравственному идеалу. Располагая чувством свободного выбора, ощущая эстетическое удовольствие и творческую энергичность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения. По мысли К.С. Станиславского, «Соединяя в себе и употребляя возможности нескольких искусств, театр аппелирует ко всему объёму человеческих эмоций, волнений, аффектов, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Он призывает от «третьего участника спектакля» к соучастию и высокому уровнювырабатывания воображения. Свойственный для театра значительный объём внимания и избирательности, отсутствие жёсткой организации восприятияи принудительной точки зрения обуславливают способность его к актуализации творческих потенций личности зрителя».ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2- Для немаловажной части людей любительский театр делается все в большей мере социальным нежели художественным явлением;- Необходима более объединенная государственная политика развития любительского театра в зависимости от решаемых социально-культурных задач;- Необходимо более широкое введение любительского театра в систему массового образования, особенного гуманитарного;- В процесс любительского театрального творчества нужно включать все социальные и возрастные группы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.Алексеева А.А. (1973) От рабочих кружков к народным театрам. – М.:НИИК.-130с.2.Быкова Э.В. (1997) Социальная организация и общественная реализация любительского творчества // Ориентиры культурной политики. Вып. 10.-М.: МК РФ ГИВЦ. – 35с.3.Дмитриевский В.Н., Алексеев А.Н. (1973) Театральный репертуар как объект качественно-количественного анализа//Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы докл. Рабочего совещания социологов. Вып.1. М. С.34-40.4.Дмитриевский В.Н. (1968) Зритель в таблицах. Некоторые размышления по поводу 516 анкет // Театр. № 10.5.Ефремов Е. (1999) Судьбы новых театров//Театральная жизнь. № 3. С. 10-14.6.Заславский Г.А., Иванов О.В., Костылев П.Н., Чернов А.Г. (2019) Обзор публикаций в отечественных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего. – М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС7.Ильясова Р.Х. (2002) Народное художественное творчество: любительский театр XVIII-XX вв. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053000 Нар. худож. Творчество.- Тамбов.: Изд-во ТГУ. – 291с.8.Косарева М.В. (2008) Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социо-культурный анализ. Автореф.дис. … канд.пед.наук.-М.: МГУКИ.-20с.9.Круковская А.В. (2007) Тенденции развития театрального дела в Москве 9.в начале XXI века. С. 202-211.10.Кузмин М. А. (2018) Условности. Вскрытая драматургия. М.: РИПОЛ классик11.Зорина А. (2011)Любительские театры России вчера, сегодня, завтра: Сб. ст./СТД РФ/ Сост. М.: СТД РФ.-256 с.12.Пави Патрис. (1991) Словарь театра. М.:Прогресс13.Перепелкина Я.С. (2011) Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества, диссерт. На соискание ученой степени канд.фил.наук, спец. 24.00.01, ФГАОУ ВПО БГНИУ, Белгород.-164с.14.Дмитрий Буланин, (2000) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.1. История самодеятельного творчества 20-х годов.- СПб.:-535с.15.Дмитрий Буланин, (2000) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.2. История самодеятельного творчества 20-х годов.-СПб.:-469с.16.Дмитрий Буланин, (1999) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.3.-СПб.:-199с.17.Слободянюк Н.И. (2003) Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник. №3(36).-7с.18.Станиславский К.С. (1954) Моя жизнь в искусстве. — М. – 508с.19.Точилкина А. С. (2015) Театр в жизни современного города: концептуальное осмысление понятий «театральная культура» и «театральная среда» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 3 (43). С. 63-101.20.Шехтман В.Б. (1968) Искусство миллионов. М.: Знание. – 96с.Электронные ресурсы21.О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер.закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20.01.04) // Справочная система «Консультант Плюс». — URL: http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=366889 (дата обращения 23.04.2021).22.Официальный сайт Росстата (www.gks.ru)

1.Алексеева А.А. (1973) От рабочих кружков к народным театрам. – М.:НИИК.-130с.
2.Быкова Э.В. (1997) Социальная организация и общественная реализация любительского творчества // Ориентиры культурной политики. Вып. 10.-М.: МК РФ ГИВЦ. – 35с.
3.Дмитриевский В.Н., Алексеев А.Н. (1973) Театральный репертуар как объект качественно-количественного анализа//Методологические и методические проблемы контент-анализа. Тезисы докл. Рабочего совещания социологов. Вып.1. М. С.34-40.
4.Дмитриевский В.Н. (1968) Зритель в таблицах. Некоторые размышления по поводу 516 анкет // Театр. № 10.
5.Ефремов Е. (1999) Судьбы новых театров//Театральная жизнь. № 3. С. 10-14.
6.Заславский Г.А., Иванов О.В., Костылев П.Н., Чернов А.Г. (2019) Обзор публикаций в отечественных изданиях о тенденциях развития театра и театре будущего. – М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС
7.Ильясова Р.Х. (2002) Народное художественное творчество: любительский театр XVIII-XX вв. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053000 Нар. худож. Творчество.- Тамбов.: Изд-во ТГУ. – 291с.
8.Косарева М.В. (2008) Самодеятельный театр 1917-1927 годов: социо-культурный анализ. Автореф.дис. … канд.пед.наук.-М.: МГУКИ.-20с.
9.Круковская А.В. (2007) Тенденции развития театрального дела в Москве 9.в начале XXI века. С. 202-211.
10.Кузмин М. А. (2018) Условности. Вскрытая драматургия. М.: РИПОЛ классик
11. Зорина А. (2011) Любительские театры России вчера, сегодня, завтра: Сб. ст./СТД РФ/ Сост. М.: СТД РФ.-256 с.
12.Пави Патрис. (1991) Словарь театра. М.:Прогресс
13.Перепелкина Я.С. (2011) Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества, диссерт. На соискание ученой степени канд.фил.наук, спец. 24.00.01, ФГАОУ ВПО БГНИУ, Белгород.-164с.
14. Дмитрий Буланин, (2000) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.1. История самодеятельного творчества 20-х годов.- СПб.:-535с.
15. Дмитрий Буланин, (2000) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.2. История самодеятельного творчества 20-х годов.-СПб.:-469с.
16. Дмитрий Буланин, (1999) Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн.3.-СПб.:-199с.
17.Слободянюк Н.И. (2003) Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник. №3(36).-7с.
18.Станиславский К.С. (1954) Моя жизнь в искусстве. — М. – 508с.
19.Точилкина А. С. (2015) Театр в жизни современного города: концептуальное осмысление понятий «театральная культура» и «театральная среда» // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 3 (43). С. 63-101.
20.Шехтман В.Б. (1968) Искусство миллионов. М.: Знание. – 96с.
Электронные ресурсы
21.О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер.закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20.01.04) // Справочная система «Консультант Плюс». — URL: http:base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=366889 (дата обращения 23.04.2021).
22.Официальный сайт Росстата (www.gks.ru)

Вопрос-ответ:

Зачем изучать роль любительского театра в социокультурном пространстве мегаполиса?

Изучение роли любительского театра в социокультурном пространстве мегаполиса позволяет более глубоко понять влияние этого явления на культурную жизнь города и развитие личности участников театрального процесса.

Какой исторический путь развития любительского театра в России?

Развитие любительского театра в России имеет богатую историю, начиная с древних времен и до современности. В разные эпохи он проходил через различные этапы развития, от любительских постановок в деревнях до формирования организованных трупп и формирования соответствующего законодательства.

Какие возможности предоставляет любительский театр в системе образования и просвещения?

Любительский театр предоставляет уникальные возможности для развития участников в сфере творчества, самореализации, развития эмоциональной и коммуникативной сферы личности. Он также способствует формированию ценностей, развитию критического мышления и культурного восприятия.

Каковы главные задачи исследования роли любительского театра в социокультурном пространстве мегаполиса?

Главные задачи исследования роли любительского театра в социокультурном пространстве мегаполиса включают рассмотрение истории развития этого явления, выявление основных возможностей его реализации в системе образования и просвещения, а также анализ социально-культурного потенциала, который может быть использован для улучшения качества жизни горожан.

Какой социально-культурный потенциал имеет любительский театр?

Любительский театр имеет значительный социально-культурный потенциал, так как он способствует развитию культурной активности горожан, возможности самовыражения и самореализации личности, формированию гражданской и культурной идентичности. Он также является площадкой для обмена опытом и идеями между различными слоями общества и взаимодействием международными культурными проектами.

Какова роль любительского театра в большом городе?

Роль любительского театра в большом городе заключается в том, чтобы обеспечить населению доступ к культурным событиям, разнообразить культурную жизнь города и способствовать развитию творческого потенциала участников.

Какие проблемы актуальны для любительского театра?

Одной из актуальных проблем для любительского театра является недостаток государственной поддержки и финансирования, а также отсутствие необходимых ресурсов для развития и организации качественных театральных представлений.

Какое место занимает любительский театр в социокультурном пространстве мегаполиса?

Любительский театр занимает важное место в социокультурном пространстве мегаполиса, предоставляя возможность жителям города участвовать в театральных постановках, развивать свои творческие способности и наслаждаться искусством.

Чему посвящено исследование МДОТ?

Исследование МДОТ посвящено проблеме роли и места любительского театра в большом городе, его социокультурному потенциалу и возможностям реализации в системе образования и просвещения.

Какие задачи ставят перед собой исследователи по данной теме?

Задачи исследователей по данной теме включают рассмотрение истории развития российского любительского театра, выявление основных возможностей реализации социокультурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения, а также рассмотрение текущих проблем этой области.