Эволюция религиозного сознания. Концепции возникновения религии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 3030 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 24.06.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Первобытные формы религиозного сознания 4
1.1 Анимизм 4
1.2 Фетишизм 8
1.3 Магия 13
Глава 2 Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания 17
2.1. Формирование религиозных представлений в сознании людей. Причины возникновения религии 17
2.2. Особенности религиозного сознания 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Фрагмент для ознакомления

Содержательная сторона религиозного сознания создает определенные ценности и потребности верующих людей, их мировоззрение на окружающий мир и потустороннюю действительность, влияя на целенаправленное внедрение в их психику определенных образов, идей, представлений, чувств и настроений. К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести (рисунок 15):Рисунок 15 – Содержательная сторона религиозного сознанияФункциональная сторона религиозного сознания своеобразно удовлетворяет потребности верующих. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести (рисунок 16):Рисунок 16 – Функциональная сторона религиозного сознанияВыделяют следующие особенности религиозного сознания (рисунок 17):Рисунок 17 – Особенности религиозного сознанияСодержательную и функциональную стороны религиозного сознания объединяет религиозная вера. Нельзя сравнивать ее с другой верой. Специалисты в сфере психологиидумают, что вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в наступлении события, в достижении цели, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии недостаткачеткой информации о достижимости поставленной цели, о результате проверки идей практикой. Она являетсясовмещением интеллектуального, волевого и эмоционального частей.Веру необходимо отграничивать от убежденности, то есть способа принятия определенных взглядов, принципов, представлений. Она состоит из рационально аргументированного и обоснованного знания, правильность которого доказана и проверена на опыте.Религиозная вера является верой (рисунок 18):Рисунок 18 – Определение верыКогда речь идет о вере (и религиозной, и нерелигиозной),то необходимопонимать некоторые ее особенности (рисунок 19):Рисунок 19 – Особенности веры [25]Любая вера является социально-психологическим явлением, которое описывается как взаимодействие участвующих в ней людей, сопровождающимся различными психологическими процессами, особым отношением субъекта веры к ее предмету, отношением, реализующимся не лишь в сознании, но и в поведении [24].ЗАКЛЮЧЕНИЕВначалестановления в связи со страхом, вызванным невозможностью объяснить явления природы и представить свое место в мире, человек приписывает сверхъестественное всему окружающему, и, в первую очередь, предметам, напрямуюимеющим связь с его жизнью: окружающим его животным, на которых он охотится, от которых зависит его жизнедеятельность; явлениям окружающей среды, которые он не может предугадать и которыевлияют на успех в земледелии и его жизнь. Обращаясь к сверхъестественным силам, молясь, принося жертвы, человек пытается влиять на них. Он хочет обеспечить себе и свой семье удачу в жизни во всех направлениях. Однакопока еще на подсознании уже на данном этапеобразуются морально-нравственные законы, установление которых характерно тем же силам. Они переходятиз каждого поколения далее[26].Таким образом, сначала для человека бог представляетсяв виде животного или как нечто среднее между человеком и животным. Так, его функции в основном связаны с жизнью самого человека.Далее можно встретить частичную сепарацию необъяснимого от природы.Так, начинают существоватьфизически независимые, но покровительствующие природе духи, которые человек не может видеть и чувствовать, но считает, что возможно на них воздействовать. Сам способ воздействия не изменился – это такие же жертвоприношения и просьба в виде мольбы. Вопросы об образовании всего сущего, космогонические мифы о возникновении мира возникают уже на этом уровне. Также формировались представления о сущности смерти, о продолжении жизни после смерти и прочее.Таким образом, можно встретить попытку человека понять законы мира и свою роль в нем. В это время бог видится человеку, как большое количество физически неоформленных сил, которые влияют на его жизнь. Так, человек предпринял попытки к общению с ними с помощью сновидений, подсознательных явлений и т.п.В дальнейшем боги становятся четким и определенным понятием. Их образ существования похож на человеческий, потому что приносимые жертвы в основном считаются пищей богов. В данный момент возникают мифы о появлении богов, об их воздействии друг на друга, об их жизни и бессмертии. Бессмертие приписывается богам, поскольку человек боится смерти. Ранее и по сей деньможно встретить в любой религии правила, которым должен следовать человек на протяжении всей своей жизни. Один из самых старыхзаконов – это поклонение родственникам. Еще с момента племенного устройства идет история данного культа. Зачастую он имеет связь с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще один из главных постулатов – это почитание богов. К тому жеесть правило сохранения государственных моралей, которое проявляется в обожествлениивласти и выполнении своих обязанностей перед ним.Таким образом, значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств различное[27].СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАникин, Д.А. Религиоведение. Учебное пособие / Д. А. Аникин. - Москва: Мир, 2016. - 864 c.Балагушкин, Е.Г. Религия как социокультурный феномен [Текст] / Е. Г. Балагушкин. - М: Триумф, 1998. - 275 с.Воронцова, Л.М. Религия в современном массовом сознании [Текст] / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман. – Социс, 1995. - № 11. - С. 81-91.Галлай, М. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. Из записок летчика-испытателя. - М., 1965. - С. 262-267.Гараджа, В.И. Религиеведение [Текст] / В. И. Гараджа. - М: Центр, 1995. - 312 с.Гегель, Г.В. Философия религии. - Т. 1. - М., 1975. - С. 435-439.Кимелев, Ю.А. Современная западная философия религии [Текст] / Ю. А. Кимелев. - М: Мысль, 1989. - 289 с.Крывелев, И.А. История религий [Текст] / И. А. Крывелев. - М: Полииздат, 1988. - 563 с.Льюис, К.С. Страдание / Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. - М.: 1992. – 249 с.Макинтаир, А. После добродетели. Исследования теории морали. - М.: Екатеринбург, 2010. – 545 с.Миронова, М.Н. Религия в системе культуры [Текст] / М. Н. Миронова. - М: Наука, 1992. - 256 с.Митрохин, Л.Н. Философия религии [Текст] / Л. Н. Митрухин. - М: Триумф, 2003. - 322 с.Мчедлов, М.П. Религия в зеркале общественного мнения [Текст] / М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Е. С. Элбакян. – Социс, 1994. - № 5. - С. 9-13.Попов, Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях [Текст] / Л. А. Попов. – Социс, 1999. - № 3. - С. 171-178.Постнов, М.Э. История христианской церкви [Текст] / М. Э. Постнов. - Киев: Освiта, 1993. - 368 с.Разин, А.В. Этика: история и теория - М.: 2012. – 166 с.Рожков, В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви [Текст] / В. Н. Рожков. - М: Терра, 1996. - 372 с.Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура [Текст] / В.В. Розанов. - М: Республика, 1991. - 384 с.Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.:1992. – 167 с.Токарев, С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография, 1979. - № 3. – 257 с.Токарев, С.А. Проблема общественного сознания первобытной эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. - Л., 1972. – 257 с.Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина– М.: Политиздат, 1980. – 168 с.Фрэзер, Дж. Дж. Типы магии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994. - Т. II. - С. 19-22, 26-27, 50-64.Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ.; предисл. и коммент. С.А. Токарева; 2-е изд., исправ. - М.: Политиздат, 1990. - 542 с.Штернберг, Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. - Л., 1936. - С. 246-247.Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. - Соч. Изд. 2-е. - Т. 20. – 328 с.

1. Аникин, Д.А. Религиоведение. Учебное пособие / Д. А. Аникин. - Москва: Мир, 2016. - 864 c.
2. Балагушкин, Е.Г. Религия как социокультурный феномен [Текст] / Е. Г. Балагушкин. - М: Триумф, 1998. - 275 с.
3. Воронцова, Л.М. Религия в современном массовом сознании [Текст] / Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов, Д. Е. Фурман. – Социс, 1995. - № 11. - С. 81-91.
4. Галлай, М. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. Из записок летчика-испытателя. - М., 1965. - С. 262-267.
5. Гараджа, В.И. Религиеведение [Текст] / В. И. Гараджа. - М: Центр, 1995. - 312 с.
6. Гегель, Г.В. Философия религии. - Т. 1. - М., 1975. - С. 435-439.
7. Кимелев, Ю.А. Современная западная философия религии [Текст] / Ю. А. Кимелев. - М: Мысль, 1989. - 289 с.
8. Крывелев, И.А. История религий [Текст] / И. А. Крывелев. - М: Полииздат, 1988. - 563 с.
9. Льюис, К.С. Страдание / Этическая мысль: Научно-публицист. чтения. - М.: 1992. – 249 с.
10. Макинтаир, А. После добродетели. Исследования теории морали. - М.: Екатеринбург, 2010. – 545 с.
11. Миронова, М.Н. Религия в системе культуры [Текст] / М. Н. Миронова. - М: Наука, 1992. - 256 с.
12. Митрохин, Л.Н. Философия религии [Текст] / Л. Н. Митрухин. - М: Триумф, 2003. - 322 с.
13. Мчедлов, М.П. Религия в зеркале общественного мнения [Текст] / М. П. Мчедлов, А. А. Нуруллаев, Е. С. Элбакян. – Социс, 1994. - № 5. - С. 9-13.
14. Попов, Л.А. Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях [Текст] / Л. А. Попов. – Социс, 1999. - № 3. - С. 171-178.
15. Постнов, М.Э. История христианской церкви [Текст] / М. Э. Постнов. - Киев: Освiта, 1993. - 368 с.
16. Разин, А.В. Этика: история и теория - М.: 2012. – 166 с.
17. Рожков, В.Н. Очерки по истории римско-католической церкви [Текст] / В. Н. Рожков. - М: Терра, 1996. - 372 с.
18. Розанов, В.В. Религия. Философия. Культура [Текст] / В. В. Розанов. - М: Республика, 1991. - 384 с.
19. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.:1992. – 167 с.
20. Токарев, С.А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография, 1979. - № 3. – 257 с.
21. Токарев, С.А. Проблема общественного сознания первобытной эпохи // Охотники, собиратели, рыболовы. - Л., 1972. – 257 с.
22. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина – М.: Политиздат, 1980. – 168 с.
23. Фрэзер, Дж. Дж. Типы магии // Религия и общество. Хрестоматия по социологии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994. - Т. II. - С. 19-22, 26-27, 50-64.
24. Фрэзер, Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ.; предисл. и коммент. С.А. Токарева; 2-е изд., исправ. - М.: Политиздат, 1990. - 542 с.
25. Штернберг, Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. - Л., 1936. - С. 246-247.
26. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. - Соч. Изд. 2-е. - Т. 20. – 328 с.

Вопрос-ответ:

Какие первобытные формы религиозного сознания существовали?

Существовали такие первобытные формы религиозного сознания, как анимизм, фетишизм и магия.

Что такое анимизм?

Анимизм – это религиозная концепция, основанная на вере в то, что все объекты обладают душой или жизненной силой.

Чем отличается фетишизм от анимизма?

В отличие от анимизма, фетишизм предполагает почитание определенных объектов как источников магической силы или божественного присутствия.

Какие особенности религиозного сознания возникают в процессе его эволюции?

В процессе эволюции религиозного сознания возникают различные особенности, такие как формирование религиозных представлений в сознании людей и особенности самого религиозного сознания.

Какие ценности и потребности создает содержательная сторона религиозного сознания?

Содержательная сторона религиозного сознания создает определенные ценности и потребности, связанные с верой в высшую силу, смыслом жизни, моральными принципами и идеалами.

Какие первобытные формы религиозного сознания различаются в концепции возникновения религии?

В концепции возникновения религии выделяются такие первобытные формы религиозного сознания как анимизм, фетишизм и магия.

Чему соответствует первая форма религиозного сознания - анимизм?

Первая форма религиозного сознания - анимизм - соответствует вере в то, что все предметы и явления обладают душой или жизненной энергией, и могут воздействовать на окружающий мир.

Какая особенность характеризует фетишизм как форму религиозного сознания?

Фетишизм как форма религиозного сознания характеризуется верой в связь между определенными предметами (фетишами) и сверхъестественными силами или духами.

Что представляет собой магия как форма религиозного сознания?

Магия как форма религиозного сознания представляет собой веру в возможность воздействия на реальность с помощью особых ритуалов и заклинаний.

Какими особенностями характеризуется религиозное сознание по концепции эволюции религиозного мировоззрения?

Религиозное сознание по концепции эволюции религиозного мировоззрения характеризуется формированием религиозных представлений в сознании людей и особыми причинами возникновения религии, а также обладает своими особенностями.

Какие основные формы религиозного сознания существуют?

В статье рассматриваются три основные формы религиозного сознания: анимизм, фетишизм и магия.