Система символических образов в пьесе А.В. Вампилова "Утиная охота"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 2727 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 21.06.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Символ как категория литературоведения 5
1.1 Подходы к определению понятия "символ" 5
1.2 Проблема соотношения символа со смежными категориями (художественный образ, знак, аллегория) 13
Глава 2. Символическая структура пьесы А.В. Вампилова "Утиная охота" 16
2.1. Символизация бытового пространства "Утиной охоты" 16
2.2 Бытийное измерение символа: символика жизни и смерти в пьесе А.В. Вампилова 22
Заключение 24
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

Устав от бесконечной лжи, она уходит от мужа к другу детства, который до сих пор любит ее.Следует отметить, что многие исследователи обращали внимание на специфику композиционной структуры «Утиной охоты» как «пьесы в воспоминаниях» (Е. Гушанская), однако принципиальная онтологическая значимость данного поэтического текста. Воспоминания являются также одним из компонентов системы значимых мотивов произведения. Взаимосвязь между композицией «Утиной охоты» и внутренним миром текста определяется тем, что большая часть действия пьесы — это проекция сознания главного героя. Центральный сюжетный ряд здесь составляют сцены, обозначенные как «воспоминания» Зилова о полутора месяцах его жизни, предшествовавших моменту начала первой картины. Хронотопзиловских воспоминаний периодически «встраивается» в актуальное настоящее времяпространство сюжета.Главный образ-символ вынесен Вампиловым в заглавие – «Утиная охота». Виктор Зилов весь год мечтал об утиной охоте, и вот теперь, когда наступил долгожданный день ее открытия, осуществлению мечты препятствует дождь, льющий «как из ведра». Дождь герой видит сразу после своего пробуждения, обернувшись к окну. На протяжении всей пьесы мы очень часто видим героя возле окна: то он «быстро идет к окну», то «открывает его», то «устраивается на подоконнике», то «стоит у окна», «смотрит в окно», «стоит лицом к окну», то «хотел закрыть окно, но вдруг распахнул его и высунулся на улицу». В такие моменты Виктор погружен в раздумья, очень остро ощущается испытываемое им беспокойство, неудовлетворенность чем-то. (Для сравнения: из всех героев пьесы только Галине свойствен этот неосознанный жест – поворот к окну в момент душевного напряжения; Кушак тоже часто появляется у окна, но он не «смотрит» в окно, а «выглядывает в окно», чтобы убедиться в сохранности своего автомобиля, для него это условный рефлекс).Во время всего неретроспективного действия пьесы за окном идет дождь, что тоже очень важно. Каждое действие предваряется авторскими ремарками, в которых обязательно указывается на наличие дождя: «День дождливый» (действие первое), «За окном идет дождь» (действие второе), «За окном попрежнему дождь» (действие третье).Символике, связанной с возрождением души героя, с истинной жизнью, в пьесе противостоит целый ряд образов, символизирующих искусственность, фальшь, смерть: плюшевый кот «алик»; церковь, превращенная в планетарий; деревянные утки; телефон, по которому люди врут; бюро погоды, обладающее анонимным лживым голосом; похоронный венок, присланный живому человеку; кафе «Незабудка», где возникает желание все забыть; ружье. С последним связано существование смыслового парадокса в символике пьесы. С одной стороны, ружье – это тот самый предмет, при помощи которого Дима превращает живое в мертвое, и деревянные утки, используемые охотниками как подсадка, служат той же цели. Но, с другой стороны, Зилов ни разу не попал в живую утку, потому что для него утиная охота – это возможность остаться наедине с самим собой, чтобы почувствовать себя частью мироздания. В то же время ружье он собирался использовать для самоубийства, однако именно ружье избавило его от назойливых приятелей, позволило не поддаться чужой воле и сделать самостоятельно выбор в пользу жизни. С одной стороны, палисадник олицетворяет в пьесе светлое жизненное начало вообще и в образе самой Валентины в частности. Но, с другой стороны, получается, что героине важно не то, как люди ходят, а то, как они, по ее мнению, должны ходить. Определено, что одним из наиболее ярких образцов использования Вампиловым символики может служить «Утиная охота». Текст пьесы чрезвычайно насыщен множеством неприметных на первый взгляд бытовых мелочей, имеющих символический смысл и позволяющих глубоко проникнуть в суть происходящего с Зиловым, в глубины его души, ведь именно там происходит основное действие, которое и передается автором в символах-лейтмотивах, таких, как дождь, окно, ружье, траурный венок, телефонные звонки и т.д.2.2 Бытийное измерение символа: символика жизни и смерти в пьесе А.В. ВампиловаСам образ вожделенной утиной охоты лишен романтической, идиллической окрашенности. Для Зилова утиная охота – небытие, тишина на охоте – «беззвучие вечного забвения, немота почти потустороннего мира» : «Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет».Чтобы вырваться из мрачного круга необходимо действие. Не декорации, не приготовления к действию, но – действие. В духовном отчаянии Зилов пытается покончить жизнь самоубийством.В «Утиной охоте» внутреннее напряжение способствуют картины, возникающие в болезненно настроенном воображении героя. Они перекрещиваются с реальностью, по-своему комментируют ее, то обнажая ее суть, то создавая ощущение зыбкости, ирреальности всего происходящего.В привычной же, повседневной обстановке герою присуще острое ощущение трагической дисгармонии мира, и он интуитивно стремится к естественному состоянию единства человека и природы. Отсюда и постоянное, страстное, возрастающее на протяжении всей пьесы, владеющее им стремление на охоту, порыв к обретению гармонии с миром.ЗаключениеВ ходе выполненного исследования проанализирована система символов в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота». В первой теоретической главе курсовой работы нами проанализированы основные подходы к термину «символ». Предложены различные трактовки и определения символа. Рассмотрев различные подходы к определению символов, нами был выбран эстетико-художественный подход в рамках выполнения исследования по курсовой работе. Данный подход базируется на том, что символ – это художественный способ выражения идей и концепции. Выявлено, что при изучении системы символов того или иного художественного произведения следует понимать, что символ необязательно имеет предметную природу: символическое значение могут иметь пространство, время, сюжетный мотив и т.д. определены различные характеристики между понятиями символа, знака, художественного образа и аллегории. Определено, что при сравнении аллегории и символа обнаруживаются различные уровни этой тождественности: в аллегории – это неполное тождество, а в символе – это абсолютное тождество, иными словами, равенство. Такой подход соотнесения двойных смыслов позволил определить параметры, способствующие идентификации данных языковых фигур.Далее во второй практической части нами были рассмотрены символы в пьесе А.В. Вампилова «Утиная охота». Определено, что символике А.В. Вампилова свойственна не только многослойность, но и многозначность, имеющая в своей основе диалектический подход писателя к отражению жизни во всей ее сложности и многообразии. Этой же цели служит в произведениях драматурга слово как таковое, порой становясь предметом виртуозной игры, но не теряя при этом своей смысловой емкости и глубины, что в полной мере отвечает специфике театральной стихии.Список использованных источниковАверенцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1972. Вып. 3.Аверинцев С. С. Символ//Лит.энцикл. слов. - М., 1987. - С. 378 Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус.словари, Языки славян. культуры, 1997. — Т. 5. — 752 с.Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус.словари, Языки славян. культуры, 1997. — Т. 5. — 752 с.Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. с. 300.Белоусова Е.Г. К вопросу о теоретической модели символа и путях его интерпретации // Вестник ЧелГУ. 1994. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teoreticheskoy-modeli-simvola-i-putyah-ego-interpretatsii (дата обращения: 12.05.2021).Букреева А.Н. Символика художественного образа: проблема интерпретации // Ценности и смыслы. 2015. №6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-hudozhestvennogo-obraza-problema-interpretatsii (дата обращения: 12.05.2021).Вампилов А. Утиная охота: Пьесы. Записные книжки. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 544 с.Вампилов А. Утиная охота: Пьесы. Записные книжки. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 544 с.Воронушкина О.В. Аллегория и символ как средства актуализации скрытых смыслов // Вестник ВятГУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/allegoriya-i-simvol-kak-sredstva-aktualizatsii-skrytyh-smyslov (дата обращения: 13.05.2021).Гутрина Л.Д., Парамонова Л.Ю. «Огневой горизонт» Петербурга: цветовая символика А. Белого // Филологический класс. 2013. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ognevoy-gorizont-peterburga-tsvetovaya-simvolika-a-belogo (дата обращения: 12.05.2021).Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.: Сов.писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. 320 с.Деменева К. А. Художественные особенности "Утиной охоты" А. Вампилова // Вестник ННГУ. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-osobennosti-utinoy-ohoty-a-vampilova (дата обращения: 12.05.2021).Керлот Х.Э. Словарь символов.— М.: «REFL-book», 1994,_608 с.Клюкина Л.А. Концепция символа А. Ф. Лосева как альтернатива классической рациональности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-simvola-a-f-loseva-kak-alternativa-klassicheskoy-ratsionalnosti (дата обращения: 10.05.2021).Кравченко Э. Я. Символ и его функционирование в художественном тексте // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2002. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-i-ego-funktsionirovanie-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 12.05.2021).Лосев А. Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературными категориями//Изв. АН СССР. - Сер.лит. и яз. - 1970. - Т. 29. - Вып. 5, - С. 379Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. (2-е издание). -М.: Искусство, 1995.- 320 с.Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы и теория литературы. СПб.: Искусство - СПб, 1997. 700 с.Макарова И.С. Образы лотоса и лилии в мифологических системах востока и запада // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-lotosa-i-lilii-v-mifologicheskih-sistemah-vostoka-i-zapada (дата обращения: 12.05.2021).Старовойтова О.И.Символ как детерминанта социального поведения // Universum: общественные науки. 2015. №7 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-kak-determinanta-sotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.05.2021).Тодоров Ц. Теории символа / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1999.Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: (Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. —840 с.Яковлева М.В. Основные теоретические подходы к изучению символики в социально-гуманитарных областях знания // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-simvoliki-v-sotsialno-gumanitarnyh-oblastyah-znaniya (дата обращения: 10.05.2021).

Список использованных источников
1. Аверенцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М.: Искусство, 1972. Вып. 3.
2. Аверинцев С. С. Символ//Лит. энцикл. слов. - М., 1987. - С. 378
3. Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус. словари, Языки славян. культуры, 1997. — Т. 5. — 752 с.
4. Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 7 т. — М. : Рус. словари, Языки славян. культуры, 1997. — Т. 5. — 752 с.
5. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. с. 300.
6. Белоусова Е.Г. К вопросу о теоретической модели символа и путях его интерпретации // Вестник ЧелГУ. 1994. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-teoreticheskoy-modeli-simvola-i-putyah-ego-interpretatsii (дата обращения: 12.05.2021).
7. Букреева А.Н. Символика художественного образа: проблема интерпретации // Ценности и смыслы. 2015. №6 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-hudozhestvennogo-obraza-problema-interpretatsii (дата обращения: 12.05.2021).
8. Вампилов А. Утиная охота: Пьесы. Записные книжки. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 544 с.
9. Вампилов А. Утиная охота: Пьесы. Записные книжки. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 544 с.
10. Воронушкина О.В. Аллегория и символ как средства актуализации скрытых смыслов // Вестник ВятГУ. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/allegoriya-i-simvol-kak-sredstva-aktualizatsii-skrytyh-smyslov (дата обращения: 13.05.2021).
11. Гутрина Л.Д., Парамонова Л.Ю. «Огневой горизонт» Петербурга: цветовая символика А. Белого // Филологический класс. 2013. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ognevoy-gorizont-peterburga-tsvetovaya-simvolika-a-belogo (дата обращения: 12.05.2021).
12. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1990. 320 с.
13. Деменева К. А. Художественные особенности "Утиной охоты" А. Вампилова // Вестник ННГУ. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-osobennosti-utinoy-ohoty-a-vampilova (дата обращения: 12.05.2021).
14. Керлот Х.Э. Словарь символов.— М.: «REFL-book», 1994,_608 с.
15. Клюкина Л.А. Концепция символа А. Ф. Лосева как альтернатива классической рациональности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-simvola-a-f-loseva-kak-alternativa-klassicheskoy-ratsionalnosti (дата обращения: 10.05.2021).
16. Кравченко Э. Я. Символ и его функционирование в художественном тексте // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2002. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-i-ego-funktsionirovanie-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 12.05.2021).
17. Лосев А. Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературными категориями//Изв. АН СССР. - Сер. лит. и яз. - 1970. - Т. 29. - Вып. 5, - С. 379
18. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. (2-е издание). -М.: Искусство, 1995.- 320 с.
19. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования: история русской прозы и теория литературы. СПб.: Искусство - СПб, 1997. 700 с.
20. Макарова И.С. Образы лотоса и лилии в мифологических системах востока и запада // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-lotosa-i-lilii-v-mifologicheskih-sistemah-vostoka-i-zapada (дата обращения: 12.05.2021).
21. Старовойтова О.И.Символ как детерминанта социального поведения // Universum: общественные науки. 2015. №7 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvol-kak-determinanta-sotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 10.05.2021).
22. Тодоров Ц. Теории символа / пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1999.
23. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: (Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. —840 с.
24. Яковлева М.В. Основные теоретические подходы к изучению символики в социально-гуманитарных областях знания // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-simvoliki-v-sotsialno-gumanitarnyh-oblastyah-znaniya (дата обращения: 10.05.2021).

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются для определения понятия символа?

Для определения понятия символа существуют различные подходы. Некоторые исследователи считают символ абсолютно новым предметом, а другие утверждают, что символ произведения используется для сообщения известной информации. Также есть те, кто считает, что символ представляет воплощение определенных идей или концепций.

Как связан символ с художественным образом, знаком и аллегорией?

Символ отличается от художественного образа тем, что художественный образ имеет более конкретное и узкое значение, в то время как символ может быть более общим и многозначным. Знак представляет только одно значение, аллегория же использует символы для передачи скрытого значения. Таким образом, символ можно рассматривать как промежуточное звено между художественным образом, знаком и аллегорией.

Какой символизацией бытового пространства отличается пьеса "Утиная охота"?

В пьесе "Утиная охота" бытовое пространство символизируется через тему охоты. Охота становится метафорой поиска и погони за чем-то недостижимым, чем-то, что может быть потеряно или исчезнуть. Таким образом, бытовое пространство становится символическим местом, где главные герои ищут свое место в жизни и сталкиваются с собственными страхами и желаниями.

Какими смыслами наполнена символика жизни и смерти в пьесе "Утиная охота"?

Символика жизни и смерти в пьесе "Утиная охота" имеет множество смыслов. Жизнь символизируется через образы уток, которые представляют собой непостоянство и перемену, а также через образы природы и мира животных. Смерть же символизируется через образы погони, охоты и уничтожения. Эти символы позволяют автору выразить идеи о бренности человеческой жизни, о поиске смысла и о сущности человеческого существования.

Какие подходы существуют к определению понятия символ?

К определению понятия символ существуют различные подходы в литературоведении. Некоторые исследователи считают символ ключевым элементом литературного произведения, который олицетворяет определенные идеи или концепции. Другие подходы подчеркивают, что символ является формой выражения эмоционального или психологического состояния героев. Третьи исследователи считают символ своеобразным кодом, который может быть расшифрован и прочитан разными способами.

В чем заключается проблема соотношения символа со смежными категориями, такими как художественный образ, знак, аллегория?

Проблема соотношения символа с другими литературными категориями, такими как художественный образ, знак и аллегория, заключается в их взаимосвязи и различиях. Художественный образ может иметь символическое значение, но не всегда является символом. Знак обозначает что-то конкретное и ограничено одним смыслом, в то время как символ может иметь множество значений и толкований. Аллегория является разновидностью символа, где каждая деталь имеет соответствующее символическое значение. Взаимоотношения этих категорий требуют тонкой анализа и исследования.

Какое бытовое пространство символизируется в пьесе "Утиная охота"?

В пьесе "Утиная охота" бытовое пространство символизируется через различные элементы. Например, утки и утятница становятся символами уюта и домашнего очага. Дом перестает быть просто физическим объектом и становится местом, где герои ищут безопасности и защиты. Кроме того, бытовые предметы, такие как газета и телефон, тоже приобретают символическое значение в контексте пьесы.

Какие бытийные измерения символа присутствуют в пьесе "Утиная охота"?

В пьесе "Утиная охота" символ имеет бытийные измерения и символизирует жизнь и смерть. Утки и утятница становятся символами жизни и домашнего очага, тогда как охотники и охотницы символизируют смерть и насилие. Эти символические элементы создают напряженную атмосферу и помогают передать основные темы и идеи пьесы.

Какая тема преобладает в пьесе Утиная охота?

Преобладающей темой в пьесе Утиная охота является символизм.