Особенности истории, теории и методики преподавания академического пения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 2121 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 22.06.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Обучение академическому пению: исторический аспект 4
2. Характеристика русской классической вокальной школы XIX века 8
3. Особенности методики 11
4. Перспективы развития преподавания исполнительского искусства 16
Заключение 20
Список литературы 21

Фрагмент для ознакомления

Образцы классической вокальной школы пения остаются за рамками внимания основной массы слушателей, это приводит к постепенному стиранию исполнительского эталона классического вокального искусства не только у рядовых слушателей, но и в представлении большей части начинающих певцов и преподавателей вокала [15].Так исторически сложилось, что в основном педагоги-вокалисты – практики и мало кто из них описывал в трудах свою методику преподавания. В основном каждый держал частную методику при себе и очень ревностно относился к тому, чтобы «посторонний» взгляд не присутствовал на уроке, мало говорили (или совсем не говорили) о том, как преподавать пение. Частная методика конкретного маэстро передавалась через его учеников. Так было на протяжении нескольких веков, начиная с конца XVI в. К сожалению, это практикуется и сейчас. От педагогов вокала часто можно услышать такие высказывания: «Вокал – это темная лошадка», «Кто поет, тот не пишет», «Пению учишься всю жизнь», «В консерваторию на вокальное отделение поступают с полей», «Пению научиться сложно, так как инструмент спрятан внутри тебя», «Если есть голос, то он распоется» и т. д., но тем, как именно преподавать пение, делятся очень мало.Большинство молодых педагогов-вокалистов, закончив вуз, преподают так, как их учили только в индивидуальном классе вокала, не обогащая своего педагогического багажа знаниями в области методики преподавания академического пения и «методического инструментария». Снова прослеживается эмпирический подход в обучении пению. Чаще всего на практике мы наблюдаем педагога уже в возрасте – это певец-исполнитель, ушедший со сцены, который всю свою творческую жизнь совершенствовал только свой голос. Многие не имеют педагогического опыта, поэтому в вокальную педагогику приходят опять лишь с эмпирикой. К нужному результату, хорошему, правильному пению своих подопечных приходят методом проб и ошибок (иногда так ничего и не получается). Поэтому, к сожалению, мы можем наблюдать испорченные и проблемные голоса либо использование не всех элементов обучения академическому пению, составляющих базу классического вокала [16]. Очень чревато такое вокальное «образование» в формировании и воспитании детского голоса, т. к. психофизиология и мышечная память голосового аппарата ребенка запоминают надолго, выйти далее на верный «вокальный путь» и исправиться – сложно. Критическая современная ситуация в области настоящей профессиональной вокально-педагогической и методической литературы (как К.М. Мазурин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, И.К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев, Л.К. Ярославцева, М.С. Агин, Ю.И. Алиев и другие) тоже сказывается на педагогическом мастерстве молодого специалиста. Можно встретить «вокальную» литературу, авторы которой совершенно не имеют отношения к академическому вокалу (но пишут почему-то о нем), либо выходят в свет частные вокально-хоровые методики, претендующие на альтернативу (иногда даже и замену) классической методики пения. К таким «методикам» представители классической вокальной школы относятся очень настороженно, так как выдержка в плане исторического времени пока мала, да и результат (то есть голосовое развитие и формирование певческого эталона) желает быть лучшим.Критическая современная ситуация в области настоящей профессиональной вокально-педагогической и методической литературы (как К.М. Мазурин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, И.К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев, Л.К. Ярославцева, М.С. Агин, Ю.И. Алиев и другие) тоже сказывается на педагогическом мастерстве молодого специалиста. Можно встретить «вокальную» литературу, авторы которой совершенно не имеют отношения к академическому вокалу (но пишут почему-то о нем), либо выходят в свет частные вокально-хоровые методики, претендующие на альтернативу (иногда даже и замену) классической методики пения. К таким «методикам» представители классической вокальной школы относятся очень настороженно, так как выдержка в плане исторического времени пока мала, да и результат (то есть голосовое развитие и формирование певческого эталона) желает быть лучшим. Существует художественная и мемуарная литература, где певец в конце своей яркой исполнительской деятельности описывает биографию и воспоминания. Хорошо, если он вспомнит вокально-технические упражнения, по которым обучался в классе академического вокала (на этом методика заканчивается)[17]. Обозначенные проблемы, на наш взгляд, препятствуют развитию вокально-педагогического мастерства, методики обучения студентов академическому пению. Хочется пожелать всем представителям современного вокального образования как можно меньше иметь профессиональных, в том числе и голосовых, проблем, уметь отличать истинное певческое наследие от бурной сегодняшней пены сиюминутных, эгоистичных «методик»; приобрести настоящую вокальную школу, т. е. пройти постепенное, поэтапное и системное развитие в вокальном (индивидуальном) плане, подкрепленное серьезной теоретической и вокально-методической базой.ЗаключениеСовременное музыкальное образование в целом, и вокальное образование в частности, в настоящее время переживают достаточно сложный этап своего развития. Отличительной его чертой является проведение на всех ступенях музыкально-образовательного процесса сложных, а порой и достаточно болезненных изменений (реформ).К академическому вокалу принято относить: литургическое, оперное, камерное пение и бельканто.Академический вокал появился на основе народного, фольклорного вокала и с течением времени приобретал собственные правила и рамки, за которые не принято выходить в профессиональном пении. Рамки профессионального вокала строились на понятии красоты и дошли до нас в виде правил классического пения. Обучение академическому пению имеет свою специфику, которая заключается, во-первых, в индивидуальной форме обучения; во-вторых, в особенностях музыкально-исполнительского инструмента вокалиста: голосовой аппарат, слух и весь организм певца. Индивидуальный голосовой инструмент певца «спрятан» внутри. Он контролируется слухом и субъективными внутренними вибрационно-мышечными ощущениями как со стороны обучающегося академическому пению, так и педагога-вокалиста. Именно поэтому для эффективного обучения академическому пению важным условием являются индивидуальные психолого-физиологические особенности певца. Список литературыАлександрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / В.Г. Александрова М.В. Богуславский. – М.: МГПУ, 2007. – 311 с.Антонова Л.В. Становление вокального образования в России / Л.В. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. I. – 2008. – № 35 (76). – С. 29-34. Антонова Л.В. О содержании обучения академическому пению / Л.В. Антонова // Телескоп: научный альманах. – Вып. 23. – Самара: НТЦ, 2010. – С. 46-55. Антонова Л.В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования / Л.В. Антонова // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 3 (4). – С. 70-74. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 84-96.Далецкий О.В.  Обучение пению: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. 2-e изд., перераб. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. –108 с.Диневич Ю. Класс сольного пения: Методика сознательного управления голосообразованием / Ю. Диневич. – Тула, 2005. – 60 с.ДмитриевЛ.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1996. – 368 с.Косовцов Н.Е. Истоки профессионального вокального образования в России XVIII века / Н.Е. Косовцов, Л.А. Рапацкая // Среднее профессиональное образование. − 2015. − №1. − С. 52-55.Косовцов Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. – 2018. − № 1 (53). – С. 45-64.Косовцов Н.Е. Вокально-педагогические традиции в творчестве педагогов-вокалистов XIX века / Н.Е. Косовцов // Проблемы современного образования. – 2018. − № 2. – С. 113-120.Куликова С.В. Совершенствование историко – педагогического образования: проблемы и перспективы // С.В. Куликова, М.В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 1(25). –С. 50-60.Львов М.Л. Из истории вокального искусства / М.Л. Львов. – М.: Музыка, 1964. – 228 с. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.Плужников К.И. Механика пения / К.И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.Рудин Л.Б. Основы голосоведения / Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. – 104 с.Чернова Л.В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 192-197.

Список литературы

1. Александрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / В.Г. Александрова М.В. Богуславский. – М.: МГПУ, 2007. – 311 с.
2. Антонова Л.В. Становление вокального образования в России / Л.В. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. I. – 2008. – № 35 (76). – С. 29-34.
3. Антонова Л.В. О содержании обучения академическому пению / Л.В. Антонова // Телескоп: научный альманах. – Вып. 23. – Самара: НТЦ, 2010. – С. 46-55.
4. Антонова Л.В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования / Л.В. Антонова // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 3 (4). – С. 70-74.
5. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 84-96.
6. Далецкий О.В.  Обучение пению: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. 2-e изд., перераб. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. – 108 с.
7. Диневич Ю. Класс сольного пения: Методика сознательного управления голосообразованием / Ю. Диневич. – Тула, 2005. – 60 с.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1996. – 368 с.
9. Косовцов Н.Е. Истоки профессионального вокального образования в России XVIII века / Н.Е. Косовцов, Л.А. Рапацкая // Среднее профессиональное образование. − 2015. − №1. − С. 52-55.
10. Косовцов Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. – 2018. − № 1 (53). – С. 45-64.
11. Косовцов Н.Е. Вокально-педагогические традиции в творчестве педагогов-вокалистов XIX века / Н.Е. Косовцов // Проблемы современного образования. – 2018. − № 2. – С. 113-120.
12. Куликова С.В. Совершенствование историко – педагогического образования: проблемы и перспективы // С.В. Куликова, М.В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 1(25). – С. 50-60.
13. Львов М.Л. Из истории вокального искусства / М.Л. Львов. – М.: Музыка, 1964. – 228 с.
14. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
15. Плужников К.И. Механика пения / К.И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
16. Рудин Л.Б. Основы голосоведения / Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. – 104 с.
17. Чернова Л.В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 192-197.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?

История теории и методики преподавания академического пения объединяет в себе различные подходы и методы, которые развивались на протяжении времени. В разных эпохах были свои уникальные особенности, связанные с музыкальными трендами, технологиями и культурным контекстом.

Как можно характеризовать русскую классическую вокальную школу XIX века?

Русская классическая вокальная школа XIX века была отлична своими высокими требованиями к технике пения, эмоциональной экспрессии и музыкальности. Она имела свои уникальные особенности, такие как большое внимание к русскому языку, глубокому пониманию текста и разнообразным вокальным эффектам.

Какие особенности можно выделить в методике преподавания академического пения?

Методика преподавания академического пения включает в себя комплексный подход, который объединяет работу над техникой, музыкальностью, интерпретацией и артистическим исполнением. Одной из основных задач является развитие голосовых возможностей, расширение диапазона, улучшение резонанса и интонации, а также развитие музыкального слуха и вокальной выразительности.

Какие перспективы развития преподавания исполнительского искусства?

В современном мире существует множество новых технологий и подходов, которые могут быть использованы для улучшения преподавания исполнительского искусства. Это включает в себя развитие виртуальных тренажеров для тренировки голоса, использование видео-инструкций и онлайн-платформ для обучения, а также разработку новых методик и подходов, основанных на современных научных исследованиях в области вокала.

Почему классическая вокальная школа остается за рамками внимания основной массы слушателей?

Классическая вокальная школа остается за рамками внимания основной массы слушателей, поскольку она требует специального образования и понимания музыкальных традиций. Кроме того, современная музыкальная индустрия и массовая культура часто предпочитают более коммерчески успешные жанры и исполнителей, что может отвлекать внимание от классического вокала.

Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?

История теории и методики преподавания академического пения включает в себя развитие и эволюцию подходов к обучению вокалу. Сначала акцент был сделан на технических аспектах, таких как правильное дыхание и артикуляция. Позднее, вместе с развитием психологии и музыкальной интерпретации, в методиках преподавания стали уделять больше внимания выразительности и эмоциональной передаче музыкального материала.

Какие характеристики присущи русской классической вокальной школе XIX века?

Русская классическая вокальная школа XIX века отличается особым подходом к технике пения. Она привязывает воспроизведение звука к естественным физиологическим процессам человеческого голоса, основывается на правильном дыхании и развитии грудной клетки. Важным элементом этой школы является также музыкальное выражение и неподдельность исполнения.

Каковы особенности методики преподавания академического пения?

Методика преподавания академического пения включает в себя не только технические аспекты, но и воспитание музыкальности, выразительности и эмоциональности исполнения. Она также предполагает развитие музыкального слуха и способности к интонированию, а также понимание музыкальной формы и стиля.

Какие перспективы развития преподавания исполнительского искусства можно выделить?

Перспективы развития преподавания исполнительского искусства включают в себя применение новых технологий для анализа и улучшения вокальной техники, развитие интерактивных учебных материалов и онлайн-курсов, а также углубление исследований в области психологии музыкального исполнительства.

Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?

История теории и методики преподавания академического пения имеет свои особенности. В процессе развития музыкального искусства формировались различные школы и направления, которые оказывали влияние на методику обучения пению. Одним из наиболее известных направлений является русская классическая вокальная школа XIX века. Также существуют различные методические подходы, которые применяются в обучении академическому пению.

Какие особенности характерны для русской классической вокальной школы XIX века?

Русская классическая вокальная школа XIX века отличается своими особенностями. Она базируется на классических принципах и традициях, включает в себя различные методы обучения и придерживается высокого исполнительского эталона. Характерные черты этой школы включают глубокий эмоциональный контроль, гибкость вокального аппарата, техническую виртуозность и особое внимание к музыкальному выражению. Русская классическая вокальная школа XIX века оказывала значительное влияние на развитие музыкального искусства и методики преподавания пения.