Умная молитва как теория и практика Православной Церкви

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 1111 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.06.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теория умной молитвы в православии 4
2 Практическая реализация умной молитвы в непосредственном духовном делании 6
Заключение 9
Список литературы 10

Фрагмент для ознакомления

В православной практике молитва подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя молитва состоит из определенных церковных текстов, и творится публично в храме в определенные часы. При этом, практика внешней молитвы проявляется непосредственно в видимых телесных действиях.
Умная молитва, в отличие от внешней, не имеет строго отведенного времени и может твориться во всяком месте и в любое время суток. Совершение внутренней молитвы в православной аскетической литературе получило название умного делания. Умная молитва не проявляется во внешних телесных движениях, но есть проявления устремленного к Богу ума.
Наиболее последовательное выражение аскетическая практика умной молитве нашла в движении исихастов, одним из основоположников которого является византийский богослов Григорий Палама.
В своем учении он сформулировал богословие энергии, главным положением которого является различие божественной сущности и энергии, впервые наметившегося в трудах Василия Великого и Григория Нисского. В 1341 г. учение Паламы богословие энергий было признано официальной доктриной православной церковью, которая противостояла тезису католического богослова Фомы Аквината о тождестве божественной сущности и энергии.
Впоследствии учение Паламы было несколько смягчено. Поскольку в конце жизни Палама отказался от положения об абсолютном различии божественной сущности и энергии. Исихастская традиция оказала существенное влияния на русскую религиозную философию и богословие. Одним из воплощений исихасткой традиции является синергийная антропология русского философа Хоружего С.С.
Список литературы
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. 5:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1297.
2. Дунаев Харитон (игумен). Умное делание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/book/217458-umnoe-delanie/ (дата обращения 20.05.2020).
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Петра. 3:4 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1212.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Павла к Коринфянам. 4:16 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1264.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Псалтирь. 63:7 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 560.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Коринфянам. 2:11 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1246.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Псалтирь. 26:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 545.
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 6:6 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1017.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Луки. 24:21 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1125.
10. Meyendorff Jean. Introduction à l'étude de Grégoire Palamas / Jean Meyendorff. - сh. 2. - Paris: Éditions du Seuil. - 1959.
11. Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке. / в книге «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы». — СПб.: Алетейя. - 2000. — С. 86.
12. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во Олега Абышко. – 2016. – 672 с.
























5

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Послание апостола Павла к Фессалоникийцам. 5:17 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1297.
2. Дунаев Харитон (игумен). Умное делание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://predanie.ru/book/217458-umnoe-delanie/ (дата обращения 20.05.2020).
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Петра. 3:4 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1212.
4. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Второе послание апостола Павла к Коринфянам. 4:16 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1264.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Псалтирь. 63:7 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 560.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Первое послание апостола Павла к Коринфянам. 2:11 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1246.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Псалтирь. 26:8 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 545.
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. 6:6 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1017.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Луки. 24:21 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1125.
10. Meyendorff Jean. Introduction à l'étude de Grégoire Palamas / Jean Meyendorff. - сh. 2. - Paris: Éditions du Seuil. - 1959.
11. Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке. / в книге «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы». — СПб.: Алетейя. - 2000. — С. 86.
12. Лосев А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во Олега Абышко. – 2016. – 672 с.

Вопрос-ответ:

Что такое умная молитва в православии?

Умная молитва в православии - это особый вид молитвы, который отличается от внешней молитвы тем, что происходит внутри человека. Это молитва ума и сердца, осознанная и сосредоточенная на Боге.

Какие особенности умной молитвы в православии?

Умная молитва в православии характеризуется тем, что она не просто повторение слов, а искреннее обращение к Богу с глубоким пониманием и осознанием того, о чем просит человек. Также в умной молитве большое значение придается сосредоточению и внутреннему смирению.

Как реализуется умная молитва в практике православной церкви?

Умная молитва в практике православной церкви реализуется через внутреннее молитвенное сосредоточение и смирение. Человек устремляется к Богу своим умом и сердцем, направляет свои мысли и чувства к Богу, проявляя веру в Его предвечную мудрость и милость.

Какие тексты используются во внешней молитве православной церкви?

Во внешней молитве православной церкви используются определенные церковные тексты, такие как молитвы, псалмы, тропари. Эти тексты творятся публично в храме в определенные часы и играют важную роль в христианском богослужении.

Какое значение имеют видимые телесные действия в практике внешней молитвы?

Видимые телесные действия в практике внешней молитвы имеют символическое значение и помогают человеку сосредоточиться и проникнуться духовным смыслом молитвы. Например, скрещивание пальцев, поклоны, пение псалмов - все это помогает укрепить связь между внутренним состоянием и внешним проявлением молитвы.

Что такое умная молитва?

Умная молитва - это специальная форма молитвы, которая применяется в православной Церкви. Она основывается на теории и практике и предполагает осознанное, разумное участие человека в процессе молитвы.

Как разделяется молитва в православии?

В православной практике молитва подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя молитва состоит из определенных церковных текстов и творится публично в храме в определенные часы. При этом практика внешней молитвы проявляется непосредственно в видимых телесных действиях. Внутренняя молитва, или умная молитва, связана с разумом и сердцем, и происходит внутри человека.

В чем отличие умной молитвы от внешней молитвы?

Отличие умной молитвы от внешней молитвы состоит в том, что умная молитва предполагает активное и разумное участие человека в процессе молитвы. В отличие от внешней молитвы, которая заключается в повторении готовых церковных текстов, умная молитва подразумевает внутреннюю речь и размышление, а также созерцание и сострадание.

Как умная молитва реализуется в практике духовного делания?

Умная молитва реализуется в практике духовного делания через постоянное осознание присутствия Бога, активное использование разума и сердца в процессе молитвы, а также созерцание, сосредоточение и сострадание. Это позволяет человеку глубже понять свои мысли и чувства, приблизиться к Богу и развить свою духовность.

Какая литература может помочь изучить умную молитву в православии?

Для изучения умной молитвы в православии рекомендуется обратиться к соответствующей литературе. Некоторые из известных книг на эту тему включают "Цель жизни" Александра Шмемана, "Умная молитва. Ключ к преображению" Антония Сурожского, "Об умной молитве" Иоанна Кронштадтского и др.

Что такое умная молитва в православии?

Умная молитва - это теория и практика молитвы в православии, которая предполагает внутреннюю сосредоточенность, понимание смысла молитвенных слов, глубокое общение с Богом. Она отличается от внешней молитвы, которая состоит из определенных церковных текстов и творится публично в храме в определенные часы.

Какие действия проявляются в практике внешней молитвы?

Практика внешней молитвы проявляется непосредственно в видимых телесных действиях. Это может быть читание молитвы из книги, повторение молитвенных слов, произнесение молитвы вслух вместе с другими людьми в храме. Внешняя молитва имеет свои определенные формы и тексты, которые молитвенники повторяют.