Средства речевой выразительности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 1616 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 21.06.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Метафора 5
2.Эпитеты и другие тропы, стилистические фигуры 10
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

В частности, Шлегель разработал теорию романтической иронии. Система романтической иронии Фридриха Шлегеля также основана на субъективизме Фихте, его учении о «Я». Теория романтической иронии Фридриха Шлегеля, согласно его мнению, должна была помочь ему в постижении бесконечности идеала, непознаваемого мира. Согласно воззрениям романтиков, все в этом мире обладает божественной сутью, тогда как все божественное характеризуется бесконечностью. Бесконечное познается только через чувства, которые одерживают победу над разумом. «У нас есть понятия: единая бесконечная субстанция и индивиды, — писал Шлегель. — Если мы хотим объяснить переход от одного к другому, то сможем это сделать, лишь введя между ними еще одно понятие, а именно понятие образа, или изображения, аллегории» [1]. Ирония как раз выполняет роль воплощения данных образов или аллегорий. Она не поддается рациональному постижению, поскольку в ней господствуют парадоксы и абсолютные антитезы. Главная составляющая ирония заключается в непонимании, в этом же осуществляется проявление ее бытия. Непонимание, как считал Шлегель, является проявлением таланта, дара писателя.Безусловно, важны и фонетические средства выразительности. Это средства языка, звучание которых позволяет вызвать определенные ассоциации — звуковые, зрительные и т. д. — создать тем самым сильный, запоминающийся образ и более полно передать смысл высказывания. Фоника, звукопись, звуковая инструментовка — общий термин, используемый для наименования различных видов таких средств, к которым относятся.Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).Рассмотрим некоторые стилистические фигуры.Антитеза – это фигура, которая базируется на контрасте, резком противопоставлении. Например, Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)Анафора – повторение одинаковых элементов. Пример: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)Эпифора – это повторение элементов в конце параллельных рядов с целью усиления экспрессивности высказывания. Приведем такой пример: Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?Градация – расположение слов таким образом, что каждое последующее усиливает или же ослабляет предыдущее. Пример: Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).Хиазм – расположение параллельных частей перекрестно в тех предложениях, которые смежны. Например: Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)Инверсия – нарушение порядка слов. Пример: Изумителен наш народ.Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений, словосочетаний, которые стоят рядом. Пример: Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)Каламбур – игра слов с комическим эффектом. Пример: Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)Риторические вопросы – эмоциональные вопросы, которые не требуют ответов. Например: Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?Особенно выразительны также и риторические восклицания. Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)Выделим также и риторические обращения, которые чаще всего адресованы отвлеченным понятиям, людям, предметам. Пример: А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов).Также часто используется прием парцелляции (неполные предложения). Например: Я видел солнце. Над головой [4,6]. Итак, как мы можем видеть, основная функциональная задача тропов – придавать слову статус инструмента создания художественного образа. В литературоведении слово является субститутом словесного творчества, в слове концентрированно осуществляется выражение ключевых понятий данной науки. Слово воспринимается в качестве базисного «строительного» материала поэтического и прозаического литературного языка. В литературоведении те смыслы, которые рождаются посредством слова, можно понимать достаточно широко. Кроме того, есть возможность выхода литературоведческих интерпретаций далеко за пределы внутритекстовых смыслов, таким образом, выявляются различные многосложные связи художественного текста с областями внелитературного бытия, культуры, несловесным и словесным искусством. Также слово – это часть литературного бытия, то есть, это художественный феномен. Слово – это базис самоопределения литературы среди иных искусств. Литература – это собственно и есть искусство слова. Слово является материалом литературы, который способен конкурировать по изобразительной силе с любыми другими художественными материалами, способный имитировать их и даже становиться ими. Слово исследователи рассматривают в качестве беспрецедентного материала, наделенный особой эйдетической метафизикой. Литературное творчество как формируется словом, так и «одушевляется» им. Здесь уместно привести слова А.И. Солженицына, слова являются постоянным дыханием писателя. Слово заключает в себе подлинное существо художественности литературы. Как отмечал В.М. Жирмунский, слово придает литературе статус произведения словесного искусства. В литературном произведении слова выбираются и соединяются слова с целью достижения как смысловых, так и звуковых задач. То есть, важнейшая задача – это эстетическое задание. Литературное слово, как отмечал М. Бахтин, наделено не только эстетической природой, но и действительной природой его социальности: «Форма и содержание едины в слове, понятом как социальное явление, социальное во всех сферах его жизни и во всех его моментах — от звукового образа до отвлеченнейших смысловых пластов». Таким образом, слово имеет мощнейший художественный и социальный заряд, оказывая огромное влияние на воображение читателя [6]. Поэты и писатели – это мастера слова, поскольку они не только осуществляют обработку слова, наделяя его статусом части литературного языка, но и способны использовать слово как творческий инструмент, позволяющий создавать уникальные смыслы, наделенные художественной природой. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены разные виды средств языковой выразительности, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Тропы – это незаменимые составляющие художественного текста, произведения, обыденной речи. Тропы предполагают, что мы употребляет слова в переносном значении, чтобы создать образ. Как правило, такие образы экспрессивны и уникальны, наделены особой эмоциональной и эстетической окраской. Слово – это основной материал литературно-художественного творчества, это творчество непосредственно связано с художественно-эстетической сферой человеческой деятельности. Слово, если оно оказывается во власти мастера, имеет мощное воздействие на воображение и чувства читателя, посредством слова передаются мысли и чувства автора, соответственно, в литературном произведении используется всё богатство лексики, художественному слову присущи образность, эмоциональность, конкретность. В прозаическом и поэтическом языке слово наделено статусом образа. Писатели, поэты используют все выразительные возможности слова, подвергают его метафоризации и символизацииМы выделили следующие тропы: метафора; метонимия; синекдоха; эпитет; сравнение; олицетворение; гипербола; литота; ирония. В целом, тропы, фонетические средства выразительности, стилистические фигуры, несомненно, обогащают речь, делают её ярче и экспрессивнее, выразительнее. Кроме того, в работе были рассмотрены некоторые фонетические средства выразительности, стилистические фигуры. Фонетические средства выразительности характерны для поэтического языка. Кроме того, выделим направления дальнейшего исследования темы. Как актуальные выступают следующие вопросы:- специфика репрезентации метафоры в современном литературоведении и литературном тексте- средства выразительности и различные дискурсы, например, политический, - то, как использовали те или иные писатели, поэты средства языковой выразительности, - средства языковой выразительности и проблема создания образа. Список литературыАхманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htmРозенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1995./Библиотека Гумер – Языкознание// http://www.gumer.info/Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2017. – 656 с.Тарасова О.И. О сущности метафоры. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-metaforyЧудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: Советская энциклопедия, 1969. – 608 с.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002.// http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/about.htm
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 1995./Библиотека Гумер – Языкознание// http://www.gumer.info/
4. Стилистика и литературное редактирование: учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2017. – 656 с.
5. Тарасова О.И. О сущности метафоры. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-suschnosti-metafory
6. Чудинов А.П. Русский язык и культура речи. – Екатеринбург, 2006.

Вопрос-ответ:

Какие средства речевой выразительности используются в статье?

В статье рассматриваются различные средства речевой выразительности, включая метафору, эпитеты и другие тропы стилистические фигуры.

Что такое метафора и как она применяется в речи?

Метафора - это перенос значения от одного предмета или явления к другому на основе их сходства. Она применяется в речи для создания образности, эмоциональной окрашенности и усиления выразительности.

Какие еще тропы и фигуры используются для стилистического оформления речи?

Помимо метафор, в статье упоминаются и другие тропы и фигуры, такие как эпитеты, гипербола и метонимия. Все они служат для достижения определенных стилистических эффектов и добавления выразительности в высказывания.

В каких теориях исследования речевой выразительности основывается автор статьи?

Автор статьи упоминает теорию романтической иронии Фридриха Шлегеля, которая основана на субъективизме и учении о Я Фихте. Согласно этой теории, романтическая ирония помогает постигать бесконечность идеала непознаваемого мира.

Какие цели преследуются использованием средств речевой выразительности в речи?

Использование средств речевой выразительности в речи позволяет достичь различных целей, таких как создание образности, выражение эмоций, подчеркивание важности определенных понятий и вызов эффекта удивления или восхищения у слушателя.

Какие средства речевой выразительности рассматривает статья?

Статья рассматривает такие средства речевой выразительности, как метафора, эпитеты и другие тропы стилистические фигуры.

Какую теорию разработал Фридрих Шлегель?

Фридрих Шлегель разработал теорию романтической иронии.

На чем основана система романтической иронии Фридриха Шлегеля?

Система романтической иронии Фридриха Шлегеля основана на субъективизме, а именно на учении о Я.

Зачем Фридрих Шлегель разработал теорию романтической иронии?

Фридрих Шлегель разработал теорию романтической иронии для постижения бесконечности идеала непознаваемого мира.

Какие средства речевой выразительности должны помочь в постижении бесконечности идеала непознаваемого мира, согласно мнению романтиков?

Согласно мнению романтиков, все средства речевой выразительности, такие как метафора, эпитеты и другие тропы стилистические фигуры, помогут в постижении бесконечности идеала непознаваемого мира.