Стилистика русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 2525 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 22.06.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования изобразительно-выразительных средств стихотворения А.С. Пушкина «Из Пиндемонти»...5
1.1. Тропы: определение и виды...........................................................5
1.2. Фигуры речи ..................................................................................8
1.3. Фонетические средства выразительности ......................................11
ГЛАВА 2. Практические аспекты монографического анализа изобразительно-выразительных средств стихотворения А.С. Пушкина «Из Пиндемонти» ..................................................................................................14
2.1. Место стихотворения в творчестве поэта ......................................14
2.2. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Из Пиндемонти» и их функции ..........................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................24
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим метафорукружится голова. Эта конструкция используется в переносном значении, когда говорится «об утрате способности здраво рассуждать, трезво относиться к окружающему». Это выражение плотно вошло в нашу жизнь, поэтому уже не воспринимается как метафора. Однако мы понимаем, что речь идет не о реальном круговом вращении головой, а о состоянии человека. К тому же, сама по себе голова не может кружиться, поэтому кружится голова − это олицетворение: голова наделяется свойствами одушевленного предмета. Семантика этого выражения позволяет нам сделать следующий вывод: А.С. Пушкин использует данную метафору для того, чтобы показать отношение общества к «громким» правам; большинство людей, по мнению поэта, не может здраво рассуждать и трезво относиться к окружающему, поэтому стремятся к достижению высокого социального статуса и материального благополучия, не замечая красоты вокруг. МетафораНе гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи представляет собой олицетворение. По отношению к словам «совесть», «помыслы», «шея» используется глагол «гнуть», который означает «наклонять, пригибать». Кроме того, существует фразеологизм «гнуть шею» − «унижаться, заискивать перед кем-нибудь».Словосочетания «гнуть советь» и «гнуть помыслы», по нашему мнению, означают «совершать действия, противоречащие убеждениям человека, идущие вразрез с совестью». Таким образом, все три части метафоры имеют негативную окраску, а вся фраза (для власти, для ливреи / Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи) может быть расценена как своеобразная инструкция к жизни: ради власти и социального статуса не стоит пренебрегать своими убеждениями, не слушать совесть и заискивать перед высокопоставленными лицами. Примечательно, что в первой части рассматриваемой выше фразы наблюдается асиндетон (бессоюзие): для власти, для ливреи. Однокоренные дополнения связаны бессоюзным способом. Зато во второй части наблюдается полисиндетон (многосоюзие): Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи. Однокоренные дополнения «совести», «помыслов», «шеи»связаны между собой с помощью повторяющегося союза «ни».Ключевое слово стихотворения – права – повторяется три раза: Не дорого ценю я громкие права;Иные, лучшие, мне дороги права;Вот счастье! вот права...Стоит отметить, что все три раза данное слово находится в концестихотворной строки, чем притягивает к себе внимание читателя. Эта фигура речи носит название «эпифора». Неудивительно что автор повторяет слово права трижды: в начале, в середине и в конце стихотворения. В начале А.С. Пушкин знакомит читателей с правами в представлении обывателя, затем – в середине – он переходит от социальных представлений к своим собственным. И, наконец, в третий раз поэт делает вывод, что его права являются счастьем. В стихотворении есть цитата из «Гамлета» У. Шекспира: «Слова, слова, слова». Эта цитата, к тому же, является примером лексического повтора.Рассмотрим строкуЗависеть от царя, зависеть от народа.Здесь наблюдается повтор конструкции «зависеть от», а следующие за ней существительные противопоставлены друг другу: царь – народ. Таким образом, здесь мы наблюдаем сразу два изобразительно-выразительных средства: лексический повтор и антитезу. Однако обратимся к следующей строке – Не всё ли нам равно? Риторический вопрос указывает на то, что для лирического героя нет разницы, от кого зависеть. Получается, что слова царь и народ, являясь контекстуальными антонимами, не разграничиваются поэтом, а находятся в одной плоскости.Стоит отметить, что, на наш взгляд, все стихотворение построено на приеме антитезы: лирический герой противопоставляет себя обществу. Такое противопоставление, когда один герой противостоит всему миру, свойственно романтизму.Риторическое восклицание Вот счастье!, наблюдаемое в заключительной строке указывает на эмоции лирического героя. Можно предположить, что его переполняет чувство счастья только при одном упоминании о природе и искусстве. Таким образом, стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти» наполнено средствами выразительности, которые придают произведению образности и делают его более увлекательным. Основными изобразительно-выразительными средствами мы считаем иронию и антитезу. С помощью иронии автор показывает свое отношение к правам, которые беспокоят большинство представителей общества. С помощью антитезы, на основе которой, на наш взгляд, построено стихотворение, автор противопоставляет лирического героя обществу, показывает его возвышенность и духовность.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе работы мы провели монографический анализ изобразительно-выразительных средств в стихотворении А.С. Пушкина «Из Пиндемонти».В первой главе мы рассмотрели изобразительно-выразительные средства и пришли к выводу, что эти средства подразделяются на тропы, фигуры и звукопись. Так, тропы – это изобразительно-выразительные средства языка, которые используются для усиления образности языка и художественной выразительности. К тропам относят эпитет, сравнение, метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, оксюморон, перифраз, литоту, иронию. Стилистические фигуры − обороты речи, используемые для придания высказываемой мысли выразительности. В отличие от тропов фигуры речи называют различные синтаксические конструкции, сами формы речи.К фигурам речи относят анафору, эпифору, лексический повтор, антитезу, градацию, бессоюзие, многосоюзие, инверсию, парцелляцию, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание и риторическое обращение.Фонетические средства выразительности преимущественно представляют собой звукопись − систему средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Звукопись включает в себя аллитерацию, ассонанс и звукоподражание. Во второй главе мы обратились непосредственно к анализу изобразительно-выразительных средств в стихотворении «Из Пиндемонти». Мы пришли к выводу, что стихотворение А.С. Пушкина наполнено средствами выразительности, которые делают произведение более образным и увлекательным. Основными изобразительно-выразительными средствами в стихотворении являются ирония и антитеза. С помощью иронии автор показывает свое отношение к правам, которые беспокоят большинство представителей общества. С помощью антитезы, на основе которой, на наш взгляд, построено стихотворение, автор противопоставляет лирического героя обществу, показывает его возвышенность и духовность.Таким образом, задачи исследования выполнены. Цель исследования считаем достигнутой.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПушкин, А.С. Из Пиндемонти [Электронный ресурс] // Полное собрание стихотворений. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://informaxinc.ru/lib/pushkin/all_poems.html#CO848. — Загл. с экрана.Алексеев, М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...». Проблемы его изучения [Текст] / М.П. Алексеев. − Л.: Наука, 1967. – 275 с.Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. П. Белокурова. − Санкт-Петербург : Паритет, 2006. – 314 с.Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградова. – М., 1972. Володина, Н.В. Тютчев и Вяземский: познавая другого, познаем себя / Н.В. Володина [Текст] // Вестник Череповецкого государственного университета. − 2012. − №2 (39). − С. 69-72.Жуков, О.Р. Дефиниция литературоведческого термина «Троп/ы» (анализ формы и содержания) [Текст] / О.Р. Жуков // БМИК. − 2014. − № 5. − С. 547-552.Измайлов, Н. В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20—30-х годов [Текст] / Н.В. Измайлов // Измайлов, Н. В. Очерки творчества Пушкина. − Л., 1975.Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов [Текст] : в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – 1198 с.Маслова, В.А. Аудиальная поэзия: фоника стиха [Текст] / В.А. Маслова// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. − 2011. − №13. – С. 185-194.Никишов, Ю.М. Каменноостровский цикл Пушкина как художественное целое [Текст] / Ю.М. Никишов // Литературная учеба. – 2012. − № 1. – С. 152-170.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. − 2-е изд., испр. и доп. − Москва :Азъ, 1994. – 907 с.Панова, Л. Чувственная филология: «Друг Аориста, друг Петрарки, Тасса друг...» Мандельштама [Текст] / Л. Панова // Летняя школа по русской литературе. – 2018. − № 1. – С. 65-102.Розанов, М. Н. Об источниках стихотворения Пушкина «Из Пиндемонте» [Текст] / М.Н. Розанов // Пушкин, А.С. Сборник второй / Ред. Н. К. Пиксанов. − М., 1930.Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-тлингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1999.Троп [Текст] // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – С. 984-986.Федоров, А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] : около 13000 фразеологических единиц / А. И. Федоров. - 3-е изд., испр. − Москва : АСТ, 2008. – 878 с.Фигура [Текст] // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – С. 1025-1028.Фомичев, С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция [Текст] / С.А. Фомичев; отв. ред. Д.С. Лихачев. − Л.: Наука, 1986. – 304 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пушкин, А.С. Из Пиндемонти [Электронный ресурс] // Полное собрание стихотворений. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://informaxinc.ru/lib/pushkin/all_poems.html#CO848. — Загл. с экрана.
2. Алексеев, М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...». Проблемы его изучения [Текст] / М.П. Алексеев. − Л.: Наука, 1967. – 275 с.
3. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. П. Белокурова. − Санкт-Петербург : Паритет, 2006. – 314 с.
4. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградова. – М., 1972.
5. Володина, Н.В. Тютчев и Вяземский: познавая другого, познаем себя / Н.В. Володина [Текст] // Вестник Череповецкого государственного университета. − 2012. − №2 (39). − С. 69-72.
6. Жуков, О.Р. Дефиниция литературоведческого термина «Троп/ы» (анализ формы и содержания) [Текст] / О.Р. Жуков // БМИК. − 2014. − № 5. − С. 547-552.
7. Измайлов, Н. В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20—30-х годов [Текст] / Н.В. Измайлов // Измайлов, Н. В. Очерки творчества Пушкина. − Л., 1975.
8. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов [Текст] : в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – 1198 с.
9. Маслова, В.А. Аудиальная поэзия: фоника стиха [Текст] / В.А. Маслова// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. − 2011. − №13. – С. 185-194.
10. Никишов, Ю.М. Каменноостровский цикл Пушкина как художественное целое [Текст] / Ю.М. Никишов // Литературная учеба. – 2012. − № 1. – С. 152-170.
11. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. − 2-е изд., испр. и доп. − Москва : Азъ, 1994. – 907 с.
12. Панова, Л. Чувственная филология: «Друг Аориста, друг Петрарки, Тасса друг...» Мандельштама [Текст] / Л. Панова // Летняя школа по русской литературе. – 2018. − № 1. – С. 65-102.
13. Розанов, М. Н. Об источниках стихотворения Пушкина «Из Пиндемонте» [Текст] / М.Н. Розанов // Пушкин, А.С. Сборник второй / Ред. Н. К. Пиксанов. − М., 1930.
14. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1999.
15. Троп [Текст] // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – С. 984-986.
16. Федоров, А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] : около 13000 фразеологических единиц / А. И. Федоров. - 3-е изд., испр. − Москва : АСТ, 2008. – 878 с.
17. Фигура [Текст] // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. – Москва : Л. Д. Френкель, 1925. – С. 1025-1028.
18. Фомичев, С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция [Текст] / С.А. Фомичев; отв. ред. Д.С. Лихачев. − Л.: Наука, 1986. – 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое тропы и какие виды тропов существуют?

Тропы - это изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать определенную мысль или образ в стихотворении. В русском языке существует несколько видов тропов, таких как: метафора, сравнение, метонимия, синекдоха и др.

Какие фигуры речи используются в стихотворении А.С. Пушкина "Из Пиндемонти"?

В стихотворении "Из Пиндемонти" А.С. Пушкин использует различные фигуры речи, такие как анафора, эпифора, эллипсис, градация и др. Они помогают создать эмоциональную и выразительную атмосферу в стихотворении.

Какие фонетические средства выразительности используются в стихотворении А.С. Пушкина "Из Пиндемонти"?

В стихотворении "Из Пиндемонти" А.С. Пушкин использует такие фонетические средства выразительности, как аллитерация, ассонанс, повторение звуков и др. Они помогают создать ритмичность и музыкальность стихотворения.

Какие основные теоретические основы исследования изобразительно-выразительных средств стихотворения?

Основные теоретические основы исследования изобразительно-выразительных средств стихотворения включают в себя изучение тропов, фигур речи, фонетических средств выразительности, а также анализ структуры и смысловой нагрузки стихотворения.

Почему стихотворение А.С. Пушкина "Из Пиндемонти" является примером изобразительно-выразительных средств?

Строфа стихотворения "Из Пиндемонти" А.С. Пушкина наполнена множеством тропов, фигур речи и фонетических средств выразительности. Эти средства помогают передать глубокие эмоции и мысли автора, создать ощущение присутствия и подчеркнуть тему и настроение стихотворения.

Что такое тропы и какие виды тропов есть?

Тропы - это риторические фигуры речи, которые изменяют исходный смысл слова или фразы. В русском языке выделяются следующие виды тропов: метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония и др.

Какие фигуры речи можно использовать для выразительности стихотворений?

Для выразительности стихотворений можно использовать различные фигуры речи, такие как: эпитет, олицетворение, антитеза, повтор, анафора, эллипсис, апостроф, аллегория и многие другие. Они позволяют создать яркую и эмоциональную картину в тексте стихотворения.

Какие фонетические средства можно использовать для выразительности русского языка?

Для выразительности русского языка можно использовать различные фонетические средства, такие как: аллитерация, ассонанс, ритм, рифма, звукопись и др. Они помогают создать мелодичность и музыкальность текста, подчеркнуть его эмоциональную окраску.