Влияние эмоций на проявление самооценки в дошкольном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3535 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 25.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ 4
1.1. Самооценка: понятие, структура и виды 4
1.2. Характеристика эмоционально-волевой сферы личности 8
1.3. Влияние эмоций на проявление самооценки детей 14
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ 18
2.1. Организация исследования уровня самооценки детей дошкольного возраста. 18
2.2. Практическая работа по повышению самооценки детей дошкольного возраста 22
2.3. Анализ полученных результатов исследования 26
Выводы по 2 главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Некоторые играют вместе, а кто-то выбирает побыть в одиночестве. Это зависит от темперамента и характера ребенка. Необходимо с уважением относится к выбору каждого воспитанника и давать им полную свободу в этом плане. Вечером обсуждались с родителями занятия с ребенком.
Мы предполагали, что повышение самооценки детей дошкольного возраста путем обеспечения эмоционального благополучия возможно также через экологическое воспитание. Экологическое воспитание проводится путем непосредственного общения с природой. В частности, в ДОУ функционирует экологическая комната «Росинка», где живут животные (морские свинки, хомячки, кролики, черепахи, лягушки, улитки), насекомые (мадагаскарские тараканы, палочники), волнистые попугайчики, рыбки; в зимнем саду и в интерьере детского сада расположены разные виды комнатных растений.
Каждый день воспитанники детского сада посещали экологический уголок детского сада (организация посещений обсуждалась конкретно с каждой группой – это могут быть дежурства парами, подгруппами – практикуется опекунство определенного животного, тогда происходит дополнительное посещение ребенка и родителя в вечернее время – наблюдают всего ли достаточно питомцу, как себя чувствует), учатся наблюдать за обитателями, рассуждают, кормят питомцев, чистят их клетки (через маленькие конкретные поручения), делают выводы, в процессе общения с природой у детей развиваются внимание, память, речь, мышление, формируются важные качества личности: ответственность, сопереживание, заботливость, чуткость, несомненно, все эти качества пригодятся ребенку в жизни.
На территории детского сада есть застекленная теплица, где дети имеют возможность систематически наблюдать за ростом и развитием овощей, зелени, рассадой цветов и, что очень ценно, почти круглый год пользоваться выращенным урожаем. Поддерживать экологический уголок помогают родители.
Таким образом, наиболее эффективными в создании условий для повышения самооценки детей дошкольного возраста путем обеспечения эмоционального благополучия являются: организация предметной среды, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, использование на занятиях проектной методики, отведения время на свободные игры, организация мероприятий, участниками которых являются родители, а также приобщение детей в природе.

2.3. Анализ полученных результатов исследования
После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика детей по тем же самым методикам. Результаты повторной диагностики по методике «Диаграмма «Хорошее и плохое»» оказались следующими.
20 детей из 26 закрасили кружочки, которые обозначают «Группа» и «Детский сад» практически полностью желтым цветом. Это говорит о том, что эти дети испытывают эмоциональный комфорт. Им нравится проводить время в стенах дошкольного учреждения.
Для наглядности полученные данные представим в виде диаграммы (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты повторной диагностики по методике «Диаграмма «Хорошее и плохое»»

Как видно из данной диаграммы 23% детей дошкольного возраста испытывают эмоциональное неблагополучие в группе и детском, 77% испытуемых отмечают в стенах дошкольного учреждения больше положительного.
Таким образом, результаты повторной диагностики показали, что в группе присутствует небольшое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения. Большинство же детей испытывают эмоциональный комфорт.
Уровень сформированности самооценки у детей дошкольного возраста мы диагностировали по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна. Результаты повторной диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень самооценки детей дошкольного возраста. Повторная диагностика
№ п/п Имя № круга Самооценка 1 Маша А. 1 завышенная 2 Кирилл В. 2 адекватная 3 Варя Г. 2 адекватная 4 Денис Д. 3 адекватная 5 Максим Д. 2 адекватная 6 Алиса Е. 3 адекватная 7 Марьяна З. 2 адекватная 8 Егор З. 3 адекватная 9 Кирилл И. 2 адекватная 10 Максим К. 4 заниженная 11 Ульяна К. 3 адекватная 12 Ксюша К. 2 адекватная 13 Витя К. 2 адекватная 14 Маша Л. 2 адекватная 15 Ксюша Л. 3 адекватная 16 Архип М. 2 адекватная 17 Лина М. 3 адекватная 18 Антон М. 2 адекватная 19 Оля Н. 2 адекватная 20 Юля Н. 2 адекватная 21 Егор О. 3 адекватная 22 Вероника О. 3 адекватная 23 Ксюша П. 2 адекватная 24 Дима С. 2 адекватная 25 Вика С. 2 адекватная 26 Марина Я. 3 адекватная
Как видно из данной таблицы у одного ребенка по-прежнему наблюдается завышенная самооценка. Девочка считает, что у нее все всегда получается. Также у одного ребенка самооценка является заниженной. У остальных детей, в количестве 24 человек, самооценка является адекватной и соответствует психологическим нормам. Для наглядности полученные данные представлены в виде диаграммы (рисунок 4).


Рисунок 4. Уровень самооценки детей дошкольного возраста. Повторная диагностика

Как видно из данной диаграммы у 92% детей, то есть у большинства, самооценка является адекватной. По 4% детей продемонстрировали завышенную и заниженную самооценку.
Для того, чтобы оценить эффективность мы провели сравнительный анализ результатов исследования по двум методикам.
Результаты по методике «Диаграмма «Плохое-Хорошее»» представлены в виде гистограммы (рисунок 5).


Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Диаграмма «Плохое-Хорошее»»

Как видно из данной гистограммы, после проведения предложенных мероприятий по повышению самооценки детей дошкольного возраста, уровень детей, испытывающих эмоциональное благополучие в стенах дошкольного учреждения значительно вырос.
Результаты сравнительного анализа по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна представлены в виде гистограммы (рисунок 6).


Рисунок 6. Сравнительный анализ результатов исследования по методике измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

Как видно из данной гистограммы после проведенных мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста по повышению самооценки детей дошкольного возраста, количество воспитанников с заниженной самооценкой значительно снизилось. Практически все дети в группе имеют адекватную самооценку.
Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.

Выводы по 2 главе
С целью изучения уровня самооценки детей дошкольного возраста была проведена диагностика. Для того, чтобы комплексно оценить уровень самооценки воспитанников нами были выбраны следующие методики: диаграмма «Плохое-хорошее»; методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для детей дошкольного возраста вариант).
Результаты диагностики показали, что в группе присутствует большое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения, что говорит о их повышенной тревожности.
Большинство детей имеют адекватную самооценку, а, значит, могут без труда, наладить социальные контакты, адаптироваться к новым условиям. Однако у 7 детей самооценка является заниженной, что требует дополнительной работы с психологом. Также к девочке, которая имеет завышенную самооценку, требуется дополнительное внимание от специалиста.
Эффективными в создании условий для повышения самооценки детей дошкольного возраста путем обеспечения эмоционального благополучия стали следующие мероприятия: организация предметной среды, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, использование на занятиях проектной методики, отведения время на свободные игры, организация мероприятий, участниками которых являются родители, а также приобщение детей в природе.
После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика детей по тем же самым методикам. Результаты повторной диагностики показали, что в группе присутствует небольшое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения. Большинство же детей испытывают эмоциональный комфорт. У 92% детей, то есть у большинства, самооценка является адекватной. По 4% детей продемонстрировали завышенную и заниженную самооценку.
Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа проблемы исследования нами установлено, что самооценка – это личностное образование, своеобразный итог интеллектуальной деятельности человека, результат его самостоятельной оценки себя и понимания мнения о нем других людей.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности связано с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий и имеет свои специфические особенности для каждого возраста. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя.
Большое значение в формировании адекватной самооценки играет и эмоциональный компонент. Для развития адекватной самооценки очень важны ситуации успеха. То есть формирование самооценки должно проводиться в состоянии эмоционального комфорта ребенка.
С целью изучения уровня самооценки детей дошкольного возраста была проведена диагностика. Для того, чтобы комплексно оценить уровень самооценки воспитанников нами были выбраны следующие методики: диаграмма «Плохое-хорошее»; методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для детей дошкольного возраста вариант).
Результаты диагностики показали, что в группе присутствует большое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения, что говорит о их повышенной тревожности.
Большинство детей имеют адекватную самооценку, а, значит, могут без труда, наладить социальные контакты, адаптироваться к новым условиям. Однако у 7 детей самооценка является заниженной, что требует дополнительной работы с психологом. Также к девочке, которая имеет завышенную самооценку, требуется дополнительное внимание от специалиста.
Эффективными в создании условий для повышения самооценки детей дошкольного возраста путем обеспечения эмоционального благополучия стали следующие мероприятия: организация предметной среды, которая учитывает индивидуальные особенности ребенка, использование на занятиях проектной методики, отведения время на свободные игры, организация мероприятий, участниками которых являются родители, а также приобщение детей в природе.
После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика детей по тем же самым методикам. Результаты повторной диагностики показали, что в группе присутствует небольшое количество детей, которые чувствуют себя некомфортно в стенах дошкольного учреждения. Большинство же детей испытывают эмоциональный комфорт. У 92% детей, то есть у большинства, самооценка является адекватной. По 4% детей продемонстрировали завышенную и заниженную самооценку.
Таким образом, результаты исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверина В.А. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина, М.В. Осорина, И.М. Слободчикова. – М.: Генезис, 2010. – 232 с.
Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова, Т.Д. Марцинковская. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
Аспер К. Психология нарциссической личности: внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер. – М.: КДУ: Добросвет, 2012. – 356 с.
Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. БимБад. – М.: Флинта, 2014. – 158 c.
Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.
Большакова Т. Общение и духовное становление личности школьника / Т. Большакова // Воспитательная работа в школе. – 2013. –№3. –С. 9-15.
Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 35 c.
Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юларт, 2019. – 115 с.
Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 312 с.
Козубовский В.М. Самооценка личности / В.М Козубовский. Общая психология: личность: Учеб пособие. – Мн.: Амалфея, 2011. – С. 311 – 317.
Кравченко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2010. – 150 с.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 38 с.
Маклаков А.Т. Общая психология / А.Т. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 453 с.
Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие для студентов и преподавателей психол. фак. Вузов / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 392 с.
Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том 1 в 4 книгах. книга 3 воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 224 c.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 401 с.
Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М .: Форум, 2013. – 304 c.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 315 с.
Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Под общ. ред. Л. И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2015. – 350 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: издание 3-е, переработанное и дополненное / Л.Д. Столяренко. – Феникс, 2000. – 268 с.
Фатуллаева А.Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте / А.Т. Фатуллаева. – Махачкала, 2009. – 21 с.
Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.








35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина В.А. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина, М.В. Осорина, И.М. Слободчикова. – М.: Генезис, 2010. – 232 с.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.П. Авдулова, Т.Д. Марцинковская. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
3. Аспер К. Психология нарциссической личности: внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер. – М.: КДУ: Добросвет, 2012. – 356 с.
4. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / Б.М. БимБад. – М.: Флинта, 2014. – 158 c.
5. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.
6. Большакова Т. Общение и духовное становление личности школьника / Т. Большакова // Воспитательная работа в школе. – 2013. –№3. –С. 9-15.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
8. Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 35 c.
9. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Юларт, 2019. – 115 с.
10. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 312 с.
11. Козубовский В.М. Самооценка личности / В.М Козубовский. Общая психология: личность: Учеб пособие. – Мн.: Амалфея, 2011. – С. 311 – 317.
12. Кравченко В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2010. – 150 с.
14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. – 38 с.
15. Маклаков А.Т. Общая психология / А.Т. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 453 с.
16. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие для студентов и преподавателей психол. фак. Вузов / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 392 с.
17. Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том 1 в 4 книгах. книга 3 воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 224 c.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 401 с.
19. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 724 с.
20. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М .: Форум, 2013. – 304 c.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: АСТ, 2019. – 315 с.
22. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Под общ. ред. Л. И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
23. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. – М.: Юрайт, 2015. – 350 с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии: издание 3-е, переработанное и дополненное / Л.Д. Столяренко. – Феникс, 2000. – 268 с.
25. Фатуллаева А.Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте / А.Т. Фатуллаева. – Махачкала, 2009. – 21 с.
26. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 576 c.

Вопрос-ответ:

Что такое самооценка?

Самооценка - это оценка собственной личности, которую формирует каждый человек на основе своих способностей, достижений, отношения к себе и мнения окружающих.

Какие виды самооценки существуют?

Виды самооценки могут быть положительной, отрицательной и амбивалентной. Положительная самооценка означает, что человек в целом доволен собой и своими достижениями. Отрицательная самооценка выражается в недовольстве собой и своими действиями. Амбивалентная самооценка подразумевает присутствие как положительных, так и отрицательных оценок о себе.

Чем характеризуется эмоционально-волевая сфера личности?

Эмоционально-волевая сфера личности характеризуется набором эмоций и способностью регулировать их проявление. Включает в себя такие элементы, как эмоциональная устойчивость, эмоциональная выразительность, эмоциональная отзывчивость и другие. Она играет важную роль в формировании самооценки.

Как эмоции влияют на проявление самооценки у детей?

Эмоции оказывают значительное влияние на проявление самооценки у детей. Положительные эмоции способствуют укреплению самооценки, а отрицательные эмоции могут вызвать снижение самооценки. Например, успехи и похвалы вызывают положительные эмоции и укрепляют самооценку, а неудачи и критика могут вызвать отрицательные эмоции и снижение самооценки.

Какая организация была проведена для исследования уровня самооценки детей дошкольного возраста?

Для исследования уровня самооценки детей дошкольного возраста была проведена организация, в рамках которой использовались различные методики и тесты для определения уровня самооценки у детей. В результате были получены данные, которые позволили сделать выводы о влиянии эмоций на проявление самооценки.

Что такое самооценка?

Самооценка - это субъективное мнение человека о нем самом, его ценности, способностях и достоинствах. Это осознанная оценка своего "Я" и сравнение себя с другими людьми.

Какова структура самооценки?

Структура самооценки включает в себя три основных компонента: когнитивный (оценка своих знаний и умений), эмоциональный (оценка своих эмоций и чувств) и поведенческий (оценка своего поведения и действий).

Какую роль играет эмоционально-волевая сфера личности в формировании самооценки?

Эмоционально-волевая сфера личности влияет на формирование самооценки, так как эмоции и воля оказывают влияние на восприятие себя и своей ценности, а также на способность устанавливать цели и достигать их.

Как эмоции влияют на проявление самооценки у детей?

Эмоции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на проявление самооценки у детей. Положительные эмоции, такие как радость и удовлетворение, могут укреплять самооценку, а отрицательные эмоции, например страх или грусть, могут снижать самооценку и самоуважение.

Как проводилось исследование уровня самооценки детей дошкольного возраста?

Для исследования уровня самооценки детей дошкольного возраста была проведена организационная работа, которая включала определение целей и задач исследования, подбор методик исследования и выбор образца детей для участия в исследовании.