Философия экзистенциализма. С. Кьеркегор как его родоначальник. Атеистический экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, и др.). Религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, М. Бубер и др.)

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 2020 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.06.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Философия экзистенциализма. С. Кьеркегор как его родоначальник 4
2. Атеистический экзистенциализм: Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер 7
3. Религиозный экзистенциализм: К. Ясперс, М. Бубер, М. Достоевский 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Представителями религиозного экзистенциализма являются К. Ясперс, Ф. М. Достоевский, М. Бубер.Центральной идеей философии Бубера была разработка фундаментальной ситуации сосуществования Я с другой личностью в качестве со-бытия с другими людьми. Бубер противопоставлял отношения «Я-Ты» и «Я-Оно». Первое являлось живым межличностным отношением, а второе было обыденным утилитарным отношением, соответствующим аристотелевской логике. Бубер считал, что отношение «Я-Ты» возможно не только относительно другого человека, но и по отношению к любым объектам. В такой ситуации, биологические или физические характеристики объекта заменяются на аксиологическую и духовную природу человека. Бубер различал два типа отношений, порождающих два типа противоположных образов мира. Человек не способен постоянно находиться в состоянии «Я-Ты» отношений, но тот, кто постоянно пребывает в состоянии «Я-Оно» – не человек. К. Ясперс рассматривает понятие экзистенции в контексте отчужденности, которую видит в том, что произошел раскол между подлинным самобытием и фактическим бытием человека в качестве массовой функции. Результатом этого кризиса становится целый ряд последствий: утрата личностной уникальности в силу растворения человека в мировой глобальной системе; потеря личностью субстанциональности – то есть утрата границ между «Я» и «не-Я», обусловленная спецификой современной культуры, которая, с одной стороны, не дает человеку ни на минуту «выпасть» из информационного поля, но с другой стороны, лишает его собственной самоидентичности. По мысли К. Ясперса, кризис временного существования человека может быть преодолен через осознание преемственности, реконструкции исторических связей настоящего с прошлым и будущим, в целостности которых личность обретает целостность своей исторической судьбы. Возврат к истокам, как возвращение к самому себе может быть достигнуто через концентрацию в профессиональном труде, через переживание любви, поскольку данные самоценные экзистенциальные практики направлены на непрерывность и смысловую наполненность самобытия. Отдельно К. Ясперс выделяет такую форму преодоления отчужденности, как философскую веру, под воздействием которой личность возрождения и оказывается под действием «силы самобытия». Для К. Ясперса человек и история являются исходной точкой измерения человеческого бытия, причем в этой категориальной паре «человек – история», первоначальная, движущая роль отводится именно человеку. Таким образом, человеческая экзистенция является основным содержанием исторического процесса, более того, осознание самим человеком своего существования и, как следствие, попытки найти этому существованию осмысленное объяснение, которое бы очертило значение жизни поколений людей между истоками и целью, и послужило началом развертывания исторического процесса. Данная позиция сформулирована К. Ясперсом, в частности, следующим образом: «Человеческое существование в качестве истории становится теперь предметом размышлений. Люди ощущают, знают, что в их время, в настоящем, начинается нечто исключительное. А это, в свою очередь, ведет к осознанию того, что данному настоящему предшествовало бесконечное прошлое». Ф. М. Достоевского иногда называет родоначальником русского экзистенциализма, поскольку в его творчестве отразились те основные вопросы, которыми задавался экзистенциализм в России. В первую очередь, это глубокий интерес к индивидуальной личности, конкретной единице, заключающей в себе только свои собственные свойства, вопрос добра и зла и тесно примыкающий к нему вопрос о свободе выбора человека. Ф. М. Достоевский предметом своего исследования делает отдельно взятого человека в его неразрешимой жизненной ситуации. Интерес к существованию этого человека, точнее, наоборот, поставление такого существования в фокус авторского наблюдения и делает экзистенциализм самостоятельным философским течением.  Экзистенциализм Ф. М. Достоевского – это философия отверженных людей, которые не смогли вписаться в идеалы гуманизма, которые оказались заброшены и укрылись в «подполье». Тема отдельного человека в неразрешимой ситуации будет сохраняться в творчестве Ф. М. Достоевского всегда, однако наиболее интересное звучание она приобретает в относительно раннем периоде творчества, когда были написаны «Записки из подполья». Экзистенциализм оформляется в творчестве Ф. М. Достоевского одновременно с рождением «человека из подполья». Зарождение это происходит путем критического осмысления гуманистических идеалов. Ф. М. Достоевский описывает безвыходное положение тех, кто не попадёт в «сверхчеловеки» никогда не станет «сильным». «Автор» «Записок из подполья» рассуждает: «...что уже нет тебе выхода, что никогда не сделаться другим человеком; что, если б даже и оставалось ещё время и вера, чтоб переделаться во что-нибудь другое, то, наверно, сам бы не захотел переделываться». Таким образом, главным побуждением человека предпринять то или иное действие является «хотение» человека, которое примыкает к вопросу о свободе выбора человека.ЗаключениеВ данном докладе была рассмотрена философия экзистенциализма.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.По мысли С. Кьеркегера, каждый человек одинок изначально, его одиночество – это не отъединенность от других людей, а одиночество конечного существа перед лицом небытия и вечности. Изначально не подозревая об этом, человек, по мере духовного роста, все более приближается к осмыслению собственного Я, и, таким образом, осознанию своего отчаяния. Ядром концепции К. Ясперса выступает философское, и одновременно логико-интуитивное понимание исторического процесса, как всеобъемлющего явления, надстраивающегося над человеческим бытием и, одновременно, являющимся отражением его важнейших аспектов. Ф. М. Достоевский внес весомый вклад в развитие русского экзистенциализма, направив его на исследование нравственной природы конкретной индивидуальной личности. Философская система Ж.-П. Сартра основывается на нескольких фундаментальных концептах, к которым следует отнести следующие: «Я», «Другой», «ничто», «свобода», «одиночество». В философии Ж.-П. Сартра человек «вырастает» из бытия и соединяет собой бытие и небытие, становясь проводником «ничто». По мысли А. Камю, мир неразумен и не имеет высшей цели своего существования. Разум человека обречен искать указания на истинный смысл человеческого бытия и существования мира, однако не может найти никакого абсолютного значения ни в мире вне человека, ни в самой его жизни.Центральной идеей философии Бубера была разработка фундаментальной ситуации сосуществования Я с другой личностью в качестве со-бытия с другими людьми. Бубер противопоставлял отношения «Я-Ты» и «Я-Оно». Список использованной литературыДостоевский Ф. М. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. – Москва : Правда, 1982 г. – 684 с.Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.Емельянов А. С. Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера / А.С. Емельянов // Вестник Волгоградского университета. – 2016. - № 1. – С. 14-20.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – Москва : Политиздат, 1990. – С. 23-93.Корнющенко-Ермолаева Н. С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночества / Н.С. Корнющенко-Ермолаева // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 8. – С. 244-249.Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор – Москва : Республика, 1993. – С. 115-250.Медведева И. А. Камю / И. Медведева // История философии: энциклопедия / под ред. А.А. Грицанова – Минск : Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – С. 436-437.Павленко А. Н. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «подполья» / А.Н. Павленко. // Вестник славянских культур. – 2015. - № 1(35). – С. 11-26.Саенко А. В. О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра / А.В. Саенко // Философская мысль. – 2018. - № 2. – С. 16-23.Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр – Москва : АСТ; Астрель, 2012. – 925 с. Сартр Ж.-П. Дьявол и Господь Бог / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Г. Брейтбурда // Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – Москва : Политиздат, 1992. – С. 255-364. Сартр Ж.-П. Комната / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе // Сартр Ж. П. Герострат: Пер. с фр. – Москва : Республика, 1992. – С. 31-64.Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс – Москва : Издательство политической литературы. – 527 с.


Список использованной литературы
1. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. – Москва : Правда, 1982 г. – 684 с.
2. Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.
3. Емельянов А. С. Совесть как зов бытия в философии М. Хайдеггера / А.С. Емельянов // Вестник Волгоградского университета. – 2016. - № 1. – С. 14-20.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / А. Камю // Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – Москва : Политиздат, 1990. – С. 23-93.
5. Корнющенко-Ермолаева Н. С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночества / Н.С. Корнющенко-Ермолаева // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 8. – С. 244-249.
6. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор – Москва : Республика, 1993. – С. 115-250.
7. Медведева И. А. Камю / И. Медведева // История философии: энциклопедия / под ред. А.А. Грицанова – Минск : Книжный дом, Интерпрессервис, 2002. – С. 436-437.
8. Павленко А. Н. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «подполья» / А.Н. Павленко. // Вестник славянских культур. – 2015. - № 1(35). – С. 11-26.
9. Саенко А. В. О концептуальных персонажах Ж.-П. Сартра / А.В. Саенко // Философская мысль. – 2018. - № 2. – С. 16-23.
10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр – Москва : АСТ; Астрель, 2012. – 925 с.
11. Сартр Ж.-П. Дьявол и Господь Бог / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Г. Брейтбурда // Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – Москва : Политиздат, 1992. – С. 255-364.
12. Сартр Ж.-П. Комната / Ж.-П. Сартр / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе // Сартр Ж. П. Герострат: Пер. с фр. – Москва : Республика, 1992. – С. 31-64.
13. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс – Москва : Издательство политической литературы. – 527 с.

Вопрос-ответ:

Кто является родоначальником философии экзистенциализма?

Родоначальником философии экзистенциализма является Сёрен Кьеркегор.

Какие философы являются представителями атеистического экзистенциализма?

Представителями атеистического экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер.

Кто является представителями религиозного экзистенциализма?

Представителями религиозного экзистенциализма являются Карл Ясперс, Мартин Бубер и Федор Достоевский.

Какие философы считаются представителями религиозного экзистенциализма?

Представителями религиозного экзистенциализма считаются Карл Ясперс, Мартин Бубер и Федор Достоевский.

Кто из философов является представителем атеистического экзистенциализма?

Представителями атеистического экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и Мартин Хайдеггер.

Какую роль в философии экзистенциализма сыграл С. Кьеркегор?

С. Кьеркегор считается родоначальником философии экзистенциализма. Он внес значительный вклад в развитие этого направления, выдвинув концепцию экзистенции как основы человеческого существования.

Какие философы представляют атеистический экзистенциализм?

Атеистический экзистенциализм разработали Ж.П. Сартр, А. Камю и М. Хайдеггер. Они отрицали существование бога и полагали, что человек не может надеяться на некую внешнюю высшую силу, и должен сам создавать смысл своей жизни.

Кто являются представителями религиозного экзистенциализма?

Представителями религиозного экзистенциализма являются К. Ясперс, Ф. М. Достоевский. Они придавали большое значение вере и религии в поисках смысла жизни и считали, что эти аспекты являются основополагающими для человека.