Ритуально-религиозная практика омовения в Иудаизме.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теология
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 27.06.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Иудаизм как ритуальная система. Место омовения в ритуальной системе иудаизма 4
Глава 2.Ритуальная нечистота и культ омовения 10
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

В частности, рабби Иохананом бен Заккаем было дано следующее указание по данному поводу: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).Омовение встречается в большинстве религий древнего мира; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В иудаизме сформировались также и секты, где омовение не утратило своей значимости. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на том, что омовение должно совершаться очень часто.В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлейшахарит (`совершающие утренние омовения`), — по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения.Очень важно полное омовение. Полное омовение человека или того предмета, который требует очищения, должно совершаться либо в маимхаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен отличаться физической чистотой, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. Как гласит закон, одно такое омовение способно очистить от скверны, тем не менее, по традиции, совершают такое омовение три раза.Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии. Особую важность омовение имело для священников, поскольку, чтобы участвовать в храмовой службе и принимать в пищу «священное», они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященником совершалось омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь ритуально чистым. Однако среди фарисеев вошло в обычай осуществлять поддержание ритуальной чистоты на протяжении всего времени. Полное омовение – это еще и значимая часть церемонии перехода в иудаизм, хотя и нельзя не сказать о существовании разногласий относительно того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию, или же вместо него (Иев. 46а).Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы, необходимого для того, чтобы провести полный обряд очищения. С этого времени считается, что все евреи пребывают в состоянии ритуальной нечистоты. На современном этапе используется также и полное омовение женщин после менструации и омовение прозелитов, так как в этих случаях пепел рыжей коровы не нужен. Очищение нужно не только для того, чтобы выполнять священные обязанности. В частности, только после омовения женщина считается дозволенной, а прозелит получает статус еврея. В дополнение к тем случаям, которые упомянуты в Библии, законоучителями было постановлено, что после того, как произошло половое сношение (а для мужчины — после любого семяизвержения), нужно совершить полное омовение, чтобы восстановить ритуальную чистоту, нужную для того, чтобы молиться, изучать Тору. Поскольку это — раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре, однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., КриатШма 4:8). НО все же, благочестивыми евреями данное установление соблюдается, то же касается и обычая полного омовения перед важными праздниками, в частности, Иом-Киппур; некоторыми хасидскими группами полное омовение совершается перед утренней молитвой (Шахарит) и перед тем, как наступает суббота. То есть, возможна вариативность. Некоторые общины имеют обычай омовения тела усопшего в микве, тем не менее, данный обычай вызывает несогласие раввинов, поскольку это может оттолкнуть женщин от посещения миквесогласно предписанию библейского закона, соответственно, есть отдельные микве, чтобы производить омовение для усопших. Наиболее распространенным является обычай омовениядевятью кавами воды.Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. Прозелит должен произнести бенедикцию после того, как совершено омовение.Если омовение совершается в правильное время, то оно рассматривается как мицва, его можно совершить в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое, то есть в дни, когда купаться категорически нельзя. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, любые виды омовения осуществляют в дневное время суток. Законы омовения соблюдались и марранами, особенно женщинами в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Омовение рук и ног необходимо для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).Омовение рук (нетилатядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде».Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’атядаим).В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби Хиллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая. Как особый обряд можно рассматривать омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной пищей. Такое омовение также сопровождается бенедикцией.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Иудаизм – это не просто религия, а ритуальная система. Все этапы дня и жизни иудея пронизаны ритуальной практикой. Ритуал омовения сопровождает абсолютно все фазы жизни и распорядка дня. В частности, омовение обязательно совершается перед чтением молитв, а молитвы читаются трижды в день. Кроме того, омовение совершается перед важнейшими праздниками.В иудаизме есть несколько типов омовения: полное омовение, омовение рук и ног. Полное омовение совершается почти во всех случаях ритуальной нечистоты. Священнослужители обязательно совершают полное омовение, так как им нужно читать молитвы, вкушать священную еду.Огромная значимость ритуала омовения связана с символикой воды. Вода – это символ очищения, обновления, духовного возрождения, прощения.Кроме того, в иудаизме развито понятие ритуальной нечистоты. Ритуальная нечистота преодолевается именно посредством омовения. Список литературыИудаизм от А до Я./ сост. Н. Б. Антонов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007—288 с.Лебедев В. Религиоведение. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/6_5Луцатто М.Х. Очерк об основах иудаизма. – Режим доступа: http://chassidus.ru/library/ikarimМустафаев Фарид Мустафаевич. Авраамические религии: опыт компаративного анализа :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Махачкала, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-9/533 [Электронный ресурс]Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996. Электронная еврейская энциклопедия. – Режим доступа: https://eleven.co.il/judaism/rites-and-customs/13072/

Список литературы

1. Иудаизм от А до Я./ сост. Н. Б. Антонов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007—288 с.
2. Лебедев В. Религиоведение. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/6_5
3. Луцатто М.Х. Очерк об основах иудаизма. – Режим доступа: http://chassidus.ru/library/ikarim
4. Мустафаев Фарид Мустафаевич. Авраамические религии: опыт компаративного анализа : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 : Махачкала, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-9/533 [Электронный ресурс]
5. Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. Т. 1. М., 1996.
6. Электронная еврейская энциклопедия. – Режим доступа: https://eleven.co.il/judaism/rites-and-customs/13072/

Вопрос-ответ:

Какую роль играет омовение в ритуальной системе иудаизма?

Омовение занимает важное место в ритуальной системе иудаизма. Эта практика позволяет очиститься от ритуальной нечистоты и подготовиться к выполнению религиозных обязанностей.

Какие предписания омовения были даны рабби Иохананом бен Заккаем?

Рабби Иоханан бен Заккай дал указание, что не труп загрязняет и не вода очищает. Это предписание нельзя подвергать сомнению, так как оно является велением Бога.

В каких религиях древнего мира омовение встречается?

Омовение встречается в большинстве религий древнего мира, оно является распространенной практикой. Конкретные примеры могут быть найдены в различных культурах и традициях с различными религиозными верованиями.

Что является целью омовения в иудаизме?

Целью омовения в иудаизме является очищение от ритуальной нечистоты, которая может возникнуть при контакте с определенными предметами или событиями. Омовение помогает верующему быть подготовленным для осуществления религиозных обязанностей и вступления в близкий контакт с Богом.

Какое место занимает омовение в иудаизме?

Омовение занимает важное место в религиозной практике иудаизма. Это один из основных ритуалов, который выполняется для очищения перед важными событиями, такими как молитва, обряды или праздники. Омовение также является символом покаяния и обновления верующего перед Богом.

Какая роль омовения в иудаизме?

Омовение играет важную роль в ритуальной системе иудаизма. Оно используется для очищения от ритуальной нечистоты и подготовки к различным религиозным обрядам.

Какое место занимает омовение в ритуальной системе иудаизма?

Омовение занимает центральное место в ритуальной системе иудаизма. Оно сопровождает множество религиозных обрядов, таких как молитва, праздники и жертвоприношения.

Откуда происходит практика омовения в иудаизме?

Практика омовения в иудаизме происходит из древних ритуалов и обычаев, которые были распространены среди народов Ближнего Востока. Она имеет корни во многих древних религиях мира.