Особенности формирования эстетических ценностей у младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3232 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.12.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания младших школьников 5
1.1 Сущность эстетического воспитания 5
1.2 Возрастные особенности младших школьников 9
1.3 Формирование эстетической культуры младших школьников 13
Глава 2. Проектировочная работа по развитию эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Диагностика уровня развития эстетических представлений младших школьников 21
2.2 Содержание проектировочной работы по развитию эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельности 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Мы проанализировали результаты ответов и разделили ответы детей на три группы объектов из окружающего мира: объекты живой природы, объекты неодушевленной природы и объекты общества. Результаты диагностики представлены на рисунке 2. Большинство младших школьников (11 человек - 47,8%) назвали предметы из животного мира «красивыми». В ответах чаще всего отвечали на такие предметы, как «цветы», «розы», «бабочки». Объекты неживой природы назвали 9 учеников (39,2%). Объектами выражения неодушевленной природы часто называют: «солнце», «луна», «радуга», «листопад». Всего 3 ребенка (13%) назвали объекты общества: «Мать», «Живопись», «Машины».Рисунок 2 – Результаты выявления «красивого» из объектов окружающего мира обучающимися 4 «Б» класса, %Анализ результатов ответов на второе задание методики выявил, что более половины учеников (60,9%) называли предметы и явления животного мира, одновременно подчеркивая внешние особенности этих предметов. У детей понятие «красота» ассоциируется не только с природными предметами, но и с людьми (17,4%).Понятие «красота» ассоциируется с предметами неживой природы 21,7% учеников 4-х классов «Б».Результаты исследования представлены на рисунке 3.Рисунок 3 – Результаты диагностики определения «красоты» у младших школьников,%Такое распределение количества заданных выразительных объектов окружающего мира объясняется тем, что ребенок с раннего детства наблюдает и хорошо знает объекты растений и диких животных в окружающем мире. Однако эти предметы не всегда воспринимаются младшими школьниками как эстетически выразительные. Если проанализировать ответы школьников в третьем задании (Приложение 3), можно сделать вывод, что в большинстве случаев (65,2%) дети отличают предметы от диких животных как выражения своего времени года (рис. 4).Рисунок 4 – Результаты выявления «красивого» в «своем» времени года младшими школьниками,%Отсутствие сенсорных впечатлений, некоторый опыт понимания информации об окружающем мире, развитое воображение и фантазия не позволяют детям эмоционально и образно описывать предметы «своего» сезона. В основном младшие школьники подчеркивают физические свойства предметов окружающего мира, редко подчеркивают их эстетические свойства. Для определения уровня развития эстетического восприятия младших школьников была использована методика И.А.Медведевой. Ученикам были предложены различные шкалы, характеризующие звуки и созвучия с эмоциональной и эстетической точки зрения: «красиво - некрасиво», «приятно - неприятно», «хорошо - плохо», «страшно - не страшно», «нежно - грубо». В частности, материал был следующим:– музыкальные гармонические созвучия, противоположные по своей акустической природе: благозвучная минорная треть и диссонансная мажорная седьмая;– звуки речи, подобранные по принципу наибольшей контрастности (благозвучность - несоответствие): «У», «Й», «Л», «Ф».Участникам исследования один за другим предъявлялись созвучия и тона. Ребятам приходилось оценивать каждую ноту по очереди по всем шкалам. Ответы вводились в специальные формы. Правильными были те ответы, в которых созвучие «малой трети» и звуки «У» и «Л» оценивались по эстетическим категориям: «красивый», «приятный», «дружелюбный», «бесстрашный», «нежный». Диссонирующее созвучие звуков «И» и «Ф» оценивалось по эстетическим категориям: «некрасиво», «неудобно», «противно», «страшно», «грубо». За каждый правильный ответ давался 1 балл.Максимальное количество баллов - 30.Низкий уровень - 1 - 12 баллов: оценивать звуки и созвучия поверхностно, неточно с эмоциональной и эстетической точки зрения;Средний уровень - 13 - 24 балла: звуки и гармонии неправильно оцениваются с эмоциональной и эстетической точки зрения.Высокий уровень - 25-30 баллов: Звуки и гармонии оцениваются максимально правильно с эмоциональной и эстетической точки зрения.Результаты исследования представлены показаны на Рисунке 5.Рисунок 5 – Результаты оценки эстетического восприятия младших школьников, %При анализе результатов оценки эстетического восприятия младших школьников было установлено, что почти половина учеников 4-х классов «Б» (11 школьников - 47,8%) имеют низкий уровень развития эстетического восприятия. Это говорит о том, что у младших школьников недостаточно сформированы и развиты эстетические вкусы, взгляды и суждения, чтобы ученики могли в полной мере оценить красоту жизни и искусства. 10 участников работы (43,5%) имели среднее эстетическое восприятие. Только 2 ученика (8,7%) обладают высоким уровнем эстетического восприятия.Диагностические данные нашей проектной работы показывают, что 8 человек (34,8%) имеют низкий уровень развития эстетических идей, 12 человек (52,2%) - средний уровень, 3 человека (13%) - высокий уровень. Таким образом, диагностика уровня развития эстетических представлений позволила нам выявить необходимость организации серии занятий, направленных на развитие эстетических представлений у младших школьников.2.2 Содержание проектировочной работы по развитию эстетических представлений младших школьников во внеурочной деятельностиРезультаты диагностики начального этапа развития эстетических представлений показали, что большинство младших школьников имеют недостаточный этап развития эстетических представлений. Выявленные недостатки в развитии эстетических представлений у младших школьников показали, что систематическая и целенаправленная работа в этом направлении необходима. В этом контексте, в рамках нашей проектной работы, был разработан ряд классов по развитию эстетических идей для учащихся 4-х классов во внеклассной деятельности.Учебный комплекс основан на различных средствах развития эстетических представлений: природа, музыка, литература, живопись, которые позволяют не только познать и почувствовать красоту природы, но и научиться жить и творить по законам красоты.Содержание уроков позволяет детям ощутить красоту природы и окружающего мира в целом, развить творческие способности и произвести эстетическую оценку предметов и явлений окружающей действительности. Целенаправленная работа в выбранном направлении приводит ученика к тому, что красота должна пронизывать все сферы деятельности человека, всю его жизнь, что в свою очередь способствует успешному решению задач класса.Цель классного комплекса: развитие эстетических представлений у учащихся 4-х классов во внеклассной деятельности.Задачи занятий: - Развитие умения выделять эстетически значимые предметы, их эстетические качества и свойства;- развитие представлений о специфике средств выражения различных видов искусства;- развитие способности к эстетическому восприятию;- развитие эмоциональной отзывчивости на зрительную деятельность; - развитие представлений о красоте и гармонии природы и предметов окружающего мира;- развитие умения создавать эстетический образ, преобразовывать созданный образ по эстетическим категориям «красота» и «красиво»;- развитие умения воплощать в творческом продукте опыт, полученный в процессе эстетического восприятия;- развитие художественных идей, знакомство с выдающимися произведениями художественной культуры.Учебный комплекс включает в себя различные формы проведения: экскурсии, дискуссии, музыкальные и творческие уроки, уроки музыки, проекты, конкурсы.Рассмотрим подробнее первые два блока из серии занятий по развитию эстетических идей. Тема первого модуля - «Природная радуга».Цель - увеличить объем эстетических знаний. Этот модуль решает следующие задачи:- развитие умения выделять эстетически значимые предметы, их эстетические качества и свойства, устанавливать связи между предметами окружающего мира и их свойствами;- развитие у учеников представления о красоте своего дома;- развитие понимания средств выражения в различных видах искусства;Первый модуль включает в себя следующие уроки: «Этот загадочный и сказочный мир природы», экскурсия «Краски осени», творческая мастерская «Удивительное рядом».1. Урок «Этот загадочный и фантастический мир природы».Цель урока: увеличить объем эстетических знаний у младших школьников. Этот урок решает следующие задачи:- развитие умения выделять эстетически значимые предметы, их эстетические качества и свойства;- развитие умения выделять установленные связи между объектами окружающего мира и их свойствами; - развитие представления о красоте своего дома;Формы ведения: беседа, обсуждение.Оборудование: интерактивная доска, проектор, фотографии объектов и природных явлений. Содержание урока: в ходе беседы младшие школьники знакомятся с красотой разных частей своего дома, которые они заранее подготовили вместе с родителями. Во время урока педагог показывает младшим школьникам, как красоту природы можно передать с помощью красок и слов.Тема второго урока - «Путешествие в страну эмоций». Цель состоит в том, чтобы развить у младших школьников способность эмоционально реагировать.Основные задачи второго модуля:- развитие умения определять эмоциональное содержание произведения;- Развитие умения устанавливать связь между настроением и эмоциональным содержанием произведения искусства;- развитие умения воплощать в творческом продукте опыт, полученный в процессе эстетического восприятия;- расширение словарного запаса детей, чтобы помочь им рассказать о чувствах и настроениях, выраженных в произведениях искусства.Второй модуль включает в себя следующие уроки: урок музыки «Музыка утра», урок музыки «Веселая нота», музыкально-творческий урок «Я рисую музыку», А.С. Пушкин «Мороз и солнце - день чудесный ...».В этом модуле были использованы такие методы, как образовательные ситуации, чтобы стимулировать развитие эмоциональной реакции на произведения искусства.Также использовались такие методы, как метод поощрения сочувствия; Образ мыслей о музыке; метод осознания личного смысла работы. Например, разработана серия занятий по развитию эстетических представлений у младших школьников, состоящая из трех модулей, в каждом из которых решались задачи, соответствующие содержательным этапам педагогической работы по развитию эстетических представлений у детей начальной школы. возраст.ЗаключениеЭстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе образовательного процесса, поскольку речь идет не только о развитии эстетических качеств человека, но и о личности в целом: ее сущностных силах, духовных потребностях, нравственных идеалах и другие личные и социальные представления, мировоззрение. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на человека может быть как целенаправленным, так и спонтанным. Школа играет в этом большую роль. Учебная программа определяет такие предметы, как изобразительное искусство, музыка и литература на основе искусства. Исследования показали, что познавательный интерес к искусству довольно высок среди учеников младшего школьного возраста, и наличие интереса является первым условием успешного образования.Кроме того, художественный материал обладает огромным эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное музыкальное произведение. Это сила эмоционального воздействия, пронизывающая сознание ребенка, и средство формирования эстетических качеств личности. Действительно, художественные материалы, используемые в образовательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Знающие это опытные педагоги способны передать через искусство истинные эстетические качества человека: вкус, умение оценивать, понимать и творить красоту. Одним из важнейших источников эмоционального переживания школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно.Однако далеко не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях разговоры о красоте окружающих нас предметов, природе довольно редки, и о посещении театра или музея не может быть и речи. Классный руководитель должен помочь таким детям восполнить недостаток эмоционального опыта, уделяя особое внимание занятиям в классе. Задача классного руководителя - проводить беседы и лекции с родителями об эстетическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому средства и формы эстетического воспитания очень разные и варьируются от предметов естественно-математического цикла в школе до «шнурков на туфлях». С эстетической точки зрения он буквально формирует все, всю реальность вокруг. В этом смысле искусство также является одним из важных источников эстетического опыта детей, поскольку искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к реальности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании.Таким образом, в данной работе было проведено исследование развития эстетических представлений детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности. Именно развитие у учеников эстетических представлений дает возможность увидеть разнообразие и красоту окружающего мира, свидетельствуя тем самым о полноценности восприятия человеком окружающей действительности. В связи с этим на первый план выходит формирование эстетических представлений у учеников, особенно младших школьников, что является важной и неотъемлемой частью эстетического воспитания личности.Список использованной литературы1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 2016. – Т.2 – 416с. 2. ДмитриеваЛ.Г., Н.М. Черноиваненко Методика музыкального воспитания в школе. / Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. – М.: Дрофа,2013. – 325с. 3. Ковалев И.П. Введение в педагогику / И.П. Ковалев. – М.: Просвещение, 2014. – 200с. 4. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов. – Спб. Питер, 2000.- 465с. 5. Краткий словарь по эстетике. Под редакцией Иванова Г.И. / М.: Просвещение,2012. – 450с. 6. Крутецкий В.А Психология обучения и воспитания школьников. / В.А Крутецкий. – М.: Дрофа, 2020. – 478с. 7. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников./ Д.Б. Лихачев. – М., Просвещение, 2020. – 250с. 8. Люблинская А.А. Детская психология. / А.А. Люблинская. – М.: Гардарики, 2016. – 506с. 9. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 2 т. / А.С. Макаренко. – М.: ВЛАДОС, 2015. - 152с. 10. Неменский Б.М. Собрание сочинений в 2 т. / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2019. - 268с. 11. Павлова М.П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. / М.П. Павлов. – М.: Просвещение, 2000. – 200с.12. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского / М.: Просвещение, 1995 . – 366с. 13. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. / Г.А.Петрова. – М.: Просвещение, 2015. – 206с. 14. Платонов К.К, Голубев Г.Г. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Дрофа, 2019. – 205с. 15. Руднева Е.И. Педагогическая система Н. К. Крупской. / Е.И. Руднева. – М.: Просвещение, 2017. – 304с. 16. Савин Н.В. Педагогика. / Н.В. Савин. – Спб.: Питер, 2016. – 400с.

Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в 6 т. / Л.С. Выготский. – М., 2016. – Т.2 – 416 с.
2. Дмитриева Л.Г., Н.М. Черноиваненко Методика музыкального воспитания в школе. / Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. – М.: Дрофа, 2013. – 325 с.
3. Ковалев И.П. Введение в педагогику / И.П. Ковалев. – М.: Просвещение, 2014. – 200 с.
4. Константинов Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов. – Спб. Питер, 2000. - 465 с.
5. Краткий словарь по эстетике. Под редакцией Иванова Г.И. / М.: Просвещение, 2012. – 450 с.
6. Крутецкий В.А Психология обучения и воспитания школьников. / В.А Крутецкий. – М.: Дрофа, 2020. – 478 с.
7. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников./ Д.Б. Лихачев. – М., Просвещение, 2020. – 250 с.
8. Люблинская А.А. Детская психология. / А.А. Люблинская. – М.: Гардарики, 2016. – 506 с.
9. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 2 т. / А.С. Макаренко. – М.: ВЛАДОС, 2015. - 152 с.
10. Неменский Б.М. Собрание сочинений в 2 т. / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2019. - 268 с.
11. Павлова М.П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко. / М.П. Павлов. – М.: Просвещение, 2000. – 200 с.
12. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского / М.: Просвещение, 1995 . – 366с.
13. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. / Г.А.Петрова. – М.: Просвещение, 2015. – 206 с.
14. Платонов К.К, Голубев Г.Г. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Дрофа, 2019. – 205 с.
15. Руднева Е.И. Педагогическая система Н. К. Крупской. / Е.И. Руднева. – М.: Просвещение, 2017. – 304 с.
16. Савин Н.В. Педагогика. / Н.В. Савин. – Спб.: Питер, 2016. – 400 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к проблеме эстетического воспитания младших школьников?

Одним из подходов является традиционный подход, основанный на преемственности и системности воспитания, а также применение проблемных задач и методов.

Какова сущность эстетического воспитания у младших школьников?

Сущность эстетического воспитания заключается в развитии эстетической культуры и эстетических представлений у детей, формировании их эстетического вкуса и эстетических ориентаций.

Какие возрастные особенности младших школьников влияют на формирование их эстетической культуры?

Возрастные особенности младших школьников, такие как любознательность, эмоциональность, фантазия, игровая активность, воображение, позволяют эффективно формировать их эстетическую культуру.

Какими способами можно формировать эстетическую культуру у младших школьников?

Эстетическая культура младших школьников может быть формирована через использование различных видов художественной деятельности, проведение культурно-просветительской работы, организацию посещения музеев, театров и выставок.

Каким образом можно оценить уровень развития эстетических представлений у младших школьников?

Для оценки уровня развития эстетических представлений у младших школьников можно использовать методики и тесты, которые позволят выявить их эстетические вкусы, знания о искусстве, реакцию на произведения искусства.

Что такое эстетическое воспитание младших школьников?

Эстетическое воспитание младших школьников - это процесс формирования эстетических ценностей, развития эстетического вкуса, эстетической культуры и творческих способностей детей в младшем школьном возрасте.

Какие возрастные особенности младших школьников влияют на формирование их эстетической культуры?

В младшем школьном возрасте дети начинают осознавать свою индивидуальность и формируют собственное мировоззрение. Они склонны к эмоциональным переживаниям, имеют активное воображение и интерес к искусству. Также они более открыты для новых впечатлений и готовы к экспериментам в творческой деятельности.

Как можно развивать эстетические представления младших школьников во внеурочной деятельности?

Развитию эстетических представлений младших школьников способствует организация разнообразных творческих занятий, таких как рисование, лепка, музыкальные занятия и т.д. Важно также проводить диагностику уровня развития эстетических представлений у детей и адаптировать занятия под их потребности и интересы.

Какая роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника?

Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Оно способствует развитию творческих способностей, воспитывает эстетическое восприятие окружающего мира, формирует у детей ценностное отношение к искусству и эстетическим ценностям.

Как проводится диагностика уровня развития эстетических представлений младших школьников?

Для диагностики уровня развития эстетических представлений младших школьников можно использовать специальные тесты, наблюдение за детьми в процессе творческой деятельности и анализ их работ. Также можно проводить беседы с детьми на тему искусства и анализировать их ответы.