РОЛЬ СЕМЬИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДЗЕРЖИНСКОГО ДВОРЦА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 5252 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 31.07.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
6
1.1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания 6
1.2. Основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
13

1.3 Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 15
Глава 2. Проектирование деятельности педагога дополнительного образования по взаимодействию с семьей в эстетическом воспитании младших школьников 28
2.1. Диагностическое исследование уровня развития эстетического воспитания у младших школьников 28
2.2. Разработка программы «Роль семьи в эстетическом воспитании детей» 40
Заключение
44
Список используемых источников
48
Приложение 52
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, художественный материал обладает огромным эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное, литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является способом проникновения в сознание ребенка и средством формирования эстетических качеств личности.Средства искусства, используемые в семье, являются эффективным средством эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. Зная это, учителя и родители способны передать через искусство истинные эстетические качества человека: вкус, умение оценивать, понимать и творить красоту. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что родители мало используют искусство для эстетического развития ребенка и вкладывают больше времени и усилий в развитие практических навыков. Это недопустимо, потому что без ориентации на реальные духовные и художественные ценности эстетическое воспитание и личностное развитие будут неполными. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка младшего школьного возраста, семья обеспечивает в будущем формирование такой личности, которая сочетает в себе интеллектуальное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.В то же время возможности эстетического воспитания на уроках профессионального обучения очень широки и разнообразны. На работе нужно развивать профессиональные навыки и эстетическое отношение к работе. У детей должна быть широкая возможность творить - изготавливать изделия, требующие понимания рисунка и правильной разметки материала, его качественной обработки, продуманного монтажа, определенного вкуса в выборе отделочного материала.Выявлено, что эстетическое воспитание юных учащихся на курсах профессионального обучения проходит по следующим основным направлениям: создание благоприятных условий труда; поставить цель работы; выбор объекта работы; эстетический анализ объектов. К благоприятным условиям в основном относятся: гигиенические условия - просторные, светлый класс, цветовое решение; эстетика рабочего места - инструменты, оборудование, качественные материалы.Целеполагание работы следует использовать как фактор эстетического воздействия на младших школьников. Чем ярче и увлекательнее цель, тем эффективнее работа школьников. Предметы труда должны соответствовать ряду требований: привлекательный внешний вид, насыщенность трудового процесса трудовыми операциями, соответствие уровню развития детей, разнообразию предметов труда и дальнейшему использованию изделий. Все студенты должны быть включены в процесс эстетического анализа предмета.Таким образом, средства, методы и приемы эстетического воспитания, которые родители могут использовать в семье, очень разнообразны. Однако они требуют определенного уровня эстетического развития, правильного отношения к искусству и от самих родителей. Необходимо чаще обращаться к книгам, журналам, посещать лекции по искусству.С учетом результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, быларазработана программа «Роль семьи в эстетическом воспитании детей». Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВАрсеньев А.С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе [Текст]:Педагогика искусства и школа. - М.: 1982. - 22-46 с.Бахтин М.М. [Текст]: Эстетика словесного творчества. - М.: 1979. - 421 с.Кудина Г.Н.[Текст]:Как развивать художественное восприятие у школьников?/Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: 1988. - 79 с. Кудина Г.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей [Текст]:Сов.педагогика. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. – М.: 1987. - 43-46 с. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития [Текст]:Нов.исслед. в психологии. - М.: 1986. - № 1. - 44 - 48 с. Мелик-Пашаев А.А. [Текст]: У родников творчества (на исп. яз.). - М.: 1987. - 326 с.Нейгауз Г.Г. [Текст]:Об искусстве фортепьянной игры. - М.: 1982. - 298 с.Новлянская З.Н.[Текст]: «Стихи - продолженье мое и начало...». - М.:1982. - № 8. - 92 с.Пришвин М.М. Записки о творчестве. [Текст]:Контекст. - М.: 1975. - 313-359 с.Рубинштейн С.Л. [Текст]:Проблемы общей психологии. - М.: 1976. 415 с.Теплов Б.М. [Текст]:Избр. Труды. - М.: 1985. - 328 с.Чехов М.А. [Текст]:Литературное наследие.- М.: 1986. - 457 с.Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке.[Текст]:Дошкольное воспитание. - М.: 2008. – 254 с.Обухова Л.Г. [Текст]:"Психология детства". - М.: 2002. – 156 с.Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях[Текст]:Пособие для педагогов дошк. учреждений. / К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: ВЛАДОС. 2002. – 354 с.Сластенин В.А. Педагогика.[Текст]:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.Артамонова Е. И., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2014. 192 сАстахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи: учеб.пособие - Липецк: Липецкий государственный технический университет.- 2012.- 66 с.Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение».- сентябрь-октябрь 2014.- выпуск 5(24).- 24сВарга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2014. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4. Гозман Л.Я., Алѐшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2013.- №4.- с.84-92.Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2014.- №1.- с.9-17. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2015.- с.308. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие. М.: Академия, 2013. 84 с.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2014.- №2.- с.5-14. Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология. — М.: Проспект, 2010Лисина М.И. Общение, личность и психика ребѐнка.- М.: Воронеж, 2014.- 216с.Никoлaевa Л.А. Детско-родительские отношения и будущее родительство детей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 72–75.Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 2015.- № 1.- с.77-82. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2014.- № 1.- с.19-26. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2013.- № 5.- с.56-66. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб.пособие [Текст] / Под общей ред. B.C. Торохтий. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 541 с. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2012.- 322с. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2014.- 584с.Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 2014.- №2.- с.14-18. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей//Вестник Московского университета.- 2015.- №1.- с.88-93. Репринцева Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2.Родители и дети: психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2013.- 230с. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 309 с.Приложение 1Таблица 1- Протокол общения полученных данных обследования детей на выявление представлений о некоторых эстетических категорияхПоказатель для фиксацииПорядковый номер испытуемого1234567891011Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии 01203223143Многообразие (смог назвать несколько эстетических категорий)01213222432Обобщённость (понимание категорий, их соотношение)11313122332Адекватность (точность)12313122223Проявление интереса, активность12313134141Эмоциональные проявления при ответах11314244254Самостоятельность21414234144Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы11324234144Средний показатель баллов1131323424,53,5Продолжение таблицы 1Показатель для фиксацииПорядковый номер испытуемого1213141516171819202122Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии 01203223143Многообразие (смог назвать несколько эстетических категорий)01213222432Обобщённость (понимание категорий, их соотношение)11312122332Адекватность (точность)12323132223Проявление интереса, активность12313134141Эмоциональные проявления при ответах11324244253Самостоятельность21414234143Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы11324234144Средний показатель баллов1132323,5424,53Таблица 2- Протокол общения полученных данных обследования детей на выявление представлений о некоторых видах и жанрах живописи, искусстваПоказатель для фиксацииПорядковый номер испытуемого1234567891011Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии 1120324313Многообразие (смог назвать несколько произведений, жанров, авторов)1101424233Обобщённость (понимание терминов, их соотношение)1133312233Адекватность (точность)1231312021Проявление интереса, активность2231314514Эмоциональные проявления при ответах1131424425Самостоятельность1141423414Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы1232423515Средний показатель баллов1131424434,5Продолжение таблицы 2Показатель для фиксацииПорядковый номер испытуемого1213141516171819202122Ответы на вопрос: конкретность, развернутость, название произведений, ссылка на опыт, комментарии 1120324313Многообразие (смог назвать несколько произведений, жанров, авторов)1101424233Обобщённость (понимание терминов, их соотношение)1133312233Адекватность (точность)1231312021Проявление интереса, активность2231314514Эмоциональные проявления при ответах1131424425Самостоятельность1141423414Наличие собственного мнения и отношения к предмету беседы1232423515Средний показатель баллов1131424434,5Приложения 1Адаптированная рабочая программаКурса внеурочной деятельностиПо культурно - творческому и эстетическому воспитанию4 классаПедагог: Сергеева Светлана ВладимировнаКоличество часов по программе: 34 часаКоличество часов в неделю :1 часУчебный год: 2018-2019Пояснительная запискаДанная рабочая программа разработана на основе следующих документов:1. Конституции РФ2. Конвенции ООН о правах ребенка.3. Конвенции о правах инвалидов4. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»5. Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»Программа составлена из расчета на 34 часа в год (1 час в неделю) на изучение в 4 классе.Известно, что эстетическое воспитание, в частности, требует формирования умения чувствовать, оценивать и творить красоту. Очевидно, что эстетическая подготовка тюремных студентов естественным образом затруднена из-за их общей умственной отсталости и очень слабых возможностей для самостоятельного творчества. Эстетическое воспитание, которое направляет познавательную и творческую деятельность детей с ограниченными возможностями, развитие и удовлетворение духовных потребностей в процессе разноплановой деятельности, охватывает все сферы духовной жизни развивающейся личности.Красота - источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, возвышенном и величественном в мыслях, чувствах и переживаниях возникает у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней пребывания в исправительном учреждении. Под влиянием образовательной системы у детей развивается способность чувствовать и ценить красоту.В процессе эстетического восприятия учащимся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную реактивность на предметы эстетического восприятия, способность замечать и усиливать красоту. Благодаря педагогическому влиянию чувства детей обогащаются, их переживания и эмоциональные реакции разнообразны и стабилизируются.Касаясь вопросов эстетического воспитания в коррекционной школе, следует отметить, что оно носит системный характер, т.е. новые знания и представления о красоте постоянно подкрепляются практическими знаниямиИзвестно, что ребенок рождается не с эстетическими задатками и эстетической потребностью, его нужно прививать умственно отсталому ребенку, учить видеть и любить красоту природы, искусства, жизни, поэтому очень важно формировать эстетику.потребность в красоте. Этого можно достичь за счет комплексного подхода, поскольку только такой подход позволяет более эффективно влиять на развитие познавательной активности и эмоционально-волевой сферы ученика, формируя его чувства, убеждения, положительные черты личности (чуткость, доброта, внимательность). При этом закладываются основы нравственных чувств: взаимопомощь и чуткость, доброта и терпение, опыт которых дети приобретают при реализации в повседневной жизни.В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:• систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и идеи детей, их художественные и творческие способности,• составлять основу эстетического вкуса.Важно, чтобы работа педагога строилась на научных основах и выполнялась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития разных видов искусства, с соблюдением принципа градации, последовательного усложнения требований, разного подхода. знаниям и умениям детей разного возраста.Цели:Воспитание нравственной культуры личности, нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведениеФормирование духовных качеств, высоких эстетических чувств.Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному и театральному наследию.Задачи:Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний.Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре.Развивать у детей вкус, творческие способности.Прививать любовь к родному краю, природе.Общая характеристика курса внеурочной деятельностиЭта программа учитывает психофизические особенности развития, уровень знаний и навыков и обеспечивает обязательный подход, ориентированный на личность и дифференцированный в зависимости от способностей ученика. Обучение по этой программе включает в себя обучение общих методологических и культурных навыков студента посредством изучения курса.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельностиЛичностные результаты внеурочной деятельности отражают:У обучающихся будут сформированы:• эстетическое понимание окружающего пространства;• формирование эстетического вкуса;• закладывание этических и моральных основ;• расширение сознания и кругозора;• раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала;• развитие эстетического сознания через развитие художественного наследия народов России и мира, творческую деятельность эстетического характера.Метапредметные результаты внеурочной деятельности:Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные универсальные учебные действия:• Обучение планированию деятельности, определение этапов деятельности. Обучение оценивать свою работу и эффективность своих коллег. Способность самостоятельно делать выбор в соответствии со своими способностями. Умение ставить цель, принимать решения Умение контролировать себя, свои действия Умение адекватно оценивать свои действия, выявлять и исправлять Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общатьсяПознавательные универсальные учебные действия: Приобретение знаний о красоте, культуре и культурных ценностях. Знакомство с произведениями композиторов, художников и народных мастеров. Знакомство с творчеством сверстников (рисунки, поделки, стихи, заметки).Освоение начальных дизайнерских навыков.Коммуникативные универсальные учебные действия• Сотрудничество в обучении с учителями и сверстниками.• Практикуйте умение слушать и вести диалог.• Обучение заданию вопросов.• Обучение поиску и сбору информации.• Практикуйте умение излагать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами.• Участие в коллективной творческой деятельности.• Обучение умению использовать диалогический и монологический язык.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиФормыдеятельности:БеседаРазучиваниестихотворенийРисованиеИгрыКонкурсыМетодыреализации:Словесный(раскрытиетакихпонятийкак«Эстетика»,«музыка»,«искусство»,«творчество»,«живопись»)НаглядныйПрактическийМатериальноеобеспечение:КраскиБумагаКарандашиДетскаялитератураКалендарно-тематическое планирование«Волшебные краски»Изучение сочетания цветовРисование карандашами и краскамиАлексеевская Н.А. «Карандашик озорной»Вакуленко Ю.А. «Эстетическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007Николкина Т.А. «Изобразительная деятельность» - Волгоград: Учитель, 2019.09«Краски осени»Рисование на заданную тему16.09«День воспитателя»Беседа, рисование на заданную тему, стихи23.09Заочная экскурсия в Третьяковскую галереюЗаочная экскурсия, беседа30.09«День учителя»Беседа, рисование на заданную тему7.10«Школа как часть истории села»Беседа, рисование на заданную тему21.10Наш крайБеседа, рисование на заданную тему28.10Орловское полесьеБеседа4.11История «Родного села»Беседа11.11Цветы в легендах, поэзии и музыкеБеседа, зарисовка18.11«Родное Предгорье»Рисование на заданную тему2.12«Мама-первое слово»Беседа, рисование на заданную тему9.12«Морозные узоры»Рисование16.12«Снежинки»Практическая работа23.12Просмотра сказки «МорозкоПросмотр фильма, беседа30.12«Новый год!»Разучивание стихов13.01Вечера на хуторе близ ДиканькиПросмотр фильма, беседа20.01Дымковская игрушкаБеседа, зарисовка27.01Русская народная игрушкаБеседа, зарисовка3.02Путешествие в сказочный мир картины В.М.Васнецова «Алёнушка»Беседа, зарисовка10.02Золотая хохломаБеседа, зарисовка17.02Зимний праздник в России. Масленица.Беседа, разучивание стихов, рисование3.03Просмотр фильма «Двенадцать месяцев»Просмотр фильма, беседа10.03Рисунок «Ты самая лучшая Юца!»Рисование на заданную тему17.03Рассказ о деревянных промыслахБеседа, рисование24.03ТеатрБеседа31.03Жостовская лаковая живопись.Беседа, рисование на заданную тему7.04ПасхаБеседа, рисование на тему21.04Русская матрёшкаБеседа, рисование на заданную тему28.04Творчество И. АйвазовскогоБеседа, рисование на заданную тему5.05Веселый городецБеседа, рисование на заданную тему12.05Россия моя мастероваяБеседа, рисование на заданную тему19.05День Славянской письменностиБеседа, рисование на заданную темуОписание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельностиЛитература:Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной»Борев Ю.Б. «Эстетика».Бычков В.В. «Эстетика».Вакуленко Ю.А. «Эстетическое воспитание в начальной школе» - Волгоград: Учитель, 2007Николаева А.В. «Эстетическое воспитание. Семья. Этикет. Культура.»Николкина Т.А. «Изобразительная деятельность» - Волгоград: Учитель, 2011ЯдэшкоВ.И. и Сохина Ф.А. «Дошкольная педагогика».Интернет ресурсы.Материально-техническое обеспечение:Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой.Портреты художников и музыкантов.Телевизор.Видеомагнитофон/видеоплейер.Мультимедийный проекторКомпьютер (по возможности).Аудиозаписи изучаемых музыкальных произведений.Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).Настольные развивающие игры.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.Стол учительский с тумбой.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.Настенные доски.Планируемый результат прохождения курсаК концу обучения учащийся должен уметь:правильно определить размер изображения в зависимости от размера листа бумаги;показать форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;рендеринг объемной формы объектов с использованием элементарного света и тени, с использованием различных теней (наклонных, фигурных);• эмоционально воспринимать музыку;• различать музыку по характеру ее звучания;• должен уметь внимательно слушать;• выделять и передавать на рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);• использовать гуашевые краски для рисования орнаментов (узоров);• проанализировать свой рисунок и рисунок друга (по отдельным вопросам учителя);• использование в речи слов, обозначающих пространственные характеристики и пространственные отношения предметов;• рассказать о содержании и характеристиках рассматриваемого произведения искусства и музыки.Личностные результаты:• Уважение семейных ценностей;• Бережное отношение к окружающему миру;• Заинтересованность в получении и расширении знаний;•Навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Приложение 2Конспект занятия трудового обучения по теме "Аппликация" (1 ч)Изделие: Объемная композиция.Задачи:1. Образовательная: продолжить формирование знаний и основных понятий в теме "Аппликация";2. Воспитательная: воспитывать аккуратность в работе с материалами, усидчивость, умение работать в паре;3. Развивающая: развивать мелкую моторику рук, фантазию детей.Оборудование: природный материал, пластилин, карточка со словом "композиция".План урока:1. Вводная беседа.2. Знакомство с понятием "композиция".3. Составление композиции.4. Подведение итогов.Ход урока:ЭтапыСодержаниеI.Организационная часть.1) приветствие, организация внимания.2) проверка готовности к уроку.II.Теоретический материалIII. Практическая часть.1) самостоятельная работа.IV. Заключительная часть.1) итоги урока.2) выставка работ.3) уборка рабочего места.Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, а я улыбнусь вам. Я желаю вам на урок только удачи, чтобы у вас все получилось. Тихо садитесь.Скажите мне, пожалуйста, чем вы занимались на прошлом уроке трудового обучения?Изготовляли аппликацию из листьев.Вы узнали 3 способа подготовки листьев к работе. Давайте вместе вспомним их.1) Прогладить листья;2) Выдержать 5 дней в старом журнале, проложив салфетками;3) Засыпать листья слоями сухого песка в коробке или ящике.Какой способ, по вашему мнению, самый удобный?Второй.Какой способ самый быстрый?Первый и второй.Сегодня мы продолжим работу с природными материалами. На прошлом уроке вы выполняли аппликацию из плоских природных материалов, поэтому она получилась плоская. Посмотрите на парты, у вас сейчас объемные природные материалы. Я загадаю вам загадки, а отгадки у вас на партах.Летом вырастают,Осенью опадают.Листья.В золотой клубочекСпрятался дубочек.Желудь.Кого раз в году наряжают?Елку.Верно. У вас есть еловая веточка и еловые шишки.Во бору стоитНа ветру скрипит.Сосна.Верно. На партах у вас сосновая веточка и сосновые шишки.Вы уже знаете, что трава зеленая, небо синее, коровы не бывают фиолетовыми, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы. Используя свое воображение, представьте, расскажите или нарисуйте. Какого цвета доброта?…Какого цвета острая боль?…Какого цвета смех?…Молодцы ребята. Вернемся к нашей аппликации. Чтобы аппликация получилась красивая, нужно, чтобы предметы имели правильное соотношение по отношению друг к другу. Например, ведь человек не может быть больше дома.Итак, мы будем составлять композицию . Композиция – это соединение отдельных деталей в выразительную картину. Прочитаем слово композиция вместе.Композиция.Вы можете придумать различные композиции. Я предлагаю вам 2 темы: "Лес" и "Зоопарк". Можно сделать деревья, кусты, различных зверей, птиц. Работать вы будете в парах.Как вы думаете, с помощью какого материала мы будем соединять детали?С помощью пластилина.Можно использовать цветную бумагу, цветной картон. Это придаст вашим композициям еще больше яркости и красочности.Посмотрите на иллюстрации и на композицию, которую выполнила я. Вы можете взять что-то отсюда, но лучше, если вы придумаете что-то свое.Итак, все готовы выполнять задание. Так как вам предстоит работать в парах, то для начала посовещайтесь и решите, что будете выполнять.Ребята, вы сегодня поработали очень хорошо. Я видела, что старались все, поэтому у вас получились очень хорошие, разнообразные композиции.Посмотрите на выставку аппликаций.На этом урок окончен. Наведите порядок у себя на партах и можете быть свободны.Приложение 3Методические рекомендации родителям«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».При воспитании ребенка большое внимание уделяется его умственному и всестороннему воспитанию, почти мало кто поспорит, что эстетическое воспитание не очень важно. Именно с помощью этого вида воздействия можно сформировать личность, показать ребенку очень интересный мир, развить навыки и эстетический вкус. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста развивает не только эстетику, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию эмоций и чувств, убеждений и установок, способно наполнить внутренний мир ребенка.Кроме того, эстетическое воспитание формирует основу восприятия личности, стремления изменить мир, произведения искусства и умение ими наслаждаться. Итак, в основе такого воспитания лежит организация различной художественно-эстетической деятельности малыша, развитие его творческих задатков и талантов, а также правильное восприятие прекрасного и понимание этого.

1. Арсеньев А.С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе [Текст]:Педагогика искусства и школа. - М.: 1982. - 22-46 с.
2. Бахтин М.М. [Текст]: Эстетика словесного творчества. - М.: 1979. - 421 с.
3. Кудина Г.Н.[Текст]:Как развивать художественное восприятие у школьников?/Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: 1988. - 79 с.
4. Кудина Г.Н. Детское творчество и развитие литературных способностей [Текст]: Сов.педагогика. / Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская. – М.: 1987. - 43-46 с.
5. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «группировка» для изучения художественного развития [Текст]: Нов.исслед. в психологии. - М.: 1986. - № 1. - 44 - 48 с.
6. Мелик-Пашаев А.А. [Текст]: У родников творчества (на исп. яз.). - М.: 1987. - 326 с.
7. Нейгауз Г.Г. [Текст]:Об искусстве фортепьянной игры. - М.: 1982. - 298 с.
8. Новлянская З.Н.[Текст]: «Стихи - продолженье мое и начало...». - М.:1982. - № 8. - 92 с.
9. Пришвин М.М. Записки о творчестве. [Текст]:Контекст. - М.: 1975. - 313-359 с.
10. Рубинштейн С.Л. [Текст]:Проблемы общей психологии. - М.: 1976. 415 с.
11. Теплов Б.М. [Текст]: Избр. Труды. - М.: 1985. - 328 с.
12. Чехов М.А. [Текст]: Литературное наследие.- М.: 1986. - 457 с.
13. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке.[Текст]:Дошкольное воспитание. - М.: 2008. – 254 с.
14. Обухова Л.Г. [Текст]:"Психология детства". - М.: 2002. – 156 с.
15. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях[Текст]:Пособие для педагогов дошк. учреждений. / К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: ВЛАДОС. 2002. – 354 с.
16. Сластенин В.А. Педагогика.[Текст]:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
17. Артамонова Е. И., Зырянова Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: «Академия», 2014. 192 с
18. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи: учеб.пособие - Липецк: Липецкий государственный технический университет.- 2012.- 66 с.
19. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение».- сентябрь-октябрь 2014.- выпуск 5(24).- 24с
20. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2014.
21. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4.
22. Гозман Л.Я., Алѐшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2013.- №4.- с.84-92.
23. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2.
24. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 2014.- №1.- с.9-17.
25. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2015.- с.308.
26. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учебное пособие. М.: Академия, 2013. 84 с.
27. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2014.- №2.- с.5-14.
28. Кравченко А. И. Глава 16: Семья и брак // Социология. — М.: Проспект, 2010
29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребѐнка.- М.: Воронеж, 2014.- 216с.
30. Никoлaевa Л.А. Детско-родительские отношения и будущее родительство детей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 72–75.
31. Петрова Е.Ю. Для чего дети «едят» своих родителей, а родители «едят» своих детей // Журнал практического психолога.- 2015.- № 1.- с.77-82.
32. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2014.- № 1.- с.19-26.
33. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2013.- № 5.- с.56-66.
34. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие [Текст] / Под общей ред. B.C. Торохтий. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 541 с.
35. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2012.- 322с.
36. Психология/ Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2014.- 584с.
37. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 2014.- №2.- с.14-18.
38. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей//Вестник Московского университета.- 2015.- №1.- с.88-93.
39. Репринцева Г.И. Детско – родительские отношения в современной семье // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2010, № 2.
40. Родители и дети: психология взаимоотношений/ Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2013.- 230с.
41. Смолярчук И.В. Детско – родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2009
42. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире / Отв. ред. В. А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 309 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет семья в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста?

Семья играет непосредственную и основополагающую роль в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста. Она создает первоначальную атмосферу культуры и эстетики в семейном окружении, предоставляет примеры красоты, формирует эстетические предпочтения и ценности у детей.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?

Основные психолого-педагогические основы в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста включают в себя учет возрастных особенностей детей, развитие их эмоциональной сферы и воображения, стимулирование интереса к искусству и красоте, создание комфортной среды и позитивной атмосферы для развития творческих способностей.

Каковы основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?

Основные формы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста включают посещение выставок и музеев, участие в концертах и спектаклях, занятия по различным видам искусства. В качестве методов используются наблюдение, анализ, сравнение, творческие задания, игровые ситуации, просмотры и обсуждение произведений искусства.

Какое значение имеет эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования на базе Дзержинского Дворца детского и юношеского творчества?

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования на базе Дзержинского Дворца детского и юношеского творчества имеет большое значение, так как именно здесь дети получают возможность развивать свои творческие способности, познавать разные виды искусства, общаться с профессиональными художниками и педагогами, а также проявлять свои таланты и навыки.

Какая роль семьи в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста?

Семья играет важную роль в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста. Родители могут стать примером для своих детей в плане эстетического воспитания, показывая им красоту и гармонию в окружающем мире. Они могут развивать эстетическое воспитание детей через совместные походы в музеи, выставки, театры, читая художественные книги вместе с детьми и обсуждая их содержание. Таким образом, семья создает условия для формирования эстетической культуры и вкуса у детей.

Какие психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста связаны с особенностями их развития. В этом возрасте дети активно интересуются окружающим миром и способны воспринимать и анализировать художественную культуру. Важно создать для детей условия, в которых они смогут развиваться и раскрывать свои эстетические способности. Также важна роль педагога, который будет помогать детям понять и оценить красоту и гармонию.

Какие основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста?

Основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста включают экскурсии, посещения музеев, выставок, театров, а также ознакомление с художественной литературой и участие в творческих занятиях. Важно давать детям возможность самостоятельно выражать свои эстетические предпочтения, развивать их воображение и творческие способности. Также важна роль общения с педагогами и родителями, которые помогут детям развить свое чувство красоты и гармонии.

Какую роль играет семья в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста?

Семья играет ключевую роль в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста. Она является основным и первоначальным источником эстетических представлений и ценностей для детей. В семье формируются основы вкуса и эстетического восприятия, развивается эстетическое чувство и творческие способности ребенка.

Какие основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста существуют?

Основные формы и методы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста включают в себя ознакомление с произведениями искусства (литературными, художественными, музыкальными), посещение театров и концертов, различные творческие занятия (рисование, лепка, музыкальное исполнение), активное участие в культурной жизни семьи (просмотр фильмов, посещение выставок). Кроме того, уделяется внимание эстетическому оформлению образовательной среды и разнообразным играм и занятиям, способствующим эстетическому развитию детей.