Особенности работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3131 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 01.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих младших школьников 6
1.2 Особенности обучения и коррекционной работы со слабовидящими младшими школьниками 10
1.3 Особенности работы с сюжетными картинами в начальной школе 14
Глава 2. Практическое изучение особенностей работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками 19
2.1 Разработка программы работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками 19
2.2 Содержание программы 20
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

При этом, различные исследователи отмечали в сказке глубочайшее воспитательное средство.Сказка способствует решению следующих задач:- донесение до сознания ребенка в доступной форме общих ценностей для всех народов;- воспитание у ребенка любви ко всем людям, к природе;- расширение у ребенка кругозора и различных представлений о мире;- закладывание ребенку нравственных основ;- развитие связной речи у ребенка.Обобщение позиций целого ряда исследователей по вопросам развития речи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.В. Нищева и др.), можно выделить в следующие стадии использования сказки в процессе развития речи младших школьников с нарушением зрения в рамках данной программы:I стадия– познавательно-эффективная ориентировка, которая направлена на осмысление сюжета сказки, ее выразительное интонирование, а также исполнение сказочного образа.Цели этапа: интонировать голоса героев изучаемой сказки; использовать слова, являющиеся звукоподражательными, голоса животных с целью развития артикуляционного аппарата; познакомить младших школьников с образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обратить внимание младших школьников на содержательную сторону слова; применять игры, в которых младшие школьники продолжают высказывания взрослого.II стадия– словесного комментирования эмоционально-аффективных ситуаций. Слабовидящие младшие школьники учатся управлять собственными поведенческими реакциями при помощи словесных описаний тембра, динамики, а также выразительных движений и ритмического рисунка.Цели этапа: раскрыть основной замысел сказки; побуждать дошкольников к высказываниям по содержанию; воспроизводить основные эпизоды и факты;выражать словом свое отношение;уметь составлять коллективно словесные описания; активизировать в речи младших школьников образные выражения и сказочные повторы.III этап – выражения замещающей потребности, которая способствует приведению в равновесие эмоциональное поведение и выразительное слово.При этом, младшие школьники пробуют вносить новые элементы в сказку, сохраняя сюжетную линию.Совместная творческая деятельность по развитию умений составлять текст-описание с применением сказок вовлекает в процесс ее постановки даже мало активных детей, помогая при этом преодолеть им трудности в общении, речи. Особенно важно включать в занятия на данном этапе специальные упражнения и игры на развитие воображения, которые направлены на формирование правильного дыхания, четкой артикуляции, дикции, интонации.Занятия с применением сказки, былипостроены по следующему алгоритму: прослушивание сказки, рассказ услышанного (устное составление текста), проживание описанной ситуации, составлениесамостоятельного текста-описания. Перед тем, как педагог, логопед прочитывает сказку, проводится пропедевтическая работа, которая направлена на подготовкумладших школьников к восприятию текста (сюда относится отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение различных мало употребляемых слов или словосочетаний, содержащихся в изучаемом тексте и др.). Тексты сказок выбираются не объемные, читаются детям дважды, причем в медленном темпе. При повторном прочтении используется прием завершения младшими школьниками отдельных предложений. Разбор содержания сказок педагог(логопед) проводит в вопросно-ответной форме, при этом вопросы направлены на выделение главных моментов сюжетного действия, их последовательности, определение основных действующих лиц.В том случае, когда ребенку предлагается самостоятельное сочинение небольших сказок, историй, рассказов, это, в свою очередь, приближает его к уровню монологической речи, требуемому ему для перехода к новой деятельности. Младшие школьники придумывают и завершают сказку, составляют сказку на предложенную им тему, коллективно сочиняют новую сказку.Предположено, что одним из наиболее эффективных способов развития лексики слабовидящего младшего школьника, является сказка. В каждой сказке наблюдаются яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они воспринимаются детьми эмоционально, развивают не только воображение, наблюдательность и интерес ко всему, что окружает ребенка, но также являются действенным средством формирования детской речи, в том числе, связной речи у детей с нарушением зрения. Целесообразно использовать при работе со сказкой сюжетные картины.За основу приема по применению текстов сказок, использованных в ходе проекта, были взяты русские народные сказки (см. рис. 1-3).Рис. 1. Сюжетные картинки для составления текста-описания (по сказке «Лисичка со скалочкой»)Рис. 2. Сюжетные картинки для составления текста-описания (по сказке «Курочка-ряба»)Рис. 3. Сюжетные картинки для составления текста-описания (по сказке «Три медведя»)В завершение реализации и апробирования проекта предполагается проведение повторной диагностики для сравнения результатов и отслеживания динамики, следствие которой – эффективность проведенного мероприятия.ЗаключениеЦелью исследования было изучение особенностей работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками.В ходе достижения цели были решены задачи работы:Дана психолого-педагогическая характеристика слабовидящих младших школьников.Так, особенности развития речи ребенка с нарушенным зрением связаны с изменением темпа речи, нарушением ее словарно-семантической стороны, появлением «формализма».Изучение основных педагогических и психологических особенностей детей с нарушением зрения связано с осложнением процесса выявления общих закономерностей, специфических особенностей, патологических изменений в других частях детского организма, многообразием степеней нарушения основных зрительных функций в зависимости от заболевания.Описаны особенности обучения и коррекционной работы со слабовидящими младшими школьниками.Основной целью сопровождения учащихся с нарушением зрения является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с ними. Определение и реализация таких маршрутов по коррекционно- педагогической работе происходит поэтапно, согласно определенному алгоритму и осуществляется психологом, дефектологом, специальными педагогамиучреждения. Организация коррекционной работы в специальном образовательном учреждении для школьника с нарушением зрения требует комплексного подхода, который охватывает все аспекты решения трудностей, возникающих неизбежно в процессе обучения школьника с нарушением зрения, имеет определенные направления, особенности, алгоритм.Рассмотрены особенности работы с сюжетными картинами в начальной школе.Выявлено, что процессразвития умений работыс сюжетными картинами у младших школьниковсодержит в себе обучение нормам литературного языка, работу по обогащению активного и пассивного словаря и грамматического строя речи обучающихся, а также развитие навыка связной речи. В процессе обучения в начальной школе дети могут получать первый опыт грамотного изложения собственных мыслей на основе увиденного или услышанного. Первые сочинения-описания пишутся младшими школьниками на основе своего жизненного опыта, либо на основе небольших сказок, рассказов, сюжетных картинок и др., поэтому по объёмуони небольшие.Разработана программа работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях и в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками, а именно методы, приемы, организованы педагогические и логопедические условия для формирования лексики младших школьников с нарушением зрения.Список литературыАлексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – №4. – С.47-52.Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. - М.: Педагогика, 2011. - 346 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания, 2007. - №2. – С. 334-338.Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей / О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009. – 136 с.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 180 с.Комарова Е.В. Упражнение для развития анализа и синтеза текста и предложения / Е.В. Комарова // Логопед. – 2012. – №3. – С. 84-88.Львов М.Р. Основные теории речи. - М.: Издательский центр Академия, 2000.Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2012. - 224 с.Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т. А. Тюхалкина. Горький, 1989. - 88 с.Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. 384с.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников //Начальная школа. – 2003. – №2. – С.10-14.Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 Изд-во: Ассоциация XXI век, 2012.Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2011.Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 3-9.Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. -Великий Новгород, 2006. -68 с.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ[Электронный ресурс] Режим доступа:http://pedlib.ru(дата обращения 25.04.21).

1. Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2013. – 448c.
2. Бескоровайная Л.С. Современные открытые уроки русского языка. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
3. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. – №4. – С.47-52.
4. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.-3-е изд. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 680 с.
5. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов / Ю.С. Волкова. – Харьков: Ранок, 2009. – 39с.
6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. - М.: Педагогика, 2011. - 346 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
8. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Просвещение, 2011. - 270 с.
9. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания, 2007. - №2. – С. 334-338.
10. Ишимова О.А. Развитие речемыслительных способностей детей / О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2009. – 136 с.
11. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта, 2011. - 180 с.
12. Комарова Е.В. Упражнение для развития анализа и синтеза текста и предложения / Е.В. Комарова // Логопед. – 2012. – №3. – С. 84-88.
13. Львов М.Р. Основные теории речи. - М.: Издательский центр Академия, 2000.
14. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с.
15. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2012. - 224 с.
16. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т. А. Тюхалкина. Горький, 1989. - 88 с.
17. Основы логопедической работы с детьми. /Под общей редакцией Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
18. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. Минск: Харвест, 2011. 384с.
19. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.
20. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников //Начальная школа. – 2003. – №2. – С.10-14.
21. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык. К тайнам нашего языка. 3 класс. В 2 частях. Часть 2 Изд-во: Ассоциация XXI век, 2012.
22. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2011.
23. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2012. – №1. – С. 3-9.
24. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. -Великий Новгород, 2006. - 68 с.
25. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru (дата обращения 25.04.21).

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть при работе со слабовидящими младшими школьниками?

Одной из особенностей работы со слабовидящими младшими школьниками является необходимость адаптировать учебный материал и методики обучения под их возможности и потребности. Также важно учитывать особенности их восприятия и внимания, что позволит эффективно организовать учебно-коррекционный процесс.

Какие особенности есть при работе с сюжетной картиной на коррекционных занятиях со слабовидящими младшими школьниками?

Работа с сюжетной картиной на коррекционных занятиях со слабовидящими младшими школьниками требует использования специальных методов и средств обучения. Например, возможно использование тактильных моделей или адаптированных рисунков, которые помогут визуально ориентироваться и понимать содержание сюжета. Также важно активно привлекать слуховое и тактильное восприятие для более полного погружения в сюжет.

Какие психолого-педагогические характеристики имеют слабовидящие младшие школьники?

Слабовидящие младшие школьники имеют определенные особенности в психолого-педагогическом аспекте. Например, у них часто снижена общая активность, пассивность в обучении и повышенная утомляемость. Также они могут испытывать затруднения в концентрации внимания и восприятии информации. Важно проводить индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывая его особенности и потребности.

Какие методики обучения и коррекционной работы можно применять со слабовидящими младшими школьниками?

Слабовидящим младшим школьникам может быть полезно применение таких методик, как использование специальных обучающих материалов с увеличенными размерами шрифта, использование аудиоматериалов для обучения и контроля, применение тактильных и кинестетических методов обучения (например, через выполнение заданий с помощью дотиковых моделей). Важно подбирать методики и упражнения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Какие особенности работы с сюжетной картиной в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками?

Работа со сюжетной картиной среди слабовидящих младших школьников имеет свои особенности. Одна из них - использование больших, контрастных и ярких изображений для облегчения восприятия. Также важно активно задействовать тактильные и аудиальные ощущения, чтобы сделать процесс визуализации более полным. Еще одна особенность - использование специальных инструментов и материалов, которые позволяют младшим школьникам лучше различать и понимать содержание сюжетной картинки.

Какая психолого-педагогическая характеристика имеют слабовидящие младшие школьники?

Слабовидящие младшие школьники имеют свои характеристики с точки зрения психолого-педагогического развития. Они обычно имеют ограниченное или сниженное зрение, что влияет на их поведение и учебные возможности. Такие дети могут испытывать трудности в визуальном восприятии, анализе и интерпретации информации. Однако при соответствующем подходе и поддержке они могут успешно справляться в учебной деятельности.

Какие особенности обучения и коррекционной работы присутствуют у слабовидящих младших школьников?

У слабовидящих младших школьников есть несколько особенностей обучения и коррекционной работы. Они могут нуждаться в большей индивидуализации и адаптации материалов для преодоления трудностей зрительного восприятия. Кроме того, важно создать комфортные условия для работы, такие как хорошее освещение и удобная рабочая обстановка. Применение различных методик и технологий, таких как усиление звукового компонента или использование тактильных представлений, также является эффективным при обучении и коррекционной работе со слабовидящими детьми.

Какие особенности работы с сюжетной картиной на коррекционных занятиях со слабовидящими младшими школьниками?

Работа с сюжетной картиной на коррекционных занятиях со слабовидящими младшими школьниками имеет свои особенности. Важно учитывать их особенности восприятия и чуткость в подборе материала. Необходимо использовать тактильные и слуховые элементы, а также предоставлять возможность для активной участии ребенка в деятельности.

Как проводить коррекционную работу со слабовидящими младшими школьниками?

Коррекционная работа с слабовидящими младшими школьниками требует особого подхода. Важно проводить занятия в специально оборудованной комнате, используя тактильные и слуховые материалы, а также специальные технические средства. Необходимо создавать дружескую и безопасную атмосферу на занятиях, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог развиваться.

Какие особенности работы с сюжетными картинами в учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками?

В учебной деятельности со слабовидящими младшими школьниками работа с сюжетными картинами имеет свои особенности. Необходимо выбирать картинки с яркими и контрастными цветами, а также с четкими границами. Важно также использовать тактильные и слуховые элементы, чтобы помочь ребенку лучше воспринимать информацию и развивать свои навыки.