Исследование звукослоговой структуры слова у детей 6,5-7 лет с фонетико-фонематическим нарушением

  • 31 страница
  • 22 источника
  • Добавлена 15.12.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 6,5-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ 6
1.1 Определение фонетико-фонематического недоразвития 6
1.2 Характеристика детей 6,5-7 лет, страдающих фонетико-фонематическим недоразвитием 14
1.3 Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим нарушением 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ 6,5-7 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ 21
2.1 Цель, задачи, методы и организация констатирующего исследования. Характеристика экспериментальной группы 21
2.2 Содержание методики констатирующего эксперимента 23
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Фрагмент для ознакомления

В рамках данного этапа логопедом была реализована необходимая диагностика дошкольников. также на данном этапе были проанализированы результаты проведенной диагностики.3 этап – аналитический (с … по … (указать даты)). На данном этапе был проведен математический расчет результатов и произведен их качественный анализ. Подведены и сформулированы основные итоги проведенного исследования.Исследование проходило в… (учреждение, город). В исследовании принимали участие дошкольники в возрастеот 6,5 до 7 лет. 15 детей имели нормальное речевое развитие, 15 – ФФН речи.Обследование было проведено логопедом данного учреждения.Представим клиническую характеристику детей, принимавших участие в исследовании. Проанализировав данные медицинской карты, было выявлено, что для детейс нормальным речевым развитием характерна I группа здоровья, их физическое развитие соответствует норме.У детейс ФФН, согласно медицинским картам, не было выявлено нарушений слуховых и зрительных функций. Один ребенок из данной группы состоит на учете у невропатолога, двое – у аллерголога.Представим далее психолого-педагогическую характеристику детей.Так, дети без речевых нарушений активны, контактны, самостоятельны при выполнении различных заданий, у них наблюдается стойкий интерес к игровой деятельности, отмечена положительная мотивация при взаимодействии со взрослым (воспитатель) и сверстниками. Все детииз полных и благополучных семей. Родители имеют достаточно высокий образовательный ценз. Более половины дошкольников с ФФН менее активные, хоть и идут на контакт со взрослым. Они менее самостоятельны, чаще задают вопросы взрослому при выполнении задания, обращаются за помощью. Также у дошкольников с ФФН можно отметить недостаточно устойчивый интерес и внимание.Общая характеристика дошкольников с ФФН по клинико-педагогической классификации отмечалась стертая форма псевдобульбарной дизартрии (3 чел.), дислалия (5 чел.), ринолалия (7 чел.).Особенности звукопроизношения у дошкольников с ФФН: для всех детей характерны полиморфные произносительные нарушения. Чаще всего у детей отмечено искажение произношения звуков, характерных для более позднего онтогенеза, это шипящие и свистящие согласные звуки, а также «Р» и «Л».По клинико-педагогической классификации у детей выявлена моторная функциональная дислалия и смешанная форма дислалии, а также стертая форма псевдобульбарной дизартрии.2.2 Содержание методики констатирующего экспериментаМетодикаисследования Р.И. Лалаевойвключала в себя 3 группы заданий:1. Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи. В данной группе использовались задания, предполагающие имитацию слогов по таблицам Н.Б. Покровского, а также задания, направленные на изучение слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазиомонимов. Выполнение оценивалось в зависимости от количества правильно выполненных заданий – от 0 баллов (ошибки в выполнении свыше 15 заданий) до 4 (правильное выполнение всех заданий).2. Исследование моторной реализации во внешней речи включало в себя изучение состояния звукопроизношения, исследование звукослоговой структуры слова, а также исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении (с помощью таблиц А.С.Штерн). Задания, направленные на изучение моторной реализации во внешней речи,характеризовались такой же системой оценивания, что и предыдущие. Так, правильное воспроизведение всех предложенных слов соответствовало высокому уровню развития моторной реализации во внешней речи, правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов – низкому.Пример протокола Ани Б., 7 лет, представлен в Приложении 2.Результаты обследования нарушений устной речи у детей с ФФН по Р.И. Лалаевой представлены в Приложении 3 и на рисунке 1.Рис. 1. Результаты обследования нарушений устной речи у детей с ФФН, %Как видно из рисунка 1, детей с ФФН, имеющих высокий и низкий уровень сенсорно-перцептивного восприятия речи не было обнаружено. Ошибки в 11-15 заданиях отмечены у 26,7% детей, типичными из них являются перестановка слогов в слове, уподобление слогов, сокращение слоговой структуры слова. Средний уровень сенсорно-перцептивного восприятия речи выявлен более, чем у половины детей (53,3%), выше среднего – у 20% дошкольников.При исследовании моторной реализации во внешней речи не выявлен высокий уровень. Выше среднего уровень характерен для 13,3% детей, средний – для 40%. Правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры характерно для 33,4% дошкольников с ФФН, правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов – для 13,3% детей. Для некоторых дошкольников характернаперестановка слогов в слове.Результаты обследования нарушений устной речи у детей с нормальным речевым развитием по Р.И. Лалаевой представлены в Приложении 4 и на рисунке 2.Рис. 2. Результаты обследования нарушений устной речи у детей с нормальным речевым развитием по Р.И. Лалаевой, %Согласно полученным данным, среди детей с нормальным речевым развитием низкого уровня сенсорно-перцептивного восприятия речи и моторной реализации во внешней речи не было выявлено. Уровень ниже среднего выявлен лишь у 6,7% детей при исследовании сенсорно-перцептивного восприятия речи. Типичными ошибками в данном случае стали пропуски звуков и искаженное произношение звуков. Средний уровень моторной реализации во внешней речи свойственен для 6,7% детей, средний уровень сенсорно-перцептивного восприятия речи характерен для 20% детей.Выводы по второй главеВ практической части исследования проведено исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, моторной реализации во внешней речи при помощи использования методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой.Выявлены такие особенности звукослоговой структуры слова у детей с ФФН, как перестановка слогов в слове, уподобление слогов, сокращение слоговой структуры слова, неумение выполнить движение. Частые ошибки были допущены в трехсложных, четырехсложных и пятисложных словах.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность работы заключалась в необходимости организации логопедической работы с дошкольниками в связи с увеличением количества детей, имеющих СРРР, в частности, фонетико-фонематические нарушения речи (ФФНР).Указанная проблема широко освещалась в трудах многих авторов, но, в то же время нельзя утверждать, что исследованы все аспекты фонетико-фонематического недоразвития, что обуславливает актуальность данной работы. Несмотря на то, что в современных образовательных учреждениях достаточно активно внедряются разработки, направленные на выявление у детей различных логопедических проблем, а также методов по их коррекции, большое количество детей имеют различные дефекты речи. Многие дети имеют те или иные нарушения звукослоговой структуры, которые в современной науке признаны основными и наиболее стойкими компонентами в структуре дефекта общего недоразвития речи. Цельюисследования было изучение звукослоговой структуры слова у детей 6,5-7 лет с фонетико-фонематическим нарушением. Для достижения цели были решены задачи исследования:Определено понятие фонетико-фонематического недоразвития. Охарактеризованы дети, страдающие фонетико-фонематическим недоразвитием.Описаны особенности нарушений звукослоговой структуры слова.Исследованы особенности звукослоговой структуры слова дошкольников 6,5-7 лет с ФФН.В теоретической части работы было выявлено:у ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются различные речевые расстройства процессов формирования произносительной системы языка вследствие дефектов восприятия и, соответственно, произношения фонем. Другими словами, низкий уровень фонематического восприятия ребенка приводит к определенному нарушению звукопроизношения;освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, что в свою очередь открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи, а именно – уметь правильно подбирать их по смыслу, изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.В практической части исследования проведено исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, моторной реализации во внешней речи при помощи использования методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей Р.И. Лалаевой.Выявлены такие особенности звукослоговой структуры слова у детей с ФФН, как перестановка слогов в слове, уподобление слогов, сокращение слоговой структуры слова, неумение выполнить движение. Частые ошибки были допущены в трехсложных, четырехсложных и пятисложных словах.Таким образом, гипотеза исследования, согласно которой основными особенностями звукослоговой структуры слова у детей 6,5-7 лет с фонетико-фонематическим нарушением являются трудности в назывании трехсложных, четырехсложных и пятисложных слов, перестановка слогов в слове, уподобление слогов, сокращение слоговой структуры слова, была эмпирически подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий /Н.С. Варенцова. - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998. - 38 с.Васильева М.А., Гербова В.В. / Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М., 2003. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 2007.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., 1996.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; издательство «Союз», 2001.Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. Селивестрова Л.И. – М., 1997Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. – Автореф. …дис. канд.пед.наук. - М., 2000.Спирова А.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. – М., 1957.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.Хватцев М. Е. Алексия и дислексия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. — Москва: Владос, 2003. — Кн. 4: Нарушение письменной речи. Дислексия. Дискография : пособие для логопедов. — С. 67—111.Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий /Н.С. Варенцова. - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998. - 38 с.
3. Васильева М.А., Гербова В.В. / Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2008.
5. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2011. – 274 с.
8. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2001.
10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М., 2003.
11. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 2007.
12. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. - СПб., 1996.
13. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Лениздат; издательство «Союз», 2001.
14. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. Селивестрова Л.И. – М., 1997
15. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. – Автореф. …дис. канд.пед.наук. - М., 2000.
16. Спирова А.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. – М., 1957.
17. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.
18. Филичева Т.Б., Орлова О.С., Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии – Москва: Эксмо, 2015. – 320 с.
19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999.
20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
21. Хватцев М. Е. Алексия и дислексия. Методическое наследие: пособие для логопедов: в 5 кн. / под редакцией Л. С. Волкова. — Москва: Владос, 2003. — Кн. 4: Нарушение письменной речи. Дислексия. Дискография : пособие для логопедов. — С. 67—111.
22. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.


Узнать стоимость работы