Вам нужнадипломная работа?
Интересует Государственное и муниципальное управление?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Управление развитием информационнокоммуникативной инфраструктуры субъекта РФ (на примере Челябинской области)

  • 65 страниц
  • 0 источников
  • Добавлена 26.09.2021
5 940 руб.6 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах 7
1.1. Информационно-коммуникативная инфраструктура: понятия, классификация, факторы влияния 7
1.2. Управление информационно-коммуникативной инфраструктурой в регионе: цель, инструменты и модели 12
1.3. Методика оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктурой 22
Глава 2. Анализ эффективности управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах 31
2.1. Особенности экономического положения Челябинской области, влияющей на развитие информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах 31
2.2. Оценка эффективности управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионе 38
Глава 3. Направления совершенствования управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах 55
3.1. Система управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах 55
3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 58
Заключение 63
Библиографический список 65

Фрагмент для ознакомления

Среди предприятий широко используются такие технологии, как компьютер и Интернет, беспроводная сеть, а также мобильный и широкополосный Интернет, становятся все более популярными. Относительно высокая доля предприятий, заявляющих об использовании технологий, охватывающих вопросы безопасности хранения и передачи данных, может указывать на то, что эти потребности считаются очень важными. Результаты исследования однозначно указывают на относительно новые технологии, чаще всего передовые, среди которых «интеллектуальные» инструменты обработки и анализа данных, управления пространственными данными и технологии виртуальной реальности. Информационные технологии широко распространены в таких областях, как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, веб-сайты, заказы, платежи и бухгалтерский учет. Также высока доля предприятий, использующих технологии в области интеграции с получателями / поставщиками, для осуществления платежей, заказов, маркетинговой деятельности и в области взаимоотношений с клиентами. Предприятия также заявляют о широком применении технологий в области сбора знаний, использования баз данных и других источников информационных ресурсов, а также в контактах с государственным управлением. Некоторые области применения (например, автоматизация производства, логистика, технологии виртуальной реальности) декларируются нечасто, вероятно, из-за того, что они требуют определенного бизнес-профиля.Более половины предприятий заявляют об использовании технологий в области «управления компанией, поддержки процессов принятия решений, планирования, прогнозов», хотя объем этого управления, поддерживаемого технологиями, может сильно различаться между предприятиями. Среди рассмотренных характеристик предприятий наиболее сильным фактором, влияющим на использование информационных технологий, был размер предприятия.Результаты использования информационных технологий на предприятиях с разбивкой по категориям размеров предприятий показывают, что наиболее популярные технологии (компьютер, Интернет) нацелены на 100% использование во всех категориях размеров предприятий; другие технологии, связанные с функциями доступа к сети, вероятно, присоединятся к этой группе, вероятно, из-за их полезности и практической доступности (широкополосная связь, мобильность, беспроводная сеть). Для беспроводной сети текущие результаты подтверждают относительно высокий процент использования этой технологии, а также отсутствие четкой концентрации результатов вокруг более крупных компаний. Большая дифференциация от размера предприятия чаще всего соответствует относительно более низкому уровню использования технологий. В основном это касается более продвинутых технологий, внедрение которых явно сосредоточено вокруг крупных компаний.результаты по целям и областям использования информационных технологий на предприятиях с разбивкой по категориям размера предприятий показывают, что для целей и областей, которым обычно помогают информационные технологии и не демонстрируют значительной дифференциации по размеру, основные категории - это бухгалтерия, платежи, заказы и общение компании с внешней средой, осуществляемое в форме электронной почты, информация на сайте. Эта группа целей и областей также включает в себя область «интеграции с получателями / поставщиками, платежами, заказами, маркетингом, отношениями с клиентами», что не демонстрирует значительной дифференциации между предприятиями различных размеров. Наиболее часто используемые области, связанные с автоматизацией производства, компьютеризацией услуг, контролем качества, управлением компанией и поддержкой процессов принятия решений, планирования и прогнозирования. Среди областей применения, которые должны применяться практически ко всем предприятиям, относительно низкие результаты были получены в следующих областях: социальные аспекты бизнеса, управление охраной труда и окружающей среды, что может свидетельствовать об относительно низкой популярности данной темы в связи с использованием технологий и необходимости их распространения. При доминирующем влиянии размера предприятий влияние других факторов было определенно слабее. В частности, результаты показывают, что влияние местоположения компании не так существенно.Такой результат может до некоторой степени укладываться в общепринятые черты информационного общества, где доступ к ИКИ должен способствовать преодолению географических барьеров и, следовательно, расположению компании в экономически более слабых регионах страны. Относительно большая дифференциация результатов была получена в разбивке по отраслям экономики и видам деятельности. Среди проанализированных секторов экономики самые высокие результаты, отражающие использование информационных технологий, были получены для сектора информации и связи и сектора науки и технологий, финансового сектора. Доминирование этих секторов особенно заметно в случае передовых и относительно новых технологий, таких как: передовые мультимедийные технологии, передовые, «интеллектуальные» инструменты обработки и анализа данных и технологии виртуальной реальности. Результаты, важные для целей формулирования оценки, касаются экологических характеристик предприятий, связанных с их сотрудничеством с другими партнерами, которые являются «мягкими» характеристиками, заявленными предприятиями, в отличие от строгих «метрических» данных, таких как размер, сектор, местоположение.Высокие результаты были получены предприятиями региона, сотрудничающими с крупными предприятиями, учреждениями, сетями или корпорациями, а также с более широким заявленным географическим диапазоном деятельности. Уровень использования технологий обычно растет с увеличением географического охвата деятельности компании, при этом самые высокие результаты достигаются компаниями с глобальным охватом.Для расчета общего комплексного показателя, характеризующего уровень развития ИКИ, каждому из направлений, представленных в таблице 3, присваивается коэффициент значимости.Таблица 3. Коэффициент значимости показателей направлений развития ИКИНаправления развития ИКИКоэффициент значимости 1. Создание условий для развития ИКИ региона0,32 2. Уровень цифровизации предприятий региона0,38 3. Мероприятия по внедрению ПО и цифровых технологий0,30В таблице 4 представлен расчет весовых коэффициентов для используемых показателей. Расчет производился методом экспертных оценок, в качестве экспертов выступали сотрудники органов государственного управления. Эксперты проставили количество баллов каждому показателю от 1 до 10.Таблица 4. Расчет коэффициентов значимости для показателей развития ИКТИ методом экспертных оценокЭксперт 1Эксперт 2Эксперт 3ИТОГОВес 1. Создание условий для развития ИКИ региона5982222/68=0,32 2. Уровень цифровизации предприятий региона79102626/68=0,38 3. Мероприятия по внедрению ПО и цифровых технологий9562020/68=0,30ИТОГО212324681,00Поскольку все показатели имеют разные единицы измерения, мы рассчитали индекс для каждого показателя :Где – значение i-ого вида показателя предыдущего периода; - значение i-ого вида показателя текущего периода.Показатели оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктурой Челябинской области представлены в таблице 5.Таблица 5. Показатели оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктуройНаправления, индикаторы2015 2016 2017 2018 2019 2020Направление 1. Показатели, характеризующие развития ИКИ, связанную с созданием условий для цифровизации бизнеса.Скорость обновления основных средств1,2801,1201,2101,0601,1801,270Производительность труда0,9300,9700,7400,8900,9101,020Долясотрудников, получивших профессиональное обучение по ИКТ1,1201,2001,1301,0101,0701,120Рост рабочих мест, обеспеченных ИКТ1,1100,8901,2301,0401,0201,010Рост уровня информатизации предприятий0,8300,9700,8500,8900,9901,090Интегральный индикатор Ij (1) Ij (1) = 5√i1 * i2 * i3 * i4 * i51,0401,0300,9900,9801,0301,050Направление 2. Показатели, характеризующие уровень цифровизации предприятий региона.Количество организаций, имеющих собственный веб-сайт1,1201,1001,1500,9600,9301,210Количество организаций, использовавших персональные компьютеры1,0500,9301,1501,0501,0101,090Количество организаций, использовавших ПЭВМ других типов 0,7200,8500,8200,9400,9400,940 Рост количество патентов на технологии1,1501,0101,1501,0300,9401,040Объем нематериальных активов к объему общих затрат1,1001,0101,0000,9901,0701,080Интегральный индикатор Ij(2) Ij (2) = 5√i1*i2*i3*i4*i5 1,0100,9801,0500,9900,9801,070Направление 3 - Показатели, характеризующие деятельность по внедрению ПО и цифровых технологийДоля инновационных продуктов в общем объеме продаж0,8700,8300,9401,1501,0601,170Доля населения, использующего интернет0,9900,9800,8901,0700,9001,110Рост количества внедренных цифровых технологий0,8700,8700,9800,9801,0901,160Количество организаций, использовавших сеть интернет0,9500,9301,1301,0601,0601,140Количество организаций, имеющих широкополосный доступ к интернет0,9900,6900,7800,7901,0501,120Интегральный индикатор Ij(3) Ij (3) = 5√i1 * i2 * i3 * i4 * i50,9300,8500,9901,0001,0301,140В таблице 6 представлен горизонтальный анализ показателей оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктурой.Таблица 6. Вертикальный анализ показателей оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктуройНаправления, индикаторы20162017201820192020Направление 1. Показатели, характеризующие развития ИКИ, связанную с созданием условий для цифровизации бизнеса.K1 21,7523,4521,6822,8223,05K2 18,8314,3418,2017,6018,51K3 23,3021,9020,6520,7020,33K4 17,2823,8421,2719,7318,33K5 18,8316,4718,2019,1519,78ИТОГО100,00100,00100,00100,00100,00Направление 2. Показатели, характеризующие уровень цифровизации предприятий региона.K6 22,4521,8219,3219,0222,57К718,9821,8221,1320,6520,34К8 17,3515,5618,9119,2217,54К9 20,6121,8220,7219,2219,40К10 20,6118,9819,9221,8820,15ИТОГО100,00100,00100,00100,00100,00Направление 3 - Показатели, характеризующие деятельность по внедрению ПО и цифровых технологийК1119,3019,9222,7720,5420,53К12 22,7918,8621,1917,4419,47К13 20,2320,7619,4121,1220,35К14 21,6323,9420,9920,5420,00К15 16,0516,5315,6420,3519,65ИТОГО100,00100,00100,00100,00100,00Как мы видим, по показателям первого блока снижение произошло за счет снижения обучения сотрудников, а также производительности труда. Во втором блоке – снижение за счет патентов и отношения объема нематериальных активов к общему объему затрат, а увеличение за счет доли организаций, использующих персональные компьютеры. Третий блок характеризуется снижением доли количества организаций, имеющих сеть интернет, а увеличение за счет широкополосного интернета.В таблице 7 представлен горизонтальный анализ показателей оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктурой.Таблица 7. Горизонтальныйанализ показателей оценки эффективности управления информационно-коммуникативной инфраструктуройНаправления, индикаторы2016 2017 2018 2019 2020Отклонение показателяАбсолютное (в руб.)Относительное (в %)Направление 1. Показатели, характеризующие развития ИКИ, связанную с созданием условий для цифровизации бизнеса.K1 1,121,211,061,181,270,1513,39K2 0,970,740,890,911,020,055,15K3 1,21,131,011,071,12-0,08-6,67K4 0,891,231,041,021,010,1213,48K5 0,970,850,890,991,090,1212,37Ij (1) 1,030,990,981,031,050,021,94Направление 2. Показатели, характеризующие уровень цифровизации предприятий региона.K6 1,11,150,960,931,210,1110,00К70,931,151,051,011,090,1617,20К8 0,850,820,940,940,940,0910,59К9 1,011,151,030,941,040,032,97К10 1,0110,991,071,080,076,93Ij(2) 0,981,050,990,981,070,099,18Направление 3 - Показатели, характеризующие деятельность по внедрению ПО и цифровых технологийК110,830,941,151,061,170,3440,96К12 0,980,891,070,91,110,1313,27К13 0,870,980,981,091,160,2933,33К14 0,931,131,061,061,140,2122,58К15 0,690,780,791,051,120,4362,32Ij0,850,9911,031,140,2934,12На рисунке 15 представлено визуальное представление рассчитанных интегральных индексов трех направлений.Рисунок 15. Визуальное представление рассчитанных интегральных индексов трех направлений развития ИКИАнализ полученных результатов демонстрирует нам, что интегральные показатели развития ИКИ в 2020 г. выше 1, что говорит о высоком ее уровне, кроме того, можно увидеть, что ежегодно уровень развития ИКИ увеличивается.Выводы по второй главеПроведен анализ условий развития и оценка современного состояния развития информационно-коммуникативной инфраструктуры в Челябинской области. Показано, что в последнее время уровень его развития серьезно увеличился, в тоже время существуют ограничения. Результаты анализа свидетельствуют о недостаточной роли информационно-коммуникативной инфраструктуры, незначительном вкладе в ВРП и решении проблемы занятости. В целом динамика изучаемых показателей не позволяет говорить об устойчивом прогрессивном развитии экономики Челябинской области и указывает на необходимость реализации сбалансированных программ по поддержке, учитывающих как отраслевые особенности, так и территориальную неоднородность. Изучены информационно-коммуникационная инфраструктура и уровень цифровизации региона в экономике Челябинской области. Показано, что цифровизация играет важную роль во многих сферах повседневной жизни. В промышленной среде все больше и больше компаний также принимают меры для интеграции технологий в бизнес-процессы и, таким образом, для оцифровки своих процессов.Обосновано, что быстрое развитие развития информационно-коммуникативной инфраструктуры в Челябинской области и ее доступный характер побуждают людей использовать ее на массовом уровне, делая их жизнь и бизнес проще. Это заставляет предприятия и их экосистемы трансформироваться, чтобы улучшить свое конкурентное положение, а иногда даже сохранить его. Эта трансформация ориентирована на основы взаимоотношений с клиентами и операций, хотя она затрагивает все сферы, поэтому цифровое преобразование является защитным действием, а также создает возможности для новых бизнес-концепций, получения доходов и повышения эффективности. Обосновано, что компании, для которых информационно-коммуникативная инфраструктура является доступной успешно проводят процесс трансформации, получая конкурентное преимущество на рынке.Глава 3. Направления совершенствования управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионах3.1. Система управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионахУправлением развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионе занимается Министерство информационных технологий, связи и цифрового развития Челябинской области (далее – Министерство) - исполнительный орган государственной власти, который осуществляет контроль и реализацию государственной политики в сфере развития информационного общества региона, выполняя функции оператора электронного правительства. Задачи Министерства представлены на рисунке 16:Рисунок 16. Задачи МинистерстваНа рисунке 17 представлена институциональная инфраструктура управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в Челябинской области.Рисунок 17. Институциональная инфраструктура управления развитием информационно-коммуникативной инфраструктуры в Челябинской областиВажными причинами замедления развития информационно-коммуникативной инфраструктуры в Челябинской области являются:- несовершенство законодательства в целом;- высокое налоговое давление;- недостаточная поддержка государством;- отсутствие действенных механизмов внедрения и реализации государственной политики в части поддержки развития ИКТИ;- проблемы и недостатки в системе, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров.Для того чтобы ускорить развитие информационно-коммуникативной инфраструктуры в регионе нужно принять следующие меры:- разработать рациональную нормативно-правовую базу;- улучшить процедуру получения разрешений и регистрационных документов;- повысить доступность финансовых и кредитных ресурсов;- расширить информационную и правовую осведомленность субъектов предпринимательской деятельности;- улучшить инфраструктуру бизнеса.Успешному осуществлению механизма формирования стратегии развития Челябинской области значительно препятствует ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, и низкая эффективность их использования. Существующие принципы, методы и формы бюджетного финансирования социально-экономического развития, подходы к нему не соответствуют его потребностям. В то же время внебюджетный механизм финансирования является малоразвитым, что обусловлено неразработанностью соответствующей нормативно-правовой базы, которая бы стимулировала благотворительную, меценатскую деятельность и способствовала привлечению инвестиций в развитие ИКТИ. 3.2. Расчет эффективности предлагаемых мероприятийМногие проблемы управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры России могут быть решены путем совершенствования государственной политики в данной сфере на национальном и местном уровнях в контексте устойчивого развития. Институциональные рамки информационно-коммуникационной инфраструктуры России должны быть доработаны, чтобы эффективно решать сложившиеся проблемы. Для достижения этой цели необходимо четко определить роли, обязанности и отношения различных участников управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры России. Большая часть мер реализации управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры фактически осуществляется на местном уровне. Поэтому необходима децентрализация полномочий до уровня «субъектов Федерации» и местного уровня. Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию государственной политики.Федеральный уровень: 1) четкое распределение обязанностей, связанных с политикой в сфере инженерной инфраструктуры и благоустройства; 2) Разработка нормативно-правовых актов для укрепления ответственности за управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры. Основные обязанности на уровне федерального правительства должны включать: разработку комплексной федеральной политики в сфере управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры; установление правовых и финансовых условий для федеральной политики развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; мониторинг и диагностика эффективности проводимых мероприятий регулирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Необходимо улучшить связь и координацию между федеральным уровнем, субъектами Федерации и муниципалитетами. Важную роль играет получение информации и обратной связи от органов управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры на разных уровнях управления, а также других заинтересованных сторон в данном секторе. Обязанности органов власти регионального уровня должны включать: 1) реализацию региональных программ развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; 2) контроль за реализацией данных программ на муниципальном уровне; 3) разработка региональных инструментов управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры, в частности механизмов финансирования.Должно быть эффективное сотрудничество между различными ведомствами / комитетами / министерствами, отвечающими за развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры. Муниципалитеты являются основными органами по реализации мероприятий по управлению развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры, а именно: 1) разработка муниципальных программ развития информационно-коммуникационной инфраструктуры согласно федеральным и региональным политикам и руководящим принципам;2) реализация программ поддержки социального жилья с использованием федеральных, региональных и местных фондов; 3) планирование землепользования и развития ИКТ; 4) разработка планов действий по модернизации объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры; 5) обеспечение эффективного управления, эксплуатации, ремонта объектов инфраструктуры. Согласно экспертным оценкам, реализация предложенных мероприятий позволит, прежде всего, повысить экономическую эффективность предприятий на 10% ежегодно за счет более расширенного использования информационно-коммуникационной инфраструктуры. На рисунке 18представлен расчет линии тренда для уровня инновационной активности организаций Челябинской области по фактическим данным.Рисунок 18. Расчет линии тренда уровня инновационной активностиИспользуя полученное уравнение, был получен прогноз на три года уровня инновационной активности без учета предлагаемых мероприятий, данные которого были увеличены на 10 % при условии их реализации (рисунок 19).Рисунок 19. Прогноз уровня инновационной активности с учетом предлагаемых мероприятий и без нихПо мнению автора, модель совершенствования процессов управления развитием ИКТИ представляет собой сложившуюся совокупность методов, инструментов, способов практической реализации данных процессов, характеризующийся наличием взаимосвязанных аспектов, которые воздействуют на качество информационно-коммуникационной инфраструктуры. Эффективно функционирующая модель управления развитием ИКТИ характеризуется скоординированностью его участников при осуществлении проектов благоустройства информационно-коммуникационной инфраструктуры, диверсификация источников инвестиционных ресурсов, сбалансированностью факторов, детерминирующих предложение и спрос на рынке жилой недвижимости, обеспечением надежности функционирования всего механизма и его элементов в отдельности с учетом вероятных рисков. Таким образом, в третей главе сформулированы предложения по совершенствованию управления ИКТИ Челябинской области: для улучшения взаимодействия между участниками процесса управления развитием ИКТИ разработана модель совершенствования управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры, сочетающая в себе все указанные выше рекомендации и предложения. Разработаны принципы формирования базы знаний по управления развитием ИКИ; разграничены роли и обязанности в секторе управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; определена ответственность за управления развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры и основные обязанности органов государственного управления всех уровней.ЗаключениеПроведенное исследование позволило достичь цели исследования: решена научная задача по разработке методики оценки инновационной активности организации в современных экономических условиях, для чего решены следующие задачи:Уточнено содержание понятия ИКТИ региона с учетом современных экономических условий и обосновать влияние ИКТИ на экономические показатели развития региона и цифровизацию общества. Показано, что на сегодняшний день ИКТИ - одно из самых сложных явлений, определяющих экономический рост, развитие и устойчивость финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия / региона / государства. В обществе растет осознание зависимости перспектив дальнейшего развития от прогресса во внедрении информационных технологий. Однако вопрос оценки состояния и развития внедрения информационно-коммуникационных технологий до сих пор остается без однозначного ответа, что свидетельствует о недостатке исследований в этой области, в частности, применительно к международной среде и с учетом специфики национальные условия.Определены состояние и перспективы эффективности управления развитием ИКТИ региона в условиях экономической нестабильности, связанные, прежде всего, с цифровизацией экономики и структурной трансформации экономики, необходимостью инвестиционных вложений в реальный сектор экономики.Обоснована необходимость совершенствования управления развитием ИКТИ региона, предложена методика проведения оценки.Выделены приоритетные направления совершенствования управления развитием ИКТИ региона в условиях экономической нестабильности.В работе систематизирована проблема оценки эффективности управления развитием ИКТИ региона. В результате исследования решаются следующие задачи: рассмотрена и обоснована необходимость оценки эффективности управления развитием ИКТИ региона.Предлагаемый методический подход к оценке эффективности управления развитием ИКТИ региона, основанный на комплексной оценке основных направлений инновационной деятельности, позволяет выявить наиболее перспективные направления (виды) в соответствии с приоритетами развития. На наш взгляд, развитие ИКТИ региона зависит от формирования интегрированной структуры с целью повышения финансовых показателей, проведения технологической модернизации, производства и реализации конкурентоспособной продукции, а также минимизации бизнес-рисков.Библиографический список

нет

Узнать стоимость работы