Развитие творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3939 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 24.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей 5
1.1 Теоретические основы развития творческих способностей личности 5
1.2 Общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения 12
1.3 Проявления творческих способностей в исследовательской деятельности по химии 20
Глава 2. Экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей в исследовательской деятельности по химии 25
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химии 25
2.2 Организация работы по развитию творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химии 30
Заключение 37
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась применением единых апробированных методик, адекватностью групп по возрасту и составу.Диагностическое обследование развития творческих способностей учащихся на уроках технологии проводилось при помощи методик «Опросник креативности Джонсона» и «Незавершенные фигуры» (Е. Торренс).Для диагностики развития творческих способностей учащихся использовалась методики «Опросник креативности Джонсона» и «Незавершенные фигуры» (Е. Торренс).Полученные данные по этим методикам представлены в таблице 1 и в таблице 2.Таблица 1 – Результаты по методике «Опросник креативности Джонсона».№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём40Очень высокий2.Б. Стёпа21Средний3.Б. Зарина38Очень высокий4.Б. Соня25Средний5.Б. София35Очень высокий6.К.Ваня33Высокий7.К. Даша39Очень высокий8.К. Илья35Очень высокий9.К. Серёжа29Высокий10.Куз. Серёжа39Очень высокий11.Л. Даня23Средний12.Л. Виталик37Очень высокий13.М. Оля27Высокий14.М. Илья40Очень высокий15.Н. Тимофей19Средний16.С. Катя32Средний17.С. Оля37Очень высокий18.Т. Маша29Высокий19.Ф.Захар31Высокий20.Х.Марсель34Очень высокийПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 1).Рисунок 1 – Анализ показателей по методике «Опросник креативности Джонсона»Таким образом, полученные результаты анализа творческих способностей учащихся позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели очень высокого уровня развития творческих способностей. Это свидетельствует о том, что младшие школьники ощущают тонкие, неопределенные и сложные особенности окружающей реальности (чувствительны к проблеме, предпочитают сложности), выдвигают и выражают большое число самых разных идей в этих условиях (беглость), предлагают различные виды, типы, категории идей (гибкость), предлагают дополнительные детали, идеи, версии либо решения (находчивость, изобретательность), проявляют воображение, чувство юмора и развивают гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию), демонстрируют поведение, являющееся неожиданным, оригинальным, однако полезным, чтобы решать проблемы (уникальность, изобретательность и продуктивность), воздерживаются от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигают самые разные идеи и выбирают лучшую, т.е. они независимы и нестандартны), проявляют уверенность в собственном решении, несмотря на возникшие затруднения, берут на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, которое содействует решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).Таблица 2 – Результаты по методике «Незавершенные фигуры» (Е. Торренс).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень развития1.А. Артём70Отлично2.Б. Стёпа69Выше нормы3.Б. Зарина68Выше нормы4.Б. Соня55Норма5.Б. София66Выше нормы6.К.Ваня53Норма7.К. Даша67Выше нормы8.К. Илья68Выше нормы9.К. Серёжа69Выше нормы10.Куз. Серёжа69Выше нормы11.Л. Даня63Несколько выше12.Л. Виталик37Выше нормы13.М. Оля65Несколько выше14.М. Илья69Выше нормы15.Н. Тимофей49Норма16.С. Катя66Выше нормы17.С. Оля67Выше нормы18.Т. Маша64Несколько выше нормы19.Ф.Захар63Несколько выше нормы20.Х.Марсель68Выше нормыПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Незавершенные фигуры» (Е. Торренс)Таким образом, полученные результаты анализа творческих способностей учащихся на уроках технологии позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели выше нормы развития творческих способностей. Это свидетельствует о том, что деятельность учащихся отличается беглость, оригинальностью, сопротивление замыканию, разработанностью, абстрактностью.2.2 Организация работы по развитию творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химииСтруктура креативного урока по методологии творчества отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели урока, адекватные целям креативного образования в целом – сделать процесс обучения развивающим [6]. Тип обучения, оказывающий влияние на развитие, формирует активные виды познавательной деятельности учащихся. Овладение различными способами разных видов активной деятельности обогащает развитие ученика. Каждый креативный урок должен состоять из нескольких обязательных блоков:Мотивация (удивление, сюрприз). С целью развития познавательного интереса учащихся, пробуждения их поисковой активности используется «эффект чуда». Это могут быть различные объекты: игрушки, модели, а также кроссворды, ребусы, загадки. Мотивационная аранжировка уроков заключается в использовании специально продуманных заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе урока. Начало урока с «яркого пятна» побуждает интерес учащихся к изучаемому материалу.Содержательная часть программы курса. Этот блок направлен на развитие творческого воображения учащихся для решения сложных познавательных задач. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности. Содержание организации обучения должно быть направлено на развитие таких качеств, как способность ставить новые учебные цели и задачи (целеполагание), планирование реализации целей, выбор путей и средств для достижения цели, заинтересованность в самостоятельном решении проблемы, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.Резюме. Последним блоком в структуре креативного урока является резюме, т. е. проводится рефлексия. Учитель лишь кратко подводит итоги урока, основную оценку которому дают ученики. На данном этапе урока происходит развитие навыков оценивания и контроля своих действий и действий окружающих, прогнозирования и корректировки личной и коллективной деятельности. Рефлексия позволяет выявить потребности учащихся.Приведу пример креативного урока с использованием творческих задач.1. Блок Мотивация.Все учителя химии отмечают, что учащиеся с большим интересом относятся к новому предмету. Необходимо поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого можно использовать творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. Если ученик красноречив, любит выступать перед публикой, ему целесообразно предложить подготовить доклад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, тогда рассказ ведется от первого лица. Тот, кто неплохо сочиняет, составляет загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Или основываясь на свойствах изученных веществ, придумать сказку «Кто важнее?» Усидчивые составляют кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Например, по химии кроссворды по темам: «Кислород», «Водород», «Вода», и другие. Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени можно предлагать выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”, знакомя восьмиклассников с химическими элементами, их символами и названиями, предлагается ребятам найти объяснение этим названиям и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта. В центре листа помещается непосредственно рисунок, отражающий название элемента, а вокруг – даты, цифры, фамилии, говорящие о том, кто и когда открыл данный химический элемент, какова его плотность, температура плавления и кипения, процентное содержание в земной коре и организме человека и т.д. При изучении в девятом классе тем «Металлы» и «Неметаллы» учащиеся рисуют применение человеком этих веществ. Учащиеся сами представляют свои работы в начале урока.Для проверки знаний учащихся на уроках химии в средней школе вместо традиционного фронтального опроса можно предложить учащимся решить кроссворд (рис. 1).Рис. 1.Химический кроссвордПо горизонтали.1.Жидкость красно-бурого цвета с резким зловонным запахом.4.Это вставляют в воронку при фильтровании.5.Неметалл, твердый, желтого цвета.8.Инертный газ.9.Металл, названный в честь могучих сыновей богини земли Геи (греческая мифология).По вертикали.2.Количество вещества.3.Неметалл красного цвета, применяется в производстве спичек.6.Инертный газ, в переводе с латинского «блестящий, светящийся».7.Составная часть воздуха.Ученики могут сами сформулировать тему урока, разгадав ребус (рис. 2)Рис 2. Химические ребусыМысль, заставит ребят думать, анализировать, сравнивать. Встреча с удивительным обеспечит интерес и продуктивность учебной деятельности.Учащиеся, успешно справившись с освоением основных интеллектуальных умений, готовы к ведению исследовательской работы. 2. Блок творческого разогрева.Начать активизацию мыслительной деятельности лучше всего с интеллектуальной разминки, включающей задания, для выполнения которых необходимо осуществлять различные мыслительные операции. Она позволяет учителю выявить уровень развития определённых интеллектуальных умений учащихся, что, в свою очередь, является основой для подбора более сложных заданий, требующих установления причинно-следственных связей между явлениями, анализа на основе сравнения, выделения главного, нахождения общего и частного, построения доказательств и аргументированной защиты своего мнения.Приведу примеры заданий от простого к сложному.Найдите слова, объединяющие перечисленные названия веществ: сахар, ацетон, фруктоза; гипс, мрамор, известняк. Можно ли в алюминиевой посуде варить щи? квасить капусту? кипятить бельё в растворе хозяйственного мыла?Предположите, что произойдёт, если на Земле исчезнет железо.Придумайте простой опыт, доказывающий присутствие углекислого газа в бутылке с лимонадом.Натуральный мёд содержит глюкозу и фруктозу. Предложите способ получения искусственного мёда.Учёные изобрели аппарат для получения кислорода из воды. спрогнозируйте дальнейшие события и возможные изменения в природе.У вас есть фенол и формальдегид. Составьте проект по производству новых веществ и области их применения. Исключите лишнее: негашённая известь, жжёная магнезия, гашёная известь, мел, мрамор (жжёная магнезия – соединение магния, остальные – соединения кальция).3. Теоретический блок. Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках химии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. Это могут быть проблемные задачи или задания дивергентного типа, которые допускают множество ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в реальной жизни. Поступить можно по-разному, но не все они приводят к положительным результатам. Иногда правильным может быть одно единственное решение. Творческие задачи требуют от учащихся большей самостоятельности мышления. По содержанию они могут быть познавательными и нестандартными, экспериментально-исследовательскими и конструкторскими. Это, по сути, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьёзного размышления. Например, экспериментальные творческие задачи с экологической направленностью. Сливаем щелочь и кислоту без индикатора. Вопрос: происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваем). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Ждём от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора). Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.Что общего у веществ, формулы которых: Na2SO4 и NaOH?На первом месте в формуле элемент натрий.В состав этих веществ входит элемент кислород.Оба вещества являются сложными.Задание на выдвижение гипотез:На основании положения алюминия в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, сделайте предположение о том, какие химические свойства он будет проявлять. Учащиеся выдвигают гипотезы: алюминий – металл/неметалл, окислитель/восстановитель. Гипотеза подтверждается или опровергается после выполнения учащимися лабораторного опыта.Задание на нахождение закономерностей:Первый представитель гомологического рада алканов метан СН4, второй – этан С2Н6, третий – пропан С3Н8. Какова формула следующего алкана? Выведите общую формулу всех алканов.В теоретическом блоке содержание материала может быть передано также через задачи открытого типа [7]. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия»4. Блок резюме.Учитель подводит краткие итоги урока, выявляет мнение учащихся об уроке. Например игра «Радуга»: дети рисуют цветными карандашами. По цвету учитель определяет эмоциональное состояние ребёнка на уроке. Можно задать такие вопросы:Что вам запомнилось на уроке?Узнали ли вы что-то новое на уроке?Где вам могут пригодиться полученные знания?Учитель может попросить учеников друг друга.На данном этапе урока школьники учатся давать объективную оценку себе и окружающим, задумываются о том, где они могут применить полученные знания.Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от учителя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития детей является главной наградой в деятельности учителя: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся. ЗаключениеТворческие способности рассматриваются в качестве общих способностей к творчеству, характеризующую всю личность, проявляющиеся в самых разных активностях, понимаются в качестве относительно независимого фактора одаренности: в области развития воображения и развития качеств творческого мышления.Творчество – это такая деятельность в процессе, которого создается нечто новое. Творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.).творчество является процессом деятельности, создающим качественно новые материалы и духовные ценности либо итогом создания по-настоящему нового. В свою очередь, творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к новым знаниям. Качественными показателями будут гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость.В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не всегда высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, учащиеся с низким уровнем обучения могут проявить себя, повысить свою самооценку. Методология творчества дает и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления, учит смотреть на мир системно и управлять процессом мышления. Кроме того, подача знаний должна быть такой, чтобы обеспечить их осмысление учащимися. Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.Креативность мы рассматриваем в качестве качественного изменения психики индивидуума, оказывающего влияние на весь опыт его жизнедеятельности, которые характеризуется принятием нетипичных решений, интересом к исследовательской деятельности, саморазвитию, и позволяет создавать принципиально новые идеи, продукты. Процесс развития творческих способностей ведет к появлению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. Творческие способности свойственны каждому человеку, они появляются и развиваются в ходе деятельности.Список литературы

.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические основы развития творческих способностей личности и их общие характеристики на разных этапах учения. Также рассматриваются проявления творческих способностей в исследовательской деятельности по химии.

Какие основные особенности развития творческих способностей личности на разных этапах учения?

На начальном этапе учения учащиеся активно экспериментируют и проявляют креативные способности. В процессе освоения более сложных знаний и навыков, творческие способности могут быть ограничены и подавлены. На более продвинутых этапах обучения, учащиеся могут развить и применить свои творческие способности в исследовательской деятельности.

Какие проявления творческих способностей рассматриваются в исследовательской деятельности по химии?

В исследовательской деятельности по химии проявляются различные творческие способности, такие как генерация новых идей, креативное мышление, разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование. Учащиеся могут разрабатывать собственные гипотезы, проводить эксперименты, анализировать результаты и делать выводы, что способствует развитию их творческого потенциала.

Какая роль экспериментальной деятельности в развитии творческих способностей?

Экспериментальная деятельность имеет важную роль в развитии творческих способностей, так как позволяет учащимся самостоятельно исследовать объекты и явления, генерировать и тестировать гипотезы, анализировать результаты и делать выводы. Она стимулирует творческое мышление, способствует развитию креативности и умения решать проблемные задачи.

Какие психолого-педагогические аспекты влияют на развитие творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химии?

Развитие творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности по химии зависит от ряда психолого-педагогических аспектов, таких как мотивация, интерес к предмету, особенности образовательной среды, поддержка со стороны учителя и др.

Какие теоретические основы лежат в основе развития творческих способностей личности?

Основными теоретическими основами развития творческих способностей личности являются психологические концепции, такие как теория творчества Г. П. Щедровицкого, теория активности А. Н. Леонтьева, теория развития личности Л. С. Выготского и др.

Какие есть общие характеристики развития творческих способностей личности на разных этапах учения?

На разных этапах учения можно выделить общие характеристики развития творческих способностей личности, такие как формирование эвристических приемов мышления, развитие креативного потенциала, освоение методов исследовательской деятельности, а также повышение самостоятельности и ответственности учащихся.

Какие проявления творческих способностей существуют в исследовательской деятельности по химии?

В исследовательской деятельности по химии можно выделить различные проявления творческих способностей, такие как способность к постановке проблемы, генерации идей, поиску нестандартных решений, креативности в процессе экспериментирования и др.

Каким образом проводится экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей?

Экспериментальная деятельность по развитию творческих способностей проводится путем создания специальных образовательных ситуаций, в которых учащиеся могут проявить свою творческую активность, экспериментировать, искать нестандартные решения и осуществлять самостоятельные исследования в области химии.

Какие психолого-педагогические аспекты влияют на развитие творческих способностей учащихся в химии?

Развитие творческих способностей учащихся в химии зависит от различных психолого-педагогических аспектов, таких как создание стимулирующей образовательной среды, применение интерактивных методов обучения, поощрение самостоятельности и самоорганизации, поддержка и поощрение творческих проявлений и т. д.

Каким образом проявляются творческие способности учащихся в исследовательской деятельности по химии?

Творческие способности учащихся проявляются в исследовательской деятельности по химии через поиск нестандартных решений задач, генерацию новых идей, разработку экспериментальных процедур, анализ полученных данных, выводы, синтез знаний и т. д. Также, учащиеся могут проявлять творческий подход к решению химических задач, предлагая необычные способы решения и эксперименты.