Женская поэзия Серебряного века. Зинаида Гиппиус

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русская литература
  • 3838 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 03.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 6
1.1 Общая характеристика эпохи Серебряного века 6
1.2 Новые поэтические школы и литературные направления 9
1.3 Символизм как одно из ведущих литературных направлений эпохи 13
ГЛАВА 2. МЕСТО ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ В КУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 17
2.1 История становления женской поэзии в русской литературе 17
2.2 Развитие женской поэзии рубежа XIX – XX вв 20
ГЛАВА 3. ЗИНАИДА ГИППИУС КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФИГУР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА ЭПОХИ 23
3.1 Биография Зинаиды Гиппиус 23
3.2 Творческий путь Зинаиды Гиппиус 26
3.3 Художественные особенности поэзии Зинаиды Гиппиус 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Фрагмент для ознакомления

Все творчество Зинаиды Гиппиус пронизано мифотворчеством, идеями символизма и духовных исканий, но «самые выдающиеся черты творчества Гиппиус – редкие в женщине сила ума и остроумие. Вообще, за исключением некоторой переутонченности и своенравия блестящей и избалованной кокетки, в ней мало женского. А кокетство только придает особую пикантность ее напряженно серьезному творчеству». Творческая манера поэтессы была обусловлена не только философскими и творческими идеями, которые генерировал ее муж, но и самой атмосферой эпохи рубежа XIX – XX вв, самим духом Петербурга, «Гиппиус приехала в Санкт-Петербург, когда ей было девятнадцать лет. Мережковские поселились в центре <…>. Это были типичные дворянские петербургские квартиры, окна которых выходили в историческую часть петербургского центра – в историю державного столичного города, в петербургскую белую ночь весной и черную бесконечную ночь зимой, в петербургские туманы, слякоть, дождь, а позже – в петербургскую революцию, демонстрации, марши солдатских колонн, смены правительств, кровавые расправы. Все это было реальностью и одновременно приобретало символический смысл, и эти символы выражали личное отношение поэта к историческим событиям, развертывавшимся на ее глазах. Город сформировал Гиппиус и как политического мыслителя, и как художника; эпатирующая публику дама, «декадентская мадонна» – эти ее ипостаси также связаны с Петербургом». 3.3 Художественные особенности поэзии Зинаиды ГиппиусВ лирический произведениях Зинаиды Гиппиус можно найти отголоски исторических событий, национальных идей, социальных веяний, личных эмоций, переживаний и чувств. При этом нельзя утверждать, что ее стих описывает реальность во всем ее многообразии, скорее он делает акценты на отдельный, часто неприглядных ее аспектах:«Страшное, грубое, липкое, грязное,Жестко-тупое, всегда безобразное,Медленно рвущее, мелко-нечестное,Скользкое, стыдное, низкое, тесное,Явно довольное, тайно-блудливое,Плоско-смешное и тошно-трусливое,Вязко, болотно и тинно застойное,Жизни и смерти равно недостойное»,В данном стихотворении речь не идет об окружающей действительности, как этом может показаться на первый взгляд, проблематика данного стихотворения гораздо шире и поднимает вопросы несовершенства как самой человеческой личности, так и его земного окружения. Тест данного стихотворения строится в виде развернутого предложения, а его истинный смысл раскрывается в последних строках: «Но жалоб не надо; что радости в плаче? / Мы знаем, мы знаем: все будет иначе» [148], демонстрирующим надежду на изменения. В стихах З. Гиппиус внешняя деталь, способная передать спектр человеческих эмоций при помощи метафорического сближения с состояниями внутреннего мира человека, играла важную роль, позволяя создавать живые картины природы и эпохи:«Над водами, стихнувшими в безмятежностиВечера ясного, – все бродит туман;В последней жестокости есть бездонность нежности, И в Божией правде – Божий обман» [111]Для создания особого поэтического языка, поэтесса подбирала максимально точные, лишенные метафорических изысков слова, принадлежащие к нейтральному стилю речи, при том, что «словарь символистически-декадентской поэзии в принципе <…> уже ничем не ограничен. Он вмещает все – от лексики экзотической или специфически эстетской до урбанистически грубой, – отражая тем самым разные грани противоречивого сознания». В стихотворениях Гиппиус вообще часто сквозит мотив любования хрупкостью человеческой жизни, ее беззащитностью и уязвимостью. Поэтическое выражение эта точка зрения получала в процессе особого подбора поэтически сравнимых явлений, чаще всего это пары составляли незримо духовные явления с материально-природными предметами. Так, например, в стихотворении «Нить» 1901 описывается нить паутины:«Нить паутинная, упруга и чиста,Повисла в небесах; и дрожью незаметнойКолеблет ветер нить, по рвать пытаясь тщетно;Она крепка, тонка, прозрачна и проста» [123].В ходе стихотворения обнаруживается, что описание нити паутины является символом человеческой души, которая также тонка и прозрачна, но в тоже время прочна и чиста, как и эта нить«Мы ищем тонкости, не веря, что возможноВеличье с простотой в душе соединить.Но жалко, мертвенно и грубо всё, что сложно;А тонкая душа- проста, как эта нить» [124].Эпитеты, одновременно относящиеся к паутине и к душе, выражают общность духовного и природного, здесь в лучших традициях символизма слово предстает «не только как многозначное, но и как особенно многозначительное, суггестивное. Эта поэтическая система приучала своего читателя воспринимать каждое ее слово как выражение неких глубинных значений, часто не да конца проясненных. Обязательное ожидание второго плана распространяется и на традиционно поэтические, даже банальные слова и на их противоположность – прозаизмы. Все это предполагало новый тип контекста и его внутренних связей».Как уже было сказано ранее, в ранних стихотворениях поэтессы звучат декадентские мотивы одиночества, разочарования в жизни и собственных силах, но при этом сама Гиппиус уверяла, что декадентство как таковое ее не интересовало, а внимание ее привлекали проблемы индивидуализма. Множество стихотворений Гиппиус написаны от мужского лица, такой выбор лирического героя сообщает поэзии Гиппиус двойственность. С одной стороны, это мужской рационализм и решительность, с другой – женская чувственность и утонченность, сливающиеся в единое безмерное поэтическое «Я», «которое активно взаимодействует и сополагается: с «неведомым» в «декадентских» стихах,с Богом – в религиозных, с идеей «общности» – в общественно-политических. С течением времени менялись как пафос, так и стилистика стихотворений. Так, например, стихотворение 1904 года «Только о себе», пусть и проникнуто мыслями о бесполезности и никчемности современного поколения, коррелируя в этом плане с «Думой» Лермонтова«Мы робкие – во власти всех мгновений.Мы, – гордые, – рабы самих себя.Мы веруем, – стыдясь своих прозрений,И любим мы, – как будто не любя…Мы думаем, что новый храм построимДля новой, нам обещанной земли…Но каждый дорожит своим покоемИ одиночеством в своей щели» [162].Но при этом в стихотворении сохраняется поэтичность, музыкальность слога, присущая поэтике Гиппиус, лиричная отстраненность, философствование на тему. В более поздних стихотворениях гражданской тематики, созданных на фоне революционных потрясений, появляется пронзительность, резкость и жесткость слога, вплоть до грубости и вульгарности. Исчезает мелодика и поэтичность:«Блевотина войны – октябрьское веселье!От этого зловонного винаКак было омерзительно твое похмелье,О бедная, о грешная страна!Какому дьяволу, какому псу в угоду.Каким кошмарным обуянный сном,Народ, безумствуя, убил свою свободу,И даже не убил – засек кнутом?..» [220]Эстетство прежних стихов здесь пропадает полностью. В этом стихотворении подобраны максимально хлесткие и точные слова, передающие весь гнев и отвращение, вызванные событиям 1917 года. Это стихотворение одновременно является остро-политической одой и пророчеством, несущим апокалиптические предсказания России. Находясь в эмиграции, Зинаида Гиппиус уверовала в особое предназначение русской интеллигенции, как единственного носителя и продолжателя русской культуры. Эта вера в исключительность сообщила ее поэзии новые возвышенные мотивы: «Она не погибнет, – знайте!Она не погибнет, Россия.Они всколосятся, – верьте!Поля ее золотые.И мы не погибнем – верьте!Но что нам наше спасенье?Россия спасется – знайте!И близко ее воскресенье» [235].Обилие восклицаний, высокопарных оборотов, вроде «всколосятся», императивы, сообщают стихотворению определенное эмоциональное возбуждение, призывность и страстность. Но как бы ни менялись мотивы и стиль лирики, неизменным остается стремление поэтессы пробудить в человеке его «я», заставить его задуматься о вопросах бытия и индивидуального предназначения. В качестве вывода по третье главе следует отметить, что биография Зинаиды Гиппиус свидетельствует о том, что она была необычной и тонко чувствующей девочкой с острым и глубоким умом. Ее встреча с Мережковским привела к образованию одного из самых продуктивных союзов русской литературы. Обилие философских и творческих идей, рожденное в этом союзе, оказало влияние на развитие русской литературы. За годы жизни в России Гиппиус выпустила три сборника стихов каждый из которых был высоко оценен критиками. Первый стихотворный сборник отражает декадентские мотивы в поэзии – индивидуалистический бунт, эгоцентризм, мистические настроения, двойственность восприятия мира, выраженную в противостоянии веры и отчаяния, истины и лжи, смерти и жажды жизни. Смерть виделась как один из вариантов освобождения от оков земного существования. Второй сборник стихов пронизан религиозными мотивами и размышлениями и несовершенстве личности, необходимость выражения божественной тайны, обуславливает появление отвлеченно-иносказательной манеры. Третий сборник содержит антимилитаристские призывы и надежду на то, что мир настанет, это первая попытка поэтессы переключиться с себя на кого-то еще. Стихотворения, связанные с событиями 1917 года, исполнены ненависти и ярости, а стихотворения, посвященные судьбе России, написанные в эмиграции, полны высокопарных призывов и восклицаний. Таким образом, следует сказать, что поэзия Зинаиды Гиппиус, хоть и позиционируется как женская, но она не только обладает собственными индивидуально-авторскими особенностями, но и сочетает в себе мужское и женское начала, гармонично сливающиеся в единое мощное творческое «Я».ЗАКЛЮЧЕНИЕЖенская поэзия эпохи серебряного века – явление само по себе уникальное, поскольку никогда ранее в истории русской литературы женщины в творчестве не проявляли себя настолько активно и талантливо. Однако, несмотря на обилие имен, в истории женской поэзии серебряного века существует несколько особо внушительных фигур, изменивших не только понимание и развитие женской поэзии, но и оказавших влияние на развитие русской литературы в целом. Одной из таких фигур является Зинаида Николаевна Гиппиус – поэт, писатель, критик, стоявшая у самых истоков символизма.Целью данной работы было изучение женской поэзии серебряного века на примере творчества Зинаиды Гиппиус. Для достижения цели, нами был определен ряд задач, которые последовательно решались в ходы выполнения работы. Так задачами первой главы стало: дать общую характеристику эпохи серебряного века, рассмотреть новые поэтические школы и литературные направления, охарактеризовать символизм как одно из ведущих литературных направлений эпохи. В ходе работы над первой главой мы пришли следующим выводам. Эпоха серебряного века стала уникальным, пусть и коротким, периодом расцвета русской культуры. Причинами такого взлета стала ломка общественных норм и крушение привычного мира, обусловленное социальными переменами. Искание новых духовных ориентиров привело к возрождению культуры, но вместе с тем, ощущение трагедийности происходящего, обусловило появление декаданса. Идеи старших символистов развили младшие, попытки преодолеть символизм привели к появлению акмеизма и футуризма, идеи футуризма воплотились в направлении имажинизма, который стал последним проявлением модерна серебряного века. Символизм при этом остался наиболее сформированным и влиятельным литературным направлением.Задачами второй главы стало: изучить историю становления женской поэзии в русской литературе, проследить развитие женской поэзии рубежа XIX – XXвв. в ходе работы над данной главой, мы пришли к выводу, что женская поэзия появилась в конце XVIII века, но воспринималась как развлечение и дамский каприз. Серьезно говорить о поэзии стали только в эпоху развития демократических идей Белинского, в середине XIX века, да и то не все. Женская поэзия обрела все права только в начале XX века, на волне феминизма, эмансипации и борьбы за гражданские права женщин. Задачами третьей главы стало: изучить биографию Зинаиды Гиппиус, обозначить творческий путь Зинаиды Гиппиус, проанализировать художественные особенности поэзии Зинаиды Гиппиус. В ходе работы над третьей главой мы сделали следующие выводы. Склад характера и умственные способности З. Гиппиус позволили ей впитать и должным образом применить к собственному творчеству идеи символизма, тем самым сформировать собственный поэтический стиль. В России вышло три сборника ее стихов, первый наполнен декадентскими мотивами, второй – богоискательскими, третий антивоенными. В период эмиграции З. Гиппиус выпустила еще два сборника стихов. Через все творчество проходит идея поиска себя и своего предназначения в мире. Ключевым выводом, касающимся женской поэзии З. Гиппиус в контексте эпохи серебряного века, стал тезис о том, что поэзия Гиппиус, хоть и является ярким отражением ключевых идей серебряного века, не может в полной мере называться женской, поскольку в лирике Гиппиус есть одновременно и мужское рациональное начало и женское чувственное, которые в рамках поэзии сливаются воедино.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамович, Н. Я. Лирика З. Н. Гиппиус / Н. Я. Абрамович, 1904 [Электронный ресурс] URL: https://gippius.com/about/abramovich_ lirika-z-n-gippius.html (дата обращения 30.05.2021).Барковская, Н. В. Поэзия «серебряного века»: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2010. – 194 с.Белинский, В. Г. Сочинения Зенеиды Р-вой / В. Г. Белинский, 1843 [Электронный ресурс] URL: http://dugward.ru/library/belinsky/ belinskiy_soch_zeneidy.html (дата обращения: 01.06.2021).Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый – М.: Республика, 1994. – 428 с. Богомолов, Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы / Н. А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 194 с.Гаспаров, М. Л. Поэтика «серебряного века» / М. Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград: Советский писатель, 1974. – 408 с.Гиппиус, З. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост, подг. текста и примеч. А. В. Лаврова. – СПб.: Академический проспект, 1999. – 592 с.Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 496 с. Злобин, В. А. Тяжелая душа / В. А. Злобин. – М.: Интелвак, 2004. – 624 с. [Электронный ресурс] URL: https://gippius.com/about/zlobin_ tyazhelaya-dusha.html (дата обращения: 01.06.2021).Иванов, В. И. Родное и вселенское / В. И. Иванов. – М.: Республика, 1994. – 428 с. История русской литературы XX века. Первая половина: Учебник. В 2-х кн. Кн. 1: Общие вопросы / Под. ред. Л. П. Егоровой. – М.: Флинта, 2014. – 450 с.Лавров, А. В. З. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник / А. В. Лавров // Гиппиус, З. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост, подг. текста и примеч. А. В. Лаврова. – СПб.: Академический проспект, 1999. – С. 5 – 71.Левина, А. Женская поэзия или поэзия для женщин? (Творчество русских поэтесс XX века) / А. Левина // Эстезис, 2016. – №5 (5) [Электронный ресурс] URL: https://aesthesis.ru/magazine/august16/ womenspoetryxx (дата обращения: 01.06.2021).Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М: Интелвак, 2001. – 1600 стб.Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.Лотман, М. Ю., Минц, З. Г. Статьи о русской и советской поэзии / М. Ю. Лотман, З. Г. Минц. – Таллин: Ээсти раамат, 1989. – 160 с.Лыкова, Ю. В. Вечные «женственность» и «женскость» в поэзии З. Гиппиус: гендерный аспект / Ю. В. Лыкова // Сибирский филологический журнал, 2010. – №2. – С. 46 – 50.Львова, Н. Г. Холод утра. (Несколько слов о женском творчестве) / Н. Г. Львова, 1914 [Электронный ресурс] URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/kritika/lvova-holod-utra.htm (дата обращения: 30.05.2021).Минералова, И. Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма) / И. Г. Минералова – М.: Изд-во Лит. института им. А. М. Горького, 1999. – 226 с. Мирский, Д. С. История русской литература с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2005. – 964 с.Нартыев, Н. Н. Поэзия З. Гиппиус: проблематика, мотивы, образы: Учеб. пособие / Н. Н. Нартыев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 108 с.Невзорова, М. А. Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на страницах журнала «Северный Вестник» / М. А. Невзорова // Молодой ученый. – 2017. – №15 (149). – С. 207 – 210. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/149/42086/ (дата обращения: 01.06.2021).Осьминина, Е. А. Гендерный символизм З. Н. Гиппиус / Е. А. Осьминина // Вестник МГЛУ, 2019. – Вып. 8 (824). – С. 210 – 221.Панова, Е. Ю. Проблема дуализма З. Гиппиус: имиджевый проект или психологическая характеристика / Е. Ю. Панова // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2011. – Т. 1. – №7. – С. 94 – 99. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – Москва: Издательство Кулагиной, 2008. – 358 с.Редько, А. М. Литературно-художественные искания в конце XIX, начале XX вв. / А. М. Редько. – Ленинград: Сеятель, 1924. – 228 с. [Электронный ресурс] URL: https://imwerden.de/pdf/redko_literaturno-khudozhestvennye_iskaniya_v_kontse_19_nachale_xx_veka_1924__ocr.pdf (дата обращения 02.06.2021).Русская литература 1920 – 1930-х годов. Портреты поэтов. В 2-х т. Т. 2 / Ред.-сост. А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 1024 с.Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы: Учеб. для студ. / Под. ред. С. И. Тиминой. – СПб.: Logos; М.: Высш. школа, 2002. – 586 с.Теория литературы: Учеб. пособие. В 2-х т. Т. 1. / Под. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. – 512 с.Титкова, Н. Е. Роль художественного новаторства З. Н. Гиппиус в становлении русского модернизма / Н. Е. Титкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов.: Грамота, 2017. – №12 (78): в 4-х ч. Ч. 1. – С. 39 – 41. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В. Н. Топоров. – СПб.: Искусство СПб, 2003. – 616 с.Туранина, Н. А., Никитенко, Л. И. Метафора и метафорический контекст в женской поэзии начала XX века / Н. А. Туранина, Л. И. Никитенко // Известия ВГПУ, 2009. – №7 (41). – С. 109 – 112.Ходасевич, В. Ф. «Женские» стихи / В. Ф. Ходасевич, 1931 [Электронный ресурс] URL: http://hodasevich.lit-info.ru/hodasevich/kritika/hodasevich/zhenskie-stihi.htm (дата обрадения 31.02.2021).Шагинян, М. С. Женская поэзия / М. С. Шагинян, 1914 [Электронный ресурс] URL: https://www.tsvetayeva.com/shaginyan-20 (дата обращения: 30.05.2021). Шестаков, В. П. Русский серебряный век: запоздавший ренессанс / В. П. Шестаков. – СПб.: Алетейя, 2017. – 218 с.Янишевская, И. В. Опыт жизнетворчества Зинаиды Гиппиус: к вопросу о мифологизации образа / И. В. Янишевская // Вестник русской гуманитарной христианской академии, 2014. – Т. 15. – №4. – С. 300 – 303.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович, Н. Я. Лирика З. Н. Гиппиус / Н. Я. Абрамович, 1904 [Электронный ресурс] URL: https://gippius.com/about/abramovich_ lirika-z-n-gippius.html (дата обращения 30.05.2021).
2. Барковская, Н. В. Поэзия «серебряного века»: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2010. – 194 с.
3. Белинский, В. Г. Сочинения Зенеиды Р-вой / В. Г. Белинский, 1843 [Электронный ресурс] URL: http://dugward.ru/library/belinsky/ belinskiy_soch_zeneidy.html (дата обращения: 01.06.2021).
4. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый – М.: Республика, 1994. – 428 с.
5. Богомолов, Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы / Н. А. Богомолов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 194 с.
6. Гаспаров, М. Л. Поэтика «серебряного века» / М. Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века», 1890-1917: Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.
7. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. – Ленинград: Советский писатель, 1974. – 408 с.
8. Гиппиус, З. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост, подг. текста и примеч. А. В. Лаврова. – СПб.: Академический проспект, 1999. – 592 с.
9. Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 496 с.
10. Злобин, В. А. Тяжелая душа / В. А. Злобин. – М.: Интелвак, 2004. – 624 с. [Электронный ресурс] URL: https://gippius.com/about/zlobin_ tyazhelaya-dusha.html (дата обращения: 01.06.2021).
11. Иванов, В. И. Родное и вселенское / В. И. Иванов. – М.: Республика, 1994. – 428 с.
12. История русской литературы XX века. Первая половина: Учебник. В 2-х кн. Кн. 1: Общие вопросы / Под. ред. Л. П. Егоровой. – М.: Флинта, 2014. – 450 с.
13. Лавров, А. В. З. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник / А. В. Лавров // Гиппиус, З. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост, подг. текста и примеч. А. В. Лаврова. – СПб.: Академический проспект, 1999. – С. 5 – 71.
14. Левина, А. Женская поэзия или поэзия для женщин? (Творчество русских поэтесс XX века) / А. Левина // Эстезис, 2016. – №5 (5) [Электронный ресурс] URL: https://aesthesis.ru/magazine/august16/ womenspoetryxx (дата обращения: 01.06.2021).
15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М: Интелвак, 2001. – 1600 стб.
16. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
17. Лотман, М. Ю., Минц, З. Г. Статьи о русской и советской поэзии / М. Ю. Лотман, З. Г. Минц. – Таллин: Ээсти раамат, 1989. – 160 с.
18. Лыкова, Ю. В. Вечные «женственность» и «женскость» в поэзии З. Гиппиус: гендерный аспект / Ю. В. Лыкова // Сибирский филологический журнал, 2010. – №2. – С. 46 – 50.
19. Львова, Н. Г. Холод утра. (Несколько слов о женском творчестве) / Н. Г. Львова, 1914 [Электронный ресурс] URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/kritika/lvova-holod-utra.htm (дата обращения: 30.05.2021).
20. Минералова, И. Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма) / И. Г. Минералова – М.: Изд-во Лит. института им. А. М. Горького, 1999. – 226 с.
21. Мирский, Д. С. История русской литература с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2005. – 964 с.
22. Нартыев, Н. Н. Поэзия З. Гиппиус: проблематика, мотивы, образы: Учеб. пособие / Н. Н. Нартыев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. – 108 с.
23. Невзорова, М. А. Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на страницах журнала «Северный Вестник» / М. А. Невзорова // Молодой ученый. – 2017. – №15 (149). – С. 207 – 210. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/149/42086/ (дата обращения: 01.06.2021).
24. Осьминина, Е. А. Гендерный символизм З. Н. Гиппиус / Е. А. Осьминина // Вестник МГЛУ, 2019. – Вып. 8 (824). – С. 210 – 221.
25. Панова, Е. Ю. Проблема дуализма З. Гиппиус: имиджевый проект или психологическая характеристика / Е. Ю. Панова // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2011. – Т. 1. – №7. – С. 94 – 99.
26. Поэтика: слов. актуал. терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – Москва: Издательство Кулагиной, 2008. – 358 с.
27. Редько, А. М. Литературно-художественные искания в конце XIX, начале XX вв. / А. М. Редько. – Ленинград: Сеятель, 1924. – 228 с. [Электронный ресурс] URL: https://imwerden.de/pdf/redko_literaturno-khudozhestvennye_iskaniya_v_kontse_19_nachale_xx_veka_1924__ocr.pdf (дата обращения 02.06.2021).
28. Русская литература 1920 – 1930-х годов. Портреты поэтов. В 2-х т. Т. 2 / Ред.-сост. А. Г. Гачева, С. Г. Семенова. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. – 1024 с.
29. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы: Учеб. для студ. / Под. ред. С. И. Тиминой. – СПб.: Logos; М.: Высш. школа, 2002. – 586 с.
30. Теория литературы: Учеб. пособие. В 2-х т. Т. 1. / Под. ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. – 512 с.
31. Титкова, Н. Е. Роль художественного новаторства З. Н. Гиппиус в становлении русского модернизма / Н. Е. Титкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов.: Грамота, 2017. – №12 (78): в 4-х ч. Ч. 1. – С. 39 – 41.
32. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Б. В. Томашевский. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 334 с.
33. Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В. Н. Топоров. – СПб.: Искусство СПб, 2003. – 616 с.
34. Туранина, Н. А., Никитенко, Л. И. Метафора и метафорический контекст в женской поэзии начала XX века / Н. А. Туранина, Л. И. Никитенко // Известия ВГПУ, 2009. – №7 (41). – С. 109 – 112.
35. Ходасевич, В. Ф. «Женские» стихи / В. Ф. Ходасевич, 1931 [Электронный ресурс] URL: http://hodasevich.lit-info.ru/hodasevich/kritika/hodasevich/zhenskie-stihi.htm (дата обрадения 31.02.2021).
36. Шагинян, М. С. Женская поэзия / М. С. Шагинян, 1914 [Электронный ресурс] URL: https://www.tsvetayeva.com/shaginyan-20 (дата обращения: 30.05.2021).
37. Шестаков, В. П. Русский серебряный век: запоздавший ренессанс / В. П. Шестаков. – СПб.: Алетейя, 2017. – 218 с.
38. Янишевская, И. В. Опыт жизнетворчества Зинаиды Гиппиус: к вопросу о мифологизации образа / И. В. Янишевская // Вестник русской гуманитарной христианской академии, 2014. – Т. 15. – №4. – С. 300 – 303.


Вопрос-ответ:

Какие были художественные ориентиры и философские искания в эпоху Серебряного века?

В эпоху Серебряного века художественные ориентиры и философские искания включали в себя символизм, новые поэтические школы и литературные направления. Они ставили акцент на внутренний мир человека, его эмоции и душевные переживания.

Как развивалась женская поэзия в русской литературе на рубеже XIX-XX веков?

Женская поэзия в русской литературе на рубеже XIX-XX веков прошла через несколько стадий развития. Сначала она была исключительно редким явлением, связанным с ограничениями и предрассудками того времени. Однако с появлением новых идей и феминистского движения женские поэты начали активно проявлять себя и находить свое место в литературе.

Что представлял собой символизм как одно из ведущих литературных направлений Серебряного века?

Символизм был одним из ведущих литературных направлений эпохи Серебряного века. Он отличался особым подходом к поэзии, главный акцент делался не на языке и содержании, а на символах и образах, которые отражали внутренний мир поэта. Символисты стремились воссоздать мечтательные и мистические миры, погрузиться в глубину души и выразить свои философские искания.

Как развивалась женская поэзия в эпоху Серебряного века?

Женская поэзия в эпоху Серебряного века прошла через несколько этапов развития. Начиная с ограничений и предрассудков, с которыми сталкивались женские поэты, она постепенно приобретала большую свободу самовыражения и начала активно развиваться. Женские поэты стали создавать свои литературные школы и объединения, где они могли выражать свое видение мира и свои философские искания.

Кто из женщин-поэтов был известен в эпоху Серебряного века?

В эпоху Серебряного века известными женщинами-поэтами были, например, Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева и многие другие.

Что можно сказать о развитии женской поэзии на рубеже XIX-XX веков?

Женская поэзия на рубеже XIX-XX веков развивалась довольно активно. Многие талантливые женщины начали заниматься поэзией и получили признание в литературном мире.

Какой стиль литературы был одним из ведущих в эпоху Серебряного века?

Один из ведущих стилей литературы эпохи Серебряного века был символизм. Многие поэты этой эпохи использовали символы и образы для выражения своих философских и художественных идей.

Какова история становления женской поэзии в русской литературе?

История становления женской поэзии в русской литературе началась задолго до эпохи Серебряного века. Женщины-поэты добивались своего признания и выходили из тени, внося свой вклад в развитие русской поэзии.

Кто из женщин-поэтов является наиболее известным представителем Серебряного века?

Одной из наиболее известных женщин-поэтов эпохи Серебряного века является Зинаида Гиппиус. Она была известна своими философскими исследованиями и влиянием на литературную среду.

Какова характеристика эпохи Серебряного века?

Серебряный век - это литературная эпоха в России, которая пришлась на конец XIX - начало XX века. Он получил свое название благодаря яркому и многообразному миру русской культуры и искусства того времени. Характеризуется разнообразием литературных направлений, в том числе символизмом, который считается одним из ведущих направлений эпохи.