не выбрана, любая по данному предмету

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Средства массовой информации
  • 2525 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
1. Медиасфера 5
1.1 Определение понятия 5
1.2 Функции и дисфункции медиасферы 7
2. Творческая свобода 15
2.1 Роль вербальных и визуальных компонентов креолизованных медиатекстов в создании образа воздуха в медиакоммуникации 15
2.2 Транслируемых СМИ ключевых смыслах, связанных с образом воздуха 17
Заключение 28
Список использованных источников 29

Фрагмент для ознакомления

По мнению искусствоведа, с середины XX века весь мир живет в тени двух облаков - радиационного (страх ядерной войны) и информационного. Последнее влияет на нас так же, как радиация: влияния не чувствуешь, но оно неизбежно вызывает мутации индивида и общества. Информационное облако, его тень и вызываемые им мутации сталипредметамиисследования основной экспозиции («Сад. Воздух». Эксперт. 02.10.2017); б) о творчестве пост-панк-группы FutureIslands, в песнях которой упоминается воздух:«Я вижу в вечернем воздухе, как медленно спускается тьма на все, что мы совершили» («Обжигающий воздух».Эксперт. 05.07.2010); в) о новой книге Виктора Пелевина («Искусство легких касаний»), в которой говорится о «советском астральном воздухе», влияющем на американскую культуру («Откуда в США «советский астральный воздух». Эксперт. 26.08.2019); г) о новой книге Александра Покровского «ПропадинО», в которой автор «поменял героев, почву и воздух» [воздух и почва - человеческое пространство -Э.А.], противопоставив воздух пустоте,человечность - бюрократической бесчеловечности («Воздух и почва». Эксперт Северо-Запад. 09.04.2012). Одна из публикаций представляет собой лирическую прозу, автор которой, описывая свой день, постоянно обращается к образу воздуха: «Утро... деревянной потолок с пеликанами... окно с небом... пол с... просто пол... отпечаток теплого собачьего языка на руке... удивленные заспанные глаза лифта на 23-м этаже... воздух... одни стеклянные двери... вторые... горячий и душный пар в лицо... люди по вертикали... воздух...» («О жизни и о журнале. Ассоциации». Русскийрепортер. 23.08.2007).В материалах данной группы представлены фото авторов и персонажей публикации, фото экспонатов выставки, фото обложки песен музыкальной группы, иллюстрации к книге. Используются прямые и переносные лексические значения слова «воздух».Таким образом, фрейм «Воздух как явление культуры» также содержит амбивалентные характеристики анализируемого концепта. Воздух способен оказывать негативное воздействие на человека: он может быть смертельно опасным (как радиационное облако), может вызывать мутации (как информационное облако), влиять на культуру («астральный воздух»), С другой стороны, воздух является и символом человеческого пространства, знаковым элементом окружающего адресанта мира.Признаки ДК с позиции адресата медийного сообщения могут быть определены с помощью опроса. С целью определения уровня осведомленности аудитории о публикациях СМИ, посвященных воздуху и его роли в природе и в жизни человека, а также с целью выявления информационных потребностей читателей, дающих представление о признаках ДК «Воздух», актуальных для адресата, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 76 человек в возрасте от 19 до 25 лет. Анкета включала закрытые и открытые вопросы:1.С какимимедиаматериалами о воздухе и его роли в природе и в жизни человека вы знакомились? Укажите тему, проблематику публикации, издание.2.Выберите верное утверждение (обведите нужную букву):Тема воздуха и его роли в природе и в жизни человекаосвещается в СМИа)достаточно;б)недостаточно;в)тема воздуха в СМИ практически не освещается;г)затрудняюсь ответить.3.Какие аспекты темы воздуха и его роли в природе и в жизни человека, на ваш взгляд, стоило бы осветить в СМИ?Представим результаты:Отвечая на первый вопрос, 52 человека (68,4 %) отметили, что им знакомы публикации СМИ, освещающие тему воздуха. Большая часть респондентов читала материалы об экологических проблемах: о загрязнении воздуха выбросами промышленных предприятий, об озоновых дырах, о смоге в городах, о задымлении от пожаров и пр. Несколько человек отметили научные публикации о воздухе, а также информацию о природных катастрофах (торнадо, смерчах). Были названы федеральные и региональные издания Lenta.ru, Meduza, TheVillage, Esquire, NationalGeographic, ТАСС, РБК, РИА Новости, Русский репортер, Znak.com, Ura.ru, 66.ru, El.ru, а также блоги и социальные сети. 22 человека (29 %) не были знакомы с медиаматериалами, освещающими тему воздуха. 2 респондента (2,6%) затруднились ответить на данный вопрос. Отвечая на второй вопрос, 34 респондента (44,7 %) указали, что тема воздуха освещается в СМИ недостаточно, и 34 человека (44,7 %) отметили, что указанная тема практически не освещается. 6 человек (7,9 %) затруднились ответить на данный вопрос, и только 2 человека (2,7 %) сочли освещение темы достаточным (см. рис. 1).Рис. 1. Освещение темы воздуха в СМИ с позиции респондентовВ ответах на третий вопрос анкеты респонденты были практически единодушны: 72 человека (94,8 % респондентов) указали, что в СМИ необходимо освещать экологические аспекты темы воздуха и его роли в природе и в жизни человека. Многие респонденты при этом давали развернутые комментарии, касающиеся ожидаемого ими «воздушного» экологического медиаконтента: с точки зрения аудитории, необходимо сообщать о причинах и последствиях загрязнения воздуха (рассказывать о влиянии токсичных воздушных масс на животных, растения и человека), давать рекомендации по его очистке.Читатели ждут информации о преимуществах эко-транспорта, о необходимости восстановления лесных насаждений, о том, «как обычные люди могут повлиять на экологическую ситуацию», «о новых системах (технологиях) очистки воздуха в квартирах/городах», о том, «какие успехи достигнуты в очистке воздуха», «какие загрязнители вредят больше всего и как найти им безопасную замену», о «загрязнении воздуха ядовитыми веществами, выбрасываемыми космическими аппаратами при запуске на орбиту Земли», о налоге на воздух («В Англии действует налог на воздух, было бы интересно обсудить такую идею в России»), По мнению респондентов, «тема воздуха в жизни человека недооценена, так как воздух - это наш главный ресурс для жизни. Нужно обсуждать тему посадки растений, улучшения почв и эко-среды».Аудиторию также интересуют конкретные рекомендации населению по действиях в условиях воздушного загрязнения - практические «советы людям, проживающим на загрязненной территории»: «как спасаться от смога, как выбрать правильный очиститель для воздуха», «как жить в промышленной зоне, какие зоны безопасны, сколько км.от загрязняющего предприятия должно быть» ит. д.В некоторых ответах содержатся рекомендации, как освещать экологическую тему: «Из-за того, что люди по большей части индивидуалисты, нужно писать о том, как загрязнение воздуха будет касаться каждого из нас. Как это влияет на здоровье и будущее потомство и т. д. Говорить о том, как можно улучшить сложившуюся ситуацию. Сделать акцент на иллюстративной информации: грустные фото и видеоматериалы». «Нужно больше говорить об экологии, но не для галочки и не впустую». «Нужно говорить об этом чаще. Доносить эту информацию до детей, чтобы у них вырабатывались правильные привычки». «Экологии нужно учить, а не просто рассказывать». «Люди перестали ценить то, что происходит с ними по умолчанию, поэтому стоит снять социальный ролик и напомнить, что без воздуха невозможно жить».Помимоэкологический темы, аудиторию интересуют «научное значение воздуха», «роль воздуха в жизни: участвует в процессе горения, передает звук на расстояние, защищает планету от опасного излучения, испускаемого солнцем», - 2 человека (2,6 %). 2 человека (2,6 %) затруднились ответить на третий вопрос анкеты.Результаты анкетирования дают представление об информационных запросах аудитории. Тематика ожидаемых читателями публикаций демонстрирует фреймы ДК «Воздух», актуальные для адресата. При этом, как и в случае с ДК «Вода» и ДК «Огонь», наблюдается частичное совпадение фреймов, важных для адресанта, с фреймами, важными для адресата: наиболее значимой для всех участников медиакоммуникации является экологическая «воздушная» проблематика (фрейм 1. Воздух как элемент окружающей среды. Субфрейм 1. Загрязнение воздуха: экологические проблемы). Для некоторых респондентов также представляет интерес воздух в научной сфере. Вместе с тем, большая часть тем, освещаемых СМИ (воздух в военной сфере, в сфере промышленности и др.), не находится в фокусе внимания аудитории. Заметим, что, в отличие от репрезентации ДК «Вода» и ДК «Огонь», в материалах анализируемых СМИ, актуализирующих ДК «Воздух», отсутствует информация о стихийных бедствиях, связанных с воздухом (смерчи и пр.). В ответах респондентов также нет пожеланий о присутствии такой тематики на страницах изданий.Подводя итоги, отметим, что тема воздуха и его роли в природе и в жизни человека является значимой для всех участников медиакоммуникации. В рассмотренных публикациях адресант вербальными и визуальными средствами создает образ воздуха как одного из наиболее важных природных ресурсов, требующих бережного отношения, защиты. Однако количество и проблематика публикаций создают у аудитории впечатление, что роль воздуха недооценивается и, в силу этого, освещается в СМИ недостаточно. Читатели хотели бы получать информацию более широкого тематического диапазона и с большей периодичностью.ЗаключениеСовременныймедиарынок развивается с огромной скоростью. Раньше этот процесс происходил постепенно и каждый сегмент медиасферы, периодически выдвигался на первый план. Сегодня происходит процесс глобализации, который затрагивает все сферы жизни одновременно, в том числе и медиа. Причиной этому стало появление сети «Интернет». Сеть даёт возможность совершенно любым медиа развиваться с различных сторон. Появление Интернета уравняло шансы различных форм медиа и конкуренцию между ними. В итоге такого формального равенства появляется полноценная борьба за право влиять на аудиторию. В результате того, что Интернет позволяет всем медиа развиваться в сети, происходит перенасыщение контента на медиарынке. Сегодня читатели интернет-контента продуманно выбирают медиа, которым отдадут своё предпочтение. Мало просто писать о новостях мира или твоего города, т.к. территориальный принцип уже не актуален в вопросе привлечения читателей. То же самое происходит и на рынке специализированных медиа, их стало очень много. Помимо нишевых интернет-изданий в сети появляются блогеры, которые обозревают какую-то определённую тематику. В результате мы приходим к тому, что современным медиа сложно выделиться на рынке и привлечь свою аудиторию, если они используют стандартные подходы к привлечению потребителей.В ходе исследования были рассмотрены все вышеуказанные парадигмы, на предмет использования их в СМИ в настоящее время. Для этого, изначально были проанализированы все возможности их применения. В дальнейшем анализе, выявленные способы применения данных парадигм, были обнаружены и в современных журналистских работах различных медиа. Данный вывод говорит об актуальности данных парадигм в настоящее время и сильной зависимости медиа от психологии человека.Список использованных источниковКириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005.Степанов Г.В. Стихия языка в стихии споров // Литературная газета. 1984. № 26.Как инновационные технологии влияют на появление новых медиа. URL: https://fastsalttimes.com/sections/technology/2019.html (дата обращения: 14.05.2021)Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. – 2014. – Вып. 2. – С.200-212Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь/ пер. с англ. – М.: Весь мир, 2004. – 120 сБуряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. – 2014. – Вып. 2. – С.200-212Касаткин П. И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы// Власть. – 2017. – -№ 8. – С. 40-48Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? – Полис. Политические исследования. 1994. №1. С. 33-48.Дубовицкая М. А. Конфликт как форма межкультурной коммуникации: социолингвистический аспект //Вестник СГСЭУ. – 2019. – № 3 (77). – С.199-202Стебловская, С. Б. (2019) Влияние цифровой эпохи на трансформацию института детско-подростковой культуры: попытка осмысления параметров // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. мат. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева : в 2 т. СПб. : СПбГУ. Т. 2. С. 30–31.Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2018) Толстые журналы и детская пресса как отечественный социокультурный феномен. М. : Изд-во Моск. гуманит. унта. 168 с.Смеюха, В. В., Акопов, А. К. (2015) Роль массмедиа в развитии профессиональной среды // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 4. № 4. С. 408–419.Сидоров, В. А. (2019) Институты культуры в медийной среде: оригинал или «цифровой дубликат»? // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. мат. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева : в 2-х т. СПб. : Изд-во СПбГУ. Т. 2. 320 с. С. 28–29.Смыслов, В. (2018) Как дети-блогеры зарабатывают десятки миллионов рублей? [Электронный ресурс] // GQ Russia. 23 октября. URL: https://www.gq.ru/ success/deti-blogery (датаобращения: 13.04.2021).Кузнецова, А. (2018) Как дети-блогеры из русского YouTube зарабатывают недетские миллионы [Электронный ресурс] // Woman.ru. 7 декабря. URL: http://www.woman.ru/kids/medley5/article/225320/ (дата обращения: 13.04.2021).Аникина, М. Е. (2010) СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в школе : сб. программ преподавания дисциплин / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М. :МедиаМир. 320 с. С. 20–28.Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. (2008) Тезаурус основных понятий культурологии. М. : МГУКИ. 284 с.Вентцель, К. Н. (1911) Этика и педагогика творческой личности: проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания : [в 2 т]. М. :Книгоизд-во К. И. Тихомирова. Т. 1: Этика творческой личности. 388 с. (Педагогическая библиотека).Шилина, С. А. (2009) Управление коммуникативным кодом в условиях реформы образования // Образование и общество : сб. тр. Всероссийской социологической конференции к 20-летию Российского общества социологов (Москва, 20–22 октября 2009 г.). М. : Ин-т социологии РАН. С. 80

Список использованных источников

1. Кириллова Н. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005.
2. Степанов Г.В. Стихия языка в стихии споров // Литературная газета. 1984. № 26.
3. Как инновационные технологии влияют на появление новых медиа. URL: https://fastsalttimes.com/sections/technology/2019.html (дата обращения: 14.05.2021)
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008
5. Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. – 2014. – Вып. 2. – С.200-212
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь/ пер. с англ. – М.: Весь мир, 2004. – 120 с
7. Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник СПбГУ. – 2014. – Вып. 2. – С.200-212
8. Касаткин П. И. Глобализация культуры: проблемы и перспективы// Власть. – 2017. – -№ 8. – С. 40-48
9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? – Полис. Политические исследования. 1994. №1. С. 33-48.
10. Дубовицкая М. А. Конфликт как форма межкультурной коммуникации: социолингвистический аспект //Вестник СГСЭУ. – 2019. – № 3 (77). – С.199-202
11. Стебловская, С. Б. (2019) Влияние цифровой эпохи на трансформацию института детско-подростковой культуры: попытка осмысления параметров // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. мат. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева : в 2 т. СПб. : СПбГУ. Т. 2. С. 30–31.
12. Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2018) Толстые журналы и детская пресса как отечественный социокультурный феномен. М. : Изд-во Моск. гуманит. унта. 168 с.
13. Смеюха, В. В., Акопов, А. К. (2015) Роль массмедиа в развитии профессиональной среды // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 4. № 4. С. 408–419.
14. Сидоров, В. А. (2019) Институты культуры в медийной среде: оригинал или «цифровой дубликат»? // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : сб. мат. Междунар. науч. форума (18–19 апреля 2019 г.) / отв. ред. В. В. Васильева : в 2-х т. СПб. : Изд-во СПбГУ. Т. 2. 320 с. С. 28–29.
15. Смыслов, В. (2018) Как дети-блогеры зарабатывают десятки миллионов рублей? [Электронный ресурс] // GQ Russia. 23 октября. URL: https://www.gq.ru/ success/deti-blogery (дата обращения: 13.04.2021).
16. Кузнецова, А. (2018) Как дети-блогеры из русского YouTube зарабатывают недетские миллионы [Электронный ресурс] // Woman.ru. 7 декабря. URL: http://www.woman.ru/kids/medley5/article/225320/ (дата обращения: 13.04.2021).
17. Аникина, М. Е. (2010) СМИ и подростковая аудитория // Медиаобразование в школе : сб. программ преподавания дисциплин / под ред. Е. Л. Вартановой, О. В. Смирновой. М. : МедиаМир. 320 с. С. 20–28.
18. Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. (2008) Тезаурус основных понятий культурологии. М. : МГУКИ. 284 с.
19. Вентцель, К. Н. (1911) Этика и педагогика творческой личности: проблема нравственности и воспитания в свете теории свободного гармонического развития жизни и сознания : [в 2 т]. М. : Книгоизд-во К. И. Тихомирова. Т. 1: Этика творческой личности. 388 с. (Педагогическая библиотека).
20. Шилина, С. А. (2009) Управление коммуникативным кодом в условиях реформы образования // Образование и общество : сб. тр. Всероссийской социологической конференции к 20-летию Российского общества социологов (Москва, 20–22 октября 2009 г.). М. : Ин-т социологии РАН. С. 80