«Третья сторона» в конфликтном взаимодействии.

  • 17 страниц
  • 5 источников
  • Добавлена 29.11.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.Понятие социального конфликта и особенности его урегулирования 4
2.Роль третьей стороны в решении конфликтов 11
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

4 Оказать помощь в поиске оптимального решения – это, безусловно, самый важный аспект деятельности третьей стороны. Как правило, для достижения данной цели посредник должен провести следующую работу: Помочь участникам конфликта изучить ситуацию, проанализировать все разногласия, оценить возможные варианты, Обратить внимание на те аспекты, которые могут быть общими. Искусственно создать общность также можно посредством включения проблемы в широкий контекст. ОТ посредника зависит успешность поиска дополнительных решений в зоне пересекающихся интересов. Безусловно, именно третья сторона должна выдвигать конструктивные свежие идеи, искать варианты решения конфликта. Общая формула возможного соглашения также выводится третьей стороной. Чтобы все усилия посредника были эффективными, ему нужно иметь полную информацию о том, как выстраивается конфликт, как соотносятся силы, в какой мере стороны вовлечены в конфликт. Это сложнейшая аналитическая работа. Если конфликтная ситуация затягивается, то посредник может установить крайние сроки завершения переговорного процесса. Это позволит добиться обеспечения устойчивой динамики. Наконец, если переговорный процесс был успешен, то третьей стороне важно проконтролировать, в какой мере стороны выполняют соглашение, как реализуются обязательства. Далее скажем о том, что существуют различные модели участия третьей стороны. В первую очередь, это такая модель, как фасилитаторство. Третья сторона здесь организует переговоры и проводит встречи. Таким образом, данное участие является административно-организационным. ОТ фасилитатора зависит, чтобы все стороны на равных приняли участие в обсуждении и решении проблемы. Но фасилитатору не требуется участвовать в выработке решений и самой полемике.Существует и такая модель, как консультационное посредничество. Посредник в данном случае дает консультацию по конфликту. Чаще всего такое участие целесообразно, если ситуация в тупике. В последнее время используется и такая модель, как посредничество с элементами арбитража. В рамках этой модели влияние посредника на переговорный процесс максимально. Но все же, третья сторона все равно сохраняет эмоциональную стабильность, способность объективно оценивать ситуацию. Наконец, участие третьей стороны возможно в форме медиации. Медиацию можно сравнить с групповыми тренинговыми технологиями, однако она обладает вместе с тем существенными и значительными отличиями от тренингов и консультирования. Сама по себе процедура медиации направлена не на то, чтобы разрешать психологические проблемы участников, а урегулировать проблемы взаимодействия, в котором ущемленными оказываются реальные или предполагаемые интересы участников. Что же касается группового психологического тренинга, то он направлен на то, чтобы разрешать внутриличностные конфликты, облегчать общение людей с другими людьми. По окончанию тренинга участники чувствуют себя удовлетворенными, более уверенными, у них улучшаются контакты с другими людьми, они лучше понимают других. И в этом смысле тренинг похож на медиацию - он тоже дает эмоциональное удовлетворение. Однако в медиации разворачиваются события более важные для самих участников, поскольку каждым из участников реально удовлетворяются собственные потребности и интересы, которые ранее не могли быть удовлетворены в полной мере. Таким образом, медиация является общением, в результате которого происходит снижение не только эмоционального и когнитивного напряжения конфликтантов, но и получение участниками удовольствия «в терминах удовлетворения потребностей» (Маслоу, 1997) не только духовных, психологических, но и «материальных». Более того медиации как процесс переговоров и как ситуация психологического взаимодействия – это обыденная реальность для человека, который находится в состоянии конфликта. Медиация является значимой частью жизни людей, находящихся в таких состояниях, как противостояние, борьба, негативное отношение друг к другу. Цель медиации заключается в снятии негативного противостояния, помощи сторонам в налаживании конструктивной коммуникации, подведении людей к осознанию собственных интересов, снятию психологических барьеров противостояния. Медиатор помогает участникам увидеть, что другая сторона – это не враги или оппоненты, а партнеры, с которыми совместно можно искать взаимоприемлемые решения и договариваться относительно урегулирования конфликтных ситуаций. Таким образом, медиатор выполняет следующие основные функции на различных этапах медиации.Медиация является сложным процессом, который состоит из нескольких этапов, в частности, речь идет о собственно вхождении в процесс медиации, о презентации конфликтантов, дискуссии, индивидуальной работе с каждым конфликтантом, составлении проекта соглашения, выходе из урегулирования конфликтной ситуации. На каждой стадии решаются определенные цели и задачи, и пока поставленные задачи не реализованы, не следует осуществлять переход к следующей стадии медиации. По этой причине медиатору необходимо внутренне проверять - на самом ли деле удалось решить поставленные на этом этапе задачи и цели. ЗаключениеИтак, социальный конфликт - это резкое противостояние между теми или иными социальными субъектами (индивиды, группы). Существует достаточно много способов решения конфликтов. Однако наиболее конструктивным и востребованным остается компромисс, поиск договоренности, того пути, который удовлетворить все стороны, участвующие в конфликте. Компромисс, таким образом, есть вид соглашений, основанных на взаимной корректировке позиций обеих сторон по обсуждаемым проблемам, поиск взаимоприемлемой позиции по спорным вопросам. Посредством такого способа можно избежать травмирующих последствий социального конфликта. И чаще всего компромисс достигается при участии третьей стороны. Участие третьей стороны позволяет минимизировать потери, сделать переговорный процесс более гладким, эффективным. Список литературыЕмельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologiiКонфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.html Литвинов А.В. Введение в медиацию. М., 2011. Режим доступа: http://samlib.ru/l/litwinow_aleksandr_walentinowich/med1.shtmlНовосельцев В.И., Полевой Ю.Л. Теория конфликта: заблуждения и перспективы.// https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-konflikta-zabluzhdeniya-i-perspektivyСпатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98. Уизерс Б. Управление конфликтом — СПб.: Питер, 2004. — 176 с.

Список литературы

1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. http://www.koob.ru/emeljanov/emeljanov_praktikum_po_konfliktologii
2. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям/ В.П. Ратников [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 543 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7023.html
3. Литвинов А.В. Введение в медиацию. М., 2011. Режим доступа: http://samlib.ru/l/litwinow_aleksandr_walentinowich/med1.shtml
4. Новосельцев В.И., Полевой Ю.Л. Теория конфликта: заблуждения и перспективы.// https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-konflikta-zabluzhdeniya-i-perspektivy
5. Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98. Уизерс Б. Управление конфликтом — СПб.: Питер, 2004. — 176 с.


Узнать стоимость работы